Малых вежей что это

Фотография сделана «мыльницей» где-то в середине 90-х годов минувшего столетия.
Мы с детьми поехали в Кострому. И, конечно, заглянули в Ипатьевский монастырь.
Музей деревянного зодчества тогда располагался в Новом городе.

план монастыря.jpg


На нынешнем плане Новый город пустой

Избы, мельница, овин, маленькая деревянная церковь…
На экскурсию попасть не удалось. Объясняла сама, как умела: одним топором, без единого гвоздя… вот здесь бревнышки сложены «в лапу», а здесь «в чашу».
Маленький деревянный храм на высоких сваях. Церковь Преображения из села Вежи, XVII век.
-Зачем её сюда перевезли?
— Чтобы бережно сохранить. Ведь церковь уникальная – подумайте! – семнадцатый век…
— А почему церковь на ножках?
— Гм… ну, значит, так надо.
Ответа я не знала. Название села вроде бы знакомое… где-то я слышала… нет, не припомню.

Как Швеция превращает свои отходы в золото


И надо же! – в тот же день в газетном киоске нам попалась детская книжка с картинками.
«Дед Мазай и зайцы», и на обложке – та самая церковь!

В августе, около Малых Вежей
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной. Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Вся она тонет в зелёных садах;
Домики в ней на высоких столбах
Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
(Всю эту местность вода поднимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край…

Так вот оно что!
По карте Костромской области мы искали Малые Вежи… или просто Вежи… или Вёжи… Искали – и не нашли, увы…
Куда же подевалась родина деда Мазая?

В начале XXI столетии в наших краях объявился Его Величество Интернет. И помог разгадать загадку.

Вежи на карте.jpg


Костромской уезд на карте. 1860 год

Деревушка Вежи стояла недалеко от села Спас. Постепенно два населенных места срослись, и образовалось село Спас-Вежи.
В середине XX века их затопило Костромское водохранилище.

Костромской район.jpg

Костромской район на современной карте

Вот так и оказалась в Ипатьевском монастыре маленькая деревянная церковь «на ножках» — уникальный памятник.

На сайте kostromka.ru

В наиболее ранней из сохранившихся описей церковного строения значится: «Построена оная церковь издревле и значится в писцовых книгах 7137 года и 7138 года, а в котором году именно и кем за далью временности отыскать не можно» (от Сотворения Мира, по-нынешнему 1629 и 1630)

11 РАЗВЛЕЧЕНИЙ БЕЗ ДЕНЕГ #2


Все последующие описи повторяют ссылку на писцовые книги за 1628 год, в которых церковь Преображения в селе Спас-Вежи значится уже существующей.

«В 1770 году перестраивана была и в том же году октября 31 освящена».
В 1824 г. «подрублена новыми сосновыми бревнами и покрыта со скалою новым тесом».
В 1898 г. подгнившие дубовые сваи под церковью заменяются кирпичными столбами — «вместо деревянных складены 14 каменных столбов на цементе прочно».

костромская старина.jpgцерковь в селе.jpg

Фотографии начала ХХ века. Церковь в селе, на своем привычном месте

Стройный корпус церкви, находящийся высоко над землей, на фоне голубого неба и плывущих облаков, действительно, кажется легендарным воздушным кораблем. Этот образ приобретает эпическую силу в период стояния большой воды, когда волны весеннего паводка разбиваются о стены храма.
«Сообщение с соседями и с церковью — на челноках и лодках, как в Венеции,— писал краевед В. Соколов, — и даже местный причт, живущий невдалеке от церкви, ездит в нее „кораблецом», а самая церковь кажется повешенною на водах».
Трехметровое расстояние, отделяющее церковь от земли, совершенно свободно просматривается насквозь еще задолго до подхода к зданию, и в рамке подпирающих церковь стволов деревьев открывается вид на хлебное поле, на избы деревни, на зеркало озера с силуэтами свайных бань.
Сквозное движение воздуха под церковью используется сейчас колхозниками для сушки табака, а также и для других работ, требующих навеса, особенно в дождливую погоду. Во время обмеров церкви мы почти целые дни слышали стук проезжающих под зданием подвод и песни девушек, сортирующих там табак.

Отсутствие обшивки на сваях вызывалось необходимостью просушки под зданием находящейся всегда в тени почвы, особенно после весенних разливов. В акте осмотра деревянной колокольни в 1904 г. специально указывалось: «Ввиду того, что в половодье вода подходит под колокольню и церковь, отверстие между сваями не заделывать, оставить для доступа воздуха».

в селе 1950.jpg

Фотография начала 1950-х годов. Церковь пока ещё на своем месте. Справа видны кресты. Старое кладбище. Наверно, там похоронен дедушка Мазай.

Ведь он был прихожанином этой церкви. Нынче его могила под водой рукотворного моря

В 1937 году церковь закрыли. А в 1956 году, в связи с созданием Костромского водохранилища, она была перевезена в Костромской музей народной архитектуры и быта.

в монастыре.jpg

Фотографии начала 1960-х. Спасо-Преображенская церковь уже в монастыре, в Новом городе

Спас Вежи в Ипатьевском.jpg

Почти полвека простояла во дворе Нового города Ипатьевского монастыря, став одним из символов Костромы.

Уникальный памятник народной архитектуры сгорел
4 сентября 2002 года.

В новостях промелькнула короткая заметка.
Спасо-Преображенская церковь осталась одна в Новом городе. Через несколько дней и она должна была покинуть монастырь.
Все остальные экспонаты уже переместились в Музей-заповедник «Костромская слобода». Всё было готово к перевозке.
Но внезапно вспыхнул пожар. Церковь сгорела, как свечка…
Когда прибыли пожарные, спасать было уже нечего. Причины возгорания не установлены.
По слухам, в тот же день в Костроме загорелись несколько музеев

Источник: perpetuya-1.livejournal.com

Кто такие Вежи

Эх, хороша Россия – Матушка, сколько народу то, а территория аж 170 миллионов квадратных километров.

А народ Славенский разгулялся, от балтики до японского моря. Праздники стали устраивать, да песни петь, а что? Дело хорошее.

Возрождается Русь языческая и Слава!

Да вот только совсем непонятный один вопрос, что то творится у нас с иерархиями.

Каждый спешит самонаречься то волхвом, то жрецом а там погляди-ка ведуны, чернокнижники, колдуны, баяны, знахари и всякого звания полно, все норовят быть кем то.

Только вопрос стоит остро, ага ведун ты значит.. А Веды прочел? Наизусть ты их знаешь?

Не спорю, много люда самоотверженного и чистого душой, и достойны званий этих, а в основном дети, играют, шарлатаны одни.

Я тут давеча спросил одного знахаря, мол грыжа на позвоночнике, как лечить? Так направил к врачу, причем к ортопеду, и добавил «непременно к ортопеду!!». Хэ, у человека грыжа же, а не плоскостопие. Этот знахарь, такого зелья наварит, что в Небесную Сваргу путь откроется и праотцов сразу узришь. И таких полно, приполно.

Особливо в интернете глянь, так на кажном сайте волхвы сидят, а ну и что, что виртуальные, ну и пусть что дуб от тополя не отличат, что бы посох себе выстрогать, да и до посохов то дело не доходит, и Слава Богам! А то дубовые рощи по всей стране за зря выломают.

Читайте также:  Резиновые сапоги какие лучше отзывы

Есть, как известно, теория мирового древа. Так вот эти все знахари да ведуны, и иже с ними – суть листья на сем древе. Дед Крылов однажды написал басню «Листва и корни», так про листы там сказано так:

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что́ б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».—

Не правда ли сходство есть? Заносчивы и горделивы самонареченные наши волхвы да ведуны..

Ну а ствол и ветви которые держат этих «свистунов» есть те, кто и правда старается и пытается соответствовать своему званию, есть, есть много ведунов и знахарей и волхвов правильных и настоящих. И они составляют ствол и ветви мирового древа, кои стоят под ветрами и грозами могучими и не гнутся от их сил. Но сегодня я хочу поведать о корнях.

С незапамятных времен на Руси были люди скрытые и незаметные не опытному взору, тайной и мраком окутан их путь, они как скупые рыцари собирали и хранили знания. Как корни древа они рылись в темноте, пытаясь найти влагу и питание для всего древа.

Эти люди называются «Сокровенники» или «Вежи».

Они кажутся людьми простыми и не заносчивыми, ходят по Руси как сброд – отрепье или калеками перехожими. Да только владеют они ни золотом и серебром, а тайнами дивными, да знаниями сокровенными. Даже волхвы знатные, да князья знаменитые как прознают про то, так перед ними колено склоняли, да головы ретивые опускали. А уж народ как любил то, про то и сказать нельзя. Каждый норовил в свое селенье заманить и уговаривал пожить подольше у них.

В котором селенье Вежа жил, так село преображалося, девки замуж выходили знатно, больные выздоравливали, склоки да раздоры кончались, а жито то в рост человека колосилось, да с места одного снопа – четыре сжинали. Колдуны да лихие люди из того села бежали как ошпаренные, скотина сытная да справная была, детки радостные да послушные были. Всяк кто увидит Вежу на деревне так мимо проходя в пояс кланялся, да шапкой оземь стучал.

Ну что тут говорить – не любили тайно, волхвы да всяк народец самоназванный Веж, потому что знали силу их и даже боялись порой. Зазнавались перед ними, тоже в селения на постой ходили, да дивился народ и говорил не «Невежа».

Так и пошло со старины, что невежа – есть человек мало знающий и мало образованный. А уж если народ прозвище «невежа» даст кому, так пиши пропало, житья не дадут, дабы не примерял чужую шапку на себя.

Вторая часть басни Крылова как раз про Веж:

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те»,
Им снизу отвечали:
«Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,—
Не станет дерева, ни вас».

Многие пытались найти путь в Вежи, одни тчеславные – ради славы, чтоб каждый колено да в пояс перед ними гнулся. Другие же сребролюбцы и властолюбцы – им дай только покомандовать да мошну свою набить потуже, да все зря, не дается им знание. А если чистый сердцем к знаниям воспылает всей душой, так его Вежи сами находят и ключи к миру дают.

Здравствовали Вежи в веках, и поныне здравствуют, ничего не изменилося вокруг, и сейчас ходят по миру, да знания сокровенные копят. Если волхвы – орден Велеса Всевеликого, то Вежи – орден Перуна Грозного, потому как и воины они отменные. Знаки имеют и слова тайные для определения своих.

И пока бродят по Руси Вежи Великие, ни одному ворогу не победить, не сломить Русь – Древо, ни ветры ни грозы не страшны. Устоит Русь века и не качнется.

Вот пожалуй и закончу рассказ свой..

ВЕЖА — жен ., · стар . знающий , сведущий ; ученый , образованный . | вежа , книжный , ученый и начитанный . | ныне вежа и невежа относится не до учености или познаний ( в · знач . неученого говорят невежда ), а до образования внешнего , до светского … Толковый словарь Даля

С сайта Гудимира

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: marena99.livejournal.com

eponim2008

Александр Сергеев. Встреча

Cамый знаменитый персонаж русской литературы — это не Евгений Онегин и не Наташа Ростова, а несчастная собачка Муму. Про нее знают даже те, кто совсем книжки не читает.

Не менее известен и спаситель зайцев дед Мазай, герой стихотворения Н.А.Некрасова. О причинах этой известности будет сказано чуть ниже.

Н.А.Некрасов, кроме того, что был выдающимся поэтом, оказался не менее талантливым издателем. В 1846 году он купил журнал «Современник». Издание этого журнала затеял еще А. С. Пушкин. За десять лет своего существования «Современник» никакой прибыли владельцам не приносил.

Трудами же Н.А.Некрасова в короткий срок «Современник» сделался самым популярным (а, следовательно, и самым прибыльным) журналом в тогдашней России. И не только из-за того, что к сотрудничеству в нем были привлечены самые талантливые писатели. Одновременно с заботой о качественном содержании номеров Н.А.Некрасов открыл широкий круг новых, «своих», читателей.

С читателями этими журнал говорил на их языке и не стеснялся обсуждать «горячие» для них темы. Отсюда — потрясающая популярность и даже культовость. Нельзя сказать, что Н.А.Некрасов писал по заказу, но так называемый «социальный заказ» он учуял. Как опытный и удачливый картежник (которым, к слову сказать, Николай Алексеевич, являлся), увидев, что «карта пошла», он умело использовал подвернувшуюся возможность сорвать куш. Обличающие стихи о тяжелой доле русского крестьянина уходили словно горячие пирожки, заставляя забывать читателей, что написаны-то они помещиком-крепостником с норовом совсем не либеральным.

Мне и моим современникам не трудно представить за счет чего и каким образом выросла популярность того, некрасовского, «Современника». На нашей памяти в конце 1980-х годов подобный кульбит совершил журнал «Огонек», когда его редактором стал В.Коротич.

«Верхним чутьем» картежника, охотника и журналиста поэт Н.А.Некрасов открыл еще одного «своего» читателя. Детской литературы, как таковой в тогдашней России не существовало, дети же, естественно, были. И Некрасов стал писать стихи для детей. Из нескольких таких стихотворений история про то, как дедушка Мазай спасал зайцев — лучшая.

Читайте также:  На что ловить окуня в конце октября

Как видим, и в этом вопросе поэт-охотник промаха не дал. Стихотворение про дедушку Мазая российским малышам читают их родители, воспитатели и учителя вот уже сто пятьдесят лет. Потому-то среди героев русской литературы по известности старый Мазай занимает второе место и если уступит его когда-нибудь, то разве что Чебурашке.

Внутренняя рифма в названии «Дедушка МаЗАЙ и ЗАЙцы» заставляет подумать, что история эта придумана поэтом от начала и до конца, а Мазай — вымышленный персонаж. Но некрасоведы утверждают, что это не так. Н.А.Некрасов описал истинное происшествие.

Начнем с места действия, которое упоминается уже в первых строках стихотворения:

В августе, около Малых Вежей

С старым Мазаем я бил дупелей.

Дупель — это небольшая болотная птица вроде бекаса. А Малые Вёжи — деревня неподалеку от Костромы. Отсюда до усадьбы Н. А. Некрасова в Карабихе — километров 60, но для охотника это не крюк. Так что поэт в Малых Вёжах бывал неоднократно.

Деревня находилась в междуречье Волги и реки Костромы. Место низменное, и каждую весну его затапливало весеннее половодье. Чтобы спастись от наводнений деревни здесь строили на возвышенностях. Так же, на холме, теснились и Малые Вёжи. Теснились, потому что места на холме было мало.

А поскольку половодье иногда накрывало и холм, дома здесь ставили на столбы. О чем тоже написано в стихотворении:

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах

Место на карте Костромской области, где когда-то находилась деревня Малые Вёжи

Весенние неудобства во время разлива окупались сторицей летом. В заливных лугах вставала высоченная трава. Кроме того, до самой жаркой поры в пойме оставалось множество озер, кишевших рыбой. Местные жители не только сами себя этой рыбой кормили, но еще торговали ею в Костроме. Да и болот с дупелями и бекасами в районе деревни, где жил Мазай было предостаточно.

Недаром приезжал сюда охотиться Н.А.Некрасов!

Сейчас Малых Вёж нет. Всю низменную часть между рекой Костромой и Волгой в 1955 году затопило Горьковское водохранилище, образовавшееся в результате строительства Горьковской ГЭС. Жители деревни перебрались в соседнее село Спас.

Теперь о главном герое. Н.А.Некрасов, наезжая в эти края, не раз охотился вместе с жителем Малых Вёж Иваном Саввичем Мазайхиным. Родился тот в 1801 году, а умер где-то в 1860-х годах. Так что во время встреч с Некрасовым его деревенское прозвище, «дед Мазай», вполне соответствовало истине: дедом он и был.

Впрочем, безоглядно доверяться поэту не следует. По Н.А.Некрасову Мазай одинок, только маленький внук живет с ним. У реального И.С.Мазайхина была большая семья: двое сыновей и множество внуков. Потомки его жили в селе вплоть до затопления в 1950-е годы. Двухэтажный дом Мазайхиных считался местной достопримечательностью.

А фамилия? Откуда она взялась, такая чудная? Оказывается, от соседнего народа, от мордвы. По-мордовски мазый — красивый. Есть даже мордовское собственное имя «Мазай», «красавец».

От этого имени произошла и фамилия Мазайхиных, и другая распространенная русская фамилия, Мазаев.

Статья опубликована на сайте Школа жизни

  1. Дед Мазай и зайцы. Что на самом деле описано в тексте. Новый взгляд, однако.
  2. История стихотворения
  3. Был еще сталевар Макар Мазай

Источник: eponim2008.livejournal.com

Откуда родом дедушка Мазай

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки», 1871, No 1, с. 124, с подписью: «Н. Некрасовъ» и подзаголовком: «Изъ стихотвореній, посвященныхъ русскимъ дѣтямъ».

ПРОТОТИП МАЗАЯ
Подробное исследование проделал заслуженный краевед Зонтиков.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зонтиков,_Николай_Александрович
Вот, что он пишет.

***
Вопрос о прототипе героя стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» почти не вставал. Знаменитый спасатель зайцев традиционно воспринимался как чисто литературный персонаж.

В литературе, правда, говорилось, что дедушка Мазай – реальный, конкретный человек, но звучало это как-то глухо и не очень убедительно: Мизенец (1902 г.): «Поэт оставил описание Мисковской волости в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”. Вёжи, из которых происходил старый Мазай, принадлежит к этой же волости»439; А. В. Попов (1938 г.): «Деревня Малые Вежи, где жил Мазай, один из друзей-охотников Некрасова, существует и теперь» [440]; В. В. Касторский (1958 г.): «Дедушка Мазай – не вымышленное лицо. Это (. ) костромской крестьянин, приятель Некрасова по охоте. Потомки дедушки Мазая живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных*» [441]; А. Ф. Тарасов (1977 г.): «Герой стихотворения “Дедушка Мазай. ” – реальная личность» [442].

***
Нет сомнений в том, что Иван Саввич Мазайхин и дедушка Мазай – одно лицо, или, точнее, в том, что Иван Саввич послужил прототипом стихотворения о дедушке Мазае. По-видимому, Ивана Саввича в деревне звали Мазай***, и это прозвище представляет собой усеченный вариант его фамилии.

***
Во время весенних разливов в Заречье животные – волки, зайцы, лисы, кабаны, лоси – оказывались в трудном положении, многие из них гибли. Л. П. Пискунов вспоминает о разливе 1936 г., когда Вёжи «залило так, что во многих домах вода доходила до окон первых этажей (. ). В это время было залито большое количество лесных угодий, незатопленными остались только отдельные небольшие островки в лесах.

Тогда погибло много зверей. Лоси плавали, искали островки суши и не находя – тонули. Их вздутые туши позднее наши мужики находили в лесах и на полое. Зайцы, когда уходил из-под них последний клочок суши, плавали, тонули, забирались на пни, кривые деревья, бревна. Некоторые мужики снимали их и привозили в деревню или высаживали где в лесу на островок.

Мой отец как-то поехал на ботнике развешивать мережи для сушки и встретил в лесу мертвого волка, который плавал на толстом бревне, положив голову и уцепившись за бревно передними лапами» [470].

***
Нам неизвестно, когда и как Некрасов познакомился с прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на этот счет есть. В Пушкинском доме сохранился листок с черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны следующие записи: «Дедушка Мазай и зайцы» и «Заяц сер как онуча» [388].

М. В. Теплинский предположил, что эти заметки относятся к периоду между 1866 и 1870 гг. [389] О записи «Дедушка Мазай и зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1870 году. Мысль о стихотворении и название его могли зародиться у Некрасова и раньше, что подтверждается следующими соображениями. Упоминаемая в стихотворении деревня Малые Вежи находится в той же Мисковской волости Костромской губернии, где Некрасов охотился с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” (1861). Поэт охотился в этих местах в начале 60-х годов, и именно тогда у него мог возникнуть замысел стихотворения (. )» [390].
https://kostromka.ru/zontikov/nekrasov/103.php

Зонтиков Н. А. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» / Н. А. Зонтиков. Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / Составление и редактирование Н. А. Зонтикова. – Кострома: ДиАр, 2008. – 384 стр.

КОСТРОМСКАЯ АТЛАНТИДА
Упомянутый выше Леонид Пискунов описал историю деревни Вёжи. Воспоминания опубликованы на сайте:

Читайте также:  Что такое plug play на телевизоре samsung

Пискунов Л.П. Из истории моей родины. О прошлом деревни Вёжи под Костромой
https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php

Вёжи — довольно богатое поселение с древней историей. Люди селились здесь с бронзового века. С XIV века это волжский форпост Московской Руси. Избы стояли на высоких сваях. В ХХ веке вся эта местность была ликвидирована титаническими усилиями каналоармейцев.

Поселения, плодородная пойма и возделанные угодья были затоплены водами Костромского водохранилища. Деревня была переселена, сооружения разрушены. Однако остров Вёжи сохранился. Археологи называют его Костромской Атлантидой.

«За всё время проведения раскопок нам удалось обнаружить огромное количество великолепно сохранившихся находок: инструменты для резьбы по дереву и кости, кожаная обувь, предметы керамики, ювелирные изделия, берестяные таблички, записи на которых, вероятно, делались чернилами. Почва здесь поистине уникальная: за счёт её сырого слоя органические материалы сохраняются в первозданном виде. Подобных артефактов в Костромской области больше нет нигде», – поделился заведующий лабораторией археолого-этнологических исследований КГУ, участник экспедиции в Вёжах Сергей Кабатов.
https://www.rgo.ru/ru/article/kostromskaya-atlantida-0

Говорят, там раскопали погребальный драккар с рунической надписью MASAI, в котором возлежал пятиметровый истлевший великан в окружении заячьих скелетов. А с проплывающих мимо судов порой замечали, как в весеннем тумане по острову бродит гигантский призрак зайца.

Дедушка Мазай действительно кажется героем мифа, будто какой-то Гильгамеш, а это стихотворение кажется длинной эпической поэмой (по крайней мере, второкласснику). Вероятно, причина в том, что Некрасов создал сложную конструкцию, со многими хронотопами: в августе на охоте; спрятались в сарае; деревня как Венеция, жизнь Мазая, анекдоты Мазая, рассказ Мазая про зайцев; наводнение; спасение зайцев; возвращение в деревню; частушка-погонялка; в избе Мазая. Можно сделать целый сериал.

Также имя Мазай ассоциируется с божеством Москвы (*mos), чьи атрибуты аналогичны — вода, мох, болотистая низина. Архетип *mos проявлен и в других образах мифологического мышления.

ЭТИМОЛОГИЯ МАЗАЯ
Есть ли значение антропонимов Мазайхин, Мазайха? Почему старика в деревне звали «Мазай», а Некрасов акцентирует слово «дедушка»? Это созвучие может иметь опору в языках этносов Волго-Камского региона. Это основная транспортная артерия. От Костромы вниз по течению город Чебоксары (600 км), рядом Йошкар-Ола, Ижевск.

Откроем соответствующие словари.

В удмуртском есть слово «мазак» — шутка, насмешка, забава. В марийском «мазак» — посмешище, «мазакланаш» — чудачить, «мäзак» — диво, потеха. В чувашском «массак» — диво, потеха; «маçак» — дедушка со стороны отца.
ru.samah.chv.su/s/маçак
https://ru.chuvash.org/wiki/Этимологический%20словарь%20чувашского%20языка%20(М)

Считается, что происхождение «масак» тюркское. В киргизском «мазак» — шутка, насмешка, издёвка; «мазак кыл» — издеваться, насмехаться.
https://classes.ru/all-kirghiz/dictionary-kirghiz-russian-term-18431.htm

Таким образом, прозвище «Мазай» происходит из языков волго-камских этносов, и означало «чудак, забавник» и одновременно «дедушка». Вероятно, Некрасов, знал о двойном смысле этого прозвища и гениально его обыграл. В стихотворении Мазай действительно ведёт себя необычно и забавляет людей:

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»

БЛАГОЗВУЧИЕ
Начало стихотворения кажется неблагозвучным. «С старым Мазаем» — язык сломаешь. Однако если читать его в старинной манере, окающим костромским говором (и с безударной Ё), получается гармонично и колоритно: «В августе, ОкОлО Малых ВёжЕй, с старым Мазаем я бил дупелей». Лучше если не школьник мямлит у доски, а старик декламирует в фольклорной обстановке. Но где ж такое взять?

ЭКОФИЛОСОФИЯ
В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» озвучены весьма прогрессивные (для 1860-х) идеи по экологической философии и неистощительному природопользованию.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! ещё мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть.

Подобная природоохранная этика получила должное развитие только к концу XX века. То есть Некрасов опередил время на столетие.

Экологическая этика — феномен парадоксальный и виртуальный. Вроде бы она стала доминировать и даже вошла в законодательство как фундаментальная норма. Но по факту сейчас в жизни усреднённого читателя нет ни зайцев, ни деревни Вёжи, ни мужиков, ни силков, и баб и ребятишек. Всё это отменено, физически или культурно.

Более того, нет даже и того Некрасова, каким он себя считал. Он знал, что Николай Алексѣевичъ ​Некрасовъ родился 28 ноября 1821 года в Немирове Подольской губернии Российской империи. А спустя двести лет обнаруживается, что родился сей господин 10 декабря 1821 года, а населённый пункт именуется так: Немирів, Вінницька область, Україна. И там полагается именовать поэта М.О.

Некрасов (Микола Олексійович). То есть изменены все анкетные данные: дата рождения, место рождения и даже инициалы. Паспорт недействителен. Кто же разграбил идентичность?

ТАНАТОЛОГИЯ
Если прототип «дедушки Мазая» — Иван Саввич Мазайхин из деревни Вёжи, родившийся в 1801 году, то можно предположить, что в 1870 году старик умер, и Некрасов написал эту поэму в память о нём. Тема смерти для Некрасова была чрезвычайно важна. Он перенёс много заболеваний, страдал от депрессии, ипохондрии и «меланхолии».

Можно предполагать (хотя это примитивно и некрасиво), что смерть Мазайхина погрузила Некрасова в думы о собственной кончине, о том, что мелкая болячка перерастёт в смертельный недуг. Поэтому тучка небольшая «разразилась жестоким дождём», который сравнивается с железными прутьями (небесная кара). И автор скрывается с Мазаем (покойником?) «в какой-то сарай» (гроб?).

Имя и сюжет ассоциируются с некоторым образами классического образования: Моисей (Masai ~ Moses) выводит народ свой через море; Спаситель шествует по водам; Харон переплывает Стикс в ладье.

В принципе, можно истолковать через танатос и финал. Похоже, Некрасов (интуитивно?) сочинил заклятье (оберег), искупающее его охотничьи грехи и отодвигающее смерть.

Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой.

Линять (о цвете, узоре) — значит, исчезать, вымываться. Шкура плохая у старика (и у Некрасова была кожа прескверная). Но пусть пока Бог не бьёт его ни весною, ни летом. Если и попадёт в него небесная стрела, то пусть зимой. Так и случилось: в разгар зимы пришла к нему смерть с косой.

И было это для него подлинным спасением.

МАГИЯ
Некрасов был гений Слова и картёжный колдун, а значит, каузальный маг и пророк. Но найти в его «крестьянских стихах» пророческую магию трудновато. Кажется, что там вообще нет метафизики. Тем не менее, в финальной строчке присутствуют ПРОВОДЫ, единица (Я), восьмёрка (ВСЁ) и две семёрки: «Я проводил их вСё тЕМ же СовЕтоМ».

Во второй строке есть зима, и шёпотом угадываются два и семь (попаДАйтесь ЗИМой). А как известно, поэт умер в 1877 году, 27 декабря. Но заметить эти совпадения нам не дано. А если кто и заметит, доказать не сумеет. Магия — порождение тонкого мира, а мистика — боится статистики.

Вывод. Человек должен беречь и отстаивать идентичность своего мира. Иначе всё исчезнет и вымрет.

Источник: antimantikora.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...