Лучшая ракета подводных лодок

Испытания новой ракеты фактически завершены. Следующий этап — перевооружение флота.

6 октября 2021, 21:40

Характеристики ракеты «Циркон»

4 октября Минобороны России впервые провело пуск гиперзвуковой ракеты «Циркон» с борта подлодки «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Через несколько минут после пуска ракета поразила условную цель. Этим испытанием российские военные закрыли последнюю испытательную «петлю» — на скорости 9,5 тыс. километров в час «Циркон» завершил испытательный цикл, после которого у сверхсекретной ракеты прямой путь на флот.

Повышенная секретность, связанная с «Цирконом», неслучайна. Эта ракета — первая в череде российских гиперзвуковых ракет, и предназначена она для самых современных кораблей. Её разрабатывали с начала нулевых для перевооружения кораблей и многоцелевых подводных лодок, оснащённых крылатыми ракетами П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс».

Акула — крупнейшая подводная лодка в мире

От них же, по слухам, «Циркон» унаследовал и уникальную схему атаки, которую, впрочем, серьёзно доработали. После выхода из пусковой шахты ракета набирает высоту и делает «горку», характерную для сверхзвуковых ракет предыдущего поколения. А затем происходит магия современных технологий — на скорости 10 тыс. километров в час она начинает маневрировать по высоте и курсу, обманывая систему ПВО потенциального противника.

Главный секрет «Циркона»

Для того чтобы понять, как работает гиперзвуковая ракета, нужно выяснить главное — какую цель она уничтожает, если поступает соответствующий приказ. Потенциальные цели ракет «Циркон» давно известны — это крупные надводные корабли, способные представлять угрозу российским боевым кораблям. К ним относятся и эсминцы с ракетным оружием, такие, например, как американский «Дональд Кук» или британский «Дефендер», а также новейшие авианесущие крейсеры типа «Джеральд Форд», которых до конца десятилетия может появиться не один и даже не два.

Авианосцы практически не имеют своей защиты — на их борту лишь простые артиллерийские и зенитные комплексы, способные в лучшем случае сбивать сверхзвуковые ракеты. Основную защиту авианосцев осуществляет вооружённый эскорт — корабли охранения и две подводные лодки, которые всегда находятся рядом с такими кораблями в боевых походах.

Главная задача «Циркона» — не прорываться через такую охрану, а сделать так, чтобы «силы безопасности» авианосца вообще не смогли применить оружие. Тут в дело вступают не только законы физики, но и знание боевых систем противника — скорость «Циркона» на конечном участке полёта превышает 10 тыс. километров в час. Современные боевые системы на кораблях ВМС США умеют перехватывать цели, летящие со скоростью 3 тыс. километров в час. И это касается только ракет, способных на минимальные отклонения от курса во время полёта.

«Циркон» маневрирует под большими углами и на больших скоростях, поэтому уследить за ракетой на таких режимах современная электроника просто не может. В какой-то момент система защиты «сваливается» в отказ и ракета пробивает корпус корабля, подрывая 450-килограммовую боевую часть между палубами. Дальше — борьба за живучесть авианосца (или эсминца), и о боевых действиях не может идти и речи.

Минобороны показало видео запуска гиперзвуковой ракеты «Циркон» из-под воды

Скорость ракеты «Циркон» — главное достоинство

Способность российских гиперзвуковых ракет преодолевать огромные расстояния за короткое время — секрет, за которым охотится разведка практически каждой зарубежной страны. Точно так же за секретами советских сверхзвуковых ракет США и НАТО охотились в период холодной войны — некоторые секреты даже удалось выкрасть, однако создать собственные сверхзвуковые ракеты, способные бить далеко и быстро, за рубежом до сих пор не смогли.

«Циркон» в этом смысле продолжает уникальные традиции советских разработок, но значительно превосходит всё, что разрабатывалось и производилось в прежние годы. Главным достоинством ракеты стали не только материалы и уникальный двигатель, но и лётные характеристики — среднее время уничтожения вражеского корабля «Цирконом», по слухам, составляет не более одной минуты при пуске с расстояния 800–900 километров.

Россия успешно испытала гиперзвуковую ракету «Циркон» с атомной подлодки

Самый опасный враг

После перевооружения подводных лодок «Циркон» практически моментально выведет российские субмарины в дамки — современная гидроакустика на кораблях ВМС США позволяет засекать подводные лодки противника с расстояния примерно 150–200 километров, а подлодки «Ясень» и многоцелевые АПЛ предыдущего поколения смогут запускать крылатые ракеты с расстояния, которое в четыре раза превышает эти показатели. Если раньше для гарантированного поражения целей военным приходилось подкрадываться к цели на близкое расстояние, то теперь задача упрощается до уровня «выпустил — забыл».

Читайте также:  Сколько калорий тратится при гребле на лодке

На вооружении американских ВМС ничего подобного нет, и, вероятно, гиперзвуковые ракеты появятся в США ещё не скоро. Ближайший технологический пик США — это дозвуковые противокорабельные ракеты, построенные на базе технологии ракет «Гарпун» и созданные по принципу «чем больше ракет, тем лучше». До гиперзвуковых ракет, которые могли бы сравняться по технологичности и характеристикам с российским «Цирконом», американцам нужно работать ещё несколько лет — эксперименты с созданием гиперзвуковой ракеты воздушного базирования показывают, что точного понимания этой технологии в США пока нет. Создание корабельной версии такой ракеты, а тем более модификации для стрельбы из подводного положения требует особых знаний и опыта, которыми пока обладает только Россия.

Источник: life.ru

Баллистические ракеты для подводных лодок США

Оснащенные ядерными боевыми частями баллистические ракеты – главное ударное оружие стратегических атомных подводных ракетоносцев ВМС США.

Разработка баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ) началась в США в 1950-е годы. Вначале предлагалось доработать «сухопутную» жидкостную баллистическую ракету «Юпитер», разработанную под руководством Вернера фон Брауна, но ввиду больших габаритов ракеты и применения в ее двигательной установке в качестве окислителя взрывоопасного жидкого кислорода эта идея была отвергнута, и в 1956 году командованием ВМС было решено создавать «собственную морскую баллистическую ракету». Вскоре под руководством контр-адмирала Уильяма Рэборна в рамках программы «Поларис» была начата разработка одноименной БРПЛ. Причем в целях обеспечения повышенной безопасности и упрощения эксплуатации ракеты ее решено было делать только твердотопливной.

«ПОЛАРИС»

Разработкой новой ракеты занималась компания «Локхид», а разработку двигателей поручили «Аэроджет». Поскольку запуск двигателей ракеты внутри подлодки специалисты считали слишком опасным, был применен «холодный старт» – ракета выбрасывается из ракетной шахты за счет избыточного давления газов, а двигатель запускается уже в воздухе.

Программа предусматривала постройку 41 подводного ракетоносца – каждый с 16 ракетами. Первую серию из пяти ПЛАРБ, тип «Джордж Вашингтон», построили в 1959-1961 годах. Данные субмарины вооружались БРПЛ «Поларис А1» (обозначение ракеты с июня 1963 года – UGM-27A), первый успешный пуск которой состоялся в 1959 году. ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» с ракетами «Поларис А1» вышла на первое боевое дежурство в 1960 году.

В дальнейшем для ВМС США разработаны модификации «Поларис А2» (UGM-27B; боеготовность первой ПЛАРБ – 1962 год; на вооружении 13 ПЛАРБ) и «Поларис А3» (UGM-27С; боеготовность первой ПЛАРБ – 1964 год; на вооружении 33 ПЛАРБ), отличавшиеся некоторыми конструктивными доработками, массогабаритными характеристиками и дальностью пуска. Кроме того, «Поларис А3» оснащалась боевой частью с тремя боевыми блоками, тогда как на первых двух модификациях стояла моноблочная боевая часть. Все ракеты системы «Поларис» являлись двухступенчатыми твердотопливными и оснащались инерциальной системой управления, а модификация «Поларис А-3Т» имела повышенную защиту от электромагнитного импульса.

Ракеты «Поларис А-3» поступили на вооружение ПЛАРБ британских ВМС и затем прошли модернизацию («Поларис А-3ТК»). В 1961-1962 годы проводились испытательные пуски БРПЛ «Поларис» с итальянского крейсера «Джузеппе Гарибальди».

«ПОСЕЙДОН»

В рамках программы модернизации БРПЛ «Поларис В3» была создана новая ракета, которой присвоили обозначение «Посейдон С3» (UGM-73A). Ракета – двухступенчатая, твердотопливная, с разделяющейся головной частью, в состав которой входили боевые блоки индивидуального наведения – главное отличие новой БРПЛ от предшественниц. Система управления – инерциальная. На данную БРПЛ в 1970-1978 годах был перевооружен 31 ракетоносец типа «Лафайет». Первая ПЛАРБ с данным ракетным комплексом вышла на боевое патрулирование в апреле 1971 года.

«ТРАЙДЕНТ»

В ноябре 1966 года для определения направлений дальнейшего развития стратегических ядерных сил в США создается комитет «Старт X», который рекомендовал создать для ВМС новый ракетный комплекс с БРПЛ с дальностью стрельбы не менее 9-10 тыс. км, а также ее носитель – ПЛАРБ с 20-24 ракетами на каждой.

В итоге в рамках программы «Трайдент», начатой в 1973-1974 годах, на первом этапе были созданы ПЛАРБ типа «Огайо» (построено 18 подлодок) и «промежуточная» БРПЛ «Трайдент I» С-4 (UGM-96A), на которую также были перевооружены 12 подлодок типа «Лафайет», а в рамках второго этапа – более совершенная БРПЛ типа «Трайдент II» D-5 (UGM-133A). БРПЛ семейства «Трайдент» – трехступенчатые, твердотопливные, с разделяющейся головной частью, с боевыми блоками индивидуального наведения и астроинерциальной системой управления. Первое боевое дежурство ПЛАРБ системы «Трайдент» – в октябре 1979 года.

Читайте также:  Что делать на лодке Детройт

«Трайдент II» остается единственной БРПЛ на вооружении ВМС США и Великобритании и благодаря высокой точности может использоваться как оружие первого удара.

Источник: warfor.me

Почему «Булава» утопила проект «Барк»

В чем наша ракета уступает «Трайдент-2», а в чем превосходит

Минувшей осенью разгорелись дебаты относительно того, способна ли новейшая стратегическая подводная лодка «Борей» производить пуск баллистической ракеты «Булава», находясь в приполярных широтах под толщей льда. Было заявлено, что лодке после получения команды «Пуск» необходимо будет отыскать полынью, на что может уйти несколько дней. Ни ракета не способна пробить 2-метровую толщу льда, ни «Борей» не может проломить его своим корпусом при всплытии.

В публикации газеты «Известия» рассеиваются опасения относительно того, что российский стратегический подводный флот не сможет в нужный час исполнить свое боевое предназначение по применению ядерного оружия.

Источники газеты в Министерстве обороны рассказали о том, что атомные подводные крейсера с баллистическими ракетами будут оснащены неуправляемыми реактивными снарядами, которые перед запуском ракет будут пробивать во льду полыньи необходимого диаметра. В качестве экспертного мнения «Известия» приводят слова кандидата технических наук, контр-адмирала, Героя России Всеволода Хмырова: «Лед не должен быть помехой для выполнения команды о применении ядерного оружия».

Более того, реактивными снарядами будут оснащаться не только стратегические «Бореи», но и многоцелевые «Ясени», которые вооружены крылатыми ракетами с неядерной боевой частью.

Надо сказать, что осеннее обвинение подводного флота в неспособности вести стрельбу из-подо льдов, следовало бы распространить не только на нынешний лодочный и ракетный состав ВМФ. Никогда раньше у Советского Союза, а затем и у России не было ракет, которые можно было бы запускать из-подо льда. Однако в боеготовности, в возможности экстренных пусков БРПЛ (баллистическая ракета подводной лодки) при нахождении лодок в любых широтах никто не сомневался. Процедуре пуска предшествовал разлом ледяного панциря подвсплывшей субмариной. Собственно, и нынешние «Бореи» способны это делать.

Хоть, конечно, использование реактивных снарядов — дело более «технологичное», не требующее больших энергетических и временных затрат.

Однако в нулевые годы в России могла появиться БРПЛ, которая была способна самостоятельно пробивать толщу льда. И она могла стать третьей отечественной твердотопливной ракетой для подводных лодок. Но ее место заняла «Булава». Все остальные, и их было значительное количество, — с жидкостными двигателями.

Советский Союз решил отказаться от использования жидкого топлива на подводном флоте в значительной степени потому, что его использование привело к целому ряду аварий, которые были бы невозможны в случае использования твердого смесевого топлива. Это были не только пожары, но и смертельные случаи при отравлениях высокотоксичными топливными компонентами.

Первый блин оказался комом. Дебютная твердотопливная ракета — Р-31 — создавалась в ленинградском КБ «Арсенал», знаменитом разработкой артиллерийского вооружения для ВМФ, с 1960 года по 1976 год. После четырех лет испытаний, в 1980 году, ракета была принята на вооружение. Характеристики Р-31 не выдерживали никакой критики.

Вполне понятно, что этих ракет было выпущено минимальное количество — 36. Под эту ракету была модернизирована атомная лодка К-140 проекта 667АМ «Навага-М». 20 ракет были израсходованы во время испытаний. 16 отстреляли в 1990 году, когда ракета была снята с вооружения, а лодку, которой было всего лишь 20 лет, отправили на металл.

Вторую твердотопливную делали уже на специализированном предприятии, занимавшемся разработкой именно БРПЛ, — миасском КБ машиностроения (ныне — КБ им. Макеева). Она получила индекс Р-39. Трехступенчатая ракета поистине громадных размеров была привязана к самой большой в мире лодке проекта 941 «Акула». На вооружение она была принята в 1984 году.

Это был большой шаг вперед по сравнению с Р-31. Дальность возросла до 8250 км, забрасываемый вес стал 2500 кг, а КВО — 500 м. Это было почти то же самое, что и у жидкостной ракеты Р-29 (предтеча знаменитой «Синевы»). Но от проходящей в то время испытания американской ракеты «Трайдент-2» Р39 все же отличалась не в лучшую сторону. Особенно по части точностных характеристик — КВО у «американки» было в 4 раза меньше при отсутствии GPS-коррекции, с GPS — в 5 раз.

Прорыв был совершен в значительной степени благодаря существенному увеличению габаритов и «начинки» ракеты, на фоне которой «Трайдент-2» заметно проигрывал. Именно поэтому длина лодки «Акула» достигла 172 м, ширина — 23,3 м, полное водоизмещение — 48 тыс. тонн. Но при этом куда менее крупная американская лодка «Огайо» вмещает в себя 24 ракеты «Трайдент-2», а «Акула» — 20 Р-39.

Читайте также:  Подводная лодка из глубины идет домой

Но шесть прекрасных стратегических лодок «Акула», оснащенных ракетой Р-39, также (как и К-140) были обречены, поскольку в 1986 году было принято решение «догнать и перегнать Америку» по всем характеристикам твердотопливных ракет. В результате ни одна из них не стоит на вооружении ВМФ: 3 лодки разделаны на металл, две два года назад решено утилизировать, одна — «Дмитрий Донской» — стала чем-то вроде «плавающей лаборатории» для отработки ракет «Булава».

Принцип делать лодки под ракеты, а не ракеты под лодки, не пригодные для модернизации, принесли свои плоды. Сейчас вместо «Акул» третьего поколения российский стратегический подводный флот эксплуатирует лодки «Дельфин», принадлежащие ко второму поколению.

В 1986 году были приняты два постановления Совета министров СССР. О разработке комплекса Д-19УТТХ «Барк», и об ОКР по размещению Д-19УТТХ на модернизированных лодках «Акула-У».

Помимо существенного улучшения дальности, забрасываемого веса и точности новой ракеты, получившей название «Барк», именно ей было положено пробивать лед во время старта из «подледного» положения. Для чего ракета оснащалась амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС). У нее было несколько функций.

Находящаяся в шахте ракета не опиралась о ее дно, а была подвешена за счет АРСС, установленной в головной части ракеты. Это предотвращало повреждение ракеты в штормовых условиях и при близком взрыве торпеды или глубинной бомбы. Была обеспечена герметичность шахты при открытых крышках шахт при подготовке к залповой стрельбе. АРСС пробивала лед за счет удара.

Но при этом есть свидетельства экспертов, близких к КБ им. Макеева, относительно того, что толщина взламываемого льда была не столь и велика, то есть с двухметровой толщиной «Барк» мог бы и не справиться.

Но при этом все прочие параметры должны были удовлетворить подводников. Предполагалось, что забрасываемый вес должен был превысить 3 тонны, а дальность — 10 тыс. километров.

Однако ракета создавалась в критический период для нашей промышленности, экономики и флота. Финансирование работ было скудным. Помимо этого возникли проблемы с комплектующими, которые с 91-го года производились уже за пределами страны. Самая крупная проблема — твердое топливо, которое выпускалось на украинском предприятии, перепрофилированном на производство бытовой химии. Пришлось создавать свое, которое несколько уступало «советскому».

Но при этом планы на «Барк» были грандиозными. Предполагалось оснастить этой ракетой не только все шесть «Акул», но и перспективные лодки четвертого поколения «Борей». В связи с тем, что перспективная лодка существенно меньше «Акулы», на «Борей» предполагалось устанавливать 12 БРПЛ.

Строительство ракет в темпе 3−5 единиц в год началось в 1992 году. К середине десятилетия темп выпуска упал до одной ракеты в 3−4 года. К 1997 году были проведены 3 летных испытания, все они оказались неудачными. Программа испытаний требовала проведения еще как минимум 8-и пусков. На что могло уйти до 20 лет.

В связи и с этой особенностью графика изготовления ракет, и с чрезвычайно скудным финансированием, и с не до конца решенной проблемой с топливом проект «Барк» было решено закрыть.

Московский институт теплотехники, специализировавшийся на баллистических ракетах наземного базирования (шахтного и мобильного) получил контракт на разработку БРПЛ «Булава» для перспективных лодок проекта 955 «Борей».

Эту ракету много критиковали. Она уступает «Трайденту-2» и по дальности (9300 км — 11300 км), и по забрасываемому весу (11150 кг — 2800 кг), и по мощности боевых блоков (6×150 кт — 8×475 кт), и по КВО (250 м — 90−120 м).

Однако обладает и одним очень важным достоинством. «Трайдент-2» имеет только один механизм преодоления противоракетной обороны противника — разделяющиеся головные части индивидуального наведения (РГЧ ИН). У «Булавы» значительно выше вероятность преодоления ПРО. Ракета имеет короткий активный участок (когда работают маршевые двигатели) и настильную траекторию, что существенно снижает шансы противника на ее перехват. Помимо этого есть и РГЧ ИН. Но при этом отделившиеся головные части маневрируют в полете, благодаря чему имеют существенно больше шансов, чем ГЧ «Трайдента-2», достичь цель.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Источник: svpressa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...