Этот раздел сайта ответит на вопросы: «Что такое гибрид и гибридная аэролодка?», «На что способен гибрид?», «Чем гибридная аэролодка лучше аэролодок и СВП?», «Какие преимущества даёт гибрид?» и тд.
Гибриды — техническое новшество на рынке аэролодок и свп. Поэтому стоит детально рассмотреть особенности их эксплуатации.
Некоторая информация наглядно показана в видео-доказательствах в конце этой страницы.
История создания.
Для начала, немного истории для понимания направления эволюции аэровездеходов. Здесь показан наш опыт с 2008 года: с чего мы начинали и к чему пришли в стремлении создать универсальный, проходимый аэровездеход.
- 8 апреля 2008 г. — начало разработок и испытаний собственного СВП.
- 2015 г. — создана классическая аэролодка «Раздолье» — аэролодка открытого типа.
- 2016 г. — создана классическая аэролодка «Роза Ветров» — аэролодка закрытого типа.
- 2018 г. — начало разработок и испытаний «Розы Ветров» с наддувом, названной в последующем «гибридной аэролодкой».
- 2018-2019 гг – продолжаются многократные испытания во всех дорожных и погодных условиях с последующей модернизацией узлов и корректировкой КД с целью достижения максимальных эксплуатационных характеристик.
- 24 июня 2019 – отгружен первый в мире серийный гибрид. Наша компания стала первым производителем, серийно выпускающим гибридные аэролодки!
- Подача заявки на патент.
- 25 сентября 2019 г – впервые показаны возможности выхода на берег аэролодок Роза Ветров на нашем канале YouTube (https://youtu.be/DYoZmas2jzc ).
- 25 ноября 2019 г – впервые нами введен термин «гибридная аэролодка», означающий симбиоз аэролодок и СВП (https://youtu.be/oNw-PF3PNzs ).
- 13 ноября 2020 г – начало рекламирования гибридных аэролодок «Роза Ветров» (https://youtu.be/eDC348cptAw ). До этого информация о гибридах и возможность их купить была эксклюзивно доступна только клиентам ООО «ВТР».
Аэролодка или аэросани за 85 т.р.! Аэроустановка Бурлак для любой лодки!
Рис. 1. Первая гибридная «Роза Ветров». РВ-6Н, 130 л.с. Испытания. 2018 г.
Рис. 2. Гибридная «Роза Ветров». РВ-7Н, 170 л.с. 2019 г.
Рис. 3. Гибридная «Роза Ветров». РВ-6Н, 200 л.с. 2020 г.
Подробнее о гибридной технологии.
«Гибридная технология» – комплекс конструктивных изменений аэролодки, направленных на обеспечение принудительного наддува воздуха под днище аэролодки для снижения гидродинамического сопротивления при движении. Иными словами, создается воздушная прослойка (подушка), которая снижает трение об контактную поверхность (вода, снег, лед, песок, сухой и мокрый бетон, болото и тд).
«Гибридная аэролодка», «гибрид» – это аэролодка, оснащенная гибридной технологией. По-народному: «аэролодка с наддувом», «аэролодка с поддувом», «аэролодка на воздушной подушке». Кстати, последнее название ошибочно применялось ко всем классическим аэролодкам задолго до появления гибридов. Однако, теперь это выражение обрело реальное значение.
Гибридная технология, реализованная в аэролодке «Роза Ветров», защищена патентом. Ценность этой технологии в ее максимальной эффективности (КПД) при движении и страгивании с места. Причем наш вариант исполнения предусматривает установку дополнительного двигателя под основным двигателем, что позволяет сохранить полезное пространство аэролодки.
Конструктивное исполнение.
Дополнительный малолитражный двигатель с воздушным винтом нагнетает воздух под каждую чешую аэролодки, которая контактирует с поверхностью. Этот двигатель установлен под маршевым двигателем. Оба запитаны с одного топливного бака.
Дополнительный двигатель наддува имеет отдельное управление и запуск. Можно регулировать режим его работы, подстраиваясь под меняющиеся внешние погодные и дорожные условия, а также загрузку лодки.
Что важно, выход из строя двигателя наддува не приводит к остановке как на СВП!
Установка двигателя на носу изначально была отклонена по ряду недостатков: потеря полезного пространства и низкая эффективность при страгивании с места и в водоизмещающем режиме.
Рис. 4. Дополнительный двигатель наддува.
В чем преимущества гибридных аэролодок?
Вам уже знакомо?
Аэролодка налегке летит с ветерком, а после загрузки в 500-600 кг по воде еле тащится.
После ряби заезжаете на водную гладь и замедляетесь сразу на 20 км/ч, а лодка становиться менее отзывчивой на руль.
Попадаете на липкий снег и не можете ехать быстрее 15-20 км/ч как бы ни давили на газ. Будто якорь привязали к аэролодке.
Все эти и другие проблемы возникающие в эксплуатации решает гибридная аэролодка «Роза Ветров».
Рассмотрим преимущества в сравнении с классической аэролодкой при равных внешних условиях.
Характеристики:
- грузоподъемность с глиссированием по воде больше до 40% (1000+ кг)
- максимальная скорость по воде налегке больше на 40% (130+ км/ч)
- скорость по воде на тяжелогруженой лодке больше на 50-100% (80км/ч с 880 кг загрузки)
- дальность хода больше до 286% (т.е. в 3,8 раза) за счёт догрузки топлива
- дальность хода больше до 25% за счёт экономии топлива
- расход топлива меньше на 20%. Для сравнения: при загрузке 600-700кг по водной глади – 56 л/100км.
Управляемость:
- регулируемая манёвренность: чем больше наддува, тем выше поворотливость
- более устойчивая на повороте в режиме глиссирования: подушка снижает вероятность погружения внешнего баллона в воду переводя аэролодку в режим бокового скольжения
- с воздушной подушкой лучше управляемость на границе сред: меньше цепляется за камни, меньше чувствуются переходы снег-лед.
- облегченный разворот на месте
Проходимость и эффективность в трудных эксплуатационных условиях:
- не теряет скорость по водной глади, а только увеличивает ее. На классической аэролодке скорость снижается до 40% при загрузках больше средней.
- существенно решается проблема прилипания к липкому снегу и наледи в движении и после остановки. С 33 км/ч вы можете поднять скорость до 80 км/ч как в данном примере https://youtu.be/_XjBlZE4RVA .
- существенно решается проблема плохого скольжения и примерзание после остановки к снегу при t ниже минус 30 С
- значительно упрощается страгивание со льда и снега после примерзания. При соблюдении РЭ вы уверенно решаете эту проблему не прибегая к домкратам и лебедкам.
- решается проблема прилипания к пологому песчаному берегу. Появляется возможность уверенно преодолевать песчаные участки и отмели. На классических аэролодках возможен проезд на скорости только коротких и прямых участков. В случае вынужденной или случайной остановки может прилипнуть надолго. Внимание: продолжительное движение ускоряет износ чешуи и лопастей.
- решается проблема прилипания к маловодному болоту. Т.е. если на поверхности болота нет воды, но земля пропитана водой как губка, то очень высока вероятность прилипнуть к болоту несмотря на отличное скольжение в движении. Внимание: продолжительное движение ускоряет износ чешуи.
- благодаря воздушной подушке гибрид способен более уверенно преодолевать сухие и ровные участки: бетон, земля с невысокой травой, ягель. Основным условием для движения является плотное прилегание днища. Кочки и ямки необходимо преодолевать на скорости, без остановки. Избегать липкой грязи и сильно шероховатых поверхностей. Внимание: следует пользоваться только при острой необходимости, и/или оправданных расходах на последующий ремонт изнашиваемых элементов.
- гибрид способен ехать еще по более мелкой воде несмотря на свой вес. Парящее движение гибрида уменьшает контакт с каменистым дном, повышает манёвренность, позволяя успешно лавировать препятствия, тем самым дольше сохраняет чешую.
Новые фишки в эксплуатации:
- выезд на сухой берег, съезд с берега.
- более крутой разворот на месте маршевым двигателем
- можно развернуть на воздушной подушке без маршевого двигателя.
- можно легко заехать, выехать из гаража без прицепа, перемещать в гараже, на прицепе в любых направлениях, даже назад, если нет препятствий
- наддув сильно облегчает буксирование аэролодки
Рассмотрим преимущества в сравнении с СВП (судно на воздушной подушке) при равных внешних условиях. С советских времен создано и усовершенствовано много моделей СВП, с различными исполнениями гибких ограждений (ГО), различными характеристиками. Но все они имеют принципиальное отличие от аэролодок: очень низкое сопротивление движению и невозможность движения без воздушной подушки. Если первое – это в большинстве случаев преимущество, то второе – это недостаток, который выливается в серьёзные эксплуатационные ограничения. Аэролодки же наоборот, имея недостатки из-за высокого сопротивления движению, обладают большей проходимостью по снегу, льду, воде, пересеченной местности, горным рекам.
Сначала рассмотрим преимущества гибрида как аэролодки:
- аэролодка не останавливается на высоких волнах, и продолжает скользить в водоизмещающем режиме с волны на волну. Внимание: это движение только для возвращения на берег, чтобы переждать шторм.
- на волнах до 0,3 м аэролодка только ускоряет ход, т.к. уменьшается площадь смачивания, снижается сила вязкого трения
- успешно справляется с более сильным ветром, т.к. имеет лучшее сцепление с поверхностью воды и снега, кроме зеркального льда
- преодолевает пороги горных рек
- преодолевает торосы благодаря защите днища, нет опасения порвать ГО
- преодолевает крутые подъемы, ямы, кочки, снежные барханы и другие изгибы рельефа уверенно, без разгона, более контролируемо и без опасения потерять воздушную подушку как на СВП
- более динамичные, скоростные, маневренные, с маленьким радиусом поворота
Теперь рассмотрим преимущества гибрида, связанные с применением наддува:
- Практически нет брызгов из-под днища, которые бы приводили к потере обзора и обледенению корпуса. Потому что:
1. воздух проходя между чешуйками направляется назад,
2. намного меньше расхода воздуха, поскольку подается в основном только для улучшения скольжения, а не для подъема лодки. - В случае потери наддува гибрид не останавливается как СВП, а продолжает движение в режиме аэролодки
- амфибийность в сочетании с высокой геометрической проходимостью позволяют гибридной «Роза Ветров» совершать подъем и спуск по крутому бетонному слипу. И что важно, можно, управляя наддувом, уменьшить боковое скольжение от ветра или поперечного уклона слипа. При этом можно, остановившись на подъёме, продолжить движение вверх, не уходя на второй круг.
- гибрид имеет более компактные габариты и массу при аналогичной грузоподъемности.
Надо сказать СВП в России сильно развито не только благодаря феноменальным возможностям передвижения по сухому, но и благодаря сильно развитой научно-технической и нормативной базе. До второго десятилетия 2000х годов суда на воздушных подушках, по инерции с советских времен, продолжали пользоваться популярностью, в том числе из-за отсутствия достойной альтернативы. Для перевозки грузов более 2000 кг и более 10 человек – для СВП до сих пор нет конкурентов. Это не удивительно по нескольким причинам:
- Благодаря воздушной подушке вязкое трение сведено к минимуму, расход топлива приемлим, по сравнению с аэролодками;
- При такой грузоподъемности высота и габариты подушки достаточно большие, чтобы преодолевать неровности.
Такие СВП успешно применяются в военных и промышленных целях. Однако, для потребительского сегмента у СВП есть существенные недостатки: это цена, сложность управления, сложность конструкции, и самое главное – ограниченность в эксплуатационных возможностях по сравнению с аэролодками. В основном СВП остаются популярными в тех условиях эксплуатации, где нет воды, которая крайне важна для классических аэролодок.
Далее будут приведены видео-доказательства возможностей гибридной аэролодки «Роза Ветров».
Выезд аэролодки на бетон и разворот на месте
Съезд с крутого уклона.
Источник: aero-lodki.ru
«Airboat»: выкинуть финт винтом
В последнее время активный отдых становится все более актуальным: меняются стереотипы, растет уровень жизни, появляются новые вкусы и потребности.
«Airboat» – на русских просторах «аэролодка» – выглядит довольно экстравагантно: этакая мечта американской провинции. Плоское днище несет на себе несколько высоких сидений и сопровождается огромным вентилятором сзади. Пробегая над камышами, осокой и прочей озерно-речной растительностью, аэролодка распугивает шумом, ветром и волнами тамошнюю живность. Выброс адреналина обеспечен – восторг полный!
В последнее время активный отдых становится все более актуальным: меняются стереотипы, растет уровень жизни, появляются новые вкусы и потребности. Тех, кто раньше довольствовался велосипедными прогулками по лесопарковой зоне, такой отдых уже не устраивает: им требуется нечто более увлекательное, современное, а иногда даже эксклюзивное.
Желающие отвлечься от деловых будней, не подвергая себя экстремальным испытаниям, с радостью придаются охоте или рыбалке. Среди них есть и такие люди, чья неуемная фантазия и профессиональные знания позволяют создать подходящие для этого транспортные средства, пригодные, кстати, и для серьезной работы. Аэролодка именно из разряда таковых. Это не только ценные «деловые» качества, но и активный отдых в гармонии с природой.
История создания аэролодки утекает в те времена, когда уже были придуманы катера и гидроциклы, но пытливый человеческий ум уже шел дальше, пытаясь создать нечто совершенно новое с точки зрения эффектности и функциональности. Ни в том, ни в другом сомневаться не приходится: аэроглиссер, который был впервые представлен российской публике на петербургском «Бот-шоу», заинтересовал не только знатоков водного транспорта, но и счастливых обладателей воображения.
У аэролодки немало преимуществ по сравнению с традиционными плавсредствами: это настоящий скоростной вездеход. Идеальная среда для нее – мелководье и заболоченные участки, недоступные для других видов транспорта. Хотя и на глубокой воде при наличии обширной подводной или околобереговой растительности без нее тоже не обойтись. «Эйрбот» способен двигаться не только по воде, но и по льду, снегу и даже по сухому грунту, причем отменная маневренность и великолепная устойчивость на любых скоростях гарантируются.
На аэролодке могут радоваться жизни одновременно от 2 до 15 пассажиров, в зависимости от модели, причем это еще далеко не предел (есть аппарат и на 30 пассажиров). Американская фирма Panther Airboat Corporation предлагает около полутора десятков лодок с вентилятором. Оборудуются они автомобильными моторами General Motors или же авиационными двигателями мощностью от 200 до более чем 500 л.с.
Однако же американские и канадские аэроглиссеры довольно дорогие. Это вдохновило российскую компанию создать аналоговую модель с отечественными внутренностями и корпусом. Новорожденный аппарат имеет внешность своеобразную и намерения серьезные. Рост – около трех метров, вес – за восемьсот килограммов.
На алюминиевом днище возвышаются высокая стойка с массивным 150-сильным «волговским» мотором и двухместное высокое сиденье (голова пассажира оказывается метрах в двух над уровнем воды). Корпус сварной, почти прямоугольный. Обращают на себя внимание детали: приваренный к кормовой части «ящик», удлинивший смоченную поверхность корпуса на 70 см; брызгоотбойник, призванный разгружать носовую часть на ходу; зашивка форпика, образующая, как и кормовой ящик, аварийный блок плавучести. Система охлаждения здесь замкнутая, не зависимая от наличия забортной воды, выхлоп осуществляется в воздух, так что флоре и фауне водоемов ничто не угрожает.
Несмотря на кажущуюся «неуравновешенность», с устойчивостью проблем не возникает ни в состоянии покоя, ни на ходу. Даже в самых крутых поворотах лодка идет с устойчивым внутренним креном. Транспортируется аэроглиссер без каких бы то ни было трудностей: например, на обычном трейлере «самосвального» типа для перевозки автомобилей.
Приведение аппарата в действие осуществляется при помощи ручки управления рулями, перемещающейся продольно (вперед – поворот влево, назад – вправо), и педали газа, расположившейся под ногами. Под правой рукой водителя имеется панель с кнопкой стартера и клавишами включения зажигания, электровентилятора системы охлаждения и отливной помпы. В общем, не слишком сложно и доступно для понимания не только профессионалов, но и любителей.
На фоне всех упомянутых преимуществ все же есть одно «но». Шума и ветра аэролодка создает достаточно для того, чтобы ликвидировать целый кемпинг со всеми его обитателями, если бы таковой там оказался. Основной шум, однако, создает не мотор, а рассекающий воздух винт.
При помощи джипа лодка была спущена на воду. Сразу ощущаешь себя хозяином ситуации: из-за высокого расположения сиденья, прекрасной обзорности ничего не мешает – кажется, будто висишь в воздухе или летишь низко над самой водой. Этот аппарат рождает ни с чем не сравнимое ощущение гармонии с природой, но в то же время чувствуешь себя ее хозяином и повелителем благодаря эффектности сооружения.
Аэролодка позволяет выкидывать различного уровня «финты», по ощущениям не хуже, чем на аквабайке, но только глобальнее и с большей амплитудой. Мелководье (20-30 см и менее) – любимая среда лодки, которая с грацией взлетающего селезня скользит по тонкому слою воды, поднимая со дна ил и оставляя ровные каналы на месте былых тростниковых зарослей. Разворачивается аэролодка практически на месте, причем лишь незначительно сбросив скорость.
Кроме своей развлекательно-увеселительной функции, аэролодка позволяет облегчить работу береговых служб, спасателей и экологов в труднодоступных местах.
Следует заметить, что это не окончательный вариант новой русской лодки. Как техническая сторона, так и внешность аппарата будут дорабатываться и совершенствоваться. Планируется создание более легкой и экономичной аэролодки.
Источник: www.kolesa.ru
Что такое аэролодка?
Аэролодки – общее название легких глиссирующих судов, оснащенных воздушным маршевым винтом. В отличие от обычных катеров с гребным приводом, которым требуется определенная глубина, аэроботы способны передвигаться по мелководью, плавням, заболоченным водоемам, горным протокам, льду, снегу, преодолевать небольшие препятствия в виде плавающих бревен, коряг, порогов, торосов. Благодаря этим качествам амфибии популярны среди рыболовов, охотников, любителей активного отдыха. Техника может использоваться для транспортировки пассажиров либо небольших грузов в труднодоступных районах, патрулирования, спасательных операций.
Оглавление
История появления
Первые теоретические разработки по созданию амфибийных лодок относятся к началу XVIII века. Ими занимался шведский ученый Эммануил Сведенборг, однако довести дело до конца ему не удалось. Настоящего технического прорыва человечеству пришлось ждать почти 200 лет.
Прообразом современных глиссеров можно считать аэросани, проектированием которых занимались во многих странах: Германии, Австрии, Франции и др. России, славящейся своими лютыми зимами, бескрайними просторами и весьма скудной сетью дорог, такая техника была жизненно необходима. В 1904 году инженер Сергей Неждановский представил свое изобретение: сани на полозьях с пропеллером.
Его модель была несовершенной и мало подходила для практического применения, однако она дала толчок для дальнейших разработок. И уже через 3 года московский завод ДУКС стал выпускать лыжные автомобили Юрия Меллера, которые оснащались моторами мощностью 3,5 л.с. и могли развивать скорость до 16,5 км/ч. В это же время внедряется ряд инновационных решений, актуальных и в настоящее время: установка кабины, крепление двигателя к винту, устройство управления посредством изменения вектора тяги. В 1912 году Игорь Сикорский создал модель, разгонявшуюся до умопомрачительной на то время скорости: 75 км/ч.
Свою лепту в эволюцию аэросаней внесли и военные. В первую мировую войну техника использовалась для разведки, связи и эвакуации раненных солдат. После Октябрьской революции Председателем комиссии по снабжению Красной армии А.Рыковым был создан целый комитет по построению вездеходной техники, в том числе и аэросаней.
Развитие гражданских модификаций в СССР приходится на 30-е годы. В Чувашии между городами Канаш и Чебоксары была проложена почтовая линия протяженностью 85 км, преодолеть которые в зимнее время могли только аэросани. В 1932 году по инициативе общества «Автодор» был создан отдел по строительству глиссеров и аэросаней.
Самая массовая модель того времени ОСГА-6 воплотила в себе все передовые разработки. Она имела обтекаемый корпус, мягкий 6-месный салон с большими окнами, защиту винта. Техника использовалась для перевозки почтовых грузов, патрулирования. Во время операции по спасению экипажа застрявшего во льдах парохода «Челюскин» аэросани курсировали между местом посадки самолета и судном, снабжая потерпевших провиантом.
История XX – это чередование мирных отрезков времени с войнами. Уже в 1939 году аэросани снова пригодились на фронте. Во время финской кампании они использовались для разведки, эвакуации, а также десантирования отрядов лыжников, ехавших за машиной прицепом. Но главные события были впереди.
Напав на СССР в 1941 году, Гитлер рассчитывал на блицкриг, однако у советского руководства были иные планы. Готовясь к долгой войне, Совет труда и обороны дал указание спроектировать и начать выпуск к зиме новой модели аэросаней. Боевое крещение двухместных НКЛ-26, вооруженных пулеметом Дегтярева, состоялось в январе 1942 года.
В дальнейшем техника использовалась во многих операциях Wow, включая Сталинградскую битву и обеспечение продуктами блокадного Ленинграда. Велись разработки и по созданию настоящего снежного танка, но машина получилась слишком тяжелой, что негативно отразилось на ее проходимости. В итоге проект закрыли.
В послевоенные годы жители СССР увидели еще одну любопытную модификацию аэросаней. По сути это был установленный на полозья и оборудованный воздушным винтом кузов автомобиля «Победа».
В 1961 году конструкторским бюро Туполева представлена амфибийная модель А-3. Именно ее можно назвать первой аэролодкой. На аппарате был установлен авиационный двигатель мощностью 260 л.с. По воде машина с футуристическим внешним видом разгонялась до 80, а по снегу – до 100 км/ч. За счет воздушных потоков, приподнимавших судно над поверхностью, А-3 могло преодолевать разные препятствия, включая невысокий кустарник.
В настоящее время аэролодки выпускаются в разных пассажирских и грузовых модификациях. Современные модели способны брать на борт до 1,5 т груза, развивать скорость до 150 км/ч и более.
Узлы и агрегаты аэролодки
Основные элементы конструкции аэролодки:
- корпус;
- донная защита;
- силовая установка с воздушным винтом;
Корпус
Аэролодки имеют плоскодонную конструкцию без киля. Это обеспечивает скольжение по поверхности без глубокого погружения, что важно на мелководье, а также возможность передвижения по снегу и льду. Наиболее распространенными являются корпуса подковообразной формы.
Нижняя часть состоит из нескольких баллонов, изготовленных из ПВХ ткани плотностью порядка 1000 г/м², либо единого надувного отсека. В качестве бортовых ограничителей также используются воздушные баллоны. Приподнятый нос лодки закрывается тентом, а на корме устанавливается транец, к которому крепится маршевой винт.
Некоторые катера имеют кабины, но большинство моделей открытые, защитой от ветра и брызг на них служит лобовое стекло и тент. Консоль с рулевым управлением размещена на палубе.
Донная защита
Броня – один из важнейших элементов аэролодки. В ее задачу входит защита корпуса от механических повреждений и обеспечение скольжения. Изготавливают броню из гибкого прочного, стойкого к истиранию и температурным нагрузкам полимера. Чаще всего из сверхмолекулярного полиэтилена марок PE 500, PE 1000. Это материал с очень низким коэффициентом трения.
Из него, к примеру, делают искусственный лед для катков, покрытия для горных и беговых лыж. Еще лучшими характеристиками обладает керамопласт, но его цена значительно выше.
Защита изготавливается не из цельного листа полимера, а из отдельных полос, которые накладываются друг на друга внахлест. Такое конструктивное решение имеет несколько обоснований. Оно:
- создает эффект чешуи, что увеличивает прочность конструкции и улучшает скольжение;
- позволяет при сборке плавно обойти обводы корпуса;
- дает возможность произвести частичную замену поврежденных элементов.
Защита закрывает не только дно лодки, но и баллоны, размещенные по бортам. Это важно, так как инерционные силы при торможении достаточно велики, и боковых ударов избежать не удастся.
Силовая установка
Мощность мотора определяется классом и назначением судна. В небольших рыбацких лодках она составляет 10-20 л.с., тогда как профессиональные транспортные катера оснащаются двигателями на 750 л.с. и более.
Аэролодка приводится в движение при помощи пропеллера. Для безопасности людей он монтируется в решетчатом кожухе. Маневрирование осуществляется при помощи рулей, изменяющих направление тяги.
Особенности винта для аэролодки
Воздушный винт – движитель аэролодки. Его задачей является преобразование крутящего момента мотора в тягу. Принцип действия пропеллера заключается в отбрасывании лопастями воздуха, вследствие чего впереди аппарата образуется область низкого давления, а позади – высокого. Это и приводит судно в движение. Основными характеристиками винта являются:
- диаметр;
- количество лопастей;
- размер, форма и сечение лопастей;
- угол установки лопастей.
Необходимые значения рассчитываются по аэродинамическим формулам, описывающим вращательные и поступательные движения пропеллера.
Одной из основных характеристик, влияющих на КПД движителя, является шаг (геометрический ход) винта. Это теоретическое расстояние, которое он прошел бы за один оборот в твердой среде (фактическое, называемое поступью, несколько больше за счет скольжения в воздухе). Шаг винта находится в прямой зависимости от угла установки лопастей, и на практике рассматривается именно эта величина. Сложность заключается в том, что максимальное КПД достигается только при определенных значениях шага в совокупности с режимом работы мотора. Увеличение или снижение оборотов приводит к потере эффективности. Используемые в настоящее время пропеллеры подразделяются на:
- Винты неизменяемого шага (ВНШ). Рассчитаны на одну скорость движения судна.
- Винты фиксируемого шага (ВФШ). Предусматривают изменение положения лопасти, но не во время движения. Это позволяет выбрать режим движения перед поездкой в зависимости от условий.
- Винты изменяемого шага (ВИШ). Изменение угла положения лопасти происходит автоматически во время движения. Это дает возможность судну двигаться на любых скоростях без потери КПД. Ряд моделей имеют опцию реверса (создания обратной тяги). Это облегчает торможение и маневрирование. Недостаток ВИШ заключается в сложности конструкции, которая содержит множество дополнительных элементов: гидравлический узел, насос, валы. В связи с этим на небольших аэролодках такие системы практически не применяются.
Как сделать аэролодку самому
Производители предлагают большой ассортимент аэролодок, но их цена довольно высока. В связи с этим в последние годы появилось много мастерских и народных умельцев, изготавливающих глиссеры в кустарных условиях. Динамические характеристики самодельных судов в ряде случаев сопоставимы с заводскими образцами, а стоимость таких лодок значительно меньше.
Корпус
Основа аэроглиссера – это плоскодонная лодка. Для ее изготовления используют пиломатериалы, листовой ПНД и пр. В классическом исполнении – это конструкция из ПВХ баллонов. Самый простой вариант – приобрести готовую надувную лодку, длиной 3,2-4,0 м.
Защита дна
При движении по чистой воде дно надувной лодки не нуждается в дополнительной защите. Но если речь идет о зимней поездке по льду без нее не обойтись. Для брони используют листы высокомолекулярного полиэтилена толщиной около 3 мм. Желательно собрать чешуйчатую конструкцию из 6-7 листов, укладывая их внахлест. Крепление защиты осуществляется посредством люверс ленты.
Двигатель
Для небольших рыбацких лодок в качестве силовых агрегатов могут использоваться лодочные моторы мощностью 10-30 л.с. Двигатель монтируется на стальную раму, которая крепится к транцу. Передача вращения на винт осуществляется либо непосредственно с вала мотора, либо через ременную передачу. Второй вариант предпочтительней, т.к. предполагает расположение двигателя внизу лодки, тогда как при прямой передаче мотор устанавливается примерно на метровой высоте, что чревато заваливанием судна на высокой скорости из-за смещения центра тяжести.
При выборе мотора важной характеристикой является количество оборотов. Окружная скорость на оконечностях лопастей винта должна находится в пределах 200-240 м/с. При превышении верхнего значения (примерно равного 0,7 скорости звука) происходит уплотнение воздуха на кромке лопасти, что приводит к резкому снижению КПД и ухудшению динамических характеристик. Это распространенная ошибка начинающих мастеров, которые собирают аэродинамические установки без расчетов. Исправить ситуации можно при помощи понижающего редуктора.
Винт
В продаже имеется достаточно много готовых моделей винтов, в том числе и с регулируемым шагом, однако при наличии достаточных знаний о конструкции этого элемента, его можно изготовить самостоятельно. Как правило, речь идет о двухлопастных винтах, выточенных из цельного деревянного бруса либо отдельных пластин с их последующей склейкой эпоксидным клеем.
Диаметр
В принципе, чем больше диаметр винта, тем лучше его динамические характеристики. Но с точки зрения удобства езды он не должен превышать ширину лодки. Таким образом, с учетом защитной рамы оптимальный диаметр винта – на 10 см меньше габарита судна.
Форма
По форме лопасти бывают:
- трапециевидными;
- криволинейными, близкими к овалу;
- саблевидными.
Криволинейная поверхность обладает лучшими аэродинамическими характеристиками. При этом саблевидная форма способствует снижению уровня шума. Однако учитывая, что рев мотора в любом случае громче винта, а выточка саблевидной формы достаточно сложна, лучше остановиться на овальном варианте с симметричным расположением кромок относительно продольной оси.
Ширина лопастей
Чем тоньше лопасти, тем лучше аэродинамические характеристики винта. В то же время ширина обеспечивает прочность. Таким образом, оптимальный размер лопасти в самом широком месте должен равняться примерно 0,1 D.
Сечение
Изменение угловых значений в сечении лопасти называется круткой винта. Общее правило гласит, что чем больше расчетная скорость судна, тем больше должна быть крутка. Соответственно на тихоходных лодках такие винты будут неэффективны. Полный расчет винта можно выполнить, воспользовавшись специальными программами. По полученным данным изготавливаются шаблоны, после чего лопасти обтачиваются.
Готовый винт нужно проверить на балансировку. Для этого его подващивают на оси в горизонтальном положении. Небольшие огрехи можно исправить шлифовкой или даже нанесением дополнительного слоя лака.
Защита винта
Винт на лодку устанавливается в защитном каркасе, закрытом с обеих сторон проволочной сеткой. Это обязательное условие безопасности. Попадание посторонних предметов (например, сорванной ветром шапки) на работающий пропеллер чревато его разломом и разлетом частей в разные стороны. Нельзя исключать и риск прямого поражения по неосторожности вращающимся винтом людей, что грозит тяжелыми увечьями.
Преимущества СВП Славир перед обычными аэролодками
Судостроительная компания «Амфибийная техника» выпускает амфибийные вездеходные катера на воздушной подушке под маркой «Славир». Линейка продукции включает катера пассажировместимостью от 4 до 12 человек и грузоподъемностью от 600 кг до 1,2 т. При внешнем сходстве с обычными аэролодками они имеют одно важное конструктивное отличие, а именно: воздушную подушку. Это добавляет судам на воздушной подушке «Славир» технических возможностей, а пассажирам комфорта.
Динамические характеристики
Отсутствие контакта с поверхностью исключает воздействие на днище сил трения. Диапазон использования СВП «Славир» значительно шире, чем обычных аэролодок. Они могут перемещаться не только воде, снегу и льду, но даже по песку или грунту. Смена поверхности проходит практически без потери скорости. За счет клиренса катера плавно без ударов и тряски проходят препятствия в виде волн, торосов, порогов, не подвержены эффекту дельфинирования
Легкий старт
При включении силового агрегата судно поднимается в воздух, после чего приводится в движение. Простой старт обеспечивается вне зависимости от типа поверхности и возможен даже при небольшом перегрузе катера.
Комфорт
Лишь некоторые глиссирующие аэролодки оборудуются кабинами. Это связано с точными расчетами по распределению масс на палубе. Даже незначительные отклонения от них негативно сказываются на динамических характеристиках. В большинстве случаев допускается лишь легкий тент. В отношении СВП таких ограничений нет.
Ховеркрафты «Славир» полностью адаптированы для долгих поездок даже в зимнее время. Все катера имеют комфортабельные отапливаемые салоны, хорошо защищающие от ветра, брызг и шума силовой установки.
Источник: amfitex.ru
Аэролодки
Если вам необходимо перемещаться на большие расстояния с минимальным расходом топлива и комфортом, если вы желаете контролировать параметры мощного двигателя с помощью «умного» электронного прибора и смело планировать дальние поездки — тогда аэролодка «Пиранья 4» именно для вас.
1 320 000.00р.
Аэролодка «Пиранья 3» разработана специально для силовой установки с двигателем Rotax-582 австрийского производства. Поршневой двигатель Rotax-582— бензиновый, двухтактный, двухцилиндровый, с рядным расположением цилиндров, с жидкостной системой охлаждения, с вращающимся дисковым золотником управления впуском, с электронной дублированной системой зажигания, с карбюраторным смесеобразованием. Экономичный надежный двигатель позволяет перевозить четыре человека и достаточное количество полезной нагрузки, при хорошей скорости и с минимальным расходом топлива.
1 625 000.00р.
На «Пиранье 5» устанавливается контрактный четырёхтактный шестицилиндровый автомобильный двигатель Subaru EZ-30 мощностью двигателя 220л.с.
1 750 000.00р.
Аэролодка Пиранья 6 Спрот одна из самых востребованных аэролодок в модельном ряду — это отличный выбор для людей, которые ценят высочайшую динамику, скорость и мощность. Мы изменили геометрию баллонов лодки и создали специальную прошивку для ЭБУ двигателя. В результате получили непревзойденную динамику и управляемость. Разгон до 100 кмч за 9 секунд. Для любителей адреналина возможна установка двигателя с системой турбонаддува.
1 960 000.00р.
Аэролодка Пиранья 6 Велес имеет грузовую металлическую площадку для перевозки больших грузов, также оснащена полу кабиной с автомобильным лобовым стеклом и дворниками, с возможностью установки быстросъемного ходового тента. Внутренняя отделка аэролодки напрямую зависит от желание заказчика, и может быть скомплектована по Вашему вкусу. Вы можете добавить в неё всё, что пожелаете, начиная от комбинации приборов на панели управления, вида чехлов, количества посадочных мест, цвета панели управления и других элементов на палубе до стояночной палатки, в которой можно расположиться на ночлег. ..
2 225 000.00р.
Аэролодка Фортес Кабриолет оснащена полу кабиной и быстросъемным ходовым тентом. Отличный выбор для активного отдыха, рыбалки или коммерческого использования. Сочетает в себе мощность и удобство использования по более доступной цене. Внутренняя отделка аэролодки напрямую зависит от желание заказчика, и может быть скомплектована по вашему вкусу. Вы можете добавить в неё всё, что пожелаете, начиная от комбинации приборов на панели управления, вида чехлов, количества посадочных мест, цвета панели управления и других элементов на палубе до стояночной палатки, в которой можно удобно расположиться на ночлег. ..
2 460 000.00р.
Аэролодка Пиранья 6 Спорт Кабриолет включает в себя все преимущества Пираньи 6 Спорт, а также имеет ходовой тент, за счёт которого увеличивается комфорт использования аэролодки в холодное время года. Оснащается кабиной кабриолет имеющей возможность обогрева. Комплектуется автомобильным лобовым стеклом и дворниками. Внутренняя отделка аэролодки напрямую зависит от желание заказчика, и может быть скомплектована по вашему вкусу. Вы можете добавить в неё всё, что пожелаете, начиная от комбинации приборов на панели управления, вида чехлов, количества посадочных мест, цвета панели управления и других элементов на палубе до стояночной палатки, в которой можно удобно расположиться на ночлег. ..
2 480 000.00р.
Иркутский аэролодочный завод запустил специальную серию аэролодок Fortess Cabin; на базе линейки двигателей Toyota 3 UZ. Новая линейка аэролодок Fortess Cabin это совершенно аутентичный продукт на рынке аэролодок. Сочетает в себе мощность автомобильного двигателя, прекрасную динамику, экономичный расход топлива и комфортную кабину.
4 475 000.00р.
Аэролодки (аэроглиссеры) — это речные внедорожники, очень лёгкие и выносливые скоростные суда на аэродинамической тяге. На аэролодке вы за короткое время сможете попасть туда, где движение на других лодках невозможно или затруднено. Мы сотрудничаем напрямую с производителем аэролодок подобного класса — одного из самых современных и уникальных транспортных средств высокой проходимости с возможностью эксплуатации летом и зимой. Уже 15 лет мы продаем по-настоящему качественные и надежные аэролодки повышенной прочности и проходимости по воде, снегу, льду и болоту.
Аэролодка, или как ее еще называют: аэросани, аэроглиссер, аэробот, аэроход ‒ это динамическое транспортное средство, с помощью которого вы сможете без больших трудностей порыбачить в любой реке, поохотиться в снежном лесу либо просто насладиться путешествием на ней. Есть множество вариантов, которые вы можете достигнуть с помощью этого чуда. Цена на эту лодку-амфибию не велика, если учитывать ее возможности и качество.
Аэролодки отличаются универсальной проходимостью по мелководью. Их используют для перемещения по заболоченным территориям и горным протокам. Плавательные средства такого типа прекрасно подходят для водоемов с минимальной глубиной, а также для болот. Создание амфибийных лодок было связано с несовершенством имевшихся судов. Моторным аналогам требуются водоемы определенной глубины, судам, имеющим воздушные подушки – гладкая поверхность.
Движение аэролодок происходит за счет воздушного винта, создающего тягу, позволяющую избежать повреждений плавсредства.
От обычной лодки аэролодка отличается не только приставкой «аэро», а и укрепленным днищем, также имеется воздушный винт, с помощью которого и происходит движение. Но не стоит забывать, что у каждой модели есть характеристики, от которых многое зависит.
У нас вы можете купить аэролодки «Пиранья» и «Иноходец» по цене производителя с гарантией. Аэролодка откроет для вас новые границы активного отдыха, а также станет незаменимым помощником в поисковых и геологоразведовательных работах. Технологии производства аэролодок «Пиранья» и «Иноходец» запатентованы и проверены в суровых климатических условиях. Техника, производимая нашей компанией, надежна и проста в управлении. Мы продаем аэролодки, в которых вы сможете ощутить совершенно новый уровень комфорта.
Для лодки ПВХ с подвесным мотором необходима определенная глубина водоема, что делает ее применение ограниченным. Аэролодка является универсальным средством передвижения, а возможности ее применения не зависят от глубины или тяжелой проходимости мелководных рек. Лодка с аэроустановкой дает возможность владельцу использовать судно по льду и снегу, что делает ее по-настоящему всесезонным судном.
Достоинства аэролодок и аэроглиссеров
Одно из ключевых достоинств амфибийных лодок заключается в способности выезда на берег, передвижений по снегу и обледеневшим поверхностям. Покрытие не обязательно должно быть ровным. Судно способно перемещаться по ледяным глыбам. В моменты движения на большой скорости можно притормаживать перед выездом на лед.
Аэробаты отличает повышенная вместимость и грузоподъемность. Это позволяет брать на борт большое количество пассажиров и тяжелые грузы. Самые бюджетные модификации могут транспортировать груз весом в тонну.
Наличие резиновых накладок обеспечивает безопасную эксплуатацию плательных средств. Даже если половина подушек окажется повреждена, лодка продолжит оставаться на плаву.
Амфибийные суда обладают продуманной конструкцией, под секциями у них ничего нет – это позволяет им перемещаться по льдинам. Лодки при этом не контактируют со льдом или водой.
Лопасти, совершая обороты, двигают судно, отталкивая его от воздуха. Повороты лодки также происходят за счет воздуха. За лопастями находится киль, изменяющий угол расположения и за счет этого поворачивающий судно.
Вращение лопастей обеспечивает двигатель внутреннего сгорания, такой же, как в обычным автомобиле.
При производстве аэроглиссеров, качеству лодки уделяется первостепенное значение, поэтому если вы решите купить аэроглиссер у нас — можете быть уверены в том, что он прослужит долго и будет радовать Вас в течение всего срока эксплуатации.
Источник: 2fishers.ru
Покаталась по льду Байкала на необычном транспорте: рассказываю о своих впечатлениях
Во время путешествий я на чем только не каталась и не передвигалась: и на канатках, и на параплане, и на «буханке», даже на собаках. Но вот Байкал расширил мой ассортимент транспортных средств, и мне довелось проехать на совершенно новом для себя виде устройстве.
Поездку на Байкал я задумала давно, больше всего мне хотелось увидеть ледяные узоры и глади. Поэтому я поехала к озеру зимой, но, увы, мне не повезло. Перед моей поездкой лед потемнел из-за оттепели, а потом еще выпал снег. В общем, все было против меня, но все же поездка прошла великолепно.
Приехав на Байкал из Иркутска, я сразу увидела на льду много разного транспорта: несколько привычных глазу сибиряка снегоходов и несколько непонятных устройств: вроде лодка, но воды-то вокруг нет, как они плавают?
Оказалось, что это местный специфический транспорт аэроход «Хивус». Названием лодка мне сразу напомнила планетолет из произведений братьев Стругацких, ну и созвучно имени сибирского ветра.
Аэроход движется на воздушной подушке. Мощный вентилятор поддувает под днище судна похожего на надувную лодку, только большого размера, воздух, и устройство немного поднимается над поверхностью и едет.
Хивус спокойно может передвигаться по водной глади, и по твердому льду, и по снежному покрову. Удивительная штука, как ковер самолет. У Хивуса, по словам водителя, 100% непотопляемость. Боится аэроход только острых краев льдин и слишком высоких волн (более метра). Именно поэтому их не увидишь, например, на Телецком озере, где зимой вся поверхность покрыта острыми ледяными торосами.
Прогулка на аэроходе по Байкалу – это привычная часть туристических развлечений и популярная экскурсия. Стоит это удовольствие 7 тысяч за час (с группы). Вместимость Хивуса 8 человек и водитель, поэтому сумма делится на всех. Так как я приехала в низкий сезон, да еще и лед уже потемнел, была скидочная цена – 5 тысяч. Мне повезло, что нашлось несколько желающих совершить прогулку.
Все мы хотели увидеть лед, и водитель обещал нам найти несколько чистых от снега площадок. Обговорив маршрут, мы загрузились на борт.
В Хиусе почти не качает, говорят, что и на воде тоже почти не ощущается качка. Внутри пассажиры сидят на лавочках и смотрят в окно. Никакого особенного комфорта нет, но он там никому и не нужен. Вентилятор, который приводит машину в движение, достаточно сильно шумит и поэтому плохо слышно, что рассказывает водитель во время движения.
Хивус странный транспорт, он может ехать и боком и задом, и наискосок, ему без разницы. Передвигается он довольно резво, до 70 км/ч по снегу, по воде говорят еще быстрее. Мне лодка очень понравилась, неплохо бы такую иметь, правда, ездить на ней негде да и стоит она дороговато.
А вы катались на таком необычном транспорте? А какие вообще самые экзотические виды транспорта вы испытывали на себе?
Интересуетесь путешествиями? Тогда подписывайтесь на мой сайт, чтобы не пропустить новые статьи о моих впечатлениях и поездках.
Источник: enciclopediya-geografa.ru