Служебные части речи – это предлог ,союз ,частица .В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков ,ни действий ,ни количество и не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи в предложениях употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.
В предложении Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел (П.) придаточная часть обозначает степень проявления признака. В предложении Он наловил столько рыбы, что трудно было перечесть придаточная указывает на меру действия, обозначенного в главной части предложения.
Придаточные образа действия, меры и степени присоединяются к главной посредством союзов что (в соотношении с так, до того, настолько, сколько, таким образом, до такой степени), чтобы (в соотношении с так, таким образом), словно, точно (в соотношении с так, таким образом), а также союзного слова как (в соотношении с так).
Главное о «Титанике» 110 лет спустя: история лайнера
Придаточные с союзом что осложняются следственным оттенком значения: Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости. (М. Г.); Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арс.); Грей так задумался, что позабыл о хозяине (Грин).
Придаточные с союзом чтобы (при сослагательном наклонении) имеют дополнительный целевой оттенок значения: Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней св. Георгия (Купр.).
Придаточные с союзами словно, точно приобретают сравнительный оттенок значения: Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Г.).
Тот же оттенок значения заключается и в предложениях с соотношением так. как: Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне (Троян.). Усиливается сравнительный оттенок, приобретающий характер уподобления, частицами, помещенными при наречии так: До сих пор думалось так же легко, как ехалось до узловой станции (Никул.).
Сложноподчиненные предложения с придаточной степени обычно имеют соотношение «такой+ существительное», «такой+прилагательное», «такой+наречие» (в главной части) и союзы что, будто, словно, как будто (в придаточной). Общее значение степени качества в таких случаях осложняется дополнительными оттенками: следственным — Иногда я чувствую в душе такое мстительное чувство, что даже боюсь за себя (Фад.); Пантелеев всю дорогу молчал с таким видом, что ни у кого не возникало желания с ним заговорить (Сим.); На дворе за окнами стало тихо, — так тихо, что где-то в двух шагах, в темноте, соловей вдруг залился громкой, беззаботной трелью (Купр.); сравнительным — День казался таким высоким, будто небо распахнулось до самой глубины (Пауст.).
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью меры и степени могут быть местоименно-соотносительными в том случае, если придаточная присоединяется к главной части союзными словами насколько, сколько, поскольку (в соотношении с настолько, столько, постольку). Например: Она выработала себе схему практики, а теории лишь постольку интересовали ее, поскольку могли сгладить перед братом ее сухое, скептическое отношение к жизни и людям (М. Г.); Он потратил столько времени, сколько нужно было, чтобы хорошо подготовить задание.
Роман Куликов. Ежи Тумановский. Штык. Часть 2. Аудиокнига
1)Сложнопочиненные предложении с придаточной степени обычно имеют соотношение?
2)Что такое сложнопочиненные предложения с придаточными образа действий
3)На какие вопросы отвечают?
Упражнение. Спишите сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия,вставляя вместо точек подходящие по смыслу союзы.
- ….счастьем дышишь,его не замечаешь.2.Прошло четыре недели …, …Пьер был в плену.3. … он не увидел Наташу,лицо его просияло.4. …. Не стихли шаги,ни гость,ни хозяйка не сказали друг другу ни слова.5.Миша разглядывал Шурика, … чья-то рука опустилась на его плечо.6.Это письмо было привезено в дом Пьера, … он находился на Бородинском поле.7.Все же это был настоящий лес ,и Музрук в первый раз …, … покинул сторожку Андреевича ,почувствовал себя хорошо.
Упражнение .Заменяя выделенные части простых предложений придаточными времени ,составьте сложноподчиненные предложения.
1. Укажите неверное утверждение.
А. Части СПП связаны подчинительной связью.
Б. При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.
В. Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, может разрывать главное.
Г. В СПП выделяются главное и придаточное предложение.
2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).
А. Все березы на дожде как бы радостно плачут.
Б. Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.
В. Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки.
Г. Часы только что глухо пробили один раз.
3. Укажите СПП, в которых союзное слово связывает придаточное предложение с главным.
А. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
Б. Мы знали, что трудно выполнить эту работу.
В. Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.
Г. Посмотри, какая мгла в глубине долин легла.
Д. Вспомни, что не все еще спето.
4. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А. Собаки услышав, что кто-то идет, с лаем бросились нам навстречу.
Б. В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.
В. Я приду и, если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.
Г. Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.
Д. Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.
5 Найдите СПП с несколькими придаточными.
А. Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Б. И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной вечно в долгу.
В. В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.
Г. О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.
6. Укажите СПП с однородным подчинением.
А. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.
Б. Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.
В. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
Г. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
7.Укажите предложение, соответствующее схеме:
А. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула, думая, что он сорвется.
Б.Но судьба послала мне человека, который случайно открыл мне, что ты воспитываешься у Палицына, что он богат, доволен, счастлив.
В.Сережа догадывался, что его пытаются разглядеть через окно, и нарочно встал так близко к двери, чтобы его нельзя было увидеть.
Г. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.
8. Укажите правильный ответ.
А.Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.
Б.Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.
В.Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.
Г. Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.
9. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
Ко..ентатор м мм м мм
Гости..ая нн н н нн
Пе..имист сс сс с сс
10. Укажите сложноподчиненное предложения с придаточными места предложение.
А. Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
Б. Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.
В. Все, что построено на земле, принадлежит тем, кто строил.
Г. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Источник: www.myunivercity.ru
Тест по теме» Сложноподчинённые предложения»
А. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
В. Выделяют три группы СПП по значению придаточных предложений.
Г. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
2. Укажите СПП , в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
А. Я сказал, что люблю осенний лес.
Б. Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
В. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
Г. Ночью прибой вздыхает ,будто бы сено косят.
3. Укажите СПП с придаточным определительным.
А. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
Б. Недаром говорится, что дело мастера боится.
В. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
Г. Когда на душе горе, то тяжело без людей.
4. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.
А. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
Б. Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.
В. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
Г. Молодость привлекает тем, что имеет будущее.
5. Укажите СПП с придаточным места.
А. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.
Б. Нет истины, где нет любви.
В. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Д. Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.
6. Укажите, в каких предложениях не нужна запятая перед союзом и.
А. Дядя поднял голову , и , словно только что проснулся, повел кругом глазами.
Б. Варя крепко заперла балконную дверь, так как холодало к рассвету, и всю остальную ночь не сомкнула глаз.
В. Едва рассвело, нас разбудили, и мы отправились в путь.
Г. Он понял, что разговор окончен, и уныло поплелся прочь
7. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А. Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.
Б. И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной вечно в долгу.
В. Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Г. О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому неизвестное.
8. Укажите СПП с однородным подчинением.
А. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.
Б. Я хочу , чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
В. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шущуне.
Г. Чем ближе подходил катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.
9. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А. Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
Б. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
В. Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.
Г. Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.
10. Укажите СПП с параллельным подчинением.
А. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
Б. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула, думая, что он сорвется.
В. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
Г. Он отгадал, кто был тот второй голос, о ком так нежно заботилась его сестра .
Ключ: 1 Г; 2 А, Г; 3 В ; 4 Г; 5 В; 6 А, В; 7 Б; 8 В; 9 А; 10 В.
Тест по теме «Сложноподчиненные предложения» 1
Г. Он понял, что разговор окончен, и уныло поплелся прочь 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
9 РУССКИЙ ЯЗЫК КСП. Конфликт. Сочинительные союзы, их типы
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 4.96 Mb.
V. Закрепление новой темы.
1.Выполнить задание 1.
Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает. Я полагаю, что все короли хотят, чтобы мы приняли турецкую веру. За нами долго следила японская джонка, чтобы посмотреть, куда мы направимся.
2.Выполнить задание 2. Спишите, постройте схему предложений.
1.Он чувствовал, что побледнел, когда перешел через порог гостиной.
2. Я открыл глаза тогда, когда услышал, что до берега недалеко.
3. Я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
3.Задание 3. Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, расставьте знаки препинания.
Она гонит от себя впечатления этой сцены потому что чувствует что готова расплакаться. Послы сказали что возьмут с условием если и он примет ответный подарок.
Второй уровень. Спишите, сделайте схему предложений.
Я забыл сказать, что губернатор ужасно обрадовался, когда объявили ему, что мы уходим.
Вы думали, что я буду слушать смиренно дерзости, потому что у меня нет денег, которые бы я мог бросить на стол.
Третий уровень. Вставьте нужное союзное слово (когда, куда), расставьте знаки препинания:
Только один раз он заплакал когда вспомнил как очаковцы прощались со Шмидтом перед казнью. Я понял что машина остановилась когда начало там мелькать белое пятно света от электрического фонарика.
4.Работа по карточке.
Спишите, выделив главные и придаточные предложения.
Хочу оговориться, что эта поездка не моя затея, поэтому я не считаю себя виновным в её неудаче. Егорушке показалось, что солнце было не на своём месте, так как вчера оно всходило сзади за его спиной. Будет белым помниться, как травы шелестят, когда несётся конница рабочих и крестьян.
Подведение итогов.
1. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.
Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры.
В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.
2. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне по-святим души прекрасные порывы!
Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что ко-мандир ранен в голову.
3. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.
В) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.
4. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.
Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.
В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.
5. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Гимназия, где я учился, располагалась напротив Евразийского национального университета.
Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости, и пошел искать машину.
В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.
Словесная оценка учителя
Я активно/не активно участвовал в процессе урока
Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще
Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз
9.2.4.1 определять типы текстов, характерные черты, языковые особенности текстов разных жанров, стилей и подстилей (научная статья);
— определяетоткрытую и скрытую информацию прочитанного текста, соотносит полученную информацию с личным опытом, определяет стиль текстов
— Как можно назвать картину?
— Что хотел выразить художник своей картиной?
— Определите скрытую информацию.
[Володя возвращался домой в том приподнятом настроении], (Каком?) (когда он знает), (Что?) (что победил в себе слабость).
[ ], ← (1 когда. ), ← (2 что. ).
При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.
[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).
Запятая ставится между союзами / союзными словами только в том случае, если после второго придаточного не стоит указательное слово то.
Если указательное слово то стоит, то запятая между союзами / союзными словами не ставится.
ср.: [Слепой знал], 1(что, 2(если он протянет руку в окно),__ с кустов посыплется роса). — [Слепой знал], 1(что 2(если он протянет руку в окно), то с кустов посыплется роса).
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т. д.
[Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже) (А. Чехов). Параллельное и однородное подчинение.
Женщина вспомнила, что она должна была выйти раньше, что хотела зайти в булочную.
Миша долго не мог найти то место, о котором говорил дедушка, когда они обсуждали будущую поездку.
Когда Петя вернулся домой, Маша заметила, что у него новая куртка.
Он любил осень, которая началась в этом году рано, любовался красивой березкой, которая уже надела пестрый наряд.
Лес ожил, (1) когда наступила весна, (2) которую ждали все, (3) кроме Александра, (4) который любил играть в снежки.
Все ученики знали, (1) что к нему не стоит приходить без домашних заданий, (2) которые он ценил даже больше контрольных работ, (3) с которыми всегда помогал.
Долгие каникулы тянулись, (1) как ленивая река, (2) которая неспешно движется к морю, (3) чья бескрайность её пугает настолько, (4) что при малейшей возможности она затекает в озёра, (5) которые попадаются по пути.
Мама знала, что дочь обязательно обратится к ней за помощью, когда приступит к выполнению домашнего задания.
Мама знала, что , когда дочь приступит к выполнению домашнего задания, обязательно обратится к ней за помощью.
Помню (1), как пошли мы с лесником в дубраву (2), где в зарослях возле воды держались олени и кабаны (3)
Я думал о том (1), что (2), если каждый день человек получает одни только радости (3), он их вовсе не получает (2).
Эдип знал, что_ если он не разгадает головоломки, то его ждет гибель…
Казалось, что_ если она однажды не выйдет на работу, то к обеду следует ожидать конец света.
Подъехав к месту сражения, я понял, что, если проявить упорство, победа будет за нами.
Воздух был необыкновенно светел, прозрачен и нежен, так что, когда Анна Акимовна поглядела в окно, ей прежде всего захотелось вздохнуть глубоко-глубоко.
Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, будто с неба слетают на город легкие белые цветы.
Я был слаб, чтобы работать, поэтому писал книги и пьесы…
Стратегия «Стикер»
Учебник, маркеры, флипчарт, стикеры
Рефлексия урока.
Учащийся выбирает и дополняет следующее предложение:
— Сегодня на уроке я научился…
— Сегодня на уроке я повторил…
— Сегодня на уроке я закрепил…
— Сегодня на уроке я оцениваю себя…
— Сегодня на уроке мне понравилось…
— Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по теме «Решение неравенств» …
— Кому, над чем следовало бы еще поработать…
— Насколько результативным был урок сегодня…
ФО. Самооценка учащихся.
Оценивают работу своих одноклассников.
Источник: topuch.com