Краткие описания плоскодонных беспалубных алюминиевых лодок типа «джонбот», широко распространенных за рубежом (особенно — в США), уже не раз встречались читателям сборника. В частности, рассказывалось о них в статьях «Что такое рыболовная лодка?» (№58), «Беспалубные мотолодки» (№62). Можно было увидеть «джонботы» на телеэкранах: так, в одном из выпусков «Клуба кинопутешествий» охотники на крокодилов в Австралии пользовались лодками этого типа, практически совершенно не знакомого нашим любителям.
Прорабатывая перспективные типы прогулочно-туристских мотолодок для освоения отечественной промышленностью, группа малотоннажного судостроения ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова поставила своей целью ознакомление с «джонботами» и проведение их всесторонних испытаний в наших условиях. Была построена фанерная натурная модель типичного малого (13-футового) варианта такой лодки, рассчитанного на применение подвесных моторов относительно небольшой мощности. Замена материала в данном случае не имела значения, так как не отразилась на скоростных и мореходных качествах лодки. Гофры, выштампованные на днище и бортах настоящих алюминиевых «джонботов», имитировались установкой накладных реек.
Сделали надувной джонбот.
Расскажем о своих впечатлениях от этой лодки и приведем эскизы для ее самостоятельной постройки.
Основные данные лодки
Информация об изображении
Лодка на плаву с двумя пассажирами
Длина наибольшая, м | 3,8 |
Ширина наибольшая по верху бортов, м | 1,32 |
Ширина по днищу, м | 0,90 |
Высота борта на миделе, м | 0,38 |
Вместимость, чел. | 3 |
Полезная грузоподъемность, кг | 220 |
Допускаемая мощность подвесного мотора, л. с. | 8 |
Предвидя, что при глиссировании даже на небольшом волнении днище плоскодонной лодки будет испытывать сильные удары, ширину ее по скуле приняли минимально допустимой по соображениям остойчивости — равной 900 мм. Это при сохранении обычной ширины на уровне «палубы» обусловило довольно большой развал бортов. Днище в плане сделано прямоугольным; килеватости нет даже в самом носу.
Несмотря на все опасения, первые же выходы на воду подтвердили высокие эксплуатационные качества лодки. Благодаря относительно узкому днищу и малой осадке она легко идет на веслах. Расположение гребца на банке, смещенной несколько в нос от миделя, способствовало заметному уменьшению осадки транцем и, как следствие, снижению затрат энергии гребца на вовлечение в движение больших масс воды.
Информация об изображении
Джонбот AIR — проверка волной.
Общий вид «джонбота» с фанерной обшивкой
Обводы этой легкой трехместной лодки оптимальны для использования ее с подвесными моторами в диапазоне мощностей от 2 до 8 л. с. Под «Ветерком-8» лодка с одним водителем легко вышла на глиссирование и достигла скорости 35 км/ч. Отметим, что вес корпуса нашего «джонбота», обшитого 3-миллиметровой авиационной фанерой, составил всего 55 кг.
При выходе на глиссирование из-за расположения водителя в корме, у транца, лодка в первый момент высоко поднимает нос, но затем ее дифферент быстро уменьшается до нормального. При этом, несмотря на кормовую центровку, она сохраняет продольную устойчивость движения, не проявляя склонности к «дельфинированию».
С двумя человеками на борту скорость на испытаниях составила 21 и 25 км/ч соответственно.
Управляемость лодки превзошла ожидания. Очевидно, благодаря фальшкилям, заменяющим гофры на днище, лодка обладает хорошей устойчивостью на курсе. Эти же фальшкили препятствуют дрейфу; лодка, в отличие от большинства плоскодонок, проскальзывающих при циркуляции, может выполнять крутые повороты, имея при этом безопасный внутренний крен.
Оказалось, что на волне высотой до 0,3 м наша «ДП-380» не уступает остроносым лодкам — сказывается значительно меньшая ширина ее днища. Однако с ростом крутизны и высоты волн, когда зона их ударов смещается к носовой части днища, перегрузки возрастают заметно резче, чем у остроносых килеватых лодок. Особенно резко усиливаются удары, если один из пассажиров сидит на носовой банке и своим весом «мешает» лодке отыгрываться на волне. При ветровой волне 0,7 м плавание на «ДП-380» становится совершенно некомфортабельным даже на малых скоростях.
Информация об изображении
Конструктивные чертежи корпуса
Несколько неожиданным было хорошее поведение нашей плоскодонки на встречно-боковом волнении. У килеватых лодок эти курсы оказываются самыми неприятными: если углы наклона поверхностей днища в носу и склона волны оказываются близкими, встреча с волной сопровождается сильным ударом, лодку с наветренной стороны накрывает туча брызг. У плоскодонной лодки угол между поверхностью днища и склоном волны оказывается заведомо большим, чем у килеватой, удар получается мягче; кроме того, основная часть брызг отражается не вверх по борту, а под корпус лодки.
В целом испытания показали, что «джонбот» малых размерений может с успехом эксплуатироваться на реках и небольших озерах при высоте волны до 0,3 м.
За время испытаний на практике выявился ряд специфических достоинств «джонбота». Лодку, снабженную ручками-скобками на кормовом и носовом транцах, очень удобно переносить и кантовать. В отличие от остроносой лодки, которая при подходе к берегу садится на грунт килем и легко валится на борт, плоскодонка, выкатываясь на песчаный берег, сохраняет устойчивое положение; не приходится сходить на берег через борт или прыгать с носа лодки, рискуя упасть от ее внезапного крена. При погрузке можно не опасаться неожиданного переваливания лодки с борта на борт от перемещения пассажиров или багажа. Благодаря небольшой высоте борта «джонбот» меньше «парусит» на ветру, чем обычные лодки; это качество оценят рыболовы и охотники.
Построив «джонбот» своими силами, строитель может убедиться и в простоте его конструкции, и в его эксплуатационных преимуществах перед привычными килеватыми остроносыми лодками. Для обшивки могут быть использованы фанера либо другой листовой материал, включая кровельное железо. Важно, чтобы вес корпуса не превышал 70 кг и лодка сохраняла способность глиссировать с 8-сильным «ветерком», т. е. оставалась экономичным вариантом быстроходной многоцелевой мотолодки.
Информация об изображении
«Джонбот» — идеальная лодка для рыбака
От шп. 2 и до кормового транца шпангоуты совершенно одинаковы; их можно собрать из сосновых реек сечением 20X50, дюралевых угольников или труб. Сборку корпуса удобнее выполнять в положении вверх килем, пользуясь, например, рекомендациями книги «15 проектов судов для любительской постройки», выпущенной изд-вом «Судостроение» в 1974 и 1976 гг. Возможно изготовление корпуса методом сшивания фанерных деталей по скуле проволочными скрепками с последующей оклейкой снаружи и изнутри лентами из стеклоткани на эпоксидном клее.
Чтобы фальшкиль, расположенный в ДП лодки, не мешал работе гребного вала, срежьте его на расстоянии около 1 м до транца.
Для обеспечения непотопляемости вклейте бруски из пенопласта под планширем вдоль всего борта; если это будет необходимо, закрепите дополнительные блоки пенопласта под банками.
Источник: www.barque.ru
Обзор алюминиевых Джонботов
При выборе лодки из алюминия каждый покупатель исходит из своих собственных целей, а также особенностей водоёма, по которому планирует сплавляться. Покупая Джонбот, потенциальный судовладелец обращает внимание на размеры, нулевую килеватость и грузоподъёмность, а также маневренность изделия. Минимальная осадка судна при максимальной грузоподъёмности обеспечивает безопасность пассажиров.
Сравнение лодок с плоским дном
Особенно востребованной среди судовладельцев считается плоскодонка Ульмага. Её отличием от других вариаций является то, что она может преодолевать заломы. Зигованные борта отличается высокой прочностью и устойчивостью к повреждениям. При изготовлении Джонботов применяется техника продольного ребрения дна уголком.
Это обеспечивает курсовую устойчивость судна и защищает днище от царапин и пробоин. Для запаса плывучести лодки оснащаются специальными герметичными блоками со съёмными люками.
Среди тех, кто предпочитает более вместительные катера, считаются очень востребованными судна длиной 9 метров с консолями. К таким судам относится скоростная «Ульмага», обладающий малой килеватостью и лыжей. Весьма интересна разборная модель Джонбот по типу «матрёшки», правда, стоимость рассчитана далеко не на средний бюджет.
Выбор комплектации
Комплектацию: мотор с определённой мощностью, аккумуляторы, сиденья, полурубка можно без проблем подобрать под собственные предпочтения. Вы можете настелить полы на дно лодки или присоединить к ней подвесной водомёт для большей скорости. При желании возможно добавить съёмную или стационарную консоль. Водомётный канал устанавливается под винт, поэтому судовладельцу нет нужды приобретать водомётную «улитку». Также есть возможность установить на плоскодонку водомётный двигатель.
Конечно, есть и некоторые недостатки. Например, в плохую погоду не хватает крыши от дождя и ветра, хотя многие устанавливают дуги с тентовыми полями. Чтобы лодку не заносило на поворотах, нельзя устанавливать слишком тяжёлый мотор. Джонбот предназначается для сплава по малым и средним рекам, где нет сильной волны.
Плоскодонка подходит для передвижения в верховьях рек по мелководью. Для этой цели на ней рыбаки часто устанавливают водомётный канал. Изделие в среднем вмещает 3-6 пассажира, это связывается с её размерами и грузоподъёмностью.
Источник: xn—-7sbbpd2aeg1aru.xn--p1ai
Инновационная надувная моторная лодка Джонбот AIR
Лодка «Джонбот AIR 350» сделана по уникальной технологии — из плоско-надувных панелей Airdeck (DWF, Dropstitch, Аэрдек, Эйрдек, Аирдек) — высокотехнологичного ПВХ-материала, представляющего из себя «сэндвич» из двух слоёв толстой (1100 г/м2) ПВХ-ткани и полиэфирных волокон, связывающих оба слоя. Данная технология позволяет создавать надувные изделия в форме плоских деталей, из которых, в свою очередь, собирается лодка. Материал Airdeck широко применяется при создании стремительно завоёвывающих популярность надувных гребных досок SUP-Board.
Традиционные рыболовные надувные лодки имеют баллоны в виде цилиндров, которые занимают большой паразитный объём: получается большая лодка с сильной парусностью, но с относительно небольшим объёмом кокпита. Лодка из Airdeck лишена этого недостатка.
«Джонбот AIR» сделан по схеме «джонбот» — это классический тип плоскодонной моторной лодки для мелководных водоёмов, где требуется минимальная осадка и максимальная проходимость через растительность и отмели. Может использоваться как с традиционными подвесными моторами мощностью до 10 л.с., так и с моторами повышенной проходимости («болотоходами») различных типов. Плоскодонки типа «джонбот» имеют слегка пониженную мореходность в условиях сильных волн, но зато прекрасно себя показывают в сложных, сильно заросших, водоёмах, изобилующих подводной и надводной растительностью и отмелями.
Абсолютно ровное и гладкое днище обеспечивает быстрый выход на глиссирование даже под моторами небольшой мощности.
Рост популярности подобных судов отмечается с каждым годом. Основная причина — «рыболовный прессинг»: в местах, доступных для обычных лодок, рыбные запасы чаще всего истощены или активно истощаются. И чем доступ к месту ловли сложнее, тем больше шанс поймать достойный трофей. Лодки с минимальной осадкой типа «джонбот», снабжённые моторами для мелководья (так называемыми «болотоходами»), помогают добраться до ещё не освоенных рыбных запасов.
Лодка «Джонбот AIR», собранная из панелей Airdeck, обладает рядом преимуществ перед традиционными надувными лодками из обычной ПВХ-ткани:
- Минимальный «паразитный» объём, занимаемый надувными элементами.
- Максимальная длина и ширина кокпита относительно размеров лодки.
- Жёсткость конструкции высокого давления
- Дизайн — внешний вид похож на дорогие лодки из стеклопластика.
- Минимальная осадка — можно пройти любую мель.
- Плоская и гладкая поверхность скольжения — очень лёгкий выход на глиссирование и высокая скорость.
- Высокая статическая остойчивость — удобно рыбачить стоя, лодка не кренится.
- Эффективная система самоосушения кокпита — любое количество попавшей в кокпит воды будет немедленно отведено за борт.
Если лодка будет применяться именно для мелководных водоёмов, настоятельно рекомендуется установить защиту днища из высокопрочной ТПУ-плёнки, которая сделает днище нечувствительным к широкому спектру подводных препятствий.
Рабочее давление в лодке — 0.8 атм. Для достижения этого давления рекомендуется использовать ручные насосы для SUP или широкий спектр электрических лодочных насосов, рассчитанных на это давление.
Источник: timetrial.ru