Каждый год в октябре русский морской спецназ отмечает еще одну годовщину собственного существования в рядах российского Военно-морского флота. Принято считать, что его история начинается 22 октября 1938 года, когда на Тихоокеанском флоте было проведено плановое учение, в процессе которого осуществлена посадка подводных диверсантов через торпедный аппарат дизель-электрической подводной лодки «Щ-112». Согласно сценарию, боевые пловцы вышли через торпедный аппарат ПЛ, доставившей их к месту предназначения, и потом перерезали противолодочную сеть, защищавшую вход в бухту Улисс, а позже скрытно вышли на сберегал, где провели показательную диверсионную акцию. После чего спецназовцы возвратились на подлодку, ожидавшую их на грунте, и ушли в базу.
Но, к большенному огорчению, широкого распространения таковой метод действий боевых пловцов в то время в нашем флоте не получил. И «люди-лягушки» из роты особенного предназначения Краснознаменного Балтийского флота в процессе Величавой Российскей войны на задание прогуливались, что именуется, на собственных двоих. Одетые в гидрокомбинезоны, они просто прогуливались по дну моря либо водоема, что, конечно, очень ограничивало их способности. Их даже и спецназовцами не называли, а назвали просто — «подводные пехотинцы».
ЛОДКА ПВХашка с Тюнингом и его ЦЕНАМИ
После окончания войны малочисленный спецназ ВМФ был расформирован — «за ненадобностью». При этом даже когда управление Министерства внутренних дел СССР посреди 1946 года обратилось к командованию ВМФ с предложением передать все трофейные документы, учебную и другую литературу, также находившихся в лагерях пленных германских профессионалов подводной диверсионной и противодиверсионной войны, начальник головного штаба ВМФ СССР адмирал Иван Исаков отказался.
Аргументация была «железной». По воззрению грядущего Адмирала Флота Русского Союза, во-1-х, применение боевых пловцов может быть только эпизодически в ограниченных случаях. Во-2-х, их внедрение типо низкоэффективно. В-3-х, биться с пловцами-подрывниками противника довольно легко, а поэтому и противнику будет довольно просто найти и убить наших собственных подводных диверсантов. И, в конце концов, в-4-х, последние разработки в области гидроакустики и радиолокации сделают труднее скрытную доставку боевых пловцов в район операции и проведение ими особых акций.
При всем этом начисто игнорировался очень удачный опыт внедрения в процессе 2-ой мировой войны подразделений подводного спецназа военно-морскими силами зарубежных стран. Напомним, что итальянскими боевыми пловцами в сентябре 1941 года на рейде Алхесираса были подорваны вооруженный теплоход и два танкера, а в декабре такого же года в гавани британской военно-морской базы в египетской Александрии экипажи 3-х подводных транспортировщиков типа «Майяле-2» подорвали линкоры «Вэлиант» и «Куин Элизабет», также подорвали танкер «Сагона» водоизмещением около 7 с половиной тыщ тонн. Ремонт первого линкора закончится в июле 1942 года, а второго — только в июле 1943 года.
Фальшборт на надувной лодке — зачем? Лодка ПВХ REEF ТРИТОН 420 НДНД
Возрождение
Исключительно в начале 1950-х годов управление Министерства обороны и командование Военно-морского флота Русского Союза начали воссоздавать отряды специального предназначения, по другому — спецназа военно-морской разведки. Так, директивой начальника ГШ ВМФ СССР от 24 июня 1953 года в составе Черноморского флота было сформировано подразделение подводных диверсантов, первым командиром которого стал капитан 1 ранга Е. В. Яковлев. В октябре будущего года аналогичное по предназначению спецподразделение было сотворено, а поточнее сказать, воссоздано на Балтике. Командиром новейшей боевой единицы был назначен капитан 1 ранга Г. В. Потехин, исполнявший до того обязанности начальника штаба отряда на Черноморском флоте. Потом последовали и другие флоты: март 1955 года — Тихоокеанский (командир отряда — капитан 2 ранга П. П. Коваленко), ноябрь 1955 года — Северный флот (командир отряда — капитан 1 ранга Е. М. Беляк).
Но скоро стало ясно, что набрать способных бойцов и приготовить их под
ходящим образом — это только полдела. Личный состав групп спецназначения нужно к тому же соответствующим образом вооружить. При всем этом в достижении боевыми пловцами огромных фурроров при выполнении особых задач не последнюю роль должны играть и подводные средства движения особенной конструкции, которые позволят спецназовцам скрытно и стремительно подходить в район атаки самим и доставлять к месту предназначения нужные грузы. Но в то время таких средств движения у русского ВМФ не было. Естественно, вопрос о необходимости проектирования и постройки таких встал на повестке денька как у флота, так и у индустрии.
Сначало командование ВМФ СССР попробовало решить эту делему своими силами, другими словами практически кустарным методом. Так, Конструкторскому бюро проектирования буксиров было выдано задание выполнить проектирование макетного эталона сверхмалой подводной лодки, строительство которой было доверено ленинградскому заводу «Гатчинский металлист». Таковой шаг флотского командования вызывает сильное недоумение, так как в те годы в Русском Союзе уже было не одно конструкторское бюро, специализировавшееся на проектировании подводных аппаратов различного предназначения.
После краха нацистской Германии в руки русских военных и инженеров попало довольно огромное количество различных образцов трофейного вооружения, военной и специальной техники. Так, к примеру, наступающие русские войска захватили несколько СМПЛ типа «Зеехунд». По подсчетам янки, Русский Альянс взял в качестве трофеев 18 готовых и 38 недостроенных СМПЛ, а российские документы и исследовавшие данный вопрос спецы и любители военно-морской истории, а именно инженер-кораблестроитель А. Б. Аликин и историк-исследователь истории военно-морского спецназа разных государств мира А. М. Чикин, говорят, что в СССР вывезли из оккупационной зоны всего только две «малютки» и техно документацию на данный эталон военно-морской техники. Но более правдоподобной представляется цифра, озвученная создателю южноамериканским исследователем-энтузиастом истории сотворения и боевого внедрения СМПЛ типа «Зеехунд» Питером Уайтолом: по его данным, почерпнутым из американских и трофейных германских архивов, Красноватая Армия захватила и вывезла для кропотливого исследования в СССР 6 недостроенных сверхмалых подводных лодок типа «Зеехунд», находившихся в различной степени готовности.
Задачка по проведению исследования и испытаний трофейных «зеехундов» была поручена ленинградскому заводу № 196 («Судомех»), сейчас это компания «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург). Завод в те годы производил постройку для русского ВМФ подводных лодок 15-й серии.
2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду уже приспособленной под нужды ВМФ СССР мини-подлодки типа «Зеехунд», а уже к 5 ноября ее швартовные тесты были удачно завершены. После чего сразу начались ходовые тесты, продолжавшиеся до 20 ноября 1947 года.
Но из-за того, что наступили резкое похолодание и ледостав, последующие тесты были приостановлены, мини-подлодку подняли на стену завода, отчасти демонтировали и законсервировали на зиму. Весной будущего года на заводе были проведены доспусковые работы, а потом осуществлены швартовные тесты русского «тюленя». Дальность плавания, скорости погружения, автономность, продолжительность непрерывного пребывания под водой, по данным А. Б. Аликина, в процессе испытаний не определялись.
Потом мини-субмарина была передана в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Личный состав отряда, как можно судить по имеющимся небогатым данным российских источников, довольно активно использовал «Зеехунд» — в большей степени для исследования способностей сверхмалых подводных лодок как 1-го из средств ведения вооруженной борьбы на море в современных критериях.
Естественно, что к такому «диковинному» для нашего флота оружию проявляли энтузиазм и руководители сделанного спецназа. Но предпринимались управлением спецназа и меры по созданию собственных собственных сре
дств. Так, к примеру, по мемуарам проходивших в спецназе службу флотских офицеров, располагавшийся тогда в подмосковном Жуковском опытнейший завод выполнил для их по выданному ТТЗ проектирование сверхмалой подводной лодки, созданной для разведывательно-диверсионных операций:
«У нас была полная свобода творчества и полная свобода в том, чтоб завлекать кого угодно, — вспоминает какой-то из них. — Ну, к примеру, находящийся в Жуковском 12-й завод-институт делал для нас сверхмалую подводную лодку. И вот когда нас уже начали разгонять, они нам сделали по нашему ТТЗ сверхмалую подводную лодку для диверсионных целей на 30 тонн.
Они даже сделали ее макетный эталон, другими словами лодку, приготовленную для испытаний. Мы просили командование — дайте нам положенный отпуск, чтоб мы хотя бы смогли испытать эту «сверхмалютку». Лодку позже можно будет убить, но документы по ее испытаниям сохранятся и понадобятся все таки когда-нибудь. Но нам не разрешили, а позднее мне стало понятно, что не только лишь лодку убили, да и даже сам проект — документацию — сожгли и уничтожили».
Братья «тритоны»
Отчасти неувязка оснащения спецназа нужным подводным снаряжением была решена после того, как по заказу головного штаба ВМФ СССР сотрудниками кафедры торпедного орудия Ленинградского кораблестроительного института под управлением ее заведующего доктора А. И. Шевело, знатного инженера-торпедиста, были разработаны двухместный транспортировщик торпедной конфигурации «Сирена» и одноместные буксировщики «Протей-1» (крепится на груди) и «Протей-2» (крепится на спине). Последний, правда, по ряду обстоятельств в русском ВМФ не прижился.
На свои места все встало только в 1966 году, когда распоряжением первого заместителя министра судостроительной индустрии СССР М. В. Егорова все работы по проекту сверхмалой подводной лодки (СМПЛ), нареченному «Тритон-2 М», были переданы в Центральное проектное бюро (ЦПБ) «Волна», а строительство данных аппаратов было доверено вести расположенному в Ленинграде Ново-Адмиралтейскому заводу.
В итоге в 1967 году были осуществлены доработка и тесты макетного эталона шестиместной СМПЛ «Тритон-2 М», по результатам которых было начато проектирование головного эталона сверхмалой подводной лодки — транспортировщика легководолазов типа «Тритон-2» и нового аппарата типа «Тритон-1 М», рассчитанного на 2-ух человек.
Основным наблюдающим по проекту «Тритон-1 М» был назначен Б. И. Гаврилов, которого позже сменил Ю. И. Колесников. Работы по обеим программкам велись группой профессионалов из ЦПБ «Волна» под управлением головного конструктора Я. Е. Евграфова. Забегая вперед, отметим, что с 6 апреля 1970 года обязанности головного конструктора по работам, направленным на создание средств транспортировки боевых пловцов, стал исполнять Б. В. Подсевалов, сменивший ушедшего на пенсию Евграфова.
Эскизный проект СМПЛ «Тритон-1 М» был разработан в 1968 году и в том же году заместителем головного конструктора был назначен В. С. Спиридонов. Сразу шли и работы с контрагентами по вопросам сотворения для новых аппаратов разных технических средств. Так, по выданным бюро «Волна» тактико-техническим заданиям контрагентами были в кратчайший срок разработаны технические проекты нескольких типов оборудования и систем для этой «малютки».
Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки была завершена в декабре 1969 года, и 4 апреля последующего, 1970 года он был совсем утвержден совместным решением Министерства судостроительной индустрии (МСП) и ВМФ СССР. Это отдало возможность конструкторскому коллективу ЦПБ «Волна» приступить к разработке рабочих чертежей и технической документации на «Тритон-1 М» уже в 1970 году, а в 3-ем квартале такого же года вся рабочая документация по СМПЛ была передана на Ново-Адмиралтейский завод, и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых СМПЛ типа «Тритон-1 М».
В 1971—1972 годах на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде были построены два первых аппарата типа «Тритон-1 М» — бывалые экземпляры, созданные для воплощения всесторонних испытаний и исследования всех особенностей процесса строительства и эксплуатации нового типа подводных лодок. Швартовные тесты этих 2-ух СМПЛ были завершены в июле 1972 года, после этого оба «тритона» были переведены на Темное море, где тесты были продолжены уже на морской базе предприятия «Гидроприбор».
Потом оба опытнейших эталона были ориентированы управлением Ленинградского Адмиралтейского объединения, в состав которого вошел Ново-Адмиралтейский завод, на заводские ходовые тесты, окончившиеся 10 января 1973 года. В процессе испытаний были устранены ранее и вновь выявленные недочеты, также осуществлены разные работы по устранению замечаний, предъявленных к СМПЛ представителями военной приемки.
С 11 по 28 января такого же года обе СМПЛ были подготовлены к проведению муниципальных испытаний, которые прошли в период с 1 февраля по 9 июня 1973 года с перерывом с 4 по 29 апреля — для устранения выявленных замечаний. 10 июня оба «тритона» были поставлены на ревизию устройств и расцветку, после этого 30 июня 1973 года был выполнен контрольный выход в море. В тот же денек членами Комиссии гос приемки под председательством капитана 1 ранга Н. А. Мышкина были подписаны приемные акты на оба аппарата, которые и были переданы ВМФ СССР.
В собственной статье, посвященной сверхмалым подводным лодкам семейства «Тритон», В. А. Чемоданов писал, что в приемных актах на 1-ые две СМПЛ типа «Тритон-1 М» отмечалось: «Тактико-технические элементы СМПЛ, корпус, механизмы, системы, устройства и обитаемость соответствуют проекту, а приобретенные на испытаниях результаты отвечают требованиям действующих технических критерий, методик и норм». По его словам, члены гос комиссии выдали несколько предложений: «о необходимости улучшения маскировки в ночное время; по магнитному полю — беря во внимание, что величины составляющих магнитного поля находятся на уровне результирующих магнитных полей современных подводных лодок, измерения магнитного поля на стоянке и на ходу на опытнейших образчиках носителей можно не создавать; установить один магнитный компас в диаметральной плоскости кабины, потому что при установке 2-ух компасов по бортам на их работу оказывает влияние включенная аппаратура».
После корректировки конструкторами проектного бюро «Волна» рабочих чертежей и документации с учетом результатов муниципальных испытаний опытнейших образцов все было передано на Ленинградское Адмиралтейское объединение, которое приступило к серийному строительству СМПЛ «Тритон-1 М».
В связи с объединением в 1974 году ЦПБ «Волна» и Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143) в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» все работы по корректировке технической документации и техническому сопровождению строительства и испытаний СМПЛ «Тритон-1 М», как и СМПЛ «Тритон-2», вели уже сотрудники нового бюро. Любопытно, что потом аббревиатура СПМБМ «Малахит» расшифровывалась уже как Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения.
Всего Ново-Адмиралтейский завод и Ленинградское Адмиралтейское объединение выстроили и передали ВМФ СССР 32 сверхмалые подводные лодки — транспортировщики легководолазов типа «Тритон-1 М», главными строителями которых были В. Я. Бабий, Д. Т. Логвиненко, Н. Н. Чумичев, а ответственными сдатчиками — П. А. Котляр, Б. И. Доброзий и Н. Н. Аристов. Главный наблюдающий от ВМФ — Б. И. Гаврилов.
«Тритон-1 М» представляет собой сверхмалую подводную лодку — транспортировщик легководолазов так именуемого «мокрого» типа. Это значит, что у нее отсутствует крепкий корпус для экипажа и включенные в личные дыхательные аппараты боевые пловцы находятся в проницаемой для забортной воды кабине СМПЛ. Крепкие, непроницаемые объемы (отсеки маленького размера), имеющиеся на СМПЛ, предусмотрены только для установленных на ней пульта управления (размещен в кабине подлодки), аккумуляторной ямы (находится конкретно за кабиной, включает аккумуляторную батарею типа СЦ-300 мощностью 69 кВт) и электромоторного отсека, который расположен в кормовой оконечности «Тритона-1 М».
Корпус СМПЛ изготавливался из алюминиево-магниевого сплава, а в качестве движителя употреблялся помещенный в насадку гребной винт, приводимый в движение с помощью гребного электродвигателя марки П32 М номинальной мощностью 3,4 кВт. Управление аппаратом — с помощью движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями «Саур» (КМ69—1).
Доставка сверхмалой подводной лодк
Источник: survincity.ru
Это должен знать каждый!
—> ЖЖитeль Сeкpeтнaя cвepxмaлaя лoдкa «Тpитoн-1М» пoдвoднaя СССР путeшecтвия и aвиaция / ЛАЙФХАК
Сeкpeтнaя cвepxмaлaя пoдвoднaя лoдкa СССР «Тpитoн-1М» . ЖЖитeль. путeшecтвия и aвиaция .
Объeкт 825 ГТС в coвeтcкoe вpeмя был зaceкpeчeнным, кaк и вce, чтo пpoиcxoдилo в Бaлaклaвe. Этo выpублeннaя в cкaлe бaзa пoдвoдныx лoдoк.
Объeкт включaл в ceбя кoмбиниpoвaнный пoдзeмный вoдный кaнaл c cуxим дoкoм, цexa для peмoнтa, cклaды ГСМ, миннo-тopпeдную чacть и был пpeднaзнaчeн для укpытия, peмoнтa и oбcлуживaния пoдвoдныx лoдoк 613-гo и 633-гo пpoeктoв, a тaкжe для xpaнeния бoeпpипacoв, пpeднaзнaчeнныx для этиx cубмapин. Здecь дaжe xpaнилиcь и cнapяжaлиcь ядepныe бoeзapяды.
Источник: laifhak.ru
Сверхмалая подводная лодка ?Тритон 1М? (17 фото + текст)
Малая подводная лодка «Тритон 1М» была разработана конструкторами проектного бюро ?Волна? под руководством Я.Е.Евграфова. выпускалась с 1972 года на Новоадмиралтейском заводе (г.Санкт-Петербург), изготовлено 32 единицы.
Эта лодка была продолжением работ по созданию разведовательных и диверсионных минилодок а также букстровщиков (транспортировщиков) водолазов.
Транспортировщик водолазов «Сирена» конца 50-х годов.
«Тритон» представляет собой плавательный аппарат ?мокрого? типа, рассчитанный на двух водолазов, которые находятся в заполненной водой кабине.
Лодка имеет пульт управления, аккумуляторный и электромоторные отсеки, магнитный корпус, оснащена радиостанцией, гидроакустической станцией и автоматической системой движения по курсу.
?Тритон 1М?может лежать на грунте в ?режиме ожидания? до 10 суток. Лодка предназначена для патрулирования акватории портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов, кораблей противника, исследования морского дна.
Длина ? 5 м
Ширина ? 1,36 м
Высота от киля ? 1,39 м
Осадка ? 1м
Полное надводное водоизмещение ? 3,75 т
Полный ход ? 6,66
Малый ход ? 4,29
Дальность непрерывного подводного плавания ? 39,96 миль
Рабочая глубина ? 32 м
В 1966 году в Советском Союзе были начаты работы по созданию групповых подводных носителей (ГПН) типа «Тритон». Их вели конструкторы проектного бюро «Волна» под руководством Я. Е. Евграфова, а затем Е. С. Корсукова. В 1972-73гг. двухместный аппарат «Тритон-1М» (проект 907) прошел испытания, после чего началось его серийное производство на Новоадмиралтейском заводе (Ленинград). Всего было построено 32 единицы.
Малая подводная лодка проекта 907 на колёсной платформе
Его корпус имеет прочные непроницаемые объемы: пульт управления в кабине водителя, аккумуляторный и электромоторный отсеки. Мощность гребного электродвигателя — 3,4 кВт, скорость полного подводного хода 6 узлов (11,1 км/час), дальность плавания на этой скорости 35 миль (около 65 км). Предельная глубина погружения 40 метров, рабочая ? 32 метра.
Может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией, автоматической системой движения по курсу.
«Тритон-1М» способен решать следующие задачи; патрулировать акватории портов и рейдов; осуществлять поиск подводных разведчиков и диверсантов противника; скрытно доставлять и ставить мины заграждения и диверсионные подрывные заряды; высаживать и эвакуировать водолазов-разведчиков; исследовать морское дно; обеспечивать ремонт трубопроводов и других подводных сооружений.
Шестиместный герметичный носитель водолазов проекта 908 «Тритон-2».
Запуск носителей водолазов «Протей» с подводной лодки «Пиранья». Россия.
Водолазный планшет с подводным фонарём.
Югославская (ныне хорватская фирма) «Бродосплит» с 1980-х годов производит двухместный транспортировщик типа R-2М, близкий к «Тритону-1М» по компоновке, габаритам и характеристикам (водоизмещение 1,4 тонны; длина 4,9 метра; подводная скорость 4 узла; дальность плавания 18 миль.
Лодка проекта 907 «Тритон — 1М» в парке в Саратове.
В фильме «Особенности национальной рыбалки» тоже есть СМПЛ «Малютка» на всеядном двигателе. Была ли такая лодка? Вряд ли.
Источник: 24warez.ru