Как выбрать гребное плавсредство: лодку, байдарку, каяк, для туризма и рыбалки
В этой статье разберём как выбрать каяк, как длинна, ширина и конструкция корпуса влияют на характеристики гребных лодок. Сравнивать будем на примере каяков, но всё описанное в этой статье также будет актуально и для байдарок, и для любых других гребных плавсредств. Опытные гребцы вряд-ли откроют для себя Америку, а вот новичкам порой очень сложно с ходу разобраться в обилии моделей и понять какая лодка лучше всего подойдёт под их требования.
Для начала я скажу, что выбор гребного судна — это всегда компромисс. Компромисс между скоростью и устойчивостью (узкая лодка быстрее широкой, но менее устойчива), между прочностью и лёгкостью (пластиковый каяк прочнее и надёжнее каркасной байдарки, но весит больше) и наконец между удобством транспортировки (пластиковые каяки сложнее перевозить, но они на голову превосходят по своим характеристикам каркасные и тем более надувные байдарки). Сплавившись на пластиковом каяке, вы поймёте разницу. Один каякер сказал: «Пластиковый каяк – это венец эволюции водного туризма», и я с ним полностью согласен.
Как мне помог Адвокат Егоров. Лёгкая лодка, обтянутая стрейч плёнкой.
Морской пластиковый каяк «Winner Otium 2»
Разбираться в характеристиках начнём с длины лодки. Этот параметр влияет на устойчивость каяка на курсе во время гребли. Т.е. чем длиннее судно, тем лучше оно будет придерживаться заданного курса во время движения. Если вам нужна лодка для туризма чтобы преодолевать большие расстояния по воде (более 20 км), то лучше выбрать каяк длиной от 4.5 метров, 5 — 5.3 метра вообще идеально.
Такой каяк будет хорошо держать курс и сохранять скорость, а во время движения вам не придётся часто подгребать веслом с одной из сторон чтобы восстановить линию, лодка не будет рыскать от каждого нового гребка. Для того чтобы повысить устойчивость на курсе, некоторые производители делают на своих каяках специальные направляющие на днище каяка, такие направляющие называют «реданы», не путать с килем, о нём мы поговорим чуть позже.
Реданы скользят по потоку воды во время движения и помогают удерживать курс. Чаще всего их можно встретить на пластиковых каяках, реже на стеклопластиковых или карбоновых каяках и почти никогда на надувных или каркасных байдарках. На байдарках они могут быть выполнены в виде приклеенной к шкуре байдарки ленты, эффективность весьма сомнительна в силу слишком малого влияния на поток воды тонкой ленты, а вот на пластиковых каяках реданы отрабатывают очень хорошо. Чтобы хоть как-то повысить устойчивость на курсе, иногда на дно байдарки приклеивают плавник, это гораздо эффективнее чем лента, но появляется сложность в установке (плавник должен быть приклеен идеально ровно чтобы не уводить байдарку с курса) и в использовании, такой плавник очень легко сломать о дно или камень, нужно быть предельно осторожным и помнить об этом во время чалки.
СДЕЛАЛ БАЙДАРКУ И ОТПРАВИЛСЯ В СПЛАВ!
Теперь вернёмся к килю. Киль одна из важнейших деталей, его наличие или отсутствие сильно влияет на устойчивость на курсе и скорость лодки. Выраженность киля бывает разной, на каких-то моделях он выражен сильно, на каких-то слабее, но как правило он есть. Его задача разрезать поток воды стабилизируя курс движения, чем длиннее каяк и выраженнее киль судна, тем лучше лодка будет держать курс, а следовательно и поддерживать скорость.
Перейдём к устойчивости (остойчивости) каяка. Этот параметр влияет на то, насколько сложно перевернуться сидя в лодке. Чем шире лодка, и чем более плоское её дно, тем она будет устойчивее, но у этой медали две стороны, широкие лодки медленнее чем узкие.
Выбор ширины зависит от того, для чего вам потребуется каяк, оптимальная ширина одноместного морского каяка 55 – 60 см, двухместного морского 65 – 70 см. Двухместного каяка с открытой декой или классического туристического 83 – 90 см, одноместного 70 – 80 см. Ширина каяков для рыбалки колеблется от 70 до 90 см, в зависимости от того, что хочет получить владелец, больше скорости или устойчивости.
Отдельно отмечу, что разница в ширине не единственный параметр, который влияет на устойчивость. Сильное влияние оказывает так же и геометрия корпуса лодки, выраженность киля, его форма. Лодка с более узким корпусом на носу и в корме, будет иметь большую килеватость (склонность к перевороту) чем более широкая в этих же местах, при условии, что общая ширина обоих лодок одинаковая.
Звучит, наверное, сложновато, но на деле всё довольно просто. Пример, каяк А и каяк Б имеют одинаковую ширину в 59 см, но если у каяка Б нос и корма уже, то он будет более килявым. Зачем тогда делать такой корпус? Потому что управляемость у каяка Б будет более чуткая и отзываться на действия каякера он будет острее.
На рынке есть некая тенденция в погоне за устойчивостью, каждый продавец пишет, что его лодка самая устойчивая, но если в рыболовных каяках это ещё оправдано, то в классе морских каяков чрезмерная остойчивость/ширина могут быть во вред. На таких лодках попросту становится скучно после нескольких часов гребли, возникают ощущения будто ты находишься в неповоротливой барже и это раздражает. Моё мнение на этот счёт такое – лучше купить быстрый каяк с хорошей управляемостью и привыкнуть к нему откатав десяток часов, научиться держать баланс и управляться с этой лодкой, чем купить баржу, которая будет ограничивать собственные возможности. Но решать конечно каждый должен сам.
Общие понятия я описал, применять их можно при выборе гребного судна любого класса, теперь перейдём к классам каяков.
Морские, SIT IN (туринговые, туристические, экспедиционные) – это лодки длиной от 4 до 6 метров. Длина большинства одноместных морских каяков 5 – 5.2 метра, двухместных 5.2 – 6 метров. Эти каяки созданы для передвижения на большие расстояния до 50-130 км в сутки по рекам с течением и до 40-100 км по озёрам и морям.
Крейсерская скорость морских каяков в зависимости от модели колеблется от 7 до 9 км/ч. Опытные каякеры способны развивать и поддерживать скорость в 10-11 км/ч в течение многих часов. Как правило каяки оборудуются герметичными отсеками, сетчатой обвязкой на корпусе, а также рулём или скегом, к ним мы вернёмся позже.
Отличительная особенность этого класса, это посадка каякера внутри лодки, называемая SIT IN (дословно «сидеть в»). Пространство, в котором сидит каякер называется кокпитом и может использоваться с юбкой (англ. spray deck, spray skirt), юбка призвана защитить от брызг, летящих от весла в процессе гребли, воды падающей с неба во время дождя и низких температур во время зимнего каякинга.
В дополнение юбка позволяет выполнить эскимосский переворот, не набрав воды в лодку. Таким образом морские каяки с закрытой декой предоставляют куда больше комфорта, чем их собратья без возможности использовать юбку. А такие есть даже в классе SIT IN и, по сути, они представляют из себя пластиковый вариант байдарки (прим. каяк Cannonball).
Несмотря на то, что каякер сидит внутри, использовать юбку будет затруднительно. Чаще всего такие туристические каяки используют на реках, их преимущество в огромном пространстве внутри. При желании в каяк между гребцами можно посадить ребёнка, собаку или даже положить складной стул или стол. Лодки используют прокаты, организаторы сплавов и семьи с детьми. Чтобы перевернуть такую лодку нужно очень сильно постараться, это настоящий крейсер.
Источник: winner-kayak.ru
Прогулочные каяки
Каяками называются легкие, очень маневренные весельные лодки, которые сегодня используются для водного туризма, рафтинга, путешествий по водоемам разного типа, спортивных состязаний, сплава по рекам разной сложности, дайвинга, серфинга и так далее. Среди них есть модели, предназначенные для прогулок по спокойной воде. Они отличаются отличной плавучестью, простотой управления, хорошей устойчивостью, компактными размерами.
Прогулочные (рекреационные) каяки могут быть одноместными, двухместными и даже трехместными. Они часто оснащаются откидными сиденьями для детей и являются очень комфортными для отдыха всей семьей. Рекреационные модели чрезвычайно редко переворачиваются, поэтому максимально подходят для новичков и людей в возрасте. Они оборудуются удобными анатомическими сиденьями, позволяющими принимать свободную позу, и могут использоваться в одно- двухдневных походах по водоемам без крутых порогов и водопадов.
Лодки этого класса обычно обладают закрытыми кокпитами, приспособлены под рулевое управление, подходят не только для катания, но и для рыбалки или охоты. Они свободно продвигаются в узких, заросших камышом заводях, без труда проходят резкие повороты.
Виды прогулочных каяков
Прогулочные каяки изготавливаются из трехслойного полиэтилена, прочного пластика, полиэстера, кевлара, дюраля, ПВХ и бывают каркасными, корпусными и надувными. Каркасные модели являются разборными и состоят из нескольких секций, которые жестко соединяются между собой крепежными деталями. Они удобны в транспортировке, могут собираться-разбираться прямо на берегу, не требуют много места для хранения.
Корпусные модели имеют монолитный остов, существенно повышающий их ходовые качества. Они обладают большой грузоподъемностью, способны выдерживать значительные механические нагрузки, удары, частое трение о поверхность дна. Такие каяки часто снабжаются усиленной термоизоляцией, позволяющей эксплуатировать их в холодную погоду и в регионах с суровым климатом.
Надувные типы прогулочных каяков напоминают резиновые лодки, но отличаются от них по форме. Это узкие, вытянутые в длину модели, обладающие прочными надувными баллонами. Они практически непотопляемы, имеют малый вес, мобильны, эргономичны, нередко обладают специальными карманами для багажа и элементами для снастей. Надувные варианты стоят дешевле остальных моделей, просты в использовании.
Конструкция прогулочных каяков
Прогулочные каяки обладают большими кокпитами и отличаются от других моделей довольно массивным корпусом. Как и все лодки подобного типа, они оснащаются упорами для спины, коленей, стоп, двухлопастными веслами, юбками и фартуками, защищающими внутреннюю часть от попадания в нее воды.
Модели имеют фальшборт, стрингеры, привальные брусья, шпангоуты, носовой и кормовой штевни, пиллерсы. В разборных вариантах каяков все эти элементы соединяются специальным крепежом, обеспечивающим надежность и жесткость их сцепки.
Все прогулочные каяки снабжаются герметичными отделениями для различного багажа и предусматривают установку рулевого управления. Лодки морского типа имеют киль, обеспечивающий устойчивость курса при встречном ветре.
Прогулочные модели обладают обвязкой по всему периметру борта, дренажными клапанами, удобными ручками для переноски по суше. Разборные каяки состоят из двух-трех секций, которые соединяются между собой, помещаются в оболочку и закрепляются крайними и средними фальшбортами.
Характеристики прогулочных каяков
Прогулочные варианты каяков обычно достигают длины не более четырех-четырех с половиной метров. Ширина их составляет 67 – 80 сантиметров, грузоподъемность – 155 – 350 килограмм. Вес лодок зависит от материала изготовления, но не превышает 33-35 килограмм.
Средняя скорость прогулочных каяков – около шести километров в час. Некоторые модели обладают специальными крыльями и могут идти быстрее при тех же усилиях гребцов, но в данном случае не так важна скорость, сколько способность судна отлично держаться на воде.
В целом, рекреационные каяки разработаны с учетом повышенного комфорта для находящихся в них людей. Они могут обладать передвижными сиденьями, дополнительными приспособлениями для мелких предметов и походных аксессуаров, мягкими накладками, позволяющими принимать максимально удобную позу и уберегающими от травм при столкновении лодки с какими-то препятствиями.
Ремонт прогулочных каяков
Самым частым повреждением прогулочных каяков в походе является разрыв оболочки, который можно быстро ликвидировать собственными руками. Сначала «шкуру» нужно хорошо высушить и очистить от грязи в местах повреждений. Если она создана из ПВХ, эти места протирают ветошью, смоченной в ацетоне, до тех пор, пока не сойдет блестящее покрытие.
Затем из прочной резины или куска такого же материала вырезают круглые заплаты размером примерно на 4 сантиметра больше самого повреждения. Поверхность оболочки и латки дважды смазывают подходящим клеем, давая каждому слою высохнуть, немного подогревают (не на открытом огне!) и плотно прижимают друг к другу. Для того чтобы они хорошо склеились, по верху латки можно пройтись дном металлической кружки, в которую налита горячая вода.
Если оболочка изготовлена из прорезиненной ткани, ее хорошо очищают от пыли и жировых отложения тряпкой, смоченной в бензине. После этого подготовленную заплату из резины и оболочку дважды промазывают резиновым клеем, соединяют их, когда верхний слой хорошо высохнет, хорошо прижимают и раскатывают чем-то круглым так, чтобы между оболочкой и латкой не осталось воздуха.
Если повреждения велики, их следует изначально стянуть прочными толстыми нитками или леской. Пользоваться каяком при таком ремонте можно примерно через 16-20 часов.
Источник: kayak-market.ru
Типы каяков (байдарок)
Большинство каякеров (выбирая каяк) ищет некоторый компромисс, который был бы более или менее пригоден для всех развлечений и избавлял бы их от необходимости иметь несколько разных лодок. Существует не менее десятка различных типов каяков. Какие бывают виды каяков, чем они отличаются и какое их предназначение? Для более наглядной классификации разделим все каяки на категории по тому или иному критерию:
- по назначению каяка;
- по типу конструкции;
- по способу посадки гребца.
По назначению каяка разделяют на три категории:
Прогулочные (рекрационные) каяки .
Каяки данной категории могут быть одноместными, двухместными и даже трехместными. Главной отличительными чертами является довольно большая ширина (повышенная устойчивость) лодки и объемный кокпит. Главное назначение таких каяков — кратковременный отдых на спокойной воде.
Основные особенности байдарок сводятся к следующим: благодаря широй форме дна рекрационные каяки очень устойчивы, их сложно перевернуть (оверкиль). Но в тоже время такая форма дна даёт плохую курсовую устойчивость при гребли вперед. Каяки такого класса подходят для кратковременного семейного отдыха, они вместительные, часто оборудованы герметическим багажным отсеком для хранения вещей.
Туринговые (туристические) каяки.
Каяки данной категории предназначены для использования в спокойной стоячей воде больших рек, каналов и озёр. Они значительно длиннее прогулочных, но при этом еще достаточно устойчивые для начинающего каякера. Имеют длину до 450 см, большой объем (400–460 л) и наличием четко выраженного киля в носовой и кормовой части.
Туринговые каяки имеют хорошую ходкость по прямой, но менее поворотливы. Лодки этого типа имеют грузовые отсеки для перевозки вещей и продуктов. Некоторые модели дополнительно оборудованы системой рулегвого управления. По комфорту и ходовым качествам туринговые каяки значительно опережают рекреационные каяки и схожи по ходовым качествам с морскими каякам.
Морские экспедиционные каяки.
Самые быстрые и вместительные каяки. Имеют большую длину корпуса и приподнятую носовую часть для того чтобы при прохождении волн, вода не заливала кокпит каяка. Главными отличительными чертами морского каяка является большой объемом корпуса.
Длина этих лодок достигает 500–530 см, они имеют сильно кильватые обводы по всей длине, высокий борт, почти плоскую деку и четко выраженную линию привального бруса (стык между бортом и декой). Каяки оборудованы загрузочными люками, внешней подвеской для багажа, рулевым управлением (руль или скег) и даже парусом. Лодки применяются для путешествий по спокойной воде и для катания на приливно-отливных течениях, причем последнее часто не уступает п о уровню сложности каякингу на бурных реках.
Каяки для бурной воды.
Основными отличиями каяков для бурной воды является короткий ( от 2 до 3,5 метров) и закругленный корпус для максимальной маневренности (маневренность в пороге важнее скорости) . Такие каяки предназначены для прохождения горных бурных рек различной сложности. Каяки для бурной воды сильно различаются по своим обводам и конструкции. Существует большое количество разновидностей каякинга на бурной воде: к лассический сплавной каякинг по горным рекам (это простое прохождение бурных рек с обносом по берегу особо опасных участков); крикинг — это сплав на каяках по быстрым бурным речками с большим количеством камней и высокой категории сложности; фристайл каякинг — это выполнение различных трюков на каяке в так называемых «бочках» (подобие волны), но с более сильным и постоянным гребнем, который может задерживать каякера и каяк на одном месте.
Эти лодки отличаются от остальных, прежде всего, по своей конструкции корпуса. Они представляют собой замкнутую герметичную капсулу, снабженную дренажным клапаном (который необходим, в основном, для выравнивания давлений внутри и снаружи корпуса).
Некоторые лодки вместо дренажного клапана снабжены небольшими люками, которые позволяют разместить груз во внутренней полости лодки. Имеют открытый кокпит в виде углубления в деке, наподобие ванночки. Основное достоинство этих лодок состоит в их безопасности (большой герметичный объем, делает их практически непотопляемыми). Предназначены они для катания по спокойной воде и морскому прибою для совсем неопытных гребцов, поэтому оборудование кокпита у них значительно упрощено.
По типу конструкций каяки разделяют на три категории:
- Неразборные каяки. Неразборные каяки — это лодки с жестким пластиковым корпусом. Для такого типа каяков используют различные материалы: стеклопластик, углепластик, полиэтилен, ABS-пластик. Каяки с жестким корпусом имеют самые высокие ходовые качества и способны вместить большое количество снаряжения. Для этого корпусные каяки оборудованы герметичными багажными отсеками. Основные особенности неразборных каяков сводятся к следующим: каяки с жестким корпусом долговечны и износостойки. Современные полимерные материалы могут выдерживать очень большие нагрузки при резких ударах или столкновениях с камнями, острыми режущими поверхностями, которые могут оставлять довольно глубокие царапины на каяка, но при этом пробить каяк практически невозможно. К преимуществам современных каяков можно отнести также теплоизолирующие качества — их можно использовать даже для походов в арктических широтах. При сильных ударах на полиэтиленовых каяках могут появляться небольшие вмятины, которые сами выравниваются под воздействием высокой температуры. Если вмятина появилась в холодную пору году, тогда место вмятины можно облить горячей водой или слегка нагреть феном. Еще одним существенным преимуществом корпусных каяков является возможность задействовать все тело при управлении каяком. Эргономика корпусных каяков с внутренней посадкой устроена таким образом, что гребец имеет как минимум пять точек контакта тела с каяком, это позволяет передавать инерцию и движение всего тела на корпус каяка, а не только силу рук, но также задействовать спину и ноги для управления каяком. Каяки с жестким корпусом позволяют легко делать крен, осуществлять резкие повороты, а в случае оверкиля — сделать «эскимосский переворот», то есть перевернутся назад в исходное положение над водой не покидая каяк и используя при этом только весло. Сегодня неразборные каяки являются бесспорными лидерами в мире каякинга.
- Разборные или каркасные каяки . Каркасные каяки (байдарки) состоят из металлического каркаса и специального непромокаемого синтетического материала, который натягивается на каркас и фиксируется. Основные особенности каркасных байдарок сводятся к следующим: к аркасный каяк имеет значительно более примитивные обводы по сравнению с неразборными каяками: его поперечное сечение может представлять лишь сочетание нескольких дуг и прямолинейных отрезков. Соответственно, и возможности его по сравнению с жесткой лодкой более чем ограничены. Оболочка каркасно-поддувной лодки всегда имеет возможность прогибаться, «играть». Это врожденный недостаток такой конструкции, и устранить его принципиально невозможно. Помимо оболочки, «играет» и сам каркас, неизбежно имеющий люфты в местах соединений. В результате обводы лодки становятся аморфными и значительно ухудшают управления и скоростные характеристики лодки. Не стоит забывать и о подготовки лодки к выходу на воду, каждое использование каркасной лодки включает в себя, как минимум, сборку, разборку, сушку и дважды упаковку. Каркасная лодка имеет только одно неоспоримое достоинство: в транспортном положении она упаковывается в относительно компактный рюкзак. Большинство российских каякеров до сих пор использует разборные каркасные каяки. Это объясняется как простотой транспортировки, так и экономическими соображениями. Однако эти лодки обладают очень ограниченными возможностями, и к настоящему времени все дальнейшие возможности их развития практически исчерпаны.
- Надувные каяки. Надувные каяки — во многом похожи по принципу на надувные лодки, только длиннее и уже. Очевидными преимуществами надувных каяков являются большая грузоподъемность, непотопляемость, а также компактность и легкость транспортировки в спущенном виде. Основным недостатком большинства надувных каяков является недостаточная жесткость каяка в месте сидения гребца и прогибание каяка под весом гребца, что приводит к задиранию носа и кормы и значительно ухудшает ходовые качества каяка. Эта проблема особенно ярко выражена в одноместных надувных каяках, где сидение размещено по середине каяка и отсутствует какой-либо каркас жесткости. Среди недостатков также можно выделить недолговечность — как и любые другие синтетические материалы, из которых изготавливаются надувные каяки, они имеют свой ограниченный срок эксплуатации. Все надувные каяки имеют довольно слабую осадку, что приводит к большой парусности. Такие каяки очень легко сносит сильными порывами ветра, идти против ветра значительно сложнее, чем на жестких корпусных каяках, а держать прямой курс при сильном боковом ветре практически невозможно. Курс надувного каяка может меняться с каждым порывом ветра.
По способу посадки гребца каяки делятся на две категории:
Источник: mykayak.ru