Мбр это подводная лодка

Глава комитета Совета федерации по обороне и безопасности, экс-главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон» и ракеты донного базирования «Скиф» входят в арсенал Вооруженных сил России.

Это заявление было сделано в ходе ознакомления журналистов с готовой к утверждению Владимиром Путиным Государственной программой вооружений на 2018−2025 годы. «На сегодняшний день мы имеем в своем арсенале уникальные стратегические бомбардировщики (Ту-160), ОТРК с мощными баллистическими и крылатыми ракетами (семейство «Искандеров»), ракетный комплекс «Сармат», комплексы ПВО С-400, межконтинентальные баллистические ракеты, атомные ракетные крейсеры с мощными противокорабельными гиперзвуковыми ракетами «Циркон», ракеты донного базирования «Скиф», — сказал Бондарев.

Сенатор перечислил в качестве наиболее актуальных оружейных комплексов и другие образцы, которые должны «встать на крыло» к середине следующего десятилетия. Среди них и перспективный истребитель-перехватчик, и ударные беспилотники, и новые высокоточные ракеты. Но наиболее интересным для рассмотрения оружием является ракета донного базирования «Скиф», сведения о которой в связи с секретностью разработки строго дозированы.

Подготовка к пуску МБР «Булава» с борта атомного подводного крейсера

И «Циркон», и «Скиф» являются вооружением Военно-Морского флота России. Однако «Скиф» — оружие более серьезное, относящееся к ядерному оружию сдерживания. К созданию этой ракеты петербургское ЦКБ морской техники «Рубин» и миасский Государственный ракетный центр им. Макеева приступили в начале 90-х годов. Питерцы разрабатывали платформу, а миассцы непосредственно баллистическую ракету.

В зависимости от базирования ядерные баллистические ракеты подразделяются на три типа. Наземного базирования, воздушного и морского. Ракеты морского базирования устанавливаются на атомные подводные лодки, которые скрытно перемещаются в мировом океане.

Одно из главных требований к ядерным МБР — скрытность их нахождения. Это необходимо для того, чтобы противник не нанес по ним упреждающий удар, лишив возможности ответного удара. Первые наземные ракеты были в этом отношении наиболее уязвимы. Но затем появились мобильные «Тополь» и «Ярс», постоянно перемещающиеся по маршрутам патрулирования.

А МБР «Воевода» (по натовской терминологии «Сатана») размещена в мощной шахте, способной выдержать ядерный удар. Таким же образом будет базироваться и комплекс «Сармат».

Воздушная составляющая ядерной триады занимает промежуточное положение по скрытности. Ну, а самые замаскированные от всех видов стратегической разведки — МБР, установленные на подводных лодках. Примерно такой же уровень скрытности и у ракеты «Скиф». Она располагается на дне на достаточно большой глубине. И длительное время находится на постоянном дежурстве, ожидая команду на старт.

Известно, что первые испытания «Скифа» прошли в 2008 году. По их результатам в 2009 году опытные образцы были направлены на доработку. В 2013 году ракета была передана на государственные испытания. Точных данных о том, что «Скиф» принят на вооружение, нет. Слишком все секретно и очень туманно.

Стратегические АПЛ типа «Борей-А» получат новые МБР «Булава-М» !!!

В связи с туманностью вопроса то там, то сям попадаются «достоверные свидетельства надежнейших источников», которые, видимо, не вполне знакомы с возможностями современных военных технологий. Наиболее «компетентные» рассказывают о двадцати ядерных боеголовках, которые летят к целям на окологиперзвуковых скоростях, огибая рельеф местности. При этом в них по максимуму использован искусственный интеллект, а сами они абсолютно невидимы для системы ПРО противника. При этом часть боеголовок берут на себя задачу целенаведения для другой части, «менее интеллектуальной».

В действительности же сама ракета «Скиф» не является чем-то особо уникальным. И, вероятно, это модификация уже известной МБР морского базирования — «Синевы» или «Лайнера», благо они разработаны в Центре имени Макеева в Миассе. И вряд ли это модификация еще одной нашей «подводной» ракеты «Булавы». И не только в связи с тем, что у нее другой разработчик — Московский институт теплотехники. У «Булавы» и дальность не столь впечатляющая, и забрасываемый вес меньше.

Основной технической проблемой было, несомненно, создать платформу для ракеты. То есть транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета могла бы находиться продолжительное время. Как минимум десятилетие или больше. Находиться в агрессивной морской среде, которая способна «пожирать» металл. Существовала и еще одна серьезная проблема.

Контейнер с ракетой все это время должен находиться в работоспособном дежурном состоянии без какого бы то ни было технического обслуживания. И это означает, что ЦКБ «Рубин» проделал громадную работу по существенному повышению надежности всех систем подводного комплекса.

В испытаниях «Скифа» принимала участие дизель-электрическая специализированная подводная лодка «Саров», приписанная к Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) ВМФ. Именно она, по сообщениям экспертов, доставляла контейнер с МБР к «месту службы». Судя по требованиям, предъявляемым к глубоководности «Скифа», в операции спуска контейнера на дно принимал участие «Лошарик». Это неофициальное название глубоководного атомного аппарата АС-12, способного опускаться на 6000 метров. И это тоже лодка ГУГИ, управления, которое проводит по большей части секретные исследования и эксперименты.

Задача скрытности нахождения на боевом дежурстве ракеты «Скиф» решается довольно просто. Лодка-носитель подходит под водой к заданной точке и сбрасывает контейнер. Никаких монтажных работ не требуется, поскольку контейнер просто ложится на дно.

При получении команды на пуск за счет частичной продувки контейнер приобретает качество игрушки-неваляшки, то есть занимает вертикальное положение. После чего продувка продолжается, и контейнер начинает всплывать. Существует мнение, что выброс ракеты из контейнера при помощи твердотопливного ускорителя происходит на глубине в 50 метров. То есть, как это происходит и на подводных лодках.

Однако подводный старт ракет с подводных лодок преследует единственную цель — не обнаружить свое местоположение при всплытии. «Скиф» же является оружием одноразового использования, так что рациональнее использовать надводный старт.

В чем еще заключаются достоинства ракеты донного базирования? В дешевизне. То есть эксплуатация «Скифа», после постановки его на боевое дежурство, абсолютно бесплатна. И в этом смысле данный тип оружия сдерживания принципиально отличается от стратегических подводных ракетоносцев, вооруженных примерно такими же межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерной боевой частью.

Размещать «Скифы», что называется, под боком у вероятного противника не получится. И не только потому, что работы по установке ракетных контейнеров поблизости от зоны противолодочной обороны скрытно провести не удастся. Но и в связи с принятым в 1970 году международным «Договором по морскому дну».

Он запрещает размещение ядерного оружия на морском дне за пределами 12-мильной зоны, прилегающей к берегу. Однако и в этом случае получается значительный выигрыш, если ставить «Скифы» на дежурство на арктическом шельфе. В связи с чем время подлета МБР к американскому материку существенно сократится. Это важный фактор сдерживания противника от необдуманных решений.

Дело в том, что существует вполне реальная возможность выхода США из Договора по ракетам средней и меньшей дальности. Конгресс уже выделил 58 млн. долларов на разработку баллистических ракет средней дальности. Если договор будет взломан, то, сомневаться не приходится, американцы разместят эти ракеты в Европе.

В итоге существенно сократится время подлета ядерных ракет к европейской части России. Так вот, благодаря разворачиванию «Скифов», симметрично сократится и время их подлета к территории США. Впрочем, это не единственный вариант ответа на вероятный выход США из договора РСМД. Планируется также размещение в Арктике компактных, но вполне мощных ракет «Курьер», разработка которых была остановлена в 90-е годы.

Читайте также:  Почему находясь в лодке трудно попасть копьем в рыбу плавающую невдалеке

Источник: alexandr-palkin.livejournal.com

Тихоокеанский флот остался без «Кальмаров»

С 25.07.1977 классифицировались как ракетные подводные крейсера, с 3.06.1992 (К-180, 211, 223, 433, 441, 449, 455, 490, 506 с 28.04.1992) как атомные подводные крейсера с баллистическими ракетами Переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку специального назначения К-129 22.03.1996
Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
надводное: 10600
подводное: 13700
Размеры, м:
длина: 157
ширина: 11,87(габаритная – 19)
осадка по КВЛ: 8,7
Скорость полного хода, уз:
надводного: 14
подводного: 24
Дальность плавания:
над водой Неограничена
под водой Неограничена
Глубина погружения, м:
рабочая: 320
предельная: 400
Автономность, сут: 80
ГЭУ, мощность полного хода: 2 АР ОК-700А по 90 МВт, 2х20000 л.с. ГТЗА-635, 2х306 л.с. электродвигатели ПГ-153, 2 ТГ ОК-2А по 3000 кВт, 2 ДГ по 460 кВт
Вооружение: РК Д-9Р (16 ПУ БР Р-29Р (3М40)) или Д-9РК (16 ПУ БР Р-29РК) 4 533 мм НТА (16 торпед СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, 53-65М, УРПК-6 «Водопад-ПЛ» (ПЛУР 83Р, 84Р)) 2 400 мм НТА (6 торпед СЭТ-72, СГАПД МГ-44 «Корунд-1») ЗРК «Стрела-2М» (ЗУР 9М32М)
РТВ: РЛК МРК-50 «Каскад», РЛС РТР МРП-10М «Залив-П», радиопеленгатор «Завеса-П», ГАК МГК-400 «Рубикон» (К-424 – МГК-100 «Керчь»), эхоледомер МГ-518 «Север», БИУС «Алмаз-БДР», НК «Тобол-М-1» (на последних – «Тобол-М-2»), комплекс связи «Молния-М»
Экипаж, чел: 130 (40 офицеров)

Крейсерские подводные лодки проекта 667БДР — Общий вид

История создания проекта

Модернизации проекта

Пр.09786 шифр «Грунт» – 1 единица: Северодвинск «Звёздочка» – К-129 05.1994-2002. Длина 162,5 м, 1 носовое подруливающее устройство, 1 кормовое подруливающее устройство, ГАК «Гнейс-09787». Носитель АГС пр.10831 или пр.18551 На К-44, 441, 487, 496 установлена ГАС «Аврора-1»

Распределение по флотам

: К-44 (с 10.2008
ТОФ
), 129, 180 (с 15.09.1982
ТОФ
), 223 (с 11.12.1980
ТОФ
), 424, 433 (с 3.11.1983
ТОФ
), 441 (с 16.12.1988
ТОФ
), 449 (с 14.11.1990
ТОФ
), 455 (с 8.05.1979
ТОФ
), 487, 490 (с 8.05.1979
ТОФ
), 496, 506 (с 10.11.1981
ТОФ
)
ТОФ
: К-211

Бортовые номера

К-44: 801(1991), 862(2000), 939(2017) К-129: 869(1991), 656(2005) К-180: 908(2000) К-211: 938(2000) К-223: 912?(2000), 915(2016) К-424: 877(1989) К-433: 934(2000), 930?(2016), 934(2017) К-449: 917(1982), 859(1990), 949(2000) К-455: 926(2000) К-487: 849(1991), 823(2000) К-490: 901(2000) К-496: 842(1991), 864(2000) К-506: 915(1998)

1995 – К-424 (28.03), К-441 (28.03) 1998 – К-487 2000 – К-455 (30.04) 2001 – К-449 (21.06) 2003 – К-490 (август) 2009 – К-496 (14.08) 2010 – К-211 (11.11), К-506 (июль) 2020 – К-223 2020 – К-433

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДР «Кальмар» (Delta-III class)

История

Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок.

Был реализован принцип полной астрокоррекции.[1] Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе.

Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые , БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД.[2] Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего было построено 14 кораблей.

В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В. М. Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная () в бухту Крашенинникова (ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз».

Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов). 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли.[3] C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР[4] (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице — адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышали 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.

Мостик

Корпус

К-433на ремонте в Большом Камне

Закладная доска расположена на переборке между 3 и 4 отсеками в районе верхней палубы, она вварена в переборку (
закладная доска К-433 первая сторона
)

Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным.

Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая связная антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

Закладная доска подводной лодки К-433 вторая сторона

  • 1-й — торпедный;
  • 2-й — аккумуляторный и жилой;
  • 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
  • 4-й — носовой ракетный;
  • 5-й — кормовой ракетный;
  • 5-Бис — жилой;
  • 6-й — дизель-генераторный (вспомогательных механизмов);
  • 7-й — реакторный;
  • 8-й — носовой турбинный;
  • 9-й — кормовой турбинный;
  • 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.

Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².

Вооружение

Ракетные шахты

Надводный старт ракеты.
Иллюстрация из Soviet Military Power

Основная статья: Р-29Р

Основным вооружением является ракетный комплекс Д-9Р, насчитывающий 16 пусковых установок шахтного типа. Этот комплекс впервые обеспечил возможность боевого применения ракетного оружия из высоких широт. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 50 метров при скорости 6 узлов.

Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.[7] Ракета Р-29Р, жидко-топливная, использующая в качестве окислителя азотный тетраоксид (амил) и в качестве горючего — несимметричный диметилгидразин (гептил) — предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях с возможностью наносить удары по высокозащищенным малоразмерным («твердым», по определению американцев), целям, таким как пусковые установки МБР наземного базирования, командные пункты, базы хранения спецбоеприпасов. Принята на вооружение ВМФ в 1977 году.

Читайте также:  Когда изобрели надувные лодки

Основные тактико-технические характеристики:[8] Масса стартовая, т 35,3. Масса максимальная забрасываемая, т 1,65. Максимальная дальность стрельбы — межконтинентальная. Головная часть моноблочная и разделяющаяся Количество боевых блоков, шт.1, 3, 7 (Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км.

Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.)[9] Система управления астроинерциальная с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Количество ступеней, шт. 2. Длина ракеты, м 14,1. Диаметр ракеты, м 1,8. Топливо жидкое.

Торпедное вооружение корабля состоит из четырёх 533-миллиметровых и двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах погружения до 250 метров, системы подготовки торпедных аппаратов «Кальмар». Торпедный комплекс занимает верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагаются в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТАТА, находился горизонтальный торпедопогрузочный люк. В боекомплект входит 16 торпед .

Торпеда подводных лодок 53-65К[10] (противокорабельная)принята на вооружение в 1969 году. Газотурбинная, перекисно-водородная торпеда, калибр 533 мм, длина 7,2 м, вес 2070 кг, вес взрывчатого вещества в боевой части около 300 кг, скорость 45 узлов и дальность хода 19 км. Система самонаведения акустическая активная с вертикальным лоцированием кильватерного следа корабля-цели, взрыватель неконтактный, активный, электромагнитный. Прибор курса, установленный в торпеде, обеспечивает установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, что позволяет применять её при любых курсовых углах цели от 0° до 180°.

Торпеда подводных лодок СЭТ-65[11](противолодочная) принята на вооружение в 1965 году. Электрическая, калибр 533 мм, длина торпеды СЭТ-65 — 7,8 м, вес 1750 кг. Вес взрывчатого вещества в боевой части около 200 кг. Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового действия СЦ-240, обеспечивает скорость 40 узлов и дальность хода 15 км. Система самонаведения акустическая активно-пассивная с радиусом реагирования по активному каналу 800 м, взрыватель неконтактный, кругового действия, акустический, активного типа с радиусом реагирования 10 м. Двухторпедный залп этими торпедами с параллельным их ходом обеспечивает надежное поражение свободно маневрирующей подводной лодки на дистанциях стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах погружения до 400 м.

ПВО представлена 2 комплектами «Стрела-2М».

Конструкция

667 БДР. Вид с кормы. На вертикальном стабилизаторе видна насадка выпускаемой антенны ГАС «Аврора-1»
Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус так же как и на 667БД разделялся десятью прочными переборками на одиннадцать отсеков. 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками убежищами, оборудованными входными люками с устройствами шлюзования обеспечивающими выход из аварийной ПЛ сухим способом, поперечные переборки этих отсеков рассчитаны на давление в 40 атмосфер.[5] Установка системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона увеличила пожаробезопасность подводной лодки.[5]

Аварии и навигационные происшествия

  • К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.[14]
  • К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.[15]
  • К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
  • К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.[16]
  • К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
  • К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.[17]
  • К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
  • К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
  • К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
  • К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).[18]
  • К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.[19]
  • Из письма подводника:[20]
    Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.
  • 22 сентября 2011 года с подводной лодкой Святой Георгий Победоносец которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».[21]
Читайте также:  Как заменить сальники в редукторе лодочного мотора ямаха 40

Источник: xn--b1ac1aqnee.xn--p1ai

Главные отличия российских ядерных ракет наземного базирования от ракет США

23 июля 1985 года первый полк межконтинентальных баллистических ракет «Тополь» заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой. США попытались ответить симметрично, но ничего не получилось. И поныне российские МБР наземного базирования превосходят американские.

Закамуфлированный институт

Если космическим ракетостроением у нас занимались несколько уважаемых фирм, то современные МБР наземного базирования в стране разрабатывает, по сути, один институт с «закамуфлированным» названием — Московский институт теплотехники. Разумеется, МИТ реализует грандиозные проекты не в одиночку, а с привлечением целого ряда субподрядчиков. Но ему принадлежат генеральные идеи, которые воплощаются в уникальные изделия.

Если до середины 70-х годов советские МБР были исключительно жидкостные, то МИТ совершил переворот, начав выпускать твердотопливные ракеты одна другой «краше», то есть мощнее, точнее и недоступнее для средств ПРО. И при этом куда более простые и безопасные в эксплуатации, надежные, компактные и мобильные, чем МБР на жидком топливе. Также принципиально по-иному решалась проблема скрытности стратегического оружия. Если раньше МБР находились в шахтах, координаты которых со временем неизбежно рассекречивались, то подвижные пусковые установки беспрерывно меняют свое нахождение.

Первой ласточкой стал подвижной грунтовой ракетный комплекс «Темп-2С» (SS-16), предтеча «Тополя». Он разрабатывался с 1965 года и начал поступать в части РВСН в конце 1975 года. У этой МБР, установленной на шасси МАЗа, была внушительная дальность — 10500 км и мощная боеголовка 1,6 Мт.

Год спустя появился аналогичный комплекс «Пионер» (SS-20) с ракетой средней дальности, способной преодолевать расстояние в 5000 км и нести три боеголовки суммарной мощностью 0,45 Мт. К началу 80-х годов появились две модификации «Пионера» — «Пионер-УТТХ» и «Пионер-3», в которых уже были установлены средства активного противодействия ПРО противника.

Двухминутная готовность

Комплекс РТ-2ПМ «Тополь» (SS-25 «Серп» по классификации НАТО) стал продолжением проекта «Пионер», развитого и усовершенствованного. Он, как и прежние мобильные комплексы МИТ, появился на свет во многом благодаря таланту генерального конструктора и директора НИИ-1 Миноборонпрома (прежнее название Московского института теплотехники) Александра Давидовича Надирадзе (1914 — 1987). Если Королев по праву считается основателем отечественного космического ракетостроения, то Надирадзе вполне заслуживает такого же звания в области современного стратегического ракетного вооружения.

«Тополь» оснащен баллистической ракетой 15Ж58 с тремя ступенями с твердотопливными реактивными двигателями, имеющими одно неподвижное сопло. Ее дальность действия — 10500 км. Длина — 21,5 м, диаметр — 1,8 м. Масса — 45 т. Масса отделяемой головной части с боезарядом, двигательной установкой и системой управления — 1000 кг. Мощность термоядерного заряда — 0,55 Мт. Точность стрельбы по различным данным — от 200 до 400 м.

Для управления полетом использованы раскладные поворотные аэродинамические рули, а также газоструйные рули и аэродинамические стабилизаторы.

В конструкции ракеты были использованы современные материалы, позволяющие снизить ее массу и повысить удельную энерговооруженность. Так, например, корпуса двух верхних ступеней впервые были выполнены методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Также повышению мощности ракеты способствовало использование нового топлива с увеличенной плотностью и удельным импульсом.

Высокая точность наведения на цель была достигнута за счет использования в инерциальной системе управления бортовой цифровой ЭВМ. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО противника. 15Ж58 производилась на заводе в Воткинске.

С завода ракета поступала в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м, в котором поддерживались постоянные температура и влажность. Контейнер устанавливался на 7-осное шасси автомобиля МАЗ-7917 с дизельным двигателем мощностью 710 л.с. Ракетовоз имел повышенную проходимость и среднюю скорость передвижения в 40 км/ч.

Старт был минометным. С выключенным двигателем ракета выталкивается из контейнера пороховыми газами на высоту в несколько метров. В воздухе она отклоняется с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включается маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки газовой струей маршевого двигателя первой ступени. Время подготовки к старту занимает 2 минуты.

Помимо подвижной пусковой установки в комплекс входят подвижной командный пункт и машина связи. А также машина обеспечения боевых действий, в которой оборудованы столовая, спальные места, бытовой отсек.

Подводная стратегия США

23 июля 1985 года после нескольких успешных испытательных пусков «Тополь» был поставлен на боевое дежурство в 14-й ракетной дивизии под Йошкар-Олой. Это был беспрецедентный случай, поскольку комплекс принят на вооружение лишь два года спустя — в 1987 году.

Максимальное количество «Тополей», находившихся в РВСН, — 369. Это было в 1995 году. По мере выработки срока эксплуатации (он составляет 15 лет) и из-за сокращения по договору СНВ-2 количество «Тополей», находящихся на боевом дежурстве, сейчас составляет 153 единицы. Также происходит вытеснение легендарных комплексов новыми разработками МИТ — «Тополем М» и «Ярсом», которые обладают более высокими характеристиками.

Необходимо отметить, что американские МБР наземного базирования даже по сравнению с «Тополем» представляют собой позавчерашний день стратегического ракетостроения. В настоящий момент твердотопливная ракета «Минитмен-3», принятая на вооружение в 1970 году, является единственной сухопутной МБР США. И, согласно планам Пентагона, будет находиться в пусковых шахтах до 2020 года.

Периодически эта ракета модернизируется, в ней меняются боеголовки и системы управления, заменяется просроченное топливо, улучшаются параметры двигателей. Но, как известно, за полвека даже металл, из которого сделан корпус, стареет.

На нынешний момент об «Минитмен-3» известно, что она способна доносить заряд мощность 0,3 Мт на расстояние 13000 км. К существенным недостаткам относится ее слабое противодействие системам ПРО.

США несколько раз предпринимали попытки «догнать и перегнать» СССР, а впоследствии и Россию по качеству МБР наземного базирования. Но все они провалились. Вначале сделали аналог нашей «Воеводы» (по классификации НАТО SS-18 «Сатана»). Но при этом не достигли того же уровня ударной мощности. У «Воеводы» она 10 Мт.

Всего было произведено лишь 50 американских аналогов, названных «Миротворцем», но вскоре они все были сняты с вооружения.

Не получилось и повторить МБР железнодорожного базирования «Молодец», курсировавший по нашим рельсовым дорогам до 1993 года. После двух неудачных пусков была свернута и эта программа.

Все сказанное, конечно же, не означает, что американский ВПК бессилен. И что ядерный потенциал США имеет низкую боеготовность. Просто Пентагон сделал ставку на МБР подводного базирования. И здесь у Штатов все нормально: есть и прекрасные МБР подводного старта, и боеспособные атомные подводные лодки. И такая стратегия имеет свои достоинства.

Например, АПЛ куда менее уязвимы, чем наземные пусковые комплексы. К тому же при подавлении стратегического арсенала на АПЛ удар противника придется не по территории страны.

Снимок в открытие статьи: Фото ИТАР-ТАСС.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Источник: svpressa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...