Лодочный мотор Прибой — был достаточно неплохим и имел удачную конфигурацию. Вес его был всего 18 кг имел 2-х цилиндровый двигатель, мощность мотора 5 л.с. Среди выпускаемых в СССР лодочных моторов, мотор Прибой по праву считается одной из самых удачных серийных моделей. Подвесной лодочный мотор «Прибой» может устанавливаться на лодках весом не менее 80 кг с высотой транца не более 380 мм и эксплуатироваться в пресной воде при глубине не менее 0,5 м.
Отзывы о моторе: ПРИБОЙ Закрыть отзывы
Нейтральный отзыв оставил: Владимир 28.02.2015 г
мотор Прибой
Сей мотор имеет коренные подшипники скольжения (бронзовые вкладыши залитые в половинках картера), т.е. в привычном понимании неремонтопригоден (по сравнению с другими ПЛМ). Восстановление его работоспособности решается периодическим напаиванием баббитом этих вкладышей с последующим проходом собранного картера развёрткой, соотв. диаметру коренных шеек коленвала. В общем как с паровой машиной или судовым дизелем.
«Прибой 5» новый лодочный мотор 1970 года.
Положительный отзыв оставил: Жека 01.11.2012 г
Отзыв о моторе ПРИБОЙ
Пользуюсь мотором «Прибой» 1970 года изготовления, серьезных жалоб не имею, был модернизирован, переделан из подшипников скольжения на подшипники качения, коленчатого вала и редуктора. Используется для ловли на дорожку, и как запасной мотор. В целом мотором доволен.
Технические характеристики ПРИБОЙ
Мощность (л.с.) | 5 |
Тактность | двухтактный |
Рабочий объём (куб. см) | 124,5 |
Количество цилиндров | 2 |
Максимальное число оборотов в минуту | 4500 |
Диаметр/ход поршня (мм) | 48 х 34,4 |
Смазка | Предварительным смешением |
Емкость топливного бака | 20 л., выносной |
Система управления | румпель |
Тип запуска | ручной |
Расход топлива макс. | 2,25 кг/час |
Зажигание | Магдино МХ-1 |
Охлаждение | Водяное |
Тип топлива | А-72 |
Тяга на швартовых | 40 кг |
Вес (кг) | 18 кг |
Бренд: | СССР |
Сообщить об ошибке в описании |
Видео лодочный мотор ПРИБОЙ
Источник: mlodka.ru
Лодочный мотор Прибой 5
Отечественный подвесной лодочный мотор Прибой-5 имел более качественный механизм по сравнению с другими отечественными двигателями. Мотор Прибой-5 выпускался огромными партиями, его приобретали жители сельской местности, жители стран ближнего зарубежья, так как цена мотора была сравнительно низкой.
О модели
Лодочный мотор Прибой-5 имеет легкую конструкцию. Механизм мотора не привередлив к маслам, поэтому можно было залить любую марку топливного масла. Конструкция мотора собиралась очень качественно, все детали были отлиты на заводе оборонной промышленности в городе Пермь.
Корпус мотора выполнен из твердосплавного металла, его прочности могли позавидовать зарубежные модели моторов.
Комплектация лодочного мотора Прибой-5 ограничивалась единственным скоростным гребным винтом.
По расходу топлива – это не совсем удачная конструкция. За час езды по водоему мотор израсходовал 0,5 литра бензина.
Так как конструкция производилась по запатентованной технологии, конструкция узлов была сложной и при поломке было очень трудно достать подходящие детали.
Коробка передач имела одну единственную скорость – переднюю, чтобы развернуть судно, приходилось выполнять полный разворот на 180 градусов, что опять же, повышало расход топлива.
Стартер лодочного мотора Прибой-5 располагался не совсем удобно, шнур находился внизу конструкции.
Карбюратор соединен с насосом для бензина, за счет чего плохо поддавался регулировке.
Лодочный мотор Прибой-5 не имел встроенного топливного бака, что также было неудобно в использовании.
Применение
Подвесной лодочный мотор Прибой-5 использовался для прогулок по водоему, экскурсий, для охоты и рыбалки, мотор эксплуатировали спасательные и природоохранные патрульные службы. Лодочный мотор Прибой-5 использовали в селах для переправы на противоположный берег, для доставки продуктов в отдаленные местности.
Лодочный мотор Прибой-5 эксплуатировался с маломерными лодками и катерами. Рекомендуемая высота транца лодки для мотора Прибой-5 – 381 мм, рекомендуемая длина лодки – от 2,5 до 3 метров.
Лодочный мотор Прибой-5 использовался на мелководье, в местах повышенной растительности травы и камышей.
Конструкция и технические характеристики
Лодочный мотор Прибой-5 выполнен из твердосплавного металла, все детали механизма выполнялись из латуни, стали, алюминия и меди. На двигателе мотора есть крышка из пластмассы, которая защищает его от внешних повреждений.
Выхлопные газы топлива выпускаются через гребной винт мотора. В механизме двигателя, в редукторе, расположены бронзовые подшипники, которые помогают механизму снижать шумы при запуске двигателя. Подвесная часть двигателя оснащена амортизаторами, они подавляют сильные вибрации корпуса.
Бак для топлива у лодочного мотора Прибой-5 только выносной. Его объем 20 литров. К баку в комплекте приложен специальный шланг, через который происходит заправка двигателя и груша, она выполняет роль закачки топлива. При непрерывной работе двигателя, топливного бака с 20 литрами бензина хватает почти на 10 часов езды.
Технические характеристики мотора:
• Рабочий объем – 124 куб. см.
• Расход – 2,5 литра в час.
• ПЧ механизма – 15 к 27.
Покупка и обслуживание
В настоящее время изготовление лодочных моторов Прибой-5 остановлено, поэтому его можно приобрести только с рук.
Двигатель мотора Прибой-5 должен запускаться сразу, без заклиниваний. При запуске не должно возникать рывков двигателя. Мотор должен работать не слишком шумно, а также не должно возникать высоких вибрационных шумов.
Корпус мотора Прибой-5 должен быть герметичным. Во время работы из швов корпуса не должно поступать выхлопных газов, воды, бензина и масла.
Гребной винт мотора Прибой-5 должен быть в рабочем и подвижном состоянии. Если винт крутится слабо, то лучше не приобретать такой мотор. Так как система выброса выхлопных газов осуществляется непосредственно в атмосферу, нужно убедиться в правильной работе винта, так как именно через него газ выходит наружу.
При покупке лодочных моторов Прибой-5 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.
Обслуживание лодочных моторов Прибой-5 довольно простое. После каждой эксплуатации нужно сливать все жидкости и промывать проточной водой цилиндры и баки. Если на двигателе установлен кожух, то его можно снять и получить доступ к деталям механизма. После снятия кожуха с двигателя промываются и прочищаются все видимые детали от грязи и водорослей.
После всех манипуляций по очищению и промывке заливаются свежие жидкости и мотор можно вновь эксплуатировать.
Полное техническое обслуживание проводится один раз в год. Так как конструкция несложная можно сделать это самостоятельно или отнести мотор в сервисный центр.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
• Легкий запускной механизм.
• Низкие частоты шума.
• Один выносной топливный бак.
Источник: kayak-market.ru
Прибой (лодочный мотор)
Лодочный мотор «Прибой» выпускался с 1968 года по начало 80-х одним из оборонных заводов г. Перми. Конструктивно мотор копировал мотор фирмы Johnson.
Мотор предназначался для эксплуатации в пресной воде при глубине не менее 50 см и установке на лодках с высотой транца не более 380 мм.
В отличие от ранее выпускавшихся в СССР моторов мощностью до 5 л. с. двигатель «Прибоя» выполнен двухцилиндровым с дефлекторной продувкой. Конструкция «Прибоя» обеспечила более надежный запуск и позволила снизить вибрацию по сравнению с одноцилиндровыми предшественниками.
Благодаря тому, что при изготовлении всех деталей корпуса двигателя и дейдвуда, поршней и шатунов использовался алюминиевый сплав, вес мотора Прибой — всего 19 кг. Это даже по сегодняшним меркам один из самых легких пятисильных моторов в мире.
Не смотря на ряд недостатков, среди выпускаемых в СССР лодочных моторов «Прибой» по праву считается одной из самых удачных серийных моделей.
Достоинства:
• Малый вес — даже по сегодняшним меркам «Прибой» один из самых легких пятисильных моторов в мире;
• Лёгкий запуск – даже пролежавшие несколько десятилетий в гаражах моторы с легкостью заводятся;
• Малая шумность — в испытательном помещении, где одновременно на стендах работало восемь моторов Прибой, можно было свободно разговаривать;
• Надежность – в целом мотор достаточно надежен, особенно его механическая часть;
• Хорошая тяговитость — Прибой выводит на глиссирование моторные лодки типа «Казанка» с одним человеком на борту;
• Простота конструкции — почти любой ремонт можно выполнить вне ремонтных мастерских;
• Неприхотливость к топливу и маслам.
• Высокий удельный расход топлива — около 500 гр. /л.с. в час, против 300 гр./ л.с. в час у аналогов;
• Сложности с з/ч ввиду малой унификации узлов «Прибоя» с другими моторами;
• Комплектация мотора всего одним полускоростным винтом;
• Отсутствие заднего хода в редукторе, хотя, это недостаток почти всех моторов малой мощности того времени, включая и «Ветерок»;
• Неудобный и ненадёжный ручной стартёр с нижним расположением шнура.
Первое знакомство. Подвесной лодочный мотор «Прибой»
Катера и яхты, №17, 1969 год
Туристы, рыболовы, любители-водномоторники получили новый, по счету уже восьмой подвесной мотор серийного производства. Это — мотор небольшой мощности «Прибой». Что можно сказать о «Прибое»? Окончательное суждение вынесут, конечно, потребители, испытав мотор в самых различных условиях практической эксплуатации. Но уже сейчас можно отметить вполне современный внешний вид, чистоту отливки, отличное выполнение как отдельных узлов, так и мотора в целом, не уступающее и прославленным шведским моторам.
Хорош легкий пластмассовый капот, тщательно отделана каждая деталь, независимо от того, находится ли она снаружи или под кожухом. Следует особо подчеркнуть применение двухцилиндровой схемы, удобного (особенно в моторах средней и малой мощности) нижнего запуска. Впервые на отечественных моторах имеются мощное магдино (освещение) и указатель уровня топлива. Даже то, что инструкция к мотору «Прибой» снабжена отчетливо читаемыми чертежами и отпечатана на сравнительно хорошей бумаге, свидетельствует о заботе завода о качестве своей продукции.
На мотор приятно посмотреть, но этого еще недостаточно. Важны и технические параметры мотора. А здесь лодочный мотор «Прибой» уступает (к сожалению, иногда существенно) лучшим мировым моторам аналогичного класса. Если его удельный вес не вызывает особых возражений, то литровая мощность (40 л.с./л) значительно ниже, чем у моторов «Томос» (Югославия), «Кресчент» (Швеция) или «Цюндап» (ФРГ), для которых этот показатель равен 60—65 л. с./л. Удельный расход горючего (около 500 г/л. с. час против 300 у названных иностранных моторов) также чрезмерно высок; по-видимому, за прототип был выбран далеко не лучший образец с малоэкономичной дефлекторной системой продувки.
Очевидно, заводу следует подумать об улучшении основных параметров «Прибоя». Желательно увеличить номенклатуру прилагаемых к мотору инструмента и лап-частей, отказаться от (к сожалению, традиционной) матерчатой сумка, заменив ее удобным инструментальным ящиком.
В 1965 г. было прекращено производство 5-сильного подвесного лодочного мотора «Стрела», и самым маломощным мотором, предназначенным для установки на мелкие суда, на долгое время оказался 8-сильный «Ветерок-8» первой модели. Между тем владельцам относительно тихоходных лодок, используемых для прогулок, туризма и рыбной ловли, был нужен недорогой, экономичный, и надежный двигатель мощностью 4—5 л. с.
Заполнить этот пробел и должен 5-сильный подвесной мотор «Прибой», выпуск которого начался еще в прошлом году.
Подвесной лодочный мотор «Прибой» может устанавливаться на лодках весом не менее 80 кг с высотой транца не более 380 мм и эксплуатироваться в пресной воде при глубине не менее 0,5 м. По конструктивным параметрам мотор не уступает многим зарубежным моделям той же мощности. Чтобы максимально снизить его вес, завод (впервые в СССР) изготовляет все детали корпуса двигателя и дейдвуда, поршни и шатуны из алюминиевого сплава методом литья под давлением, а коленчатый вал — литьем из стали 16ХГТЛ. Применено несколько оригинальных решений, позволивших снизить стоимость и повысить надежность мотора. Целый ряд ответственных деталей сделан из пластика.
Продольный разрез мотора «Прибой»
В отличие от ранее выпускавшихся отечественных моторов мощностью 4—5 л. с. двигатель «Прибоя», выполнен двухцилиндровый, что обеспечивает более надежный запуск и снижает вибрацию мотора. В алюминиевый блок цилиндров залиты две чугунные гильзы с продувочными и выхлопными окнами и три бронзовых вкладыша подшипников скольжения опор коленчатого вала. На крышке картера установлены пластина с клапанами, регулирующими поступление топливной смеси в двигатель, и передняя крышка, на которую крепится карбюратор.
В крышку картера также залиты три бронзовых вкладыша подшипников.
Коленчатый вал изготовлен из легированной стали методом прецизионного литья. В его верхней части имеется конус для посадки маховика, в нижней части — внутренние шлицы для соединения с вертикальным валом редуктора.
В верхней головке шатуна под поршневой палец залита бронзовая втулка. В нижнюю головку шатуна, закрытую штампованной крышкой, поставлены стальные обоймы с игольчатым подшипником шатунной шейки коленчатого вала.
Смазка к верхнему коренному подшипнику коленчатого вала подается из картера нижнего цилиндра через наружную трубку за счет пульсации давления в картере. Для предохранения от попадания масла на основание магдино в верхней части коленчатого вала установлен маслоотражатель. Из полости маслоотражателя по внутренним каналам происходит отсос масла в полость карбюратора.
Двигатель, редуктор и подвеска соединены с помощью промежуточного корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава литьем под давлением.
Со стороны промежуточного корпуса картер двигателя уплотнен пакетом из двух шайб и втулки, поджатых пружиной. Уплотнение по торцу двигателя достигается с помощью шайбы из пробки. Втулка из бронзо-графита обеспечивает торцевое уплотнение при сравнительно больших скоростях скольжения. Уплотнение по вертикальному ралу обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом.
На моторе применено маховичное магдино МН-1 (однотипное с установленным на моторе «Нептун») с выносными трансформаторами, которое обеспечивает бесперебойное зажигание в широком диапазоне оборотов и питание сети освещения лодки.
Для удобства эксплуатации рукоятки регулировки карбюратора и штепсельный разъем для подключения освещения выведены на переднюю панель нижнего кожуха. Здесь же находится кнопка «Стоп» для выключения мотора, а также для отключения системы зажигания при холостых оборотах.
Двигатель охлаждается забортной водой, которая нагнетается водяным насосом, расположенным в корпусе редуктора.
Вращение от коленчатого вала двигателя к гребному винту передается через вертикальный вал, муфту сцепления, вертикальный валик редуктора, конические шестерни с круговым зубом и гребной вал.
В редукторе применены бронзовые подшипники скольжения и шестерни с круговым зубом, что позволило значительно снизить шум от работы шестерен, уменьшить габариты и создать обтекаемые формы корпуса редуктора. В системе подвески мотора установлены резиновые амортизаторы, снижающие вибрацию, передаваемую от мотора на корпус лодки и рукоятку управления мотором.
На моторе предусмотрены места для подсоединения системы дистанционного управления. Переносной топливный бак со съемным топливным шлангом имеет указатель уровня топлива и суфлирующий клапан, автоматически открывающийся после подсоединения шланга от мотора и бака, а также подкачивающий насос — «грушу». Объем топливного бака — 20 л — обеспечивает непрерывную работу мотора в течение 8—9 часов.
Для смазки редуктора применяется трансмиссионное автотракторное летнее масло нигрол (ГОСТ 542—50) или масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003—53).
Помимо обычных стендовых испытаний на ресурс (500 часов), мотор проходил также испытания при различной температуре воздуха (от —5 до +48° С) и воды (от +2 до +25° С).
При отрицательных температурах карбюраторы обмерзали только во время работы без кожуха. При этом в 50 случаях из 100 мотор заводился с первой-второй попытки.
Для сравнительной опецки шумности работы моторов «Прибой» можно, например, указать, что в испытательном помещении, где одновременно на стендах работало восемь моторов, можно было свободно разговаривать.
Цена лодочного мотора «Прибой» составит —145 руб. Первая партия моторов поступила в магазины спорттоваров г. Пермь еще в мае. До 1 сентября 1968 г. заводом выпущено около 1000 лодочных моторов. Получены и первые отзывы об их работе. Как положительные качества все потребители отмечают бесшумность, легкий запуск и малый вес «Прибоя».
Вместе с тем отмечается необходимость повышения прочности деталей подвески, доукомплектования мотора запчастями. Эти и ряд других замечаний будут учтены заводом уже при выпуске следующей серии мотора. Одновременно проводятся работы по упрощению и удешевлению конструкции. Намечены снижение веса почти на 3 кг, упрощение системы подачи топлива, конструкции кожуха и др. Сейчас на «Прибой» устанавливается унифицированное магдино МН-10 (то же, что на моторе «Нептун», но с ресурсом, увеличенным до 600 часов.
Это позволит в случае неисправностей зажигания легче найти запчасти в продаже. «Нептун» и «Прибой» пока единственные отечественные моторы, имеющие магдино, которое может питать сеть освещения. В следующем году выпуск их будет значительно увеличен. Целесообразно в связи с этим министерству электропромышленности наладить производство специализированной электроарматуры для лодок (например, бортовых огней с цветными светофильтрами, переносных ламп и др.).
В настоящее время завод продолжает доводку конструкции двигателя и привода, устраняя дефекты, обнаруженные при стендовых испытаниях. Завод просит потребителей посылать свои отзывы о результатах эксплуатации моторов «Прибой», а также пожелания конструктивного характера и замечания по внешнему оформлению изделия.
Г.А. Макаров, Э.Р. Чертулов
Фотографии лодочного мотора «Прибой»
Лодочный мотор «Прибой» на видео
Мотор «Прибой» на лодке «Романтика»
Мотор «Прибой» на лодке «Казанка»
Источник: motorka.org