Изучение и сохранение ремесла северных народов по изготовлению лодки-долбленки «обласа», путем прямого общения с хранителями традиций из числа КМНС.
Проект подразумевает изучение и сохранение традиции коренных народов Севера по изготовлению и применению лодки-долблении «обласа». Жизнь хантов так тесно связана с водой, что их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас. Обычно его изготавливали из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, т.к он легче и не намокает в воде. До сих пор в родовых общинах охотники и рыболовы используют традиционное средство передвижения. К сожалению, ремесло по изготовлению обласа постепенно утрачивается, в том числе и потому, что до сих пор не создано полноценного пособия по данному искусству.
Проект подразумевает встречу с хранителями традиции из числа представителей КМНС, фиксацию всех этапов изготовления облака (поиск подходящего дерева, заготовка бревна, долбление, установка распорок и т.д.) и как итог подготовку полноценного пособия в формате документального фильма, презентации и страницы в сети Интернет.
КАК ЖИВУТ ХАНТЫ НА СЕВЕРЕ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЖИЛИЩА СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ. ЯМАЛ #2
Данный проект может быть расширен в дальнейшем, охватив и другие стороны традиционной жизни коренных народов Севера, что позволит в новых форматах и с использованием цифровых технологий сохранить уникальную культуру аборигенного населения Ханты-Мансийского автономного округа для потомков.
Источник: commune.su
Беги по волнам, обласок
Лёгкая долблёная лодка – облас на языке ханты звучит как «ай рыт», это основное средство передвижения по рекам и притокам, озёрам и болотам. Она очень неустойчива, при малейшей потере равновесия переворачивается. Чтобы управлять обласом, требуется сноровка. На таких лодках-долблёнках люди могли перемещаться на значительные расстояния, за один день нередко проплывали 50-70 километров. Лодка из цельного дерева, или облас – вторая ценность у северян после оленей на стойбище.
Главное – правильно держаться в лодке, чтобы не перевернуться. Иногда в обласе ездят на коленях, это характерно для жителей бассейна реки Вах, на Агане ездят сидя, вытянув ноги вперёд. Женскими лодками никогда не пользуются мужчины, также считается, что не будет удачи в предстоящем промысле, если в лодку сядет чужой человек.
Облас для малышей
Навыкам езды на лодке детей обучают с раннего возраста. Сначала они наблюдают за отцом или старшим братом, примечают, как садятся в лодку, гребут веслом, как ставят сети, причаливают к берегу.
С четырёх-шести лет детей начинают брать с собой в лодку, чтобы ребёнок ощутил равновесие и увидел весь процесс управления лодкой, а также понимал способы постановки и вытаскивания сети. Когда ребёнок усваивал самые важные моменты, ему разрешали грести веслом.
ЛУЧШАЯ ЛОДКА НА КАРАСЯ!!! Рыбалка — Лето — Поплавок
Самостоятельное управление лодкой в основном начинается с 7-10 лет у мальчиков и 8-12 – у девочек. Сначала детей обучают удерживать лодку в состоянии равновесия у берега, упираясь в дно водоёма веслом, затем плыть вдоль берега, чтобы сбалансировать равновесие, то есть, говоря простым языком, – приноровиться к лодке. Гребли однолопастным веслом, причём женские вёсла были несколько меньших размеров, чем мужские. В фольклоре упоминаются вёсла богатырей «с глухариную шею толщиной», «с лебединую шею толщиной», «с пальцеобразной перекладиной».
У ханты существовал обряд посвящения мальчиков в процесс самостоятельного управления лодкой. В первое весеннее половодье мать смачивает на берегу реки макушку семилетнего мальчугана. Обряд совершён, и теперь вода не должна накрыть его с головой в течение всей жизни.
Этот обычай существует и по сей день. Когда человек садится в лодку, моторную или самодельную, старший из присутствующих членов семьи обязательно напоминает всем, что нужно смочить голову водой.
Как делается облас?
Каждая лодка неповторима, так как всегда изготавливается с учётом веса и роста будущего хозяина или хозяйки. Её длина согласно традиции составляла две с половиной маховых сажени, одна такая сажень составляет 176 сантиметров.
Размеры лодки-долблёнки зависели от её предназначения. Изготавливали большие семейные обласы, которые вмещали в себя 7-8 человек с грузом, длина их составляла около 6 метров, ширина 70 см, глубина 35-40 см. Небольшие лодки длиной около 4 метров предназначались для летней охоты на водоплавающую птицу, в них помещался один человек с грузом. В соответствии с размером обласа к его названию добавляют прилагательные – маленький, средний, большой.
Вёсла для обласа изготавливаются из сухого кедра. Размеры подбирают по усмотрению гребца, единого стандарта в этом отношении нет.
Обработка рукояти весла проводится при помощи специального инструмента для выскабливания, представляющего собой деревянную полукруглую дощечку, в горизонтальный прорез которой вставляется нож.
Термины варьёганского подговора аганского говора сургутского диалекта, используемые при изготовлении обласа:
Товот – перекладины обласа.
Пурунт – чоп обласа (на русском языке они называются сторожки, чтобы облас не пробить).
Сувош – большой инструмент для выдалбливания обласа.
Ай вах – малый инструмент для выдалбливания обласа.
Пор – сверло. Рукоятка сверла обычно изготавливается из берёзы или кедра, ремни – из оленьих шкур. Само сверло делается из гвоздя, который острым концом вбивается в дерево, другой конец накаляется, расплющивается, загибается в форме полукруга и подпилкой затачивается в форме ложки.
Вач кочых – тонкий нож для расширения отверстий после сверления.
Сувош и ай вах изготавливаются из топоров, лезвия которых нагреваются и загибаются перпендикулярно топорищу так, чтобы образовывать полукруг с концами, направленными вниз. Этот полукруг затачивается. Нутро обласа выдалбливается в основном сувошем, ай вах служит для выдалбливания узких мест.
Дерево для будущей лодки выбирают заранее, его толщина должна соответствовать обхвату рук мастера. Первичную обработку проводят в лесу, а заканчивают на стойбище. Облас изготавливается обычно из осины, иногда из кедра – для передвижения по болоту. А если попадался узкий перешеек между двумя руслами реки, рыбак причаливал, брал обласок на плечо и переходил посуху, а затем снова садился в лодку. Для перетаскивания по суше лучше подходил кедровый облас – он легче, чем осиновый, и не намокает в воде.
Заготавливают дерево в любое время года, кроме зимы, когда древесина мёрзлая, но чаще всего весной по насту для упрощения транспортировки. Дерево выбирается молодое, без сучков и грибков. Топором обтёсываются концы, а сувошем начинают выдалбливать нутро будущего обласа. Когда внешние обводы его почти готовы, а нутро выдолблено примерно наполовину, обрабатывают рубанком снаружи, в бортах снаружи сверлят около полусотни дыр и вгоняют туда пурунт (чоп). Дальнейшая обработка ведётся с учётом их длины.
Выдалбливают облас до появления концов пурунтов, окрашенных углем.
Толщину бортов и дна лодки определяют в соответствии со специально заготовленной дощечкой-меркой с отверстиями, в которые вставлены кедровые палочки, их обрезают по размеру доски. Делаются они для стенок одной длины, а для днища – другой. Хранится пурунт в специальной дощечке, которая имеет различную толщину по всей длине. При помощи этой дощечки также проводится окрашивание концов углем.
Затем облас опускается в воду примерно на сутки, потом его вытаскивают и нагревают на костре. От тепла борта растягиваются в разные стороны, в этом положении его закрепляют вставленными между бортами жердями. В таком состоянии облас оставляют на некоторое время для остывания.
В бортах делаются отверстия, в них вставляются кедровые перекладины, обычно 6-7 штук. Перекладины приматываются к бортам при помощи кедрового корня через просверленные отверстия – сначала на носу лодки, потом на корме, а после – все остальные. Одна из перекладин имеет вертикально ориентированное расширение, предназначенное для спины гребца, другая имеет специальный вырез для перевозки ружья.
Раньше для придания большей прочности дно и внешние стороны бортов смазывали сажей и сосновой смолой, а сейчас используют гудрон.
Облас – длинный и узкий, корма немного выше, чем нос, дно выпуклое или слегка уплощённое, в вершине носовой части – отверстие для верёвки.
В гонках на обласах ежегодно соревнуются мужчины из числа представителей коренных народов Севера, чтобы открыть новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.
В своей работе этнограф Валерий Чернецов так описывает групповые состязания: «Вечером мужская часть населения устроила гонки в двух лодках, в каждой было по шесть гребцов и один рулевой. Гребли ручными вёслами, стоя в лодках. Когда доходили до определённого места, все по команде переворачивались, и лодки шли обратно кормой вперёд, гоночная лодка могла обогнать даже пароход».
А вот как описывает Зоя Соколова такие состязания, проводимые в День рыбака: «На реке тем временем молодёжь устроила спортивные состязания – гонки на лёгких и вёртких лодочках-обласах. После гонок начинаются другие соревнования: кто первый поймает рыбу, первый поставит сеть. В этих состязаниях участвуют и опытные рыбаки, отцы семейств. Они показывают свои профессиональные умения и сноровку».
Нижневартовский район одним из первых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стал рассматривать гонки на обласах как национальный вид спорта: так передаётся опыт людей старшего поколения. Наши спортсмены неоднократно становились победителями и призёрами соревнований различных уровней.
Источник: novpriob.ru
Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси
Исследовательский проект «Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси» является одним из примеров расширения нашего кругозора о традиционных занятиях коренного населения, о способах изготовления необходимых принадлежностей, способах и приемах рыбной ловли.
Проект опирается на нормативные документы:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
- «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область — технология);
- «Концепция художественного образования в Российской Федерации»;
- Письмо Министерство Культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 191-01- 39/06-ГИ,
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.
Проблема: в настоящее время мы мало знаем приемов и орудий лова рыбы коренным населением округа.
Проект способствует развитию интереса и уважения к истории родного края, участию в сохранении народных ремесел, обычаев и традиций.
Уникальная рыболовецкая культура бассейна реки Обь создала множество
способов промысла в зависимости от времени года, акватории, повадок и хода рыбы.
В семьях хантов и манси практически все необходимые принадлежности для рыбной ловли делали и делают самостоятельно. Изготовление всевозможных орудий для рыболовства не требовали специальных знаний и особой квалификации и были доступны всем. До сегодняшнего дня изготовление многих орудий и приспособлений для ловли рыбы у коренных народов существуют только как домашнее производство.
Многие орудия и принадлежности для рыбной ловли изготавливали из дерева: лодки-долбленки, весла, запоры, которые и в наше время сохраняют свою производственную актуальность и являются востребованными как в среде коренного населения, так и пришлого. Еще в середине XX в. изготовление этих предметов входило в число обязательных для каждого мужчины занятий. К сожалению, сейчас круг умельцев, владеющих традиционной технологией, сильно сократился.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее»
Промыслы и ремесленные технологии
Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси
Автор работы: Рейзер Полина Юрьевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина» 6А класс
Руководитель: Маннапова Мария Владимировна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина»
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательский проект «Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси» является одним из примеров расширения нашего кругозора о традиционных занятиях коренного населения, о способах изготовления необходимых принадлежностей, способах и приемах рыбной ловли.
Проект опирается на нормативные документы:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
- «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область — технология);
- «Концепция художественного образования в Российской Федерации»;
- Письмо Министерство Культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 191-01- 39/06-ГИ,
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.
Проблема: в настоящее время мы мало знаем приемов и орудий лова рыбы коренным населением округа.
Проект способствует развитию интереса и уважения к истории родного края, участию в сохранении народных ремесел, обычаев и традиций.
Уникальная рыболовецкая культура бассейна реки Обь создала множество
способов промысла в зависимости от времени года, акватории, повадок и хода рыбы.
В семьях хантов и манси практически все необходимые принадлежности для рыбной ловли делали и делают самостоятельно. Изготовление всевозможных орудий для рыболовства не требовали специальных знаний и особой квалификации и были доступны всем. До сегодняшнего дня изготовление многих орудий и приспособлений для ловли рыбы у коренных народов существуют только как домашнее производство.
Многие орудия и принадлежности для рыбной ловли изготавливали из дерева: лодки-долбленки, весла, запоры, которые и в наше время сохраняют свою производственную актуальность и являются востребованными как в среде коренного населения, так и пришлого. Еще в середине XX в. изготовление этих предметов входило в число обязательных для каждого мужчины занятий. К сожалению, сейчас круг умельцев, владеющих традиционной технологией, сильно сократился.
Структурно работа состоит их двух основных частей – теоретической и практической.
Практической значимостью проекта является изготовление транспортного средства – лодки (облас) и орудий для рыболовства, таких как запор, морда, черпаки и пешня, для школьного музея.
— исследование особенностей традиционных промыслов народов Югры, их орудия и способы лова рыбы и применение на практике изготовленного простейшего орудия лова
- Изучить орудия лова рыбы коренного населения округа.
- Изучить основные способы ловли рыбы коренным населением.
- Изготовить простейшие орудия рыболовства коренного населения для школьного музея и применения на практике.
Для достижения цели и выполнения задач я использовала в своей работе следующие методы :
— диагностический — проведение анкетирования, беседы;
— поисковый и описательный, предполагающий анализ собранного материала;
-аналитический, предполагающий систематизацию отобранных данных;
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Основные виды хозяйственной деятельности народов ханты и манси. Рыболовство
Жизнь коренных народов ханты и манси с самого рождения и всю жизнь связана с рекой, поэтому у коренных народов, обитавших по берегам Оби, Ваха, Югана, Агана и других рек, основным занятием было рыболовство.
Ханты и манси с низовьев рек из своих селений выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Весь период лова они с семьями жили в летних жилищах, добывая рыбу и заготовляя ее впрок. После окончания рыбного промысла, перед самым ледоставом, ханты и манси возвращались на свое зимнее местожительство.
Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей их хозяйства.
Способы ловли рыбы и орудия весьма разнообразны и определялись от времени года и места лова. Все орудия лова можно подразделить на «пассивные», когда рыба сама заходит в поставленные ловушки, и «активные», когда ее ловил человек.
Одним из древних приемов «пассивной» ловли является запор ( вар ) — заграждение из кольев или прутьев. Отсюда возник термин «запорное рыболовство». Для сооружения запора выбирали место, чтобы огороженная часть русла служила не только местом скопления, но и нагульно – кормовой средой для рыб; чтобы там были и отмели, и омуты для выживания всех видов рыб.
Устройство запора зависело и от того, где он ставился — на озере или на берегу большой реки, от того, какая в данный момент шла рыба, и т. д. Исследователями отмечается невероятное разнообразие видов запоров — около 90, а способов лова, с применением запорных сооружений, у ханты и манси отмечено более 200 ( 1 ).
Поставленный запор долго обеспечивает рыбой: зимой, летом, весной и осенью. Попавшая туда рыба находится в воде, и нужно лишь эпизодически ее вычерпывать — свежую, живую. Для этого применялись специальные черпаки, сплетенные из кедрового корня или черемуховых прутьев. В некоторых местах запор являлся основой жизнеобеспечения, и это нашло отражение в названиях месяцев на которые распадается хантыйский год: «большие запоры» — алла – вар – ики – июль – август (2).
Лов рыбы сетями – это один из «активных» способов. Из сетевых снастей были распространены различные мешкообразные плетеные сети — колыдан — примитивный трал или драга, сырп — вид бредня и сежа. Сети плели из конопляных веревок, в старину из крапивы (3) , окрашивая их настоем черемухи, отчего они принимали коричневый цвет и были мало заметны в воде.
В настоящее время материал (нити и веревки) для изготовления сетей закупают. А грузила многие изготавливают до сих пор из местного материала самостоятельно. С этой целью используют камни, а поплавки делают из коры тополя. Кроме сетей применяли уды с железными и костяными крючками и остроги.
Часто в конце зимы в период «загара» (явление обескислороживания воды) водоемов, рыба скапливается у ключей, устья которых заваливают снегом и затаптывают, а неподвижную рыбу вычерпывают саком (черпак), который также делают самостоятельно. Широко практиковался подлёдный лов рыбы.
Летом рыбаки передвигались на долбленых лодках – обласах (4), управляемых только одним веслом. Обласок — традиционное средство передвижения народов ханты.
Когда лодка готова, берутся за изготовление весла. Для него подходит только ель, и далеко не каждая, а кремлевая, т.е. заплывшая с южной стороны смолой.
Обласок был с рыбаками всю жизнь. Раньше лодку – долбленку использовали даже в качестве гроба.
1.3 Обряды, связанные с рыболовством
Обряд защита от воды . Вся жизнь коренных народов ханты и манси связана с рекой. Мальчиков с раннего детства приучали к рыболовству. Уже в семь лет мальчику, в первое весеннее половодье, мать смачивает на берегу реки макушку водой. Обряд совершен — и теперь вода не должна накрыть с головой малыша — подростка — мужчину — старца (5).
Обряд на привлечение удачи . Для успеха в промысле из дерева и бересты изготавливали фигурки рыб и брали их с собой на рыбалку. А еще раньше был обычай бросать в реку во время ледохода деревянные фигурки рыб, что тоже должно было принести удачу (6).
Особый обряд – установка большого запора . Особыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать Петров день (12 июля — Петр-рыболов), а позднее — День рыбака. В завершение летнего года — Ильин день (2 августа) — устраивалось жертвоприношение семейным духам и Ильта-мувен ики (Хынь ики) — «Нижней Земли старику» (7).
1.4. Значение рыбы в пищевом рационе коренных народов ханты и манси
И русские, и зарубежные путешественники, побывавшие на Оби, заслуженно
именовали хантов и манси «рыбоядцами». Один из них дотошно подсчитал, что во
время летнего хода рыбы «всякий порядочный остяк может съедать в день не меньше
полпуда, или 8 кг, рыбы только в сыром виде, без костей и головы».
Сырая или мороженная, отварная или зажаренная рыба —
это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона.
Из мелкой сушеной рыбы готовили рыбную муку – порсу, которую было удобно хранить и при перекочевках она заменяла хлеб. Большое количество жареной у костра рыбы заготавливали впрок, ее посаливали и кормили оленей.
Особо выделялись у коренного населения два блюда – рыбий жир и так называемая варка. Для приготовления варки «пустые кишки, пузыри, печень и икру вытапливали свежими на медленном огне, пока смесь не потемнеет и не станет гуще жира» (8).Ели варку с вареной рыбой, свежими ягодами, хлебом.
Рыбий жир добавляли в тесто, на нем жарили лепешки, макали хлеб, ели ложками и запивали чаем.
Из мороженой рыбы делали строганину.
От коренных народов были восприняты знания о рыболовных местах и особенностях местных пород рыб, а также некоторые способы обработки и хранения улова.
Источник: nsportal.ru