В истории военно-морского флота СССР много удивительных страниц. Одна из них — случай с нашей субмариной К-324 в Саргассовом море, который произошел 35 лет назад. Подводная лодка Советского Союза увела из-под носа американцев сверхсекретное оборудование. Из-за этого малоизвестного сегодня случая чуть не началась Третья Мировая война.
В 1983 году Вашингтон начал боевую операцию против дружественной Советскому Союзу республики Гренада. Власти этой страны хотели взять курс на построение коммунизма и сближения с СССР. Этого штатовцы допустить не могли. На маленький остров в Карибском море высадились американские морские пехотинцы.
Чтобы проследить ситуацию, в район боевых действий Москва направила советскую подводную лодку К-324. На ее борту находились крылатые ракеты с атомными боеголовками. Субмарину отправили следить за базой противника и общей обстановкой в регионе.
После выполнения задания, К-324 пристроилась к рыболовному судну, чтобы уйти незамеченной из района боев — так делают всегда, чтобы не попасть в зону действия радаров противника. Но этим кораблем как назло оказался замаскированный противолодочный фрегат «Маклой» ВМС США.
На американском военном судне находился секретных комплекс обнаружения подводных лодок. Экспериментальный кабель тянулся за ним под водой на сотни метров в глубину. На нем крепилась капсула с суперсовременным гидролокатором.
Советская подлодка задела винтом трос с датчиками гидроакустической антенны американского корабля. Турбина К-324 сразу же вышла из строя — винт запутался в тросе. Субмарина оторвала комплекс обнаружения подлодок, но не могла двинуться с места. Американцы обнаружили пропажу своего оборудования не сразу, а только на следующий день, когда вернулись на базу.
Нашей субмарине пришлось всплыть. На поверхности моряки попали в эпицентр тропического урагана. Подлодка несколько раз пытались уйти под воду, но безуспешно — отказывало оборудование.
Из Москвы сообщили: на помощь терпящим бедствие подводникам выслали спасательное судно «Алдан», которое должно было прийти через 10 дней. До этого времени было приказано держаться и не обнаруживать себя.
Но как назло К-324 в открытом море заметил канадский пассажирский авиалайнер. Пилот передал информацию о дрейфующей подводной лодке на базу НАТО. К ней двинулись два боевых корабля Соединенных Штатов — «Питерсон» и «Николсон». Они стали зажимать ее в клещи, чтобы выдавить лодку в свои территориальные воды и там ее атаковать. Но потом поняли, что лодка не может двигаться.
Эсминцы пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Над советской субмариной постоянно кружили военные вертолеты.
В книге «История подводного шпионажа против СССР» американские историки утверждают: снизу от советской субмарины маневрировала подводная лодка «Филадельфия». Ей удалось зацепить гидролокатор. Две подлодки с атомным оружием на борту стали перетягивать трос. Бронированный кабель лопнул. Но на винтах К-324 остались 400 метров секретной антенны.
Из Москвы приказали шифровку: во что бы то ни стало сохранить трофей.
Критическая ситуация сложилась 5 ноября 1983 года. Американцы приготовились к штурму К-324! Командир советской подлодки Вадим Терехин вооружил личный состав и приказал держать оборону в случае атаки американцев. Субмарину даже подготовили к взрыву.
В этот момент к нашей подлодке подошло спасательное судно «Алдан». Американцы стали стрелять по оборудованию из карабина, чтобы тот не мог прийти на помощь терпящей бедствие подлодки. Но аварийную К-324 все же отбуксировали к берегам Кубы.
На Острове свободы винт освободили от троса. Секретный кабель спецрейсом отправили в Москву для изучения. Советские подводники добыли важнейшие сведения об американской военной аппаратуре.
После ремонта советская субмарина продолжила боевое дежурство в Саргассовом море. Только в 1984 году лодка вернулась на Родину. В 2000 году ее исключили из боевого состава флота и отправили на утилизацию. Многие официальные документы о случае с К-324 в Саргассовом море до сих пор засекречены.
Источник: www.eg.ru
Как советская АПЛ К-324 секретную разработку у США «утащила»
25 октября 1983 года США развертывают секретную операцию против Гренады, дружественной Советскому Союзу республики. Десант США высаживается на остров в Карибском море. В самый разгар операции, 30 октября, в районе дислокации сил США всплывает советская подводная лодка К-324.В Советском Союзе подводные лодки называют «Щукой», на Западе – «Черный принц».
Всплытие в районе операций советской подводной лодки приводит в легкое недоумение США. К-324 снабжена новейшими крылатыми ракетами с атомными боеголовками. Ситуация исключительная. В Атлантике локальный конфликт, который грозит перерасти в Третью мировую войну, обстановка накалена до предела.
Загадка К-324 – «Черного принца»
США. 31 августа 1983 года с взлетной полосы аэропорта «Анкоридж» в небо поднимается южнокорейский «Боинг-747» в направлении на Сеул. Но в пункт назначения самолет так никогда и не попадет. Нарушив воздушную границу СССР, пассажирский лайнер берет направление на Камчатку.
Как предполагают спецслужбы, маневр был совершен для сбора информации по атомным подводным лодкам, находящимся на Камчатке. В США небезосновательно предполагали о получении атомоходами новых межконтинентальных ракет. Особо интересны были новые АПЛ Проекта 671РТМ «Щука», к ним же и относилась атомная многоцелевая подводная лодка К-324.
В то время, когда Боинг подлетал к Камчатке, атомная подводная лодка К-324 находилась в совершенно другом месте, под слоем арктических льдов. К-324 провела 26 суток без всплытия, продвигаясь к месту своего назначения, которым был Северный полюс.
«Подледные походы считаются самыми опасными у подводников, экипаж находится один на один с возможными неприятностями. Всплыть невозможно из-за толщи льдов, любая нештатная ситуация (например, пробоина корпуса или возгорание) может стать роковой. Подводная лодка может навсегда остаться подо льдами».
1983 год, политическая ситуация в мире осложняется. «Боинг-747», нарушивший границу СССР, сбит. Обнаружены 29 тел членов экипажа, правительство СССР выражает соболезнование родственникам погибшим, возлагая вину и ответственность за инцидент на правительство США. В ответ президент США Рональд Рейган заявляет: «Империя зла должна быть уничтожена»!
Сентябрь 1983 года. США, заручившись поддержкой Великобритании, размещают крылатые ракеты в Европе. В ответ СССР строит аэродром в Гренаде: у берегов США должна появиться самая большая военная база СССР. Противостояние двух сверхдержав приводит мир в ужас, все страны наблюдают за стремительно развивающимися событиями в Карибском регионе. СССР и США уже не скрывают обоюдной ненависти.
На секретном собрании министр обороны СССР Устинов произносит: «Война может начаться в любую минуту. Как бы нам не напугать народ».
Закончив испытания в Арктике, К-324 получает новое задание. 7 сентября 1983 года «Щука» успешно минует первый рубеж противолодочной акустической системы США, продвигаясь к точке назначения. Только два человека на борту К-324 знают, куда движется субмарина – капитан и его помощник. Место прибытия – побережье США, от всего экипажа информация закрыта.
Задачи, поставленные перед К-324:
- обнаружение и сбор данных о гидроакустических системах и систем наблюдения за подводными лодками,
- изучение прибрежных зон.
Для обнаружения подводных лодок у побережья США было выделено порядка 500 млн. $ – огромные деньги. Столько стоила гидроакустическая система, способная обнаружить приближающиеся к США советские подводные лодки. Чувствительные микрофоны, расположенные на дне, улавливают и фиксируют любые шумы.
25 октября 1983 года Пентагон начинает военную операцию под названием «Вспышка ярости». Несколько тысяч солдат США десантируются на остров Гренада. Начинаются бои, правительство Гренады просит помощи у Кубы. В это время необнаруженная К-324 движется в толще Саргассова моря.
Субмарина наблюдает за кораблями США, атакующими Гренаду. 29 октября над островом Гренада поднимется звездно-полосатый флаг, в этот же самый день внимание команды К-324 привлекут странные звуки, которые ранее не доводилось слышать на подводной лодке. Офицеры говорят о неких «шлепках»: складывалось ощущение, будто по поверхности АПЛ, кто-то ходил или бегал босиком. В районе 6-8 отсека был слышен глухой удар по корпусу.
29 октября 1983 г. в 03:00 на К-324 звучит сигнал тревоги. Сработала аварийная защита турбин. Турбину заклинило, ситуация невозможная, фантастическая, такого на АПЛ никогда не отрабатывали. АПЛ К-324 обездвижена, она начинает тонуть, под килем почти 4 км глубины, вся команда побледнела. Спасения ждать неоткуда – до берегов Родины далеко, всплыть можно только аварийно.
Всплытие на суперсовременной АПЛ в такой ситуации, когда вокруг десятки кораблей США, равносильно государственной измене и предательству. Ситуация тупиковая, и командир стоит перед выбором: либо утонуть вместе со всем экипажем, либо спастись и стать предателем Родины.
Звучит команда: «Всплытие». Командир субмарины, нарушив все секретные требования, спасает экипаж. Лодка медленно всплывает на поверхность, есть шанс, что её не обнаружат. Глубокая ночь, на поверхности шторм. Лодку водоизмещением 7,5 тысяч тонн кидало, как щепку на волнах.
Все, что не было закреплено, посрывало, разбилась вся посуда, команда держалась на ногах, только вцепившись руками, кто за что успел. Командир корабля и помощник осматривались в перископ. Помощник капитана, изучая в телевизионный перископ видимую часть лодки, обнаружил на винте большие, туго намотанные петли.
Первая мысль, о том, что это рыболовная сеть, исключилась сразу. Винт её с легкостью перемалывает, а в Тихом океане, где часто и густо ловят рыбу, подводники нередко сталкиваются с рыболовными сетями. Возникает предположение, что зацепили и намотали сверхпрочный кабель, вероятно, военного назначения.
Командир, взяв автомат и пару рожков, решает перебить кабель. Подойдя как можно ближе к винту, выстреливает два рожка. От кабеля отлетают только искры – становится понятно, что кабель бронирован.
Утром капитан Терехин докладывает об аварийном всплытии в Москву – в столице недоумевают. Тем временем в Москве не до субмарины, тяжело болен Юрий Андропов, окружение занято подбором нового преемника. Что ожидает лодку в самом эпицентре боевых действий, неизвестно. Москва дает приказ уйти на глубину.
Дважды субмарина пыталась погрузиться, обе попытки оказались тщетными, была высокая вероятность больше не всплыть. Предельная глубина для аварийного всплытия для К-324 – это 400 метров. Далее глубина, после которой лодка всплыть уже не сможет.
Обездвиженная АПЛ К-324 находится в сотнях километров от побережья США, в международных водах, где действует соглашение о безопасности на море, которое защищает судно от нападения или навязчивого изучения. Но надеяться на право в разгар «Холодной войны» не имеет смысла. Подводная лодка просто «болтается» на волнах у берегов США.
Из Москвы приходит радиограмма о выходе на помощь корабля «Находка». Также с Кубы отправлено советское спасательное судно «Алдан» для буксировки или освобождения винта от кабеля. По предварительным подсчетам «Алдану» требовалось около 10 суток ходу до субмарины.
Через два дня К-324 была обнаружена канадским авиалайнером. Через 30 минут к советской АПЛ подходят эсминцы США: «Питерсон» и «Николсон», над лодкой курсируют «Орионы», разведывательные самолеты. Американцы не спешат, они знают, что на лодке находятся крылатые ракеты с дальностью полета 3 000 км. Этого вполне достаточно, чтобы уничтожить Детройт, Нью-Йорк или Вашингтон. Ситуация тяжелая.
Экипаж субмарины окружен, температура забортной воды +30 градусов в тени, а на поверхности лодки + 50. Экипаж изнывает от жары. Корабли США кружат вокруг К-324. Два месяца назад СССР сбивает американский «Боинг-747», а тут в прибрежной зоне США находится атомная подводная лодка СССР. Американцы не собираются церемониться, но есть сдерживающий фактор – ракеты на субмарине.
Корабли США начинают опасное сближение с К-324, доходя до субмарины на расстояние до 30 метров.
Палубные вертолеты неоднократно зависали над подводной лодкой, производя фотографии, особенно их интересовал гребной винт. Прослушивая переговоры между кораблями США, командир радиоразведки К-324 узнал, что за кабель намотал их винт. Это была гидроакустическая экспериментальная антенна типа «Тактас», буксируемая эсминцем США протяженная антенна – в этих водах проходили испытания. Из тех же переговоров стало известно, что американцы не собирались отдавать такой трофей советским подводникам.
Эсминцы США все ближе и ближе подплывали к К-324, пытаясь зацепить намотанный кабель, но все безрезультатно. 5 ноября радиоразведке стало известно о готовящемся штурме подводной лодки американцами – силами боевых пловцов или абордажной группы. Вероятно, планировалось зацепить К-324 и отбуксировать её в порт. Для команды это означало одно – позор.
Командиром АПЛ было принято решение вооружить нескольких офицеров автоматами и боеприпасами с целью защиты и охраны АПЛ. Офицеры поочередно группами дежурили на субмарине.
Отдавать АПЛ потенциальному противнику никто не хотел. Старшим офицерам К-324 был отдан приказ подготовить лодку к подрыву с целью дальнейшего затопления в случае штурма. АПЛ К-324 на тот момент представляла собой последнее слово техники и достижения советского вооружения – отдать её врагу было невозможно. Экипаж планировали высадить на спасательные средства, предварительно уничтожив всю секретную документацию на судне: шифровальные коды, опознавательные документы и т.д. Атомоход готовился к затоплению.
Третья мировая
6 ноября 1983 года взволнованный председатель КГБ Чебриков приехал к министру обороны Устинову. По информации резидентов внешней разведки, все базы НАТО вокруг СССР были приведены в боевую готовность. США готовились начать войну. Дальше разговора этих двух людей информация не пошла, сам факт встречи был засекречен. Судьба атомной подводной лодки также была засекречена, командование ВМФ СССР не спешило информировать руководство страны о ЧП в Саргассовом море.
Более двух дней штурмовые команды США не покидали палуб эсминцев, два дня советские офицеры с автоматами дежурили у рубки подводной лодки, пресекая возможные действия со стороны США.
7 ноября 1983 года Соединенные Штаты Америки решили не рисковать своей судьбой. Штурм был отменен. Этим же днем, в 5 часов к лодке подошел спасательный корабль «Алдан». Из Москвы пришла радиограмма: «Антенну любой ценой поднять и сохранить». Целые сутки экипаж АПЛ и спасательного судна «Алдан» занимались подъемом антенны и снятием её с винта.
В итоге было поднято порядка 420 метров секретного кабель-троса американцев. Стоит отметить, что все работы проходили на глазах у моряков США. Трос был погружен в один из отсеков К-324.
Спасательное судно «Алдан», взяв на буксир АПЛ К-324, 9 ноября 1983 года берет направление на Кубу. Американские корабли до самых водных границ Кубы сопровождали буксируемую субмарину с ценным грузом на борту. Но ничего предпринять уже не могли.
Во время конфликта на Гренаде погибло 120 кубинцев, они были доставлены на Кубу одновременно с субмариной. Экипаж К-324 на Кубе встретили очень тепло. Захваченную антенну погрузили в самолет и спецрейсом отправили в Москву. Через 5 дней АПЛ К-324 вышла в море и взяла курс к своим берегам. 1984 год подводники встречали уже дома.
Атомная подводная лодка К-324 несла свою службу до конца 1999 года. Командир АПЛ К-324 в 1983 году Вадим Терехин.
«У военного человека, как говорится, есть одно понимание, что надо защищать нашу Родину», – вице-адмирал (в 1983 г. зам. командира дивизии Подводных лодок Северного флота ВМФ СССР) Анатолий Шевченко.
Официально инцидент с «Черным принцем» считается несуществующим. Документы по делу в Атлантике хранятся под грифом «Совершенно секретно».
27.06.2019 19:30
Источник: densegodnya.ru
Советские подводные лодки-рекордсмены
Севмаш – не просто верфь, где строятся подводные лодки. Это предприятие – кузница субмарин-рекордсменов, в отношении которых часто употребляют эпитеты «первые» и «самые». Ряд рекордов этих подлодок не побит по сей день. Вряд ли они будут превзойдены и в обозримом будущем. Напомним о них.
П ервая в мире с баллистическими ракетами. В 1955 г. на Севмаше по проекту В611 “Волна”, разработанному ЦКБ-16 (с 1974 г. – в составе СПМБМ “Малахит”), была переоборудована первая в мире подводная лодка, получившая на вооружение баллистические ракеты. 16 сентября 1955 г. в Белом море с борта подводной лодки Б-67 стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила боевое поле на полигоне.
Первые в мире серийные ракетные. В 1957-1958 гг. на Севмаше были достроены или переоборудованы 4 подводные лодки (пятая проходила переоборудование на Дальзаводе) по проекту АВ611 (Zulu V – по классификации НАТО). Они стали первыми в мире серийными подводными лодками с баллистическими ракетами.
На них две ракеты Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 г. на Северном флоте была сформирована первая бригада подводных лодок стратегического назначения под командованием капитана 1 ранга С.С. Хомчика.
Самая массовая стратегическая. В середине 60-х годов в Северодвинске началось строительство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А (Yankee – по классификации НАТО) разработки ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ “Рубин”).
Завод передал ВМФ 24 таких атомохода (с учетом построенных на Амурском судостроительном заводе Советский флот получил 34 субмарины), главным оружием которых стали 16 баллистических ракет комплекса Д-5. Ввод их в строй позволил СССР установить ядерный паритет с Соединенными Штатами Америки. Лодки этого типа – самые массовые среди подводных ракетоносцев стратегического назначения. Они послужили прототипом для создания РПКСН проектов 667Б “Мурена” (18 единиц, из них 10 построены на Севмаше), 667БД “Мурена-М” (4 – все на Севмаше), 667БДР “Кальмар” (14 – все на Севмаше) и 667БДРМ “Дельфин” (7 – все на Севмаше). Таким образом, в Северодвинске построены 59 (!) из 77 РПКСН этого семейства.
Первая в мире титановая и самая скоростная. В 1958 г. ЦКБ-16 приступило к созданию атомной подводной лодки проекта 661 (Papa – по классификации НАТО). В декабре 1963 г. субмарина К-162 была заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, а спустили ее на воду в декабре 1968 г. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств.
Это была первая в мире подводная лодка из титанового сплава, вооруженная противокорабельным ракетным комплексом “Аметист” – первым в мире с подводным стартом. Вот почему проектирование и строительство К-162 сопровождалось выполнением большого объема научных и опытно-конструкторских работ. АПЛ проекта 661 – самая скоростная в мире. На испытаниях она показала скорость полного подводного хода 44,7 узла. До сих пор этот рекорд никем не побит.
Первые в мире комплексно-автоматизированные атомные подводные истребители. С 1959 г. в СКБ-143 (с 1974 г. – в составе СПМБМ “Малахит”) начались работы по проектированию малой атомной высокоавтоматизированной скоростной подводной лодки противолодочной обороны, позже получившей обозначение “проект 705” (Alfa – по классификации НАТО).
Всего флот получил 7 лодок этого типа, в том числе по откорректированному проекту 705К, три из которых были построены на Севмаше. Эти подводные истребители нормальным водоизмещением 2250 т имели корпуса из титанового сплава, реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь АПЛ проекта 661).
Их вооружение включало 18 торпед и ракетоторпед. За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа должна была составлять 18 человек. Однако по настоянию командования ВМФ она была увеличена до 32 человек. До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов.
Самая глубоководная. В 1983 г. в состав Северного флота вошла опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (Mike – по классификации НАТО) разработки ЛПМБ (сейчас ЦКБ МТ “Рубин”) и постройки Севмаша. Эта субмарина из титанового сплава была уникальна не только тем, что могла погружаться на глубины более 1000 м, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника, но и тем, что могла сама на большой глубине выстреливать торпеды благодаря наличию торпедных аппаратов специальной конструкции с силовыми установками пневмогидравлического типа.
АПЛ К-278, получившая название “Комсомолец”, успешно эксплуатировалась в течение нескольких лет. К сожалению, эта не имеющая аналогов лодка погибла 7 апреля 1989 г. в Норвежском море вследствие пожара.
Самые большие в мире. В декабре 1981 г. Севмаш сдал Северному флоту тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 – самую большую в мире из когда-либо построенных субмарин.
Ее длина составляет 172 м, а ширина – более 23 м. Подводное водоизмещение атомного Левиафана достигает 48000 т. Проект 941 “Акула” (Typhoon – по классификации НАТО) тяжелого РПКСН разработан ЛПМБ (ЦКБ МТ “Рубин”) под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеющую 10 боевых блоков мощностью по 100 кт каждый. АПЛ проекта 941 вооружаются 20 такими ракетами.
Шахты пусковых установок находятся между двумя параллельными прочными корпусами. Несмотря на свои циклопические размеры, АПЛ проекта 941 относятся к числу самых малошумные среди советских атомоходов. Всего было построено 6 лодок этого типа. Головная ТК-208, получившая в российском ВМФ название “Дмитрий Донской”, прошла переоборудование по проекту 941У и сейчас используется как платформа для испытания новейшего стратегического ракетного комплекса “Булава”. Ожидается, что оставшиеся в составе ВМФ еще две “Акулы” будут оснащены новыми системами оружия.
Первая стратегическая четвертого поколения. 15 апреля 2007 г. из 55 цеха Севмаша была торжественно выведена головная АПЛ “Юрий Долгорукий” проекта 955 “Борей” – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения. Сейчас она проходит цикл всесторонних испытаний .
Источник: gorod-812.ru