Лодка хантов как называется

Изучение и сохранение ремесла северных народов по изготовлению лодки-долбленки «обласа», путем прямого общения с хранителями традиций из числа КМНС.

Проект подразумевает изучение и сохранение традиции коренных народов Севера по изготовлению и применению лодки-долблении «обласа». Жизнь хантов так тесно связана с водой, что их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас. Обычно его изготавливали из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, т.к он легче и не намокает в воде. До сих пор в родовых общинах охотники и рыболовы используют традиционное средство передвижения. К сожалению, ремесло по изготовлению обласа постепенно утрачивается, в том числе и потому, что до сих пор не создано полноценного пособия по данному искусству.

Проект подразумевает встречу с хранителями традиции из числа представителей КМНС, фиксацию всех этапов изготовления облака (поиск подходящего дерева, заготовка бревна, долбление, установка распорок и т.д.) и как итог подготовку полноценного пособия в формате документального фильма, презентации и страницы в сети Интернет.

КАК ЖИВУТ ХАНТЫ НА СЕВЕРЕ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЖИЛИЩА СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ. ЯМАЛ #2


Данный проект может быть расширен в дальнейшем, охватив и другие стороны традиционной жизни коренных народов Севера, что позволит в новых форматах и с использованием цифровых технологий сохранить уникальную культуру аборигенного населения Ханты-Мансийского автономного округа для потомков.

Источник: commune.su

Беги по волнам, обласок

Лёгкая долблёная лодка – облас на языке ханты звучит как «ай рыт», это основное средство передвижения по рекам и притокам, озёрам и болотам. Она очень неустойчива, при малейшей потере равновесия переворачивается. Чтобы управлять обласом, требуется сноровка. На таких лодках-долблёнках люди могли перемещаться на значительные расстояния, за один день нередко проплывали 50-70 километров. Лодка из цельного дерева, или облас – вторая ценность у северян после оленей на стойбище.

Главное – правильно держаться в лодке, чтобы не перевернуться. Иногда в обласе ездят на коленях, это характерно для жителей бассейна реки Вах, на Агане ездят сидя, вытянув ноги вперёд. Женскими лодками никогда не пользуются мужчины, также считается, что не будет удачи в предстоящем промысле, если в лодку сядет чужой человек.

Облас для малышей

Навыкам езды на лодке детей обучают с раннего возраста. Сначала они наблюдают за отцом или старшим братом, примечают, как садятся в лодку, гребут веслом, как ставят сети, причаливают к берегу.

С четырёх-шести лет детей начинают брать с собой в лодку, чтобы ребёнок ощутил равновесие и увидел весь процесс управления лодкой, а также понимал способы постановки и вытаскивания сети. Когда ребёнок усваивал самые важные моменты, ему разрешали грести веслом.

ЛУЧШАЯ ЛОДКА НА КАРАСЯ!!! Рыбалка — Лето — Поплавок

Самостоятельное управление лодкой в основном начинается с 7-10 лет у мальчиков и 8-12 – у девочек. Сначала детей обучают удерживать лодку в состоянии равновесия у берега, упираясь в дно водоёма веслом, затем плыть вдоль берега, чтобы сбалансировать равновесие, то есть, говоря простым языком, – приноровиться к лодке. Гребли однолопастным веслом, причём женские вёсла были несколько меньших размеров, чем мужские. В фольклоре упоминаются вёсла богатырей «с глухариную шею толщиной», «с лебединую шею толщиной», «с пальцеобразной перекладиной».

У ханты существовал обряд посвящения мальчиков в процесс самостоятельного управления лодкой. В первое весеннее половодье мать смачивает на берегу реки макушку семилетнего мальчугана. Обряд совершён, и теперь вода не должна накрыть его с головой в течение всей жизни.

Этот обычай существует и по сей день. Когда человек садится в лодку, моторную или самодельную, старший из присутствующих членов семьи обязательно напоминает всем, что нужно смочить голову водой.

Как делается облас?

Каждая лодка неповторима, так как всегда изготавливается с учётом веса и роста будущего хозяина или хозяйки. Её длина согласно традиции составляла две с половиной маховых сажени, одна такая сажень составляет 176 сантиметров.

Размеры лодки-долблёнки зависели от её предназначения. Изготавливали большие семейные обласы, которые вмещали в себя 7-8 человек с грузом, длина их составляла около 6 метров, ширина 70 см, глубина 35-40 см. Небольшие лодки длиной около 4 метров предназначались для летней охоты на водоплавающую птицу, в них помещался один человек с грузом. В соответствии с размером обласа к его названию добавляют прилагательные – маленький, средний, большой.

Вёсла для обласа изготавливаются из сухого кедра. Размеры подбирают по усмотрению гребца, единого стандарта в этом отношении нет.

Обработка рукояти весла проводится при помощи специального инструмента для выскабливания, представляющего собой деревянную полукруглую дощечку, в горизонтальный прорез которой вставляется нож.

Термины варьёганского подговора аганского говора сургутского диалекта, используемые при изготовлении обласа:

Товот – перекладины обласа.

Пурунт – чоп обласа (на русском языке они называются сторожки, чтобы облас не пробить).

Сувош – большой инструмент для выдалбливания обласа.

Ай вах – малый инструмент для выдалбливания обласа.

Читайте также:  Сделать лестницу в лодку

Пор – сверло. Рукоятка сверла обычно изготавливается из берёзы или кедра, ремни – из оленьих шкур. Само сверло делается из гвоздя, который острым концом вбивается в дерево, другой конец накаляется, расплющивается, загибается в форме полукруга и подпилкой затачивается в форме ложки.

Вач кочых – тонкий нож для расширения отверстий после сверления.

Сувош и ай вах изготавливаются из топоров, лезвия которых нагреваются и загибаются перпендикулярно топорищу так, чтобы образовывать полукруг с концами, направленными вниз. Этот полукруг затачивается. Нутро обласа выдалбливается в основном сувошем, ай вах служит для выдалбливания узких мест.

Дерево для будущей лодки выбирают заранее, его толщина должна соответствовать обхвату рук мастера. Первичную обработку проводят в лесу, а заканчивают на стойбище. Облас изготавливается обычно из осины, иногда из кедра – для передвижения по болоту. А если попадался узкий перешеек между двумя руслами реки, рыбак причаливал, брал обласок на плечо и переходил посуху, а затем снова садился в лодку. Для перетаскивания по суше лучше подходил кедровый облас – он легче, чем осиновый, и не намокает в воде.

Заготавливают дерево в любое время года, кроме зимы, когда древесина мёрзлая, но чаще всего весной по насту для упрощения транспортировки. Дерево выбирается молодое, без сучков и грибков. Топором обтёсываются концы, а сувошем начинают выдалбливать нутро будущего обласа. Когда внешние обводы его почти готовы, а нутро выдолблено примерно наполовину, обрабатывают рубанком снаружи, в бортах снаружи сверлят около полусотни дыр и вгоняют туда пурунт (чоп). Дальнейшая обработка ведётся с учётом их длины.

Выдалбливают облас до появления концов пурунтов, окрашенных углем.

Толщину бортов и дна лодки определяют в соответствии со специально заготовленной дощечкой-меркой с отверстиями, в которые вставлены кедровые палочки, их обрезают по размеру доски. Делаются они для стенок одной длины, а для днища – другой. Хранится пурунт в специальной дощечке, которая имеет различную толщину по всей длине. При помощи этой дощечки также проводится окрашивание концов углем.

Затем облас опускается в воду примерно на сутки, потом его вытаскивают и нагревают на костре. От тепла борта растягиваются в разные стороны, в этом положении его закрепляют вставленными между бортами жердями. В таком состоянии облас оставляют на некоторое время для остывания.

В бортах делаются отверстия, в них вставляются кедровые перекладины, обычно 6-7 штук. Перекладины приматываются к бортам при помощи кедрового корня через просверленные отверстия – сначала на носу лодки, потом на корме, а после – все остальные. Одна из перекладин имеет вертикально ориентированное расширение, предназначенное для спины гребца, другая имеет специальный вырез для перевозки ружья.

Раньше для придания большей прочности дно и внешние стороны бортов смазывали сажей и сосновой смолой, а сейчас используют гудрон.

Облас – длинный и узкий, корма немного выше, чем нос, дно выпуклое или слегка уплощённое, в вершине носовой части – отверстие для верёвки.

В гонках на обласах ежегодно соревнуются мужчины из числа представителей коренных народов Севера, чтобы открыть новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.

В своей работе этнограф Валерий Чернецов так описывает групповые состязания: «Вечером мужская часть населения устроила гонки в двух лодках, в каждой было по шесть гребцов и один рулевой. Гребли ручными вёслами, стоя в лодках. Когда доходили до определённого места, все по команде переворачивались, и лодки шли обратно кормой вперёд, гоночная лодка могла обогнать даже пароход».

А вот как описывает Зоя Соколова такие состязания, проводимые в День рыбака: «На реке тем временем молодёжь устроила спортивные состязания – гонки на лёгких и вёртких лодочках-обласах. После гонок начинаются другие соревнования: кто первый поймает рыбу, первый поставит сеть. В этих состязаниях участвуют и опытные рыбаки, отцы семейств. Они показывают свои профессиональные умения и сноровку».

Нижневартовский район одним из первых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стал рассматривать гонки на обласах как национальный вид спорта: так передаётся опыт людей старшего поколения. Наши спортсмены неоднократно становились победителями и призёрами соревнований различных уровней.

Источник: novpriob.ru

Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси

Исследовательский проект «Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси» является одним из примеров расширения нашего кругозора о традиционных занятиях коренного населения, о способах изготовления необходимых принадлежностей, способах и приемах рыбной ловли.

Проект опирается на нормативные документы:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
  2. «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область — технология);
  3. «Концепция художественного образования в Российской Федерации»;
  4. Письмо Министерство Культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 191-01- 39/06-ГИ,
  5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.

Проблема: в настоящее время мы мало знаем приемов и орудий лова рыбы коренным населением округа.

Читайте также:  С лодки подтягивают канат поданный на баркас расстояние

Проект способствует развитию интереса и уважения к истории родного края, участию в сохранении народных ремесел, обычаев и традиций.

Уникальная рыболовецкая культура бассейна реки Обь создала множество
способов промысла в зависимости от времени года, акватории, повадок и хода рыбы.

В семьях хантов и манси практически все необходимые принадлежности для рыбной ловли делали и делают самостоятельно. Изготовление всевозможных орудий для рыболовства не требовали специальных знаний и особой квалификации и были доступны всем. До сегодняшнего дня изготовление многих орудий и приспособлений для ловли рыбы у коренных народов существуют только как домашнее производство.

Многие орудия и принадлежности для рыбной ловли изготавливали из дерева: лодки-долбленки, весла, запоры, которые и в наше время сохраняют свою производственную актуальность и являются востребованными как в среде коренного населения, так и пришлого. Еще в середине XX в. изготовление этих предметов входило в число обязательных для каждого мужчины занятий. К сожалению, сейчас круг умельцев, владеющих традиционной технологией, сильно сократился.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее»

Промыслы и ремесленные технологии

Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси

Автор работы: Рейзер Полина Юрьевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина» 6А класс

Руководитель: Маннапова Мария Владимировна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина»

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательский проект «Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси» является одним из примеров расширения нашего кругозора о традиционных занятиях коренного населения, о способах изготовления необходимых принадлежностей, способах и приемах рыбной ловли.

Проект опирается на нормативные документы:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
  2. «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область — технология);
  3. «Концепция художественного образования в Российской Федерации»;
  4. Письмо Министерство Культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 191-01- 39/06-ГИ,
  5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.

Проблема: в настоящее время мы мало знаем приемов и орудий лова рыбы коренным населением округа.

Проект способствует развитию интереса и уважения к истории родного края, участию в сохранении народных ремесел, обычаев и традиций.

Уникальная рыболовецкая культура бассейна реки Обь создала множество
способов промысла в зависимости от времени года, акватории, повадок и хода рыбы.

В семьях хантов и манси практически все необходимые принадлежности для рыбной ловли делали и делают самостоятельно. Изготовление всевозможных орудий для рыболовства не требовали специальных знаний и особой квалификации и были доступны всем. До сегодняшнего дня изготовление многих орудий и приспособлений для ловли рыбы у коренных народов существуют только как домашнее производство.

Многие орудия и принадлежности для рыбной ловли изготавливали из дерева: лодки-долбленки, весла, запоры, которые и в наше время сохраняют свою производственную актуальность и являются востребованными как в среде коренного населения, так и пришлого. Еще в середине XX в. изготовление этих предметов входило в число обязательных для каждого мужчины занятий. К сожалению, сейчас круг умельцев, владеющих традиционной технологией, сильно сократился.

Структурно работа состоит их двух основных частей – теоретической и практической.

Практической значимостью проекта является изготовление транспортного средства – лодки (облас) и орудий для рыболовства, таких как запор, морда, черпаки и пешня, для школьного музея.

— исследование особенностей традиционных промыслов народов Югры, их орудия и способы лова рыбы и применение на практике изготовленного простейшего орудия лова

  1. Изучить орудия лова рыбы коренного населения округа.
  2. Изучить основные способы ловли рыбы коренным населением.
  3. Изготовить простейшие орудия рыболовства коренного населения для школьного музея и применения на практике.

Для достижения цели и выполнения задач я использовала в своей работе следующие методы :

— диагностический — проведение анкетирования, беседы;

— поисковый и описательный, предполагающий анализ собранного материала;

-аналитический, предполагающий систематизацию отобранных данных;

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Основные виды хозяйственной деятельности народов ханты и манси. Рыболовство

Жизнь коренных народов ханты и манси с самого рождения и всю жизнь связана с рекой, поэтому у коренных народов, обитавших по берегам Оби, Ваха, Югана, Агана и других рек, основным занятием было рыболовство.

Ханты и манси с низовьев рек из своих селений выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Весь период лова они с семьями жили в летних жилищах, добывая рыбу и заготовляя ее впрок. После окончания рыбного промысла, перед самым ледоставом, ханты и манси возвращались на свое зимнее местожительство.

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей их хозяйства.

Способы ловли рыбы и орудия весьма разнообразны и определялись от времени года и места лова. Все орудия лова можно подразделить на «пассивные», когда рыба сама заходит в поставленные ловушки, и «активные», когда ее ловил человек.

Одним из древних приемов «пассивной» ловли является запор ( вар ) — заграждение из кольев или прутьев. Отсюда возник термин «запорное рыболовство». Для сооружения запора выбирали место, чтобы огороженная часть русла служила не только местом скопления, но и нагульно – кормовой средой для рыб; чтобы там были и отмели, и омуты для выживания всех видов рыб.

Читайте также:  Как подключить массу в лодке

Устройство запора зависело и от того, где он ставился — на озере или на берегу большой реки, от того, какая в данный момент шла рыба, и т. д. Исследователями отмечается невероятное разнообразие видов запоров — около 90, а способов лова, с применением запорных сооружений, у ханты и манси отмечено более 200 ( 1 ).

Поставленный запор долго обеспечивает рыбой: зимой, летом, весной и осенью. Попавшая туда рыба находится в воде, и нужно лишь эпизодически ее вычерпывать — свежую, живую. Для этого применялись специальные черпаки, сплетенные из кедрового корня или черемуховых прутьев. В некоторых местах запор являлся основой жизнеобеспечения, и это нашло отражение в названиях месяцев на которые распадается хантыйский год: «большие запоры» — алла – вар – ики – июль – август (2).

Лов рыбы сетями – это один из «активных» способов. Из сетевых снастей были распространены различные мешкообразные плетеные сети — колыдан — примитивный трал или драга, сырп — вид бредня и сежа. Сети плели из конопляных веревок, в старину из крапивы (3) , окрашивая их настоем черемухи, отчего они принимали коричневый цвет и были мало заметны в воде.

В настоящее время материал (нити и веревки) для изготовления сетей закупают. А грузила многие изготавливают до сих пор из местного материала самостоятельно. С этой целью используют камни, а поплавки делают из коры тополя. Кроме сетей применяли уды с железными и костяными крючками и остроги.

Часто в конце зимы в период «загара» (явление обескислороживания воды) водоемов, рыба скапливается у ключей, устья которых заваливают снегом и затаптывают, а неподвижную рыбу вычерпывают саком (черпак), который также делают самостоятельно. Широко практиковался подлёдный лов рыбы.

Летом рыбаки передвигались на долбленых лодках – обласах (4), управляемых только одним веслом. Обласок — традиционное средство передвижения народов ханты.

Когда лодка готова, берутся за изготовление весла. Для него подходит только ель, и далеко не каждая, а кремлевая, т.е. заплывшая с южной стороны смолой.

Обласок был с рыбаками всю жизнь. Раньше лодку – долбленку использовали даже в качестве гроба.

1.3 Обряды, связанные с рыболовством

Обряд защита от воды . Вся жизнь коренных народов ханты и манси связана с рекой. Мальчиков с раннего детства приучали к рыболовству. Уже в семь лет мальчику, в первое весеннее половодье, мать смачивает на берегу реки макушку водой. Обряд совершен — и теперь вода не должна накрыть с головой малыша — подростка — мужчину — старца (5).

Обряд на привлечение удачи . Для успеха в промысле из дерева и бересты изготавливали фигурки рыб и брали их с собой на рыбалку. А еще раньше был обычай бросать в реку во время ледохода деревянные фигурки рыб, что тоже должно было принести удачу (6).

Особый обряд – установка большого запора . Особыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать Петров день (12 июля — Петр-рыболов), а позднее — День рыбака. В завершение летнего года — Ильин день (2 августа) — устраивалось жертвоприношение семейным духам и Ильта-мувен ики (Хынь ики) — «Нижней Земли старику» (7).

1.4. Значение рыбы в пищевом рационе коренных народов ханты и манси

И русские, и зарубежные путешественники, побывавшие на Оби, заслуженно
именовали хантов и манси «рыбоядцами». Один из них дотошно подсчитал, что во
время летнего хода рыбы «всякий порядочный остяк может съедать в день не меньше
полпуда, или 8 кг, рыбы только в сыром виде, без костей и головы».

Сырая или мороженная, отварная или зажаренная рыба —
это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона.

Из мелкой сушеной рыбы готовили рыбную муку – порсу, которую было удобно хранить и при перекочевках она заменяла хлеб. Большое количество жареной у костра рыбы заготавливали впрок, ее посаливали и кормили оленей.

Особо выделялись у коренного населения два блюда – рыбий жир и так называемая варка. Для приготовления варки «пустые кишки, пузыри, печень и икру вытапливали свежими на медленном огне, пока смесь не потемнеет и не станет гуще жира» (8).Ели варку с вареной рыбой, свежими ягодами, хлебом.

Рыбий жир добавляли в тесто, на нем жарили лепешки, макали хлеб, ели ложками и запивали чаем.

Из мороженой рыбы делали строганину.

От коренных народов были восприняты знания о рыболовных местах и особенностях местных пород рыб, а также некоторые способы обработки и хранения улова.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...