Лодка у хантов и манси название

У нас есть 19 ответов на вопрос Что такое облас у хантов? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.

Содержание

  • Чем занимаются манси?
  • Как называются сани у хантов?
  • Что такое облас у хантов? Ответы пользователей
  • Что такое облас у хантов? Видео-ответы

Отвечает Ирина Нелюбова

Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе. Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник.

Ха́нты ( самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, ас хоят; рус. устар. остяки́ ) — коренной малочисленный финно-угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. Самоназвание ас хоят означает обские люди .

В начале XVII века в Сибири насчитывалось около 7 800 хантов, к концу девятнадцатого столетия их численность составляла 16 тысяч человек, а согласно последней переписи населения Российской Федерации – почти 31 тысяча. А всего в мире сегодня существует примерно 32 тысячи представителей этого народа.

Почему югорские ножи «Остяк» и «Вогул» функциональнее обычных охотничьих

Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии. Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты.

Чем занимаются манси?

Традиционные занятия манси — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, заимствованное у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие было заимствовано у русских в XVI—XVII веках.

Как называются сани у хантов?

Как называются хантыйские сани? (нарты) 10.

Источник: querybase.ru

«Хантыйские лодки»

На занятии исследуются разновидности хантыйских лодок, вид деятельности — рыболовство, систематизируются знания детей о своеобразии жизни народов Севера Ханты, воспитывается интерес к жизни, промыслам, обычаям других народов

Оценить 1861 0

Содержимое разработки

Тема «Хантыйские лодки»

Цель: конструирование лодок.

Задачи: исследовать разновидности хантыйских лодок, вид деятельности — рыболовство, систематизировать знания детей о своеобразии жизни народов Севера Ханты, воспитывать интерес к жизни, промыслам, обычаям других народов

Ханты и манси — в чем отличия

Оборудование: клей, тряпочки, бумаги, шпажки, зубочистки, плакат с рисунком «Лодки», стойбище ханты, надпись «Лаборатория «Узнавай-ка»».

Предварительная работа: лаборатория под названием «Узнавай-ка, материал – слайды (презентация), чтение сказок Хантыйского народа ,беседы о жизни и быте коренного населения Ханты, рассматривание иллюстрации, посещение музеев. Знакомство с картой Российской Федерации, Ханты — Мансийского автономного округа – Югры, столы расставлены в круг.

I. Организация начала занятия

II. Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация занятия

Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в гости к Хантам!

Кто, такие Ханты? Где они живут, вы знаете? Ханты – это малочисленные коренные народы Севера и живут они в Ханты — Мансийском автономном округе – Югре. Ребята, для тех, кто забыл, я напомню слово «Ханты» означает «народ», «человек».

Перед вами карта Сургутского района. Вот это наш Сургутский район. Велик? или мал? На Севере нашего округа, в тайге, в тундре, по берегам реки Оби, вдали от городов расселились ханты. Живут они с давних пор. Это очень смелые и сильные люди.

Образ жизни Хантов их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.

Чтобы будущие рыбаки Ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку. И мы с вами сделаем лодки в дань уважения народу ханты, в чьём округе мы живём. Некоторые из вас начали эту работу на предыдущих занятиях. Вспомним правила работы с деревом и технику безопасности.

Для того, чтобы работа получилась аккуратной, вам пригодятся эти умения. Чтобы не совершать ошибок в работе, планируйте свою работу и работайте по построенному плану.

Ребята, прежде чем начать работу, с вами поиграем в Хантыйскую игру: «Борьба на палке», чтобы потренировать руки. Ханты так тренируют руки, чтобы легко было управляться с вёслами, сетями. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель.( технологические карты и слайды)(работа детей – 10 мин.)

1. Изтрех стерженьков склеить треугольник с равными сторонами.

2. Целый стерженек заточить с одного конца.

3. Вклеить этот заточенный конец в вершину треугольника. Другой конец приклеить на основание треугольника.

4. Приклеить к основанию два кусочка стерженька.

5. Скрепить их поперечиной.

Это «днище» лодки. Приклеить маленькую поперечину на «нос» лодки.

6. На меленькую поперечину приклеить два стерженька — «борта» лодки.

7. На большую поперечину приклеить стерженек спички — «корму» лодки.

8. Соединить «корму» и «борта» двумя стерженьками

9. Наклеить на них поперечину — еще одну деталь «кормы», К «носу» приклеить поперечину.

10. Приклеить к этой поперечнике еще два стержня «бортов».

11. Повторить еще раз этапы с 8-го по 10-й, делая стерженьки бортов и кормы

длиннее, чем предыдущие.

12. Из маленьких кусочков стержня склеить «держатели» «весел».

13. Приклеить к целому стерженьку спички два кусочка стерженька со скошенными концами — «лопасти». Это

«весло». Сделать два весла.

14. Вставить «весла» в «держатели». «Рукоятки» весел предварительно заточить, чтобы весло двигалось в «держателе».

Читайте также:  Какие есть лодки барк

Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами готовили поделки из дерева, но не всегда проводили исследования. Сегодня занятие у нас пройдёт не совсем обычно. Мы начнём исследовательскую работу, и для этого отправимся в лабораторию под названием «Узнавай-ка». А в лаборатории этой юные исследователи: Караваев Сергей и Негру Никита. (слайды)

Вся жизнь Хантов протекает около рек и озер, подчиняясь подъемам и спадам воды, замерзанию и освобождению ото льда. Представить себе стол Хантов без рыбы также немыслимо. Сырая или мороженная, отварная или зажаренная — это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона народа Ханты, не зря их именовали «рыбоядцами».

Какую рыбу ловят Ханты? Назовите.

Муксун, нельма, сырок, язь, щука, карась, окунь.

У Хантов есть пословица о щуке: У щуки и мертвой зубы живые. Так же существует поверье — орнамент — «челюсть щуки» часто украшает шубы-сахи Хантыйских женщин, щучья челюсть и зубы считаются сильным талисманом, оберегом, например, мужчины брали такие талисманы с собой на промысел.

— Вот Никита, исследуя разновидности рыб ХМАО, исследовал, как щука делала себе голову. И сейчас он нам расскажет эту хантыйскую сказку.

« Как щука себе голову сделала (хантыйская сказка). Лакомая часть щуки — голова — достается ребятишкам. Те, обсасывая мякоть, вынимают косточки щучьей головы. Вот косточка под названием «лосиная нога», «спинка от женской нарты», «весло», «лодка-калданка», «человек с вязанкой дров», «мужик с топором» — всех щука съела и себе голову сделала. Раньше щука безголовая была.

Уродливей ее не находилось в речках нашего края. Долго просила щука водяного царя — Ингк-хона — подарить ей голову. Ингк-хон отказывал: «Ты злая. Много рыбы изведешь. Не дам тебе зубов, не дам головы».

Вот однажды ушел Ингк-хон к людям в гости. Щука встала под мостками, с которых женщины воду черпали, и караулит. Бежала по берегу девочка — сиротка Сотхотлопэ. За день Сотхотлопэ сто домов обошла, устала, пить захотела. Легла девочка на мостик, напиться не может, пьет.

А щука раздувалась, раздувалась, сделалась огромная и проглотила Сотхотлопэ. Смастерила из девочки для головы хрящ — мягкую косточку, на крест похожую. Плыл рыбак в лодочке-обласке, греб согнувшись. И его проглотила ненасытная щука. Получились из лодочки крепкие челюсти.

И рыбак в дело пошел. Под вечер переплывал реку лось, отломила Щука ударом хвоста лосиную ногу с копытом. И такая кость, похожая на лосиную ногу, щучьей голове пригодилась. Старушка горбатая шла с сыном вдоль берега, вязанку хвороста несла, забрела в реку ноги сполоснуть. Утащила злая рыбина старую женщину вместе с хворостом. Плыла по реке деревянная лопата.

Разинула Щука рот, пошире, проглотила лопату, лобовую часть себе из нее сделала. Черпала неподалеку девушка воду, упустила берестяной ковш. «Пригодится», — радуется щука. Много людей и добра заглотала эта хищная рыба, соорудила себе громадную голову и острые, как частокол, зубы».

Никита,спасибо за исследование. (продолжаем работать. )(работа детей – 10 мин.)

Физминутка (по компьютеру)

Сергей, исследуя хантыйские лодки: «облас», «калданки», узнал про праздник «День Обласа».(Сергей) слайды

«Традиционное занятия хантов — речное рыболовство, таёжная охота, оленеводство. Поэтому главное для хантов — это лодка. Один из важнейших хантыйских праздников — «День Обласа», который празднуется в начале лета, когда в реке появляется первая благородная рыба — Нельма. Облас — это лодка — долблёнка, сделанная из цельного дерева осины.

Изготавливается облас особым способом, специальным черпаком кора дерева выдалбливается и поэтому получается углубление. Среди хантов есть настоящие мастера своего дела, с которыми никто не может состязаться в изготовлении обласа. Особенность этой лодки верткость и лёгкость. И это неспроста.

Сибирские реки отличаются своими изгибами, и в некоторых случаях лодку удобнее пару километров пронести на себе, чем 10 км грести. Но «Праздник Обласа» стали отмечать недавно, свои истоки праздник берёт в мифологии хантов. В первоначальном варианте это был день поклонения водному Духу Вит Хону.

Вит Хон был очень почитаем, от него зависело, будет ли год рыбным, не порвутся ли сети и не случится что-либо с рыбаком во время улова. Таким образом, цель этого праздника — задобрить Духа Вит Хона. В настоящее время праздник несколько изменился, потому что ханты не хотят посвящать в некоторые тонкости русских, считая национальные обряды своим недосягаемым, сакральным.

Поэтому они совершаются без лишних глаз. Сам «Праздник Обласа» является лишь частью обряда поклонения Духу Вит Хону. Кроме Вит Хона особым почтением пользуется Дух Ас Ойка, который считается Обским Духом, покровителем реки Обь, в народе Обской старик. Чтобы Дух не разгневался ему положено делать жертвоприношения, по традиции это должен быть петух или курица.

Конечно, в наше время такие жертвоприношения не делают. В Октябрьском районе этот праздник отмечают так: обязательным условием считается изготовление плотиков. На эти плоты ставится крест, к которому привязывается ткань красного цвета, символизирующая кровь птицы, приносимой в жертву. К материи привязываются монетки — это дар Водному Духу.

На самом плоту должны быть семь видов жертвоприношений. Это могут быть: конфета, пряник, стопка, сигарета, обязательно лучший кусочек рыбы. И вообще, самую лучшую рыбу из первого улова Хант отпускал в воду, считая, что она ему вернётся. Если не пожалеешь, Дух будет к тебе благосклонен.

Читайте также:  Настройка карбюратора лодочного мотора ханкай

После изготовления плотов, их пускали в реку, и смотрели что будет дальше, если плот утонул — значит, Дух принял дар. При совершении этого обряда присутствуют только ханты. После чего идёт общее застолье, когда за одним столом собираются и ханты и русские. На столе обязательно должен быть малосол из благородной рыбы: муксуна, нельмы, осетра, свежая и вяленая рыба, ягоды, обязательно варка — это блюдо, которое готовится из ценной рыбы, жир которой топится с добавлением икры и мяса рыбы.»

Сергей, спасибо за исследование.

Дети продолжают работать.

Ребята, вам понравилось наше путешествие к Хантам?

Рефлексия(слайды).

Итог занятия..Перед вами стойбище ханты . От порога хантыйского дома главная тропа всегда ведет к реке — под обрыв берега, где причалены лодки, к месту ловли. Давайте и мы с вами причалим свои лодки к месту ловли, чтобы наш улов не только рыбы, но и успехов в жизни был благоприятный.

(Сергей)И Водный Дух чтобы к нам был всегда благосклонен, мы тоже будем друг с другом делиться и всегда поддерживать друг друга в трудные минуты. Хочу вас всех угостить сладостями.

Источник: www.prodlenka.org

ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

«Археопарк» (археологический парк) открыт в Ханты-Мансийске в 2008 году. На его большой территории (3,5 га) находится холм, сохранившийся с древних времён, на вершине которого археологи нашли резиденцию князя Сама́ра («Сама́ров городок»). У подножья холма – парк скульптур, изображающих древних людей и животных: мамонтов, волков, бизонов, носорогов, медведей, льва и оленя, бобров и лошадей.

Самые известные среди скульптур «Археопарка» — мамонты, отлитые из бронзы скульптором А. Н. Ковальчуком

«Ба́рсова гора»

Природно-археологический парк рядом с посёлком Ба́рсово на правом берегу Оби недалеко от Сургута. У ханты это место с древних времён считалось священным. На небольшой территории парка находится множество памятников природы и культуры. Самым старым из них 8 тысяч лет. Археологи нашли здесь остатки древних поселений, домов и построек, могил.

В 2010 году парк «Барсова гора» стал победителем международного конкурса «Семь чудес финно-угорского мира».

Природно-археологический парк «Барсова гора»

Въезд в природно-археологический парк «Барсова гора»

Природно-археологический парк «Барсова гора» (фото с офиц. сайта ИКНПЦ «Барсова гора», автор: А. Курочкин)

Береста́ и Берёста

Береста, или берёста, – это берёзовая кора. В традиционном быту жителей Югры всегда были изделия из бересты: черпаки и вёдра, короба для сухих продуктов и хранения предметов рукоделия, четырёхугольные миски-чумáны, маленькие кузовки и большие заплечные кузова, похожие на рюкзаки.

Берестяные изделия из фондов Музея истории и этнографии (г. Югорск)

Ворона

Каждую весну на древнюю землю Югры возвращаются с юга вороны. С давних пор считается, что они приносят на хвосте весну, а ещё помогают женщинам и детям. Во вторую субботу апреля югорчане отмечают Вороний день (сев.-хант. Вурӈа хӑтәԓ; вост.-хант. Вурӈи қӑтәԓ; манс.

Уринэ̄ква хōтал). Люди угощают друг друга вкусными мясными блюдами и ухой, ходят в гости, дарят друг другу подарки, танцуют, изображая птиц. По старинному обычаю на берёзы вешают разноцветные ленточки, монеты, кукол и бублики — символы солнца. С Вороньим днём связывают различные приметы, по которым определяют, какой будет весна, погода, улов рыбы, урожай ягод.

Праздник «Вороний день»

Газ

Полезное ископаемое, которое применяется как сырьё для химической промышленности и топливо для машин, а также для отопления жилых домов, подогрева воды и приготовления пищи. Газ – попутчик нефти: очень часто газ находят там же, где и нефть. По запасам газа Россия занимает первое место в мире, а Ханты-Мансийский автономный округ – второе место по добыче газа в России.

Использование природного газа в быту

Сжигание сопутствующего газа при добыче нефти

Хранилища сжиженного газа

День оленевода

сев.-хант. Вўԓы ԓавәԓты ёх емәӈ хӑтәԓ
вост.-хант. Веԓэӈ ёх йимәӈ қӑтәԓ
манс. Сāлы янмалтан хōтпа хōтал
ненец. (лесн.) Пайӆьта дяӆя

Ежегодно в Югре в конце февраля — начале марта отмечается День оленевода. В праздничные дни проходят соревнования: гонки на оленьих упряжках, метание тынзя́на (аркана). На ярмарках продаются изделия народных промыслов. Гостей праздника угощают строгани́ной, ухой и малосольной рыбой, пирогами с морошкой и клюквой.

Гонки на оленьих упряжках на праздновании Дня оленевода

Гонки на оленьих упряжках на праздновании Дня оленевода

Зимние виды спорта

В Югре получили активное развитие зимние виды спорта, прежде всего, лыжный спорт и биатлон. Именно в этих популярных направлениях югорчане достигли наиболее выдающихся успехов.

Лыжный спорт включает в себя гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной снежной трассе, а также гонки преследования, эстафеты, индивидуальный и командный спринты. Биатлон сочетает лыжные гонки и стрельбу из винтовки по мишеням.

Ханты-Мансийск неразрывно связан с большим биатлоном. Именно этот зимний вид спорта принес столице Югры мировую известность. Здесь находится знаменитый Центр зимних видов спорта им. А. В. Филипенко, где проходят всероссийские и международные соревнования.

Центр зимних видов спорта им. А. В. Филипенко (г. Ханты-Мансийск)

Игошев Владимир Александрович (1921–2007)

Художник, творчество которого неразрывно связано с Югрой. На его картинах – природа Берёзовского края, лица охотников и оленеводов. Здесь созданы картины «В родное стойбище», «На каникулах», «Старая манси», «Озорница», «В праздничный день», «Снежок», «Семья», «Сотая весна». Они принесли широкое общественное признание и славу художнику. В Ханты-Мансийске в 2001 году открыт Дом-музей Владимира Игошева, где хранится около сотни его работ северного цикла.

Читайте также:  Надувная лодка нырок 2 характеристики

В. А. Игошев

Кáлтащ

Богиня материнства у народов ханты и манси. Считается, что Ка́лтащ даёт людям душу и детей. Её называют «общей матерью» или «главной матерью». В природе богиня имеет образ лебедя.

Скульптура «Небесная Богиня – Мать Калтащ», созданная по мотивам хантыйской и мансийской мифологии народным художником России Г. М. Визель (г. Ханты-Мансийск)

Скульптура «Небесная Богиня – Мать Калтащ», созданная по мотивам хантыйской и мансийской мифологии народным художником России Г. М. Визель (г. Ханты-Мансийск)

Кедр

сев.-хант. нохәр юх
вост.-хант. ԓыӽәԓ
манс. ӯльпа
ненец. (лесн.) тытыӊ, тытын

У коренных жителей Югры кедр (кедровая сосна) с древних времён был символом мужества и вечности. Люди считали кедр священным деревом, поэтому его нельзя было рубить. Два растущих рядом больших кедра называли «дедушка» и «бабушка». Из прочных корней кедра плели коробки с крышкой и ручкой. В них хранили продукты и мелкие вещи. Они называются корнева́тики (сев.-хант.

ԓϵр йиӈәԓ; вост.-хант. ԓӓр йәӈәԓ; манс. тāр хусап).

Сундучок из корней кедра (Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»)

Крапивное ткачество

Традиционно крапива использовалась жителями Югры для изготовления ниток. Из грубых ниток плели рыболовные сети и верёвки, из тонких делали ткань. Крапивное ткачество было традиционным женским занятием в зимнее время. Ещё в XVIII – начале XX века из крапивного полотна шили одежду (рубахи, халаты, штаны) и украшали её вышивкой шерстяными нитками и бисером.

Изготовление ткани из волокон крапивы

Лабáз

Небольшая избушка без окон, амбар на высоких деревянных столбах, где хранят продукты, одежду, домашнюю утварь. Вход в лабаз находится высоко над землёй. Чтобы войти в лабаз, необходимо поставить лестницу. А уходя из лабаза, лестницу всегда убирают. Это необходимо для того, чтобы звери не забрались в лабаз и не разорили его.

Лабаз (Историко-культурный центр «Старый Сургут», г. Сургут)

Лабаз (Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»)

Лопарёв Хрисанф Мефодиевич (1862–1918)

Учёный, историк и филолог, член Русского географического общества и Общества изучения Сибири и улучшения её быта Академии наук. Занимался изучением истории Тобольского края и родного села Сама́рово. Первая печатная работа – «Покорение Югорской земли» – вышла в 1885 году. Памятник Хрисанфу Лопарёву установлен в 2010 году в Сама́рово – исторической части Ханты-Мансийска.

Х. М. Лопарёв

Лось

Самый крупный представитель семейства оленевых. Лоси живут в лесах на всей территории Ханты-Мансийского округа. В традиционном мировоззрении жителей Югры лось был одним из особо почитаемых животных, так же как медведь, лошадь и бобр. В фольклоре лось – символ благополучия, изобилия, здоровья, предвестник удачи. Созвездие Большая Медведица на языке ханты тоже носит название Лось.

Восточные ханты отмечали Лосиный праздник, близкий по характеру к Медвежьим игрищам.

Лось (лат. Alces)

Лось (лат. Alces)

Самка лося с лосятами

«Лукойл»

Одна из крупнейших российских компаний по добыче нефти и газа. Была основана в 1991 г. Название компании состоит из начальных букв названий трёх нефтяных городов Ханты-Мансийского округа – Лангепа́с, Ура́й и Когалы́м – и слова oil [ойл], что по-английски значит «нефть».

Логотип компании «Лукойл»

Нефтеперерабатывающий завод «Когалым-Лукойл»

Лыжи

У коренных народов Югры известны две разновидности лыж: подволóки и гóлицы. Подволóки – это широкие и лёгкие охотничьи лыжи, сделанные из сосны, кедра, ели или осины и обклеенные снизу шкурами с ног оленя. Подволоки хорошо скользят только вперёд, а двигаться назад им не позволяет направление мехового ворса. Лыжи-гóлицы не имеют меховой обшивки.

Лыжи-подволо́ки и традиционная одежда северных народов (Музей природы и человека, г. Ханты-Мансийск)

Лыжи-подволо́ки

Современные охотничьи лыжи-го́лицы

Лягушка

сев.-хант. навәрнэ
вост.-хант. сӑпәрқи
манс. порыгпанэ̄ква
ненец. (лесн.) чамты

Ханты и манси во все времена относились к лягушке с уважением, обижать её было нельзя. Считалось, что встреча с ней — к счастью. Люди верили, что лягушка приносит в дом изобилие, семейное счастье, помогает женщине родить ребёнка и приносит удачу, особенно в рыбной ловле.

Лягушка сибирская (лат. Rana amurensis)

Медведь

сев.-хант. мойпәр
вост.-хант. меми
манс. вōртōлнут
ненец. (лесн.) ӑпы, апӭй, аппы

В культуре народов Югры медведь считается священным животным и младшим братом человека. Он всё слышит и понимает человеческую речь, поэтому медведя называли «дядя», «старик» или «лесной человек». У ханты также закрепилось иносказательное название медведя — пу́пи. После охоты на медведя устраивали Медвежий праздник (хант. Пупи як, манс.

Тулыглап), похожий на театральный спектакль. Смысл праздника в том, чтобы примирить медведя и добывших его людей. Для этого шкуру медведя вносили в дом охотника, укладывали на почётное место и ставили перед ней угощение. Праздник проходил ночью и начинался с песен о жизни медведя в лесу, о том, как он нашёл себе подругу, как сделал берлогу.

За песнями шли маленькие театральные представления и кукольный спектакль. Особое значение имела середина ночи, когда гости съедали медвежье мясо, провожая душу медведя на небо. Потом, как верили, зверь мог вновь возродиться на Земле. Медведь «гостил» у людей 4–5 дней, столько и продолжался праздник.

Источник: xn--80aiobbvfcmc.xn--d1acj3b

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...