Лошарик подводная лодка когда

Трагедия, случившаяся на борту научно-исследовательского глубоководного аппарата «Лошарик», унёсшая жизни 14 офицеров Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) ВМФ, не только всколыхнула российское общество, но и вызвала большой интерес к деятельности этой «самой секретной флотской организации». За рубежом интерес тоже немалый – на удивление, реакция большинства западных СМИ и различных военных и отставных аналитиков НАТО была весьма адекватной. Они с уважением и сочувствием писали о погибших моряках, отмечая их высочайший профессионализм и высокие возможности техники. Впрочем, на Западе не забывали подчёркивать и диверсионно-разведывательный аспект деятельности флота ГУГИ. Так что же это за корабли и зачем они нужны?

Неизвестный флот и известные выдумки

Сразу оговоримся – информация о деятельности ГУГИ и атомных глубоководных станций 1-го ранга (АГС) является секретной. Сведения же в открытых источниках крайне противоречивы и отрывочны – трактовать их можно по-разному. Вряд ли возможности и характеристики этих кораблей известны даже на треть.

Кто и зачем потопил субмарину Лошарик АС-12

Неизвестно даже точное название пострадавшего корабля: его называют то АС-12, то АС-31. Вероятно, названия менялись, и один номер ранний, а второй нынешний. Хотя известен его проект – 10831.

Во всём информационном вале, который выплеснулся на страницы наших и зарубежных СМИ за эти дни, 90% составляла откровенная ерунда. Кое-кто, например, объявил пострадавший аппарат неатомным и «имеющим ничтожную автономность в 3 суток и скорость 6 узлов».

На самом деле АГС – это практически полноценная субмарина с приличной автономностью, скоростью хода, маневренностью. Да и сам министр обороны С. Шойгу чётко обозначил наличие ядерной энергетической установки (ЯЭУ) на лодке, её безлюдность и изолированность. Другие додумались до того, что «подобных аппаратов у нас не один – они есть на всех флотах». Нет, это не так.

Конкретно корабль проекта 10831 у России один. Были мутные сведения о постройке второго, но никаких подтверждений ввода его в строй нет. Что тоже ничего не значит, когда речь о ГУГИ.

Проще попасть в космонавты, чем в гидронавты

А вот других АГС в ВМФ РФ имеется ещё порядка 6 штук. Хотя они и не все в строю – часть на ремонте и модернизации. Построены они двумя сериями, хотя номеров проектов больше двух. Но все они служат только на Северном флоте и входят в состав 29-й отдельной БрПЛ (бригады подлодок) ГУГИ ВМФ. Базируется она в Оленьей Губе.

Когда же подобные подлодки появились на нашем флоте? Если обратиться к различным источникам, таким как сайт западного исследователя «тайных подводных войн» Х. Саттона, то складывается следующая картина.

Где-то в начале 70‑х годов прошлого века в СССР было принято решение создать собственные атомные глубоководные станции АГС в ответ на появление в США специальной мини-подлодки АПЛ NR-1 с водоизмещением 400 т, скоростью 4 узла и глубиной погружения до 910 метров. Для этого и была создана та самая 29-я бригада подводных лодок. В то же время в Ленинграде появился отряд гидронавтов – сейчас он находится в Петергофе. Известно, что в этот отряд набирали по требованиям, чуть ли не строже тех, что были в отрядах космонавтов. Это элита элит подводных сил страны.

АС-31 «Лошарик» и американская подлодка NR-1. Сравнение ТХ!

Поэтому такие потери среди гидронавтов, которых учат годы и десятилетия, волнуют куда больше, нежели повреждения уникального корабля – его восстановят. С гидронавтами сложнее, именно они – основное «оружие». Причём они работают не только на АГС, но и на малых аппаратах и в водолазных колоколах. Возможно, существуют сейчас и подводные «дома-базы» на дне – их было много у нас и американцев, но использовались они в мирных целях. Но кто знает, что есть у военных?

Пострадавший «Лошарик»

Предельная глубина погружения пострадавшей АГС АС‑12 проекта 10831 «Калитка» известна – до 6000 метров. Хотя и неизвестно, «ныряла» ли она на неё, но на 3000 м ныряла точно. Это продвинутый и современный проект, прозванный за конструктивные особенности «Лошариком». Считается, что прочный корпус этого корабля разделён на шарообразные блоки-отсеки, соединённые друг с другом переходами. Словом, конструкция напоминает Лошарика из мультфильма или же бусы на нитке.

Читайте также:  Давление накачки надувной лодки

Причём его реакторный и двигательный шары отделены от остальных. Вероятно, людей во время работы на глубине там нет – всё управляется дистанционно. Водоизмещение «Лошарика» точно не известно – есть данные и в 1000, и в 2000 тонн. Скорость хода в разных источниках отличается так же сильно: то ли 15 узлов, то ли 30. В общем, большой простор для фантазии.

Но «Лошарик» точно имеет продвинутый набор оборудования: манипуляторы, камеры, люки и шлюзы, прожектора, роботы и всё прочее.

Однако этот аппарат не является полностью автономной АГС – ему нужна «матка» в виде большой подлодки. Однако он может обойтись и без неё. В роли носителя АГС в разные годы выступали отслужившие своё атомные подлодки с крылатыми ракетами и стратегические ракетоносцы, из которых два и сейчас в строю – это «Оренбург» и «Подмосковье».

Предполагается, что нести АГС и разные обитаемые и необитаемые глубоководные аппараты может также лодка К‑329 «Белгород». Это первый «посейдононосец» – носитель межконтинентальных «самоходных подводных аппаратов» типа «Посейдон». То есть гигантских торпед с ядерным реактором, термоядерным сверхмощным зарядом, огромной скоростью и глубиной хода.

В данной аварии «Лошарику» сильно помогла лодка «Подмосковье». Она могла быстрее двигаться на базу, да и медицинские возможности на борту большого атомохода выше.

Тайные участники невидимой подводной борьбы

Но чем же занимаются подобные корабли? Никто не знает всей правды, кроме десятка человек в стране. Да, действительно, подобные подлодки немало занимаются наукой и исследованиями дна, в том числе и в интересах экономики страны. Вспомним эпопею с борьбой за арктический нефтегазоносный шельф.

Могут они заниматься ремонтом и модернизацией или установкой новых гидроакустических систем дальнего действия, обнаруживающих подлодки или надводные силы у наших берегов, или же такие же системы в океане. Американцы, например, считают, что анонсированный несколько лет назад автономный донный реакторный энергомодуль «Шельф» предназначен для новой высокоэффективной системы активного подводного обнаружения. Она якобы размещается на дне, например Арктики.

Но такие субмарины также могут портить в нужный момент подобные системы противника. В том числе в мирное время – кто их там проверит на глубине? Дескать, сломалось что-то внезапно. Тем более сами аппараты практически бесшумны.

Считается, что АГС могут подключаться к подводным телефонно-телеграфным и интернет-кабелям,в том числе и военным – ставить на них подслушивающее оборудование или же уничтожать их. Могут они в теории и выполнять одну из функций «Посейдона» – доставку ядерных спецбоеприпасов к базам флота противника. Или же водолазов-разведчиков с такими боеприпасами или какими-то другими «полезными» вещами.

Упал где-то секретный самолёт или утонул корабль – тоже есть работа для АГС, можно поживиться чужими секретами. Или собрать свои секреты со дна, если вдруг что-то своё утонуло или разбилось в море. Где-то такие работы могут выполнить водолазы-разведчики с надводных судов. Говорят, так было после гибели разведкорабля «Лиман», павшего жертвой нетрезвого капитана африканского скотовоза.

Конечно, развитие подводных роботов позволяет сделать многое – но их возможности несравнимы с атомоходом. А что ещё могут сделать и чем занимаются в глубинах океанов эти небольшие атомоходы, их «матки» и их пилотируемая и беспилотная «свита» – точно знает только экипаж. Но совершенно точно эти «исследователи» являются важным сдерживающим фактором для различных «партнёров» и «друзей» России и её союзников.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram

  • ГУГИ ВМФ
  • атомные глубоководные станции (АГС)
  • авария
  • «Лошарик»
  • лодка «Подмосковье»

Источник: argumenti.ru

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене

Еще одна печальная трагедия пополнила список фатальных инцидентов на подводных лодках России. Как пишет Интерфакс со ссылкой на Минобороны, 1 июля 2019 года — и теперь это уже официальная информация — четырнадцать моряков-подводников ВМФ России погибли в пожаре на научном подводном аппарате при проведении батиметрических измерений.

Читайте также:  Броня 280 лодка характеристики

Так называется оценка глубин водных объектов с помощью специального оборудования. Почему это произошло — до объявления официальных причин гадать не стоит. Это случилось как факт. Это печально. Вечная память погибшим.

Гибель офицеров-подводников на «Оренбурге» и «Лошарике»

По предварительным данным, офицеры погибли в ходе выполнения штатного спуска на «Лошарике» — их отравил угарный газ, который возник в процессе возгорания, которое членам команды удалось в итоге взять под контроль.

Различные источники, включая РБК и ТАСС, пишут, что трагедия произошла то ли на подводной атомной лодке БС-136 «Оренбург», то ли на подводной научно-исследовательской станции «Лошарик». Точные подробности еще предстоит узнать, но важно другое: «Оренбург» выполняет роль носителя глубоководной атомной научной станции — подводной лодки АС-12 проекта 10831, известной как «Лошарик». То есть, это одно целое. В сентябре 2012 года в ходе экспедиции «Севморгео» подлодка-носитель БС-136 «Оренбург» вместе с научной станцией «Лошарик» достигли Северного полюса. На глубине 2,5 километров (с максимальной заявленной глубиной погружения 6 километров) были взяты три пробы скальной породы — чтобы доказать, что хребты Ломоносов и Менделеев принадлежат российской территории.

Точных схем устройства стратегических ядерных лодок, конечно, ни у кого, кроме военных, нет. Вся информация считается «предположительной», а фотографии — неофициальными.

Как выглядит подводная лодка КС-129/БС-136 «Оренбург»

Предположительное устройство подлодки «Оренбург»

А вот сравнительные размеры «Оренбурга» и «Лошарика»

Схемы в разрезе

Схема «Лошарика» в разрезе. Водоизмещение: 1000 тонн. Экипаж: 25 человек. Длина: 75 метров

Как видите, научная станция раз в шесть меньше своего носителя. Несмотря на ее относительную известность, нигде до сих пор нет официальных фотографий «Лошарика» — только предположительные. Потому что секретный объект.

Как и зачем переделали «Оренбург»

Подводную лодку КС-129/БС-136 «Оренбург», по информации «Известий»,

«переделали в носитель мини-субмарин в 2002 году, когда лодке было уже 20 лет. С нее сняли ракетный комплекс с приборами управления и смонтировали стыковочное устройство. Причем это устройство вырезали из предыдущей лодки-носителя — БС-411, которая также имела имя «Оренбург» и была утилизирована в 2009 году».

До аварии для «Лошарика» делали «новый носитель из атомной подводной лодки (АПЛ) БС-64 «Подмосковье». Но эта лодка не намного новее «Оренбурга» — «Подмосковье» спустили на воду в 1984 году».

Почему переделали? Потому что сперва строят боевые лодки, от которых зависит обороноспособность страны. А переделать готовую лодку проще, чем построить новую — достаточно изменить несколько отсеков. Примерно так же планируют сделать с Международной космической станцией.

Подлодка АС-12 состоит из несколько сферических камер, изготовленных из титана. Снаружи такая конструкция «обернута» легким классическим корпусом. Это позволяет лодке выдерживать давление на очень больших глубинах. Напомним, это научно-исследовательская станция для исследования морского дна. Для длительных перемещений используется носитель, а в остальном «Лошарик» был способен работать самостоятельно, учитывая его способность несколько месяцев находиться под водой.

Подводные атомоходы

Атомные подводные лодки — дело серьезное. Разделение их по классификации очень строгое. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он не подчиняется его командованию — подчиняется непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. По официальной классификации АС-12 — это атомная глубоководная станция.

На ее борту нет ни одного орудия или торпедной установки, только инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что в случае военного конфликта лодку можно переоборудовать для иных целей.

Например, для исследования инопланетных океанов. В таком случае будут использоваться исключительно роботы и жизни людей не будет ничего угрожать.


Источник: hi-news.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится

32

Источник: oko-planet.su

Трагедия на подводной лодке. Так что есть Лошарик?

Nedobriy

hi-news.ru 2 июля пишет: Еще одна печальная трагедия на подводных лодках России. 1 июля 2019 года — и теперь это уже официальная информация — четырнадцать моряков-подводников ВМФ России погибли в пожаре на научном подводном аппарате при проведении батиметрических измерений. Так называется оценка глубин водных объектов с помощью специального оборудования. Вечная память погибшим.

Читайте также:  Какая пенсия у капитана 2 ранга подводной лодки

Очень интересно, для определения глубины, во всем мире используется эхолот. Аппарат на борту корабля посылает звуковой сигнал и фиксирует отраженный ото дна ответ. Чем глубже вода, тем больше требуется времени для получения на корабле эха.
А вот зачем измерять глубину послали семи капитанов первого ранга и двух героев России, да еще на атомной подлодке — загадка. Может это своеобразные любители «солберетских шпилей» в глубинах мирового океана?

Это сегодня, когда подлодка утонула, она стала научно-исследовательским глубоководным аппаратом.
А вот, что было известно о «Лошарике» когда лодка еще не утонула.

Федеральное агентство новостей пишет:
Подводная лодка со смешным неофициальным именем «Лошарик» — это самая маленькая атомная субмарина в мире, она способна погружаться на глубину 6000 метров. Глубина для подводных лодок традиционных конструкций, которые не могут погружаться на глубины более 800 метров, совершенно беспрецедентная. Возможности еще более впечатляют.

Вообще-то Лошарик — персонаж советского кукольного мультфильма, трехногая цирковая лошадка, чье тело составлено из цветных шаров. Атомная лодка тоже состоит, как это ни удивительно, из шаров. Фактически это гибрид батискафа и подводной лодки. Шесть прочных сфер из титана являются обитаемыми отсеками лодки. Все они соединены легким обтекаемым корпусом, что и делает это аппарат похожим на обычную подводную лодку.

Лодка «Лошарик» малоизвестна даже среди военных экспертов, и долгое время назначение этого аппарата было неизвестно. Предположительно, «Лошарик» предназначался для глубоководных спасательных работ. Однако спектр задач этой лодки гораздо шире, хотя на ней и нет никакого оружия. Прежде всего, это диверсионная лодка, которая может ставить в труднодоступных местах глубинные мины, в том числе и ядерные, проводить разведку, уничтожать кабели связи.

В частности, по мнению специалистов, «Лошарик» обладает реальной возможностью нанести серьезный ущерб американским глубоководным компонентам системы слежения за подводными лодками SOSUS.

Особую тревогу у военных специалистов НАТО вызывала возможность весьма экзотической модернизации «Лошарика» — установки на ней специального колесного движителя. Это давало бы возможность лодки передвигаться по дну на колесах, что делало ее неуязвимой для обнаружения акустическими и магнитометрическими средствами наблюдения.

Уникальность «Лошарика» еще и в том, что она имеет собственного носителя. То есть, транспортируется на место выполнения задач атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Таким образом, радиус действия и автономность «Лошарика» серьезно увеличивается. «Оренбург» может транспортировать «Лошарик» автономно в течении 90 суток.

Строительство лодки началось в 1988 году, однако с распадом СССР в 1990-е годы оно было законсервировано. Причина банальная — отсутствие финансирования. Кроме того, закончившаяся «Холодная война» привела к ошибочному отказу российских военных от концепции проведения операций спецназначения. Но в начале 2000-х годов стало понятно, что подобный аппарат российским ВМФ просто жизненно необходим.

В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5—3 километра на протяжении 20 суток. Этот поход выявил небольшие недостатки в конструкции лодки, и после возвращения «Лошарик» прошел восстановительный ремонт в 42-м цехе «Севмаша», в ходе которого лодке исправили деформации корпуса. Впрочем, учитывая давления на глубинах где работала лодка, это было вполне ожидаемо.

Единственным аналогом лодки «Лошарик» можно считать американскую NR-1. Однако лодка эта, в отличие от «Лошарика», лишь экспериментальная, и не может погружаться на глубины свыше 1000 метров. Кроме того, NR-1 была спущена на воду в 1969 году, то есть «Лошарик» — лодка более современная, это корабль следующего поколения глубоководных аппаратов.

К сожалению, в момент катастрофы К-141 «Курск» в августе 2000-го года, лодка «Лошарик» из-за плачевного состояния ВМФ России была еще в неработоспособном состоянии, а именно она могла бы спасти атомный ракетоносец.

Источник: worldcrisis.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...