Тур Хейердал родился в небольшом городке на юге Норвегии. В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на хлипкой лодочке по несколько месяцев, он счёл бы того человека безумным.
В 19 лет Тур поступил в университет Осло на естественно-географический факультет. Там он изучал зоологию и географию. В то же время Тур познакомился с Бьёрном Крепелином, норвежским путешественником, заслуживший уважение как ученого сообщества так и вождей острова Таити, Эта встреча оказала большое влияние на молодого студента, во многом определив его выбор как исследователя и путешественника.
Путешествия Хейердала
В 23 года в месте с молодой женой, сразу после женитьбы, Хейердал покинул Осло и отправился поездом в Марсель. Отплыв из Марселя, они пересекли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и, пройдя по Тихому океану, прибыли на Таити. Один месяц Тур и Лив провели в доме таитянского вождя, где постигали науку выживания в естественных условиях. Затем они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели целый год в отрыве от цивилизации.
Путешествие Тура Хейердала на папирусной лодке «Ра». 1969 год
Им казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Но со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, и молодые люди возвратились на родину. Хотя молодым пришлось вернуться домой что бы переосмыслить что с ними произошло, но несмотря на препятствия они уже заболели жаждой познания неизведанного.
Отважный поход на Кон-Тики
В 1947 году Хейердал и ещё пятеро его друзей прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили неуправляемый плот по чертежам племени «Тики» не используя современных материалов, который они назвали «Кон-Тики».
На этом плоту они преодолели 4300 морских миль (8000 км) за 101 день плавания в Тихом океане доказав что примитивный плот, используя течение и попутный ветер, действительно может относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась рыба, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики», и другие повторили это путешествие на своих плотах.
Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар».
Его путешествия заражали многих мореплавателей, затем был остров Пасхи и много других увлекательных путешествий. Были и неудачи, но разве это может остановить человека, зараженного мечтой.
Путешествие через Атлантику
В 1970 году Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Целью эксперимента было демонстрация того, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах.
Экспедиция «Ра». О путешествии Тура Хейердала на папирусной лодке через Атлантику (1971)
Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.
На следующий год другая лодка, «Ра-2», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом — лодка достигла Барбадоса.
“Важно верить в успех и не отступать от своих убеждений”
Этот успех ещё раз показал что неудача лучший учитель, чем удача; что важно верить в успех и не отступать от своих убеждений.
Достижения Тура Хейердала и общественное признание
По мимо увлекательных открытий которые делал Тур Хейердал, следует отметить что его экипаж, всегда состоял из представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, делал он это намеренно, чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире.
Еще много путешествий было у Тура, часть его открытий будоражило научный мир, и не все они были приняты в ученых кругах, но у него получилось взглянуть на «старый мир» с уже запрограммированными правильными ответами по-новому, и встряхнуть его, задав не те вопросы, которые шли в учебнике географии после очередного параграфа.
Так же Хейердал был активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.
Тур Хейердал – герой Gentlehood, человек который рискнул отправиться на неуправляемом плоту в плаванье длиной в 8000 км по Тихому океану, не умея плавать, чтобы доказать то, во что он верил.
Источник: gentlehood.ru
Хейердал, Тур: биография
На основании устных преданий местных жителей и результатов раскопок Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих». «Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь. Радиоуглеродная датировка древесного угля, найденного при раскопках «земляной печи длинноухих», показала, что это было около трёхсот лет назад.
Лодки «Ра» и «Ра-II»
В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Целью эксперимента была демонстрация того, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах, используя при этом Канарское течение.
Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.
На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом — лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.
Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.
В своей статье «По следам бога Солнца», опубликованной в каирском журнале Egypt Travel Magazine, Тур Хейердал писал:
«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами… И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».
Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.
- Тур Хейердал (руководитель экспедиции)
- Норман Бейкер (штурман)
- Абдулла Джибрин (эксперт по материалам, которые использовались во время строительства)
- Карло Маури (кинооператор)
- Юрий Сенкевич (врач)
- Жорж Суриал (фотограф)
- Сантьяго Хеновес (антрополог)
Источник: www.peoplelife.ru
Путешествие Юрия Сенкевича и Тура Хейердала на папирусной лодке Ра
Весной 1969 года из порта Сафи, Марокко, вышла папирусная лодка «Ра» под командованием норвежского путешественника Тура Хейердала. Перед экипажем, состоящим из 7 человек, в числе которых был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, стояла задача переплыть Антлантический океан.
1.
Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке «Ра», 1969 год
2.
Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.
3.
В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван «Ра»
В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: «А почему бы вам не взять с собой русского?» И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции «Восток» после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.
4.
Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)
5.
25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки «Ра». На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.
6.
Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что «Ра» за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула
7.
По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и «Ра» буквально превращалась в подводную лодку.
Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
«4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно.»
«29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что „Ра“ будет затоплен по палубу — это точно.»
8.
«9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас.»
9.
Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал «SOS».
10.
Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: «Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни.» 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.
11.
А уже через год в мае состоялся старт «Ра-2»
Поделиться этим:
Путешествия 8 октября, 2015 2 644 просмотра
Источник: zefirka.net