Лодка к 129 подводная как и когда ее подняли

Для американцев затонувшая в марте 1968 года у Гавайских островов советская подводная лодка К-129 с ядерными ракетами на борту стала даром небес. Юридических проблем не было – руководство СССР официально не признало факт гибели К-129.

В октябре 1992 года Москву с неофициальным визитом посетил директор ЦРУ Роберт Гейтс. Он передал президенту Борису Ельцину видеопленку с записью церемонии перезахоронения тел шести советских моряков, извлеченных из отсеков затонувшей в 1968 году нашей подлодки К-129. Американцы заверили Москву, что им удалось поднять только носовую часть субмарины. В Кремле им тогда поверили. Очень хотели поверить.

Привезенный Гейтсом фильм нашим специалистам не понравился. Он показался им, мягко говоря, «агиткой» — вроде как американцы это сделали из «любви к русским». Создатели видеоролика почему-то не запечатлели основные фрагменты поврежденного корпуса К-129, не говоря уже об останках погибших советских моряков – их хоронили в закрытых гробах, накрытых Андреевскими флагами.

Поднять с глубины 5 км: история подлодки К-129 и операции «Азориан»

Так, что же на самом деле без разрешения Москвы подняли американцы с глубины более 5600 метров в Тихом океане?

Как затонула К-129

24 февраля 1968 года советская подлодка вышла из места базирования на Камчатке на боевое патрулирование, имея на борту ядерные баллистические ракеты подводного старта большой мощности и две ядерные торпеды. В подводном положении К-129 передвигалась со скоростью 12 узлов, при необходимости могла погрузиться на предельную глубину — 300 метров.

8-го марта подлодка не вышла на связь. Главное командование ВМФ и командование Тихоокеанского флота начали секретную операцию по поиску и спасению экипажа К-129, проходившую два месяца на удалении свыше 1000 миль от Камчатки, на глубинах 5000-6000 метров. Активные поиски исчезнувшей субмарины советский флот начал лишь спустя две недели, но все усилия огромной эскадры кораблей к успеху не привели. Слишком большим был вероятный район катастрофы, слишком большие глубины, а никаких специальных средств слежения за подводным крейсером, которые могли бы пролить дополнительный свет на его судьбу, у СССР тогда не было. Домой не вернулись 98 наших моряков…

В Москве решили, что лодка погибла, инцидент засекретили.

В 1950-е годы Соединенные Штаты начали масштабные работы по развертыванию гидроакустической системы SOSUS. В разных частях Мирового океана на предполагаемых маршрутах патрулирования советских подводных ракетоносцев были установлены многочисленные донные микрофонные решетки, главной задачей которых было «слушать» море в попытке обнаружить шумы подводных лодок (двигателей, вспомогательных механизмов, винтов и т.д.). Обратив внимание на необычную суету тридцати с лишним советских кораблей в северной части Тихого океана, американцы предположили, что подобная активность может быть связана с утерей одной из подлодок, после чего обратились к данным SOSUS.

Акустические станции системы, разумеется, имелись и в районе исчезновения К-129. Проанализировав накопленные данные, американские специалисты, по их заявлению, зафиксировали некий «звук одиночного взрыва» в условном пятне площадью 30 квадратных миль совсем рядом со 180-м меридианом, в 1230 километрах от Камчатки и в 1100 километрах к северу от атолла Мидуэй. Пока советские корабли безуспешно искали иголку в стоге сена, у США появилась информация о конкретном участке, где могла произойти трагедия с К-129.

Project Azorian «Азорские острова: поднятие К-129» [Discovery World]

Американцам не терпелось завладеть военными секретами СССР, заполучить шифровальную машинку и, конечно, ядерные боеголовки, которые легли на океанское дно. Со знаменитой гавайской базы Перл-Харбор в определенный по данным SOSUS район отправилась уникальная подлодка USS Halibut («Палтус»), предназначенная для проведения специальных операций. Она была буквально нашпигована самым современным на то время океанографическим оборудованием, включая сонары и подводный аппарат с видео- и фотокамерами. Несколько недель тщательных подводных исследований принесли свои плоды. В августе 1968 года останки К-129 были обнаружены.

Столкновение или взрыв?

Что произошло с К-129, установить до конца так и не удалось. Многие эксперты ВМФ СССР до сих пор убеждены, что трагедию вызвало столкновение К-129 с преследовавшей ее американской подлодкой. Версия маловероятная, ведь в таком случае американцы знали бы место гибели К-129 с самого начала.

Если верить американской стороне, было установлено визуально, что в районе кормовой части рубки наблюдалась большая вертикальная трещина, были сильно повреждены и ракетные шахты.

Гриф секретности во время проведения операции Azorian был высочайший: кораблестроители даже не знали назначение строящихся судов. Водоизмещение одного из них, Hughes Glomar Explorer, — 36 тыс. т, стоимость — $350 млн. Оно было похоже скорее на инопланетный механизм из фантастического фильма, чем на какой бы то ни было корабль. Официальной легендой прикрытия стала версия строительства судна для проведения глубоководных буровых работ.

В проекте было занято 4000 человек, а финансирование по просьбе руководства ЦРУ частично взял на себя миллиардер Говард Хьюз, который считался гениальным изобретателем и большим любителем различных авантюр. Курировал проект лично президент США Ричард Никсон.

Команда Хьюза в рекордно короткие сроки разработала и построила специальный судоподъемный комплекс.

Сама по себе идея подъема подводной лодки водоизмещением около 3000 тонн с глубины трех морских миль в те годы была столь абсурдной, что руководителям советского ВМФ и в голову не могли прийти истинные цели постройки гигантского судна и специальной баржи. Поэтому, когда разведка доложила о готовящейся попытке подъема К-129 американцами, главком ВМФ отмел такую возможность в принципе. Когда все приготовления были закончены, американцы приступили к осуществлению задуманной операции.

В начале июня 1974 года Hughes Glomar Explorer занял свое место над К-129. Колонна буровых труб, на конце которой находилась платформа с огромными гидравлическими захватами, подруливающими устройствами, осветительной аппаратурой и телевизионными камерами, медленно поползла вниз….

В феврале 1975 года американская пресса объявила о попытке подъема затонувшей советской подлодки К-129, которая якобы закончилась частичным успехом: в ходе подъема она разломилась, большая часть ее вновь погрузилась в пучину. Извлечь удалось лишь носовую оконечность с телами шести членов экипажа. Поскольку советские власти не признали даже сам факт гибели К-129, американцы самостоятельно предали земле останки наших подводников со всеми подобающими воинскими почестями.

Был совершен обряд отпевания погибших моряков, для чего пригласили русского священника из православной церкви Нью-Йорка.

Официально не признавая гибель подлодки, советское командование отдало приказ о патрулировании места ее обнаружения с полномочиями открыть боевые действия, чтобы не допустить подъема остальных ее частей. Патрулирование продолжалось полгода. Начали работать дипломаты. Но советские аргументы американцы легко парировали: официального заявления о гибели подлодки не было, значит, имущество на дне никому не принадлежит, и поднимать его может кто угодно.

Ситуация зашла в тупик, и обе стороны сделали вид, что ничего не происходит. Тем не менее, Вашингтон принял решение работы свернуть. Собственно говоря, они свою задачу уже выполнили, поэтому вполне могли подыграть нам, но об этом ниже.

Причина трагедии так и осталась неизвестной. Наиболее распространенная версия — непреднамеренный таран К-129 следившей за ней американской подлодкой Swordfish. Версию подогревают данные о том, что одна из подлодок этого класса из акватории, где находилась К-129, пришла на базу с повреждениями и встала на ремонт. Версия эта притянута за уши.

Читайте также:  Что такое пиратская лодка

Некоторые эксперты считают, что при зарядке аккумуляторных батарей, когда подлодка находилась в надводном положении, из-за нарушения правил техники безопасности произошел взрыв водородно-воздушной смеси в аккумуляторных отсеках. Подобным образом во всем мире погибло около 40 дизельных субмарин, и это только официально подтвержденные случаи. Что касается причин гибели К-129, то мы об этом, скорее всего, точно не узнаем никогда.

Почти по Станиславскому

Многие корабелы, специалисту по подводно-техническим работам повторяют слова великого Станиславского: американцам не верим! Точнее, они верят, что операция по подъему К-129 была проведена, верят, что останки шести советских подводников покоятся на чужом воинском кладбище за океаном. Вопрос в другом: так ли неудачно для американцев в результате операции Azorian сложились события в те далекие теперь для нас годы?

Специально для «НИ» ситуацию комментирует Тенгиз Борисов, вице-адмирал запаса, доктор технических наук, профессор, председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ (1992 – 1994):

— Допустим, одна из лап судоподъемной платформы Хьюза действительно была повреждена при захвате субмарины, и последняя переломилась на глубине около 3000 метров, как показали создатели вышеупомянутого фильма. Линия разлома согласно их схеме прошла по границе первого и второго отсеков К-129.

Таким образом, приблизительно 3/4 или 4/5 массы подлодки неожиданно оторвались от блока судоподъемной платформы. Динамический удар должен был бы разрушить колонну труб, и порвать тросы, на которых блок подтягивался к Hughes Glomar Explore.

Допустим даже, что трубы и тросы выдержали этот удар, блок, совершив несколько колебательных движений, успокоился, и подъем носовой оконечности успешно продолжился. Если предположить, что К-129 в начале подъема должна была быть вывешена ровно в «ноль», без крена и дифферента (или с незначительными их значениями), что само по себе очевидно, то после отрыва большей части корпуса лодки, система должна была сильно перекоситься. Угол наклона блока судоподъемная платформа – носовая оконечность К-129 должен был достигнуть как минимум 35-45 градусов (скорее всего он был бы значительно больше – около 60 градусов), что вряд ли позволило бы подтянуть его достаточно близко к днищу Hughes Glomar Explore, уложить на притопленную на понтонах баржу, и извлечь на поверхность. Я не говорю уже о целостности крепежного узла колоны труб к блоку, — предположил вице-адмирал Борисов.

По его словам, есть все основания полагать, что проект подъема К-129, разработанный и выполненный Говардом Хьюзом и его командой, был осуществлен не частично, а в полной мере.

Они опередили свое время на десятки лет, и надо отдать должное их гениальному научному и инженерному предвидению, считает эксперт. Американцы, скорее всего, получили все, ради чего и затевали столь авантюрную операцию. Официальная версия гибели К-129 – всего лишь красивая легенда прикрытия.

Руководство ВМФ, Министерства обороны и СССР проглотили ее, не разжевывая: уж слишком всем хотелось, чтобы так оно и было на самом деле. В противном случае надо было докладывать «наверх», что сверхсекретная шифровальная машинка и не менее секретное ядерное оружие оказались в руках вероятного противника. Сколько голов при этом скатилось бы с военного Олимпа, даже предположить сложно. А так разломилась при подъеме – и концы в воду. Все довольны…

— Честно говоря, я лично полагаю, что и в обозримом будущем гриф секретности с материалов К-129 не будет снят ни по ту, ни по эту сторону Тихого океана по понятным причинам. — уверен Тенгиз Борисов.

Экипаж К-129 погиб более 50 лет назад. Шесть человек обрели вечный покой на американской земле. Но где останки остальных офицеров и матросов несчастной субмарины? Точнее, то, что от них осталось? В покореженном стальном гробу на глубине более 5 км? Или они тайком захоронены в безымянной братской могиле по ту сторону океана?

Кремированы и их пепел развеян над морем?

Еще живы люди, которые способны пролить свет на эти вопросы, но они, повинуясь присяге, хранят молчание. Пора позволить им заговорить. Это надо сделать хотя бы ради памяти жертв холодной войны, ради их родственников, ради тех, кто сейчас продолжает нести боевую службу на земле, в небесах и на море. Просто во имя торжества гуманизма, иначе потомки нас не поймут.

— Если бы я верил в призраки, я бы обратился к экстрасенсам с просьбой убедить неприкаянные души подводников до тех пор являться по ночам к тем, от кого зависит раскрытие архивов спецслужб, пока они не соизволят это сделать. Но я не верю в призраков, поэтому обращаюсь к неравнодушным людям как на нашей, так и на американской земле: помогите восстановлению истины. Пусть она всплывет в прямом и переносном смыслах этого слова, — заявил «НИ» вице-адмирал Тенгиз Борисов.

Источник: submarinersclub.ru

Тайна подлодки К-129. СССР не признал гибель субмарины, а американцы пытались достать её с глубин

Гибель 8 марта 1968 года советской дизель-электрической подводной лодки К-129 стала настоящей трагедией для родственников 98 погибших моряков. Но удивительное дело: ни в марте, ни в последующие месяцы в советской печати не появилось ни слова о том, что лодка погибла. Да и на международном уровне СССР хранил молчание, как будто ничего не случилось.

Исчезновение субмарины

Подводная лодка К-129 вышла на внеплановое боевое дежурство из Авачинской бухты (Камчатка) 24 февраля 1968 года. Командовали лодкой опытный подводник капитан I ранга Владимир Кобзарь и его старший помощник капитан II ранга Александр Журавин. В соответствии с полученным заданием К-129 должна была пройти на юг вдоль 162-го меридиана до 40-й параллели и повернуть на восток.

На борту подлодки находились две торпеды с ядерными боеголовками и три ядерные ракеты — в случае ухудшения международной обстановки лодка могла подойти к берегам США и произвести запуск ракет из подводного положения. Движение лодки должно было осуществляться максимально скрытно, и маршрут был проложен в «бесполётной зоне» так, чтобы избежать внимания патрульной авиации США, базирующейся на Алеутских островах и на Гавайях.

В полночь 26 февраля подлодка связалась с командованием, дежурство проходило в штатном режиме. Следующее радиодонесение должно было поступить 8 марта из поворотной точки маршрута. Однако К-129 на связь не вышла. В центральном командном пункте Тихоокеанского ВМФ была объявлена тревога.

Лодку искали 73 дня, десятки кораблей и субмарин прочёсывали океан в районе её маршрута, брали пробы воды на радиацию, надеялись увидеть хотя бы пятна от масел и топлива. Ничего. Что же случилось? Исчезла, как и не было. Эти подлодки проигрывали американским субмаринам в боевом оснащении — атомный авианосец США мог нести до 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками.

Дизель-электрическим подлодкам приходилось то и дело всплывать, чтобы перезарядить аккумуляторы, но главное — дизельные и дизель-электрические подлодки оставались очень шумными, американцы без труда вычисляли их местоположение и часто скрытно сопровождали. Советские подводники даже разработали специальный манёвр для обнаружения противника: на полной скорости подлодка разворачивалась и начинала идти назад. Американцы предпринимали манёвр уклонения и обнаруживали себя. За рискованность этот приём подводники США прозвали «сумасшедший Иван».

Читайте также:  Установка дистанционного управления на лодку ямаха

Командир ПЛ К-129 капитан I ранга Кобзарь Владимир Иванович. / Экипаж К-129 перед последним походом. В центре старпом — капитан II ранга Журавин Александр Михайлович 30 июля 1968 года после безрезультатных поисков командование ТОФ вывело К-129 из состава флота. Всё, что касалось последнего выхода лодки в море, было засекречено. Ничего не знали даже родственники.

Для них «экипаж лодки погиб при исполнении обязанностей». Где? Неизвестно. Океан большой.

Операция «Азориан»

Но на другом берегу Тихого океана были люди, которые знали, где искать затонувшую К-129. Формально к разработке американцами проекта «Азориан» позволила приступить поисковая операция советского флота, которая не могла пройти незамеченной. Найти советскую лодку, поднять её на поверхность и поживиться тем, что на борту, — такую задачу ЦРУ поставило перед специалистами.

Операция была лично одобрена президентом США Ричардом Никсоном.Место катастрофы заокеанские «партнёры» нашли на удивление быстро. К-129 лежала на морском дне на глубине 5600 метров в северной части Тихого океана, в точке с координатами 40°06′ северной широты 179°57′ восточной долготы (по другим данным, координаты точки 38°5′ с.ш. и 178°57′ в.д.).Поднять её вызвался эксцентричный американский миллиардер Говард Хьюз, известный по фильму «Авиатор», который до этого уже сотрудничал со спецслужбами.

Подъём лодки было решено прикрыть геологоразведочными работами. Компания «Хьюз тул» по контракту с Правительством США спроектировала особое судно водоизмещением 50 тысяч тонн, способное поднять с глубины 2000-тонную лодку, и построила его на верфях Хьюза. В комплект судна входил док-понтон, через который лодку должны были поднять из воды.

Для подъёма субмарины был разработан специальный глубоководный захват с клешнями и подводный аппарат «Клементина». В случае удачи подлодку можно было целиком спрятать в док-понтоне. Судно получило название Hughes Glomar Explorer. Проект обошёлся США в 350 миллионов долларов, что по современному курсу равно 1,7 миллиарда долларов, а общее количество человек, задействованных в проекте, составило четыре тысячи. Подъём было решено провести в конце лета 1973 года.

Молчание Кремля

Знали ли об операции в Кремле? Да, знали. Контр-адмирал Анатолий Штыров, занимавший тогда должность первого заместителя начальника разведки ТОФ, писал, что в район работы американцев постоянно ходили разведывательные суда. Но доклады наверх ничего не давали, тихоокеанцам советовали «сосредоточить свои силы на поставленных задачах».

Чтобы американцы раз и навсегда оставили попытки поднять подлодку, Кремлю надо было лишь признать факт аварии К-129 и объявить её корпус воинским захоронением. Но Кремль молчал. Историки и военные до сих пор спорят, какой именно объём секретных материалов попал в руки ЦРУ — когда лодку уже практически достали, её повреждённый корпус развалился.

В захватах Explorer осталась часть субмарины. По признаниям самих американцев, им достались торпеды и тела шестерых погибших подводников. Шифровальные аппараты, шифры, коды, документы и три ракеты с ядерными боеголовками снова ушли на дно. Надо отдать должное: американцы похоронили советских моряков в море с почестями, в соответствии с традициями советского флота.

А фонившие обломки К-129 доставили в Гонолулу для изучения. За оставшимися отсеками ЦРУ собиралось вернуться в 1974 году, но ему помешало разоблачение: в офис Хьюза вломились грабители и вместе с деньгами забрали секретные документы. Вскоре о советской подлодке К-129 уже трубили все газеты США. Наконец заговорила и Москва, угрожая американцам бомбардировкой в случае повторного появления кораблей США в районе затопления К-129. ЦРУ отказалось от дальнейших действий, свернуло «Азориан», и ядерные боеголовки остались лежать на дне океана.

Кто виноват?

Прошло много лет. В России сменился режим, прошла разрядка, началось новое противостояние, США передали России материалы по К-129, но ответа по-прежнему нет. Российские подводники выдвигают разные версии.

Среди них — техническая неисправность клапана, вызвавшая затопление воздуховода двигателя и провал лодки ниже предельной глубины; взрыв водорода при подзарядке аккумуляторов с разрушением корпуса лодки; столкновение с надводным судном на перископной глубине и разгерметизация корпуса. Так что же стало причиной катастрофы?

Главной версией остаётся столкновение с американской субмариной Swordfish. По странному стечению обстоятельств эта подлодка через несколько дней после исчезновения К-129 прибыла на базу в Йокосуке с повреждениями боевой рубки и встала на ремонт. Работы велись скрытно и быстро: на рубку были наложены заплаты, заменены и покрашены поручни.

Утром субмарина покинула Японию и ушла в США, где полгода находилась на ремонте и в море не выходила. Скорее всего, Swordfish, преследуя К-129, слишком приблизилась к советской подлодке, а когда Кобзарь приказал совершить знаменитый разворот «сумасшедший Иван», не смогла уйти от столкновения и протаранила советское судно. Это подтверждают и некоторые снимки, переданные США России, где на корпусе лодки видна узкая длинная пробоина.

Авария была?

Американцы и сейчас отрицают свою вину. Они указывают, что в 1968 году в Тихом океане уже была развёрнута система SOSUS, включавшая сотни гидрофонов и настроенная на поиск советских подлодок. Новая экспертиза записей, проведённая в 2009 году, показала, что взрыв на К-129 произошёл, скорее всего, 11 марта.

Именно в этот день гидрофоны США зарегистрировали два мощных подводных взрыва, которые американцы соотнесли со взрывами в ракетных шахтах № 2 и № 3 К-129, когда она находилась в подводном положении. Однако этим взрывам предшествовали три более тихих хлопка, которые произошли внутри корпуса лодки. Американские эксперты предположили, что на борту К-129 произошла авария, несколько дней К-129 находилась без связи, а 11 марта 1968 года произошли взрывы в ракетных двигателях, и лодка провалилась на глубину уже с частично затопленным корпусом. Противники этой версии утверждают, что в 1968 году SOSUS «плохо слышал», а сторонники указывают, что сигналы были приняты не только стационарными гидрофонами, но и американскими судами, ближайшее из которых находилось всего в 300 милях от места происшествия. Это-то и позволило США сократить зону поисков и быстро найти К-129.

Подводниками пожертвовали?

Но почему молчал Кремль? На самом верху не раз намекали: Москва знала всё, но помалкивала якобы для того, чтобы не выдать какого-то советского разведчика — высокопоставленного чиновника ЦРУ. Ставки в игре были настолько высоки, что подводниками просто пожертвовали. О судьбе экипажа К-129 заговорили только после развала СССР.

Были и другие версии молчания: выход К-129 был внеплановым, поэтому на борту лодки могло находиться новое оружие, которое моряки должны были испытать в условиях дальнего похода. Возможно, что-то пошло не так. Быть может, именно ради этой новинки лодку поднимали и американцы, лишь благодаря счастливому случаю разработка так и осталась лежать на дне Тихого океана. Существовала и ещё одна версия, совсем уж фантастическая: на лодке находился некий груз, который просто должен был попасть в ЦРУ. Этим и объяснялось молчание Кремля и его пассивность во время операции «Азориан». Александр Лаврентьев

Источник: cont.ws

Таинственная история гибели советской подводной лодки, на которой служил уроженец Бурятии

Весной 1968 года в водах Тихого океана, недалеко от Гавайских островов, затонула советская подводная лодка — мощный ракетоносец К-129. Точные причины гибели подлодки до сих пор неизвестны, но у исследователей есть несколько догадок.

Читайте также:  Батискаф это подводная лодка

Почти четверть века Советский Союз не оглашал никакой информации о погибшем ракетоносце, пока американцы сами не передали руководству нашей страны сведения о происходившей тогда секретной операции. Лишь спустя 30 лет обнародовали имена моряков затонувшей подлодки, все они были посмертно представлены к награде. И среди них уроженец Бурятии Анатолий Кабаков.

Признаны умершими

На малой родине Анатолия Кабакова, в селе Унэгэтэй Заиграевского района, остаётся всё меньше людей, кто лично знал моряка. Но историю о подводной лодке, затонувшей в водах Тихого океана, слышали все.

Трагедия случилась 8 марта 1968 года в 19 тысячах километров от берега Камчатки и почти в 600 км севернее Гавайских островов. Подлодка упала на глубину 6,5 тысяч метров, погибли все 98 членов экипажа.

Экипаж К-129 перед последним походом

Отмечается, что К-129 считалась по тем временам суперсовременной лодкой и была одной из первых в мире с подводным стартом баллистических ракет. Она несла комплекс из трех ракет большой ядерной мощности и две торпеды с ядерным боезапасом. Дальность полета ракет достигала 1400 км.

Командиром корабля был опытнейший офицер-подводник Тихоокеанского флота, капитан первого ранга 37-летний Владимир Кобзарь. После последнего похода он был награжден орденом Красной Звезды. Так что же случилось с подводной лодкой?

Командир К-129 Владимир Кобзарь

Моряки вышли в море 24 февраля и вернуться из похода должны были 5 мая. Но на двенадцатые сутки лодка не вышла на связь и по Тихоокеанскому флоту объявили боевую тревогу. К-129 искали 30 кораблей и несколько военных самолетов. 73 дня поисковой операции не дали результатов, и всем родственникам моряков отправили похоронки с короткой строкой: «признан умершим» и без каких-либо объяснений. Правительство СССР официально о гибели подлодки не сообщало.

«Ничейная» подлодка

По одной из версий командования ВМФ СССР, подлодка зашла на запредельную глубину из-за технических неисправностей. Но советские военно-морские специалисты настаивали на другой версии: лодка стала жертвой американской субмарины «Суордфиш», поскольку та прибыла в свой порт через три дня со смятой передней частью ограждения боевой рубки и в последующие полтора года не выходила в море.

Американская субмарина «Суордфиш»

В конце 60-х годов район трагедии был обследован американским глубоководным батискафом «Триест-2», а в июле 1974-го ВМФ США приступил к подъёму советской подлодки. Руководство СССР же всячески открещивалось от этой находки, а потому К-129 считалась «ничейной».

Лодку поднимал со дна огромный корабль со специальными «клешнями», при подъёме её корпус разломился и носовая часть с ракетным отсеком вновь опустилась на дно. Из поднятой части моряки США достали документы, боевые пакеты, инструкции по радиосвязи, извлекли торпеды с ядерными боезарядами и получили возможность изучить конструкцию советского ракетоносца.

Всё же американцы не получили главного — шифров документов. Командир корабля Владимир Кобзарь имел высокий рост, а потому спал на своем диванчике, поджав ноги. В итоге его терпение лопнуло и он договорился с инженером-судостроителем, чтобы шифровальный пост с секретными документами перенесли в ракетный отсек и таким образом расширили командирскую каюту.

Будь капитан ниже ростом, американцы смогли бы получить важные сведения, которые, возможно, изменили бы мировую историю не в лучшую для Советского Союза сторону. Добыв эти документы, США смогли бы рассекретить всю шифровальную систему советского ВМФ.

Похоронили на Гавайях

Из поднятой части корабля американцы достали и тела шестерых подводников. Все моряки выглядели так, словно только что уснули, даже не составило труда определить их возраст, национальность, телосложение. Среди них оказался один офицер, который лежал на подвесной койке, прижав локтем эксплуатационный журнал торпед с ядерными зарядными отделениями. По документам определили фамилии только троих подводников, двое из которых были из Иркутской области — Владимир Костюшко и Виктор Лохов.

Осенью 1974 года останки шестерых моряков были перезахоронены войсками США в море по ритуалу, принятому в советском флоте, под звуки гимна СССР. В доказательство этому осталась киносъемка, которую провели американские военные. Говорят, даже родственников подводников приглашали на церемонию. Но в период «холодной войны» для жителей Сибири поехать на Гавайи было чем-то нереальным.

По другой, неподтвержденной, версии, американцы нашли 50 тел советских моряков и похоронили их на Гавайских островах.

Посмертная награда

Спустя почти двадцать лет, в 1992-м, директор ЦРУ Роберт Гейтс приехал в Москву и передал президенту России Борису Ельцину материалы об операции американской разведки в отношении подлодки К-129.

В начале 1998 года Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Куроедов обратился к президенту с просьбой о посмертном награждении членов экипажа. 24 декабря того же года газета «Красная звезда» обнародовала имена всех 98 членов экипажа, среди которых было девять моряков из Иркутской области и один из Бурятии. А президент Ельцин подписал указ о награждении экипажа К-129 орденом Мужества посмертно.

Также Куроедов отдал распоряжение проработать вопрос об изменении статуса членов семей моряков для повышения им размера пенсии в связи с потерей кормильца при выполнении боевой задачи. Кроме этого, был образован комитет по увековечению памяти экипажа, по просьбе которого на Камчатке установили небольшой памятник подлодке К-129.

Мемориал морякам К-129 на Камчатке

Унэгэтэйский подводник

На малой родине Анатолия Кабакова, в Унэгэтэе, его родственников не осталось: родители умерли, братья и сестры разъехались. В семье Кабаковых было шестеро детей, Анатолий — предпоследний. У матери после гибели сына стало часто болеть сердце, и она рано ушла из жизни, так и не узнав, где и как он похоронен.

Примечательно, что кроме Кабакова служить на подводные лодки ушли и пятеро его одноклассников. Односельчане говорят, что мать Анатолия просила тех, что тоже служили на Тихоокеанском флоте, привезти хотя бы его форму. В конце 90-х в село привезли и форму, и орден Мужества. Но родителей подводника уже не было в живых.

В сентябре 2021 года в Унэгэтэе открыли мемориальную доску в память об Анатолии Кабакове. Все документы и подписи собирала школьный учитель, а ныне пенсионерка Елизавета Стрельченко. Свидетельство о смерти моряка пришлось получать через ЗАГС Петропавловска-Камчатского.

— В силу разницы в возрасте с Анатолием Кабаковым наши пути в школе не пересекались. Но в советское время в школах хорошо была поставлена работа по патриотическому воспитанию, — рассказывает Елизавета Стрельченко. — Об Анатолии Кабакове мы узнали, учась в старших классах, от учителя истории Галины Степановны Безродных. Информация была скудной: хорошо учился, занимался спортом, погиб на подводной лодке. В то время мы были детьми и каждый из нас по-своему понимал рассказ учителя, но то, что Анатолий погиб при исполнении служебного задания, да ещё и на подводной лодке, врезалось в нашу память надолго. И спустя 53 года мы приняли решение увековечить память об Анатолии Кабакове и сохранить его имя для нынешнего и будущего поколений.

Источник: www.infpol.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...