Родственники и знакомые иногда в шутку называли его командиром «счастливой штуки». Как и у многих подводников, советский фильм «Командир счастливой «Щуки» его любимый. Потому что там, считает он, показана жизнь и нет ничего наигранного.
О некоторых нюансах профессии и особенностях субмарин проекта 955 «Борей» журналисту ТАСС рассказал экс-командир атомного подводного ракетного крейсера «Александр Невский» капитан 1-го ранга Василий Танковид. Он командовал кораблем семь лет, два раза осуществлял успешные пуски баллистических ракет «Булава», а в 2015 году совершил 42-дневный арктический межфлотский переход (подо льдами Арктики, пройдя пять морей и два океана) — с Северного на Тихоокеанский флот. Американцы тогда не обнаружили наш крейсер и узнали о его появлении в водах Тихого океана, лишь когда атомный ракетоносец прибыл в постоянный пункт базирования на Камчатке (25-я дивизия подводных лодок в Вилючинске).
«В подводники идут не за деньги, должно быть призвание»
Подводник — это особенное. Но мое убеждение, что это не каста. Это — образ жизни.
Борей — ракетный крейсер нового поколения
Я из семьи офицеров-подводников, рос в военном гарнизоне — сначала в Приморье, потом на Камчатке. Первый раз попал на подводную лодку ещё пацаном, классе в пятом. Ходил с отцом, лодка стояла в доке — смотрел, что это такое (улыбается). Все пошло оттуда… Отец был профессиональным замполитом, с 1977 по 1997 год служил на подводном крейсере проекта 667Б. Постоянно в морях.
Однажды посчитал, сколько дней за два года он был дома. Оказалось, около двух месяцев всего-навсего, остальное — на службе. И это отложилось.
Курсантом проходил стажировку на проектах 671РТМК и 667БДР (шифр «Щука» и «Кальмар» — крейсера второго поколения — прим. ТАСС). Я окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О.
Макарова в 1995 году и пришел командиром минно-торпедной боевой части на К-211 «Петропавловск-Камчатский» (атомный подводный ракетный крейсер проекта 667БДР «Кальмар» — прим. ТАСС). Наша ласточка была одним из лучших кораблей в соединении, которые прошли средний ремонт, и по всем своим качествам была самым удачным кораблем. Работала как лошадка. И даже на утилизацию ушла своим ходом в Большой Камень на судоремонтный завод «Звезда».
В 1999-м ушел в другой экипаж помощником, потом в 2000 году поступил на Высшие специальные офицерские классы ВМФ в Санкт-Петербурге. После окончания вернулся в свой экипаж на К-211, где продолжил службу в должностях старшего помощника командира по боевому управлению и затем старшим помощником командира. В 2005-м поступил в Военно-морскую академию им. Н.Г.
Кузнецова, после окончания которой был назначен командиром вновь формируемого экипажа К-550 «Александр Невский». Так что первая половина службы у меня прошла на подлодке проекта 667БДР, а вторая — на проекте 955 «Борей».
ПОДЛОДКА К-550 «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Первый серийный корабль проекта 955 «Борей». Спроектирован ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный конструктор — С.Н. Ковалев, главный конструктор проекта 955 — В.А. Здорнов). Заложен на ПО «Севмаш» (в составе Объединенной судостроительной корпорации) в стапельно-сдаточном цехе №55 в День моряка-подводника 19 марта 2004 года. Экипаж сформирован 1 сентября 2007 года.
За время госиспытаний корабль совершил 12 выходов в море. В боевой состав Тихоокеанского флота ВМФ России лодка принята 23 декабря 2013 года.
Тактико-технические характеристики:
Экипаж — 107 человек. Водоизмещение надводное / подводное — 14 720 / 24 000 т. Длина — 170 м; ширина — 13,5 м; осадка — 9 м. Глубина погружения — 450 м. Скорость — до 29 узлов (около 54 км/ч). Основное вооружение — ракетный комплекс Р-30 «Булава». Несет 16 межконтинентальных баллистических ракет на твердом топливе. Дальность полета — более 8 тыс. км.
Оснащается разделяющимися головными частями индивидуального наведения на цель.
В подводники идут не за деньги, должно быть призвание, должна быть тяга какая-то внутри. Человек, который просто идет как на работу на подлодку, долго не задерживается.
«Следить за нами у Штатов не получилось»
«Александр Невский» — небо и земля по сравнению с крейсерами второго поколения. Кстати, первые корпуса «Бореев» доделывались с лодок 971-го и 949-го проектов. У него тактико-технические характеристики значительно превосходят эти корабли.
По тактико-техническим характеристикам «Александр Невский» — малошумная подводная лодка, на которой используется новая система движения. Это совершенный корабль, и после застоя в 1990-е годы был прорывным. Если раньше все было аналоговое, то сейчас перешли на «цифру», компьютеризировались. Нам [экипажу] было проще. Много на нем интересных внедрений и наработок использовалось.
Мне и экипажу повезло. Мы прибыли на завод «Севмаш» принимать корабль, а это — школа строительства, наладки, испытания и эксплуатация новой техники. Нет ничего лучше, чем общение с производителями и строителями того, на чем тебе предстоит служить и какую материальную часть тебе обслуживать.
В экипаже было около 70 человек, которые лодку увидели на заводе и ни разу в море не были. Из них 20 молодых лейтенантов — выпускников училищ, которые в училище только на картинках видели ту технику, на которой придется служить. Даже учебный центр не может дать тех знаний, которые получаешь на заводе при строительстве и испытаниях.
Опыт, приобретенный на судоверфи в Северодвинске, неоценим, личный состав экипажа стал специалистами и не просто эксплуатирующими технику, но и понимающими её изнутри
Что касается скрытности, то мы перекрываем [по этому показателю] не только свои корабли, но и иностранные. США «отдыхают» по сравнению с нашей малошумностью. Я могу сказать (когда с ними встречался, были в ситуациях): пока они нас не слышат, и они нас ищут. Когда у нас был переход по Северному морскому пути подо льдами, то о нем стало известно, когда мы пришли в Вилючинск на Камчатку. И пошла вся информация.
Переход составил 42 дня: 30 дней шли в подводном положении, 12 — в надводном. Задачи, которые ставились, нами были выполнены полностью. В результате привлечения сил флота, правильного использования возможностей крейсера и специального маневрирования обнаружить, а тем более следить за нами в процессе перехода у Штатов не получилось. Американцы проснулись после того, как мы пришвартовались к пирсу, то есть они нас вообще потеряли.
Ведь самое главное, что вследствие малой шумности, следности и заметности нас может обнаружить не всякая из существующих иностранных подводных лодок и для этого им необходимо задействовать большой наряд сил. Поэтому, даже форсируя Берингов пролив, где побережье США видно невооруженным глазом, мы остались необнаруженными и прошли мимо Американского континента тихо и спокойно
В плане маневренных элементов «Александр Невский» — тоже очень хороший корабль, единственное условие — им нужно уметь управлять. Если командир и экипаж подготовлены на должном уровне, то лодка позволяет решать такие задачи, которые раньше были недоступны подводным крейсерам стратегического назначения.
Огромные возможности акустического комплекса, который позволяет с учетом цифровой обработки сигналов слушать все и всех. И таких дальностей ни у кого не было! И это мог показать «Александр Невский», а что сказать про «Князя Владимира» (построен по модернизированному проекту «Борей-А» — прим. ТАСС)?
Я на нем не был, но кто был, говорят, что ещё круче корабль, обособленная серия. Совсем другая лодка, на которой учтены недостатки и недоработки, которые были у нас на проекте 955.
ПОДЛОДКА «КНЯЗЬ ВЛАДИМИР»
Первый стратегический подводный крейсер, построенный по обновленному проекту 955А (шифр «Борей-А»). Был спущен на воду в ноябре 2017 года. По данным Минобороны, имеет меньшую шумность, лучшие системы маневрирования и удержания на глубине, а также усовершенствованную систему управления оружием. Государственные испытания подлодки завершены в 2019 году. Будет нести службу на Северном флоте.
«Лед прочнее металла»
Что касается всплытия подлодки во льдах, то у нас и американцев [этот процесс] значительно отличается. Мы выполняем эти маневры самостоятельно при обеспечении определенных сил. А у них сейчас в основном идет так: перед всплытием прилетает вертолет, на месте делает оценку обстановки, толщины льда и все остальное, потом устанавливает приводящие системы, которые непосредственно обеспечивают точность всплытия. Там готовится площадка для всплытия.
У нас все строится на основании прогнозов и оценки ледовой обстановки, накопленного опыта подледного плавания. Все остальное лежит на плечах экипажа, который постоянно ведет ледовую разведку, анализ, оценку и контроль ледовой обстановки. У нас нет помощников. У подводников надежда только на себя и свой крейсер — мы сами себя обеспечиваем.
Подлодка типа «Акула» может пробить лед толщиной до 2,5 м, но у нас на «Борее» таких задач не было. Однако есть многолетний лед, а есть молодой. Его до 2,5 м легко взять, а вот многолетний лед дай бог 1,5 м «Акула» возьмет.
Нам не рекомендовали в процессе эксплуатации проламывать лед, да и надобности в этом не было, мы отрабатывали вопросы маневрирования при всплытии в полыньях и разводьях, маневр приледнения и подготовку к маневру проламывания льда. Отрабатывали действия как оператора, так и всего экипажа в целом.
Если ты находишься в айсбергоопасном районе, то подводная часть айсберга может достигать (по опыту наших подводников, которые в том районе ходили) 200 м.
Что касается стрельбы ракетой «Булава» из-подо льда, то это фантастика, которая может быть реализована в будущем (улыбается). У меня был учитель Шевченко Анатолий Иванович — вице-адмирал, который был одним из крупнейших специалистов подводного плавания в Советском Союзе. И по настоящее время им остается и продолжает передавать свой опыт. Его трижды представляли к Герою Советского Союза, но лишь назначали на вышестоящие должности. Лучший специалист подводного плавания говорил так: «Лед прочнее железа, лед ломают только дураки».
Лед — вроде бы вещь хрупкая, но ломает железо, поэтому, конечно, это неплохо было бы — стрелять из-подо льда… Если бы я под лед не ходил, не осознавал, что это такое, то, наверное, поверил бы, что такое возможно. Да и есть ли необходимость этого? Опять же мы понимаем, что лед находится по ходу движения лодки, и все должно быть одновременно — весьма и весьма.
«Бореям» нет смысла далеко ходить»
Плюс ко всему «Борей» — подлодка-тренажер. Есть очень много систем, которые позволяют создать определенную обстановку по управлению кораблем в режиме боевого тренажера, можно создать реальные условия и те возмущения, которые возникают при пуске всего боекомплекта ракет, и тем самым отработать действия по управлению кораблем в данной ситуации.
Я испытывал много чего интересного, если говорим о полном залпе ракет, то это серьезно, там корабль управляем. «Борей» — позволяет приобрести хороший опыт плавания, отработать действия экипажа, то есть отработать практически, а не теоретически. Раньше были только береговые тренажеры, но на береговых тренажерах ты не ощущал, что ты находишься на корабле, ты сидишь в классе, что-то происходит, какие-то выполняешь условные действия, команды, а тут вероятность произвести пуск ракет, грубо говоря, сымитировать его, есть возможность отработать операторов боевых информационных систем, отработать рулевую команду, операторов гидроакустического комплекса. «Борей» — хорошая машина.
Я скажу, что по определенным сейчас нашим свойствам, опять же по скрытности, мы превосходим американцев. По оружию? Вы давно слышали, что они провели какие-то стрельбы? А мы два-три раза в год проводим стрельбы баллистических ракет. Я был на программе испытаний, мы стреляли ежегодно.
Не факт, что у них что-то полетит, а у нас все летает потихоньку и на достаточное расстояние, наши районы позволяют выполнять задачи. Техника у нас надежная, нормальная, что бы ни говорили злопыхатели.
На «Невском» мы стреляли в 2013 и 2014 годах. Два пуска: первый — в Белом море при государственных испытаниях, а второй — в Баренцевом. После этого больше с этого корабля никто не стрелял.
А с Камчатки готовы стрелять, оттуда «Борей» ещё не стрелял пока. Это зависит не от корабля, а от береговой инфраструктуры в основном. Есть небольшие сложности, не все проработано и отработано. Корабль готов, может и способен.
Что касается дальности выходов в Тихий океан, то могу сказать по себе: я не слишком далеко ходил. Смысл далеко бегать, то есть отдаляться от берега? Ходили относительно базы далеко вдоль берега — вверх-вниз. Ну не совсем вдоль берега, в определенные районы. Поэтому бегали хорошо, мы-то стратеги — нам не надо.
Я могу сказать, что многоцелевые лодки ходили и ходят к нашим заокеанским друзьям и там дежурят.
А «Бореям» нет смыла туда ходить, потому что межконтинентальная ракета «Булава» позволяет производить пуски и с базы. Даже не надо будет и с базы выходить. У нас высшая форма боевой подготовки боевой службы: потенциальный противник не знает, где мы находимся, и не знает, куда ты идешь. Чтобы были в тонусе (улыбается).
«Корабль по струночке ходит, не шелохнется»
Что касается скорости подлодки, то все зависит от того, какие задачи выполняем: уклонение от противника при применении оружия, либо противник применил оружие. Скорость в 29 узлов в принципе реальная, если корабль содержать в соответствующем состоянии. Это позволительно, наши старенькие кораблики намного меньше давали.
Что касается ощущения этой скорости, то все зависит от того, где ты находишься. Если на центральном посту, для тебя это филигранная работа боцмана, механика. Любая перекладка руля, создание всяких несущих моментов, то есть можно очень глубоко провалиться, а можно быстро всплыть. Поэтому только на это особое внимание.
Пристальное внимание ко всему в процессе управления, все это дело надо контролировать. А корма — турбина воет, летит, системы и механизмы на номинальных параметрах, поэтому ощущения свои. Не был, не могу сказать, потому что не мог оставить центральный пост, но я подозреваю, что там весело (улыбается).
Источник: nstarikov.ru
Подводный ядерный сюрприз для Америки
Сергей Тихонов
31 января 2014, 20:35
С заступлением на боевое дежурство подводных ракетоносцев «Борей» Россия изменит стратегический баланс сил с США в свою пользу.
Гонка вооружений в области сил ядерного сдерживания вышла на конкуренцию уже в пятом технологическом укладе. Основные державы в этой глобальной игре – Россия и США – разрабатывают и испытывают все новые средства доставки боеголовок до цели, создают эшелонированную систему ПРО.
За годы хаоса 90-х Москва утратила преимущество морской составляющей триады – из 12 стратегических ракетоносцев к 2000 году в строю осталось только четыре, два из которых уже выработали свой ресурс, остальные не удовлетворяли новым требованиям по уровню шума и локационной заметности. Паритет по ядерной триаде был нарушен в сторону Америки. Однако с выходом на боевое дежурство первых подводных лодок проекта 955 «Борей» с 16 баллистическими ракетами «Булава», а в перспективе усовершенствованных кораблей проектов 955А/У с 20 ракетами мы не только восстановили баланс сил, но и получили дополнительные стратегические преимущества по гарантированной доставке ядерных блоков в любую точку планеты. После принятия на вооружение «Юрия Долгорукого» в декабре 2013 года замкомандующего Стратегического командования США (USSTRATCOM) генерал Роберт Форст признал, что российские лодки 955-го проекта представляют самую большую угрозу безопасности США. Давайте разберемся, что так испугало американских военных и в чем заключена угрожающая эффективность наших новых ракетоносцев.
Эффективность сил ядерного сдерживания (СЯС) зависит прежде всего от двух основополагающих факторов – скрытности его размещения и возможности преодолевать противоракетную оборону противника. То есть, проще говоря, если место дислокации ракеты заранее известно вероятному противнику (например, отлично видимые со спутника шахты), то ее нетрудно будет уничтожить до того, как она успеет подготовиться к старту и выстрелить. Поэтому, учитывая скорости современных противоракет (до 3 Махов), ракеты шахтного базирования достаточно эффективными не назовешь. «Воздушная» составляющая ядерной триады – стратегические бомбардировщики – тоже далека от идеала по той же причине – их достаточно легко засечь космическими и радиолокационными средствами, а скорость в разы ниже, чем у ракет. Дай Бог, если самолет успеет пролететь минут 10 – в итоге он будет уничтожен, а боезапас сдетонирует над «домашней» территорией, нанеся радиационный ущерб самому «отправителю». А вот морская составляющая ядерной триады – подводные лодки с МБР на борту – имеет гораздо больше шансов незаметно подобраться к цели на близкое расстояние и скрыть свое местоположение до старта ракет.
Дело в том, что радиолокация, достигающая сегодня точности до метра, под водой не работает – радиоволны в плотной водной среде не в состоянии распространяться.
Определять местоположение объектов, даже таких крупных, как атомная подводная лодка, под водой можно лишь методом эхолокации, то есть их можно только услышать, в прямом смысле этого слова. Предел дальности современной эхолокации – 230 км (у самых современных судов). То есть теоретически лодка может втихаря подобраться под самое подбрюшье противника, например, в Западную Атлантику, затаиться на расстоянии километров 500 от Восточного побережья США и выпустить все 20 ракет, снеся с лица земли как минимум 2/3 территории Америки. Если, конечно, эта ракета «умеет» обманывать ПРО – маневрировать, выбрасывать ложные цели, ставить радиопомехи и т.д. Именно поэтому еще в СССР, а теперь и в России, сделана ставка на стратегический подводный флот.
Таким образом, у РПКСН есть всего две задачи – незаметно выйти в район стрельб и выпустить ракеты, и, соответственно, основные характеристики у него – бесшумность и дальность «слуха» (эхолокации) для захвата цели. И вот здесь мы подобрались к разгадке, почему американцы так боятся наших «Бореев».
По обеим характеристикам наши новые лодки ушли далеко вперед США – по уровню шума вышли на 5-е поколение, которое в Штатах пока еще только в «бумажной» стадии создания, а по дальности обнаружения достигли показателя в 320 км (потолок американских лодок «Огайо» и «Вирджиния» – 230 км). Проблема еще в том, что разветвленная система глобального морского мониторинга США включает радары и локаторы, размещенные на расстоянии 500 км друг от друга, то есть вероятность обнаружения атомных подводных лодок составляет 85% (из-за излучения реактора), дизель-электрических – около 60%. Учитывая, что кроме этой системы существует многочисленный американский флот, практически в шахматном порядке разбросанный в акватории всего Мирового океана, то шансы у обычной ПЛ подобраться к американским берегам незамеченной весьма невелики. А «Борей» как раз может это сделать с вероятностью, близкой к 100%, – достаточно не приближаться к объектам противника на расстояние ближе 500 км – ее никто не заметит, а она как раз будет всех «слышать» так, чтобы не попасться.
Ракетоносцы проекта 955 имеют в пять раз меньшую шумность, чем лодки проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», и в два раза меньшую по сравнению с перспективными американскими «Вирджиниями» 4-го поколения. Движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками, которых не может достигнуть ни одна подводная лодка в мире. «Борей» имеет два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.
А вот теперь о самом главном узле РПКСН – гидроакустическом вооружении. Там установлен МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055» – это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам ГАК в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь), так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, миноискание, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед).
По дальности действия (320 км) данный комплекс превосходит ГАК подводных лодок ВМС США типа «Вирджиния» (230 км). Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей – не менее 30. Комплекс оборудован конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в обтекателе вертикального оперения ПЛ.
Живучесть новых лодок тоже увеличена на порядок: подводные лодки проекта оснащены системой спасения – всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Она расположена в корпусе позади от пусковых установок БРПЛ. Также есть спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 штук.
Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на восемь отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи.
Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радиоэлектронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, кондиционеры, электрические преобразователи и аккумуляторная батарея. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и элементы системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъемномачтовых устройств.
4-й и 5-й – ракетные отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й отсек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей.
В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.
Прочный корпус выполнен из стали с пределом текучести 100 кгс/кв. мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR), что также служит бесшумности лодки. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная – 450 м. Автономность – 90 суток.
Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включает в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные турбогенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43 000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узлов и надводная 15 узлов.
В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На борту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.
«Борей» несет на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет комплекса Д-30/3К30 «Булава» с ракетами Р-30/SS-NX-30 разработки Московского института теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г. Миасс). На ПЛАРБ пр. 955У будет уже 20 пусковых шахт.
Они обладают непревзойденными свойствами по маневрированию – выдерживают перегрузки до 30 единиц. Каждая ракета несет десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. При этом она выбрасывает до 20 ложных целей для обмана ПРО (американские Trident II – только восемь). Подъемно-мачтовые устройства включают: командирский перископ «Лебедь-21», РЛК МРКП-59 «Радиан-У», система спутниковой связи «Синтез».
Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас – до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке носовой части корпуса.
Кстати, «Борей» – это первая в мире подводная лодка, управляемая полностью интегрированной цифровой системой, имеющей 25 уровней защиты. Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др. Этот фактор снижает риски «человеческого фактора» – корабль сам просто не даст возможности экипажу совершить ошибку.
Отметим, что американцев пугает не только появление нового подводного проекта высокой эффективности, а еще и факт высокой скорости их разработки и производства – они просто не успеют создать ответные средства поражения. Головной корабль – «Юрий Долгорукий» – уже вошел в состав Северного флота, второй – «Александр Невский» – зачислен в состав Тихоокеанского флота, третий – «Владимир Мономах» – проходит государственные испытания, четвертый – «Князь Владимир» – находится в постройке. В 2011 году озвучивался план постройки восьми кораблей к 2018 году. В 2012 году план изменился и теперь включает строительство десяти кораблей к 2020 году. Когда вся эта программа будет выполнена, Россия получит настолько очевидное стратегическое преимущество по ядерному сдерживанию, к чему даже в во времена СССР США не привыкли, что американцам будет просто не до смеха.
Источник: expert.ru
Подводные лодки России против субмарин США
Подводные лодки – это важнейшая составляющая «атомной триады», стоящей на страже безопасности России. Залог гарантированного уничтожения любого агрессора, рискнувшего на нас напасть. Новости модернизации АПЛ России.
Подводный флот: «Борей» догоняет «Огайо», и уходит в отрыв от «Вирджинии» Автор – Владимир Тучков Шведская газета Svenska Dagbladet опубликовала в высшей степени любопытную статью о стратегическом подводном флоте. Любопытна она прежде всего тем, что издание, которое никогда прежде военно-технической тематикой не занимавшееся, вдруг выдало на гора рейтинг самых «убойных» атомных подводных лодок.
Что красноречиво свидетельствует о зашкаливающем градусе антироссийской истерии. Все в ужасе ожидают, когда же начнется широко объявленное западными политиками российское вторжение. Рейтинг получился обескураживающим.
В него попали пять подводных лодок, которые расставлены по местам не по боевым характеристикам, а исключительно в зависимости от габаритов и массы железа. Причем вес лодки у шведов почему-то равен не надводному, а подводному водоизмещению. То есть железо плюс вода, закачивающаяся для балласта.
Поэтому мы вынуждены ниже при перечислении вошедших в рейтинг лодок замерить «вес» на «полное водоизмещение» в тоннах. Вот эта «великолепная пятерка»: 1. «Акула» проекта 941 (длина — 173 м, водоизмещение — 48 тыс. тонн). Эксплуатируется с 1981 года. 2. «Борей» проекта 955 (170 м, 24 тыс. тонн). Первая лодка — «Юрий Долгорукий» — передана ВМФ России в 2013 году.
3. «Огайо» (170 м, 19 тыс. тонн). Американская лодка, являющаяся ровесницей «Акулы». 4. «Дельфин» проекта 667БДРМ (167 м, 18 тыс. тонн). Относится к семейству советских подводных лодок стратегического назначения «Дельта». Начало эксплуатации — середина 80-х годов.
5. «Вэгард» (150 м, 16 тыс. тонн). Британская лодка, начала поступать на флот в начале 90-х годов. Статья изобилует существенными ошибками. Так, «Огайо» названа рекордсменкой по огневой мощи на том основании, что она может быть укомплектована 154-я крылатыми ракетами «Томагавк».
Однако с начала 90-х годов ядерные «Томагавки» в соответствии с договором СНВ-1 пустили под нож. И шведы причислили к стратегическим подводным крейсерам те лодки «Огайо», которые переделали в субмарины с крылатыми ракетами с неядерной боевой частью. То есть в многоцелевые ПЛА.
Самая же шедевральная информация, содержащаяся в статье, такова: «ТК-208 „Дмитрий Донской“ („Акула“) не мог опускаться под воду в Балтийском море, так как сконструирован для соленой воды — он бы просто пошел ко дну, как камень, если бы попытался сделать это в воде c такой низкой концентрацией соли». Слов при сравнении субмарин было написано немало, однако за пределами статьи осталось главное — «Борей» является единственным в мире стратегическим подводным крейсером четвертого поколения.
Так что, исходя из этого, и следует расставлять акценты и проводить сравнительную оценку. Правда, существуют еще три атомные лодки четвертого поколения — российский «Ясень», американские «Сивулф» и «Вирджиния». Но они являются многоцелевыми ударными и не имеют баллистических ядерных ракет.
То есть не относятся к морской составляющей ядерной триады, являющейся оружием сдерживания. Впрочем, информационный повод, в связи с которым шведы разыграли эту клоунаду, заслуживает серьезного внимания. В этом месяце должен состояться спуск на воду четвертой подводной лодки проекта «Борей» — «Князь Владимир».
Так вот, это уже не вполне «Борей» — это стратегическая субмарина относится к модернизированному проекту 955У «Борей-А» с улучшенными характеристиками. Хотя и базовый вариант подводной лодки превосходит по боевым возможностям американскую стратегическую субмарину «Огайо».
Прежде всего, у нее ниже уровень шумов. Это достигнуто за счет целого комплекса конструктивных мероприятий. Корпус покрыт шумопоглощающим материалом одной из последних разработок в области материаловедения. При установке оборудования использована двухуровневая амортизация — резинокордная и пневматическая. В качестве движителя применен водомет.
И, наконец, максимально «вылизана» геометрия корпуса с целью получения наилучшей обтекаемости. Вторая важнейшая характеристика современных подводных лодок — способность обнаруживать противника с помощью гидроакустических систем на максимальном удалении. То есть раньше, чем он услышит тебя.
На «Борее» установлен гидроакустический комплекс (ГАК) «Иртыш-Амфора-Б-55», который обеспечивает как пассивную, так и активную пеленгацию. Он решает весь комплекс боевых задач, включающий пеленгацию и идентификацию целей, поиск мин и обнаружение торпед, гидроакустическую связь, измерение толщины льда, измерение скорости звука.
По утверждению разработчиков, ГАК «Борея» превосходит по возможностям аналогичный комплекс многоцелевой субмарины «Вирджиния». Это крайне важно. Потому что угрозу для стратегических подводных ракетоносцев представляют не субмарины аналогичного профиля. В боевые задачи «Борея» и «Огайо» не входит охота друг на друга.
Это задача именно многоцелевых лодок — «Вирджинии» и «Ясеня». Если же посмотреть на данную проблему с «американской стороны», то разница в поколениях «Ясеня» и «Огайо» дает нашему «охотнику», на котором стоит и ГАК нового поколения, определенное преимущество. И, наконец, вооружение. То есть то, ради чего и создаются стратегические подводные лодки.
На «Борее» установлены 16 твердотопливных трехступенчатых МБР «Булава», каждая из которых способна нести до 10 боевых блоков по 100 кт или 4 блока по 200 кт. Если сравнивать огневую мощь с «Огайо», то у американской лодки она, действительно, больше — 24 МБР «Трайдент-2».
И каждая ракета может нести до 8 блоков по 475 кт или 12 блоков по 100 кт. И дальность отличается не в нашу пользу — 8300 км против 11000 км. Однако ракеты разновозрастные, «Булава» совсем новая разработка Московского института теплотехники.
В ней использованы последние достижения по части преодоления противоракетной обороны противника: короткий активный участок полета (с работающими двигателями), настильная траектория, маневрирование по курсу и тангажу и более совершенные средства радиоэлектронной борьбы. Конечно, важно, сколько и чего выстрелит стратегическая субмарина.
Но не менее важно, сколько и чего долетит до цели. В начале года появилась информация от источников в оборонном ведомстве о том, что запланирована модернизации «Булавы» с целью увеличения дальности полета и массы полезной нагрузки. Предположительно мощь будут наращивать за счет увеличения габаритов ракеты.
Для этого, чтобы не переделывать на «Бореях» пусковые шахты, конструкторы откажутся от транспортно-пускового контейнера, в котором находится ракета на борту лодки. Сама же лодка, как было сказано, уже модернизирована. И «Князь Владимир» стал флагманом обновленной серии.
По тому же самому проекту 955У «Борей-А» будут построены еще 4 субмарины — «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Они уже строятся. Передача двух последних из них запланирована на 2020 год.
Лодки этой серии отличаются от первых трех «Бореев» — «Юрия Долгорукого», «Александра Невского» и «Владимира Мономаха» — лучшей скрытностью, более совершенными средствами обнаружения, связи и управления вооружением. В них улучшена обитаемость экипажа и живучесть. Кстати, и в первых трех лодках есть средства спасения всего экипажа — всплывающая камера.
Однако в следующем десятилетии в России может появиться новая серия стратегических подводных лодок. На прошлой неделе начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов сообщил ТАСС, что ЦКБ МТ «Рубин» приступило к созданию следующей модификации — «Борей-Б».
Вполне понятно, что эта субмарина должна обладать большими возможностями, чем две предыдущие серии. О «Борее-А» говорили, что он будет оснащен 20-ю пусковыми шахтами. Однако позже эта информация была опровергнута. Вполне возможно, что будущие лодки будут иметь именно 20 ракет. А то и догонят «Огайо», у которого на борту 24 «Трайдента».
Источник Атомные подводные лодки USS Nebraska, Северсталь Акула, Борей. Полигон . Телепередача . Оружие ТВ
Сравнение ядерного удара АПЛ стратегического назначения (955 Борей, 941 Акула, 667 Кальмар, Огайо) Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех интересующихся…Источник: genocid.net