Согласно историческим данным, первое документально зафиксированное использование парусов в целях мореплавания относится к IV тысячелетию до н.э. Именно тогда, в древнем Египте появилось первое парусное судно: барки, использовавшиеся для передвижения по Нилу и прибрежным районам, впервые были оснащены парусами из циновок. Изначально парус играл роль вспомогательного движителя при попутных направлениях ветра. Но со временем парусное вооружение стало главным, практически полностью вытеснив вёсла. Постепенно паруса и рангоут усложнялись и становились всё разнообразнее.
Классификация парусных судов
Основным толчком к развитию парусников стала эпоха великих географических открытий XV-XVI веков. В это время резко меняются районы плавания и ставящиеся перед судами задачи. А, следовательно, появляются новые требования к конструкции и эксплуатационным качествам судов. С этих пор начинается непрерывное совершенствование и усложнение парусного вооружения, появляются всё новые и новые узкоспециализированные типы парусных судов.
Обзор парусного вооружения Фофан Афалина
Начиная с XVII-XVIII веков, с развитием единой морской терминологии, возникает насущная необходимость в классификации всех судов по типам. Главным классифицирующим признаком для кораблей становится вид установленного на них парусного вооружения. Второстепенными признаками типа парусного судна являлись число мачт и его предназначение, а для военных кораблей также калибр и количество пушечного вооружения. Рассмотрим виды парусных судов с различным вооружением.
Всё многообразие парусного вооружения можно разделить на три большие группы по виду преобладающих парусов:
Помимо этого, все суда принято разделять на:
К большим относятся те из них, что несут как минимум две мачты. Малыми условно считаются небольшие парусные суда, имеющие 1 или полторы мачты (вариант, когда одна из мачт намного ниже).
Парусники с прямым вооружением
Прямые паруса представляют собой наиболее древнее изобретение, использовавшееся ещё со времён античности. Они устанавливались на египетские, финикийские, греческие, полинезийские и римские суда и лодки ещё задолго до нашей эры. Не потеряли они своей актуальности и в наше время. Их отличительной чертой является четырёхугольная форма – в виде правильного прямоугольника или трапеции. Верхней шкаториной они крепятся к рее или гафелю, а нижней к гику, нижней рее или непосредственно к палубе.
Плюсом прямых парусов считается простота работы с ними, их легко ставить и убирать. Они имеют хорошую движущую силу при попутных ветрах, однако, при боковых и встречных ветрах использовать их крайне затруднительно либо вообще невозможно. Для движения, минимальный угол между направлением ветра и плоскостью паруса должен превышать 65-67 о , а это делает лавирование практически невозможным. Наименование парусов зависит от названия мачт, на которых они установлены и порядкового нахождения по ярусам.
Типы парусных судов, с преобладающими прямыми парусами:
- Корабль. В данном случае имеется в виду «корабль» не как судно вообще, а наименование, обозначающий большой парусник с тремя и более мачтами. При этом на них должны стоять исключительно прямые паруса.
- Барк. Может также иметь свыше 3-х мачт, но от корабля отличается тем, что на бизань-мачте у него установлены косые паруса, в то время, как на всех остальных – только прямые.
- Бригом называется судно меньшего размера. При этом он всегда имеет лишь две мачты.
Парусники с косым вооружением
Косые паруса были изобретены гораздо позже прямых, только в средние века. Первыми их стали использовать, предположительно, арабские мореплаватели. От них косой парус был перенят европейцами, где и распространился достаточно широко как в качестве самостоятельного, так и в виде дополнения к прямым. Несомненное преимущество косого паруса перед прямым — возможность движения при боковых и даже встречных направлениях ветра. Большие суда, имеющие в качестве основных косые паруса, именуются шхунами. В зависимости от конструктивных особенностей они, в свою очередь, подразделяются на несколько видов:
- Гафельная. Оснащается гафельным парусом, натягивающегося между гафелем вверху и гиком внизу, а передней шкаториной закрепляется непосредственно к мачте.
- Бермудская. Паруса такого типа имеют вид треугольника. Основание у него закрепляется на гике, а передняя кромка – на мачте.
- Стаксельная – к такому типу относятся шхуны, на которых основными парусами являются стаксели (косые паруса, устанавливаемые на штаг впереди мачт).
- Марсельная – с косым фоком, но в дополнение к нему оснащается прямым парусом-марселем.
Последние два вида, если судить по их парусному вооружению, правильнее было бы отнести к судам смешанного типа. Но, в морской исторической традиции за ними закрепилось наименование «шхуна», что определяет их как суда с преобладающим косым вооружением.
Парусники со смешанным вооружением
К судам со смешанным вооружением относят те из них, у которых оба вида парусов представлены приблизительно в равной пропорции. Сюда включают два вида судов:
- Бригантина – 2-мачтовое судно, причём на грот-мачте ставятся косые, а на фок-мачте лишь прямые паруса.
- Баркентина – несёт не меньше 3-х мачт. На фок-мачте имеются прямые паруса, на всех же последующих – исключительно косые.
Малые парусники
Сегодня подавляющее большинство современных парусных судов относится к малому классу — яхт и лодок. Небольшие парусные суда, как и их крупнотоннажные «собратья» могут подразделяться на группы по типу парусов.
Небольшие парусные суда и их виды:
Небольшой парусник может нести как 1, так и 2 (полторы) мачты. К 2-мачтовым судам относят кечи и иолы. Оба вида несут бизань и грот-мачты, а различаются расположением рулевого баллера. У кеча он находится сзади бизань-мачты, в то время, как у иола — впереди. Кроме того, эти два вида небольших парусных судов имеют и разную площадь бизани.
У кеча её площадь превышает 15% и может достигать до ¼ от общей площади парусов. У иола же размер бизани несколько скромнее, и редко превышает 10% от всей площади парусов. И кеч, и иол, могут нести либо гафельные, либо бермудские паруса – в этой ситуации они именуются «бермудский кеч», или, например, «гафельный иол».
Одномачтовые малые парусники разделяются на такие виды:
- Тендер. Имеет единственную мачту, сдвинутую к миделю. Стандартный набор парусов: грот (гафельный либо бермудский), топсель, стаксели и кливеры. Как и остальные малые парусники, в зависимости от типа грота, бывают гафельными или бермудскими.
- Шлюп имеет косой парус на грот-мачте, и единственный стаксель. В некоторых случаях над гафельным гротом устанавливается дополнительно топсель.
- Кэт, малый парусник, имеющий наиболее простое вооружение, состоящее из единственного косого паруса.
Помимо этого, современные яхты и лодки могут классифицироваться по типу материала, из которого выполнен их корпус:
- Стальной.
- Стеклопластиковый.
- Деревянный.
- Армоцементный.
По количеству корпусов парусные лодки могут быть однокорпусными, двухкорпусными (катамараны) и даже трёхкорпусными (тримараны). По наличию киля небольшие парусные суда бывают:
- Килевые – имеют массивный киль, играющий роль балансира, предотвращающий опрокидывание яхты при волнении. Увеличивает остойчивость благодаря смещению центра тяжести ниже ватерлинии.
- Швертботы. Имеет шверт – подъёмный киль, который при необходимости можно убрать, тем самым уменьшив осадку лодки.
- Так называемые «компромиссные» яхты, совмещающие в своей конструкции преимущества обоих вышеперечисленных типов.
- Тематика Морская практика
- 15 Июн 2018
- Ekaterina Mikhailova
Источник: sailroad.ru
Парусные суда: рассказываем во всех подробностях
У этого термина существуют и другие значения, см. Парусник.
Индийский барк «Tarangini».
Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.
На современных транспортных судах парусное оснащение (из алюминия и полимерных материалов) применяется в качестве вспомогательного движителя, позволяющего существенно сократить расход топлива.
Блок: 1/8 | Кол-во символов: 555
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE
Устройство парусного судна
Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса.
Корпус
Основная часть судна
Рангоут
Рангоут — система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).
Такелаж
Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали или нержавеющей стали.
Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.
Паруса
Парус — движитель парусного судна — кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые.
Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру.
Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1135
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE
Строение парусного корабля
Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.
Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.
Также основными элементами являются:
- рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
- такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
- паруса (косые, прямые).
Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.
Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.
Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:
- ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
- штаги, которые крепят мачты спереди;
- бакштаги, закрепляющие бушприт.
Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.
Выделяют такие виды такелажа:
- галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
- шкот (управляет парусным снаряжением);
- фал (поднимает парус);
- брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).
Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.
По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).
Основные виды парусного вооружения изображены на фото.
Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.
Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.
Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2307
Источник: https://1001student.ru/geografiya/parusnyj-korabl.html
Классификация парусных судов
Наиболее распространённой является классификация по типу парусного вооружения и рангоута. Так, все парусные суда делятся на две большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту, и малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, либо имеющие единственную мачту.
- Большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту.
Суда с прямым парусным вооружением — имеющие в качестве основных — прямые паруса на всех мачтах Корабль — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на всех мачтах Барк — судно, имеющее не менее трёх мачт, с прямыми парусами на фок-мачте и грот-мачтах и косыми парусами на бизань-мачте Бриг — судно, имеющее две мачты с прямыми парусами Суда со смешанным парусным вооружением Баркентина (шхуна-барк) — судно, имеющее не менее трёх мачт, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на всех остальных мачтах Бригантина (шхуна-бриг) — судно, имеющее две мачты, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на грот-мачте Суда с косым парусным вооружением Шхуна — судно, имеющее не менее двух мачт с косыми парусами на всех мачтах
- Малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, или имеющие единственную мачту. Все малые суда имеют косое парусное вооружение и классифицируются по количеству мачт на полуторамачтовые и одномачтовые.
Полуторамачтовые суда Кеч — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится впереди головки руля Иол — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится позади головки руля Одномачтовые суда Кэт — судно с одним парусом Шлюп — судно с одним парусом на мачте и стакселем (если на мачте гафельный трисель, то над ним может устанавливаться топсель и тогда шлюп имеет три паруса). Шлюп может быть гафельным или бермудским. Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт. Не следует путать данный шлюп с трёхмачтовыми боевыми шлюпами XVIII—XIX веков Тендер — судно, имеющее один или несколько парусов на мачте, стаксель, один или несколько кливеров
Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1993
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE
Виды парусных кораблей
Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.
Рулевая ось находится перед задней мачтой.
Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 4400
Источник: https://1001student.ru/geografiya/parusnyj-korabl.html
Парусники России
Россия продолжительное время не имела выхода к южным морям и Балтике. По рекам ходили первые древнерусские суда. Это были парусно-гребные одномачтовые ладьи.
На севере поморы выходили в холодные моря на кочах с одним парусом.
Вплоть до 18 в. в нашей стране не было военного флота, и лишь по приказу Петра I, который плавал сначала на ботике, а потом на яхте, заложили судостроительную верфь.
Оттуда вышел в море первый парусный линейный корабль (линкор). Позже многие парусники строились на зарубежных верфях.
Существуют корабли, которые вошли в историю нашей страны.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды
На шлюпе «Восток» русские исследователи открыли Антарктиду.
Легендарный фрегат «Паллада», признанный образцом совершенства, широко известен благодаря плававшему на нем писателю И. А. Гончарову.
Корвет «Витязь» доставил Н. Н. Миклухо-Маклая – первого европейца – на берег Новой Гвинеи, населенной первобытными папуасами.
Блок: 4/6 | Кол-во символов: 956
Источник: https://1001student.ru/geografiya/parusnyj-korabl.html
Современные парусные суда
Современные парусные суда широко известны:
- Это прежде всего четырехмачтовые барки «Крузенштерн» и «Седов» — учебные суда, на которых проходят практику будущие моряки. Парусник «Крузенштерн»
- Учебный трехмачтовый корабль «Мир» с прямыми и добавочными парусами участвует в парусных регатах, завоевывая награды своей стране.
- Фрегат «Надежда», названный в честь одноименного корабля Крузенштерна, — еще одна действующая учебная база.
- Восстановлена модель в натуральную величину петровского фрегата «Штандарт».
- Также существуют парусные яхты — как гоночные, так и прогулочные.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 597
Источник: https://1001student.ru/geografiya/parusnyj-korabl.html
Заключение
Век железных кораблей на атомных реакторов не смог убрать с морских трасс величественные парусные суда. Последние не только помогают курсантам на практике овладеть морским делом.
Своим обликом они будят в детях, подростках интерес к путешествиям, помогают прикоснуться к истории географических открытий, а также боевой славе нашей страны.
Блок: 6/6 | Кол-во символов: 350
Источник: https://1001student.ru/geografiya/parusnyj-korabl.html
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 12293
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 1135 (9%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 2548 (21%)
- https://1001student.ru/geografiya/parusnyj-korabl.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 8610 (70%)
Поделитесь в соц.сетях:
Источник: lodka2.ru
Парусные корабли — классификация, виды и особенности строения
Парусные корабли строились еще с глубокой древности. Как считают ученые, первенство принадлежит египетской цивилизации, появившейся больше 7 тыс. лет назад.
Установка паруса объяснялась необходимостью проплывать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Прошли века, и на смену простейшим лодкам пришли различные виды современных многопалубных судов.
Основные элементы
- паруса (прямые и косые);
- такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
- рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).
Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.
Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.
Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:
- бакштаги, которые крепят бушприт;
- штаги, закрепляющие мачты впереди;
- фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).
Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.
Существуют следующие разновидности такелажа:
- шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
- галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
- брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
- фал (требуется для поднятия паруса).
Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.
По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).
Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.
Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.
Разновидности и описание
Нужно заметить, что все старинные виды парусных кораблей строили без предварительного проекта — по наитию, примитивными орудиями труда, под предводительством судостроителей — самородков (талантливых людей различных социальных слоев). Формирование типов парусников производилось во время накопления опыта их строительства — это сопровождалось усложнением конструкции и увеличением габаритов, что явилось причиной усовершенствования инженерных способов проектирования крупных парусных кораблей.
Тип парусника — комплексная характеристика, которая собой представляет основные размеры, степень технического оборудования, особенности конструкции корпуса и обводов, количество корпусов, вид и наличие дополнительной двигательной установки, тип парусного оснащения, условное обозначение проекта в серии, главное функциональное предназначение корабля.
Галеон (военный и грузовой)
Галеон — это крупногабаритный деревянный многопалубный парусник 16−18 столетия с довольно большим артиллерийским вооружением, который использовался в торговых и военных целях. Свою популярность галеоны получили как судна, перевозившие сокровища Испании и в битве Великой Армады, которая произошла в 1589 г.
Галеон является самым совершенным видом парусного судна, созданного в 16 столетии.Он появился в процессе эволюции небольших каракк и каравелл, использовался для продолжительных плаваний по океану. Увеличение корпуса в длину и снижение баковой подстройки привело к высокой стойкости и уменьшению волнового сопротивления. Так смогли получить более маневренное, мореходное и быстроходное судно.
Этот тип парусников отличался от созданных ранее тем, что был прямее, ниже и длиннее, с установленным на носу гальюном и кормой прямоугольной формы, а не округлой. Водоизмещение около 650 тонн (хоть у манильских судов оно доходило до 1500 тонн).
Первое упоминание датируется 1536 годом. В последующем галеон составляет основой процент морского флота Англии и Испании.
Эти суда эксплуатировались вплоть до 18 столетия, после этого они уступили место более новым кораблям с улучшенным парусным вооружением.
Бриги и бригантина
Первые бригантины были описаны в истории создания генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия этих судов имеет две версии. Просто в те времена также назывались доспехи у воинов. Вероятно, бригантина получила название от них. Вторая гипотеза связывает название парусника с бригом.
На самом деле эти судна имеют похожие черты.
Первые бригантины являлись как парусными, так и гребными. Это указывает в пользу первой теории происхождения названия. Это были военные корабли с количеством весел, которое доходило до 15 на одном борту. Через некоторое время хроники описывают бригантину как двухмачтовый парусник.
Паруса имели признаки шхуны и брига. И были косыми на задней мачте и прямыми на передней. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Со спущенными передними парусами ею мог управлять лишь один опытный моряк.
Бригантина являлась любимым судном пиратов. Боевой силы вполне хватало для захвата торговых кораблей, а хорошая маневренность и быстроходность помогала уйти от погони. Если кто и мог преодолеть сложные места между рифами, то это только бригантина.
Сегодня бригантины являются двухмачтовыми парусными кораблями с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.
Военные фрегаты
Фрегат — боевое трехмачтовое судно с полным парусным оснащением и одной палубой для орудий. Это один из самых разнообразных по своим характеристикам типов парусников. Происхождение фрегаты начали от быстроходных и легких судов, применявшихся для плавания в проливе Ла-Манш примерно в конце 17 столетия.
С увеличением морских флотов и их дальности плавания характеристики дюнкеркских кораблей больше не удовлетворяли адмиралтейство, и название стало трактоваться значительно шире, обозначая, по большому счету, все быстроходные легкие суда, которые способны проводить самостоятельное действие.
Классические парусные фрегаты были построены во Франции в конце 18 века. Это были суда средние по размеру, водоизмещением примерно 850 тонн, вооруженные 20−30 орудиями на одной палубе. В последующем водоизмещение и мощность вооружения этих кораблей выросли, и к началу войны 1812 года они имели водоизмещение приблизительно 1200 тонн и до 60 пушек.
Самые большие из их числа могли включаться в боевой клин и назывались линейными фрегатами, наподобие линейных крейсеров 20 столетия. Как и современные крейсеры, фрегаты были самым загруженным видом парусных судов. В мирное время эти корабли чаще всего не ставились на якорь, а, как и линейные парусники, использовались для несения крейсерской и патрульной службы, тренировки кадетов, борьбы с пиратством.
Быстроходность и надежность судов сделали их самими популярными кораблями для путешественников и исследователей. К примеру, исследователь из Франции Луи де Бугенвиль смог совершить кругосветное путешествие на судне «Будез» в 1765—1768 гг., а знаменитый корабль «Паллада», на котором в 1856 г. адмирал Путятин приплыл в Японию для установления торговых и дипломатических связей, был сооружен в 1831 г. как личная яхта царя Николая Первого.
Линейный корабль
Линейный корабль (сокращенно «линкор») — это класс парусных военных судов. Линкоры имели следующие особенности: полное водоизмещение 600−5000 тонн, вооружение, которое включало 40−130 пушек, количество экипажа 350−850 матросов при полной комплектации. Линкоры строились и использовались с 17 столетия и до 1870-х гг. для боев на море с тактикой построения парусных судов четырехугольником.
Предшественниками линкоров являлись грузовые и тяжеловооруженные каракки и галеоны, которые использовались для торговли в крупных портах (Либав, Феликстоу, Гамбург, Гонконг, китайский порт Хуанпу). Первым артиллерийским кораблем считается «Мэри Роуз» (Англия, 1511 г.) — хоть в действительности он сохранял основные черты, указывающие о назначении в первую очередь для абордажного боя, и собой представлял больше переходный вид хорошо оснащенного артиллерийского судна. Португальцы приписали честь создания своему императору Жуану Второму (1454−1494 гг.), который приказал оборудовать тяжелыми пушками несколько каравелл.
До 16−17 столетия четко установленного строя в бою не было, после сближения враждующих сторон битва превращалась в хаотичную свалку отдельных судов.
Страшнейшим оружием в этих условиях являлись брандеры — корабли старого типа, начиненные горючими веществами, поджигали и отправляли на врага.
Парусники Российского флота
Линкоры являлись самыми мощными и большими парусными кораблями Императорского флота в России. Оборудовались прямым парусным оснащением и тремя мачтами, последние представители этих судов также имели гребные винты и паровые машины. В качестве вооружения несли 60−140 пушек, находившихся на верхней палубе и двух деках. С учетом числа орудий корабли классифицировались по рангам.
Деление на четыре ранга (54-, 66-, 80- и 100-пушечных) произошло в 1721—1723 гг. До этого деление производилось по английским стандартам 1705 г.
За весь период существования парусного ВМФ России линкоры были самыми мощными представителями этого типа кораблей, а также составляли самую многочисленную группу парусников. Находились на службе в составе Черноморского, Балтийского и Азовского флотов.
Как исключение к линкорам в составе флота относили барбарские корабли и сделанные кумпанствами корабли-баркалоны, малые корабли, первые судна-галеасы, сторожевые корветы, а также «новоизобретенные» парусники, которые строились для возрождения Азовского флота. Фактически ни габаритами, ни военным и парусным оснащением эти корабли не соответствовали линкорам, но эксплуатировались именно в этих целях.
Список парусных кораблей, вошедших в историю России:
- На паруснике «Витязь» Миклухо-Маклай — первый европейский человек — доплыл до Новой Гвинеи.
- Фрегат «Паллада», который был признан образцом совершенства, широко популярен за счет плававшего на нем поэта Гончарова.
- На судне «Восток» русские мореплаватели открыли Антарктиду.
Век металлических суден на атомных двигателях не смог подвинуть с морских просторов величественные парусные корабли, которые не только позволяют кадетам на практике познать морское дело. Своим внешним видом они пробуждают в детях и юношах интерес к путешествию, дают возможность прикоснуться к истории географических открытий и боевой славе России.
Источник: nauka.club