310. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции f на данном промежутке:
a) f (х) = 2 sin x-f-cos 2л:, [0; 2л]; б) f (х) = l,5x 2 + y, [1; 4];
в ) / М — 2 sin х + sin 2х, £о; y-j;
311. Число 24 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма квадратов этих чисел была наименьшей.
312. Число 4 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.
313. Кусок проволоки длиной 48 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?
314. Число 54 представьте в виде суммы трех положительных слагаемых, два из которых пропорциональны числам 1 и 2, таким образом, чтобы произведение всех слагаемых было наибольшим.
315. Число 16 представьте в виде произведения двух положительных чисел, сумма квадратов которых будет наименьшей.
316. Площадь прямоугольника 64 см 2 . Какую длину должны иметь его стороны, чтобы периметр был наименьшим?
Чем не Бали ?! Песчаный пляж и скалы на берегу черного моря. Лдзаа — укромный уголок в Пицунде
317. Открытый бак, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием, должен вмещать 13,5 л жидкости. При каких размерах бака на его изготовление потребуется наименьшее количество металла?
318. В равнобедренный треугольник с основанием 60 см и боковой стороной 50 см вписан прямоугольник наибольшей площади. Две вершины прямоугольника лежат на основании треугольника, а две другие — на боковых сторонах. Найдите длины сторон прямоугольника.
319. Из круглого бревна вырезают балку с прямоугольным сечением наибольшей площади. Найдите размеры сечения балки, если радиус сечения бревна равен 20 см.
320. Буровая вышка расположена в поле в 9 км от ближайшей точки шоссе. С буровой надо направить курьера в населенный пункт, расположенный по шоссе в 15 км от упомянутой точки (считаем шоссе прямолинейным). Скорость курьера на велосипеде по полю 8 км/ч, а по шоссе 10 км/ч. К какой точке шоссе ему надо ехать, чтобы в кратчайшее время достичь населенного пункта?
321. Лодка находится на озере на расстоянии 3 км от ближайшей точки А берега. Пассажир лодки желает достигнуть села В, находящегося на берегу на расстоянии 5 км от Л (участок АВ
берега считаем прямолинейным). Лодка движется со скоростью 4 км/ч, а пассажир, выйдя из лодки, может в час пройти 5 км. К какому пункту берега должна пристать лодка, чтобы пассажир достиг села в кратчайшее время?
322. Найдите число, сумма которого со своим квадратом принимает наименьшее значение.
323. Докажите, что из всех прямоугольных треугольников с заданной гипотенузой наибольшую площадь имеет равнобедренный треугольник.
324. Из всех прямоугольников, вписанных в окружность, найдите прямоугольник наибольшей площади.
325. Покажите, что из всех равнобедренных треугольников, вписанных в данный круг, наибольшую площадь имеет равносторонний треугольник.
Сведения из истории
1. О происхождении терминов и обозначений. Раздел математики, в котором изучаются производные и их применения к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением. Приращения вида А/, представляющие собой разности, играют заметную роль при работе с производными. Естественно поэтому появление латинского корня differentia (разность) в названии calculis differential нового исчисления, которое переводится как исчисление разностей; это название появилось уже в конце XVII в., т. е. при рождении нового метода.
САМЫЕ СТРАШНЫЕ кадры ЦУНАМИ в Японии
Термин «производная» является буквальным переводом на русский французского слова derivee, которое ввел в 1797 г. Ж. Л а- гранж (1736—1813); он же ввел современные обозначения у’, Такое название отражает смысл понятия: функция f’ (х) происходит из f (х), является производным от f (х). И. Ньютон называл производную функцию флюксией, а саму функцию — флюентой. Г. Лейбниц говорил о дифференциальном отношении и
обозначал Производную как 4j-. Это
обозначение также часто встречается в современной литературе.
Символ df Лейбниц выбрал для обозначения дифференциала функции /. Дифференциал df функции f — это произведение производной f’ (хо) на приращение Ах, т. е. df = f’ (лго) Ах; заменяя обозначение Ах на dx, это же можно записать так: df=f’ (xo)dx,
откуда f'(хо)=^. Геометрический смысл дифференциала ясен из рассмотрения рисунка 115: здесь df=AB, прямая I — касательная к графику.
Лейбниц Готфрид Фридрих
(1646—1716) — великий немецкий ученый. Философ, математик, физик, юрист, языковед. Создатель (наряду с Ньютоном) математического анализа. Основоположник большой математической школы. Идеи Лейбница оказали значительное влияние на развитие математической логики.
(1601—1665) — французский математик и юрист. Один из крупнейших математиков своего времени. Ферма принадлежат блестящие работы в области теории чисел. Создатель аналитической геометрии, в которой он получил ряд крупных результатов.
создателей аналитическом геометрии. Он занимался и оптикой. Широко известен принцип Ферма («Луч света распространяется так, что время его прохождения будет наименьшим»), применяемый и в современной физике.
Важные следствия этого принципа вы можете вывести самостоятельно. Закон отражения света («Угол отражения равен углу падения») сводится согласно принципу Ферма к решению известной геометрической задачи. Для вывода закона преломления света вам потребуется применить известные правила нахождения экстремума. (Требуется решить такую задачу (рис. 116): «Луч света проходит из точки М нижней полуплоскости в точку N верхней. Скорость света в нижней полуплоскости (однородной среде) постоянна и равна v, а в верхней полуплоскости — V2. По какому пути должна двигаться точка, чтобы весь ее путь занял наименьшее время?»)
Систематическое учение о производных развито Лейбницем и Ньютоном, который сформулировал и две основные проблемы анализа:
«1. Длина проходимого пути постоянно (т. е. в любой момент времени) дана; требуется найти скорость движения в предложенное время.
2. Скорость движения постоянно дана; требуется найти длину пройденного в предложенное время пути».
Первая проблема задает программу развития дифференциального исчисления, с элементами которого вы уже познакомились в этой главе. Вторая относится к интегральному исчислению (см. главу III).
Если Ньютон исходил в основном из задач механики (ньютонов анализ создавался одновременно с ньютоновой классической механикой), то Лейбниц по преимуществу исходил из геометрических задач.
Говоря о последующем развитии идей анализа (а они очень быстро завоевали популярность и нашли многих последователей), следует в первую очередь назвать имена учеников Лейбница — братьев Я. и И. Бернулли.
А. Лопиталь (1661 —1704), который учился у И. Бернулли, издал уже в 1696 г. первый печатный курс дифференциального исчисления «Анализ бесконечно малых для исследования кривых линий», способствовавший распространению новых методов.
Ряд крупных результатов получил Лагранж, его работы сыграли важную роль в осмыслении основ анализа.
Как и в случае многих других разделов математики, неоценим вклад в развитие математического анализа, внесенный Л. Эйлером и К. Ф. Гауссом (1777—1855).
В кратком очерке невозможно рассказать о существе открытий, сделанных в XVIII в. и позднее. Но об одном направлении нельзя не упомянуть. Речь идет о разложении функций в степенные ряды, т. е. о представлении функций в виде многочленов с бесконечным числом слагаемых. С примером бесконечной суммы (числового ряда) вы знакомы: бесконечные периодические дроби представлялись в виде суммы бесконечного числа слагаемых. С числовыми и функциональными рядами работал не только Ньютон, но и его предшественники, и поэтому несколько несправедливо название формула Тэйлора (Б. Тэйлор (1685— 1731) —английский математик, опубликовавший ее в 1715 г.), принятое для следующего замечательного соотношения:
/ (*„+д*)=/ ы+Цf дх+qpi (дх)Ч. +£^> (дхг+ .
(здесь f n) (лго) — значение, полученное /г-кратным дифференцированием функции f в точке *о, а п — 1 *2•. •«). Зная формулы производных, например, для функций sin х и cos х, вы можете разложить их в ряд Тэйлора самостоятельно.
Оказалось, что в ряде случаев, отбрасывая бесконечное число слагаемых, можно получать формулы, дающие хорошие приближения функций многочленами.
2) Энтузиазм, вызванный появлением нового мощного метода, позволяющего решать широкий круг задач, способствовал бурному развитию анализа в XVIII в. Но к концу этого столетия проблемы, возникшие уже у создателей дифференциального и интегрального исчислений, проявились весьма остро.
Основная трудность состояла в том, что точные определения таких ключевых понятий, как предел, непрерывность, действительное число, отсутствовали (соответственно и рассуждения содержали логические пробелы, а иногда были даже ошибочны). Характерный пример — определение непрерывности. Эйлер, Лагранж и даже Фурье (а он работал уже в начале XIX в.) называли непрерывной функцию, которая в своей области определения задана одним аналитическим выражением.
Тем самым «новая» математика не отвечала стандартам строгости, привычным для ученых, воспитанных на классических образцах греческих математиков. Интуиция, столь необходимая математикам, существенно опередила логику, тоже являющуюся неотъемлемой характеристикой математической науки. Гениальная интуиция таких гигантов, как Ньютон, Лейбниц, Эйлер, помогала им избегать ошибок. Но необходимы были прочные логические основы.
Характерны два высказывания, относящиеся к XVIII столетию. Известный математик М. Р о л л ь писал, что новое исчисле-
Коши Огюстен Луи
(1789—1857)— крупный французский математик. Доказал ряд замечательных теорем в области анализа, теории функций комплексного переменного, теории дифференциальных уравнений и т. д. Большая заслуга Коши — разработка курса анализа, в котором, в частности, он предложил ставшие классическими определения предела, непрерывности функции и т. п.
Ние есть коллекция гениальных ошибок. А великий французский мыслитель Вольтер заметил, что это исчисление представляет собой искусство вычислять и точно измерять вещи, существование которых не может быть доказано.
Решительный шаг к созданию прочного фундамента анализа был сделан в 20-е годы прошлого века французским математиком О. К о ш и (1789—1857), предложившим точные определения пределов функции и последовательности и на их основе доказавшим многие фундаментальные теоремы анализа. Несколько раньше (1821 г.) определения предела и непрерывности, целый ряд других замечательных результатов (в том числе знаменитый пример функции, непрерывной на промежутке, но не имеющей производной ни в одной его точке) получил чешский математик Б. Больцано (1781 — 1848), но его работы стали известны много позднее.
Определение предела функции по Коши формулируется так: «Число А называется пределом функции f (х) при х, стремящемся к а (т. е. irnf (х) = А), если для любого числа е>>0 можно
Источник: studopedia.org
Решение задач на экстремум (стр. 16 из 16)
Лодка М находится на расстоянии 3 км от ближайшей точки А берега. Пассажир лодки желает достигнуть точки В, находящейся на берегу на расстоянии 5 км. от А. Лодка движется со скоростью 4 км/ч , а пассажир, выйдя из лодки, может пройти в час 5 км. К какому пункту берега должна прибыть лодка, чтобы пассажир достиг В в кратчайшее время?
Пусть АО = х. Тогда ОВ = 5 – х и t=
Часть занятий факультатива была опробированна на учащихся 11 класса общеобразовательной школы.
Проведенные занятия показали, что наиболее легким для учащихся является основной метод решения экстремальных задач, но наибольший интерес вызывают задачи прикладного характера. Ребята с удовольствием решали предложенные задачи, а дифференцированный подход позволил каждому, самостоятельно, находить решения задач, используя различные методы и приемы.
Лодка находится на озере на расстоянии 3 км от ближайшей точки а берега
Задача по физике — 6542
2018-03-04
Моторная лодка, находящаяся в точке A на расстоянии $R$ от берега озера (рис.), начинает разворот, двигаясь со скоростью $v = 18 км/ч$ по окружности радиуса $r = R/2$; в начальный момент скорость лодки направлена к берегу. Волна от лодки дошла до берега через время $t = 3 мин$ после начала разворота. Скорость распространения волн от лодки по поверхности воды равна $u = 9 км/ч$. Найти расстояние $R$.
Рассматривая лодку как источник волн, распространяющихся из каждой точки траектории лодки, найдем ту точку С, вз которой волна дойдет до берега раньше всего. Положение точки С определяется из условия равенства скорости распространения волн и проекции скорости лодки на направление «к берегу (ось х на рис.)
$u = v_ = v sin alpha$,
$sin alpha = u/v = 1/2$,
т_ е. $alpha =30^< circ>$, Расстояние от точки С до берега
$l = R — r cos alpha = R — frac cos alpha = R left (1 — frac cos alpha right )$.
Время $t_$, которое требуется волне, чтобы дойти из точки С до берега,
$t_ = frac = frac left ( 1 — frac cos alpha right )$.
Время $t_$, в течение которого лодка дошла от точки А до точки С, равно
Полное время, через которое после начала разворота волна дойдет до берега, равно
$t = t_ + t_ = frac left ( 1 — frac cos alpha right ) + frac< pi R>$.
Отсюда находим расстояние $R$ от точки А до берега:
Источник: earthz.ru