Построечным местом называется площадка, специально оборудованная для постройки судна и спуска его на воду. В зависимости от положения строящегося судна все построечные места подразделяются на горизонтальные и наклонные. Из них более предпочтительными являются горизонтальные. По сравнению с наклонными они имеют ряд преимуществ: упрощаются проверочные и сборочные работы (при горизонтальном положении судна); значительно упрощаются работы по спуску судна на воду; расширяются возможности оборудования построечных мест средствами механизации, а также сооружения эллинга — специального здания над построечным местом, которое позволяет организовать работу независимо от метеорологических условий.
Новые судостроительные заводы, на которых предполагается постройка крупных и средних судов, оборудуются строительными доками (рис. 13.6). Длина современных доков достигает 500 м, ширина 70 м, глубина 14 м. Встречаются доки и больших размеров. По длине строительные доки часто разделяются водонепроницаемыми затворами на две части, что позволяет одновременно строить два судна. В части дока, обращенной к акватории, строится целое судно, в другой части — кормовой или носовой «остров» другого судна.
приколы 2022| Самый лучший спуск лодки на воду
Рис. 13.6. Разрез строительного дока для постройки крупных судов.
На заводах, строящих средние и мелкие суда, весьма распространены горизонтальные построечные места на уровне территории завода, оборудованные тем или иным спусковым сооружением. В большинстве случаев на этих заводах суда строят поточно-позиционным методом.
Горизонтальное построечное место представляет собой бетонную площадку, по которой, как правило, проложены рельсовые пути. По этим путям с помощью судовозных тележек перемещается судно по позициям поточной линии. Для спуска судна на воду такие построечные места могут быть оборудованы наливной док-камерой, плавучим доком, слипом.
Наливная док-камера состоит из двух отделений:
а) камеры всплытия, предназначенной для доставки готового судна на тележках по рельсовым путям (с горизонтального построечного места) и его всплытия;
б) выводной камеры для уравнения уровня воды при выводе судна из док-камеры в акваторию (участок водного бассейна в районе завода).
Слипы по направлению спуска разделяют на поперечные и продольные. Они могут быть одно- и двухъярусными. На одно-. ярусном слипе для продольного и поперечного перемещения судна служат тележки, снабженные устройством для поворота катков на 90°. На двухъярусном слипе для продольного перемещения используют тележки. Поперечные перемещения к наклонной части слипа осуществляются с помощью трансбордера, а непосредственно спуск судна на воду — с помощью многокатковых тележек или на трансбордере.
Продолжительное время наиболее распространенным типом построечного места для постройки крупных и средних судов являлся продольный наклонный стапель.
Угол а, образованный наклонной плоскостью стапеля с горизонтом, называется углом уклона стапеля. Уклон стапеля выражают через его тангенс:
МЕСТА ДЛЯ СПУСКА ЛОДОК С КООРДИНАТАМИ ! ГДЕ ПОСТАВИТЬ ПАЛАТКУ ЮЖНАЯ ЧАСТЬ ТАРХАНКУТА!
tg α = H/L,
где H — высота стапеля; L — длина стапеля.
Среднее значение уклона стапеля обычно составляет 1/16 для стапелей длиной до 200 мм и 1/20—1/24 — для стапелей большей длины.
Продольный наклонный стапель состоит из двух частей — надводной и подводной.
Распространены стапели с батопортом, позволяющим осушать подводную часть спусковых дорожек (рис. 13.7). Батопорт на плаву подводят к порогу стапеля и заводят концевыми частями в специальные углубления, сделанные в боковых стенках. Через отверстия в батопорте его частично заполняют водой, и он садится своим днищем в углубление порога. После этого воду, находящуюся в огражденном ковше стапеля, выкачивают насосами.
Рис. 13.7. Стапель с батопортом.
1 — батопорт; 2 — флютбет; 3 — бетонная плита.
Для постройки небольших судов применяют поперечные наклонные стапели. На поперечном стапеле судно располагается горизонтально, параллельно береговой линии, и спускается на воду боком. Конструкция такого стапеля значительно проще продольного. Характерная особенность значительной части поперечных стапелей — наличие большого количества спусковых дорожек (в некоторых случаях до 20). Уклон спусковых дорожек значителен и находится в пределах 1/8—1/12. Существуют три типа поперечных стапелей:
а) стапель (рис. 13.8, а) со спусковыми дорожками, длина которых обеспечивает спокойный спуск и нормальное всплытие судна;
б) стапель для спуска судна прыжком (рис. 13.8,6), когда спусковые дорожки доходят только до поверхности воды;
в) стапель для спуска судна броском (рис. 13.8, в), когда спусковые дорожки заканчиваются на некоторой высоте (до 1,5—2,0 м) над водой.
Выбор того или иного типа поперечного стапеля определяется размерами и конструктивными особенностями строящихся судов, а также местными условиями.
Рис. 13.8. Типы поперечных стапелей: а — стапель обычного типа; б — стапель для спуска прыжком; в — стапель для спуска броском.
Следует отметить, что в настоящее время при проектировании судостроительных заводов наклонные стапели, как правило, не предусматривают.
Сборка корпусов судов
- Гигиена труда и техника безопасности
- Чертежи в судостроении
- Техническая механика
- Основы слесарной обработки
- Электрическая сварка и прихватка
- Сварочные деформации корпусных конструкций
- Тепловая резка
- Пневматические работы
- Такелажные работы
- Плазовые работы
- Обработка деталей корпуса
- Изготовление узлов, секций и блоков секций корпуса
- Сборка и сварка корпуса судна на построечном месте
- Корпусодостроечные работы
- Надежность и долговечность конструкций корпуса
- Организация труда на предприятии
Источник: www.stroitelstvo-new.ru
Конструкции спусковых устройств для спуска с продольных стапелей
Конструкции спусковых устройств для спуска с продольных стапелей.
Спусковое устройство для спуска с продольных стапелей включает спусковые полозья, подбрюшники, копылья, клинья, найтовы, полотенца, стяжки, распорные брусья, задержники, сигнализацию и прочие приспособления.
Спусковые полозья устанавливают на каждой спусковой дорожке. Если полозья установлены под судном без промежутков, то такое устройство называется сплошным. Если между полозьями имеются разрывы, спусковое устройство называется секционным.
Полозья могут быть деревянными или металлическими. Деревянные полозья (рис. 82) изготовляют из сосновых брусьев сечением 200×200 мм, укладываемых в один-три ряда вдоль полоза.
Рис. 82. Деревянный полоз.
Длина отдельных звеньев полоза колеблется от 4 до 38 м. Длина полозьев имеет важное значение при демонтаже спускового устройства: очень длинные полозья трудно вытаскивать, транспортировать и хранить. Практикой ряда заводов установлено, что для предспусковых и демонтажных работ наиболее удобен полоз длиной 6,5 м, что соответствует также длине пиломатериалов, поступающих на судостроительные заводы.
Полозья имеют дубовую подшивку из брусков толщиной 50—70 мм и шириной 110—200 мм. Дубовую подшивку крепят к полозьям корабельными гвоздями, головки которых утапливаются на 10—15 мм. Особое внимание уделяют обработке лицевой стороны подшивки и ее проверке на чистоту обработки и шероховатость.
Если длина брусьев меньше длины полоза, то в каждом брусе предусматривают стык в виде косого или прямого зуба (рис. 83). Косой зуб скрепляют двумя стяжными болтами, прямой — прямым поперечным болтом. В вертикальном и поперечном направлениях брусья полоза соединяют сквозными стяжными болтами.
Вертикальные и поперечные болты со стороны рыбины спусковой дорожки должны быть установлены таким образом, чтобы они не препятствовали движению. Иногда на полозьях со стороны рыбины спусковых дорожек устанавливают дубовый брусок.
Рис. 83. Стыки брусьев полозьев.
Помимо деревянных, используют также металлические полозья с деревянной подшивкой. Металлические полозья жесткие и, как правило, легче деревянных, они могут быть выполнены плавучими. Изготовление металлических полозьев—достаточно трудная операция, так как требуется получить хорошую нижнюю плоскость — ровную, гладкую, без местных деформаций.
Деталями полоза являются распорные брусья и стяжные струны (стяжки). Распорные брусья (рис. 84), изготовляемые из сосновых брусьев квадратного или круглого сечения, служат для удержания полозьев левого и правого бортов на определенном расстояний один от другого. Брусья крепят к полозу на фланцах или обоймах из угольников, в которые вставляют торцы брусьев.
Рис. 84. Крепление распорного бруса и стяжных струн.
1 — струна; 2 — талреп; 3 — распорный брус; 4 — башмак; 5 — спусковой полоз; 6 — подошва полоза.
Стяжные струны предназначены для удержания полозьев от расхождения во время движения судна вниз по стапелю. Их изготовляют из профиля, прутка, троса или стальных полос и обычно устанавливают рядом с распорными брусьями. Концы стяжных струн выполняют в виде штырей, которые пропускают через полозья и закрепляют с наружной стороны гайками и шайбами. В конструкцию стяжной струны (рис. 84) может входить талреп, используемый для обтяжки.
Подбрюшники различной конструкции служат для восприятия и передачи на полозья веса судна. Как правило, подбрюшник состоит из одного ряда горизонтально уложенных сосновых брусьев, соединенных из отдельных блоков, где брусья устанавливают вертикально. Ширина подбрюшника должна быть равна ширине полозьев, а длина — на 10—15% меньше длины полоза.
Подушку подбрюшника набирают из продольных и поперечных брусьев. Она может быть несплошной. Брусья подушки желательно соединять стяжными болтами, а если это невозможно, то строительными скобами.
Клинья располагают между подбрюшниками и пазами. Они предназначены для прижима подбрюшников к корпусу путем их подклинки, что устраняет зазоры между спусковым устройством судна, обеспечивая равномерное распределение давления судна на спусковое устройство. Клинья изготовляют из дуба (ходовой подбиваемый клин) и сосны (закладной клин).
Общее число клиньев определяют расчетом, исходя из нагрузки 10—20 т на одну пару клиньев. Угол заострения клиньев около 3—4°, ширина колеблется от 150 до 250 мм. На торцевых концах клиньев (на тонком — для исключения задирания, на толстом — для сохранения торца) выполняют фаски размером 5—15 мм с углом 45°.
Сминающиеся прокладки служат для разнесения на большую площадь и перераспределения местных давлений. Они представляют собой упругопластические элементы, которые устанавливают в плоскости клиньев (над или под ними), на одном или нескольких звеньях. Сминающиеся прокладки изготовляют из мягких пород дерева: осины, ели или пихты, а также из парафино-вазелиновых компонентов и пластмасс с заданными механическими свойствами.
Влажность прокладок должна быть не менее 30%, а при спусках зимой не должна превышать 60%.
Обычно применяют прокладки размером 30X30÷80X80 мм.
Копылья по их расположению в спусковом устройстве разделяют на носовые и кормовые. Копылья могут быть деревянными и металлическими.
При применении носовых копыльев поворотного типа (рис. 85) поворот судна происходит вместе с верхней частью копыла по опорной поверхности, соединенной со спусковыми полозьями. Эта конструкция обеспечивает равномерное распределение баксового давления путем создания круговой опорной поверхности из деревянных брусьев.
Кормовые копылья, деревянные или металлические, изготовляют в виде «кустов» при относительно большой протяженности или в виде одного сплошного копыла. Высота копыльев для судов с острыми кормовыми образованиями достигает 6 м, а длина изменяется в пределах 4—20 м (в зависимости от типа судна).
Найтовы предназначены для соединения конструкций спускового устройства с корпусом с целью предотвращения смещения спускового устройства относительно корпуса при спуске и удержания спускового устройства на корпусе судна после его спуска. Найтовы изготовляют из стальных полос, профиля или металлического троса.
Рис. 85. Носовой копыл поворотного типа.
Задерживающие устройства предназначены для удержания судна на стапеле от момента пересадки на спусковое устройство до спуска. Применяемые задерживающие устройства по принципу действия разделяют на механические, гидравлические, убираемые и перерезаемые.
Источник: www.stroitelstvo-new.ru
Место для спуска лодок как называется
°C
Давление mm
Курс валют сегодня | ||
(EUR) | 99.69 | |
(USD) | 90.09 |
Календарь публикаций
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | ||||||||
1 | 2 | |||||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | ||||||||
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||||||
31 |
Источник: gazeta-priziv.ru