Лодка Золотая рыбка своими руками чертежи и размеры

Предлагаемый вниманию судостроителей-любителей проект тузика — это, по сути дела, модификация популярного в свое время проекта «Золотая рыбка» (см. «КЯ» №1 за 1963 г.). У тузика практически такая же длина, как у «Золотой рыбки», но он на 0.27 м шире и имеет более высокий надводный борт; строить его проще.

Плоское в средней части днище и значительный развал бортов наружу позволяют безопасно использовать эту лодочку с увеличенной нагрузкой — в ней могут разместиться двое взрослых и подросток. При желании тузик можно оборудовать парусом и швертом. Лодка предназначена для тех, кто заканчивает неделю небольшим путешествием на автомобиле с отдыхом у воды и рыбалкой. При хорошем подборе материалов и тщательном изготовлении масса тузика не превысит 35 кг; это приемлимая нагрузка для верхнего багажника «Жигулей» или «Москвича».

Неопытному любителю может показаться неуклюжим тупой нос лодки. Однако такие обводы имеют ряд достоинств, гарантирующих безопасность использования тузика. Например, благодаря увеличенному запасу плавучести в носу лодка обладает повышенной грузоподъемностью и хорошо всходит на встречную волну.

К -162 (‘Золотая Рыбка’) — Убийца авианосцев

Увеличенная ширина носовой части вместе с развалом бортов наружу придает лодке хорошую остойчивость. Наконец, корпус с носовым транцем проще обшить фанерой, легче изогнуть рейки скуловых стрингеров и привальных брусьев. Чтобы притупленные обводы носа не ухудшали ходкость и поворотливость тузика, килевая линия в носу имеет подъем вверх, а днище — небольшую килеватость.

Источник: boatplans.ru

Как построить мотолодку Золотую рыбку

мотолодка Золотая рыбка

Информация об изображении
мотолодка Золотая рыбка

Мотолодка «Золотая рыбка» была премирована на конкурсе, проведенном Московским правлением НТО судостроительной промышленности в 1960—1961 гг.

«Золотая рыбка» сконструирована специально для охоты, рыбной ловли и ближнего туризма. Ее можно перевозить на крыше легкового автомобиля с помощью несложного приспособления, хранить вместе с автомобилем в стандартном металлическом гараже. Летом 1961 г. был создан легкий прицеп, позволяющий буксировать «Золотую рыбку» за мотоциклом или мотороллером. На этом прицепе лодку можно перевозить и вручную.

Полезная грузоподъемность «Золотой рыбки» — около 180 кг. Это значит, что на ней могут находиться 2 человека, имея при себе 30—40 кг груза (снаряжения, продуктов, рыболовных снастей).

«Золотая рыбка» рассчитана на подвесные моторы мощностью до 5 л. с. и может передвигаться на веслах, что делает ее особенно ценной для рыболовов и охотников; имеет хорошую всхожесть на волну.

Постройка ее доступна и не требует большой производственной площади. Многие любители строили такие лодки прямо в жилой комнате.

Корпус имеет деревянный набор с фанерной обшивкой. Набор собирается из пяти шпангоутов и двух транцев, связанных между собой килем, двумя скуловыми и двумя привальными брусьями, а также четырьмя днищевыми и двумя бортовыми стрингерами. Передняя часть лодки, между носовым транцем и шп. 1, зашивается палубой из 3-миллиметровой фанеры, а в задней части, между кормовым транцем и шп. 5, укрепляется на клею и шурупах кормовая банка из фанеры толщиной 6 мм.

Убийца авианосцев — К-162 Золотая Рыбка подводная лодка документальный фильм Camelot G

Постройка лодки начинается с вычерчивания на листе фанеры всех шпангоутов в натуральную величину по размерам, приведенным в таблице плазовых ординат.

Теоретический чертеж

Информация об изображении
Теоретический чертеж

Сборка шпангоутов производится прямо на плазе, в строгом соответствии с конструктивным чертежом шпангоута. Отпилив планки нужного размера и подогнав их друг к другу, следует приготовить кницы — косынки из фанеры толщиной 4 мм по форме, соответствующей каждому шпангоуту.

Читайте также:  Что с подводной лодкой к 129

Косынки устанавливают на клею и гвоздях. Чтобы клей не разбрызгивался при заколачивании гвоздей, следует вбить гвозди в косынку до намазывания ее клеем (гвозди не должны проходить насквозь), затем намазать косынку клеем и дать выдержку в зависимости от применяемого клея. По истечении времени выдержки косынку накладывают на место, к которому она подогнана, и крепят гвоздями взагиб.

После склейки шпангоуты необходимо хорошо просушить. Если склейка производилась казеиновым клеем, для этого будет достаточно одних суток (при температуре 20° С); шпангоуты, склеенные смоляными клеями, следует выдержать несколько суток. Готовые шпангоуты обрабатывают рашпилем и шкуркой. На каждом шпангоуте должен быть проставлен его порядковый номер, отмечена линия ДП и линия шергеня. Перед установкой на стапель в шпангоутах и транцах прорезают пазы для киля, стрингеров, скуловых и привальных брусьев.

Таблица 1

Таблица 1

Сборка каркаса лодки и обшивка его фанерой производятся на стапеле, форма и размеры которого показаны на нашем рисунке.

Транцы и шпангоуты устанавливаются вверх килем, проверяются по линейке и прикрепляются шергень-планками к продольным доскам стапеля. Когда шпангоуты укреплены, надо еще раз проверить правильность их установки и только после этого вклеивать элементы продольного набора — киль, скуловые и привальные брусья и стрингеры.

Стапель для сборки лодки

Информация об изображении
Стапель для сборки лодки

Все элементы продольного набора лодки имеют криволинейную форму; особенно круто изогнуты привальные и скуловые брусья. Этим элементам перед установкой следует придать необходимый изгиб.

Места соединения киля с транцами усиливаются угловыми деталями (кнопами) толщиной 40 мм из твердой породы (дуба, ясеня). Места соединения транцев со скуловыми и привальными брусьями усиливаются кнопами меньших размеров или металлическими угольниками.

Головки шурупов, которыми элементы продольного набора крепятся к шпангоутам, должны быть утоплены в древесину, так как иначе будет невозможно обстрогать (малковать) набор для плотного прилегания фанерной обшивки. Правильность мал-ковки проверяется прикладыванием к набору отфугованной рейки.

Установку обшивки начинают с бортов. Листы фанеры склеивают встык на фанерной ленте и проклепывают мелкими гвоздями взагиб. Для соединительной фанерной ленты на стрингерах, скуловых и привальных брусьях делаются соответствующие пазы. Стыки желательно разгонять вдоль лодки.

Фанерная обшивка прикрепляется к набору клеем, шурупами и драночными гвоздями взагиб. К бортовым и днищевым ветвям шпангоутов и транцев фанера крепится шурупами, к стрингерам— 25-миллиметровыми гвоздями, к привальным и скуловым брусьям — 35-миллиметровыми гвоздями и 20-миллиметровыми шурупами поочередно через 30—40 мм. Особенно тщательно обшивка должна быть прикреплена к транцам, килю и скуловому брусу. Поверхность готовой обшивки следует тщательно зачистить, утопить торчащие шурупы и гвозди, подстрогать рубанком и опилить рашпилем все неровности. После этого лодку можно снять со стапеля, отвернув шурупы, которыми крепились транцы и шергень-планки.

Перевернув лодку вниз килем, выравнивают бортовую линию и устанавливают палубные стрингеры, а затем — палубную обшивку, заднюю банку и внутреннюю обвязку борта (рейка 40X15 мм).

Внутреннюю поверхность лодки зачищают и покрывают горячей олифой. Затем переворачивают лодку вверх килем и приступают к оклейке обшивки. На поверхность фанеры намазывают нитроклей или цапон-лак, накладывают ткань и еще один слой клея. Накладывая ткань, надо следить, чтобы не получалось складок и морщин. Эту работу лучше делать вдвоем.

Ткань можно положить и на масляной краске средней густоты, однако при этом прочность склейки ухудшается, а вес возрастает.

Оклеенный тканью корпус еще раз покрывают цапон-лаком или нитроклеем, просушивают и окрашивают в желаемый цвет. Когда краска хорошо просохнет, устанавливают дубовые буртики на привальный брус и наружную дубовую накладку на киль. Эти детали не окрашивают, а покрывают один раз горячей олифой и два раза — масляным лаком. Если предполагается использовать весла, устанавливают уключины.

Читайте также:  Как переделывать лодочный мотор ветерок

Слани (настил пола) покрывают горячей олифой и окрашивают железным суриком на натуральной олифе.

Для швартовки, буксировки, переноски лодки и погрузки ее на крышу автомобиля к переднему и заднему транцам на уровне привальных брусьев привертывают скобы, сваренные из 20-миллиметровой стальной трубки, или дверные ручки.

Хороший нитроклей можно приготовить самому, растворив в ацетоне кинопленку; предварительно с нее надо смыть эмульсионный слой (в горячей воде).

Для постройки мотолодки нужны следующие материалы:

Чтобы при перевозке на крыше автомобиля лодку не сорвало встречным ветром, ее надо укладывать носом вперед, слегка наклоняя его вниз. Внутри лодки удобно располагаются туристский багаж, рыболовные снасти и т. п. Перевозка лодки на прицепе за мотоциклом-одиночкой или мотороллером требует навыка, поэтому, прежде чем отправляться в путешествие с лодкой, потренируйтесь в каком-нибудь тихом переулке. Буксировка прицепа мотоциклом с коляской никаких трудностей не представляет.

Источник: www.barque.ru

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА-2»

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА-2»

Эту лодку можно построить с обшивкой из фанеры или тонких досок с последующей оклейкой в один слой стеклотканью АССТб на синтетической смоле или простой бязью на нитроклее (эмалите). Можно изготовить ее и целиком из стеклопластика путем выклейки в форме (матрице). Матрицу, учитывая простые обводы лодки, лучше всего собрать из хорошо простроганных досок.

Этот способ рекомендуем применить в том случае, если предполагается изготовление не одной, а нескольких лодок. Взамен стеклоткани может быть применен тканебумажный композит (крафт-бумага вперемежку с обыкновенной бязью), а в качестве связующего, — мочевинно-формальдегидный клей, встречающийся в продаже под названием «синтетический столярный».

Каждый шпангоут вычерчивается на отдельном плазе в натуральную величину. Сборка выполняется прямо на этом чертеже с помощью косынок (книц) из фанеры (рис. 1), которые ставятся на эпоксидный клей и запрессовываются гвоздями «взагиб». В готовых шпангоутах прорезаются пазы для киля, стрингеров, скуловых и привальных брусьев, после чего шпангоут накладывается на плаз и проверяется по контуру.

Рис. 1.Рис. 2.

Сборка каркаса модели происходит на рамном стапеле (рис. 2). Шпангоуты устанавливают на стапель с помощью шергень-планок и прочно крепят в прорезях клиньями и гвоздями. Правильность установки по ДП проверяется тонким шнуром, поперечная установка — уровнем, накладываемым на шергень-планки.

Затем вкладывают на свои места элементы продольного набора и временно крепят их струбцинами и резиновым шнуром в такой последовательности: 1 — киль с приклеенным к нему швертовым колодцем (если, конечно, предполагают использовать лодку в парусном варианте), 2 — привальные брусья, 3 — бортовые стрингеры, 4 — донные стрингеры, 5 — скуловые брусья.

Все элементы продольного набора размечаются по своим местам, чтобы при окончательной сборке их не перепутать. Отметив, где и на сколько надо смалковать набор, вынимают продольные элементы, выполняют малковку и вклеивают их на свои места, запрессовывая шурупами и притягивая, где требуется, резиновой лентой. После этого надо сделать перерыв в работе на двое суток, чтобы клей как следует окреп.

Перед обшивкой каркас должен быть подстроган (смалкован) так, чтобы фанера ровно ложилась по всем его плоскостям, плотно прилегая к поперечным и продольным элементам набора. Эта работа должна быть выполнена очень тщательно с помощью рубанка и сапожного рашпиля.

Затем листы фанеры раскраиваются в соответствии с размерами и формой плоскостей лодки (бортов и половинок дна). «Рубашка» (наружный слой фанеры) должна быть направлена вдоль лодки. Листы соединяют «на ус». Временно прикрепив фанеру на свои места, изнутри каркаса очерчивают контуры его элементов, фанеру снимают и намазывают тонким слоем клея по контуру. Одновременно намазывают клеем поверхности элементов каркаса, которые соприкасаются с фанерой. После выдержки клея фанеру накладывают на каркас и запрессовывают шурупами по шпангоутам и гвоздями «взагиб» — по стрингерам.

Читайте также:  Чем похожи лодка и кастрюля

Наклеивают обшивку в такой последовательности: сначала — борта, затем — дно. После наклейки бортовых панелей рекомендуется сделать перерыв в работе на сутки, чтобы клей окреп, и только после этого ставить на место обшивку донной части. Такой способ обеспечивает более правильную форму лодки.

Когда клей окрепнет, корпус лодки можно снять со стапеля (для этого отвинчиваются шергень-планки), перевернуть и приступить к его зачистке и отделке. Перед оклейкой корпуса стеклотканью или бязью он должен быть тщательно зачищен наждачной бумагой, все выступающие головки гвоздей и шурупов убраны заподлицо, а скуловые углы корпуса закруглены по радиусу 2— 3 мм. Если этого не сделать, наклеенная ткань на острых гранях быстро прорвется. После оклейки тканью корпус один раз грунтуется изнутри и снаружи, хорошо просушивается и окрашивается 2—3 раза с тщательной междуслойной сушкой. Грунт можно наносить кистью, красить желательно пульверизатором.

Внутреннее оборудование лодки понятно из рисунков. Пайолы и дверки заднего отсека — вкладные, дверка переднего отсека на петлях, с внутренним замком. Гнезда на планшире служат для установки уключин и дуг тента. Дуги можно изготовить из алюминиевых трубок или согнуть и склеить из деревянных планок (как обод теннисной ракетки). Лучшая ткань для тента — прорезиненная «серебрянка» или плащ-палаточное полотно.

Рис. 3.

Парус (рис. 3) изготавливается из специальной парусины или плащ-палаточного полотна. Если ни того, ни другого не удастся достать, можно применить бельевое полотно. Перед пошивкой паруса ткань и нитки должны быть не менее трех раз декатированы (вымочены и высушены). Если этого не сделать, после первого же дождя парус деформируется за счет усадки и придет в негодность.

Для изготовления фалов и шкотов могут быть применены капроновые хозяйственные веревки диаметром 8— 10 мм. Лучшими двигателями для лодки «Золотая рыбка-2» являются: «Чайка», «Салют», «Кама», «Прибой» — отечественного производства и аналогичные импортные мощностью 2,0—5,0 л. с.

стапель; 2 доски 2300х200х40 мм, 2 доски 500х200×40 мм; струбцины универсальные винтовые — 8—10 шт.; резиновый шнур для стягивания деталей при сборке (разрезанная велокамера или авиамодельная лента), 20 м.

МАТЕРИАЛЫ:

заготовка для бортовых и привальных брусьев (сосна размеролл 3000х25×25 мм — 5 шт.);

килевой брус (сосна размером 2500х65х30 мм);

заготовки для шпангоутов (сосна размером 2500х50х16 мм — 6 шт.);

заготовка для стрингеров и обвязок (сосна размером 3000x30x15 мм — 8 шт.);

планки для пайолов (сосна размером 3900х50х12 мм — 10 шт.);

фанера водостойкая (марки БС-1, с размером листа 1525×1525 мм, толщиной 3—4 мм, обшивка, 4 листа); фанера водостойкая (марки БС-1, с размером листа 1525X1525 мм, толщиной 6—8 мм, 1 лист, колодец, шверт, руль, транец);

клей эпоксидный для сборки каркаса и обшивки, 4 кг или 2 кг казеина; стеклоткань (или бязь) для оклейки, 15 м;

грунт № 138, или ГФ-020, 2 кг; краска нитроглифталевая, 4 кг; крепеж оцинкованный, шурупы 15х3 мм, 1 кг, шурупы 40х5 мм, 0,5 кг, гвозди 35х1,5 мм, 1 кг.

Источник: modelist-konstruktor.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...