Считается, что викинги появились в Скандинавии еще в середине 8 века нашей эры. Достоверных фактов, когда появились викинги, до сих пор нет. Первые из них были обнаружены в селах, у берегов моря и рек. Неудивительно почему именно судостроение было их главное занятие. Слово «викинг» неэтнический термин и не говорит о национальной принадлежности.
Правильно считать что викинги это именно скандинавы: норвежцы, шведы, датчане.
Викинги считались сильнейшими воинами своих времен, их еще называли воинами-мореплавателями из Скандинавии. Они состояли в основном из норвежцев, также там присутствовали датчане и шведы. Занимались разбоем и торговлей в Европе, Азии, Африке. В период их правления, а это было примерно в 793-1066 годах, они колонизировали Англию, Исландию, Фарерские и Шетландские острова, Сицилию и Русь.
Корабли викингов
Корабль считался для скандинавов очень важной частью их жизни и так же сильно влиял на их экономику. Корабли обеспечивали викингам торговлю, добычу пищи, военные действия, перемещения. У больших кораблей, чаще используемых для набегов, была очень значительная особенность – это очень высокие изогнутые штевни, то есть конец носа и корма, при этом они очень часто были симметричны, то есть одна и другая сторона были одинаковы. Это было сделано для того чтобы можно было плыть в разные стороны не разворачивая корабль.
Модель корабля Драккар своими руками
Викинги были лучшими судостроителями своей эпохи, создававшими непревзойденные корабли. Интересный факт, что в Скандинавии было традицией хоронить воинов с кораблями. К самым знаменитым относятся Гокстадский и Озебергский корабли. Оба были найдены около ста лет назад и выставлены в Музее кораблей викингов в Осло. За счет своих кораблей мужчины могли передвигаться по водоемам в другие страны, а переселенцы искали себе новые земли и богатства.
Характеристики кораблей викингов
Общие детали
Под кораблем викингов мы должны понимать большое разнообразие кораблей, которые отличаются друг от друга своими размерами и материалами, в зависимости от места их постройки, морей, в которых они плывут, и задач для которые эти разные модели были разработаны.
Тем не менее, все они похожи с точки зрения их общей концепции:
- Носовая часть из одного куска дерева и резная;
- Одиночная мачта с квадратным парусом;
- Края с кромками, соединенные железными заклепками;
- Киль с Т-образным сечением;
- Гребной — руль, расположенный на правом борту.
Корпус
Корпуса судна должен был выдерживать тяжесть груза, воздействие волнения и воды. Поэтому надводный борт обычно не превосходил определенной высоты, ограниченной длиной гребков, которая зависела от силы и массы гребца. Ширину большого судна, выбирали в зависимости от числа гребцов и пространства необходимое для двух рядом сидящих гребцов. Остойчивость такого судна может быть малой, так как движение лопастей гребков в воде стабилизирует положение судна.
Ладейный поход по Ладоге. Копии кораблей викингов в деле! Карелия. Историческая реконструкция
Викинги строили свои корабли по главенствующему принципу: союз гибкости и легкости. Их конструкция корабля отличается от конструкции южной Европы, где жесткость корпуса делает лодку тяжелее. На лодках викингов избыточный вес систематически устранялся.
Украшение на их лодках было очень важно. Высокая изогнутая форма носового выступа украшалась фризом из переплетенных узоров, напоминающих узоры ирландских кельтов.
Лодка викингов также почти симметрична между передней и задней сторонами, что позволяет ей одинаково двигаться вперед и назад одинаково (амфидром). Их киль цельный, для чего нужны очень высокие деревья.
Весла
При гребле веслами сила и масса людей также влияют на конструкцию судна. Весло лежит в уключине или весельном порте. Точка опоры делит весло на внутренний и внешний рычаги. В публикациях о находках в Нидаме, Квальзунде и Гокстаде не указаны соотношения внешних и внутренних рычагов весел.
У распашных и парных весел современных гребных спортивных лодок это соотношение составляет 5:2. Приблизительно такое же соотношение можно принять и для весел судов викингов.
Уключины, остановленные на фальшборте, в носовой и кормовой оконечностях стоят выше над ватерлинией, чем в середине судна. Поэтому требовали больше усилий от гребца при приблизительно равной длине весел. Чтобы места для гребцов по всей длине судна были приблизительно равными по затрате физических усилий, его кормовую и носовую оконечности стали делать полнее и шире. Подобные суда имели и повышенную остойчивость, что облегчило переход к парусу. Однако для плавания под парусом судам необходим и повышенный надводный борт.
Форму и размеры весла также выбирали в соответствии с размерами судна, и на разных этапах судостроения они были разными. У судна из Нидама лопасть весла представляла собой доску с поперечным сечением в форме ромба, переходящую в круглое веретено. Весла для своих судов викинги изготовляли из одной штуки дерева, обычно ели.
Руль
Руль состоит из своего рода короткого весла с очень широкой лопаткой, закрепленной кожаными галстуками на носу правого борта. Их плоское дно и мелкая осадка также позволяют им ориентироваться на мелководье и выходить на берег прямо во время рейда. Корпус выполнен из уложенных панелей (внакрой), которые уменьшают свою сопротивление при полной нагрузке. Этот тип сборки также обеспечивает прочность, которая обеспечивает определенную гибкость плит между ними. Корабль также имеет большую мачту и прямоугольный парус.
Крепления досок
В технике средневекового судостроения преобладало несколько традиций. Причем в районе Северного и Балтийского морей строились суда всего трех типов. К ним относятся суда норманнов клинкерной постройки, суда балтийских славян с креплением досок деревянными нагелями, в остальном копировавшие суда норманнов, и фризские коги с плоскодонным днищем. Виды крепления досок бортовой обшивки таких судов:
- A – крепление болтами с заклепками;
- B – крепление нагелями;
- С – крепление изогнутыми гвоздями.
Мачта
Чертеж центральной части судов из Осеберга и Гокстада, показывающий различия в устройстве кильсона и крепления мачты / Источник: Werner Karrasch, Viking Ship Museum in Roskilde (Bill 2010: 37).
Исторические находки
Лодки из Хьёртшпринга имели около 15-20 метров со штевнями и около 14 метров полезной длины. Находилось там до 20 гребцов и до 4 пассажиров находилось в носу и корме.
Конструктивно лодка имела центральную балку, к которой были приставленны два штевня, спереди и сзади. К ней были приделаны шпангоуты, то есть силовой набор, к которому с каждой стороной приделывалось всего по две широкие доски. Так как в Хьёртшпринге использовали грибки, то надводный борт был очень низкий. Сделано это было для того, чтобы легче было веслами добираться до воды. Разумеется – чем выше борт, тем длиннее должны быть весла
Нидамский корабль не имел паруса, поскольку был слишком низкобортен. Длина йог 22 метров, 22,8 метра вместе со штевнями. Ширина была 3,10 метра и там вмещалось 15 пар гребцов.
Прямым развитием нидамского судна является корабль из городка Квальзунд, это в прошлом озеро, сегодня торфяное болото на острове близ норвежского Бергена, где в 1920 году проводили земляные работы и вдруг наткнулись на корабль. На лодке из Квальзунда руль закреплялся с помощью веревочной или ременно-веревочной петли. Он, конечно, уже очень сильно революционно отличался от нидамской лодки.
Отличался тем, что у него присутствовал Т-образный киль, т.е. днищевая балка выступает вниз, в воду и образует очень ярко выраженный достаточно высокий киль. Борты были сделаны так, чтобы оставлять этот киль в воде. Киль делался для того, чтобы обеспечивать продольную устойчивость лодки – это во-первых, во-вторых, киль позволяет установить парус, потому что куда парус не развернуть, а киль будет обеспечивать ровность хода. В лодке он выступал постоянным рулем, поскольку он был длинный, у него очень большая площадь соприкосновения с поверхностью воды, он будет держать лодку по курсу гораздо жестче и не даст лодке сильно раскатывать так сильно, как бы киль был плоскодонный. Где-то на рубеже 7-8 века появляется собственное революционное нововведение, то есть парус.
Корабль из Осеберга – это вообще примечательная конструкция. Во-первых столь роскошно украшенного корабля эпохи викнгов, о которых известно человечеству, просто не было.
Корабль имел бортовые верхние обводы покрытые резьбой, планшир покрытый резьбой, штевные покрытые резьбой – это все было вызолочено. К тому же там был инвентарь колоссальный: найден роскошный тележ, сани. Находилось оно все в погребальном шатре из бревен, стоявшего внутри лодки. Масса котлов, украшений – ну невероятной роскоши захоронения, но нужно понимать, что это все осталось после ограбления в эпоху викингов.
Судно из Усеберга, во-первых, имеет мачту, во-вторых у него есть ко всей конструкции важное добавление, а именно керлинг – это стрекоза подконическая, которая установлена на корме. Керлинг был приработан в районе бимсов. В районе бимсов была приделана мощная деревянная дубовая плашка. Она просверлена насквозь через борт и через нее пропускается достаточно мощный канат, который петлей захватывает перо рулевого весла и завязывается таким мощным узлом с другой стороны.
Таким образом, весло закрепляется жестко и к этому веслу сверху прикреплялся рычаг-румпель, то есть рулевой держал весло за румпель, а ему получался двойной рычаг — один рычаг управлял, собственно говоря, волной, а вторым рычагом он управлял самостоятельно позволяющую веслу вырваться из рук.
Викинги славились своим военно-морским флотом. Их корабли были сверхмощными, долговечными и прекрасно смотрелись снаружи. Корабли и лодки стали для викингов неотъемлемой частью их жизни. Еще одной особенностью было то, что викинги украшали свои корабли, как правило, это были узоры. Также они имели определенное преимущество над судами других стран, поскольку были более мореходными и легкими.
Основные корабли викингов
Кнор
Кнор – это один из основных кораблей викингов средней длиной около 16 м.. Его строили в основном из сосны и ясеня, редко из дуба. Он был очень похож на драккары, но отличался тем, что его использовали для перевозки товара и груза, также использовали для перевозки снаряжения и лошадей. Экипаж кнорра составлял от шести до десяти человек.
Скорее всего, именно на кноррах викинги плавали в Гренландию и Северную Америку, так как такие суда лучше выдерживали сильные волны открытого океана.
Драккар
Драккар – это морской дракон викингов, один из атрибутов, который сильно ассоциируется с викингами. Универсальный корабль, который использовался как в мирное время, так и в боях. Он представлял собой удлиненное судно с малой осадкой. Движение происходило за счет весел и паруса.
Из-за своей конструкции корабль представлял собой улучшенный снеккар, меньший по размерам, но более маневренный. Он был изготовлен с упором на кнор, грузовое судно с малыми габаритами.
Драккар был достаточно узким, если учитывать, какой он был в длину. У Драккара было два сильно загнутых вверх штевня. Это было сделано для того, чтобы когда идти навстречу волне, то вода не так сильно попадала внутрь. В среднем длина судна составляла от 20 до 25 метров, а ширина около 5 метров, но в истории бывали и гораздо большие, подтверждаемые биологическими находками.
Кроме боев, судна также использовались для перевозки груза. Преимуществом этого корабля была его маневренность, поэтому они могли плавать не только по морю, но и по рекам. Так они открыли Британские острова, Гренланидю, Северную Америку.
На каждом борту драккара находился ряд весел, потому что в основном это был грибной корабль. Управление реализовывалось за счет основного весла. Борты у кораблей были довольно низкие, поскольку это было сделано для того, чтобы при высадке можно было близко подплывать к берегу и оставаться незаметными. На одном корабле могли размещаться около 30-60 викингов, но были случаи, когда судно было настолько велико, что на нем размещалось более сотни воинов, у каждого из которых было спальное место.
Для постройки корабля викинги использовали дуб, ясень, сосновые породы древесины. Парус производился из овечьей шерсти, это обеспечивало преимущество в морепласте, за счет этого сам парус меньше промокал. При производстве паруса потребовалось около 2 тонн шерсти. Хорошие паруса стоили довольно дорого. Узкий, гибкий и длинный корпус драккара позволял ему развивать под парусом огромную для того времени скорость в 11-12 узлов.
А насчет набора команды, то капитан относился к этому очень серьезно. Каждый член команды был закреплен за своим веслом, у рабочего места была скамеечка, где он мог отдохнуть, а под ней у него хранились вещи. При дальних путешествиях викинги в основном останавливались у берега, чтобы команда могла поспать в лагере на земле. Так они поступали и при военных компаниях, если членов команды было больше мест для отдыха. На бортах драккара чаще всего закрепляли щиты, для защиты от стрел лучников, а также для устрашения.
Драккар – не просто маневренный корабль, внушавший страх иностранцам, а также это судно сочетающее дух эпохи викингов.
Карви
Карви –это было небольшое судно, которое использовалось для судоходства и разведки. Викинги начали их строительство еще в 9 веке. Эти корабли особенно дали старт набегам викингов в Европу.
В заключение можно сказать, что корабли викингов были прочными и долговечными, а их конструкция позволяла им быть быстрыми. Учитывая ограниченные технологические инструменты, доступные в то время, они изготавливали корабли с перекрывающимися толстыми деревянными (внакрой) досками с одной мачтой и параллельными длинными веслами. Это инженерный проект, который трудно найти среди современников.
Фаеринг
Фаеринг — открытая гребная лодка с двумя парами весел, обычно встречаются в большинстве строительных традиций лодок в Западной и Северной Скандинавии, начиная с эпохи викингов.
Источник: searuff.ru
Поделка изделие Моделирование конструирование Корабль викингов Бумага гофрированная Картон Клей Материал бросовый Материал оберточный Пайетки стразы Пенопласт Продукты пищевые Сутаж тесьма шнур
Это «помощник», блин, уронил мой корабль с полки, всё сломалось. Теперь не знаю, как эти вёсла обратно приделать. Эххххххххххххх, помощничек.
Благодаря Елене Майоровой ( https://stranamasterov.ru/blog/71436 ) начала делать корабль уже оооооооооочень давно, потом забросила ( в силу нехватки времени), и вот, наконец-то, я его доделала. Но счастье мое было недолгим. Ночью услышав странный грохот, обнаружила свой корабль разрушенным. Мой рыжий плут залез ( непонятно как. ) на верхотуру, и свалил его: всё вдребезги. Эх.
Теперь предстоит реконструкция руин.
- Блог Соня nata1801
- Комментировать
- Сообщить о нарушении
- Страница для печати
Источник: stranamasterov.ru
Постройка моделей судов викингов
Суда и ладьи викингов относятся к открытым судам, у которых продольные и поперечные связи открыты или частично прикрыты палубой. Обшивка этих судов набрана в клинкер. У моделей обшивка будет видна и изнутри, поэтому ее следует выполнять достаточно тщательно. Вообще моделирование судов викингов требует твердых навыков, которые у начинающих моделистов, как правило, отсутствуют.
Постройку модели следует начать с рассмотрения масштаба и определения возможных упрощений. При очень малом масштабе возникают трудности в изготовлении клампов, если применяют отдельные планки, так как их толщина обычно больше, чем требуется по масштабу, или если их вырезают из самих планок обшивок, или при подвязывании планок к шпангоутам. Для показа обводов и конструкции судна викингов в целом достаточен масштаб 1:25. При этом готовая модель будет длиной меньше 1 м. Тогда ее можно устанавливать в квартире и даже перевозить.
При изготовлении моделей нескольких судов следует выбрать один масштаб, чтобы можно было сравнивать их друг с другом.
Такие упрощения, как, например, применение плоских планок, использование клея вместо вязки или заклепок, наклеивание клампов на планки, не должны портить общего впечатления от работы. Пояса обшивки и, если можно, шпангоуты следует выполнять из целого дерева, а не из клееной фанеры. Шпон же как материал для обшивки слишком тонок. Планки толщиной 1—2 мм необходимо вырезать тонкой дисковой пилой из сухого выдержанного дерева.
Модель и ее строительные детали следует делать из того же материала, из которого строились суда-прототипы.
При постройке модели надо иметь в виду, что викинги вначале изготовляли всю обшивку вместе с килем или до главного пояса, а затем устанавливали шпангоуты и другие связи. Викинги для изготовления киля, штевней и поясов подбирали подходящий материал из имевшегося в их распоряжении.
Г. Тиммерман, руководивший постройкой нескольких новоделов для музеев, выполненных в масштабе 1:10, полагает, что викинги не знали чертежей, поэтому каждое судно имело свои индивидуальные размерения. При постройке судна они опирались на знания и представления, накопленные к моменту постройки. Это надо учитывать при постройке модели и стремиться передать существенные и типичные признаки судов викингов. К ним относятся: расположение поясов и шпангоутов, способ крепления мачты, положение внутренних креплений на судне-прототипе или его реконструкции. При этом на модели должны быть показаны типичные конструктивные особенности: например, форма штевней и шпангоутов, а также расположение банок и бимсов,
Длина, ширина и высота модели должны соответствовать размерениям выбранного судна, хотя в литературе для реконструкции одного и того же судна приводятся различные данные.
Вначале изготовляют стапель, в качестве которого используют жесткую выструганную деревянную доску. После разметки необходимых продольных и поперечных линий устанавливают шаблоны шпангоутов посредине судна и на расстоянии от этой линии в нос и корму приблизительно на ¼ длины судна. Выпиленные из фанеры шаблоны после сборки обшивки модели заменяют шпангоутами.
Шаблоны вычерчивают, используя теоретический чертеж, а так как они имеют вырез для киля, при постройке он не может быть сдвинут в сторону. На шаблонах отмечают положение отдельных поясов обшивки, включая планширь. Шаблоны устанавливают так, чтобы между стапелем и планширем было небольшое расстояние, которое позволяло бы использовать зажимы для крепления поясов обшивки при их склеивании. Фор- и ахтерштевни скрепляют со стапелем или непосредственно, или через деревянные прокладки.
Пояса обшивки, начиная с килевых, устанавливают симметрично относительно киля. Пояса обшивки в носовой и кормовой оконечностях викинги изготовляли из изогнутой древесины (кривуль), для чего на правый и левый борта укладывали доски, полученные из одного ствола, зеркально. Контур планок для модели нужно вырезать терпеливо, с многократными пробами.
Профиль необходимой планки определяют, используя шаблон из бумаги или картона. Вырезанную планку следует устанавливать без натяжения. Полагают, что викинги, прежде чем изогнуть доски, подогревали их над огнем после предварительного замачивания. При постройке модели с помощью клея подогревать планки в кипящей воде или над паром нецелесообразно. Лучше подогревать сухие планки, проводя их над металлическим кожухом нагревательного элемента паяльника.
После установки обшивки штевни отсоединяют от стапеля. Внутренние детали достраивают уже без стапеля и шаблонов при нормальном положении модели, т. е. когда судно стоит на киле.
После окончания работ по дереву, а значит и после изготовления мачт, шпиртов и весел, модель покрывают лаком. Так как суда викингов были осмолены, в лак для корпуса следует добавить темный пигмент.
При оснастке модели такелажем следует решить, будет ли на ней установлен парус и потребуется ли для перевозки модели ее разоружать. В этом случае парус и стоячий такелаж не следует делать жесткими и пропитывать их разведенной скип@$&рной краской, лучше оставить их мягкими. Отметим, что бегучему такелажу при вооружении модели трудно придать естественное натяжение. Прямой парус у викингов состоял из вертикальных полос материи, продубленных и через одну выкрашенных в красный цвет. У модели парус можно изготовить из одного куска материи, если швы покажутся слишком грубыми и будут привлекать внимание.
Выкроенный и обликованный парус закрепляют на рее, предварительно вымочив его в настое дубовой коры или чая и раскрасив в характерной манере. Если парус должен выглядеть как наполненный ветром, то, раскрасив его и придав ему соответствующую форму, парус высушивают на месте. Понятно, что после этого его нельзя будет ставить на разные галсы относительно ветра.
Для изготовления стоячего и бегучего такелажа следует использовать нити различной толщины в соответствии с выполняемыми ими функциями. Взять ли собственноручно изготовленные «тросы» или готовые нити, провощить или покрасить их красками для материи — следует решать в каждом случае индивидуально.
В заключение скажем несколько слов о головах и хвостах зверей — символах, которыми викинги украшали свои суда. Лишь на судне из Усеберга были найдены остатки головы дракона в типичной для викингов орнаментовке.
Однако в сагах при описаниях судов говорится об украшении штевней: «Рауд имел большое драконовское судно с позолоченной головой дракона» или «Король Харальд повелел построить судно. Впереди оно имело голову дракона, а позади закругленный хвост». Наряду с драконами, которыми чаще всего украшали суда, особенно «длинные», упоминались, например, журавль или зубр: «Магнус командовал «Большим зубром». Он имел более 30 отделений, спереди на штевне — голову зубра, а позади на киле — хвост».
Модели судов викингов вооружать драконами или другими символическими изображениями зверей следует с осторожностью, так как приблизиться к искусству викингов, которым удалось достичь сплава реального и символического, трудно.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
—>
Источник: www.norway-live.ru