1960-е годы стали настоящим прорывом в исследовании морского дна, сотни тысяч людей по всему миру узнали о существовании удивительного природного и животного мира на дне морей и океанов, увидели редкие растения и животные, погрузились в мир кораллов и барьерных рифов. И все это произошло, благодаря одному легендарному человеку Жаку-Иву Кусто и его не менее легендарной яхте – Калипсо.
Исследователь Жак-Ив Кусто
Жак-Ив Кусто – бывший военный, исследователь, водолаз, человек, который в числе первых решился испытать на себе действие водолазного костюма, а также тот, кто впервые придумал фотографировать не просто проводимые водолазами работы, а рыб, растения и рельеф морского дна. Жак-Ив Кусто настолько полюбил океанские глубины, что решил посвятить их исследованию всю оставшуюся жизнь. Вот только для реализации задуманного денег у исследователя и его единомышленников не было, потому он некоторое время работал простым рабочим и даже механиком.
The history of the research vessel Calypso. Jacques-Yves Cousteau
Исследователь Жак-Ив Кусто
Отчаявшись, начинающий ученый обратился к своему знакомому — директору военной верфи Андре Оньяку за советом, и тот, немного поразмышляв, дал ему дельный совет – попасть на прием к миллионеру и владельцу известной в мире компании по производству пива – Томасу Лоэлу Гиннесу. Так, собственно, Кусто и поступил, с трудом добившись личной аудиенции у столь важного и значимого по тем временам человека.
Гиннес просьбу удовлетворил, но отказался предоставить судно в личное пользование ученого, согласившись только на долгосрочную аренду, стоимость которой измерялась всего одним франком в год. Корабль Кусто мог выбрать самостоятельно, он должен был быть не новым и вполне подходящим для экспедиции.
Покупка Калипсо
Получив корабль, Кусто обязался никогда более ни с какими просьбами к Гиннесу не обращаться, равно, как и не упоминать нигде до самой своей, или его смерти имя мецената. Такие меры предосторожности, предприняты были Гиннесом не случайно, ими он страховал себя от дальнейших просьб о финансировании экспедиций, в том числе и от других просителей. Имя Гиннеса стало известно только с разрешения его наследников после смерти Кусто в 1997 году. Но тогда в 1950-м, ученый бросился прочь, чтобы выбрать судно, пока меценат не передумал.
Смотрите также На линии – гиганты
Калипсо – любимое судно Кусто
Подходящий корабль был найден на Мальте, был он минным тральщиком американской постройки. Первый гвоздь в борт его был забит 12 марта 1942 года в Сиэтле, то есть к моменту приобретения его Кусто, корабль был еще новеньким и ни разу не бывавшим в серьезных передрягах. Судно было оснащено мощнейшим современным двигателем и управлялось командой из 12 человек.
14 — Одиссея Жака Кусто — Лагуна затонувших кораблей
Название, корабль поступивший в полное распоряжение Кусто в тот же день, получил «Калипсо». Имевшаяся конструкция корабля, командора не устраивала, потому он начал его кардинальное переоборудование, добавив дополнительную каюту на 10 человек, кают-компанию и особое отделение в носовой части ниже ватерлинии с иллюминатором, чтобы оттуда с удобством можно было наблюдать за подводным миромЧудеса света в подводном мире.
Приключения Калипсо
По мере того, как слава и, соответственно, денежные средства Кусто росли, изменялась и конструкция «Калипсо». На корабле появилась вертолетная посадочная площадка, отсек для подводной лодки, специальный кран для спуска оборудования, лодок и водных мотоциклов на воду. На борту судна была создана собственная корабельная фото и кинолаборатория, все фильмы снимать и монтировать Кусто мог теперь, не отрываясь от своей непосредственной работы. Кроме того на носу «Калипсо» был установлен бокс для подводных наблюдений.
«Калипсо», описанная продавцом, как самое крепкое из имеющихся в мире судов такого класса выдержала немало опасностей, на ее счету многомильные плавания, без захода в порт, кругосветные путешествия, свирепые шторма и гигантские волны.
Смотрите также История становления Черноморского военного флота России
Жак-Ив Кусто в Антарктике
Однажды при пересечении Антарктики корабль столкнулся с айсбергом, но обшивка его, лично разработанная ученым, выдержала. «Калипсо» благополучно добралась до ближайшего порта, где она встал на экстренный ремонт, имея минимум повреждений, и это притом, что длина судна составляла всего 47 метров, а ширина 7.7 метров, тогда как размеры айсберга были куда большими.
Длительность плавания «Калипсо» составляла более 5000 морских миль, мощность двух ее дизельных двигателей равнялась 1000 лошадиным силам, подпитывать которые можно было только при колоссальных топливных затратах. Стоимость первой заправки «Калипсо» 19 июля 1950 года составила более 1000 франков, для чего жене Кусто — Симоне пришлось продать все свои драгоценности и даже любимые ею меха.
В итоге капитан самого современного и оборудованного корабля в мире взошел на его борт практически нищим. «Калипсо» стала семейству Кусто, состоящему к тому времени из самого ученого, двух сыновей и жены настоящим домом. Симоне даже было разрешено погружаться, тогда, как мальчики были зачислены на борт юнгами.
Ржавеющая на причале Калипсо
Завершила свое странствие «Калипсо» всего за год до смерти легендарного мореплавателя. 11 января 1996 года она столкнулась с грузовой баржей, совершая разворот в Сингапурской гавани. Исправно прослужив своему капитану 46 лет, старушка «Калипсо» после его смерти оказалась никому не нужна, судно, поднятое с морского дна, осталось ржаветь на причале, несмотря на многочисленные предложения превратить его в музей.
Статья в тему: Каравелла – открывшая Новый свет
Источник: www.dream-yachts.ru
“Калипсо”: судьба легендарного корабля Кусто
Насыщенной жизни этого корабля можно только позавидовать. 46 лет он бороздил моря и океаны вместе с командой Жака-Ива Кусто, внеся немалую лепту в изучение самых неизведанных уголков нашей планеты.
Никто и не мог предположить, какой значительный путь предстоит пройти деревянному минному тральщику Британских Королевских ВМС, когда его спускали на воду весной 1942-го года. Прослужив короне пять лет, корабль ушел «на гражданку» и стал паромом между Мальтой и островом Гоцо. Именно тогда он получил имя нимфы Калипсо. Однако и эта служба продлилась не долго.
Уже через три года судно выкупил Томас Лоэл Гиннесс. Ирландский миллионер и бывший член парламента выдал «Калипсо» Жаку Иву Кусто в лизинг всего за один франк в год, поставив только два условия: не раскрывать его имя общественности и не просить больше денег.
Кусто полностью переоборудовал корабль, добавив все необходимое для дайвинга, подводных съёмок и океанографических исследований. На судне появилась посадочная площадка для вертолёта, а также научное оборудование, отсек для подводного наблюдения (3 метра под ватерлинией), одно- и двухместные мини-подводные лодки разработки Кусто («ныряющие блюдца») и подводные мотоциклы.
Корабль мог в режиме полной автономности преодолевать до 5 тысяч миль (порядка 9200 км). Команда «Калипсо» состояла из 12 человек, при этом 10 членов экипажа — сами исследователи. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.
К сожалению, 11 января 1996 года «Калипсо» столкнулся в Сингапурской гавани с баржей и затонул. Через 17-ть дней его подняли со дна и отбуксировали во Францию.
Уже после смерти Кусто корабль хотели восстановить и сделать музеем или плавучей образовательной выставкой для обучения ныряльщиков, но различные финансовые и бюрократические трудности долго не позволяли осуществить задуманное. Среди моряков даже ходило мнение, что лучшей и символичной участью для легендарного корабля будет затопление в открытом море. Однако в 2016-м году то, что осталось от корабля, все-таки было отправлено в турецкий порт Измит, где, по плану владельцев корабля, ему предстояла долгая и тщательная реставрация. В каком состоянии находится «Калипсо» сейчас и будут ли осуществлены планы по возвращению судна в строй, неизвестно.
Насыщенной жизни этого корабля можно только позавидовать. 46 лет он бороздил моря и океаны вместе с командой Жака-Ива Кусто, внеся немалую лепту в изучение самых неизведанных уголков нашей планеты.
Источник: radioiskatel.ru
Научные корабли Кусто
Каждый из нас знает, кто такой Кусто. Но мало кто знает, что этот выдающийся исследователь был большим любителем кораблей. Эта публикация о его кораблях и изобретениях.
Научное судно «Calypso»
Самое известное и первое из верных «спутников» Кусто было небольшое научно-исследовательское судно «CALYPSO» («Калипсо»). Тридцать пять лет оно противостояло свирепому натиску волн и ветру. Этот корабль спасал в бушующем океане терпящих кораблекрушение и снимал экипажи с тонущих судов. Но Жак Ив Кусто мечтал о полезном использовании силы ветра. Капитан Кусто хотел сделать ветер его союзником.
Жак Ив Кусто
Во время плаваний по Тихому океану исследователю и мореплавателю пришла в голову идея отказаться от традиционного паруса и разработать новую конструкцию из металла. В городке La-Rochelle капитан Кусто приступил к созданию парусника нового типа.
Научное судно Калипсо
Жак Ив Кусто посвятил свой талант исследованиям морских глубин, но в какой-то момент он решил покорить своей волей бога ветров Еолла. Человек всегда хотел плавать по морю, он строил корабли и суда. Сначала просто на веслах, потом на паруснике, затем на угле и дизельном топливе, сейчас на атомной энергетической установке. Однако сейчас наступило время для появления принципиально новых типов экологически безопасных судов. И таким необычным судном стали корабли изобретенные Кусто.
Судно Калипсо в наши дни
Катамаран с турбо-парусом «Moulin a vent»
Жак Ив Кусто пришел к выводу, что созданная им установка должна значительно превосходить по эффективности традиционные виды парусов. Особенностью новых судов, что создал Кусто является турбо-парус, состоящий по-сути из полой аэродинамической колонны, позволяющая эффективно использовать силу ветра.
Первый проект мореплаватель осуществил 12 октября 1983 год. Судно «MOULIN A VENT» было спущено на воду, и команда Кусто вышла в море для проведения испытаний, в результате которых проверялась теория на практике. Основой стал корпус катамарана, на палубах которого была установлена труба с турбо-парусом. Вся операция по изменению угла наклона, площади паруса выполнялась с капитанского мостика при помощи электроприводов.
Катамаран с турбо-парусом Moulin a vent
Название судна «MOULIN A VENT» означает сорт вина «Ветряная мельница», который любила вся команда Кусто. С обеих сторон полой аэродинамической колонны располагаются металлические сетки с переменным углом наклона выполненные в форме полукруга обеспечиваемые высокую сопротивляемость потоку ветра внутри трубы. За счет силы ветра при выключенной вентиляторной установке такая конструкция даже в пассивном состоянии в 2 раза эффективнее, чем простой парус. При подаче воздуха через нагнетательную систему эффективность становиться еще больше. Внутри колонны полностью исключается возникновение встречных воздушных потоков, уменьшающих эффективность парусов.
Эффективность турбо-паруса не заставила себя долго ждать, при скорости ветра 30 узлов судно развивало скорость 11 узлов. Но вскоре труба не выдержала сильных штормов Атлантического океана и надломилась, к счастью без последствий. Причиной разрушения колонны стали разболтанность крепежа и неустойчивость старого катамарана.
Гидрографическое судно «Alcyone» с турбо-парусами
Жак Ив Кусто решил не останавливаться на уже положительном результате, и создал в мае 1985 года еще одно судно под названием «ALCYONE». Океанское судно было названо в честь дочери греческого бога ветра. Второй проект корабля также оснастили аэродинамической установкой. С учетом прежних проб и ошибок на новое океанское судно были установлены две колонны.
Испытания проходили по маршруту порт Ла-Рошель — Нью-Йорк. Корпус гидрографического судна был выполнен из алюминия, что позволило снизить качку. С капитанского мостика можно управлять работой всего оборудования и самое главное изменять угол наклона установки. Бортовой компьютер позволяет анализировать ее работу.
Судно Alcyone с турбо-парусами
Океанское судно «ALCYONE» стало настоящим чудом инженерной мысли. Члены экипажа размещались в комфортабельных каютах. По словам капитана Кусто судно было настолько компьютеризировано, что могло плавать вообще без людей. В распоряжении кока прекрасно оборудованный камбуз. Скоростные возможности «ALCYONE» поразили — 13 узлов, при скорости ветра 20 узлов.
Электродвигатели потребляли лишь половину мощности вырабатываемой ветряным генератором. В зависимости от морских условий использовали дизельный двигатель или турбо-паруса.
Устройство турбо-парусов
Гидрографическое судно Альсиона
Это доказывает, что корабли будущего могут отказаться от дорогостоящего топлива загрязняющего воду и воздух. Жак Ив Кусто показал, что идея использования ветра для морских путешествий еще не устарела, а сам ветер остается бесплатным источником энергии. Природные ресурсы не безграничны. Следует задуматься о новых технологиях, о тех изменениях, которые необходимо внести человеку в свою жизнь и гидрографическое судно «ALCYONE» — это первый шаг к прогрессу.
Технические данные гидрографического судна «ALCYONE»:
- Водоизмещение — 76 тонн
- Длина — 31,1 м
- Ширина — 8,9 м
- Силовая установка — дизельный двигатель мощностью 156 л.с. и две аэродинамические трубы высотой 10,2 м
- Скорость — 13 узлов
- Экипаж — 12 человек.
Гидрографическое судно ALCYONE в наши дни
Источник: shipshub.com