Подлодка «Леопард» уже выведена из эллинга для окончательных работ, однако состав вооружения и оборудования ВМФ пока не разглашается.
21 декабря 2021, 21:40
Подлодка «Леопард» из «звериной» дивизии
После окончательной настройки всех систем атомная подводная лодка «Леопард» проекта 971 «Щука-Б» выйдет на испытания в море. Помимо проверки всех систем корабля предстоит изучить новую цифровую систему управления. В её основе, по данным собеседников Лайфа в Минобороны, лежит сверхчувствительный манипулятор с возможностью автоматического следования по курсу. Такая же система, по некоторым данным, отвечает за управление многоцелевыми АПЛ «Ясень» и «Ясень-М».
Помимо обновления системы управления «Леопард» получил новое покрытие прочного корпуса — вместо специального резинового состава на него нанесли нанополимерный бутилкаучуковый состав, который работает как стелс-покрытие у малозаметных истребителей. Этот состав поглощает часть излучения гидроакустических станций других кораблей, благодаря чему подводная лодка дольше остаётся невидимой.
Вот вам и «подводная лодка»…
Молот «Мёртвой руки»: На что способна новейшая ракета РС-28 «Сармат»
«Леопард», как и другие подлодки проекта 971 «Щука-Б», входит в состав 24-й дивизии подводных лодок — одного из самых секретных подразделений ВМФ России. Главное назначение подводных кораблей этого типа — противодействие авианосным ударным группам и подлодкам с баллистическими ракетами. Почти сразу после вывода «Леопарда» из эллинга подводная лодка Тихоокеанского флота «Петропавловск-Камчатский» выполнила успешный пуск крылатой ракеты «Калибр» из акватории Японского моря. Условная цель была поражена на дальности более 1 тыс. километров.
После модернизации «Леопард» получит схожее вооружение — на его борту размещены 40 торпед и ракет «Калибр-ПЛ» с дальностью пуска до 2500 километров. По словам бывшего командира боевой части подлодки К-223 «Подольск» Георгия Мишкина, аура секретности вокруг «звериной» дивизии появилась не на пустом месте.
Первая задача — это держать корабли НАТО подальше от базы флота в Гаджиево. Помимо многоцелевых субмарин там находятся и подлодки с баллистическими ракетами — основа ядерного щита страны, лишаться которого нельзя ни при каких условиях. Попутно «зверята» держат в тонусе весь северо-западный фланг НАТО, включая Норвегию. Там находятся американские военно-морские базы и противолодочная авиация, и этот район в случае начала боевых действий будут накрывать одним из первых. Экипажи подлодок свои задачи знают и в море выходят незаметно для сил НАТО. У разведки альянса для них даже есть своё название — intangible squad «неосязаемая команда»
Бывший командир БЧ-3 на подлодке К-223 «Подольск»
«Леопард» первый, но не единственный
Галилео | Машина под водой
Новая подлодка проекта 971М получит целый ряд уникальных доработок, которые практически уравняют её по боевым возможностям с кораблями 4-го поколения. Первый и главный параметр, благодаря которому это станет возможно, — гидроакустическая станция на базе «Иртыша-Амфоры» — сверхчувствительного комплекса обнаружения для подлодок «Ясень». До конца десятилетия похожую модернизацию должны будут пройти и оставшиеся корабли — всего в составе «звериной» дивизии таких подлодок шесть. Одновременно на стапелях в Северодвинске сейчас модернизируются и ремонтируются пять подводных лодок этого проекта — две из которых зачислены в состав Тихоокеанского флота, и, вероятно, получат тот же пакет обновлений, что и «Леопард».
Шторм в «Океане любви»: Почему российский «Лошарик» подозревают в краже секретного кабеля НАТО со дна моря
Внимание, которое приковано к «Леопарду», легко объяснить. Этот корабль, а также ещё две субмарины этого проекта — К-461 «Волк» и К-317 «Пантера» — стали основной ударной силой в непростое для страны время — начале 90-х. Тогда подлодки считались самыми современными в мире — именно «звериные» АПЛ находились рядом с американскими авианосцами и противолодочной авиацией в январе 1992 года, когда силы НАТО начали неожиданные военные учения аккурат на фоне подписания документов об официальном распаде Советского Союза.
Сезон охоты на авианосцы
Ремонт и модернизация «Леопарда» (а также остальных подлодок этого проекта) были ускорены после новостей о скором спуске на воду новейших американских авианосцев типа «Джеральд Форд». Собеседник Лайфа в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что для дальнего обнаружения этих кораблей у «Леопарда» и однотипных кораблей могут появиться специальные дроны-разведчики. Они будут устанавливаться в стандартные торпедные аппараты и смогут действовать автономно, работая в пассивном режиме.
Специальные морские дроны помогут «звериным» подлодкам охотиться на корабли вероятного противника с максимальной эффективностью. Помимо оборудования для подлодок 971-го проекта разработали и новые ракеты. Это всё те же «Калибр-ПЛ», однако в новых ракетах увеличили массу боевой части — «специальные» ракеты с боеголовкой увеличенной мощности, по некоторым данным, будут использовать заряды в 15 килотонн каждая — это втрое больше, чем «базовые» ядерные версии «Калибра-ПЛ».
По сведениям источников в ОПК, 10–20 ракет с такой огневой мощью будет достаточно, чтобы вывести из строя не только авианосец, но и все корабли сопровождения, без которых ни один авианесущий корабль не выходит в море.
Источник: life.ru
Машины в подводных лодках
Подводная лодка серии С, такая же как, на которой служил Маринеско.
Когда я впервые прочитал эту историю о том, как Маринеско привез американский автомобиль на своей подлодке в СССР, то не очень поверил в ее подлинность. Но неожиданно ее подтвердила дочь самого Маринеско — Элеонора Маринеско. Вот как эта история в ее изложении.
«»Машину, которую отец купил на премиальные, пришлось перевозить на подводной лодке»
— Еще одним доказательством признания подвига отца и его экипажа, — продолжает Элеонора Маринеско, — служит тот факт, что когда отец пришел на базу, ему вручили огромную денежную премию — как аванс за героическую атаку. Премию выдали финскими деньгами, так как лодка стояла в порту Ханко. И на эти деньги отец купил огромный шикарный автомобиль.
Сослуживцы отца вспоминали, как он появился на своем авто на пристани. По возвращении с рейда моряков отпустили в увольнение. Ушел на берег и отец. Увольнительная заканчивалась в 20.00. Без двух минут восемь отца еще не было.
Офицеры экипажа заволновались — снова будут разбирательства и наказания. Как вдруг ворота базы распахиваются, и на блестящем роскошном лимузине, за рулем которого сидит очаровательная блондинка, въезжает Александр Маринеско. Все, кто видел эту картину, потеряли дар речи. Машина остановилась.
Отец как ни в чем не бывало вышел, подал руку даме, проводил блондинку до ворот базы и, усевшись за руль, подкатил к самому пирсу. На молчаливый вопрос друзей, что, мол, все это значит, папа ответил, что на премиальные деньги купил этот финский автомобиль. Директор фирмы так обрадовался удачной продаже, что поручил своей дочери, той самой роскошной блондинке, лично отвезти столь уважаемого и дорогого покупателя.
— Похоже, ваш отец был непредсказуемым человеком.
— Да, он был способен на безрассудные поступки. История с тем автомобилем, кстати, тоже имела продолжение. Среди вышестоящих командиров отца, особенно среди замполитов, было немало завистников, с которыми он часто конфликтовал. Пользуясь своим положением, они всячески пытались насолить отцу. Кто-то из них положил глаз на его машину.
Спустя какое-то время экипаж «С-13» получает команду: в течение двух суток подготовить лодку к переходу в другой порт. По словам сослуживцев отца, вся эта возня затевалась ради того, чтобы он оставил свой автомобиль в порту Ханко, так как перегнать машину на новое место времени у него не было. Но и в этой ситуации подводники нашли выход.
Ночью они тайком погрузили машину на корпус лодки за рубкой, крепко закрепив ее тросами. Под покровом ночи лодка благополучно добралась до нового места назначения. Машину сгрузили на пирс, и под утро «С-13″ успешно вернулась обратно в Ханко. На другой день отец доложил командующему дивизионом, что лодка к переходу готова, и получил приказ на отбытие. Каково же было изумление командиров, когда они увидели в новом порту машину отца. Никто, правда, не спрашивал, как она там оказалась.»
Полностью ее интервью можно прочитать здесь. Надо добавить, что существует вариант обьяснения, почему Маринеско уволили из флота. Маринеско не водил привезенный автомобиль сам, он сажал за руль матроса, возможно, потому что любил выпить. Однажды авто попало в аварию, матрос погиб. Именно это и стало причиной уволнения Маринеско.
Источник: apotapov777.livejournal.com
Подводные лодки на колесах, подводный дирижабли и новая гонка ядерных вооружений
Предложение разработать способную осуществлять посадки на морское дно субмарину, может привести к переосмыслению роли океанического вооружения, как мы её представляем на сегодняшний день, а также к обрушению системы ядерного сдерживания.
Каждые два года самые продвинутые ученые из Офиса военно-морских исследований ВМС США собираются на симпозиум. Там, они говорят о получении грантов и о партнерстве с малым бизнесом, а кроме того обсуждают будущие разработки в сфере военно-морского вооружения.
Среди всех этих разговоров о лазерах, рейлганах и огнетушащих роботах, с докладом выступил доктор Роберт Баллард, человек, чьи достижения включают в себя увенчавшиеся успехом поиски Титаника, а также открытие ранее неизвестных форм жизни на морском дне рядом с геотермальными отверстиями. В докладе он вскользь упомянул об умопомрачительной новой концепции: «субмарины взаимодействующие с грунтом».
Это означает, что подводные лодки поставят на колеса.
В целом говоря, подводные лодки действительно крайне не любят соприкосновений с морским дном. На самом деле, экипажами проводится большая работа для того чтобы избежать таких случаев. Ударение об острый камень может (Посейдон упаси) пробить отверстие в корпусе, что не очень хорошо в условиях, когда давление воды составляет полторы тонны на каждый квадратный дюйм корпуса.
Подводные лодки, как правило, не имеют иллюминаторов, поэтому парковка на морском дне, обычно усеянном острыми скалами, представляет собой большое приключение. Что еще хуже, подводные лодки точно не умеют останавливаться на пятачке; они подвержены действию огромных инерционных сил. Параллельная парковка стала бы кошмаром.
Шишки из ВМС и другие умники хорошо осведомлены об этих фактах. И все же Баллард заявил в заполненной ими аудитории, что военные подводные лодки должны перейти на ты с морским дном. Что заставило его сделать такое заявление? Давным-давно, Баллард состоял на службе в военной разведке, где занимался изучением карт с целью найти те места (хребты, холмы, долины, и еще много чего) что могло бы, например, скрыть вражеские танки или движения войск. Впоследствии Баллард перешёл на флот, и благодаря своему армейскому опыту, начал активно выступать за использование подводного рельефа, а не за избегание этого.
В 1984 году в течение двух недель Баллард демонстрировал способность организовывать работу на дне океана возле хребта Рейкьянес вблизи Исландии. Он погрузил глубоководную исследовательскую подводную лодку NR-1 на глубину 3000 футов и провел её вдоль вулканических пиков; он даже спрятал её в попавшейся лавовой пещере.
В то время, NR-1 была крупнейшей глубоководной исследовательской подводной лодкой с атомным реактором. При длине 150 футов и водоизмещением в 400 тонн, она может вместить экипаж из 13 человек, которые могут провести в лодке до месяца. Но самое главное, NR-1 была оборудована колесами и иллюминаторами. Колеса позволили NR-1 ездить по морскому дну. Иллюминаторы позволили её водителям видеть, куда они направляют лодку.
Хотя езда на 400-тонном атомном танке по дну океана это своего рода бесшабашность, есть у этого занятия и определенные преимущества. Подводные лодки (и надводные противолодочные корабли) для обнаружения других субмарин используют сонар. Это может включать: прослушивание наличия характерных звуков, таких как шумы двигателя, что называется пассивным эхолотом.
Также, как летучие мыши, подводные лодки излучают звуковые импульсы, которые отражаются от объектов, создавая эхо, улавливаемое другими лодками. Такая техника называется активной гидролокацией. Но в целом, учитывая скалистость дна, подводные горы и ущелья, звуковые волны так сильно перемешиваются, что извлечь какой-либо смысл из возвращающихся звуковых волн бывает очень проблематично.
Так на самом деле, речь идет не о подводных лодках на колесах. Речь идет о том, чтобы относится к океану, как к небу.
Военно-морские силы также используют очень чувствительные магнитные детекторы для обнаружения гигантских объектов, таких как металлический объём подводной лодки, когда она движется под водой. Но этот метод является менее эффективным на некоторых видах морского дна. Например, вблизи базальтовых пород, которые нарушают работу даже простых компасов и создают прямо-таки хаос в работе чувствительной магнитной аппаратуры лодок.
Учитывая специфику распространения звуковых волн и магнитные помехи, генерируемые океанским дном, обнаружение объекта, скрывающегося на морском дне может быть очень затруднительной задачей. Баллард проиллюстрировал это примером того, как его пытались обнаружить силы ВМФ, в то время как он управляя лодкой NR-1 наматывал круги возле хребта Рейкьянес. После двух недель поисков, военные так и не имели ни малейшего представления о том, где находился Баллард.
Флот потерял интерес к работам Балларда после окончания холодной войны, но есть много причин, почему к ним следует вернуться. В течение многих десятилетий, подводные разработчики подводных лодок делали ставку на их скрытность. Но, как отмечается в материалах Центра стратегических исследований, наступает время менять старые подходы.
Кроме того, каждая новая технология, увеличивающая скрытность действий подводных лодок, существенно повышает стоимость их производства и сокращает разрыв в производительности между разными типами подводных лодок. Нельзя не упомянуть, что в мире существует достаточно методов борьбы с лодками, которые нивелируют значимость стелс технологий для подводного флота. До последнего времени эти методы требовали слишком мощных вычислительных машин для того чтобы их применяли в реальной жизни. Но успехи в сфере компьютерных технологий могут вскоре запустить эти методы в действие.
Тем не менее, есть ещё одна вещь, которую следует иметь ввиду когда речь заходит об идеях Баллада, как бы странно это не звучало.
То, что он предлагает представляет собой целый новый раздел в сфере ведения боевых действий. И эта сфера — это окружающая среда, в которой происходят военные действия; вплоть до 1000 года до н.э. или около того, человечество воевало только на суше. В течение трех тысячелетий возможность ведения военных действий распространилась на шесть сфер — сушу, воду, подводное пространство, воздушное пространство, космос и теперь киберпространство. Возможность ведения военных действий в подводном пространстве сегодня ограничена парой тысяч футов или около того (а где-то и вовсе морским дном в случае с достаточно мелкими водами). Если вы опускаетесь глубже — это зона аква инкогнита для большинства подводных лодок; корпуса такого не выдерживают, это приводит к смерти, и такому никто не рад.
Но если вы посмотрите на подводную сферу с морского дна вверх, а не в более привычном ракурсе с водной поверхности вниз, вещи начинают меняться. Традиционные подводные лодки перестают казаться невидимыми хищниками, охотящимися под толщей океанских волн — вместо этого они выглядят большими толстыми и глупыми дирижаблями, неуклюже плавающими в воде над вами.
Новые донные подводные лодки становятся подводными вертолетами, садящимися и взлетающими с морского дна. Наиболее продвинутые донные мины, такие как мина CAPTOR используемая ВМС США — это в целом торпеда, скрывающаяся на дне и ждущая прохождения судов. Она стала своего рода эквивалентом наземных зенитных управляемых ракет земля-воздух. Сложный рельеф морского дна — это теперь не навигационная категория, это источник для прикрытия военной силы.
То есть речь на самом деле идет не о подводных лодках на колесах, а о том, чтобы относиться к океану как к небу. И идя по этому пути, нам предстоит пересмотреть все, что мы когда-либо знали о сражениях в морских и подводных средах.
Ничто из вышеуказанного не произойдет в ближайшее время; имеющиеся подводные лодки не погружаются достаточно глубоко для того, чтобы работать на морском дне. Небольшие субмарины, которые способны погружаться на несколько тысяч футов — медленны — не могут обходится без корабля сопровождения, и могут автономно работать только в течение нескольких дней за одно погружение. Но это изменится; бурное развитие технологий сверхглубокого бурения морского дня для добычи нефти и развитие в области добычи полезных ископаемых будет способствовать новым достижениям в технологии дистанционно управляемых транспортных средств (ДУТС) и автономных подводных аппаратов (АПА). Дноприземляемые подводные лодки станут реальностью.
И от этого становится действительно жутко: все, что делает возможным обнаружение и уничтожение подводных лодок, несет угрозу подводным лодкам с ядерными ракетами на борту, которые считаются последним инструментом системы ядерного сдерживание, потому так исторически они были самыми надежными и наиболее защищенными объектами ядерного арсенала. Даже если агрессор сможет поразить каждый квадратный сантиметр страны в результате внезапной ядерной атаки, он должен быть готов к разрушительным контратакам с АПЛ, скрывающихся в море. Из-за этого, большая часть ядерного арсенала США находится на подводных лодках. Гарантированная возможность контратаки играет свою роль в приглушении зуда в вражеских кончиках пальцев удалить по красной кнопке.
Базирование вооружений на морском дне может изменить эту ситуацию. Страны со всего мира — в том числе США, России и Китая — подписали Договор по морскому дну, запрещающему размещение арсеналов ядерного оружия на морском дне (по крайней мере за пределами прибрежной зоны, которая простирается на 12 миль от побережья страны). Если страна выходит из этого договора для того чтобы построить атомную ракетную базу на морском дне, поскольку подозревает, что её АПЛ уже не в безопасности, то это способно вызывать гонку вооружений. Таким образом, системы вооружений базирующиеся на морском дне могут подрывать стабильность системы ядерного сдерживания. И если идея приделать колеса на АПЛ пришла в голову к Балладу, такая же идея, несомненно, прийдет в головы и других умных людей из других стран.
Дело в том, что международные договоры заключаются не навсегда. В конце концов, кто-то решит его разорвать или будет пытаться обманывать, или технологии разовьются так сильно, что договор станет исторической реликвией. США вышли из Договора по противоракетной обороне в 2001 году для того чтобы продолжить свою программу противоракетной обороны.
В начале марта, Россия завершила де-факто выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, которым ограничивался размер вооруженных сил, дислоцировавшихся в Европе. Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существующий Договор по морскому дну будет вечно оставаться в силе. Вот почему умопомрачительный концепт Балларда сегодняшнего дня может стать настоящей головной болью дня завтрашнего.
Эта статья была опубликована в апрельском выпуске журнала VICE.
Источник: www.vice.com