Лодка с балансиром это

На темнокожих мореходов, пришедших с Молукков, побережье Новой Гвинеи и прилегающие к ней острова произвели весьма выгодное впечатление. Поэтому эти люди высадились там, как говорится, с легким сердцем, что с ними бывало не всегда. На склонах гор вулканического происхождения они увидели тропическую растительность, пышно расцветающую при ровном, теплом и влажном климате.

Там, где лава и серные пары действующих вулканов еще не погубили всего живого, где топор человека еще не нанес смертельных ран девственной природе, там буйно разросся тропический лес. А там, где лесу пришлось отступить под натиском поселенцев, строивших дома и расчищавших землю под посевы, впоследствии появились широкие луговые равнины, часто переходящие в целые районы саванн. Новое жизненное пространство, бедное млекопитающими, но зато богатое птицами всевозможных видов, едва ли чем-нибудь отличалось от Индонезии — родины переселенцев. Следовательно, на Новую Гвинею они прибыли не в поисках более плодородных земель. Покинуть свою родину заставили их другие причины — возможно, политические трения в стране или перенаселенность.

СУДАК НА УБОЙНЫЙ БАЛАНСИР С ЛОДКИ В ОТВЕС

Состояние судоходства, которое на меланезийских островах застали первые европейцы, не дает и малой доли представления о тех отважных меланезийских мореходах, которые когда-то бороздили просторы Тихого океана. Когда благодаря вмешательству колониальных властей меланезийские племена перестали враждовать и отпала необходимость в военных судах, когда благодаря широкому строительству дорог стали появляться более надежные и более удобные сухопутные средства передвижения, судостроение и судоходство меланезийцев пришли в упадок. Теперь для морского сообщения можно было в случае нужды воспользоваться европейским каботажным судном. Ныне меланезийцы строят разве что плоты. Их былая судостроительная техника предана забвению.

В ранний период европейской колонизации у жителей меланезийских островов и некоторых участков побережья Новой Гвинеи были лодки самых различных конструкций и назначения. По большим рекам Новой Гвинеи папуасы плавали на стройной однодеревке.

Правда, она легко опрокидывалась при сильных волнах и поэтому не годилась для морских рейсов, но ею пользовались для ловли рыбы в прибрежных водах. Однодеревка меланезийцев, как и многие лодки других народов Океании, снабжена для большей устойчивости параллельным ее корпусу деревянным поплавком-балансиром, укрепленным на поперечных стержнях. Таким образом лодка получает большую опорную площадь, и ей меньше грозит опасность опрокинуться. В своих обстоятельных исследованиях Фридерици отмечает поразительный факт: не говоря уже о прочих конструктивных особенностях, поплавки и их соединительные стержни на однодеревках меланезийцев (например, в западной части Новой Британии) такие же, как на лодках жителей Молуккских островов. Длина подобных однодеревок достигает 20 м; но для такой длины они слишком узки — их ширина не более 70 см, и поэтому гребцам приходится сидеть на бортах.

Борта лодок обычно наращиваются досками, которые сшиваются лианами и ротанговой тетивой. Швы между досками промазываются смолой ореха паринариум. Эти лодки, па которых передвигаются при помощи весел, развивают поразительную скорость. Особенным мастерством гребли отличаются племена северо-запада Новой Ирландии. Они гребут одним веслом-гребком, как на байдарке.

Фридерици был однажды свидетелем того, как такая лодка отправилась с важным донесением из одного пункта побережья в другой на расстояние 38 км и ровно через сутки, выполнив задание, вернулась обратно, проделав за 24 часа 76 км!

Значительно более пригодны для морских рейсов лодки с балансиром у меланезийцев, живущих на северном побережье Новой Гвинеи. Правда, и эти лодки всего лишь однодеревки с одним балансиром; однако помимо досок, которыми обычно надстраивают борта, на лодке устанавливается своеобразный деревянный ящик. Эти лодки так и называются «лодки с ящиком». Украшенные фигурной резьбой на носу и корме и ярко расписанные по бортам, они имеют весьма импозантный вид. Кроме того, на них установлена мачта (а нередко и две) с четырехугольным парусом из циновок.

Читайте также:  Подключение указателя уровня топлива в лодке

Закрыть Как отключить рекламу?

Не менее красивы лодки жителей островов Санта-Крус к северу от Новых Гебрид. Сколько изящества в их стройных силуэтах, вырисовывающихся на фоне ясного неба! Эти лодки, вмещающие сорок человек, обращают на себя внимание высокими клешневидными парусами. Такие паруса можно увидеть и у своеобразных лодок-лакатоев на побережье залива Папуа.

В инвентарь этих лодок помимо весел и шестов входят бочонки с ручками. Это деревянные черпаки, которыми вычерпывается вода, постоянно проникающая сквозь дно и борта лодки. На каждой такой лодке имеется рожок из раковины. Это своеобразный сигнальный инструмент, необходимый для связи с другими лодками и берегом.

Хотя меланезийцы и не достигли той степени мореходного мастерства, которой отличаются микронезийцы и полинезийцы, их достижения все же значительны. Чтобы не терять ориентиров, лодки меланезийцев ходят лишь вдоль берега. Опасные места у рифов отмечены торчащими из воды сучьями и палками. На побережье в местах, где особенно сильный прибой, на большом расстоянии от берега сооружены волнорезы из коралловых глыб.

Кроме лодки с балансиром меланезийцы пользуются так называемым моном — дощатой лодкой без балансира. Такая лодка «сшита» из отдельных досок и промазана смолой паринариума. Однако мон отличается от лодки с балансиром не только конструкцией, но и способом гребли. В моне гребцы сидят попарно, и каждый в паре гребет только на стороне своего борта.

Кроме того, в дощатой лодке скамейки гребцов довольно низкие, отчего весло при взмахе часто ударяет по борту. Мон ведет свое происхождение от лодки орембай. Она встречается на Молуккских островах в районе пролива Сент-Джордж, отделяющего Новую Ирландию от Новой Британии, а также на Соломоновых островах. Это свидетельствует о том, что трасса меланезийских странствий затрагивала побережье Новой Британии, проходила по проливу Сент-Джордж и заканчивалась в районе Соломоновых островов.

Эти замечательные лодки сооружают только там, где растут стройные корабельные деревья тима. Их высокие стволы, почти не имеющие сучьев, — наилучший материал для изготовления дощатых лодок. Сооружение такой лодки требует большого умения. На рубеже XIX–XX веков на архипелаге Бисмарка в строительстве монов отличился некто Панаке, вождь племени ламасса.

С тех пор его имя стало широко известным. Селение, где он жил, превратилось в сплошную верфь. Далеко гремела слава Панаке. Люди со всего побережья съезжались в его селение и там у искусных мастеров-судостроителей буквально вырывали из рук готовые лодки. По размерам и по красоте эти моны уступают разве что монам соломонийцев, у которых такая лодка забирает до девяноста человек.

Моны соломонийцев своими высоко вздымающимися носом и кормой похожи на лежащий серп луны. На севере архипелага такие лодки украшали резными фигурами предков. Красно-черно-белая раскраска этих фигур резко контрастирует с цветом бортов. На юге архипелага лодки красили в черный цвет и борта их искусно инкрустировали перламутром. На форштевень лодок как первого, так и второго типа насаживали крупные, сверкающие белизной панцири улиток овула (ovula) и устанавливали фигуру предка в характерной позе на корточках; фигура предка — это дух-хранитель и талисман для всех плывущих на этой лодке.

Центры кораблестроения, пользовавшиеся особой известностью, были и на Соломоновых островах. Это небольшой остров Бука, верфи которого снабжали лодками племена западной части архипелага. А остров Рубиана продавал свои дощатые лодки с великолепными перламутровыми инкрустациями жителям других островов, вплоть до островов Шуазель и Исабель. Жители Рубианы продавали даже обработанные доски, и этот товар ценился весьма высоко. Из обработанных досок жители некоторых островных групп сколачивали лодки.

Читайте также:  Лучшие лодочные моторы до 3 л с

Обитатели восточного побережья Папуа пользуются весьма импозантными лодками-лакатоями. В давние времена лодки-лакатои у любивших торговать прибрежных племен залива Папуа были единственным средством передвижения для торговли с другими племенами. Каждый лакатой состоял по меньшей мере из двух больших спаренных однодеревок длиной по двадцать метров.

Иногда соединяли несколько однодеревок, и получался своеобразный плот. Возможно, что эти спаренные лодки появились у меланезийцев под влиянием полинезийцев, у которых двойные лодки были самыми распространенными морскими судами дальнего плавания. На лакатое установлены один или два паруса, похожие на раковые клешни и по форме поразительно напоминающие паруса на лодках жителей островов Санта-Крус.

Источник: litlife.club

Каноэ с балансиром

Outrigger canoe in Kenya.jpg

Каноэ с аутригером, то есть балансиром, аутригер-каноэ (англ. outrigger canoe ) — тип небольших судов, используемых по сей день на многих островах Тихого океана, а также в Пуэрто-Рико, как с парусом, так и без него. Могут иметь один или два балансира. Способны совершать дальние океанские плавания. Длина судна может составлять от 6 до 30 метров. Крупнейшие из них вмещают до 50 человек.

Корпус длинный, узкий с одинаковыми оконечностями, т.к. такие лодки ходят всегда одним и тем же бортом на ветер. При смене курса рулевое весло переносят на другую оконечность, нос становится кормой, но ориентация судна относительно ветра остаётся прежней.

У каноэ с одним балансиром он подвешивается с наветренной стороны с помощью 2—6 длинных шестов (аутригер-балок, лонжеронов). Корпус такого каноэ может быть несимметричным, то есть более выпуклым в сторону балансира, чтобы препятствовать дрейфу силой, аналогичной подъёмной силе самолётного крыла. На лонжеронах может быть устроена платформа-палуба.

В традиционном каноэ со смещением к аутригеру располагается низкая мачта с треугольным или в форме клешни краба парусом, у которых наиболее широкая часть расположена в верхней части. Парус растянут между двумя реями за нижнюю и верхнюю шкаторины; третья свободная. Реи имеют гибкое сопряжение и за точку сопряжения притягиваются к носовой оконечности корпуса.

Такая конструкция позволяет очень оперативно управлять площадью паруса и его положением относительно судна на различных курсах. При смене галса точку сопряжения рей переносят на другую оконечность корпуса, в сторону которой одновременно наклоняется мачта, чтобы центр приложения движущей силы был впереди центра сопротивления движению. Управляется судно с помощью рулевого весла, которое не поворачивается, а поднимается и опускается. Все составные части судна традиционной постройки соединяются тросами из растительных волокон.

См. также

Литература

Ссылки

  • Аутригер-каноэ с Фиджи(англ.)
  • Canoes of the Kiribati islands(англ.)

Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai

Каноэ с аутригером

Каноэ – это гребные легкие лодки, которые являются потомками индейских челнов, выдалбливаемых из дерева или бересты. Они имеют узкую удлиненную форму, острые и одинаковые по форме носовую и кормовую части, транцы, сиденья-банки, поперечные перекладины для ножного управления и однолопастные весла. Каноэ отличаются высокой проходимостью, отличной маневренностью, хорошей остойчивостью и превосходной плавучестью. Они способны свободно проходить мелководье, узкие, заросшие тростником места рек и озер, прекрасно ведут себя на бурных порогах и водопадах.

Современные модели каноэ изготавливаются из фанеры, стеклопластика, пластика, композитных материалов, алюминия, ПВХ и используются в туризме, многих видах водного спорта, для семейных прогулок, для рыбалки, охоты и дальних путешествиях. В длительных походах часто применяются каноэ с аутригером, являющиеся маленькими парусными судами, готовыми совершать далекие плавания по океанским просторам.

Читайте также:  Тонет лодка или нет

41 (1).jpg

Конструкция каноэ с аутригером

Аутригер – это балансир, вынесенный за борт каноэ. Он дает возможность придать лодке дополнительную устойчивость и в простейшем виде представляет собой элементарную съемную конструкцию с поплавками, которая может использоваться для рыбалки, охоты или в каких-то конкретных целях, например, для фотографирования с лодки.

В океанских моделях аутригер представляет собой кронштейн или балку с уключинами, которые выступает за область корпуса судна. Конструкция таких каноэ включает в себя от двух до шести аутригеров. Палуба в данном случае располагается с подветренной стороны. От носовой и кормовой части к ее углам проходят брусья.

Наветренная сторона лодки обладает платформами такой же ширины, как аутригер. Вплотную к этой стороне устанавливается высокий рангоут с парусом. Он поддерживается с помощью балки, которая упирается в середину аутригеров.

Каноэ такого рода имеет такелаж, состоящий из двух штагов и четырех вант. Штаги крепятся к носу и корме лодки, ванты тянутся к четырем углам платформы. Управляются подобные модели рулевыми веслами. В центре конструкции во многих из них находится надстройка. Она необходима в дальних плаваниях для того чтобы пассажиры могли укрыться в непогоду.

Парусное вооружение подобных каноэ может быть различным, поэтому толщина, длина, особенность аутригеров подбираются под него.

42 (1).jpg

Виды аутригеров

Аутригеры могут быть надувными, пластиковыми, карбоновыми, алюминиевыми, фанерными и делятся на цельные, разборные, подвесные. Они имеют разную длину, толщину, форму. Существуют аутригеры с грузовыми отсеками, в которые можно складывать вещи, есть регулируемые по высоте варианты, которые полностью убираются из воды при необходимости.

При выборе аутригера следует ориентироваться на тип каноэ, его габариты, цели плаванья и вид парусного вооружения. Важно, что он смог выдерживать предполагаемые нагрузки, был максимально надежным и удобным в обращении.

43 (1).jpg

Как крепится аутригер

Аутригеры могут крепиться к корпусу каноэ петлями или устанавливаться непосредственно за бортом судна с помощью стрингеров либо оттяжек, пропущенных через корму. Если аутригеры регулируются по высоте, их можно крепить на уровне фальшборта или примерно на 10 сантиметров выше него. В этом случае аутригеры быстро убираются из воды, когда каноэ идет с малой нагрузкой или без парусов.

Надувные аутригеры во многих случаях фиксируются растяжками, металлические и пластиковые укрепляются на специальных приспособлениях и соединяются муфтами. В самом простом варианте поплавочные аутригеры можно установить на поперечные перекладины из пластика и просто приклеить к ним соответствующим клеем.

В любом случае важно, чтобы аутригеры были закреплены прочно, но при этом не мешали грести, были достаточно жесткими, выдерживали нагрузку от парусного снаряжения, не создавали чересчур большой рычаг при движении лодки и способствовали беспрепятственному движению каноэ по курсу при ветре любого направления. Прежде, чем крепить их самостоятельно, следует хотя бы примерно провести расчеты, позволяющие определить место установки аутригеров и оптимальный угол их наклона.

Каноэ с аутригерами значительно расширяет круг его использования. Ставится они могут на любые модели не только при оснащении их парусами, но и для обеспечения устойчивости судна на воде. Аутригеры дают возможность уверенно вставать в каноэ, поворачиваться в нем, наклоняться в любую сторону. Можно сказать, что они являются дополнительной системой безопасности, которая дает гребцам возможность чувствовать себя уверенней.

Источник: kayak-market.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...