У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.
Лодочный мотор «Вихрь» «Вихрь-М» «Вихрь-30» | |
Годы выпуска | 1966—2010-е |
Страна выпуска | СССР/Россия |
Заводы | КМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь. |
Серийность | крупносерийное |
Тип двигателя | Двухтактный карбюраторный |
Мощность двигателя | 20, 25, 30 л.с. |
Часовой расход топлива | «Вихрь» = 9 л/ч; «Вихрь-М»/«Вихрь-25» = 9,5 л/ч; «Вихрь-30» = 11,5 л/ч (на максимальных оборотах). |
Муфта сцепления | кулачковая, встроенная в редуктор |
Редуктор | конический, реверсивный |
Управление | дистанционное, румпель; |
Топливный бак | отдельный, 22 л. |
Гребные винты | скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм), скоростной (шаг 282 мм), стандартный (шаг 300 мм); |
Система запуска | ручной стартер, электростартер; |
Масса | 45,8 — 49 кг |
«Казанка-6» с мотором «Вихрь-30»
Расход бензина на лодочном моторе ВИХРЬ 30. Лодка Казанка. 1 литр бензина.
У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь 30.
Лодочный мотор «Вихрь-30Р» | |
Годы выпуска | 1972 — 2010-е |
Страна выпуска | СССР/Россия |
Заводы | КМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь. |
Серийность | крупносерийное |
Тип двигателя | Двухтактный карбюраторный |
Мощность двигателя | 30 |
Часовой расход топлива | 11,5 л/ч (на максимальных оборотах); |
Муфта сцепления | кулачковая, встроенная в редуктор |
Редуктор | конический, реверсивный; |
Управление | дистанционное, румпель; |
Топливный бак | отдельный, 22 л; |
Гребные винты | штатный (шаг 300мм), скоростной (шаг 282 мм), скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм); |
Система запуска | ручной стартер; |
Масса | 45,8 |
— марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по 2010 год и являвшийся в указанный период самым популярным лодочным мотором в СССР и на постсоветском пространстве.
Конструктивные особенности
Серийно выпускались три модели: «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л. с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л. с. Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л. с.
Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.
Двигатель — двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка. «Вихрь-М» («Вихрь-25») и «Вихрь-30» отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейдвуде, у «Вихрь-30» настроенный выхлоп. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с текстолитовыми «шайбами».
Рабочий объём мотора «Вихрь» составляет 423 см3, «Вихрь-М» = 423 см3, «Вихрь-30» = 488 см3.
Топливо — смесь бензина А-76 с автолом или маслом для двухтактных двигателей.
Зажигание рабочей смеси осуществляется от магнето МГ-101 на Вихрь
и МВ-1 на
Вихрь-25/30
с маховиком, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.
Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).
Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также «аварийный» запуск при помощи стартового шнура.
Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.
Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.
Гребной винт трёхлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.
Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.
Моторы имеют отдельный бензобак, стандартной ёмкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.
Двигатель закрывается кожухом.
Мотор имеет генератор переменного тока (напряжение 12 В, мощность 30 Вт) для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.
Устранение неполадок
При возникновении затруднений, например, двигатель не заводится при наличии искры и мы уверены, что компрессия в двигателе достаточная, можно смочить свечу бензином или заполнить топливом цилиндр через отверстие для свечи и попробовать завести, это поможет очистить ходы в карбюраторе и засоренный жиклер.
Если двигатель не запускается, то можно попробовать его завести, толкая мотоцикл на нейтральной передаче с выключенным зажиганием. Когда скорость стала устойчивой, и мотоцикл набрал достаточную инерцию, следует включить зажигание, выжать сцепление, завести педаль переключения в положение 1-й скорости и плавно отпустить левый рычаг на руле.
Если двигатель завелся, но глохнет при резком поднятии либо опускании, неустойчиво работает на холостых оборотах, то карбюратор следует тщательно просмотреть
Потребительские характеристики
Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.
Достоинства
- достаточно высокую мощность;
- невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
- доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
- хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;
Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.
Недостатки
Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:
- слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
- довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
- неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
- отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
- нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
- низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
- неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
- в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
- неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падением человека, запускающего мотор, за борт;
- невысокая надёжность золотникового устройства;
- на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
- ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
- затрудненная регулировка карбюратора.
- на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.
Любительские доработки
Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.[1]
Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые, обычно, получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.
7.1. Запуск мотора и начало движения моторов «Вихрь»
1. Закройте дроссель карбюратора поворотом рукоятка газа 5 (фиг. 10, а, б) на румпеле и в положении «малый газ» до упора. Потяните «на себя» ручку подсоса 2 (фиг. 10, а, б) так, чтобы выступ на штоке вышел из паза в корпусе подсоса, затем поверните слегка ручку и оставьте подсос включенным.
Фиг. 10.
Органы управления: а– мотором с ручным запуском; б – мотором с электрозапуском
2. Проверните коленчатый вал двигателя стартером 3-4 раза, после чего выключите подсос. 3. Поверните рукоятку газа румпеля в положение «запуск». ВНИМАНИЕ! При запуске на большом газу, при нейтральном положении муфты реверса, двигатель развивает до 10000 об/мин, что при неоднократном повторении приведет к разрушению шатунного подшипника коленвала.
Запуск двигателя необходимо производить при малом открытии дроссельной заслонки, обеспечивающей max — 3000 об/мин 4. Проворачивая коленчатый вал двигателя стартером, производите запуск. На моторе с ручным запуском для этого надо за ручку стартера 1 (фиг. 10, а) энергично вытянуть шнур на длину 60-70 см и плавно возвратить его на блок, не выпуская ручки из рук.
Чтобы избежать ударов собачек стартера о диск храповика, рекомендуется до сцепления собачек с диском вытягивать шнур медленно (момент сцепления легко почувствовать при вытягивании шнура), а уже после этого вытянуть шнур как указано. Перед запуском мотора с электрозапуском необходимо подсоединить провода от мотора к аккумуляторной батарее в соответствии с полярностью проводов и клемм.
Пуск двигателя производится нажатием кнопки «пуск» на дистанционном пульте, при этом держать электростартер включенным допускается не более 5 сек. ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается держать кнопку «пуск» замкнутой более чем 5 секунд, а также тогда, когда мотор уже заработал, т.к. это может привести к выходу из строя электростартера и аккумуляторной батареи. Если мотор не запускается в течение этого времени, то сделайте паузу, а затем повторите запуск.
5. После запуска мотора быстро прикройте дроссельную заслонку карбюратора, для чего поверните рукоятку газа на румпеле в положение «малый газ», чтобы двигатель не пошел в «разнос». 6. Прогрейте двигатель на малых оборотах в течение 2-3 мин, проверьте при этом, вытекает ли вода из контрольного отверстия в дейдвуде мотора.
Если вода не вытекает, включите «передний ход» на 15-20 сек и при наличии воды продолжите прогрев двигателя. Если вода не появилась, немедленно остановите мотор, выявите и устраните неисправность. 7. По окончании прогрева двигателя можно начинать движение – для этого следует включить передний или задний ход. Включение «переднего хода» производится нажатием на ручку реверса 4 (фиг.
10, а и б) и передвижением тяги реверса до упора от себя. Чтобы включить «задний ход», надо тягу реверса за ручку вытянуть до отказа на себя.
ВНИМАНИЕ! Включение реверса можно производить только на минимальных устойчивых оборотах двигателя, четко и быстро.
Ремонт и регулировка карбюратора лодочного мотора
Если у вашего лодочного мотора наблюдается повышенный расход топлива, неустойчивая работа или снижение мощности, то с большей долей вероятности во всем этом виноват карбюратор. Это сложная деталь двигателя, которая имеет свойство засоряться и накапливать различного рода осадки. В тонкости его работы мы углубляться не будем, но думается всем известно, что он отвечает за топливную смесь, которая подается в камеру сгорания.Если вы подозреваете, что в не совсем хорошем поведении вашего мотора виноват именно карбюратор, не стоит сразу искать информацию по его разборке и настройке. Первым делам рекомендуется поменять свечу зажигания и поставить именно оригинальную, которую рекомендует производитель. То же касается и ГСМ, масло и бензин лейте по возможности такой какой написан у вас в руководстве по эксплуатации. Хотим заметить, что топливо спустя 3 месяца начинает терять свои свойства, а спустя пол года его уже лучше просто вылить и не заливать в мотор, ибо характеристики свои оно уже потеряет
. Основные момент регулировки карбюратора мотора.
Если ничего из этого не помогает, тогда можно попробовать настроить обороты холостого хода с помощью двух регулировочных болтов. Один из них отвечает за качество смеси, другой за количество. Прогрейте мотор минут 10, затем винтом количества выставляем холостые обороты чуть выше чем стабильные.
Затем винтом качества смеси выставляем самые высокие обороты и в конце снова винтом количества выставляем холостые обороты до чуть завышенных стабильных. Такую последовательность нужно пройти несколько раз, пока не получим устойчивые минимальные обороты холостого хода. И внимание! В самом конце, повышенные обороты нужно убирать уже винтом качества, а не количества, как мы делали до этого.
Если после этих регулировок карбюратора мотор глохнет на передаче или при закрывании крышки капота, то попробуйте повысить обороты винтом количества. Так же рекомендуем проверить пружины этих винтов. Если они слабые, то все ваши настройки очень скоро собьются от вибрации. Просто выкрутите винты, растяните немного пружины и вкрутите винты на место. Обогащенность смеси можно проверить если резко сбросить газ на ходу, мотор не должен заглохнуть.
Идем дальше. Если у мотора такие симптомы как:
- мотор глохнет при наборе оборотов
- в прогретом состоянии плохо запускается
- неустойчивые холостые обороты
- увеличенный расход топлива
То причину их нужно искать в поплавковой камере, а точнее это свидетельствует о повышенном уровне топлива в ней.
Если же у вас заметно снизилась динамика разгона и также наблюдаются проблемы работы на холостых, то у вас возможно низкий уровень топлива в поплавковой камере.
Источник: priozerskctv.ru
Лодочный мотор «Вихрь»: предназначение, конструкционные особенности и стоимость
Моторы для лодок линейки Вихрь являются по-настоящему парадоксальным случаем для малого флота России. Прежде всего, данные изделия в больших количествах производились на территории государства (около 150 тыс.).
Однако в плане конструкции, Вихри представляли собой довольно устаревшие аппараты с несовершенной технологией. Как раз из-за низких свойств потребительского характера, присущих моторам данного образца, у водомоторников сейчас сформировалось негативное отношение к моторам (подвесной тип) отечественного производства. Но обо всём поподробнее.
Технические характеристики «Вихрь 20»
Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.
Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.
Масса мотора составляет 48 кг.
Технические характеристики «Вихрь 20»
О модели
Подвесной двухтактный лодочный мотор Вихрь 30 имеет очень большой расход топлива, за час он расходовал до 11 литров бензина. Топливный бак вмещает 22 литра горючего, так как бак у мотора внешний, его можно зафиксировать в любом месте судна.
Мотор Вихрь 30 оснащен двумя цилиндрами, которые имеют систему охлаждения проточной прохладной водой. Дейдвуд мотора за счет помпы сбрасывает часть охлажденной воды.
В комплектацию лодочного двухтактного мотора входит бак для топлива, шланг для заливки топлива, пульт дистанционного управления и инструкция по эксплуатации на русском языке.
Технические характеристики «Вихрь 45»
Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.
Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.
Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.
ИСТОРИЯ МОТОРОВ »ВИХРЬ»
Мы продолжаем цикл статей о истории легендарных советских лодочных моторов. Сегодня у нас в гостях самый массовый лодочный мотор — «Вихрь»
В 60е годы в СССР происходил расцвет водномоторного спорта, так как правительство всерьез озадачилось организацией досуга населения на воде. В том числе потребность в лодочных моторах была и у военных для организцации десантных операций.
В связи с этим ещё в 50е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе в г. Фрунзе (Самара) был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора «Стрела», скопированного с аналогичного западногерманского мотора «Кёниг». В 1966 году заводу удается наладить выпуск 20-ти сильного мотора под маркой «Вихрь». Мотор был скопирован с 20-ти сильного «Кенига», который в ФРГ был признан неудачным и снят с производства ещё в 1964 году в связи с устареванием. Сходство налицо: слева «Вихрь», справа «Кёниг».
О том, что мотор не являлся хоть насколько то собственной разработкой говорит и его карбюратор. Во всех советских справочниках по ПЛМ в таблицах с характеристиками моторов в колонке карбюратор перечислены типы карбюраторов. Для «Ветерка» и «Стрелы» это К-33, для «Москвы» и «Нептуна» это К-36 и тд. Для «Вихря» же в этой колонке значится «поплавковый».
То есть данный карбюратор был скопирован с немецкого и собственной маркировки не имел, так как больше никуда не подходил. Все остальные типы советских карбюраторов, устанавливаемых на ПЛМ также использовалсиь в мотоциклах, мопедах и другой мототехнике. Первой моделью в ряду был «Вихрь», имеющий мощность 20 л.с., который серийно выпускался с 1966 по 1972 год. После этого документация была передана на Пермский моторостроительный завод, где мотор выпускался до конца 70х, после чего также был заменен более современными «Вихрями».
Как перевести лодочный мотор вихрь на 92 бензин
Всем привет.
С заправок потихоньку начал исчезать 80-й бензин. С января 2011 года он попал под запрет.
Так что, у кого есть техника работающая на 76-м (80-м) бензине, запасайтесь.
З.Ы. У меня например вся техника работает на 76-м бензине. Это буран, три лодочных мотора “Вихрь”, “Иж”, два “Восхода” и моя старушка Газ-3110.
З.З.Ы. На следующей неделе машину перевожу на 92-й /95-й бензин. Буду голову фрезеровать. А вот остальную технику не переделать, надо делать запасы.
Вот это прикол =(( Неприятная новость. Надеюсь на это лето бензина хватит. А то как без лодочного мотора…приеду в деревню и на рыбалку по человечески не сплавать. Походу придётся на новый мотор деньгу откладывать.
Что то мне подсказывает что на лето его нехватит. Особенно когда дачники оттаят скупят все нараз.
С роснефти 80 ужо пропал.
Общался с Лукойлом, сказали у них завоза уже нет, продают запасы. Но есть вероятность того, что 76-й скоро снова будут возить, но не долго.
З.Ы. Но на Лукойле, 76-й бадяга ещё та. Вчера залился у них, машина ехать не хочет.
Зажигание на 2-3 градуса раньше и свечку по горячее на одно значение. Не надо больше ни чего переделывать. Техника легко его переварит и будет довольна, а вот кошельки…(((
Могу еще подлить масла в огонь. Весь прошлый год наше любимое правительство говорило о включении транспортного налога в стоимость топлива за счет поднятия акциз, а сам налог отменить. Сказано — сделано. С января этого года все почувствовали скачек цен на топливо. Это новые акцизы вступили в действие. Только как то забыли отменить сам налог.
Так что теперь за пользование авто нас “имеют” дважды если среднегодовой пробег примерно 10 тыс км. Если пробег больше, то соответственно вы больше купите топлива и больше отдадите государству.
Я посчитал, что буду теперь за машину платить 1200р налог + 4000-5000тыс акциз.
Статья в тему: Чья подводная лодка пропала
Мотоциклы и буран не переваривают бензин с большим октановым числом, как ни крути поршня прогорают. На счет лодочных моторов не знаю. А на машине я голову фрезерну, этим увеличу октановое число и уменьшу камеру сгорания.
“сказки бабушки Галины” ) ) ) кто тебе такую ерунду сказал? Ни чего там не прогорает. Вот тебе для успокоения души инструкции по эксплуатации. Везде рекомендуют 76-92. Читай!
иж- motovelosport.ru/cat/izh_directive/02.php
Про Иж — первый раз вижу про 92-й. У меня в книжках к мотоциклу написано только А-76, ни слова про другие виды топлива. И тут по ссылке этой написано “бензин А-80 или АИ-92”. Бензина А-80 не существует, есть А-83 и А-82,5. Бензин А-76 это тот же АИ-80. А-83 это АИ-92.
А-82,5 это АИ-91 Так что это скан какой то левой книженции.
Про Восход — проверено опытным путем. Поршень просто расплавился посередине, т.к. посередине он тоньше. На Иже не стал экспериментировать.
Про Буран — по ссылке ни слова не увидел про применяемое топливо. Читал бегло, может из за этого. Но опять же в книжке с завода изготовителя -“Применяемое топливо — А-76 в смеси с маслом М-8”
На всю жизнь не напасёшся Игорюх.
Дак это понятно. Машину то я переделаю. А вот для мотоциклов и лодочных моторов с бураном надо бы сделать запас. Хоть сколько нибудь они ещё поживут.
Есть вероятность того, что бензин скоро снова поступит в продажу, но не на долго.
Статья в тему: Нужно ли регистрировать лодочный мотор 5л.с
Игорь, карбовая волга-то у тя?
Продаю 20 литров 80 бензина! =)
А я уже бошку отфрезил. Мне теперь нужен 92-й =)
З.Ы. А по чем продаешь?
А скока стоит 80й щас? =)
На все тваи вихри и бураны, по любому пригадица))
А ты мне по цене заправки что ли хочешь продать? =) ) )
З.Ы. Я у автобусников за 17 брал.
Это я сппросил, чтобы знать цену, так как я её не знаю) Чтобы знать от какой суммы скидывать=)
На заправках по цене 92-го
чет видал, что 76/80 бенз отдают максимум 100 литров в одни руки! O_o
скоро станет раритетным. =(
Сегодня на Роснефти общался с одним мужичком, который там работает, говорит в сентябре на всех заправках он кончится. Если не будут поставлять на предприятия.
З.Ы. А я слышал, что для грузовиков 80-й за наличку не продают. Только по “заявке” или как её там от предприятия
Лодочный мотор СССР. Как снизить расход топлива
Несколько советов – как получить реальную экономию на расходе бензина, если у вас подвесной мотор “родом из СССР”.
Попробуем развеять миф о том, что все советские ПЛМ – ужасные обжоры.
Для примера берём самый массовый из советских подвесников, доживших до наших дней – “Вихрь 30”.
Он имел расход 11кг. (делим на плотность бензина 0,76) получаем 14 литров. Это максимальный расход, по инструкции(на АИ-72).
Статья в тему: Из чего сделать коврик в лодку пвх своими руками
Беда советских ПЛМ – ужасное качество сборки. Поработав руками, можно снизить расход – до приемлемых 12 литров (на “максималке”). Примерно на 20%. Учитывая, что советские Ветерки, Вихри и Приветы – потребляют масло М6, автол, М10, М12 (дизель), МС20 – получается ещё и заметная экономия в рублях, в отличии от импортных 2Т масел .
Низкий расход топлива на современных импортных ПЛМ обеспечен высоким качеством сборки и отличным уровнем подгонки деталей + появление новых карбюраторов, которые подают очень хорошо распыленное, мелкодисперсное топливо. Совсем не как на Вихрях, где из эмульсионной трубки летят капли бензина а не бензиновая пыль.
Три пути по увеличению КПД на ПЛМ советского производства:
1. УМЕНЬШЕНИЯ ТРЕНИЯ: Начинаем с коленвала. Коленвал не должен иметь биения, и должен легко вращаться в собранном картере. Сальники надо тщательно подбирать. Изначально (к примеру) вал 20 миллиметров, а сальник на 19 (с завода. ) Представляете, какое трение на валах?
А это все – снижает КПД, крадет силы, увеличивает расход топлива. Снижаем трение в поршневой (умельцы ставят свои поршни, с тонкими хромированными стальными кольцами, у которых площадь трения о гильзу цилиндра меньше.
Крыльчатка помпы, в Вихре порой садится в стакан помпы с таким натягом, что трудно провернуть ключом. Это тоже надо победить. А еще до 0,5 лс. теряется в паре трения “вилка включения скорости+храповик”. Если неверно отрегулировать реверс, вилка будет невероятно сильно давить на храповик и тормозить его.
Статья в тему: Лодки где находится
2. ПУТЬ УМЕНЬШЕНИЯ РАСХОДА – обеспечение грамотного топливного наполнения цилиндра. Начнём с карбюратора – надо выставить уровень в поплавковой камере и обеспечить герметичность иголки поплавка. Тут теряется до 0,5 литра в час!
Устранить все возможные подсосы в двигателе! И выравнять все перепускные каналы. На всех наших моторах они криво сделаны, а это турбулентные завихрения и плохая продувка цилиндра.
Так же надо поднять степень сжатия под 92 бензин. Чем ниже степень сжатия, тем больше расход. Изначально моторы рассчитаны на АИ-72 и на низкую степень сжатия. Надо снять с головки блока цилиндров от 0,8-1,2 мм. Это сэкономит ещё до 0,3-0,5 литра в расходе.
3. ПУТЬ УМЕНЬШЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ мотора: Часто мотор погружен слишком глубоко. Он всем дейдвудом тащит воду перед собой. Надо максимально выше поднять мотор на транце. Экспериментальным путём найдя высоту, при которой начинаются “прохваты” воздуха.
Затем опустить так, чтоб прохватов не стало (ни в поворотах, ни на волнении). Так же, опытным путём, надо выставить дифферент (отклонение) мотора. И подобрать оптимальный гребной винт.
*** Проблема с моторами советского производства, ещё и в том, что как правило – достаются они сейчас, в совершенно укатанном состоянии. И перед эксплуатацией их надо не только доработать – но и просто восстановить . Чтоб не ругать их потом – за ломучесть и прожорливость.
Статья в тему: Чем обезжирить пвх лодку
Вихрь 20 и 92 vs. 80
Не знаю даже у кого спросить. АФ подходит как никто больше. Хотя вопрос не совсем про авто.
Имеется вихрь 20, ему треба 80 бензин. В связи с тем, что выпуск и продажи оного прекратились, возник вопрос:
1. Можно ли в него лить 92 вместо 80. Говорят, что повышение октанового числа ни к чему хорошему привести не может. Например, прогорание горшков гарантировано и т.д.
2. Как можно подшаманить движок под новое топливо? И что для этого надо делать? Например, выставить другой момент зажигания? или что-то еще, я не спец. И вообще возможно ли такое?
PS. Двигатель тюнингованный. На малом газу заводится с пол пинка и на холостых работает, как 1ZZ, и все благодаря отверстию в дроссельной заслонке определенного диаметра, просверленному одним умельцем. Ну и прочим выкрутасам-самоумельцам.
24.06.11 00:36 Ответ на сообщение Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя vadimkus
В ответ на: Не знаю даже у кого спросить. АФ подходит как никто больше. Хотя вопрос не совсем про авто.
Имеется вихрь 20, ему треба 80 бензин. В связи с тем, что выпуск и продажи оного прекратились, возник вопрос:
1. Можно ли в него лить 92 вместо 80. Говорят, что повышение октанового числа ни к чему хорошему привести не может. Например, прогорание горшков гарантировано и т.д.
Статья в тему: Как да сгънем лодка от хартия
2. Как можно подшаманить движок под новое топливо? И что для этого надо делать? Например, выставить другой момент зажигания? или что-то еще, я не спец. И вообще возможно ли такое?
PS. Двигатель тюнингованный. На малом газу заводится с пол пинка и на холостых работает, как 1ZZ, и все благодаря отверстию в дроссельной заслонке определенного диаметра, просверленному одним умельцем. Ну и прочим выкрутасам-самоумельцам.
24.06.11 12:16 Ответ на сообщение Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя vadimkus
Формально всё правильно, а по сути издевательство. (Ульянов В.И.)
Конкретные носители зла (Ульянов о бюрократии, бесхозяйственности , головотяпстве)
24.06.11 13:55 Ответ на сообщение Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя vadimkus
Toyota Caldina AT211-7A ЗЫЫыыы, драг АГЛЛЛЛЛ. Красиво жить не запретишь, но помешать можно.
24.06.11 17:51 Ответ на сообщение Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя vadimkus
25.06.11 13:36 Ответ на сообщение Re: Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя Dim
25.06.11 19:31 Ответ на сообщение Re: Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя vadimkus
для адаптации под бОльшее октановое число степень сжатия нужно увеличивать.
под более низкооктановый – уменьшить, например, увеличением прокладки.
В ответ на: При увеличении октанового числа, насколько я помню (могу и ошибаться), увеличивается детонационная способность топлива.
25.06.11 22:57 Ответ на сообщение Re: Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя Andron_
Статья в тему: Нужно ли разрешение на лодочный мотор
27.06.11 11:45 Ответ на сообщение Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя vadimkus
Внешний вид обманчив, ведь красота скрыта внутри(с) вспороть брюхо ножом и полюбоваться на потроха
27.06.11 11:53 Ответ на сообщение Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя vadimkus
-Не лети быстрей чем твой ангел хранитель_
27.06.11 13:12 Ответ на сообщение Re: Вихрь 20 и 92 vs. 80 пользователя Форвард
В ответ на: А куда 80 с заправок делся еще торгуют.
на НГС новости писали на прошлой недели что ряд АЗС прекращают продажу 80 бенза, а потом была новость что муниципальные автобусы или какая то техника переводиться на 92 в массовом порядке
А что касается переделки, народ не однократно побывал переделать результаты тоже были рзные от хороших до плохих, все делали разными методами.
В на даче есть старый мотоблок там тоже 80 бенз, произведён ковровским заводом в 1993 году, там в книжке был совет что 92 заливать не льзя так как сильно высокое октановое число навредить тому тому и тд, и ниже была рекомендация если вы всё такие собираетесь использовать 92 в качестве топлива то на 10 литров 92 бенза добавляйте 500 грам солярки, это рекомендовано заводом производителем, ну мы так и делаем
Уж если приходит цунами
Веди себя как подобает –
Беги и ори во всю глотку!
Статья в тему: Как сделать из триммера мотор для лодки
Исправлено пользователем Автоконцепт (27.06.11 13:21)
Как приготовить топливную смесь для лодочных моторов
Верно приготовленная смесь топлива для двухтактного мотора может обеспечить длительную безотказную работу агрегата. В статье рассмотрены важные нюансы и соотношения масла и бензина для различных режимов работы двигателя.
С выбором подходящей марки бензина для лодочного мотора сложностей не возникает. Как правило, это 92 бензин, что и указано в паспорте. Используя рекомендованное производителем топливо, Вы существенно экономите на обслуживании техники и продлеваете срок службы деталей двигателя.
В случаях же, когда применяется система смазки путём смешивания, для двухтактных лодочных моторов, очень важно подобрать оптимальную пропорцию масла и бензина. Так как смешивание их «на глаз» приведет к ухудшению работы двигателя и к его быстрому износу.
Так, например, если в смеси количество масла превышает норму, то двигатель будет дымить, и камера сгорания со свечами покроется сильным нагаром. Если же, масла будет меньше положенного – детали двигателя будут быстро изнашиваться и могут даже заклинивать при повышенных оборотах.
Качественное моторное масло легко растворяется в бензине. Достаточно необходимое количество масла залить бензином в канистре и встряхнуть.
Каждый режим работы мотора имеет свое оптимальное соотношение масла с бензином:
1. Если Вы только приобрели лодочный мотор и его необходимо обкатать, то следует на 1 литр масла добавить 25 л бензина. То есть пропорции 1:25 будут выглядеть следующим образом:
Статья в тему: Как найти утопленный лодочный мотор
Обкатка 1:25 на 1л масла – 25л бензина |
|
масло | бензин |
40 мл | 1 л |
200 мл | 5 л |
0,4 л | 10 л |
0,8 л | 20 л |
1 л | 25 л |
2 л | 50 л |
2. Когда Вы уже обкатали двигатель и выводите его в обычный рабочий режим, масло и бензин смешивают в пропорции 1:50 соответственно. Это стандартное соотношение.
Норма на 1л масла – 50л бензина |
|
масло | бензин |
20 мл | 1 л |
100 мл | 5 л |
200 мл | 10 л |
0,4 л | 20 л |
0,5 л | 25 л |
1 л | 50 л |
В инструкциях к японским моторам вы можете найти и другие варианты топливной смеси, в зависимости от режима работы мотора (после обкатки).
- При длительной работе на высоких оборотах, в том числе с тяжелым грузом – пропорции стандартные: 1 литр масла на 50 литров бензина (1:50).
- При кратковременной работе в высокоскоростном режиме: 1 литр масла на 75 литров бензина (1:75).
- При неспешных прогулках на низких оборотах (с легким грузом): 1 литр масла на 100 литров бензина (1:100).
Но многие любители активного отдыха на воде предпочитают, все же, не разбавлять так сильно. Ведь бывают и непредвиденные ситуации.
Рекомендации.
- Для разведения бензина следует покупать масло, подходящее именно для лодочных моторов – со знаком TC-W3. Специальные присадки, содержащиеся в нем, не дают образовываться эмульсии при контакте с водой, коррозии и продлевают срок службы деталей, уменьшая их износ.
- Смешивать бензин с маслом нужно, не заливая их прямо бак, а в отдельной емкости (канистре), использую воронку с фильтром. Даже если оно уже было ранее отфильтровано. Смесь в таком случае будет более однородной, что исключит сбои при работе двигателя.
- Бензиново-масляная смесь сохраняет свойства в течение 2 недель. Важно готовить объём топлива в расчете на ближайшую поездку, так как со временем присадки утрачивают действие. Большие объемы смеси заготавливать нет смысла.
- Используйте масла, подходящие для вашего типа охлаждающей системы. Отличайте масла для ДВС с водяным и с воздушным охлаждением.
- Масло для двигателя с водяным охлаждением обычно имеет синий цвет. Такая смесь также будет подкрашена синим, обращайте на это внимание, чтобы случайно не перепутать готовую смесь топлива с чистым бензином.
Статья в тему: Сколько стоит двигатель yamaha r6
Еще пара слов про типы моторных масел. Выбор между недорогим минеральным и более качественным синтетическим маслом – дело хозяина мотора. Качественное минеральное масло, к примеру Yamalube 2T, обеспечивает необходимую защиту двигателя. Отличие полусинтетического или синтетического масла в том, что при интенсивной эксплуатации двигателя нагара в камере сгорания остаётся существенно меньше, что продлит работу двигателя. Кроме этого, выхлоп синтетического масла заметно чище, это означает, что запах выхлопа не будет мешать рыбалке, а несгоревшее масло меньше загрязнит водоём.
В магазине Моторка.PRO представлен широкий выбор масел как для 2–х тактных, так и для 4-х тактных моторов. Наши специалисты с удовольствием помогут в выборе оптимального для Вас варианта.
С готовностью ждем ваших вопросов об особенностях и нюансах в подборе лодки, мотора и аксессуаров!
Наши телефоны, электронная почта, WhatsApp и конечно адрес магазина расположены на страничке “Контакты”.
Источник: yamaha-market.ru