Лодка на которой тур хейердал

В 1937 году Тур Хейердал с женой отплыли из Марселя на Таити. Чтобы добраться до острова, им пришлось пересечь Атлантический океан, Панамский канал и Тихий океан. Проведя месяц в доме таитянского вождя, они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении местной фауны, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии.

Тур Хейердал с женой Лив.

Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа за медицинской помощью Хейердал свёл знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906 года. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал.

Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии — стране, находившейся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов. Также именно от Ли Хейердал узнал о Тике — боге местных племён. По легенде, раньше в Перу был народ белых богов, прибывших с севера. Однако после поражения в битве с инками на озере Титикака они бесследно исчезли.

Экспедиция «Ра». О путешествии Тура Хейердала на папирусной лодке через Атлантику (1971)

Позднее Хейердалу удалось обнаружить на острове огромные изваяния бога Тики, которые напоминали статуи в Южной Америке.

Остров Фату-Хива.

Исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений привело норвежца к мысли, что господствующие ветры, которые идут с севера, через Гаити, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии. Также до окончательного оформления теории норвежского путешественника считалось, что кокосы, которые произрастали на архипелаге, были занесены морской водой из Южной Америки.

Хейердал провёл немало времени в архивах и музеях, изучая старинные манускрипты и рисунки, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Исследователь попытался даже заинтересовать и убедить в правильности своей теории учёного из Нью-Йорка, предоставив доказательства, однако тот лишь улыбнулся и сказал ему: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Так возникла идея путешествия на плоту от латиноамериканского побережья к островам Полинезии.

По заветам древних индейцев

Плот для путешествия был построен из бальcы — легчайшего дерева в мире. Судно, аналогичное тем, что раньше делали индейцы, соорудили без единого гвоздя. Оно состояло из девяти брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос.

Модель судна, на котором совершалось плавание.

Бревна были перевязаны канатами, над ними возвышалась мачта с большим (27 кв. м) прямоугольным парусом. Плот был оснащён кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль киля и руля). Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики» — по имени легендарного полинезийского героя.

Судно Тура Хейердала и его команды. Вид с океана.

28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Буксир ВМС Перу «Гуардиан Рио» тащил плот Хейердала. Примерно в 50 милях от берега, достигнув течения Гумбольдта, экипаж буксира попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и опасный путь к Полинезии.

«Кон-Тики» в открытом море

На борту судна было всего шесть человек: Хейердал, радисты Кнут Хаугланд и Турстейн Робю, кок Бенгт Даниэльссон (единственный из экипажа говорил по-испански), техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер, штурман и художник Эрик Хессельберг. Седьмым членом экипажа был южноафриканский попугай Лолита, который стал талисманом команды, однако во время бури упорхнул с судна.

Уже первые дни плавания показали, что плот устойчив и благодаря океанскому течению и ветрам медленно, но верно движется в нужном направлении. На судне был наведён относительный порядок, всё имущество, приборы и съестные припасы надёжно закрепили. Сразу же распределили обязанности и расписали вахты.

Тур Хейердал спускается с лестницы на судне.

«Бенгта скорее всего можно было найти в дверях каюты, где он лежал на животе, углубившись в один из семидесяти трёх томов своей библиотеки. А вообще мы назначили его стюардом, это он отмерял нам дневной паек.

Герман в любое время суток мог оказаться где угодно — то с метеорологическими приборами на мачте, то с подводными очками под плотом, где он проверял шверт, то за кормой, в надувной лодке, где он занимался воздушными шарами и какими-то непонятными приборами. Он был у нас начальником технической части и отвечал за метеорологические и гидрографические наблюдения.

Читайте также:  Чем закрыть нос лодки

Кнют и Торстейн без конца возились со своими отсыревшими сухими батареями, паяльниками и схемами. Каждую ночь они поочерёдно дежурили и посылали в эфир наши рапорты и метеосводки. Эрик чаще всего латал парус, или сращивал канаты, или вырезал деревянные скульптуры, или рисовал бородатых людей и удивительных рыб. Точно в полдень он вооружался секстантом и взбирался на ящик, чтобы поглядеть на солнце и высчитать, сколько мы прошли за сутки. Сам я прилежно заполнял судовой журнал, составлял рапорты, собирал пробы планктона и рыб, снимал кинофильм», — пишет Хейердал в своей книге о повседневной жизни на плоту и обязанностях каждого члена экипажа.

Команда продумывает план действий.

На плоту все по два часа несли вахту, причём, ночью дежурный обязательно привязывался канатом. Вопросы, связанные с текущей деятельностью, решали на общих собраниях.

Готовили по очереди, а основной пищей служила свежая рыба. Два члена экипажа решили поучаствовать в эксперименте: отказались от рыбы и стали употреблять сухие пайки, которые были сделаны для американских военнослужащих и ещё не были опробованы ранее. Перед выходом в плавание коробки с пайками залили тонким слоем асфальта, чтобы предотвратить попадание в них морской воды.

Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Питьевую воду обычно смешивали с морской, а запасы пресной воды пополнялись во время тропических дождей. Кроме того, на плоту были запасы фруктов и кокосов, а также очень много рыболовных снастей.

Одним из самых популярных занятий во время плавания была рыбная ловля. Иногда рыба сама запрыгивала на плот. Каждое утро Хейердал и его спутники находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус, который находился в деревянном ящике). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито. Однако встречались и опасные представители морской фауны: членам экипажа приходилось даже использовать копье, чтобы уберечь судно от стаи китовых акул.

Тур Хейердал с уловом.

Путешественники могли рассчитывать только на собственные силы — маршрут проходил в стороне от морских путей. Единственная значительная опасность произошла в середине пути: плот пережил две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьёзные повреждения. Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.

Первый раз экипаж увидел землю 30 июля, это был остров Пука-Пука. 7 августа 1947 года плот подошёл к атоллу Рароиа, входящему в островной архипелаг Туамоту. Чтобы добраться до земли, команде нужно было преодолеть коралловый риф. Путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн, после чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега.

Маршрут экспедиции «Кон-Тики».

В океане команда Хейердала провела 101 день, преодолев 8 тыс. км и доказав, что на бальсовых плотах подобные плавания могли совершаться и в древности. Это делало вполне вероятной и относительно безопасной миграцию людей из Латинской Америки на острова Полинезии.

Хейердал написал по итогам плавания книгу «Путешествие на Кон-Тики», которая стала мировым бестселлером. Также путешествие снималось на киноплёнку и было потом представлено в формате документального фильма. В 1952 году лента была удостоена «Оскара».

Возвращение домой

Из порта Папеэте на Таити, где путешественники дожидались оказии для возвращения на родину, их вместе с плотом забрало норвежское судно. Теперь легендарный плот находится в Осло, где создан музей Кон-Тики. В нем выставлены также и другие предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, в том числе папирусная лодка «Ра-II».

Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис». Также он проводил археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.

Источник: yablor.ru

Знаменитые путешествия Тура Хейердала

Знаменитые путешествия Тура Хейердала

Тур Хейердал (6 октября 1914 — 18 апреля 2002) был известным норвежским путешественником и ученым-антропологом. Он стал одним из немногих ученых, которые подняли общественный интерес к древней истории и достижениям различных народов мира. Путешествия Тура Хейердала доказали, что еще в эпоху неолита люди могли переправляться через океан, не имея доступных нам технологий.

Читайте также:  Средняя скорость моторной лодки

Тур Хейердал родился в небольшом норвежском городке Ларвик. Любовь к науке ему привила мать, работавшая в антропологическом музее. С ранних лет Тур познакомился с теорией эволюции, всерьез увлекался зоологией и даже создал дома небольшой музей. Среди главных экспонатов музея Хейердала была гадюка.

Хейердал окончил университет в Осло по специальности зоология и география. Во время учебы он познакомился с норвежским путешественником Бьёрном Крепелином, который жил в Полинезии и собрал внушительную коллекцию книг и предметов о культуре и истории этого региона. Встреча с Крепелином оказала огромное влияние на Хейердала, во многом определив его жизненный путь.

Первым путешествием Хейердала стала поездка на Таити в 1937 году, куда он отправился со своей первой женой Лив Кушерон-Торп. После месяца, проведенного на Таити, они отправились на изолированный остров Фату-Хива, где провели вдали от цивилизации целый год. О событиях, случившихся за этот год, Хейердал написал в своей первой книге «В поисках рая». Впоследствии все его книги будут пользоваться огромным успехом и окажут влияние не на одно поколение читателей.

После службы в диверсионных войсках во время Второй мировой войны Тур организовал одну из самых своих знаменитых экспедиций — «Кон-Тики». Увидев на старинных летописях испанских конкистадоров изображения плотов инков, Хейердал предположил, что между Полинезией и Южной Америкой были контакты. В то время научный мир воспринял такое утверждение более, чем скептически, поставив под сомнение в первую очередь технические возможности тех народов пересекать океан. Тур Хейердал решил доказать на практике, что океан можно было пересечь и на плоту.

В 1947 году вместе с пятью другими путешественниками Хейердал прибыл в Перу и построил из бальсового дерева и других только природных материалов простой плот с небольшим парусом, назвав его «Кон-Тики». Примитивный плот с системой килей и парусом с 6 путешественниками на борту отплыл 28 апреля из перуанского порта Кальяо. Через 101 день плавания этот плот действительно преодолел около 6980 км и остановился у атолла Рароиа, входящего в состав острова Туамоту. Книга Хейердал об этом путешествии была переведена на 66 языков, а документальный фильм, снятый в процессе плавания, получил «Оскар».

Очередной международный бестселлер, книгу «Аку-Аку», Хейердал написал после археологической экспедиции на остров Пасхи в 1955 — 1956 годах. Вместе с четырьмя другими исследователями Хейердал изучал знаменитые статуи моаи. После проекта вышли два больших научных тома, которые до сих пор используются как фундамент для многих археологических исследований.

Доказав, что древние полинезийцы могли достичь берегов Южной Америки, используя течение Гумбольдта, Хейердал решил снова доказать успехи древних мореплавателей, которые использовали Канарское течение для пересечения Атлантического океана. По рисункам и макетам лодок древних египтян он вместе со специалистами построил лодки из папируса «Ра» и «Ра-II». Первая лодка вышла в Атлантический океан с Марокко, но через несколько недель команда покинула ее из-за конструктивных недостатков. На второй лодке Хейердал успешно совершил трансатлантический переход с побережья Марокко к берегам Барбадоса.

Это путешествие также стало основой новой книги и фильма Хейердала. Кроме этого, путешественники были разных рас, национальностей, религий и политический убеждений, поэтому Хейердал доказал, что на таком маленьком судне разные люди смогли прожить в мире. Экспедиция также собрала важные сведения о загрязнении океана.

На этом захватывающие путешествия Хейердала не закончились. На тростниковой лодке «Тигрис» в 1977 году Хейердал и его 11 коллег с разных стран пересекли Персидский залив и Красное море и продемонстрировали, что между Месопотамией и Индийской цивилизацией также существовали торговые контакты.

После Тур Хейердал вел археологические исследования на Мальдивах, на острове Тенерифе, неподалеку от Азовского моря. Многие его работы вызвали полемику в научных кругах. Некоторые исторические теории так и не получили научное признание, однако Хейердал большее внимание уделял публикованию в популярной литературе, просвещая широкие массы. Тем не менее в арсенале Хейердала было множество международных ученых званий.

Источник: anydaylife.com

Кто такой Тур Хейердал: его биография, путешествия, интересные факты, судьба

кто такой тур хейердал: его биография, путешествия, интересные факты, судьба

Кто такой Тур Хейердал: биография, путешествия, интересные факты, его судьба

Знаменитый путешественник прославил на весь мир свой родной город Ларвик в южной части Норвегии, в котором родился в 1914 году.

Читайте также:  Можно ли по неве на своей лодке поплавать

Будущий мореплаватель очень боялся воды. Поэтому в детстве под руководством матери (биолога) занимался зоологией и не помышлял о дальних странствиях.

Увлечение молодости

Увлечение зоологией привело Тура Хейердала в университет столицы, где он занялся серьезным изучением этой науки, прибавив изучение географии. В университетские годы увлекся полинезийской историей и культурой и посвящал свободное время знакомству с ними. В это время произошло его знакомство с немецкими учеными из Берлина. Кристина Бонневи и Яльмар Брох работали над проектом, в который входило посещение самых дальних островов Полинезии для выяснения, как населен их животный мир.

В том же году зоолог вместе с супругой Лив оставили Осло для поездки на острова южных морей. Они почти год проводили исследования в чужих землях. По возвращении в 1938 году молодой человек занялся писательским трудом и издал произведение «В поисках рая», в которой поведал о своих открытиях. Через много лет книга была расширена и вышла в новом формате «Фату-Хива».

Только нужные факты

Участие в войне

Два следующих года были отданы работам в составе команды на канадской территории — побережье Британской Колумбии. Началась Вторая мировая война. Юноша пошел служить в войска США, учился в спецшколе, готовящей разведчиков-парашютистов. Во время военных действий входил в Движение Сопротивления у себя на родине.

Передвижение на обычном плоту

После войны полностью анализировал и обобщил материал о Полинезии. В итоге представил версию о ее заселении из Америки в противовес мнению о Юго-Восточной Азии.

К его предположению историки отнеслись недоверчиво, но он решил проверить гипотезу еще раз и устроил экспедицию «Кон-Тики». В нее вошло 5 единомышленников. Способом передвижения выбрали плот, на что повлияли старинные летописи о плотах конкистадоров. Многие легенды, сказания, свидетельства археологов, старинные рисунки позволяли думать о присутствии связей Полинезии и Америки.

За 101 день мореплаватели преодолели 4300 тихоокеанских миль, или 8 тысяч км. Летом 1947 года они пристали к Туамоту, доказав, что обычное средство передвижения может одолеть Тихий океан. По возвращении Тур представил свою работу в воспоминаниях «Путешествие на Кон-Тики» и документальной ленте, удостоенной премии «Оскар». Книгу перевели больше чем на 60 языков.

В середине 50-х годов уже прославленный герой собрал археологическую экспедицию на острова Пасхи. После возвращения он выпустил издание, ставшее бестселлером, — «Аку-Аку».

Путешествие на папирусной лодке

В этот период он изучил папирусные лодки. В конце 60-х годов он решил путешествовать через Атлантический океан на такой лодке до Африки. Судно построили в Республике Чад, но она не выдержала пути. Через год новая лодка под названием Ра-II, созданная боливийскими мастерами, дошла до Барбадоса. Наш герой сумел доказать, что в древние времена мореплаватели совершали путешествия через Атлантический океан.

Экипаж «Ра» был составлен из жителей разных стран, в его состав входил и врач Юрий Сенкевич из СССР. По возвращении были представлены результаты в издании «Экспедиция на «Ра» и в снятой документальной ленте.

Новая лодка «Тигрис»

На ней опять вышел в плавание международный состав для доказательства существования путей связи между Месопотамией и Индийской землей (современный Пакистан). Ведущий «Клуба кинопутешествий» Сенкевич вторично вошел в состав экспедиции. Через 5 месяцев лодка сохранила все качества, но была сожжена как выражение протеста вспыхнувшим войнам. Сожжение Хейердал сопроводил письмом к людям всех стран подумать об общем будущем.

Последние работы

В 80-е годы путешественник занимался обследованием холмов на Мальдивах, в 90-е годы проводил раскопки на острове Тенериф.

Он организовал донские и кавказские археологические раскопки. По итогам проведенных работ вместе с соавтором Пером Лиллиестремом написал работу «Без границ», переработав которую оба автора получили произведение «В погоне за Одином». Историки опубликовали ряд отрицательных отзывов на них, хотя не смогли выдвинуть никаких опровержений находкам норвежского и шведского исследователей.

Великий мореплаватель умер в 21 веке — 2002 году, когда ему было 87 лет. У него обнаружили рак головного мозга. Дети и внуки продолжили его славные дела во благо всего человечества.

Награды великого путешественника

Мореплаватель являлся обладателем множества регалий: Святого Олафа (награда Норвегии), со Звездой, имени Мальты (Америка); офицером орденов: Солнца (Перу), «За большие заслуги» (Перу), «За заслуги» (Италия), «За заслуги» (Египет), «Золотого ковчега» (Голландия) и множества других почётных наград и заслуженных званий.

Источник: wikifin.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...