Информация об изображении
Лодка «Москвичка» на трейлере
В журнале «Техника молодежи» № 5 за 1965 г. была опубликована статья Г. С. Малиновского, в которой для самостоятельной постройки предлагалась мотолодка «Москвичка». Хорошие ходовые качества этой лодки, простота конструкции, малые габариты и удобство транспортировки за автомобилем на прицепе привлекли внимание многих любителей водного туризма.
Группа москвичей-досаафовцев построила несколько таких лодок, но не из фанеры, как предусмотрено проектом, а из стеклопластика, причем в качестве основного руководства по технологии работ была использована книжка П. П. Каткова, А. И. Кострова и Е. Д. Файнберга «Шлюпки и катера из пластмасс» (изд-во «Судостроение», 1964 г.).
Основные данные пластмассовой мотолодки «Москвичка»
Длина наибольшая, м | 3,50 |
Ширина габаритная, м | 1,36 |
Высота борта на миделе, м | 0,44 |
Размеры кокпита, м | 2,2Х1,1 |
Вес, кг | 75—80 |
Мотолодка Вега. Бывшая Москвичка . Будущий Янтарь !
В качестве пуансона для формования по нему матрицы взяли лодку, построенную самим Г. С. Малиновским из водостойкой фанеры и пенопласта. Поверхности ее корпуса были тщательно обработаны — прошпаклеваны, окрашены, отполированы; исправили даже незначительные погрешности формы, свойственные фанерным лодкам. Матрица была сделана разъемной — из четырех частей: палубы, левой и правой половин корпуса и транца. Составные части матрицы для формования корпуса соединялись между собой на болтах, причем щели на стыках заполнялись пластилином и тщательно заглаживались. Корпус и палуба, формуемые отдельно, склеивались мастикой, приготовленной из полиэфирной смолы и стекловаты.
Корпус подкрепили шпангоутами из пенопластовых реек 15X30 мм, оклеенных стеклотканью. Транец вырезали из 10-миллиметровой водостойкой фанеры, окантовали деревянными рейками и при вклеивании в корпус тщательно промазали смолой.
Информация об изображении
Лодка «Москвичка» на воде
Чтобы дать представление о трудоемкости постройки, отметим, что два человека затратили на изготовление одного корпуса 5—6 дней. Работы по оборудованию лодки — изготовлению сланей, сидений, внутренней зашивки, дельных вещей, сигнальных фонарей и т. п. — заняли, пожалуй, больше времени. Сиденья мы сделали двухслойными: нижний слой из пенопласта, а верхний из поролона с обивкой из текстовинита.
По нашим замерам, максимальная скорость под мотором «Москва» с одним человеком на борту составила 36 км/час, а с тремя — 25 км/час.
Во время путешествий мы часто возили лодку на трейлере за автомашиной «Волга». Для ходовой части прицепа использованы балансиры и колеса мотоколяски Серпуховского мотозавода. Оба балансира при помощи резьбовых пальцев и резиновых втулок соединены со сварной рамой, на которой расположены две качающиеся подушки, образующие кормовой кильблок лодки. На дышле прицепа имеются два кильблока для носовой части лодки. На задних ребрах качающихся подушек установлены два обрезиненных вращающихся ролика, облегчающих установку лодки на трейлер.
baza-lodok Обзор: лодка Прогресс-4 все плюсы и минусы
Шарнирное соединение прицепа с автомашиной может быть осуществлено, например, при помощи шаровых пальцев рулевой трапеции трактора «Беларусь» или от какой-либо мощной грузовой автомашины. На прицепе лодка крепится двумя брезентовыми ремнями сечением 40X5 мм.
Источник: www.barque.ru
СЕКЦИОННЫЕ ЛОДКИ — ТУРИСТАМ
Сплошь и рядом приходится переправлять лодки, пользуясь железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. И вот тут начинаются мытарства, которые могут испортить весь отпуск, а порой делают неосуществимыми самые интересные планы. Дело в том, что перевозка таких крупногабаритных предметов, как моторные и парусные лодки, сопряжена с целым рядом серьезных трудностей.
Наиболее современный способ перевозки — контейнерный. Стандартный контейнер, имеющий размеры 2300х2000х1250 мм, с дверью 2300х1000 мм (в свету) одинаково хорошо помещается на железнодорожной платформе, в кузове грузового автомобиля и в пароходном трюме. Но вот беда — в контейнер не лезет ни одна из имеющихся в продаже жестких лодок с пассажировместимостью порядка 3—4 человека (то, что нужно туристам).
Выход из положения только один: делать лодки разборными на две или три секции, с таким расчетом, чтобы их можно было наиболее удобно разместить в стандартном контейнере. Многие судостроители-умельцы уже создали и успешно эксплуатируют лодки подобного типа.
ВЫБОР ПРОЕКТА
На рисунке 1 изображен стандартный контейнер и приведены его размеры. Они являются основой при выборе проекта лодки и разработке конструкции. Опыт эксплуатации разборных лодок показал, что постройка таких судов посильна любителю средней квалификации, если их размерения укладываются в приведенную таблицу. При создании разборной лодки больших размеров могут встретиться серьезные трудности. К тому же в любительской практике такая лодка по ряду соображений просто неудобна: вместо одной большой лучше иметь две-три маленькие, более транспортабельные и маневренные. Впрочем, можно сказать с полной уверенностью, что на сегодняшний день даже в любительских условиях вполне реально создание полноценной разборной мотолодки или швертбота длиной до 5—6 м.
Так на каком же типе лодок остановиться? Это зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой строитель. Например, для охоты и рыбалки наиболее подходящими будут двухтранцевые конструкции, вроде «Золотой рыбки», «Бемби» и им подобных (рис. 2).
Они разбираются на две или три секции; трехсекционные лодки (при условии, что они вкладываются одна в другую, как матрешки) можно перевозить не только в стандартном контейнере, но в багажнике легкового автомобиля или на мотоцикле с коляской. Целесообразно изготовлять секции таким образом, чтобы каждая из них обладала автономной плавучестью; для этого необходимы глухие перегородки (диафрагмы) по разъемам (рис. 3).
При необходимости иметь разборную глиссирующую лодку под подвесной мотор средней или большой мощности следует отдать предпочтение современным, достаточно широким образцам, имеющим ярко выраженный развал бортов наружу по всей длине, обводы типа «крыло чайки» и «сухой» подпятник. Это могут быть мотолодки «Звездочка» (3,0х1,15 м), «Москвичка» (3,5х1,35 м) и «Волжанка» (4,0х1,8 м), выполненные из стеклопластика (что, конечно, предпочтительнее) или из дерева, с фанерной обшивкой. Любителям плаваний под парусами можно рекомендовать швертботы типа «Кадет», «Турист», «Супермышка» (3,10х1,45 м). При этом размерения, предусмотренные проектом, могут быть довольно значительно изменены в ту или иную сторону, если требование сохранения классности не является обязательным. Вполне понятно, что разборными могут быть выполнены и суда катамаранного типа — как парусные, так и моторные.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЪЕМА
Разъем является наиболее ответственным элементом разборной лодки. Он должен быть абсолютно герметичным, простым и легким, ко в то же время надежным по конструкции. Требования, как видно, противоречивы. Подавляющее большинство любителей, строивших разборные лодки, применяют фланцевый разъем на болтах с диафрагмой (перегородкой). Для того чтобы он был выполнен правильно и удовлетворял всем перечисленным требованиям, разберем два варианта постройки лодок: из дерева, с фанерной обшивкой и из стеклопластика (или ткане-бумажного композита).
В первом случае (деревянный вариант) корпус строится, как обычно, целиком, но после обшивки фанерой аккуратно распиливается на предусмотренное количество секций, а затем выполняется заделка диафрагм, оклейка стеклотканью (или хлопчатобумажной бязью) и монтаж болтового соединения.
Такой способ позволяет добиться наилучшего совпадения секций по разъемам, без искажения килевой, бортовых и скуловых линий. Чтобы заранее получить основу для диафрагм, в местах предполагаемых разъемов заделываются не одинарные, как обычно, а двойные шпангоуты (рис. 3).
Со всеми продольными элементами набора (киль, стрингеры, привальные и скуловые брусья) они должны быть соединены усиливающими клиньями (сухарями) или неравнобокими металлическими угольниками, как показано на рисунке 3. А для того чтобы сдвоенные шпангоуты во время постройки корпуса не склеились между собой «намертво», по всему периметру между ними следует заложить полоску полиэтиленовой пленки. Донные и скуловые кницы на сдвоенных шпангоутах устанавливаются, как показано на рисунке, только с одной стороны; после того как лодка будет распилена, они окажутся внутри секций, а снаружи ляжет фанерная диафрагма. Диафрагму следует расположить в таком месте, где она будет создавать меньше неудобств (например, у мотолодки «Москвичка» диафрагма, разделяя корпус строго пополам, устанавливается по месту спинки переднего сиденья; у швертбота «Турист» — по переднему обрезу швертового колодца, создавая дополнительную жесткость этой ответственной детали любого парусного судна).
Для соединения секций разборной лодки в одно целое применяются: выше ватерлинии — сквозные болты Ø 8 мм (5—6 шт.), а ниже ватерлинии — продольные накладки из нержавеющей стали, устанавливаемые по килю и скулам. Впрочем, некоторые любители ставили сквозные болты по всему периметру разъема, уплотняя стык листом тонкой резины, и получали хорошие результаты. Недостатком этого способа можно считать только одно: при раздельном пользовании секциями лодки в отверстия под сквозные болты придется ставить герметические заглушки.
ОПТИМАЛЬНЫЕ ТИПОРАЗМЕРЫ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ РАЗБОРНЫХ МОТОРНЫХ И ПАРУСНЫХ ЛОДОК (в м) *
Тип | Длина | Ширина | Высота борта | Размер секции |
Двухсекционная | 3,5 —4,5 | 1,3 —1,8 | 0,5 —0,9 | Не более 2,0 |
Трехсенционная | до 6 | до 1,9 | до 1,0 | Не более 2,0 |
* Лодки меньших размеров имеет смысл делать разборными только для перевозки их в багажнике легкового автомобиля, на мотоцикле или воздушным транспортом.
В случае формовки корпуса из стеклопластика для получения раздельных секций поступают иначе. Как показано на рисунке 4, в матрице по месту предполагаемого разъема устанавливается глухая перегородка из толстой фанеры, которую нужно подогнать точно по контуру матрицы и примазать пластилином, положив толстый пластилиновый буртик с наружной (по отношению к формуемой секции) стороны. После этого половина корпуса выклеивается как обычно, только по периметру диафрагмы ткани надо приформовывать больше, создавая фланец толщиной 8—10 мм и шириной около 60 мм (как бы шпангоут из стеклопластика), через который пойдут соединяющие болты.
После того как одна половина корпуса отформована и вынута из матрицы, фанерную диафрагму переставляют на величину ее толщины и точно так же формуют вторую половину. В результате получаются два совершенно герметичных ящика, к которым затем приклеиваются отдельно отформованные части палубы.
Изготовленные таким образом секции могут при необходимости использоваться самостоятельно. Соединение отдельных секций может выполняться не только на болтах, но и на стальном тросе или с помощью металлического бандажа. Стяжки могут быть изготовлены по типу талрепов или рычажных замков («лягушек»). А для того чтобы секции не смещались по отношению друг к другу, придется сделать на фланцах симметричные по расположению шипы и гнезда, куда будут входить эти шипы при сборке.
Г. МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта
Источник: modelist-konstruktor.com
Вега
Лодка серии Вега является промежуточным вариантом между самодельной Москвичкой и усовершенствованным Янтарем. Ее можно использовать для прогулок, рыбалки и туризма на ограниченном расстоянии. Отличается достаточно высокими мореходными качествами, устойчивостью при движении, а также достаточным уровнем комфортабельности.
Достоинства
- Мореходность
- Комфортабельность
- Остойчивость
- Транспортабельность
- Стоимость обслуживания и эксплуатации
Недостатки
- Пассажировместимость
- Скорость
Фото лодки Вега:
История и цель создания
Концепцию будущей мотолодки заложил Г.С. Малиновский в 1965 году. Суть ее заключалась в 4 факторах:
- хорошие ходовые качества
- удобство транспортировки
- небольшие габариты
- простота самой конструкции
Автор разработал проект Москвичка. Спустя три года данную модель построила группа досаафовцев, внеся существенное изменение — материалом послужил стеклоплатик. Матрицу в точности сформировали по образцу Малиновского. Обзор лодочного мотора Москва показал, что один водитель мог разогнаться до 36 км/час, с двумя пассажирами — до 25 км/час.
К концу 1970-х моторные плавсредства были преимущественно однотипны. Стеклопластик был еще мало изучен. В целях наладить более дешевое и усовершенствованное лодочное производство, некоторые предприятия стали использовать алюминий, взяв за основу фанерные конструкции.
Так прототипом мотолодки стала Москвичка. Клепаный корпус был из дюралюминия, представляющего собой алюминиевый сплав высокой прочности с примесью марганца, меди и магния. Легкий, прочный, максимально простой в управлении и по своему строению, мотобот массово расходился с прилавков магазинов.
Однако, в то же время, появились изделия из алюминиево-магниевого сплава. Они уже не были клепаными, а изготавливались сварным способом. Прочность увеличивалась, а вес, несмотря на большую толщину металлического листа (2 мм), возрастал незначительно.
Прогресс поставил производителей перед выбором: либо убирать с конвейера эту серию, либо срочно подстраивать конструкцию под новые технологии. В 1970-х появилось Янтарь, в точности копирующее своего предка. Единственная разница — цельносварной корпус из АМГ сплава, усиленная жесткость транца и большее количество связей поперечного набора.
Таблица характеристик
Ширина, м | 1,36 |
Высота борта, м | 0,44 |
Вес, кг | 90 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 110 |
Максимальная мощность ПМ, л.с. | 15 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Грузоподъемность, кг | 350 |
Внешний вид и особенности конструкции
Главное отличие Веги от Янтаря и Янтаря-2 — корпус из дюралюминия, изготовленный клепаным способом. Протекание предотвращают тиоколовые прокладки. Толщина обшивки борта 1 мм, а днища — 1,5 мм.Корпус небольшой по размерам, но оснащен сложным набором:
- семь шпангоутов
- транец
- шесть продольных ребер из угольников по днищу
Нос запалублен, на нем есть люк для осмотра отсека непотопляемости. Под панелью расположена ниша, которая запирается на замок. Ее, как правило, используют в качестве багажника.Дно выходит за транец. Вдоль обоих сторон борта имеются невысокие уступы. Угол обшивки при приближении к корме стремительный, что повышает гидродинамические свойства судна.
В 1971 году В.А. Мосолов создал индивидуальный проект микромотолодки Вега. Тримаран был сконструирован из сосновых реек, внешняя оболочка обшита 4-миллиметровой фанерой. Показатель высокой остойчивости позволял использовать мотобот в качестве буксировщика водных спортсменов. Транспортировка легких моторно-спортивных средств была легкой — перевозка на крыше автомобиля.
С движком в 20 л.с. агрегат совершал движение от 45 до 50 км/час.
Схема
Оборудование и комплектация
Оснащение алюминиевого катера минимально:
- распашные весла и уключины под них
- съемное ветровое стекло
- стационарные деревянные сиденья-скамьи
- деревянные пайолы
Видео лодки Вега:
Обитаемость
На мотосудне созданы условия средней комфортности для рыбалки на различных водоемах, транспортировки грузов и пассажиров, поездок для отдыха на природе.
Положительный нюанс — много места во внутреннем пространстве. Есть багажник для личных вещей и мелких инструментов. Его дверца запирается на ключ. Два сиденья в носовой и кормовой частях могут передвигаться. Они сделаны из дерева, без мягких накидок.
Это становится недостатком, если появляется необходимость ехать длительное время или остаться где-либо с ночевкой.
Перевозка лодки
Удобнее всего транспортировать моторные лодки, катера при помощи лодочного прицепа, прикрепленного к автомобилю. На крыше машины по ГОСТу разрешается возить лишь микромотолодки, массой до 60 кг и длинной до 2,5-3м. Если установить на заднем бампере авто поддерживающую стойку, то допустимо перевозить на ней катера до 3,4 м.
Непотопляемость
В вопросе непотопляемости следует обратить внимание на два фактора.
- Слабое днище: как все клепаные дюралевые моторки, данная имеет один недостаток — заклепки. От ударов дна по воде при выходе в режим глиссирования они разбалтываются и могут спровоцировать течь. Единственно верное решение — доклепывать их по мере необходимости. Если пытаться приварить латки посредством термообработки, на нем появляются трещины и коррозия. Чтоб снизить ударное воздействие на низ, не стоит использовать двигатель больше 15 л.с.
- Гермоотсек расположен в носовой части, вверху находится люк для проверки отсека. Иногда крышка теряет герметичность. В таких случаях необходимо слить воду и уложить под крышку гидроизоляционную прокладку.
Ходовые качества
За счет своей компактности мотобот легко управляем, отлично маневрирует. В спокойную погоду хорошо ведет себя в море на допустимом удалении от берега.
Небольшая килеватость днища дает превосходную остойчивость. Угол наклона бортов увеличивается по мере приближения их к кормовой части. Такие спортивные обводы выталкивают корпус при глиссировании, когда нос врезается в волну, а вода должна выйти из-под низа так, чтоб поднять перед и образовать воздушную подушку.
Таблица скоростей
Данная таблица составлена на основе исследований лодочного мотора Москва, под который конструировалось судно.
1 | 10 | 30,1 |
4 | 10 | 20,4 |
Под мотором
Транец изначально конструировался под электромотор Москву и ее габариты. При подборе современного двигателя необходимо учитывать, что предел его веса составляет 55-60 кг. Более тяжелые просто оторвут транцевую доску. Для мощности 30-40 сил ее нужно основательно укреплять.
Под веслами
Деревянные весла прилагались к каждой мотолодке этой серии. Они необходимы даже при наличии двигателя, так как периодически возникает потребность тихо пристать к берегу во время водных путешествий, неслышно переместиться. Или, при рыбалке, расчистить место от тины.
На волне
Мореходные свойства схожи с вышеупомянутым мотолодкой Янтарь. Судно отлично справляется с волнами высотой до 0,7 м, если убавить при этом обороты. Остойчивость хорошая с одним водителем, уровень ее сохраняется при наличии пассажира. К достоинствам можно добавить легкость в управлении агрегатом.
Цены
Цена лодки “Вега” на Авито и подобных сайтах имеет небольшой разброс: от 70 до 80 тысяч рублей. Выбор, как правило, небольшой. Стоимость товара указана без ПМ, но с корпусом в приличном состоянии.
Отзывы
Отзывы владельцев о данной модели в основном положительные. Изначально она не предназначалась для высоких скоростей и чрезвычайных характеристик, поэтому своим целям соответствует на 100%. На отзовиках и форумах хозяева хвалят небольшой вес, отличные ходовые способности и легкость в управлении. Претензии предъявляются лишь к недолговечности клепки, обслуживание которой требует времени и постоянных осмотров.
Тюнинг
Доработка именно этой модели касается, в основном реставрации днища. Оно заново переклепывается, укрепляется в слабых местах. Бомболюк необходимо герметизировать. Под современные ПМ транец поднимается и усиливается. Помимо перечисленных мер, своими руками владельцы выполняют: установку мягких сидений, внешнюю и внутреннюю подсветку, грунтовку, покраску, лакировку корпуса, обшивку рифленкой палубы, монтаж помпы, розеток, подстаканника и др.
Заключение
Моторный катер зарекомендовал себя, как удобный мореходный и речной транспорт, который на 100% отрабатывает возможности, спроектированные конструкторами.
Источник: poseidonboat.ru