О простых плоскодонных и тупоносых лодках типа «джонбот», получивших широкое распространение на реках Северной Америки, в «КиЯ» рассказывалось уже не раз. Наша промышленность делала попытки выпустить подобные лодки из алюминиевых сплавов, отличающиеся простотой конструкции и относительной дешевизной, в торговую сеть. Но, к сожалению, непривычный для нашего потребителя внешний вид «Тайменя» или «Казанки — 6», а, может быть, и недостаточно умелая и энергичная реклама не способствовали росту популярности лодок типа «джонбот» — очень удобных и неприхотливых в эксплуатации, особенно в сельской местности в наших условиях.
В то же время многие судостроители-любители проявили интерес к лодкам этого типа и попытались повторить их характерные черты в собственных конструкциях рыболовных и хозяйственных судов, лодок для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.
Основные данные лодки типа «джонбот»
Длина наибольшая, м | 3,20 |
Длина по килю, м | 3,00 |
Ширина наибольшая, м | 1,32 |
Ширина по днищу, м | 0,95 |
Высота борта минимальная, м | 0,38 |
Масса корпуса, кг | 48 |
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с. | 2—8 |
Максимальная пассажировместимость, чел. | 3 |
В редакцию поступают письма читателей «КиЯ», содержащие просьбу опубликовать чертежи «джонбота» для самостоятельной постройки, по возможности из доступных материалов и упрощенной конструкции, не требующей от строителей высокой квалификации. Выполняя эти просьбы, публикуем чертежи небольшого «джонбота», который по своим габаритным и весовым характеристикам может использоваться в качестве автомобильной картоп лодки.
лодка из фанеры, быстро и просто homemade boat made of plywood
Эту лодку можно рекомендовать для эксплуатации на малых реках и озерах, на акваториях, защищенных от ветра и волны. Она пригодна для гребли или плавания с маломощным мотором — лучше всего с двухсильным «Салютом» или с кое у кого сохранившимися «Стрелой» либо «Прибоем».
Если доступен только «Ветерок-8», лучше поставить дросселирующую шайбу с проходным отверстием диаметром 11 мм между карбюратором и картером. В этом случае мощность двигателя снизится до 5 л. с., что вполне достаточно для глиссирования с нагрузкой 1—2 человека, а главное — безопасно.
Как и у настоящего «джонбота», на нашей лодке — плоское днище и наклонные, с большим развалом наружу, борта. Сравнительно узкое днище является преимуществом при гребле на веслах или глиссировании под подвесным мотором, а развал бортов препятствует опрокидыванию при крене и отражает вниз брызги.
Два киля, снабженные невысокими плавниками близ транца, помогают удерживать лодку на курсе при гребле, защищают днище от трения о песок и гальку при вытаскивании на берег и вместе с поперечными планками, наклеенными на днище изнутри, обеспечивают необходимую прочность.
Широкая носовая оконечность, поднимающаяся над ватерлинией, помогает лодке преодолевать крутую волну, например, от проходящих мимо катеров.
Лодка плоскодонка своими руками? Легко !!! Jon boat DIY
Конструкция корпуса достаточно проста. Она рассчитана на применение в качестве наружной обшивки листового материала — строительной фанеры марки ФСФ или ФК толщиной 5—6 мм, пятислойной (авиационной) фанеры БС-1. БП-1 или БПС-1, оргалита, водостойкого картона или стеклотекстолита толщиной 2,5 — 3 мм. Это позволяет обойтись минимальным числом элементов поперечного набора, а сборку корпуса осуществлять без стапеля — методом предварительной сшивки заранее выкроенных листов обшивки и транцев металлическими скрепками с последующей оклейкой лентами стеклоткани на эпоксидном связующем. Более или менее подробно этот метод описан в «КиЯ» №144 для лодки «Хариус», в №83 для мотолодки «Сом» и в 3 издании книги «15 проектов судов для любительской постройки».
Заготовив необходимые материалы согласно приводимой спецификации и чертежам, соединяют заготовки листов наружной обшивки бортов и днища до нужной длины. Фанеру лучше всего стыковать «на ус» с длиной заусовки, равной 10—12 толщинам листа; картон и оргалит можно состыковывать на накладке, имеющей такую же ширину; стыки листов из стеклотекстолита оклеивают изнутри в 4—5 слоев полосами стеклоткани на эпоксидном связующем и снаружи 1—2 слоями таких же полос. Листы из фанеры, а также другие деревянные детали склеивают тем же эпоксидным клеем, клеем ПВА либо других марок, на торговой упаковке которых содержатся сведения об их достаточной водостойкости.
По размерам, указанным на чертежах, размечают контуры листов обшивки и положение на них линий примыкания кромок шпангоута Б и полупереборок А и В. По кромкам всех деталей из фанеры необходимо оставить припуск в 2—3 мм для окончательной строжки. На деталях 2, 13, 16 и 27 размечают положение диаметральной плоскости (ДП), которая при сборке корпуса должна совпасть с линией ДП на листе днища. Следует учесть, что всю разметку положения шпангоутов необходимо сделать на внутренней стороне листов обшивки.
Примером такой лодки может служить этот проект пенопластового «джонбота»
Перед началом постройки лодки предъявим к ней некоторые требования.
Итак, вам нужна двухместная лодка для плавания по рекам и озерам при высоте волны не более 0,5 м. Чтобы при близости водоема лодку малых размерений не трудно было доставить к воде на ручной тележке, а к удаленной акватории — на крыше или прицепе легкового автомобиля.
Такие лодки имеют длину от 2 до 3 м, ширину (наибольшую) от 1 до 1,5 м при высоте борта не менее 0,35 м. На любую из них возможна установка подвесного мотора малой мощности.
Самым сложным для малых лодок является вопрос обеспечения остойчивости. На рыбалке и охоте возникает необходимость подниматься на ноги во весь рост без боязни опрокинуть суденышко. Далеко не каждые обводы подводной части при малых размерениях корпуса могут это обеспечить.
За рубежом широкое распространение получила лодка «джонбот». Благодаря прямоугольному в плане очертанию днища эти лодки очень остойчивы и обладают большой грузоподъемностью. Развал бортов наружу обеспечивает остойчивость даже при больших кренах. Важен подъем линии днища в носу. Он улучшает поворотливость, облегчает подход к отмели, вытаскивание на берег судна и (совместно с относительно узким днищем), снижает сопротивление движению на веслах и под мотором. (О проекте и постройке «джонбота» из традиционных материалов можно посмотреть на этой странице: Постройка мотолодки «Джонбот»).
Благодаря простоте обводов эта лодка также проста в изготовлении. От первого шпангоута до транца сечения ее корпуса совершенно одинаковые. Она может быть изготовлена по любой технологии, но наименьшего труда потребует склейка лодки целиком из пенопласта. Пенопласт в виде плит повсеместно имеется в продаже в магазинах стройматериалов. Нам необходимы плиты толщиной около 40 мм.
При работе с пенопластом помните, что он отлично режется ножом и раскаленной нихромовой проволокой, пилится ножовкой. Его можно клеить между собой, с деревом, с хлопчатобумажными и стеклотканями эпоксидными клеями, клеем ВИАМ Б-3, БФ-2 и ПВА. Детали, склеенные клеем ПВА, требуют защиты от влаги, что легко осуществляется оклейкой поверхности конструкции стеклотканью на эпоксидной смоле. Однако не пытайтесь пенопласт изгибать.
Постройка корпуса лодки начинается с выкройки пенопластовых заготовок по размерам, указанным на чертеже. Если имеющиеся плиты не позволяют изготовить деталь требуемой длины, то ее получают из двух частей склейкой «на ус», подкрепляя соединение деревянными нагелями. Важно следить за тем, чтобы эти склейки в отдельных заготовках были разнесены по длине и при сборке корпуса не совпадали. Стапелем для раскроя и сборки может служить ровная площадка 3×2 м. Если таковой не имеется, то используйте три широких доски, скрепленных между собой и уложенных на ровном основании.
Борта и днище лодки изготавливают в отдельности склейкой с нагелями как по пласти, так и в торцовых стыках.
Шпангоут «джонбота» (указанные размеры соответствуют толщине пенопласта 40 мм).
Заготовки и детали для склеивания должны быть соответствующим образом подготовлены. Склеиваемые поверхности необходимо тщательно подогнать, прострогать и очистить от загрязнения, стружек, опилок. Чем тоньше будет слой клея, тем прочнее соединение. Толщина клеевой пленки не должна превышать 0,3-0,5 мм.
Клей на эпоксидной основе готовят смешиванием компонентов в пропорции, указанной в инструкции. Перемешивание надо производить в течение 5-7 мин. Если клей слишком вязок, в него можно ввести немного растворителя — толуола, ацетона или спирта. Растворитель не должен активно воздействовать на склеиваемый материал. Не готовьте за один раз клея больше, чем необходимо.
Он загустеет и будет непригоден к употреблению.
При хорошей подгонке склеиваемых деталей из пенопласта возможно применение поливинилацетатного клея ПВА. Его наносят на обе склеиваемые поверхности тонким слоем и дают выдержку в течение 5 мин. Затем детали соединяют вместе и еще через 10 мин выдержки сдавливают между собой.
В нашем случае можно прижать пластины струбцинами через деревянные накладки или загрузить их мешками с сухим песком. При склейке полезно подстелить под детали полиэтиленовую пленку, кальку или просто газету. Подтеки клея надо удалять немедленно. После схватывания удалить их бывает трудно, поскольку клей очень прочен.
Простейшая мотолодка
Длина общая | 3.2 м | |
Ширина | 1.32 м | |
Высота борта | 0.38 м | |
Вместимость | 3 | |
Вес | 48 кг | |
Мощность двигателя | 2-8 | |
Конструкция корпуса | Фанера (сшей и склей) | |
Галерея | 6 фото | |
сравнить |
Описание:
Опубликовано в КиЯ №147 (5) 1990
О простых плоскодонных и тупоносых лодках типа «джонбот», получивших широкое распространение на реках Северной Америки, в «КиЯ» рассказывалось уже не раз. Наша промышленность делала попытки выпустить подобные лодки из алюминиевых сплавов, отличающиеся простотой конструкции и относительной дешевизной, в торговую сеть. Но, к сожалению, непривычный для нашего потребителя внешний вид «Тайменя» или «Казанки — 6», а, может быть, и недостаточно умелая и энергичная реклама не способствовали росту популярности лодок типа «джонбот» — очень удобных и неприхотливых в эксплуатации, особенно в сельской местности в наших условиях.
В то же время многие судостроители-любители проявили интерес к лодкам этого типа и попытались повторить их характерные черты в собственных конструкциях рыболовных и хозяйственных судов, лодок для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.
Эту лодку можно рекомендовать для эксплуатации на малых реках и озерах, на акваториях, защищенных от ветра и волны. Она пригодна для гребли или плавания с маломощным мотором — лучше всего с двухсильным «Салютом» или с кое у кого сохранившимися «Стрелой» либо «Прибоем».
Если доступен только «Ветерок-8», лучше поставить дросселирующую шайбу с проходным отверстием диаметром 11 мм между карбюратором и картером. В этом случае мощность двигателя снизится до 5 л. с., что вполне достаточно для глиссирования с нагрузкой 1—2 человека, а главное — безопасно.
Как и у настоящего «джонбота», на нашей лодке — плоское днище и наклонные, с большим развалом наружу, борта. Сравнительно узкое днище является преимуществом при гребле на веслах или глиссировании под подвесным мотором, а развал бортов препятствует опрокидыванию при крене и отражает вниз брызги.
Два киля, снабженные невысокими плавниками близ транца, помогают удерживать лодку на курсе при гребле, защищают днище от трения о песок и гальку при вытаскивании на берег и вместе с поперечными планками, наклеенными на днище изнутри, обеспечивают необходимую прочность.
Широкая носовая оконечность, поднимающаяся над ватерлинией, помогает лодке преодолевать крутую волну, например, от проходящих мимо катеров.
Многие рыболовы- любители рыбачат на тихих водоемах. Самым простым и дешевым средством, с помощью которого можно добираться до рыбных мест – это джонбот из фанеры своими руками.
Изготовление джонбота своими руками – занятие не только простое, но и интересное. Подготовка рыболовных снастей и сооружение легкого плавательного средства – обязательные ритуалы, которые каждый рыбак проводит с особым трепетом и аккуратностью.
Важно!
Джонбот относится к глиссирующим плавательным средствам. Применение джонбота при большой волне на водоеме из-за плоского дна может приведет к неконтролируемой качке и к разрушению его корпуса.
Необходимые материалы и инструменты для изготовления джонбота
В процессе изготовления джонбота потребуются следующие материалы и оборудование:
- Влагостойкая фанера маркировки ФСФ или ФК толщиной 5мм.
- Легкая и толстая авиационная фанера.
- Эпоксидная смола.
- Стеклоткань.
- Медная проволока для скреп.
- Ручной инструмент (электролобзик, шлифмашинка).
Источник: modulion.ru
Лодка джекбот своими руками
1988 Bayliner Capri, model 1952 cuddy.
Engine: I/O OMC 130HP, Cobra Outdrive.
Red-Iska
2008 the home-made plywood 10.5ft Johnboat.
Engine: 2 stroke outboard Mercury 7.5HP.
Наконец-то! Прошло уже больше года с тех пор как я построил «Редиску» и только сейчас я собрался написать о том как всё это происходило. Раньше как-то времени не было, да и думал, что это не очень кому-то и нужно. Однако, статистика сайта говорит о том что сюда действительно часто заходят в поиска «чего-нибудь про Джонбот». Я так подозреваю, что имеется ввиду именно проект «Джонбот – простейшая мотолодка» из журнала «Катера и Яхты», №5(147)1990г.
Мой рассказ о строительстве не будет ни для кого открытием с технической точки зрения. Более того, про причине своей неопытности я наделал кучу ошибок, но кое чему на них и научился. Всё это будет полезно для тех кто сомневается, строить или не строить. Могу сказать, что если это смог сделать я (имея нулевой опытом работы с деревом, тканью, пластиком и т.п.) то это сможете сделать и вы.
Кроме того я попытаюсь вспомнить подробно какие глупости делал я, и упомянуть то о чём не сказано в статье журнала «Катера и Яхты». О том, что наверно считается очевидным и естественным для людей, которые хоть раз делали что-то сложнее чем деревянная швабра на уроках труда в школе.
Естественно по началу было большое желание замахнутся на проект мотолодки «Сом». Выглядела она на много солиднее Джонбота, ну и к тому же каютная. Что или кто меня остановил – даже не знаю. Скорее всего это был Ангел Хранитель. Построить «Сома» в одиночку с моими знаниями и умениями было бы совсем не реально.
Да, и ещё: почему я решил строить? В планах, конечно, было купить бОльшую лодку, но прежде я хотел убедится в том, что у меня хватит времени, желания, сил на её обслуживание, ремонт ну и эксплуатацию само собой. Ведь у многих здесь лодки «пылятся годами» потому что нет времени или желания сходить на рыбалку или на пляж с семьёй. И конечно, строительство лодки было с детства «розовой мечтой».
Хватит вступлений – перейдём к процессу!
Прежде всего инструменты. Их у меня скопилось немало. Иногда покупал инструменты на распродажах просто потому что иногда они ну уж очень дёшево продаются, хотя большинство из них я так ни разу и не использовал.
Увеличить картинку
Поскольку руки у меня наверно растут не совсем оттуда, а про глаза – так вообще лучше помолчать инструменты были очень полезны и помогли компенсировать некоторые недостатки а так же ускорили некоторые переделки. Особая благодарность выражается электролобзику а кроме него электрорубанку, и многочисленным шлифовальным аппаратам.
Началось (да и продолжалось) всё это как эксперимент. Практически до самой покраски я не был уверен в том, что доведу это дело до конца по этому делал всё не спеша и по кусочкам. Начал со шпангоута «Б». Купил сосновые рейки наиболее подходящие под размер (в Канаде ведь все размеры в «империальской» системе). Вычертил шпангоут на листе фанеры. Вырезал электролобзиком детали:
Увеличить картинку
Свинтил шурупами и склеил приложив к чертежу на фанере. Заодно попробовал смешать опилки с эпоксидной смолой (которой у меня совсем немного было) и залить смесью шляпки шурупов. Получилось общем неплохо.
Увеличить картинку
Сын всё это тщательно отшлифовал наждачной бумагой а я пока разметил и вырезал форшпигель, полупереборки. Очень хотелось сделать закругленные прорези в полупереборках. Получилось, но с этими «разворотами» немного припалил пилку лобзика.
Источник: petrogaz.com
Лодка джекбот своими руками
Деревянная одноместная лодка ДжекБот 180 купить в Оренбурге
Основным материалом корпуса лодки ДжекБот 180 является многослойная фанера повышенной влагостойкости (ФСФ) толщиной 6 мм. Привальный брус, банка, кницы, составляющие силовой набор, выполнены из сосны 1 сорта.
Защиту деревянным элементам обеспечивают современные пропитки, шпаклевки и краски на эпоксидной основе. Корпус полностью покрыт стеклопластиком на эпоксидной основе снаружи. Внутри корпус лодки пропитывается эпоксидной пропиткой и может быть окрашен эпоксидной эмалью.
Длина наибольшая, м: | 2,0 |
Ширина наибольшая, м: | 1,15 |
Высота борта в носу, м: | 0,45 |
Высота борта в корме, м: | 0,381 |
Высота борта на миделе, м: | 0,38 |
Килеватость корпуса на транце, град.: | 0 |
Килеватость корпуса на миделе, град.: | 0 |
Высота транца / рецесс, мм: | 381 |
Пассажировместимость (под парусом), чел.: | 1 |
Снаряжённая масса судна без мотора, кг: | 25 |
Грузоподъёмность, кг: | 225 |
Допустимая мощность ПЛМ, л.с.: | 2,5 |
Рекомендуемый дейдвуд ПЛМ, мм: | 381 |
Толщина борта, мм: | 6,7 |
Толщина днища, мм: | 7 |
Осадка порожнем (в полном грузу) / со швертом, м: | 0,1 (0,2) / — |
Длина габаритная, м: | 2,0 |
Ширина габаритная, м: | 1,15 |
Высота габаритная, м: | 0,5 |
Длина весла, мм: | 1300 |
Основные характеристики
Компания Аркада является официальным дилером многих торговых марок как отечественных так и иностранных.
Остальные российские производители
Страна производства:
Для лодочного мотора
Его нужно учитывать с весом топлива в баке. Вес ПЛМ не должен быть больше допустимой нагрузки на транец лодки. а с учетом скоростного передвижения по волне вес мотора должен быть значительно ниже с целью избежания порчи транца лодки.
Мощность, л.с.
Мощность лодочного мотора
Использовать мотор, мощность которого превышает рекомендованную производителем для данной лодки, опасно — судно может потерять управление и перевернуться. Моторы мощностью 2-4 л. с. для надувных лодок до 3 м. Моторы 5-8 л. с. способны выводить небольшие лодки в режим глиссирования.
Такие моторы для большинства маленьких и средних лодок весом 25-110 кг и длиной 2.5-4.5 м. Моторы 9-19 л. с. для лодок средних размеров (весом 50-300 кг и длиной 3-7 м), Моторы 20-35 л. с. для лодок длиной 4-6 м, развивают скорость до 45 км/ч и выходят на глиссер при значительной загрузке лодки (более трех человек). Моторы 40-85 л. с. для грузовых лодок длиной более 6 м и обеспечивают скорость более 55 км/ч при полной загрузке. Моторы 90-140 л. с. могут устанавливаться на все виды судов, включая катера и яхты длиной 5-7.5 м. Способны развивать скорость более 100 км/ч и могут использоваться на больших водоемах, включая открытое море. Моторы более 140 л. с. устанавливаются на морских яхтах и небольших круизных судах длиной 6.5-8.5 м. Обеспечивают максимальную скорость более 100 км/ч.
Глиссирование
Это движение лодки по поверхности водоёма за счёт силы напирающих потоков воды, когда площадь соприкосновения лодки и воды минимальна. Нагрузка на двигатель в режиме на глиссирование ниже. Мощность мотора достаточная для выхода на глиссирование может считаться безопасной, если соотношение длина/ширина корпуса составляет менее 3.5. На более узкие и длинные лодки ставятся моторы вдвое меньшие по мощности. Выход на глиссирование (мощность в л.с.) = масса экипажа + масса груза + масса лодки с двигателем / 30(плоскодонная лодка) или 25(обычная).
Источник: arkadamag.ru