Главный герой этой статьи — полная противоположность описанному в предыдущей публикации (см. «М-К» № 6-2020) тихоходному и бесшумному электрическому мотору. Он даст почувствовать и рев высокооборотного мотора, переходящий в визг, и ветер в лицо, и остающийся за кормой дымный след…
ЗАБЫТОЕ НАСЛЕДИЕ СССР
В последнее время получили распространение маленькие лодочные моторы так называемого триммерного типа (см. «М-К» № 5-2018). В качестве силовой головки у них используются двухтактные, реже четырехтактные, двигатели воздушного охлаждения от мотокос мощностью 1-3 л.с.
Это, по сути дела, универсальные силовые агрегаты, так как, имея принудительное воздушное охлаждение, центробежное сцепление, встроенный топливный бачок и мембранный карбюратор с собственным бензонасосом, они могут работать в любом пространственном положении. Они также используются в качестве приводов мотокультиваторов, мотопомп, бензогенераторов, опрыскивателей, воздуходувок, дрелей, буров, а теперь еще и велосипедов, самокатов, детских снегоходов и лодочных моторов.
самодельный лодочный мотор с урала 2т(2)
Последние продаются как в виде конструкций в сборе, так и в наборе из «ноги» с редуктором, винтом и подвеской, на которую можно установить любой двигатель по выбору покупателя, благо диаметр сцепления и крепление четырьмя болтами М6 у всех у них одинаковые. Конечно, такие изделия не могут считаться полноценными лодочными моторами, так как имеют очень шумный выхлоп в воздух, а их мотоголовки не рассчитаны на длительную работу на максимальной мощности. Зато они очень легкие — всего 7-8 кг и намного дешевле «настоящих» ПЛМ. Зачастую горожане используют лодку с мотором не более 2-3 раз в год, и тогда триммерные моторчики вполне оправданны.
В упомянутой выше статье я высказал сожаление, что подобные двигатели рабочим объемом более 63 см3 и мощностью выше 3 л.с. не выпускаются. Однако я был не прав. Я совершенно забыл о двухтактных моторах от советских бензопил «Дружба» и «Урал». Для своего класса они были очень мощными. Мотор «Дружбы» рабочим объемом 94 см3 развивал, например, мощность до 3,5-4,0 л.с. при 5200 об/мин.
Более поздний мотор рабочим объемом 109 см3 от «Урала» еще мощнее — 5 л.с. при 6200 об/мин. Существенный рост мощности был достигнут не только увеличением рабочего объема — мотор «Урала» короткоходный и более высокооборотный.
Лодочный мотор из бензопилы Урал
Кстати, существуют различные легенды о происхождении необычного имени бензопилы. Одну из них мне рассказал отец — офицер инженерных войск Советской Армии. По этой версии «Дружба» создавалась изначально для саперов. Разработчиков было двое: Научно-исследовательский институт инженерных войск им. Д.В.
Карбышева в подмосковном поселке Нахабино, а двигатель для нее проектировали в авиамоторном ОКБ А.Г. Ивченко в Запорожье. Таким образом, в названии отражалась дружба двух ведомств — инженерных войск и авиаторов. Есть и другое мнение, и тоже вполне логичное, если учесть местонахождение предприятий-разработчиков: в 1954 году, то есть в год рождения «Дружбы», СССР праздновал 300-летие воссоединения Украины с Россией. По случаю великого праздника Украина получила тогда Крым, а Россия — бензопилу «Дружба».
Двигатель «Дружбы» изначально задумывался как многофункциональный. Он имеет почти все необходимое, чтобы использоваться как модульный силовой агрегат: принудительное воздушное охлаждение крыльчаткой на маховике, центробежное сцепление, глушитель, может работать в любом пространственном положении.
Нет только бензонасоса и встроенного топливного бака, что нарушает модульность конструкции. С помощью всего одного хомута с эксцентриковым зажимом двигатель «Дружбы» можно установить на любом оборудовании. В качестве последнего предполагались собственно бензопила, бензогенератор, мотопомпа, мотокомпрессор, дрель, бур, гайковерт, лодочный мотор и даже узкоколейная дрезина — то есть практически все, что может понадобиться в саперном взводе или в леспромхозе (см. «Техника — Молодежи» № 5 за 1958 г.). В этом списке нет только бензокосы -«Дружба» была придумана явно не для сельского хозяйства. И почти все это оборудование серийно производилось в 1950-1970 годах.
Лодочный мотор с двигателем от «Дружбы» назывался «Кама» и выпускался на Пермском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, там же, где и бензопила. «Кама» представляла собой довольно грубо выполненную «ногу» лодочного мотора, на которой маховиком вверх устанавливался двигатель «Дружбы».
Вероятно, при длительной работе на максимальной мощности мотор перегревался, поэтому конструкторы дополнительно к воздушному придумали оригинальную систему водяного охлаждения. Гребным винтом забортная вода нагнеталась в вертикальную трубку, откуда через форсунку поливала цилиндр мотора. В результате, работа «Камы» сопровождалась не только адским шумом и дымом (мотор «Дружбы» работает на смеси с соотношением масла к бензину 1:15), но и клубами пара.
Другой проблемой, вставшей перед конструкторами, была топливная система. Как уже говорилось, двигатель «Дружбы» не имеет бензонасоса. Топливо подается самотеком из бака, установленного на «рогах» бензопилы.
Поэтому для ПЛМ придумали такую схему: давление воздуха из кривошипной камеры двигателя через специальный штуцер с обратным клапаном подается по шлангу в топливный бак, а бензин, по другому шлангу, вытесняется в карбюратор двигателя. Видимо, разработчики не знали, что такая бензосистема с избыточным давлением в топливном баке категорически запрещена правилами пожарной безопасности на водном транспорте. На некоторых сохранившихся до настоящего времени «Камах» встречается бензонасос от «Ветерка» — это, вероятно, поздняя заводская модернизация.
Советские бензопилы имели еще одну интересную особенность — съемный стартер, который для пуска просто накидывался на храповик маховика. Это удобно для бензопилы — одним стартером за несколько минут можно запустить все бензопилы бригады лесорубов. А вот на воде можно было неловким движением руки отправить стартер за борт, при этом аварийный пуск веревкой за маховик, как у всех лодочных моторов, у «Дружбы» не был предусмотрен.
«Кама» имела и неоспоримые достоинства. Ее масса в сборе составляла всего 14 кг, что для лодочного мотора мощностью 3,5 л.с. совсем неплохо.
В леспромхозах не было проблем с запчастями, так как бензопилы выпускались массово. В случае серьезной поломки двигатель в сборе заменялся за несколько минут. Тем не менее, «Кама» особым спросом у населения не пользовалась и выпускалась недолго — с 1963 по 1966 год. Сейчас это большая редкость, представляющая интерес разве что для коллекционеров.
Даже ни одного экземпляра технического описания не сохранилось. Сегодня практически единственным источником информации о технических характеристиках «Камы» выступает справочная статья «Лодочные моторы» в журнале «Моделист-Конструктор» № 7 за 1967 год.
ВОЗРОЖДЕНИЕ «КАМЫ»
Ко мне «Кама» попала случайно, будучи найденной в разукомплектованном виде в одном из гаражей. Однако в набор «сделай сам» входило самое ценное — «нога» с исправным редуктором, сцеплением и гребным винтом. Также прилагался разобранный и некомплектный двигатель от «Урала». Так как восстановить «Каму» в оригинальном виде не представлялось возможным, я решил сделать на ее базе практически новый мотор с таким же 5-сильным двигателем «Урал», но уже новым, заведомо работоспособным.
Найти донора — бензопилу «Урал» с исправным мотором оказалось совсем нетрудно и недорого. Сцепление и хомут крепления двигателя у «Дружбы» и «Урала» одинаковые, поэтому их замена не представляет никаких трудностей. Струбцины подвески вместо сломанных штатных были взяты более легкие — от мотора «Салют». Раздвижной румпель управления сделан из рукоятки садовых ножниц. Желательно, чтобы он имел упругое крепление, для этого хорошо подошли сайлентблоки крепления амортизаторов ВАЗ-2101.
Долго не удавалось подобрать оранжевую краску для окраски, пока не узнал, что это тот самый цвет «апельсин», которым красят самосвалы КАМАЗ.
Штатный двухлопастной винт «Камы» левого вращения имеет диаметр 180 мм и шаг 120 мм. Так как мощность «Урала в 1,5 раза больше, чем у «Дружбы», то и винт желательно подобрать с большим шагом. По геометрическим характеристикам хорошо подходят грузовые винты от «Ветерка-8» (диаметр 210 мм, шаг 160 мм) и от «Москвы-10» (диаметр 209 мм, шаг 192 мм), естественно, с диаметром, уменьшенным на токарном станке до 180-190 мм. У меня был в наличии более редкий винт от старого 4-сильного американского мотора Johnson 3R с диаметром 190 мм и шагом 152 мм.
Карбюратор «Урала» имеет одну особенность, которой так не хватало «Дружбе» — встроенный мембранный бензонасос. Это очень облегчает компоновку лодочного мотора. Навесной бензобак любого типа можно установить не только над двигателем, но и в другом удобном месте. В моем случае очень неплохо подошел 2-литровый бачок от «Салюта».
При изрядной прожорливости «ураловского» двигателя, этого запаса топлива хватает ему примерно на 45 минут работы. А дольше его рева и не выдержать!
Наличие бензонасоса позволяет реализовать и другой вариант топливной системы — с выносным бензобаком. Нужно только учесть, что бензонасос «Урала» маломощен и не в состоянии подать бензин на высоту более 300 мм.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОДЕЯННОМ…
«Кама» с мотоголовкой от «Урала» имеет мощность 5 л.с. и весит всего 13,6 я убедился, что в 5-сильном классе это — мировой рекорд, причем с хорошим отрывом от ближайшего соперника, если, конечно, не рассматривать специальные гоночные моторы. Полученный, правда, ценой такой же рекордной шумности и небольшого ресурса. В результате мы имеем практически самодельный гоночный мотор для маленькой одноместной лодочки. Скорость ее с грузовым винтом от «Ветерка» получилась 20-22 км/ч.
Какое это может иметь практическое применение, кроме развлечения и тренировки творческих способностей? Малый вес и легкость сборки-разборки делают моторчик совсем необременительным. Его можно взять с собой в автопутешествие на случай, если понадобится переправиться через реку с быстрым течением. А если захватить с собой шину с редуктором от бензопилы, то можно использовать и по прямому назначению, чтобы напилить дров или расчистить заваленную буреломом дорогу.
В варианте с выносным бензобаком «Кама-Урал» неплох в качестве аварийной «докатки» в пару к мощному «двухтактнику», так как может быть легко навешен на транец и подключен к топливной системе. Надо сказать, что исправный мотор «Урала» заводится всегда быстро и безотказно.
Интересно, почему в СССР «Кама» потерпела коммерческий провал, в то время как сейчас китайские триммерные моторчики и лодочные приставки для них пользуются популярностью. Возможно, было ошибкой то, что «Кама» позиционировалась как «настоящий» лодочный мотор, каковым она реально не была. Правильнее было бы называть ее приставкой к бензопиле «Дружба», но для этого надо было вначале обеспечить население бензопилами в достаточном количестве. Этого не случилось, поскольку бензопилы тогда рассматривались как средства производства, а не товары народного потребления. «Дружбы» всегда были в большом дефиците, а «Уралы» вообще поставлялись только в армию и леспромхозы. Я, например, хорошо зная «Дружбу», с удивлением «открыл» для себя более мощный «Урал» только в 1979 году, работая в стройотряде. В общем, как сейчас говорят, в СССР у «Камы» шансов не было…
Григорий ДЬЯКОНОВ
Источник: modelist-konstruktor.com
Лодочный Мотор Из Бензопилы Урал
Владельцам лодок знакома проблема, когда необходимо быстро или без физических усилий добраться до места назначения. С мотором это можно сделать гораздо быстрее, чем самостоятельно грести веслами. Вполне реально купить подходящий агрегат на рынке, тем более что сейчас представлено огромное количество предложений. Но препятствием к этому может быть большая стоимость заводских лодочных двигателей. Поэтому владельцы лодок стараются выйти из положения, используя самоделки, переделанные из бензопил.
Идея использовать двигатель бензопилы вместо мотора на катер стала реальной с появлением на рынке садовых инструментов с мощностью, достаточной для довольно быстрого передвижения на лодке по воде. Преимуществом такой приставки является низкая стоимость, возможность использования б/у мотора и приличная скорость, которую сможет развивать лодка.
Как сделать мотор для лодки из бензопилы своими руками
Для того, чтобы самостоятельно сделать лодочный мотор, используя в качестве донора имеющуюся в наличии бензопилу, достаточно иметь базовые знания о том как устроен мотор для лодки и желание выполнить работу своими руками.
Из инструментов и материалов понадобиться минимум, который мы рассмотрим чуть ниже. Вся конструкция достаточно проста и лаконична, главное запомнить алгоритм переделки и не забыть назначение всех основных деталей конструкции.
Необходимые материалы для лодочного мотора
Для удачного воплощения идеи создания лодочного мотора из бензопилы своими руками нам понадобятся детали-доноры, которые были перечислены выше в разделе «Устройство и принцип работы приспособления». А вот инструменты, которые желательно иметь для изготовления:
- токарный станок;
- набор болтов и гаек под размер крепежных отверстий;
- металлический уголок;
- стальные болванки;
- линейка;
- штангенциркуль.
Если нет токарного станка, то не надо переживать, данный вид работ можно сделать по заказу в соответствующей мастерской у токаря.
Какую бензопилу использовать
Нет принципиальной разницы, какую бензопилу использовать для переделки в лодочный мотор. Любой, даже самый слабый двигатель бензопилы бытового уровня является силовым агрегатом, который сможет дать необходимую мощность для начала вращения гребного винта.
Следует понимать, что максимальная скорость лодки будет напрямую зависеть от мощности бензопилы. Поэтому если есть выбор, следует остановиться на бензопиле с наибольшей производительностью.
Из отечественных бензопил можно выделить любые модели марки «Урал», отличным выбором будут модели немецкой фирмы Штиль, например, хорошо зарекомендовавшая себя пила Stihl MS 260. Всех немцев отличает их большая мощность и надежность конструкции.
Гораздо важнее не наличие бензопилы с самым мощным двигателем, а умение правильно читать чертежи и схемы, а также обладать начальными навыками сварки.
Пошаговая инструкция изготовления
Основная мысль изготовления лодочного мотора из бензопилы заключается в замене пильной гарнитуры бензопилы на винтовое приспособление для гребли. Мы будем только заменять механизмы, не внося изменений в принципиальную схему мотора пилы.
Для правильного соединения двигателя с винтовой насадкой и передачи крутящего момента нужно выточить новую муфту и заменить пружину на более слабую. Мы уменьшили параметр момента сцепления и подогнали все размеры конструкции.
Затем с помощью швеллера скрепляем двигатель и вал, оставляя необходимое расстояние между основной рамой и муфтой. Редуктор от УШМ привариваем с другого конца вала. Поворотный механизм изготавливается из толстостенной трубы с несколько большим диаметром, чем диаметр основного вала.
Когда гребной винт и вал редуктора соединены воедино, нужно залить трансмиссионное масло. Используя немного сантехнического герметика, закрываем крышку. Данная конструкция не предполагает использования ручки газа, но ее также можно изготовить самостоятельно из велосипедной ручки переключения скоростей. Для более комфортного движения по воде можно установить глушитель.
Схема переделанного редуктора для бензопилы а – редуктор; б – монтажная шпилька с гайкой; г – тяга реверса; д – переделанный вал привода.
Чертеж гребного винта
Принцип действия и порядок работ
Бензопила достаточно универсальный инструмент, из которого можно сделать много различных приспособлений, включая мотор для лодки. Изменений, необходимых для осуществления задумки, надо внести совсем немного, причем основную функцию бензопила сможет осуществлять и дальше, после снятия самодельной конструкции.
Самодельный лодочный мотор из бензопилы
Естественно, для изготовления лодочного моторчика не надо приобретать новую пилу. Вполне подойдет бывшая в употреблении, но с рабочим двигателем. Принцип действия самодельной конструкции прост и заключается в приведение в действие винта, прикрепленного к трубе с помощью двигателя бензопилы.
Следовательно, порядок работ следующий:
- Выполнить замену основы бензопилы на приставку с винтом;
- Произвести крепеж приставки с винтом;
- Соединить вал редуктора и двигателя;
- Выполнить проработку поворотного узла;
- Адаптировать вал редуктора к винту;
- Окончательная сборка.
Компрессор
Поделка заключается в использовании нагнетателя воздуха от какого-либо устройства и применении в качестве его привода мотора бензопилы. Если он от кондиционера, то можно сделать приспособление для быстрой подкачки колес автомобиля.
Порядок изготовления компрессора из бензопилы:
- Делают монтажную пластину из листового металла. С одной стороны сверлят 2 отверстия, через которые ее крепят к мотопиле вместо шины. С другой — размещают компрессор.
- На вал привода нагнетателя устанавливают соединительную муфту и шкив.
- Располагают второй шкив на выходном валу двигателя пилы.
- Надевают на шкивы ремень для передачи вращения.
- Входной патрубок нагнетателя снабжают автомобильным масляным фильтром с остатками масла. Воздух через него засасывается с частичками масла, что снижает перегрев компрессора при работе.
Для запуска устройства включают мотор бензопилы. Когда он наберет обороты, срабатывает соединительная муфта, начинает работать нагнетатель. К его выходному патрубку подсоединяют шланг, через который подкачивают колеса автомобиля.
Какие инструменты понадобятся?
Для того, чтобы собрать лодочный мотор своими руками необходимо воспользоваться следующими инструментами:
- Токарный станок для изготовления необходимых деталей. Но не стоит отчаиваться, если не все детали сможете сделать самостоятельно.
- Измерительные приборы;
- Болванки из металла;
- Уголки;
- Крепежные элементы.
Снегоуборщик
Самоделка простая, ее несложно сделать своими руками. Вначале изготавливают раму, которую сваривают из труб 3-4-сантиметрового диаметра. Ее форма — П-образная, с 2 дополнительными поперечинами, расположенными в задней части рамы на расстоянии 20 см одна от другой.
Продольные элементы рамы служат для перемещения снегоуборщика, являясь полозьями. Их концы делают косыми, отверстия заваривают, чтобы избежать забивки снегом. Поперечины нужны для размещения силового агрегата.
Мотор от бензопилы освобождают от рамы и переделывают:
- снимают приводную звездочку;
- устанавливают на ее место небольшую звездочку, которая используется как приводная в мотоциклах «Восход», «Минск».
Изготовление шнека самодельного снегоуборщика:
- Для вала применяют 80-85-сантиметровый отрезок трубы того же диаметра, что и для рамы. В центре по сторонам приваривают 2 пластины длиной 13 см и шириной 15 см. Они нужны для выброса снега.
- Из листового металла толщиной 2-3 мм вырезают 4 круга диаметром 30 см. Удаляют внутренние части — диски диаметром 22-23 см. Оставшиеся круговые элементы разрезают в одном месте и растягивают, придавая им форму пружин.
- Каждую пару пружин располагают симметрично валу, приваривают одним концом к разным сторонам центральных пластин на их концевых участках. Другие концы — к валу через металлические распорки. Направление витков — к центру вала. Длина шнековой части — 70 см.
- Изготавливают металлический корпус из листового металла для размещения шнека. Он состоит из 2 вертикальных боковин, у которых нижняя и передняя кромки прямые, задняя выполнена по окружности. Последнюю перекрывают листом металла. Размеры корпуса должны обеспечивать свободное размещение внутри шнека. Величина зазора — 5-7 см.
- Шнек вставляют в отверстия на боковинах. Концы размещают в подшипниках, привариваемых к последним снаружи. С одной стороны вала крепят ведомую звездочку от тех же мотоциклов.
Для изготовления снегоотвода используют отрезок (10 см) алюминиевой трубы и короб, который сваривают из листового металла. Первый закрепляют в отверстии, которое устраивают по центру крышки корпуса примерно посередине ее ширины. К отрезку крепят болтами короб.
Корпус, в котором установлен шнек, размещают в передней части рамы. Приваривают боковины к продольным трубам. На поперечинах рамы закрепляют мотор, располагая ведущую звездочку и ведомую, установленную на конце вала шнека, в одной плоскости. Звездочки снабжают цепью, не забывая устроить механизм натяжения (дополнительная звездочка, крепящаяся болтом к боковине корпуса шнека).
Для управления агрегатом устраивают трубчатую ручку, выводят на нее рычаг, регулирующий подачу топлива в двигатель.
Принцип сборки и использование чертежей
Для того, чтобы сделать самодельный лодочный мотор, необходимо придерживаться ранее обозначенного плана, согласно которого первым действием будет осуществление замены основы с цепью на винтовое приспособление. Надо отметить, что достоинством конструкции является ее не окончательная переделка – мы только заменим механизмы, при чем сама замена не занимает много времени.
Процесс изменения муфты заключается в вытачивании чашки с меньшими габаритами и замене пружины. Это делается для уменьшения параметра первоначального момента сцепления и подгонки размеров конструкции.
Дальше скрепляем вал и мотор с помощью швеллера, при этом учитывается расстояние, которое необходимо оставить между муфтой и рамой. Крепим редуктор с другой стороны вала. Механизм поворота делается из трубы с диаметром несколько большим, чем вал. После скрепления винта и вала редуктора, заливаем масло для трансмиссии. Закрепляем крышку, используя герметик.
Косилка
Чаще всего газонокосилку из бензопилы своими руками делают роторного типа. Выглядит она в виде небольшой тележки, на которой смонтированы все агрегаты, детали. Делают ее сварной, используя металлические трубы или полосы. Снизу устанавливают колеса, размер которых должен позволять приспособлению без затруднений перемещаться по любой поверхности.
Есть варианты сенокосилок своими руками из бензопилы, укомплектованные 2, 3 или 4 колесами. Газонокосилка из бензопилы в 2-колесном исполнении обладает лучшей маневренностью, поэтому получила большее распространение. В ней устраивают специальный кожух, который предотвращает соприкосновение работающего агрегата с землей.
Чтобы сделать газонокосилку, с бензопилы вначале демонтируют штурвал и шину. Мотор на раме располагают так, чтобы вал был снизу. Тележку снабжают ручками, которые делают из труб. На них крепят штурвал мотопилы, удлиняют тросик, которым управляется дроссельная заслонка карбюратора.
Дальше для косилки из бензопилы изготавливают узел, которым скашивается трава:
- Вначале к звездочке мотора приваривают отрезок трубы длиной 80 см и диаметром 50 мм.
- Внутри нее располагают другую трубу, которая меньше первой в диаметре на 8 мм.
- Соединяют трубы между собой болтами М6. Трубчатая конструкция позволяет регулировать высоту среза травы.
- На конце широкой трубы приваривают металлический диск толщиной 4 мм и диаметром 18 см.
- К диску крепят ножи-лезвия, изготовленные из старой ножовки. Их ширина — 3 см, длина — 12. Соединение выполняют болтами М6 неплотно, что позволяет предохранить лезвия от поломки при встрече с камнями.
Почему используется именно бензопила Урал
По своей надежности, степени производительности и простоте обслуживания бензопилы Урал смогут дать фору практически любой современной бензопиле. К основным узлам этой пилы относят привод с мотором и саму шину для резки, которые были изготовлены довольно качественно.
К ключевым факторам, позволившим народным умельцам делать из старых и временно ненужных бензопил Урал чудеса конструкторской мысли следует отнести:
- довольно мощный и тяговитый двигатель;
- незначительный вес и относительную компактность двигателя;
- наличие способности длительное время работать под высокими нагрузками и в самых разных условиях;
- грамотно продуманную и качественно реализованную конструкцию самой пилы, к примеру, муфты сцепления, не допускающей перегрузки, а также исключающую поломку основных узлов.
Все это в комплексе с универсальностью привода и смекалкой, позволяет народным умельцам самостоятельно создавать функциональные устройства различной направленности.
Источник: nomadcar.ru
Лодочный мотор из бензопилы: как сделать своими руками
Самоделки для рыбалки
Автор tauroskiff На чтение 7 мин Просмотров 132 Опубликовано 25.12.2021
Назначение насадки
Конструкцию лодочного мотора и бензопилы объединяет одно – наличие силового агрегата. Поэтому принцип работы довольно прост, ДВС приводит в движение винт, подключенный через передачу в выносной трубе. Сам гребной винт с выносной трубой и есть та насадка, которая монтируется к приводу бензопилы.
Лодочный мотор из бензопилы. Заводские приспособления, схема самодельного мотора
Одну и ту же технику народные умельцы научились использовать многофункционально. Так и в случае переделки лодочного мотора из бензопилы. Настоящий моторный катер стоит недешево, а модернизировать имеющуюся надувную лодку или деревянную своими руками можно намного дешевле. Тем более, что при такой переделке не очень меняется стандартная конструкция мотопилы, и вполне возможно использовать ее впоследствии по прямому назначению.
Процесс конструирования
Самодельный лодочный мотор из бензопилы делается легко. Достаточно вместо основы для цепного элемента установить механизм с винтом. Работа проводится за короткое время по схеме:
- Вначале необходимо сделать стартовый момент сцепления меньше. Для этого переделывают муфту. Величину муфты подгоняют до нужных параметров путем вытачивания, изменяя ее габариты и вес. При этом ее размер становится меньше. А пружину заменяют на другую.
- Соединение чашки и крышки муфты происходит посредством скоб. Их изготавливают из уголка. С одной стороны скобы имеют форму трапеции, длина другой боковины — 0,25 см (прямая). Скобы сдавливают винтом и шайбой.
- Штифт, связывающий вал с чашкой, виден не будет, т. к. замаскируется винтом и планкой.
- С помощью швеллера соединяют двигатель с валом.
- Между опорной рамой и передней чашкой муфты должен оставаться небольшой промежуток.
- С другой стороны вала прикрепляют редуктор.
- Посредством небольшого куска трубы делают поворотный механизм. Диаметр трубы должен быть больше вала с установленным уголком, который применяется для фиксации направляющей. Шестигранная деталь и металлический стержень должны соответствовать друг другу по размерам.
- Трансмиссионное масло заливают после соединения вала редуктора и винта. В качестве креплений используют шпильки. После залива масла закрывают и герметизируют крышку. Для этого применяют герметик.
С установленной ручкой газа управлять лодочным мотором легче. Ее вырезают и зачищают, затем монтируют на конструкцию.
Принцип действия и порядок работ
Бензопила достаточно универсальный инструмент, из которого можно сделать много различных приспособлений, включая мотор для лодки. Изменений, необходимых для осуществления задумки, надо внести совсем немного, причем основную функцию бензопила сможет осуществлять и дальше, после снятия самодельной конструкции.
Естественно, для изготовления лодочного моторчика не надо приобретать новую пилу. Вполне подойдет бывшая в употреблении, но с рабочим двигателем. Принцип действия самодельной конструкции прост и заключается в приведение в действие винта, прикрепленного к трубе с помощью двигателя бензопилы.
Следовательно, порядок работ следующий:
- Выполнить замену основы бензопилы на приставку с винтом;
- Произвести крепеж приставки с винтом;
- Соединить вал редуктора и двигателя;
- Выполнить проработку поворотного узла;
- Адаптировать вал редуктора к винту;
- Окончательная сборка.
Как сделать мотор для лодки из бензопилы своими руками
Для того, чтобы самостоятельно сделать лодочный мотор, используя в качестве донора имеющуюся в наличии бензопилу, достаточно иметь базовые знания о том как устроен мотор для лодки и желание выполнить работу своими руками.
Из инструментов и материалов понадобиться минимум, который мы рассмотрим чуть ниже. Вся конструкция достаточно проста и лаконична, главное запомнить алгоритм переделки и не забыть назначение всех основных деталей конструкции.
Необходимые материалы для лодочного мотора
Для удачного воплощения идеи создания лодочного мотора из бензопилы своими руками нам понадобятся детали-доноры, которые были перечислены выше в разделе «Устройство и принцип работы приспособления». А вот инструменты, которые желательно иметь для изготовления:
- токарный станок;
- набор болтов и гаек под размер крепежных отверстий;
- металлический уголок;
- стальные болванки;
- линейка;
- штангенциркуль.
Если нет токарного станка, то не надо переживать, данный вид работ можно сделать по заказу в соответствующей мастерской у токаря.
Какую бензопилу использовать
Нет принципиальной разницы, какую бензопилу использовать для переделки в лодочный мотор. Любой, даже самый слабый двигатель бензопилы бытового уровня является силовым агрегатом, который сможет дать необходимую мощность для начала вращения гребного винта.
Следует понимать, что максимальная скорость лодки будет напрямую зависеть от мощности бензопилы. Поэтому если есть выбор, следует остановиться на бензопиле с наибольшей производительностью.
Из отечественных бензопил можно выделить любые модели марки «Урал», отличным выбором будут модели немецкой фирмы Штиль, например, хорошо зарекомендовавшая себя пила Stihl MS 260. Всех немцев отличает их большая мощность и надежность конструкции.
Гораздо важнее не наличие бензопилы с самым мощным двигателем, а умение правильно читать чертежи и схемы, а также обладать начальными навыками сварки.
Пошаговая инструкция изготовления
Основная мысль изготовления лодочного мотора из бензопилы заключается в замене пильной гарнитуры бензопилы на винтовое приспособление для гребли. Мы будем только заменять механизмы, не внося изменений в принципиальную схему мотора пилы.
Для правильного соединения двигателя с винтовой насадкой и передачи крутящего момента нужно выточить новую муфту и заменить пружину на более слабую. Мы уменьшили параметр момента сцепления и подогнали все размеры конструкции.
Затем с помощью швеллера скрепляем двигатель и вал, оставляя необходимое расстояние между основной рамой и муфтой. Редуктор от УШМ привариваем с другого конца вала. Поворотный механизм изготавливается из толстостенной трубы с несколько большим диаметром, чем диаметр основного вала.
Когда гребной винт и вал редуктора соединены воедино, нужно залить трансмиссионное масло. Используя немного сантехнического герметика, закрываем крышку. Данная конструкция не предполагает использования ручки газа, но ее также можно изготовить самостоятельно из велосипедной ручки переключения скоростей. Для более комфортного движения по воде можно установить глушитель.
Схема переделанного редуктора для бензопилы.
редуктор | монтажная шпилька с гайкой | тяга реверса | переделанный вал привода |
Самостоятельная сборка лодочного мотора – плюсы и минусы
Собственноручная сборка лодочного двигателя изначально обладает рядом достаточно важных преимуществ:
- изготовитель всегда может воспользоваться для изготовления силового агрегата разными подручными средствами, в том числе металлом, оставшимся после ремонта или строительства, или рабочими механизмами от старой сельхозтехники;
- весь процесс сборки проводится в соответствии с точными чертежами – в этом случае риск ошибиться сводится к минимуму;
- работа может проходить в любое удобное для этого время;
- изготовленный мотор для лодки из бензопилы работает достаточно эффективно и не требует частого обслуживания. Единственное, что нужно изготовителю – это постоянно заправлять ДВС качественной топливной смесью, а также регулярно настраивать карбюратор и заводскую систему зажигания.
Минусов у сборки самоделки гораздо меньше.
- Во-первых, изготовитель должен обладать навыками в эксплуатации хозяйственного оборудования, ведь без умения работать с болгаркой, дрелью и сварочным аппаратом достичь желаемого результата не получится.
- Во-вторых, изготовителю потребуется найти ряд узлов, которые есть в гараже далеко не у каждого хозяина. К примеру, редуктор с требуемым передаточным числом или органы управления. В некоторых случаях эти элементы придется купить отдельно.
Какими навыками нужно обладать для сборки лодочного мотора из бензопилы?
На самом деле, процесс создания мотора из бензопилы нельзя назвать очень сложным. Тем более, в интернете и на форумах можно найти немало видео как сделать лодочным мотор из бензопилы. В комментариях уже опытные пользователи двигателей-самоделок указывают на то, что сделать мотор сможет любой человек, который хоть немного разбирается в технике и умеет работать руками.
Похожие записи:
- Как сделать водонепроницаемые спички
- Ловля рыбы без дорогих снастей. «Гавайка»
- Изготовление блесен для ловли окуня по старинке
- Самодельные блесны
Источник: fffishing.com