Стрела, ЗИФ-5 — марка лодочных подвесных моторов производства СССР с 1953 по 1965 годы. Выпускались двумя заводами: заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе, г. Куйбышев) и Ульяновским моторным заводом.
Конструктивные особенности мотора
Мотор «Стрела» имел очень простую конструкцию. Унифицированный по деталям цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма с мотоциклом «Ковровец» одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 173,7 см³, развивавший 5 л.с. был установлен на верхней части дейдвудной трубы.
К нижней части дейдвудной трубы крепился одноступенчатый конический редуктор с гребным винтом. В конструкции мотора отсутствовала водяная помпа. Вода подавалась в рубашку охлаждения цилиндра за счёт напора воды, создаваемого гребным винтом. Мотор не имел упругих элементов подвески, что в сочетании с одноцилиндровым двигателем обуславливало сильную вибрацию лодки.
Кожуха, закрывающего двигатель также не было. Бензобак размещался над двигателем. Топливо (бензин с растворённым в нём маслом) к карбюратору подавалось самотёком. Управление всасыванием смеси в кривошипную камеру — поршневое (как на мотоциклах), что обуславливало невысокую литровую мощность и затрудненный пуск. Разобщительной муфты мотор не имел.
ОТКОПАЛ В САРАЕ СТАРЫЙ МОТОР СТРЕЛА! СОВЕТСКИЕ МОТОРЫ ЕЩЁ ПОРАБОТАЮТ / ЖАЛКО СДАВАТЬ В МЕТАЛЛОЛОМ.
Достоинства и недостатки
«Стрела» обладала рядом достоинств:
— простая конструкция, высокая ремонтопригодность; — долговечность; — невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен); — возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине; — высокий к.п.д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками;
Основные недостатки «Стрелы»:
— большой вес; — затрудненный запуск; — неудобное расположение органов управления; — отсутствие холостого хода; — заливание двигателя водой при ходе на волне; — высокий уровень шума и вибрации; — Более поздние модели имели текстолитовую помпу (ЛММ)
Социальное значение
Мотор «Стрела» был первым массовым лодочным мотором предназначенным для продажи населению СССР. Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», ЛМ-1, ЛМР-6) поставлялись только организациям и артелям. Несмотря на все недостатки «Стрела» позволила приобщиться к водномоторному образу жизни сотням тысяч советских граждан. Фактически со «Стрелы» взяла свое начало целая индустрия водномоторных товаров в СССР. Впоследствии с появлением новых моделей подвесных мторов «Стрела» была снята с производства.
Однако, после снятия с производства «Стрелы» специальные моторы для водоизмещающих лодок в СССР не выпускались. Поэтому рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки продолжали эксплуатировать «Стрелы». Простая и долговечная конструкция позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы. Однако отдельные экземпляры эксплуатируются до сих пор.
Ссылки
- Хобби
- Лодочные моторы СССР
- Появились в 1953 году
Источник: www.wikiznanie.ru
Подвесной лодочный мотор Стрела. Часть 2.
Водометный двигатель из подвесного мотора «Стрела»
Информация об изображении
Фото водомета
Я не ошибусь, если скажу, что десятки тысяч «Стрел», «ЗИФов-5» и других устаревших моделей лежат мертвым грузом у владельцев лодок, заменивших эти моторы на более мощные и современные. А между тем несложно превратить «Стрелу» в легкий водометным моторчик, незаменимый для походов и рыбалки на самых мелких речках и озерах. Тем более, что запасные части для «Стрелы» в продаже до сих пор есть, да и сам мотор достаточно надежен.
Для изготовления простой водометной приставки не требуется отливать детали из силумина — конструкцию движителя можно сделать целиком сварной из тонколистовой нержавеющей стали, мало подверженной износу в засоренной песком воде. Нужно будет приобрести проставку (цена 1 руб. 13 коп.), в которой закрепляются подшипники валика водомета (см. рис.). По концам проставка 8 закрывается верхней и нижней пластинами 6 и 12, которые стягиваются шпильками 7 и 22 вместе с дейдвудом мотора. К верхней пластине крепится планка 23 выхлопного патрубка 21, к нижней — корпус движителя 14.
Информация об изображении
Основные детали водомета
Корпус имеет два донышка, которые нужно разметить радиусами из шести центров, расположенных на окружности диаметром 16 мм. В нижнем донышке сделайте отверстие диаметром 52 мм для забора воды, в верхнем — диаметром 27 для прохода втулки 15, к фланцу которой крепится ротор.
К нижнему донышку на прихватках приварите ободок из полосы 11X460 мм с резьбой для крепления боковины 26 корпуса шестью винтами М4. При подгонке боковины между донышками корпуса рекомендую проложить деревянный кружок толщиной 50 мм Изогнув полосу, стяните ее проволокой и приварите к верхнему донышку. Выходное сопло выкроите из двухмиллиметровой стали и также приварите к корпусу. Готовый корпус приварите точками к донышку водозаборника 18 — в центре и к ободку у входного отверстия.
Информация об изображении
Вид водомета снизу
Ротор-крыльчатка 19 имеет восемь лопаток радиального типа, приклепанных к диску диаметром 110 мм. Каждую лопатку нужно изогнуть по радиусу 55 мм, причем центры этих радиусов должны находиться на окружности диаметром 55 мм.
В канавке фланца ротора установите пружинный замок для цилиндрического штифта 5X22 мм, которым фланец крепится на оси.
Информация об изображении
Эскиз для разметки статора
Для отбора воды на охлаждение двигателя на боковой стенке улитки под углом в 120° от выходного сопла по направлению вращения поставьте отводную трубку (медь, диаметр 7 мм). Вход трубки в статор для облегчения движения струи нужно расположить не по радиусу, а под углом в 45°. Трубка окольцовывается, впаивается оловом в дугообразную медную пластинку 20X60 толщиной 4 мм и присоединяется к статору двумя винтами М4 с потайными головками.
Информация об изображении
Лопатка ротора (развертка)
На верхней и нижней крышках проставки имеются отверстия для заливки и слива нигрола. Нижний подшипник № 202 заменен на более плоский № 201 с боковой прокладкой из полоски толщиной 1,5 мм. Под ним находится сальник 35X15, запрессованный в гнездо нижней крышки.
Шпилька 7 (без головки) позволяет собрать воедино блок проставки, залитый нигролом. Для этого на ней нужно продолжить резьбу и поставить три дополнительные гайки толщиной 5—6 мм с прокладками.
Информация об изображении
Эскиз для разметки ротора
К корпусу водомета проставка присоединяется с помощью алюминиевой прокладки 13 двумя болтами M6X20. Прокладку нужно закрепить к дну проставки заклепками или винтами М5. Шпилька 22 утапливается головкой в верхнем донышке корпуса.
Вертикальный вал 1 укорочен на 110 мм, так как сам двигатель получился короче на 185 мм. Вес всей водометной приставки — 3,7 кг. Вставляя дно корпуса, не забудьте в стыке у выходного сопла проложить полоску микропористой резины.
Информация об изображении
Сборочный чертеж водомета
Скорость, полученная при испытаниях с водометной «Стрелой» на «Казанке» с одним человеком плюс 60 кг груза — 12 км/час, с тремя — 9 км/час.
Двигатель я не переделывал, но в магнето поставил второй сердечник с катушкой и мостиковым выпрямителем для подзарядки аккумуляторов и освещения 10-ваттной фарой.
Чтобы заменить винт на водомет, мне нужно всего лишь отвинтить и снова завинтить две гайки.
Источник: www.barque.ru
Надувная лодка Solar 520 Стрела Jet
Solar 520 Strela Jet Tunnel — экспедиционная лодка ПВХ (НДНД) специально спроектирована для охоты, рыбалки и прохождения сложных рек. Узкая, длинная, с удобной посадкой за счет увеличенного до 60 см диаметра баллонов. Принципиально новое днище модели (содержит два независимых надувных элемента продольного усиления) в совокупности с увеличенными баллонами, образующими одну плоскость, позволяет снизить центр тяжести лодки для большей маневренности на любых водоемах, обеспечивая хорошую проходимость и мягкость хода на мелких участках. За счет фирменного водоводного тоннеля Солар 520 Стрела Jet уверенно чувствуeт себя под водометом на более спокойных мелких речках.
Лодки Солар-520 Стрела Джет комплектуются специальной накладкой на транец для установки подвесного водомётного двигателя на требуемую высоту, выпускаются в цветовой гамме из 2 цветов, легки в эксплуатации и обслуживании, снаряжаются и спускаются на воду одним человеком, транспортируются в одной сумке размером 145х65х55 см.
Комплектация моторной лодки Солар-520 Стрела Джет:
1. Лодка с надувным дном (НДНД) — 1 шт.;
2. Весло разборное — 2 шт.;
3. Держатели весел — 2 шт. ;
4. Носовой роулс для якоря — 1 шт. ;
5. Встроенные ручки для переноски лодки , ;
6. Жесткий транец со сливным клапаном — 1 шт. ;
7. Сиденье жесткое — 2 шт. ;
8. Мягкая накладка на сиденье с сумкой (опция) — 2 шт. ;
9. Тент носовой брызгозащитный, черный (опция) — 1 шт. ;
10. Приставка для установки подвесного водомета — 1 шт. ;
11. Ножной насос (6 литров); — 1 шт.;
12. Манометр — 1 шт.;
13. Ремкомплект (клей, ПВХ-ткань, инструкция) — 1 комп.;
14. Сумка упаковочная для переноски — 1 шт. ;
15. Руководство по эксплуатации (паспорт) — 1 шт.;
Производитель предоставляет 2 года гарантии на материал, швы, комплектующие и фурнитуру.
Технические характеристики лодки Solar 520 Стрела Jet:
Характеристика | Значение |
Тип лодки | Моторно-гребная лодка ПВХ с надувным дном и водоводным тоннелем для водометного мотора |
Брэнд | СОЛАР |
Модель | Солар 520 Стрела Jet |
Длина, см | 520 |
Ширина, см | 205 |
Высота транца (2 модификации), мм | 381/508 |
Размер кокпита ДхШхВ, м | 4.15х0.85х0.41 |
Чистый вес, кг | 76 |
Снаряженный вес, кг | 92 |
Грузоподъёмность, кг | 900 |
Диаметр баллона, см | 60 |
Количество отсеков | 2+1 (днище) |
Грузоподъёмность, чел. | 7 |
Мощность двигателя мин./рекомендуемая/макс., л.с. |
40/50/60 |
Максимальный вес двигателя, кг | 90 |
Удельная плотность ПВХ баллона, г/м² | 1000 |
Толщина ПВХ-ткани баллона, мм | 0.9 |
Удельная плотность ПВХ днища, г/м² | 950+900+640 |
Удельная плотность ПВХ палубы, г/м² | 950+900+800 |
Толщина материала днища, мм | 1.8 — 2.6 |
Пол | надувной, многобаллонный |
репление сидений | ликтрос/ликпаз |
Цвет* (2 модификации) | Светло-Серый, Пиксель** |
Страна производитель | Россия |
Гарантия, лет | 2 |
Возможно изменение комплектации лодки под заказ |
* Наличие необходимого цвета уточняйте у менеджера.
** Модель цвета «Пиксель» изготовлена из полеуретановой ткани, гораздо более эластичной и морозоустойчивой, чем традиционная ПВХ. Благодаря этому, модели лодок Солар «Пиксель» более подходят для эксплуатации при низких (от +5°С и ниже) температурах. Цену на модель Solar-520 Стрела Jet камуфляжной расцветки уточняйте у менеджера.
У нас можно заказать и купить надувную лодку ПВХ Solar-520 Стрела Jet по цене:
Источник: www.motocontinent.ru