Марина — это специально оборудованная гавань для катеров, яхт и другого водного транспорта. Здесь можно не только переждать шторм и оставить яхту на некоторое время, но и воспользоваться различными услугами, например, заправиться топливом или отремонтировать какую-либо неисправность. Долговременные парковки для яхт бывают в морях, озерах, а также на реках и каналах.
Рассмотрим топ-5 лучших яхтенных марин России.
1. Royal Yacht Club (Москва)
Что такое Royal Yacht Club? Это не просто современная марина для яхт в столице, а настоящий центр яхтенной жизни, расположенный в десяти минутах езды от центра и пятидесяти километрах по воде от ближайшего шлюза в сторону области
Стояночная зона Royal Yacht Club рассчитана на 190 яхт длиной от 6 до 40 метров. Глубина акватории — 2-8 метров, что позволяет размещать водный транспорт даже с большой осадкой.
Я Марина, и я живу в аду. Мы бросили бизнес, чтобы спасти семью. Клочковы уплыли в Антарктиду
Помимо стоянки для яхт и автомобилей, порт предлагает и другие услуги:
- Wi-Fi на всей территории;
- доставка продуктов и напитков, техническое снабжение;
- услуги швартовки службой береговых матросов;
- представительства крупных яхтенных производителей, офисы медицинских центров;
- круглосуточная охрана и видеонаблюдение;
- разовый и капитальный ремонт катеров и яхт;
- размещение в апартаментах с выходом на набережную.
Причал оборудован системами водоснабжения, электроснабжения и водоотведения. На территории Royal Yacht Club расположен ресторан Vоdный, где можно не только насладиться вкусной едой, но и послушать живую музыку. Здесь проходят джазовые вечера, выступают известные группы, проходят модные показы.
2. Sochi Grand Marina (Сочи)
Современная яхтенная марина с достаточно хорошо развитой инфраструктурой, не уступающая по качеству обслуживания зарубежным. Акватория Sochi Grand Marina закрытая и полностью защищена от штормов. В настоящий момент гавань рассчитана на 300 мест и может принимать яхты длиной до 140 метров.
Порт расположен таким образом, что от него можно за несколько часов дойти на моторной яхте до берегов Болгарии, Турции, Румынии и Крыма. Все места стоянки оборудованы мурингами для максимально безопасной швартовки, а также современными системами пожаротушения и пожарной сигнализации.
- круглосуточный консьерж-сервис;
- топливную заправку и судовой подъем до 40 тонн;
- снабжение водой и электричеством до 250 А;
- зимнюю стоянку на берегу;
- собственный сервис «Морские инженеры»;
- систему доступа на причалы по персональным картам;
- услуги швартовочного бота, встречу яхты лоцманом;
- помощь в оформлении судовых документов.
Сочинская марина расположена в часе езды от горнолыжных курортов, а также вблизи таких достопримечательностей, как Олимпийский парк, трасса Formula 1 Sochi Autodrom. Неподалеку расположены самый длинный в мире подвесной мост, живописные водопады и природные заповедники.
Обзор марин в Испании: Marina Yacht Port в Валенсии. Описание марины и цены
В шаговой доступности бутики, рестораны, бары, торговая галерея. Марина расположена в курортной столице, поэтому судовладельцам и яхтсменам доступны лучшие отели, гостевые дома, санатории. Навигация в Sochi Grand Marina круглогодичная. Здесь регулярно проходят крупные яхтенные выставки, соответствующие требованиям международных стандартов и охватывающие парусные и водно-моторные направления.
3. Морской клуб «Императорский» (Санкт-Петербург)
Гавань расположена в одном из самых престижных районов Северной столицы — на Крестовском острове. Причал подходит для яхт длиной до 35 м с осадкой до 2,5 м.
Марина защищена от волн, располагает крановой площадкой для планового и аварийного ремонта, на территории есть бар и бизнес-центр класса «А». Вход на причалы предоставляется по индивидуальным картам-ключам. Вся зона причалов находится под видеонаблюдением.
- стоянка — до 200 яхт на воде и 10 судов на суше;
- возможность выбрать место расположения судна онлайн или по телефону;
- круглосуточная служба спасения на воде и погодная станция;
- беспроводной интернет на всей территории марины;
- профессиональная мойка и химчистка водного транспорта;
- ресторанное кейтеринговое обслуживание на яхтах;
- плановый и аварийный технический сервис, помощь при швартовке.
Рядом с яхтенной мариной находится благоустроенный жилой комплекс премиум-класса с круглосуточным видеонаблюдением, детским и взрослым бассейном, тренажерным залом и собственной набережной.
Благодаря удобному расположению, гости марины могут легко добраться до Дворцовой площади, Петропавловской крепости, Елагина дворца и других достопримечательностей Санкт-Петербурга. Неподалеку от причалов для катеров расположились живописные и просторные городские парки.
4. Яхтенный порт «Тортуга» (Ивановская область, Кинешма)
Одна из комфортабельных марин в черте города Кинешма. «Тортуга» имеет удобный судовой выход в Волгу и надежно защищена от волнений и ветров. Технологичный порт принимает яхты длиной до 25 метров. Здесь могут одновременно разместиться до 60 судов. Глубина акватории составляет до четырех метров и позволяет размещать яхты с большой осадкой.
Все стояночные места оборудованы точками водоснабжения и электропитания, а также специальным освещением для маневрирования в темное время суток. Параллельное расположение пирсов упрощает процесс парковки водного транспорта.
- гостевая и долговременная стоянка, в том числе зимнее хранение;
- заправка топливом и пресной водой, зарядка аккумуляторов;
- помощь при швартовке, предоставление навигационных и метеорологических данных;
- техническое обслуживание катеров и яхт;
- охраняемая стоянка;
- аренда яхты со шкипером, прокат водного инвентаря;
- маршруты по акватории Волги.
На базе марины доступны услуги по ремонту, плановому техническому обслуживанию во время зимнего хранения или активного сезона. При необходимости специалисты заменят масло, промоют двигатель, установят необходимое оборудование, заменят поврежденные или изношенные детали.
Гостям марины доступны несколько вариантов водных путешествий от Плеса до Юрьевца с остановками в прибрежных гостевых домах. Во время вояжей у путешественников будет возможность попробовать блюда местной кухни, половить рыбу и попариться в настоящей русской бане. Забронировать стояночное место в акватории можно как заранее по телефону или на сайте компании, так и по факту прибытия.
5. Марина «Алексино» (Новороссийск)
Гавань комплекса расположена на западном берегу Цемесской бухты и защищена молом Г-образной формы. В порту могут останавливаться как коммерческие, так и частные яхты водоизмещением до 160 тонн. В акватории «Алексино» оборудованы четыре причала глубиной 2–3 метра, к каждому из которых подведены вода и электричество. Здесь шестьдесят швартовочных мест.
Марина предлагает не только парковку для яхт, но и полное техническое обслуживание водного транспорта. Предоставляет ремонт гребных валов и винтов, якорных и швартовых устройств. Также действует сервис для гостей:
- оформление таможенных документов для транзитных яхт;
- профессиональное обслуживание в порту Мармариса и Новороссийска;
- пополнение запасов топлива и пресной воды;
- организация трансфера из аэропорта;
- резервирование стояночных мест в других маринах на территории России, Турции;
- бронирование номеров, размещение в гостинице, хостеле, отеле;
- информация о погоде в выбранном районе плавания;
- сервис для экипажей — химчистка, прачечная, фитнес-центры, заказ авиабилетов;
- солярий под открытым небом;
- круглогодичные рестораны, летние кафе — доставка продуктов на борт по специальному меню.
Недалеко от марины расположены медицинские центры, супермаркеты, а также салоны красоты. Яхтсмены и судовладельцы могут заказать экскурсионное обслуживание: автобусные, пешеходные и фотопрогулки по Новороссийску, поездки на берег озера Абрау с посещением арт-базара, экскурсии в Адыгею, Керчь.
Количество благоустроенных яхтенных гаваней, готовых принять любителей водных путешествий, в России постепенно растет. Уже рассматривается вопрос по созданию марин в Севастополе, Ялте, Феодосии, Коктебеле.
Источник: sunseeker-russia.com
Лодки, катера, яхты
Слово «марина» в переводе с испанского означает «морской». В настоящее время нет общего для всех стран термина, что такое яхтенная марина . Англичане определяют ее как защищенную гавань, оборудованное место для стоянки прогулочных развлекательных судов, где к каждому судну имеется доступ с берега. В Англии марины характеризуются набором предлагаемых услуг и в зависимости от этого подразделяются на большие и малые, элитные и обычные.
В Хорватии марины классифицируются по трем категориям, самой простой из которых является якорная стоянка, но с обязательной инфраструктурой на берегу: офисом, душем и прачечной.
Все яхтенные марины похожи друг на друга набором предлагаемых услуг, оборудованием, несложными внутренними функциями. Различия заключаются в местоположении, количестве и размерах обслуживаемых судов, инфраструктуре. Как правило, при маринах есть ресторан, душ-туалет, прачечная, различные компании, ремонтирующие и обслуживающие яхты, яхтенные магазины, яхтенные брокеры, заправка, ремзона, метеослужба, небольшие отели, офис марины, иногда есть стоянка спортивных яхт, кораблей спасательных служб и чартерного флота. Размер судов обычно до 60-70 футов.
Какие бывают марины.
На океанских и морских побережьях расположена большая часть всех марин мира. В теплых морях — Средиземноморье, атлантическое побережье Америки и Европы, Карибы и т.п. их плотность наиболее высока, т.к. именно здесь пролегают самые популярные маршруты яхтсменов. В таких местах строятся очень большие марины.
Это связано с особенностями спроса – в сезон, когда все причалы забиты, путешественникам, приходящим с моря в больших количествах, очень сложно найти место для стоянки яхты. В межсезонье предпочтительнее держать яхту в теплых местах, поэтому в это время высокий спрос на стоянки также сохраняется. Например, на восточном побережье США есть марины, вмещающие до 15000 лодок. Примерно 90-95% всего флота составляют парусные яхты, поскольку дальние путешествия на них значительно экономичнее, чем на моторных. Данная сфера имеет здесь хорошо развитую информационную среду (сайты, справочники и т.п.) и поддерживается государством, т.к. это очень прибыльный бизнес.
Марины на внутренних водах.
Многое из того, что было сказано о морских маринах, можно отнести и к речным. В силу очевидных причин путешествия по реке более организованы, осуществляются на специально-спроектированных для этого судах (например, хаусботы), которые преимущественно моторные. Общее количество путешествующих здесь намного меньше, для прогулок и отдыха на внутренних акваториях используются небольшие лодки, что означает совершенно другую структуру спроса на услуги марин.
Закрытые водоемы не имеют транзитного потока яхтсменов, основное количество потребителей приходит с берега, соответственно, они намного меньше морских. Большинство рек и озер находятся на территории какой-то одной страны, поэтому местные марины имеют все национальные особенности, исторически сформировавшиеся в данном регионе (традиции яхтинга, тип судов, архитектура, ландшафт).
Подавляющее большинство марин нашей страны расположены на замерзающих акваториях. Сезон яхтинга в большинстве регионов России очень короткий, всего 2-3 месяца, и достаточно прохладный. Климатические особенности места расположения марины, температура воздуха и воды, степень ее солености, замерзание акватории – важные факторы, определяющие особенности структуры марин, предлагаемых ими услуг и их клиентской базы.
В традиционном понимании, исключая экстремальные виды, яхтинг предполагает плавание по воде в благоприятных климатических условиях, в акваториях с чистой водой без снега и льда, и имеет сезонный в туристическом понимании характер. В «низкий» сезон яхты не используются и стоят у причалов или на берегу. В замерзающих маринах суда обязательно вытаскивают из воды и хранят в эллингах. Зимой клиентов в марине, практически, нет.
В России яхтинг только начинает развиваться, и еще не оформился как отрасль, поэтому таких терминов как: марина, яхтенный порт, яхтенный клуб; нет в законодательных и нормативных документах. Но отдых на воде становится популярнее с каждым годом, увеличивается спрос на катера и лодки, гидроциклы, водные велосипеды. Это значит, что и спрос на марины будет расти.
Если вы планируете приобрести лодку или катер, межсезонье это самое хорошее время для такой покупки. Мы советуем вам не откладывать покупку до весны. Многие катера и лодки делаются только под заказ, и сейчас у вас есть достаточно времени для того, чтобы приобрести судно до начала сезона. Очень часто люди ошибочно полагают, что лучше покупать катер (лодку) весной.
Это самое распространенное заблуждение, т.к. как именно весной очень мало товара бывает в наличии, и в результате приходится покупать судно под заказ. Весна это уже «высокий» сезон, и заводы имеют большое количество заказов. А чем сложнее катер, тем дольше будет период его изготовления.
Продажа яхт, катеров, лодок.
Если вы находитесь на стадии выбора и не можете определиться с моделью судна, если у вас есть еще какие-то вопросы, не тратьте время на поиск ответов в интернет и на форумах. Наши специалисты совершенно бесплатно проконсультируют вас по всем имеющимся вопросам. С нами можно связаться по телефонам:
телефон в Москве: +7(499) 504-04-26
телефон в Нижнем Новгороде: +7(831) 217-52-42
Инвестиционный драйвер или причал для элит: для чего нужны марины на Юге
В ближайшие годы черноморское побережье России ждет масштабное строительство яхтенных марин, которые должны стать локомотивом развития территорий. В то же время за этими проектами прослеживаются интересы отечественных олигархов
В Азово-Черноморском бассейне России в ближайшие годы планируется создать более 30 марин для развития яхтенного туризма. Марина — это специально оборудованная гавань для катеров, яхт и другого водного транспорта, где можно оставить яхту на некоторое время, а также воспользоваться различными услугами, например, заправиться топливом или отремонтировать какую-либо неисправность.
Яхтенная индустрия в мире зачастую является важным фактором экономического развития разных стран. Так, по данным «Альянс марин девелопмент», в Италии действует 111 марина почти на 40 тыс. мест, в Греции – 241 на 670 тыс. яхт, в Испании – 329 марин на 112 тыс. В соседней с Россией Турции яхтенный туризм считается одним из инструментов укрепления экономики, принося четверть дохода от всей индустрии путешествий, а к 2023 году его вклад составит не менее 14,6 млрд евро.
Марины российского черноморского побережья могут принять до 500 яхт. В Сочи – это созданный к Олимпиаде 1980 года яхт-клуб, а также марины в морском порту и порту «Имеретинский», построенном к зимней Олимпиаде 2014 года. Также на побережье есть небольшие яхт-клубы в Анапе, Геленджике, в Таганроге и Ростове. Однако на таких стоянках нет оборудования для обслуживания современных яхт и необходимой инфраструктуры. При этом Россия занимает второе место в мире по покупке яхт, а россияне оставляют каждый год за рубежом более 200 млн евро за обслуживание и стоянку.
Увлечению яхтингом в России более сотни лет, однако современных марин, отвечающих всем необходимым требованиям, здесь сегодня всего несколько, причем самые современные из них находятся, помимо Сочи, в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске. Яхтингом в России занимаются 15,7 тыс. человек, 150-200 тыс. россиян брали чартер-лодки за рубежом, приводит данные Ассоциация развития яхтенного туризма и яхтенных марин.
Объекты морского туризма в Сочи//Фото: инвестиции-строительство.рф
Представители власти уверяют местных жителей в том, что гавани привлекут новые инвестиции и дадут импульс к раскрытию рекреационного потенциала территорий. Между тем, в идее развития яхтинга в России четко прослеживаются интересы элит. Например, компании, строящие марины на Черноморском побережье, связаны с одними из крупнейших российских предпринимателей — Аркадием Ротенбергом и Геннадием Тимченко. Кто будет инвестором строительства других заявленных объектов, пока не ясно.
Кто будет смотреть на город с борта дорогой яхты
Развитию яхтенного туризма в России должна помочь реализация специальной концепции, рассчитанной до 2030 года, которая уже утверждена на уровне Правительства страны и администрации Кубани (распоряжение Правительства РФ от 14.10.2021 г. № 2897-р).
На эту тему
Кто превратит Геленджик в Монако: главные бенефициары нового генплана
В документе центрами яхтенного туризма на юге названы Краснодарский край, Севастополь, Республика Крым и Ростовская область.
В этих регионах, согласно концепции, должна быть создана инфраструктура яхтенных портов, комплексы по оказанию дополнительных услуг.
В Крыму и Краснодарском крае уже стартовала реализация двух новых проектов по строительству марин — в Балаклавской бухте и в Геленджике.
В 2021 году во время декабрьской прямой линии, рассуждая о протестах из-за принятия генеральных планов Геленджика и Анапы, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев назвал условие привлечения инвестиций в муниципалитет.
«Город должен хорошо смотреться с борта дорогой яхты. Тогда богатые туристы захотят вложить деньги в город», — отметил глава Кубани.
Эта фраза как нельзя лучше описала настроение властей перед встречей с инвесторами. Сегодня в Краснодарском крае и Крыму уже дан старт двум проектам по строительству гаваней для яхт.
Комплексным развитием Балаклавской бухты, первым этапом которого является строительство марины, занимается ПАО «Мостотрест». Стоимость проекта — 9,4 млрд рублей.
По данным ИАС Seldon.Basis, cовладельцами компании являются шесть организаций. Большая часть уставного капитала, а именно 47%, принадлежит зарегистрированной в 1996 году в Москве НКО АО «НРД», которая, кстати, выиграла генподряд на строительство обхода Аксая в Ростовской области в 2019 году. Структуру связывают с Аркадием Ротенбергом.
В 2021 году выручка компании составила 7,42 млрд рублей, чистая прибыль — 152,57 млн рублей. ПАО «Мостотрест» участвовало в возведении Крымского моста.
Напомним, что ранее г-н Ротенберг заявлял о своих активах на юге России. Так, по его словам, он владеет апарт-отелем на мысе Идокопас, который также известен как «дворец Путина».
Как рассказывал сам Ротенберг в интервью телеграмм-каналу Mash, это не единственный принадлежащий ему «отель» на Юге. Он также владеет «кое-какими объектами в Крыму».
Куда уходят яхты
После начала специальной военной операции России на Украине, яхты ряда российских бизнесменов были арестованы за рубежом. Чтобы не потерять свои суда, их передислоцировали из вод стран Евросоюза и США.
Как сообщал Forbes, чаще всего на «релокацию» российские суперъяхты отправлялись в Турцию. Также безопасными для имущества отечественных миллиардеров считались Дубай, Мальдивские и Сейшельские острова.
На эту тему
Фундамент для бума гостеприимства: инвестиции в туризм на Юге растут многократно
По информации РБК, дальше всех пошел Аркадий Ротенберг. В апреле 2022 года яхта Rahil, которую связывают с г-ном Ротенбергом, направилась из Турции в Сочи.
По данным портала MarineTraffic, ее пунктом назначения был яхтенный порт «Имеретинский» в Сириусе.
Вместо подводных лодок — яхты
Одна из современных яхтенных марин России уже строится в Балаклаве. Согласно проекту, одобренному Главгосэкспертизой РФ, она рассчитана на 600 судов.
По словам заместителя председателя Законодательного собрания Севастополя Татьяны Лобач, первый этап комплексного развития Балаклавской бухты включает в себя реконструкцию Таврической набережной. Сначала здесь будут приведены в порядок все коммуникации: водопровод, электрические сети, газопровод, канализационные и ливневые коллекторы, затем начнется благоустройство территории. Завершить этот этап планируют до 2025 года. После — приступят к работам на набережной Назукина.
Геленджик — новое Монако
Еще одну пристань для яхт строит сегодня в Геленджике АО «Стройтрансгаз». Работы стартовали в первом квартале 2022 года. Стоимость реализации проекта оценивается в 6,5 млрд рублей, из которых 4,5 млрд рублей — федеральные средства, а еще 2 млрд рублей — собственные средства инвесторов.
По данным ИАС Seldon.Basis, среди совладельцев «Стройтрансгаза» — юридические и физические лица. Наибольшая доля в уставном капитале, а именно 88,7%, принадлежит ООО «ОСХ», зарегистрированному в Москве в 2015 году. Обе компании СМИ связывают с Геннадием Тимченко.
Как сообщало РИА Новости, в марте этого года яхта г-на Тимченко «Лена» попала под санкции США. Позже судно арестовали в порту Сан-Ремо, писал РБК.
На юге России Геннадий Тимченко владеет долей в винодельне «Усадьба Дивноморское», которая располагается рядом с не то апар-отелем Ротенберга в селе Дивноморское Краснодарского края.
Совладельцем винодельни, а также морского порта «Геленджик», в котором строится марина, является Владимир Колбин. Его отца Петра Колбина СМИ называют «другом детства и деловым партнером Владимира Путина». Владимир Колбин в этом году попал в санкционный список Великобритании.
Как рассказал директор по развитию марины и порта «Геленджик» Максим Кондратенко, в настоящее время уже построены гидротехнические сооружения порта. Полностью завершить все работы по созданию яхтенной инфраструктуры планируют в 2027 году.
«На территории бухты расположится сама марина, арт-объекты, пассажирский терминал с пунктом пропуска, огромные прогулочные пространства, зоны озеленения, яхт-клуб, совмещенный с театром, а также апарт-отель», — отметил Максим Кондратенко.
В Геленджике построят 315 стояночных мест с возможностью приема суперяхт длиной до 160 метров.
Расширять марину будут в несколько этапов. Ко второй половине 2023 года в бухте создадут до 40 стояночных мест с возможностью приема судов от 15 до 80 м, в 2024 году — расширят марину до 85 мест, а еще через год — обеспечат максимальную вместимость в 315 мест.
Пока это единственный проект, находящийся в активной стадии реализации, но в перспективе — в регионе появятся еще четыре места с развитой яхтенной инфраструктурой.
Как рассказала председатель совета директоров группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова, речь идет о проектах «Каньон «Прохладный», «Южный Риф», «Водопадная» и «Коста-марина» (все в районах Сочи). Продвигает концепты этих проектов ГК «Альянс марин девелопмент», которая специализируется на разработке и реализации объектов яхтинга и искусственных территорий (информация с сайта компании).
Визуализация Коста-марины в Сочи//Фото: альянсмарин.рф
В целом до 2030 года в Сочи хотят построить 12 марин совокупной стоимостью триллион рублей.
Проблемы и перспективы российского яхтинга
Выступая на форуме СКИФ-2022 в Сочи, Татьяна Лобач рассказала, что идею строительства марины в Балаклавской бухте местные жители приняли не сразу, но чиновникам удалось их переубедить.
«Очень важно было объяснить людям, что создание марины — драйвер роста для территории. Кроме строительства новых очистных сооружений и другой коммунальной инфраструктуры, реализация этого проекта решит транспортную проблему, позволит создать новые рабочие места и привлечь инвесторов, которые будут вкладывать средства не только в свой бизнес, но и в социальные объекты на территории Балаклавы», — отметила Татьяна Лобач.
В частности, в Балаклаве планируют построить большой спортивный комплекс, а также открыть школу капитанов, где можно будет получить соответствующее образование и в будущем претендовать на рабочие места, которые появятся вследствие создания марины.
Все эти вопросы решались в рамках экспертного совета, в который вошли местные жители, предприниматели, депутаты, представители исполнительной власти и специалисты в области яхтинга.
По словам чиновницы, строительство марины даст мощный импульс к развитию туристического потенциала территории. В Балаклаве появятся новые гостиницы, рестораны, места культурного отдыха, будет развиваться круизный и гастротуризм.
Один из проектов по развитию гастротуризма в регионе уже реализован. Речь идет об одном из крупнейших винодельческих хозяйств Крыма «Золотая Балка», виноградники которого занимают площадь более 1,4 тыс. га в Севастопольской винодельческой зоне.
«В будущем планируется привлечение порядка 40 млрд рублей внебюджетных инвестиций за счет строительства туристической инфраструктуры и развития марины», — рассказала Татьяна Лобач.
Как рассказала начальник отдела развития активных видов туризма минкурортов Краснодарского края Анна Рябуха, на Кубани есть перспективы для развития яхтенного туризма, но на сегодняшний день его состояние значительно отстает от развитых стран мира.
«Сегодня в Краснодарском крае спрос на стояночные места для яхт превышает предложение. Большинство объектов яхтенной инфраструктуры в регионе переполнены, а из-за отсутствия свободных мест и достаточной конкуренции многие владельцы судов из других регионов вынуждены хранить их во внутренних водах России и перегонять в другие порты для кратковременного использования», — рассказала Анна Рябуха.
По данным государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, на Кубани зарегистрировано более 43 тыс. маломерных судов, значительная часть из которых в сезон используется в прогулочных целях для туристов.
Что же касается объектов яхтенной инфраструктуры, то их на Черноморском побережье Краснодарского края всего десять, причем лишь два из них, расположенных на территории Сочи, соответствуют требованиям современных яхт.
«Остальные относятся скорее к яхт-клубам, и их нельзя назвать полноценными маринами. Таким образом, инфраструктура Краснодарского края способна принять не более 600 судов. На побережье Азовского моря подобные объекты отсутствуют в принципе. Для полноценного функционирования инфраструктуры яхтинга необходим новый подход к реконструкции имеющихся и строительству новых марин, портов-убежищ, причальных комплексов и других объектов», — считает Анна Рябуха.
Источник: expertsouth.ru