Метеор лодка что это такое

Фото: ссылка

Во вторник в Нижнем Новгороде состоялся торжественный спуск на воду новейшего судна на подводных крыльях «Метеор 120Р». Тем самым дана вторая жизнь популярному ещё в советское время проекту, который, как казалось многим, ушёл безвозвратно. А ведь легендарное «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» помимо «Метеора» освоило выпуск и других судов на подводных крыльях.

Идея явно переживает свой ренессанс, но справедливо говорить лишь о самом начале многообещающего процесса. Как он будет развиваться – разберём в этом выпуске.

Как всё начиналось

Первые попытки создать катер на подводных крыльях предприняли французы ещё в конце 19 века. Идея заключалась в том, что на высокой скорости судно с помощью своих подводных крыльев приподнимается над водой, что снижает сопротивление и позволяет развить более высокую скорость. Американцы первыми разглядели в ней военный потенциал, и уже в 1919 году их военный катер на подводных крыльях установил мировой рекорд скорости в 114 км/ч.

Как выглядит внутри «Метеор». Теплоход на подводных крыльях

В Советском Союзе идею начали прорабатывать только в 30-ые годы. Свой проект катера на подводных крыльях в 1941 году предложил студент Ростислав Алексеев. Руководству идея пришлась по душе, и молодой парень организовал конструкторское бюро по разработке судов на подводных крыльях. Однако после окончания войны в стране начались меняться политические настроения и, несмотря на очевидные успехи команды Алексеева, его идею отложили в долгий ящик.

В 1952 году швейцарская фирма «Супрамар», основанная немецким эмигрантом Гансом фон Шертелем, представила первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях, а позже начало серийный выпуск. Свои военные модели начал выпускать американский «Боинг». В это время в нашей стране наработки Алексеева продолжали игнорировать, и казалось, что нам уже никогда не угнаться за Западом. Но именно это отставание предопределило наш успех.

Продолжим после сводки позитивных новостей.

Время новостей

Очередной серийный Ил-96-300 совершил первый испытательный полёт.

Спущены на воду гидрографический катер «Юрий Осокин» и новый сухогруз проекта RSD59.

В Санкт-Петербурге заложен второй в серии пассажирский теплоход «Виктор Астафьев».

Галичский завод представил новую модель 50-тонного автокрана.

В Кемеровской области введена в эксплуатацию новая угольная лава.

В Мурманске открыт завод подводного оптоволоконного кабеля.

МТС запустила третий по мощности в России суперкомпьютер «ГРОМ» на 2,26 петафлопс.

В Подмосковье открыто фармацевтическое производство.

В Омске – производство котельного оборудования.

В Волоколамске – производство алюминиевой тары.

В Татарстане – третья очередь кондитерского производства.

В Нижегородской области – молочный комплекс.

Сборная России завоевала 4 золотые медали на Международной химической олимпиаде.

Перегнали

Очевидные успехи западных стран в производстве СПК вызвали серьёзную обеспокоенность советского руководства. На разработки Алексеева вновь обращают внимание, и с удивлением обнаруживают, что у нас есть всё необходимое для создания своих судов. С конца 50-ых разворачивается серийный выпуск первых советских СПК – «Ракет», «Метеоров», «Комет» и других.

Они демонстрируют замечательную эффективность, и ими постепенно наполняются реки, озера и моря нашей страны, начинается экспорт в страны Европы и Азии. Мы не только в кратчайшие сроки догнали, но и оставили далеко позади всех зарубежных конкурентов. Хотя мы позже всех вошли в эту гонку, но в середине 60-ых в мире словосочетание «судно на подводных крыльях» чётко ассоциировалось с Советским Союзом. Не удивительно, если упомянутая нами швейцарская «Супрамар» за всё время выпустила всего 150 судов, «Боинг» – и того меньше – 40, то СССР – более 1300.

Наша конструкция оказалась лучше, надёжнее и дешевле в эксплуатации. Дело Алексеева и его бюро, которое стало центральным по данной теме, процветало, а билет на СПК стоил дешевле, чем билет на автобус аналогичного маршрута.

Читайте также:  Расход топлива лодочный мотор ямаха 50

Казалось, эта победа с нами навсегда, но распад Союза отнял и её тоже.

Второе рождение

Мало того, что России на время стало не до водного транспорта, так ещё и значительная часть производства самих СПК и двигателей для них осталась на Украине – в Крыму и Николаеве. Поэтому новые суда не строились, благо запас ресурса советских позволял эксплуатировать их ещё несколько десятилетий.

Но на сегодня он почти исчерпан, в то время как для некоторых российских регионов именно СПК остаются безальтернативным видом транспорта. К счастью, нам удалось сохранить главное – легендарное «Центральное конструкторское бюро им. Алексеева». С него началось медленное, но неуклонное возрождение флота СПК.

Сначала был начат выпуск новых морских судов «Комета – 120М» – сейчас они производятся на Феодосийском судостроительном заводе в Крыму. В 2018 году было представлено головное судно «Валдай 45Р». В настоящее время их построено 11 единиц и ещё 5 достраиваются. И, наконец, на этой неделе было спущено на воду первое судно «Метеор 120Р».

Оно предназначено для скоростной перевозки до 120 пассажиров с автономностью плавания в 8 часов и дальностью хода – 600 км. Судно может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России.

Таким образом мы видим, что идея пассажирских перевозок на СПК хоть и не быстро, но зато верно пробивает себе новую дорогу в жизнь. Давайте взглянем на её перспективы.

Перспективы

Протяжённость внутренних водных путей в России составляет более 100 тыс. км. При этом 78% таких путей не имеют альтернативы, и ими пользуются 13 млн пассажиров в год. Старый советский флот требует замены, и не только в нашей стране – в Венгрии, Словакии, Румынии, странах Азии ещё можно встретить на маршрутах советские СПК, и там ждут от нас новых предложений.

Новые российские модели за счёт применения современных материалов ещё более комфортны и экономичны. В «ЦКБ им. Алексеева» оценивают потенциал внутреннего рынка в 150-200 судов. При этом выход на прогнозируемое крупносерийное производство сделает целесообразным разработку российских двигателей – сейчас в тех же «Метеорах» используются немецкие установки MAN.

Однако производители заложили в конструкцию возможность их замены на отечественный аналог, который позволит ещё и снизить стоимость конечного изделия. При должной поддержке со стороны государства идея имеет хорошие перспективы.

Если же заглянуть ещё дальше, то можно увидеть что в «ЦКБ им. Алексеева» не собираются останавливаться на достигнутом. В данный момент там работают над проектом большого морского судна «Олимпия» на 250 пассажиров. В советское время было построено два таких, и они весьма успешно эксплуатировались на линии Таллин-Хельсинки, в Греции и на Черном море.

Уже ведётся работа над экранопланами нового поколения. Такие могут перевозить на борту 40 пассажиров со скоростью 200 км/ч, выходить на любой необорудованный берег при любых погодных условиях, то есть идеальны для спасателей, пожарной службы или северного завоза.

Впрочем, это уже тема для отдельного разговора. Пока зафиксируем главное – СПК постепенно возвращаются в нашу реальность. И будем надеяться, что это только начало их большого нового пути.

Теперь о героях.

Время Человека

В Нижегородской области 11-классники Владислав Беляков и Степан Пантуров заметили на детской площадке неадекватного мужчину. Он приставал к детям, а потом купил лимонад и, приманив им ребёнка, повёл его в подъезд. Парни бросились следом, звали на помощь взрослых, но никто не откликнулся.

Тогда они догнали мужчину, который уже завёл ребёнка к себе в квартиру, помешали ему закрыть входную дверь и вызвали полицию. Прибывшие на место происшествия правоохранители освободили ребёнка и начали проверку инцидента. Есть все основания полагать, что парни предотвратили беду.

Читайте также:  Инструкция тахометра для лодочного мотора kebidumei

В знак благодарности городская администрация обеспечила ребятам возможность сходить на тренировку их любимого нижегородского хоккейного клуба «Торпедо». А уже хоккеисты вручили им памятные подарки. Не густо, конечно, но лучше, чем ничего, и мы рады, что хоть где-то на гражданские подвиги простых людей власти начинают обращать внимание.

Источник: zavtra.ru

Суда на подводных крыльях

Приподнявшись над поверхностью воды, эти суда проносятся мимо со скоростью курьерского поезда; вместе с тем они предоставляют своим пассажирам такой же комфорт, как на реактивном воздушном лайнере.

Только в одном Советском Союзе — ведущей стране по судам этого класса — суда различных типов на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров.

В 1957 году с Феодосийского судостроительного завода в Украине сошла первая «Ракета» проекта 340.
Теплоход способен был развивать неслыханную по тем временам скорость 60 км/час и брать на борт 64 человека.

Вслед за «Ракетами» в 1960-х появились более крупные и комфортабельные двухвинтовые «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Пассажировместимость этих судов составляла 123 человека. Теплоход имел три салона и бар — буфет.

В 1962 году появляются «Кометы» проекта 342м, фактически те же «Метеоры», только модернизированные для эксплуатации в море. Они могли ходить при более высокой волне, имели радиолокационное оборудование (РЛС)

В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» спускает на воду судно проекта 329 «Спутник» — самый крупный СПК. Он перевозит 300 пассажиров, со скоростью 65 км/час. Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Но в течение четырех лет эксплуатации, выявилась масса недостатков, в том числе — большая прожорливость четырех двигателей и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации.

Для сравнения «Спутник» и «Ракета»

«Спутник» сейчас.
В Тольятти из него сделали то-ли музей, то-ли кабак. В 2005 году случился пожар. Сейчас это выглядит так.

«Буревестник» — одно из самых красивых судов из всей серии! Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький. «Буревестник» вмещал 150 пассажиров, и имел эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако в серийное производство не пошел — два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива.

С 1977 года не эксплуатировался. В 1993 году разрезан на лом.

В 1966 году гомельский ССРЗ выпускает судно для неглубоких рек, глубиной чуть более 1 метра «Беларусь» пассажировместимостью 40 человек и скоростью 65 километров в час. А с 1983 года станет выпускать модернизированную версию «Полесье», которая уже берет на борт 53 человека при той же скорости.

Ракеты и Метеоры старели. В ЦКБ Р. Алексеева создавались новые проекты. В 1973 году Феодосийский судостроительный завод спускает на воду СПК второго поколения «Восход».

«Восход» — это прямой приемник «Ракеты». Это судно экономичней и вместительней (71 чел.).

В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК «Колхида». Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург — Валаам, под названием «Триада», другое в Новороссийске — «Владимир Комаров».

В 1986 году в Феодосии был спущен на воду новый флагман морских пассажирских СПК двухпалубный » Циклон», который имел скорость 70 км/час и брал на борт 250 пассажиров. Эксплуатировался в Крыму, потом был продан в Грецию. В 2004 году вернулся в Феодосию на ремонт, но стоит там до сих пор в полуразобранном состоянии.

Читайте также:  Подключение панели управления в лодку

Дзен

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене

инста3

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Источник: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Советский теплоход на подводных крыльях «Метеор»

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК «Метеор», о котором сегодня и пойдет речь.

1.

Советский теплоход на подводных крыльях Метеор

Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось «Ракета-1». На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань.

2.

Советский теплоход на подводных крыльях Метеор

Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как «Комета», «Беларусь» и наш сегодняшний герой – «Метеор». С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали «Восход», «Колхида», «Полесье», «Циклон», «Ласточка».

3.

Советский теплоход на подводных крыльях Метеор

Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.

4.

Советский теплоход на подводных крыльях Метеор

Собственно «Метеор» является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году.

Серийный выпуск «Метеоров» наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались «Метеоры» с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.

5.

Советский теплоход на подводных крыльях Метеор

Водоизмещение «Метеора» составило 53.4 тонны. Длина борта – 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев – 9.5 метров. Высота «Метеора» во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода – 1.2 метра, во время стоянки – 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN.

В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.

6.

Советский теплоход на подводных крыльях Метеор

В зависимости от модели «Метеор» мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.

Поделиться этим:

Наука и технологии 5 июля, 2021 999 просмотров

Источник: zefirka.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...