Лодка каролина своими руками

В №60 сборника читателям «Катеров и яхт» была представлена мореходная рыболовная лодка дори в ее классическом виде — такой, как она строилась в прошлом веке, во время расцвета промысла трески и палтуса на Ньюфаундлендской банке в Северной Атлантике. Там же рассказывалось и о некоторых успешных переходах через океан, совершенных на подобных лодках в чисто спортивных целях уже в наши дни, упоминались соревнования на гребных дори на океанском прибое. К этому можно добавить, что дори не потеряли своей привлекательности как лодки для спортивного и даже промыслового рыболовства: и сегодня суда этого типа весьма популярны по всему побережью Северной Америки, на Великих озерах. Правда, современные строители, оставив характерные для дори черты — «седловатость» линии борта, наклонные форштевень и транец, значительный развал бортов по всей длине, существенно изменили обводы кормы и конструкцию корпуса, чтобы приспособить лодку для установки подвесного мотора и сделать возможным применение современных материалов.

Дори Скиф Каролина. Шпангоутные рамки, транец.

Одна из современных модификаций такой моторной лодки и рекомендуется вниманию наших самодеятельных судостроителей. Чертежи и описание лодки подготовлены по просьбе редакции Джеймсом Орреллом. Посылая нам эти материалы, Д. Оррелл сообщил, что во время II мировой войны участвовал в проводке конвоев в СССР, несколько раз бывал в Мурманске.

Капитан Оррелл — большой поклонник лодок традиционного типа. Небольшая контора Оррелла «Техас Дори Плэнс» в Галвестоне занимается сбором материалов о старинных лодках дори и распространением их чертежей для самостоятельной постройки среди американских судостроителей-любителей.

Основные данные лодки

Лодка «Каролина» на автомобильном трейлере

Информация об изображении
Лодка «Каролина» на автомобильном трейлере

Длина наибольшая, м 5,87
Длина по килю, м 4,73
Ширина наибольшая, м 1,72
Ширина по днищу, м 1,20
Высота борта минимальная, м 0,50
Вес лодки без снабжения, кг 200
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с. 20—25
Скорость под мотором 25 л. с. с нагрузкой 2 чел., км/ч 29—32

Главное отличие публикуемого проекта от классической дори — это уширенная корма, позволяющая реализовать для движения в режиме глиссирования мощность 20—25 л. с., которую развивает подвесной мотор. Плоское днище дори представляет собой идеальную глиссирующую пластину, ширина которой близка к имеющейся на наших обычных прогулочных мотолодках; благодаря несколько большей относительной длине корпуса и заостренным обводам носовой части пик сопротивления в переходном к глиссированию режиме несколько снижается.

Лодка Дори! Сам себе судостроитель Игорь Кокоулин

Широкая транцевая корма придает этой лодке сходство с другим популярным северо-американским типом лодок — скифом. Если дори по праву считается лодкой открытого моря, то скиф получил распространение в устьях рек, впадающих в океан, и на прибрежных отмелях — в защищенных от океанской волны заливах. Как и дори, скиф — плоскодонная весельная лодка, часто оснащаемая парусами и подъемным килем.

Чертежи лодки «Каролина»

Информация об изображении
Чертежи лодки «Каролина»

Читатель, естественно, вправе задать вопрос: а не ухудшила ли такая трансформация обводов мореходные качества лодки? Оррелл — приводит несколько отзывов. Вот что пишет, например, Дик Таксон из Флориды, построивший «Каролину» в 1973 г.: «Управляемость изумительна.

Лодка легко преодолевает крутые волны и беспорядочную толчею на баре у выхода в море — одно из самых опасных мест у наших берегов, неприятное даже для плавающих на 40-футовых катерах. Мне с моим 40-сильным «Джонсоном» дважды приходилось на дори проводить через этот бар другие лодки, в том числа и 9-метровый катер, которые не могли справиться с волной. На «Каролине» я могу смело ловить рыбу в море при волне высотой 2,5—3 м».

Убедиться в высоких мореходных качествах дори-скифа могли многие строители лодок из США, Канады и Англии.

Мотор на «Каролине» устанавливается внутри в специальном колодце, конструкция которого испытана практикой применения на многих сотнях лодок. Здесь мотор оказывается лучше защищен от морской волны; меньше шансов намотать на винт выметываемые с борта сети; проще заниматься ремонтом мотора; наконец, мотор надежно защищен от повреждений при работе в паре с другой лодкой и при швартовках в стесненной гавани. Добавим, что снимать и устанавливать мотор при таком варианте его размещения также удобнее, чем при традиционном навешивании на транец.

Читайте также:  Сравниваем характеристики лодочных моторов

Конструкция колодца подвесного мотора

Информация об изображении
Конструкция колодца подвесного мотора

Благодаря простоте конструкции построить дори-скиф может даже человек, не обладающий специальным опытом сборки малых судов. Большинство строителей справляются с этой задачей за 10 вечеров и пару уик-эндов, если, конечно, материал имеется под рукой. Для обшивки нужна водостойкая фанера толщиной 12 мм на днище и 8—10 мм — на бортах.

Если имеется возможность достать бакелизированную фанеру, то всю обшивку можно изготовить из листов толщиной 7 мм. Можно использовать и обычную строительную фанеру, но тогда корпус должен быть покрыт стеклопластиком снаружи, а изнутри фанеру надо будет пропитать горячей олифой или покрыть эпоксидным связующим. Если же и фанера и стеклоткань окажутся недоступными, «Каролина» может быть обшита досками толщиной 15—19 мм, как это и предусмотрено чертежами «настоящей» дори в упомянутой статье в сборнике №60.

При любых вариантах обшивки основой корпуса служат пять шпангоутов, собранных из реек 30X75, и транец, которые, будучи установленными на стапеле вверх килем, задают обводы будущей лодки. Во всех соединениях деталей желательно применять водостойкий клей и крепеж из нержавеющих металлов (меди, латуни) или стальной оцинкованный. Топтимберсы к флорам крепят, устанавливая на каждый узел по паре винтов М5. Для удобства установки шпангоутов на стапеле топтимберсы нужно сделать длиннее — 1000 мм над плоскостью днища и довести их до одинаковой высоты связать верхние концы шергень-планками точно на этом уровне.

Более подробно процесс сборки корпуса описан в статье в сборнике №60; можно воспользоваться также и рекомендациями книги «15 проектов судов для любительской постройки», в которой, к слову сказать, приведены и чертежи небольшого парусно-гребного скифа с дощатой обшивкой.

Лодка «Каролина» на воде

Информация об изображении
Лодка «Каролина» на воде

Установив шпангоуты шергень-планками на стапель, а также закрепив под нужным углом заранее вырезанный из фанеры транец, накладывают на флоры и врезают доску киля с прикрепленным к ней форштевнем. Затем врезают в топтимберсы по соответствующим отметкам высот привальные брусья, закрепляя их на каждом шпангоуте шурупами 6X60 мм. Такими же шурупами привальные брусья крепят к форштевню, сострогав предварительно концы реек на ус. Киль к флорам крепят винтами М6 с потайной головкой.

На чертеже показан вариант соединения по скуле с использованием скулового бруса, выпиленного из широкой доски по предварительной разметке. Вероятно, этот вариант узла заимствован из конструкций, относящихся к тем далеким временам, когда подбор высококачественной полуторадюймовой доски шириной полметра не составлял проблемы. Сейчас будет гораздо доступнее другой вариант; выклеить брус по месту из трех-четырех тонких реек или применить рейку сечением 20Х40, поставив ее пластью по борту. Скуловой брус крепят к шпангоутам также шурупами. Затем с кромок топтимберсов и скуловых брусьев снимают малку для обеспечения плотного прилегания листов фанерной обшивки.

Склеив предварительно листы фанеры на ус до получения нужной длины, накладывают их на борта, обчерчивают по контуру и, опилив по разметке, окончательно ставят на место, закрепляя к шпангоутам и продольным брусьям набора гвоздями 3X30 и на клею. После прострагивания кромок бортов у скулы таким же образом подготавливается и ставится на место лист обшивки днища. Снаружи для защиты днища ставится фальшкиль из рейки 40X50; одновременно в днище делается вырез моторного колодца.

После снятия лодки со стапеля отпиливают лишние концы топтимберсов, ставят внутренние привальные брусья — клямсы и планширь, выпилив его отдельные детали из 8—10-миллиметровой фанеры. Затем крепится наружный буртик по верхней кромке борта.

Для оклейки корпуса необходимо примерно 16 м рулонной стеклоткани и 16 м ленты шириной 120 мм из стеклоткани той же марки для укладки дополнительных усиливающих слоев по скуле. Расход связующего — около 30 кг.

Читайте также:  Инструкция для надувной лодки seahawk

Опыт показал, что не лишними будут брызгоотбойники в виде реек длиной 3,5 м, закрепленных на бортах на высоте 180—200 мм над скулой, начиная от транца в нос.

Иногда «Каролину» оборудуют небольшим носовым отсеком (с запираемой дверцей) для хранения мелких предметов снабжения, а также консольным постом управления, расположенным посередине лодки. Управлять дори, имеющей высоко поднятый нос, сидя на низкой банке, неудобно — слишком ограничен обзор по курсу, поэтому во всех случаях лучше поднять сиденье рулевого повыше. Колодец подвесного мотора несложно оборудовать запираемой на замок крышкой, что упростит проблему хранения мотора.

Источник: www.barque.ru

forumjet.ru

сделана мну несколько лет назад.
По чертежам из КиЯ, но вносились изменения (планщирь итд)
Выполнена — из фанеры, как прототип для испытаний (был Заказчик — хотел много лодок для рыболовной базы, мореходных и безопасных).
Хорошо бегала под кетайцем 15 лс, 40 лс как в журнале написано — это бред.
При загрузке — очень заметно возрастает остойчивость, из косяков — при «глистировании» неусточивая на курсе при небольшом крене, можно просто бросить румпель , и управлять лодкой изменяя крен на борт.
Уехала на Селигер — рыбалка с мотором Хонда-5, по любой погоде можно пересекать самый широкий плёс.
До алюминия дело не дошло — как всегда, на самом интересном у Заказчика кончились деньги.
Дорогая база — была «укомплектована» гнилым старьём типа «метла»

Re: дори «Каролина»

дядя Вася » 26 ноя 2012, 22:39

в постройке.
проект из КиЯ. Размеры выкроек — без косяков, что редко бывает в журнальных статьях

Re: дори «Каролина»

дядя Вася » 26 ноя 2012, 22:44

в проекте — планширя не было, это «отсебятина».
так как-то. уютнее на воде.
На дори их не ставили для того чтобы лодка вставлялась в лодку — при перевозке на борту «базового судна» к месту промысла.

Re: дори «Каролина»

дядя Вася » 26 ноя 2012, 22:48

Re: дори «Каролина»

дядя Вася » 26 ноя 2012, 22:58

Re: дори «Каролина»

дядя Вася » 26 ноя 2012, 23:02

мотор в колодце — легко обслуживается или ремонтируется на воде.
Залить мотор через корму нереально, проверял на волне от «блядовозки» примерно 1 — 1.3 м

Re: дори «Каролина»

дядя Вася » 26 ноя 2012, 23:07

Re: дори «Каролина»

дядя Вася » 05 окт 2020, 08:42

Источник: forumjet.ru

Лодка каролина своими руками

Каролина
Д ля самостоятельной постройки

Основные данные лодки

Ширина по днищу

Высота борта минимальная

Вес лодки без снабжения

Рекомендуемая мощность подвесного мотора

Скорость под мотором 25 л. с . с нагрузкой 2 чел.

Главное отличие публикуемого проекта от классической » Дори » — это уширенная корма, позволяющая реализовать для движения в режиме глиссирования мощность 20-25л.с. которую развивает подвесной мотор. Плоское днище » Дори » представляет собой идеальную глиссирующую пластину, ширина которой близка к имеющейся на наших обычных прогулочных мотолодках; благодаря несколько большей относительной длине корпуса и заостренным обводам носовой части пик сопротивления в переходном к глиссированию режиме несколько снижается.

Широкая транцевая корма придает этой лодке сходство с другим популярным северо-американским типом лодок — скифом. Если дори по праву считается лодкой открытого моря, то скиф получил распространение в устьях рек, впадающих в океан, и на прибрежных отмелях — в защищенных от океанской волны заливах.

Как и » Дори «, «Каролина» — плоскодонная весельная лодка, часто оснащаемая парусами и подъемным килем. Мотор на «Каролине» устанавливается внутри в специальном колодце, конструкция которого испытана практикой применения на многих сотнях лодок.

Здесь мотор оказывается лучше защищен от морской волны; меньше шансов намотать на винт выметываемые с борта сети; проще заниматься ремонтом мотора; наконец, мотор надежно защищен от повреждений при работе в паре с другой лодкой и при швартовках в стесненной гавани. Добавим что снимать и устанавливать мотор при таком варианте его размещения также удобнее, чем при традиционном навешивании на транец.

Читайте также:  311109309 solas для какого лодочного мотора

Благодаря простоте конструкции построить «Каролину» может даже человек, не обладающий специальным опытом сборки малых судов. Большинство строителей справляются с этой задачей за 10 вечеров и пару уик-эндов, если, конечно, материал имеется под рукой. Для обшивки нужна водостойкая фанера толщиной 12мм на днище и 6-10мм — на бортах.

Если имеется возможность достать бакелизированную фанеру, то всю обшивку можно изготовить из листов толщиной 7мм. Можно использовать и обычную строительную фанеру, но тогда корпус должен быть покрыт стеклопластиком снаружи, а изнутри фанеру надо будет пропитать горячей олифой или покрыть эпоксидным связующим.

Если же и фанера и стеклоткань окажутся недоступными, «Каролина» может быть обшита досками толщиной 15-19мм. При любых вариантах обшивки основой корпуса служат пять шпангоутов, собранных из реек 30х75, и транец, которые, будучи установленными на стапеле вверх килем, задают обводы будущей лодки.

Во всех соединениях деталей желательно применять водостойкий клей и крепеж из нержавеющих металлов (меди, латуни) или стальной оцинкованный. Топтимберсы к флорам крепят, устанавливая на каждый узел по паре винтов М5.

Для удобства установки шпангоутов на стапеле топ- тимберсы нужно сделать длиннее — 1000 мм над плоскостью днища и довести их до одинаковой высоты связать верхние концы шергень-планками точно на этом уровне. Установив шпангоуты шергень-планками на стапель, а также закрепив под нужным углом заранее вырезанный из фанеры транец, накладывают на флоры и врезают доску киля с прикрепленным к ней форштевнем.

Затем врезают в топтимберсы по соответствующим отметкам высот привальные брусья, закрепляя их на каждом шпангоуте шурупами 6х60 мм. Такими же шурупами привальные брусья крепят к форштевню, сострогав предварительно концы реек на ус. Киль к флорам крепят винтами М 6 с потайной головкой.

На чертеже показан вариант соединения по скуле с использованием скулового бруса, выпиленного из широкой доски по предварительной разметке. Вероятно этот вариант узла заимствован из конструкций относящихся к тем далеким временам когда подбор высококачественной полуторадюймовой доски шириной полметра не составлял проблемы, Сейчас будет гораздо доступнее другой вариан т- выклеить брус по месту из трех-четырех тонких реек или применить рейку сечением 20х40,поставив ее пластью по борту.

Скуловой брус крепят к шпангоутам также шурупами. Затем с кромок топтимберсов и скуловых брусьев снимают малку для обеспечения плотного прилегания листов фанерной обшивки.

Склеив предварительно листы фанеры на ус до получения нужной длины, накладывают их на борта, обчерчивают по контуру и, опилив по разметке, окончательно ставят на место, закрепляя к шпангоутам и продольным брусьям набора гвоздями 3х30 и на клею. После прострагивания кромок бортов у скулы таким же образом подготавливается и ставится на место лист обшивки днища.

Снаружи для защиты днища ставится фальшкиль из рейки 40х50; одновременно в днище делается вырез моторного колодца. После снятия лодки со стапеля отпиливают лишние концы топтимберсов, ставят внутренние привальные брусья-клямсы и планширь, выпилив его отдельные детали из 8-10-миллиметровой фанеры. Затем крепится наружный буртик по верхней кромке борта.

Для оклейки корпуса необходимо примерно 16м рулонной стеклоткани и 16м ленты шириной 120мм из стеклоткани той же марки для укладки дополнительных усиливающих слоев по скуле. Расход связующего — около 30 кг. Опыт показал, что не лишними будут брызгоотбойники в виде реек длиной 3,5м, закрепленных на бортах на высоте 180-200мм над скулой, начиная от транца в нос.

Иногда «Каролину» оборудуют небольшим носовым отсеком (с запираемой дверцей) для хранения мелких предметов снабжения, а также консольным постом управления, расположенным посередине лодки. Управлять дори , имеющей высоко поднятый нос, сидя на низкой банке, неудобно — слишком ограничен обзор по курсу, поэтому во всех случаях лучше поднять сиденье рулевого повыше. Колодец подвесного мотора несложно оборудовать запираемой на замок крышкой, что упростит проблему хранения мотора.

Источник: asyl.ucoz.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...