Салют 2Э – российский лодочный мотор, один из самых востребованных на отечественном рынке. Данная модель является символом простоты, надежности и ремонтопригодности. Двигатель разработан еще по советским стандартам и нормам, и обладает передовыми техническими решениями того времени.
Рассматриваемая модель получила все преимущества бюджетной ценовой категории, и на сегодняшний день считается одним из лучших классических моторов. Разработка 1980-ых годов по-прежнему востребована на постсоветском рынке. Рассмотрим достоинства этого мотора, его характеристики, а также отзывы покупателей.
Общие сведения
Салют 2Э разработан в начале 1980-ых годов, а потом вышли его более мощные версии. Данный агрегат является самым доступным с точки зрения стоимости владения. Он имеет стандартную двухтактную компоновку, электронное зажигание МС-1, а также вместительный топливный бак, позволяющий преодолевать длинные расстояния.
Двигатель постоянно модернизировался, и в результате достиг признания со стороны массовой аудитории. Салют 2Э востребован среди частных владельцев, в том числе рыбаков и охотников, любителей неспешных водных прогулок и поездок на короткие и средние расстояния. Для этих задач мотор развивает достаточную мощность.
Лодка ПВХ + мотор салют !
Конструкцию двигателя со временем удалось переоборудовать таким образом, чтобы мотор был адаптирован под более современные требования. Обновленная карбюраторная система, новый топливный впрыск и улучшенное румпельное управление, высокая топливная экономичность и экологичность сделали Салют 2Э выигрышным мотором среди конкурентов по большинству параметров.
Также обратим особое внимание на иную конструкцию гребного винта, который стал более прочным и защищенным от подводных препятствий. Сюда еще добавим высокую степень защиты подводной части двигателя, что вдвойне повысило проходимость мотора, и дало возможность передвигаться не только по мелководью, но и соленым морским водоемам. Сам гребной винт имеет несколько модификаций, пригодных как для грузовых, так и скоростных и тягово-грузовых задач. Исходя из этого, можно убедиться, что возможности Солюта 2Э ничем неограниченны, не смотря на невысокую мощность и малый крутящий момент. Скорее наоборот, благодаря малому рабочему объему и небольшой производительности двигатель получил низкую топливную экономичность, а уровень вредных выбросов в атмосферу находится на рекордно низком уровне даже по нынешним меркам.
Помимо частного пользования, лодочный мотор Салют 2Э подойдет для туристических целей, ведь он имеет высокий потенциал выносливости. Более того, данная модель демонстрирует свою прочную конструкцию не только при неспешных поездках и водных неторопливых водных прогулках, но и превосходно адаптирована к запредельным нагрузкам. В качестве подтверждения этому можно привести успешное проведение испытаний, а также положительные отзывы большинства владельцев.
Салют 2Э вполне подойдет для маломерных и среднеразмерных катеров и лодок с мягким и жестким дном, длиной до 3-4 метров, а также стандартной высотой транца. Сюда стоит добавить еще компактные габариты и малую массу. Благодаря этому не возникнет проблем ни при транспортировке, ни в процессе установки на транец лодки. Эту особенность по достоинству оценит каждый владелец Салюта 2Э.
Эффективная система охлаждения – один из жизненно важных компонентов Салюта 2Э, как и других лодочных моторов, включая даже модели премиум-сегмента. В качестве охлаждения Салюта выступает проточная вода, которая предотвращает двигатель от перегрева при любой температуре, и вне зависимости от погодных условий.
Видео
Характеристики
- Тип мотора – бензиновый, двухтактный одноцилиндровый
- Мощность – 2 лошадиные силы
- Максимальные обороты в минуту – 5000
- Рабочий объем – 45 кубов
- Румпельное управление – есть
- Способ смешивания бензина и масла – ручной
- Вес – 11 кг
- Вместимость бака – 2 л
- Поддерживаемая высота дейдвуда – 380 мм
- Производство – СССР, Россия.
Расход топлива
Лодочный мотор Салют 2Э потребляет в среднем 1 литр бензина в час.
Обкатка
Двигатель Салют 2Э на сегодняшний день не продается, но по-прежнему востребован на российском и постсоветском рынках. В этом моторе нет сложной электроники, поэтому обслуживать его гораздо проще по сравнению с более современными и брендовыми моделями.
Но обратим внимание, что этот лодочный мотор собран из дешевых и простых материалов, которые легко поддаются ремонту, но при этом отличаются низкой надежностью и малым ресурсом. К тому же, надо иметь ввиду, что любой лодочный мотор подвергается не только своевременному обслуживанию, но и обкатке. Причем обкатка проводится сразу после покупки нового устройства.
В нашем случае речь идет о поддержанном экземпляре Салют 2Э, которому не помешает повторная обкатка. К тому же, новый владелец данного мотора с помощью данной процедуры сможет проверить сохранившийся потенциал двигателя, и насколько он еще способен противостоять сложным нагрузкам. После обкатки мотор обычно становится более надежным и адаптированным к местным условиям. Данная процедура выполняется 10 часов, и к ней надо как следует подготовиться.
Например, выделим главную особенность установки мотора, который должен быть расположен на транце строго вертикально, без каких-либо пошатываний и подергиваний при движении. Заправка расходных материалов выполняется после установки мотора. Все жидкости должны отвечать заводским параметрам. Топливная смесь смешивается из бензина и масла в пропорции 50:1.
Поддерживаемое топливо – Аи-92. Рекомендованный стандарт моторного масла – TCW-3. Также надо соблюдать вязкость и допуски, указанные в инструкции.
Чтобы проверить систему охлаждения, надо включить мотор и обратить внимание, не вытекает ли струя воды из специального отверстия в системе. Жидкость должна фонтанировать под давлением на протяжении всей работы мотора. По этому признаку можно убедиться, что система исправна.
Обкатку следует выполнять в открытом водоеме с неограниченным пространством. В таких условиях возможно раскрыть потенциал и возможности мотора, подвергнуть его максимальным нагрузкам, адаптировать к местным условиям и потребностям владельца.
Особенности процесса обкатки
- Когда температура достигнет 60-70 градусов, можно приступать к обкатке, переходя с холостых оборотов на более высокие – низкие
- Каждый последующий час повышаем обороты на 5-10% таким образом, чтобы через 7-8 часов мощность мотора поднялась до 70-80 процентов. Продолжаем увеличивать нагрузку, вплоть до достижения 100% мощности. Так как мотор поддержанный, ему нужен перерыв от большой нагрузки – для надо иногда снижать нагрузку, чтобы предотвратить перегрев
- Все этапы обкатки двигаемся на с переменной скоростью, что очень важно в целях безопасности и лучшей обкатки деталей. В конце процедуры переходим к холостым оборотам, остужаем мотор и выключаем зажигание. Выполняем техосмотр и завершаем обкатку.
Цены в России
Средняя стоимость поддержанного мотора Салют 2Э на российском рынке составляет 9 тысяч рублей.
Отзывы владельцев
- Михаил, Липецк. Лучший мотор своего времени. До сих пор работает, только его былую молодость, увы, вернуть будет непросто – нужен капитальный ремонт с заменой поршней, цилиндров, прочисткой карбюратора и т. д. Это дедовский движок, на котором я еще учился кататься. Славные были времена, дед был настоящим рыбаком, и научил меня многому. Когда Салют 2Э был в хорошем состоянии, управлять им было одно удовольствие, даже не смотря на постоянное урчание и сильные вибрации на холостом ходу. Динамика была отличная, не смотря на всего 2 силы. Вот только шумоизоляции никакой нет. Сейчас в качестве основного мотора у меня китаец, но он мягко говоря не надежен. Короче, нужен еще вспомогательный движок. Еще один новый мотор покупать неохота, и к тому же ностальгия меня так и мучает, и заставляет сделать капремонт старенького Салюта 2Э.
- Игорь, Одесса. Салют 2Э – двигатель на все времена. Я им до сих пор пользуюсь. Я его брал в поддержанном, хорошем состоянии за 5 000 рублей. Ничего менять не пришлось, не считая мелких расходников. Салют в моем владении 2 года, потребляет он не более 1 литра в час. Использую его для рыбалки в небольших водоемах, а на большее его и не хватит. Обслуживать его надо каждый день, чтобы не было проблем. Ремонтировать его легко благодаря дешевым запчастям.
Источник: lodochnye-motory.com
Подвесной лодочный мотор «Салют ЭС»
Подвесной лодочный мотор предназначен для лодок, используемых для отдыха, туризма, охоты, рыбной ловли, с высотой транца 380 мм. На лодке при загрузке 240 кг мотор обеспечивает скорость 8 — 10 км/ ч. Мотор может эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 50 см.
Для предохранения транца лодки и мотора от поломок при ударе о подводные препятствия предусмотрено откидывание мотора. Запуск мотора производится с помощью механизма запуска с самоубирающимся пусковым канатом. Механизм запуска крепится на верхнем кожухе. Предусмотрен ручной запуск при помощи пускового каната.
Управление поворотом лодки и режимом работы двигателя производится рукояткой — румпелем. Охлаждение мотора производится водяной помпой забортной водой. Для устранения попадания воды в карбюратор и на свечу зажигания, а также придания мотору хорошего внешнего вида двигатель и топливный бак закрыты кожухом.
Топливный бак крепится непосредственно на моторе. Вместимость топливного бака обеспечивает непрерывную работу мотора на максимальном режиме в течении 1,5 часов.
Двухтактный, карбюраторный, бензиновый
Мощность максимальная при 5000 об/мин л.с.
Диаметр цилиндра, мм
Рабочий объем цилиндра, мм
Степень сжатия (геометрическая)
Направление вращения маховика
по часовой стрелке
От электронное магнето МБ-1 бесконтактного маховикового типа
А-10Н ГОСТ 2043 -74
3,5 мм не доходя до ВМТ
Зазор между электродами в свече, мм
Бензин автомобильный А-72 -76 ГОСТ 2084-77 и масло МС-20 ГОСТ 21743-76
Соотношение топливной смеси
Масло автомобильное ТАП-15В ТУ 38 101176-74
Удельный расход топлива при максимальной мощности , кг/л.с.ч
Передаточное отношение редуктора
Вместимость топливного бака, л
Диаметр гребного винта наибольший, мм
Число лопастей гребного винта
Шаг гребного винта, мм
Масса мотора, кг
Двухтактный, карбюраторный, бензиновый
Габаритные размеры мотора
высота в рабочем виде
В комплект поставки входит:
- Лодочный мотор — 1шт;
- Рюкзак — 1шт;
- Руководство по эксплуатации — 1шт;
- Сумка с набором инструмента — 1шт;
- ЗИП — 1комплект;
Требования к технике безопасности
Нельзя поручать эксплуатацию мотора лицам, не знакомым с его устройством и не изучившим настоящее руководство по эксплуатации лодочного мотора. Во избежание травмирования запрещается снимать верхний кожух при работающим двигателе. В целях исключения травмирования током при возможных случаях соприкосновения с проводом питания свечи запрещается прикручивание мотора при незамкнутой на массу высоковольтной цепи.
Проведение ремонтных работ должно осуществляться только при не работающем двигателе. Владелец мотора ОБЯЗАН строго выполнять требования «Руководство по эксплуатации»
Подвесной лодочный мотор состоит из следующих основных узлов: двигателя с карбюратором, системы зажигания, механизма запуска, кожухов, бака для топлива, дейдвуда (соединительной трубы), привода гребного винта и трансмиссионного вала.
Двигатель мотора — двухтактный, бензиновый, карбюраторный с петлевой продувкой и пуском топливной смеси в картер через дисковый золотник. Картер двигателя — разъемный, из двух частей; верхней и нижней с паронитовой прокладкой между ними, соединенных между собой шпильками. В алюминиевый корпус цилиндра запрессована чугунная гильза. В гильзе имеется 6 окон, 4 продувочных и 2 впускных.
Цилиндр центрируется с картером по наружному диаметру гильзы и верхней плоскостью газоприемника. Цилиндр и головка цилиндра соединены с картером шпильками. Между цилиндром и головкой цилиндра ставится прокладка, в верхней части которой имеется отверстие для охлаждающей воды.
Коленчатый вал — стальной, состоит из трех частей: нижней и верхней полуосей и пальца кривошипа. Палец кривошипа запрессовывается с большим натяжением в полуоси.
Шатун двигателя — стальной, штампованный. Большая головка шатуна вращается на роликах. Малая головка шатуна имеет бронзовую втулку, в которую вставляется поршневой палец.
На нижнюю полуось при помощи шпонки устанавливается золотник. Золотник — плавающий и в осевом направлении не закрепляется.
Поршневой палец — стальной, плавающего типа, фиксируется в поршне с обоих концов стопорными кольцами.
Поршень отлит из алюминиевого сплава. В канавки поршня устанавливаются два поршневых кольца, изготовленных из специального чугуна.
Система охлаждения обеспечивает отвод тепла от цилиндра его головки. В цилиндре и в картере имеются полости, по которым циркулирует вода нагнетаемая крыльчаткой. В головке цилиндра имеется отверстие, через которое вода вытекает.
Часть воды через отверстия в корпусе цилиндра и газоприемнике сбрасывается и охлаждает выхлопные газы. Забортная вода в помпу поступает через отверстия в корпусе редуктора. При работе мотора нужно следить, чтобы эти отверстия не забивались песком, илом или водорослями.
Не следует запускать мотор без воды, так как это может привести к перегреву мотора, заклиниванию поршня, и повышенному износу крыльчатки.
Система зажигания мотора состоит из электронного бесконтактного магнето МБ-1 маховичного типа и свечи зажигания А10Н ГОСТ 2043-74 (резьба 14х1,25). Маховик с постоянными магнитами закреплен на конусе коленчатого вала. В полости маховика расположено основание магнето МБ-1. Основание магнето крепится двумя винтами к крышке, закрепленной на картере.
В головку цилиндра ввернута свеча зажигания, на которую одет специальный колпачок — экран. Внутри колпачка находится сопротивление, предназначенное для снижения уровня радио помех.
Система питания состоит из бака для топлива, топливного крана, и карбюратора. Бак вместимостью 2 л крепится непосредственно к раме мотора на резиновых амортизаторах. Сверху имеется горловина с гайкой и резьбовой пробкой. Гайка служит для крепления верхнего кожуха. В резьбовой пробке имеется винт.
Который при работе мотора должен быть вывернут для того, чтобы по мере выработке топлива через отверстие в пробке бака должен попадать воздух. При не работающем моторе винт нужно завернуть до упора во избежание утечки или испарения топлива.
Запуск мотора производится в следующем порядке:
- Отвернуть винт пробки топливного бака на 4 — 5 оборотов;
- Открыть топливный кран;
- Наполнить поплавковую камеру карбюратора топливом нажатием утопителя поплавка;
- Установить ручку румпеля в положение малого газа (поворот по часовой стрелки);
- Сделать 2 — 3 рывка пусковым канатом. Сначала плавным движением ввести упор в зацепление с маховиком, затем резко дер гать. Не следует выдергивать канат до самого конца и бросать его после запуска. После того как мотор заработал, проверить вытекает ли вода, и дать ему поработать на малом газу 3 мин. Если мотор не запускается, проверить состояние свечей зажигания.
- При затруднительном запуске рекомендуется прогрев мотора производить без погружения его в воду, но не более 15 сек.
Новый мотор нельзя эксплуатировать сразу с полной нагрузкой. Обкатка необходима для приработки всех деталей. Продолжительность обкатки должна быть 10 — 12 часов, что соответствует времени выработки первых 6 — 8 баков горючего. Во время обкатки мотора необходимо работать на пониженных оборотах.
После первых двух баков топлива, нужно проверить и прочистить электроды свечи зажигания, затяжку всех болтов и гаек, в том числе гайки маховика, и при необходимости подтянуть их. После обкатки следует сменить масло в редукторе.
Через каждые 25 часов работы мотора:
- Осматривать электроды свечи, счищать с них нагар, промывать и устанавливать нужный зазор между электродами.
- Осматривать наружные болты, винты и гайки при необходимости подтягивать их. Проверить основания магнето на крышке.
- Проверить наличие масла в редукторе через отверстие, находящееся на горизонтальной оси редуктора.
- Место вращения мотора в кронштейне струбцины промыть в бензине и смазать солидолом.
Через каждые 50 часов работы мотора:
- Смазать трущиеся поверхности механизма запуска любой смазкой.
- В редукторе заменить масло. Для замены масла необходимо отвернуть пробки в корпусе редуктора. Перед заливкой свежего масла внутреннюю полость редуктора промыть бензином. Масло следует заливать в количестве 50 — 60 см3. Если в редукторе будет обнаружена вода, необходимо найти причину неисправности и устранить ее.
- Промыть топливный бак чистым бензином.
Через каждые 100 часов работы мотора:
- Осматривать поршень и поршневые кольца. Для осмотра поршня и колец нужно вывернуть свечу, отсоединить двигатель от нижней части мотора. Поворачивая коленчатый вал за маховик, осмотреть через выхлопное окно поршень и кольца. Если в камере сгорания и на поршне большой нагар, его нужно смочить керосином и очистить. — Снимать головку и корпус цилиндра без крайней необходимости не рекомендуется. Если же залегли в канавках поршневые кольца или имеются надиры на поршне, необходимо снять корпус цилиндра и устранить замеченные дефекты. Удаление нагара в камере сгорания рекомендуется производить без снятия головки цилиндра, для чего; — вывернуть свечу зажигания; — установить мотор свечным отверстием вверх; — поставить поршень так, чтобы поршневые кольца перекрывали выхлопные и всасывающие окна цилиндра; — залить в цилиндр через свечное отверстие примерно 25 см3 смеси, состоящей из двух частей ацетона, одной части керосина и одной части масла для двигателя; — когда вспенивание смеси прекратиться, ввернуть использованную свечу и оставить мотор в таком положении на 8 — 30 часов в зависимости от слоя нагара. — вывернуть свечу и слить смесь, прокрутить мотор механизмом запуска 5 — 6 раз; — запустить мотор на своей свече и дать ему поработать 2 — 3 минуты.
Через 500 часов работы мотора:
- Произвести разборку мотора для осмотра и чистки деталей. Детали имеющие повышенный износ заменить.
Правила хранения и транспортирования
Оставлять мотор закрепленным на судне не рекомендуются, так как детали в воде могут коррозировать. На мотор, при хранении его на лодке, должен быть надет чехол из плотного брезента или клеенки.
Рекомендуется хранить мотор в закрытом помещении. Для длительного хранения, например, на зиму, производится консервация мотора таким образом;
- поставить мотор в рабочее положение
- снять верхний кожух
- от соединить провод от свечи
- слить топливо из бака и карбюратора. Промыть бак чистым бензином, затем залить 0.25 л масла, взболтать его и слить.
- Вытереть наружную поверхность мотора насухо, а затем протереть промасленной ветошью.
- Снять гребной винт, смазать валик и установить винт на место.
Источник: akkumy.info