Лодка долбленка когда появилась

Весной 1954 г., после спада воды на Дону, работники путевого хозяйства пароходства обнаружили около села Щучье выступающий из берегового обрыва конец почерневшего от времени деревянного челна. Археологи произвели раскопки, выяснилось, что челн общей длиной 7,55 м разрушен; хорошо сохранилась лишь кормовая его часть длиной чуть менее 2 м.

Любопытно, что пока ученые собирались в дорогу, чтобы изучать находку, местные жители чуть было не приспособили остатки древнего челна в качестве корыта. Оказалось, что подобный же челн, найденный в 1911 г. в 4 км выше по течению, был ими распилен.

Археологи предполагают, что найденному челну 4500—5000 лет. Судя по всему, он еще не был закончен постройкой: на днище осталась кора, носовая площадка недостаточно углублена. Выдолблен он из целого дубового ствола, имеющего возраст около 400—450 лет. Носовая оконечность несколько уже кормовой (комлевой части ствола). Высота борта — 0,76 м, ширина наибольшая — 0,72 м.

Реконструкция Ладожского челна

Фильм «Тагына пуш» («Лодка долблёнка»)

Информация об изображении
Реконструкция Ладожского челна

Корма привлекает особое внимание совершенно необычной формой: она закруглена, а главное — имеет сквозные овальные проемы (клюзы) от ровной площадки — «палубы» (длиной 0,71 м) к бортам; размеры отверстий в свету около 160X60 мм. Отверстия эти, очевидно, разделывались каким-то скребком вдоль волокон; при выходе скребка и получились столь широкие раструбы по длине челна.

Каково же назначение этих отверстий? Археологи считают их (они называют эти клюзы «ушами») приспособлением для крепления «буксирного каната» при перетаскивании через волоки или отмели. Могли быть они и ручками для переноски: поднять такой челн, весом примерно 1700 кг, было непросто: требовалось, очевидно, человек сорок! Другое мнение, что это — деталь «якорного устройства»: в наклонные отверстия мог проходить шест, который, будучи упертым в грунт, удерживал челн на месте. Наконец, не исключено, что эти шесты (по два в носу и корме) служили тормозами при спуске по быстрым рекам.

Перегородок, обеспечивающих поперечную жесткость корпуса, на этом челне нет; вместо банок в борта были врезаны концами сдвоенные «бимсы» — коротыши диаметром около 70 мм на расстоянии 200 мм один от другого. Вероятно, коротыши накрывались шкурами — получались удобные мягкие сиденья.

Находка двух челнов (в 1911 и 1954 гг.) на небольшом участке берега одной реки свидетельствует, что в свое время редкостью такие лодки не были. Однако дошедший до нас древний челн — это редчайшая удача для ученых. Известно, что за последние сто с небольшим лет в Европе найдено лишь немногим более 60 челнов, относящихся к каменному веку и сохранившихся в основном благодаря консервирующим свойствам древесины дуба.

На территории нашей страны хорошо изучено около десятка долбленых челнов. Интересующиеся этой первой страницей истории судостроения могут осмотреть их, посетив, например, Центр, военно-морской музей и Эрмитаж в Ленинграде, Исторический музей в Москве, Рижский музей крестьянского быта, Институт арх. АН УССР, Житомирский и Рязанский краеведческие музеи, кафедру исторической геологии ЛГУ. В таблице представлены основные сведения о некоторых из этих челнов.

Чатские татары и лодка-долблёнка | ЧЕЛОВЕК НА КАРТЕ

Обмер челна с клюзами, найденного в 1954 г. на Дону

Информация об изображении
Обмер челна с клюзами, найденного в 1954 г. на Дону

Первым по времени обнаружения идет челн, известный в литературе под названием Ладожского. В 1878 г. во время рытья обводного канала вдоль южного берега Ладожского озера, вблизи дер. Коровкино наткнулись на остаток — оконечность примитивного 3,6-метрового дубового челна. Подробности находки были описаны проф. А. А. Иностранцевым в книге, вышедшей в 1882 г. в Петербурге.

Возраст этой лодки ученые оценивают цифрой 5000 лет, но нельзя не отметить, что при использовании различных методов датировки колебания получаются очень большими: в данном случае от 2100 до 9300 лет. Это — типичный «одноместный» челн. Длина его определялась ростом человека: он должен был сидеть в удобном положении, упираясь ногами и спиной в «перегородки» (вставные на западных и цельные, оставляемые при выдалбливании, на северо-восточных европейских челнах). Однако в числе находок мы видим и 8-метровые лодки, грузоподъемность которых никак не менее 1,7 т. При прокладке тех же новоладожских каналов обнаруживались стволы дубов, имеющие очень большие размеры: не редкостью оказывался диаметр 1,6 м! Наконец, интересную информацию дает изучение петроглифов — рисунков первобытных людей на скалистых берегах Онежского озера и Белого моря. Около 500 карельских петроглифов содержат изображения различных лодок, причем на некоторых из них число нарисованных гребцов доходит до 20—24. Все это дает основание предположить, что крупные и высокобортные челны общественного пользования имели длину до 12—13 м и грузоподъемность до 2,5 т.

Известный русский путешественник XVIII в. С. Крашенинников, рассказывая о камчадалах, отмечал, что «они долбили ладьи с таким трудом и продолжением времени, что лодку три года надлежало им делать».

Самые древние из сохранившихся и изученных челнов выдолблены при помощи примитивных каменных и костяных орудий (рубил, долот и скребков), а более поздние — простейшими металлическими (медными) инструментами. Их также можно осмотреть в музеях. Так, в погребальных комплексах Приангарья акад.

А. П. Окладников открыл предназначенные для выдалбливания лодок долота-тесла из нефрита и кремнистого сланца. Как выяснилось, при одновременном вымачивании древесины, работа ими оказалась далеко не столь малоэффективной, как считалось ранее. В 1957 г. во время Ангарской археологической экспедиции был проделан такой любопытный эксперимент.

Группе студентов, не имевших никакого опыта по обработке дерева, вручили два тесла (медное и нефритовое) и всего за 10 дней они без особого напряжения превратили 4-метровое сосновое бревно в челн, поднимающий до пяти человек. Толщина «стенок» оказалась около 50 мм. Интересно отметить, что нефритовый инструмент даже не пришлось затачивать!

Читайте также:  Идеальная лодка под мотор 5 л с

Общий вид найденного в 1954 г. на Дону челна на месте раскопок

Информация об изображении
Общий вид найденного в 1954 г. на Дону челна на месте раскопок

Некоторые ученые полагают, что не исключено и использование метода выжигания внутренней части колоды, но это остается под вопросом: местное обугливание, обнаруживаемое внутри некоторых лодок, может быть следами огня, разведенного для приготовления пищи. Надо полагать, в разное время и в разных районах применяли при этом не только разные орудия, но и отличающуюся технологию.

Для изготовления долбленых челнов на Руси использовали дуб, сосну, осину, липу, тополь. Поваленный ствол выбранного дерева раскалывали надвое по заранее разработанной глубокой канавке с обоих боков ствола. Из половины ствола выдалбливался челн: обрабатывались торцы для образования «подрезов» с округлением бортов, вырубался средний отсек, а затем и крайние; остающиеся перемычки служили «переборками», разделяющими кокпит на отсеки.

В сочинениях историков XIX века приводятся уже два «усовершенствованных» способа изготовления долбленых лодок. Обработка ствола дерева (чаще всего осины) начиналась прямо на корню. В стволе делалась клиновидная вырубка до сердцевины на всю длину будущей лодки, в эту щель загонялись клинья; по мере расширения щели дополнительно к клиньям ставились распоры.

Раскливание велось три — пять лет в течение всего срока сокодвижения — с ранней весны до осени. По достижении нужной ширины будущей лодки дерево срубали, сохраняя внутри его клинья и распорки; снимали кору и, попеременно заливая полость водой и удаляя размягченную древесину, устанавливали окончательную форму лодки. Не вынимая распорок, лодку сушили и отделывали оконечности.

При втором способе в срубленном стволе сначала выдалбливали щель шириной 10—12 см и глубиной 3Д диаметра ствола, а затем выбирали внутри древесину с расчетом, чтобы наружная толщина от видимого борта в верхней части оставалась не менее 3—4 см. Внутрь наливали воду и через несколько дней начинали осторожно расширять внутреннюю полость распорками. Процесс продолжался 7—8 недель, причем все это время вода оставалась в полости; иногда ее подогревали, опуская нагретые на костре камни. Распаренная древесина легко поддавалась, лодка приобретала нужную форму.

Долбленые лодки можно встретить и сегодня, причем нередко — с подвесным мотором! Для этой цели чаще всего берут осину, тополь, липу; сосна используется очень редко. В разных местах такие долбленые лодки носят свои названия: «труба», «долбленка», «осиновка», «комяга», «ветка»,«оморочка»и др.

Изменилась и технология (об этом не раз и достаточно подробно рассказывалось в сборнике; см., например, статью А. М. Микляева и А. Т. Смирнова «Лодки-долбленки» в вып. 7, 1966 г.), На некоторых крупных, особенно рыбацких, лодках на долбленый ствол набивают дополнительно одни или даже два пояса бортовой обшивки.

Такие лодки могут иметь грузоподъемность до 1 т. На них устанавливают деревянные натесные, а иногда даже металлические шпангоуты. Срок эксплуатации современных долбленых лодок, в зависимости от условий ухода, колеблется от 8 до 12 лет, а в отдельных случаях доходит до 20 лет. Впрочем, и такие «набойные» лодки — традиция, идущая с древнейших времен. Еще греческий император Константин Багрянородный отмечал (935 г.), что «корабли русов были однодеревные: подводная их часть выдалбливалась из одного ствола, а потом уже бока набирались из досок».

Остается подчеркнуть, что весла появились значительно позже самого челна. Одно из древнейших в мире весел найдено на реке Вычегде в торфянике; ученые считают, что ему ни много ни мало, а 8000 лет!

Источник: www.barque.ru

В.А.Чудинов

lodka1.jpg

Лодка-долблёнка. О ней сообщает заметка [1]: «Хочу рассказать об удивительной находки рыбаков на самом обычной реке. В Волынской области в селе Староселье течет река Стырь именно там и нашли это чудо. В том году река достаточно сильно обмелела, так местные рыбаки подумали, что нашли огромное бревно.

Но позже стало очевидно, что это вовсе не бревно, а лодка и на вид очень древняя. На место находки прибыли работники местного музей и выяснили, что это лодка «Долблёнка». Лодка приблизительно 11-14 века и сделана из 100 летнего дуба, так же выяснили, что его еще и 100 лет вымачивали и все это ручная работа. Так же были в ней обнаружены инструменты со знаками князей Острожских.

Лодка имела огромные размеры, почти 12 метров в длину и весом в 4 тонны, ширина 75 см, а высота 95 см. В такую лодку вмешалось от 10 человек.

Хочу обратить внимание на точность археологического определения возраста артефакта: 11-12-13-14 века, то есть, 7 веков назад ±2 века. И на торчащем из воды ближнем борту лодки я читаю: 35 АРКОНЫ, а на дальнем в неглубокой воде — ХРАМ, а на воздухе — МАРЫ. Тем самым, перед нами находится ЛОДКА ИЗ ХРАМА МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

lodka2.jpg

Рис. 2. Лодка долблёнка на суше и моё чтение надписей

Продолжаю цитирование: «Но, достав её из воды, проблема была в том, что её нужно было обрабатывать антисептиком и весьма дорогим. Её обрабатывали, но не долго, так как у местных закончились деньги, а местный бюджет дал лишь один раз 1100 долларов.

На эту находку приехали ученые с Европы и, подсчитав, сказали, чтобы правильно законсервировать, необходима сумма 150 000 тысяч евро для покупки антисептиков. И сразу же предложили продать лодку за 100 000 тысяч евро. Работники музея отказались продавать лодку и поверили властям, что те помогут им сберечь лодку. И даже построят музей для одного экспоната».

Читайте также:  Все об лодках нептун

Предложение следовало продолжить после деепричастия личным местоимением с дополнением: «мы столкнулись с проблемой», иначе оно звучит неграмотно. Наречие «недолго» пишется слитно.

На рис. 2 я читаю датировку чуть левее бликующей поверхности борта: 32 ГОД ЯРА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 888 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. А дальше я читаю слова: 33-35 СТАН МАРЫ ВИМАН, что на современном русском языке означает: СТАН САМОЛЁТОВ ЛАДОГИ-ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

lodka3.jpg

Рис. 3. Вид лодки в полную длину

Но я видел по новостям, что антисептики закончились, и деньги никто не выделял. Это уже не первая лодка найдена в Украине, но, увы, участь неприятная у экспонатов. Эта лодка еще полностью не уничтожена, но состояние её желает лучшего. Так же есть сведения, что в том же месте есть еще одна лодка, но доставать её не хотят, так как знают, что и её не сберегут. Вот так власти и не берегут историю». — Да, действительно, печальное повествование.

На рис. 3 я читаю слова: 1 МЫС ВИМАНОВЫЙ ВОИНОВ МИМА МАРЫ ВОЙСКА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ОДИН МЫС ВОИНОВ ЖРЕЦА МАРЫ (РЮРИКА) ВОЙСКА ДЕСАНТА, ЗАНЯТЫЙ ВИМАНАМИ.

Так что данная долблёная лодка не только принадлежала IX веку, а не самому раннему из установленных археологами XI веку, но и оказалась входящей во флот ВВС и космических войск Рюрика, а не князьям Острожским.

Затем я перехожу к другому сюжету.

lodka4.jpg

Рис. 4. Аверс монеты и моё чтение надписей

Золотая монета. О ней сообщается в заметке [2]: «В Великобритании археолог-любитель при помощи металлодетектора обнаружил в поле редкую золотую монету конца III века, которую аукционный дом Dix Noonan Webb в Лондоне оценил в 70-100 тысяч фунтов стерлингов. Как сообщает The History Blog, редкая золотая монета будет выставлена на аукцион в Лондоне в июне.

Ее начальная цена составит от 70 до 100 тысяч фунтов (по действующему курсу — до 8,4 миллиона рублей). Монету на свежевспаханном поле возле города Дувра нашел 30-летний археолог-любитель. Вес артефакта составляет всего 4,31 грамма. Поначалу мужчина принял его за подделку. Однако затем монету по его просьбе изучил эксперт по нумизматике доктор Сэм Мурхед из Британского музея.

Он идентифицировал ее как подлинный Allectus aureus, датируемый 293-296 гг. н.э. Именно в этот период времени в Британии правил император Аллектус, узурпировавший власть. Он был преемником Каразиуса — командующего римским флотом в Британии, который в 287 году объявил себя соправителем императора Рима, но затем был убит. Войска Аллектуса были разбиты легионерами империи в 296 году, а сам он погиб в битве.

lodka5.jpg

Рис. 5. Реверс монеты и моё чтение надписей

На аверсе монеты изображен профиль Аллектуса, увенчанного лавровым венком, и нанесена надпись IMP C ALLECTVS PF AVG (командующий Аллектус, удачливый император). На реверсе изображен римский бог Солнца Sol Invictus. На его голове — сияющая корона, правая рука поднята вверх, а в левой, что примечательно, он держит некий шар. По обе стороны от него на коленях сидят два пленника.

Надпись на реверсе гласит ORIENS AVG (восхождение императора). На оборотной стороне также имеется знак Лондиниума — ML. Это всего вторая подобная монета, найденная в графстве Кент. Она находится в отличном состоянии. Всего же экспертам известно о 24 монетах периода правления Аллектуса». Действительно, археологу-любителю весьма повезло.

А что это за монета, можно будет ответить, прочитав надписи.

Сначала я читаю надписи на аверсе. На причёске я читаю слова: МИМ МАРСА, ХРАМ МАРЫ, МАСКА ЯРА, что означает: ЖРЕЦ МАРСА, ХРАМ МАРЫ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА. А на бороде я читаю слова: 30-35 АРКОНЫ, что означает: ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

А далее я читаю надписи на реверсе. На голове центрального персонажа я читаю слова: МИМ МАРСА, то есть, ЖРЕЦ МАРСА. На торсе этого персонажа я читаю слова: ВЕРНЫЯ ВОЙСКА ВИМАН РУСИ. В левой руке этот марсианский жрец сжимает державу, но изображающей не Землю, а МАРС.

Слева от центрального персонажа находится сидящий человек, на голове которого я читаю слова: МАРСА ВОИН. А на сидящем человеке справа я читаю более короткое слово: ВОИН. Так что в данном случае на ауреусе изображен жрец Марса на аверсе и жрец и два воина Марса на реверсе. Полагаю, что это — не только весьма редкая монета, но и крайне интересная с исторической точки зрения.

Перехожу к новому сюжету.

lodka6.jpg

Рис. 6. Палеолитическая роспись на Балканах и моё чтение надписей

lodka7.jpg

Палеолитическая роспись. О ней повествует заметка [3]: «На Балканах впервые нашли фигуративную пещерную живопись эпохи палеолита, сообщается в журнале Antiquity. Археологи обнаружили в Ромуальдовой пещере в Хорватии рисунки, сделанные красным пигментом, в том числе изображающие бизона, горного козла и две антропоморфные фигуры. Судя по датировке, старейшие из них были нарисованы 17-17,5 тысяч лет назад, а судя по их стилю и следам присутствия в пещере людей — 31-34 тысячи лет назад. Авторы объясняют противоречивые результаты загрязнениями в образцах, по которым датировали рисунки, или неизвестным до сих пор стилем, характерным для эпиграветтской культуры

Рис. 7. Вид Чёрного моря с глубинами

О городах на дне Чёрного моря. В заметке [4] говорится: «В летописях времен античности есть немало информации о городах на побережье Черного моря, причем часть городов описывается с очень точными координатами. Но вот в наше время на суше их практически не осталось.

Читайте также:  Лодка омега 2 чем заклеить

В течение долгого времени исследователи считали, что это были лишь сказки и неточности сначала древних греков, а потом и римлян. Однако с каждым годом они вылавливали из моря все больше остатков древних амфор, а позже начали замечать на морском дне множество руин древних городов. Так ученые пришли к выводу, что все эти города почему-то оказались затопленными.

Вам известно о том, что на западе Черного моря приличная часть городов была построена на месте более старых поселений времен античности? Это вполне логично, ведь люди привыкли выбирать для своих поселений географически выгодные места. Например, болгарский город Варна находится на месте древнего города Одессоса, Созопол — на месте Аполлонии, Несебыр — на месте Мессемврии.

Примеров таких можно привести большое количество. Но еще больше древних городов в наше время находятся на морском дне. Здесь на глубине до десяти метров и более можно отыскать множество таких руин — остатки древних портом и крепостей».

lodka8.jpg

Рис. 8. Моё чтение надписей на дне Чёрного моря

На рисунке 7 видно, что города на дне расположены в двух регионах, Западном и Восточном. Сначала я рассматриваю Западное побережье. На широте Крыма, занимая площадь примерно половины Крыма, находится отмель, на которой я в обращённом цвете читаю слова: ХРАМ МАРЫ ВОЙСКА МАРЫ 30 СТАНА, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ ВОЙСКА МАРЫ ИЗ СТАНА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

Далее я рассматриваю отмель южнее, тоже в обращённом цвете. Она напоминает портрет Яра Рюрика анфас. На этой отмели я читаю надпись: СТАНА 30-35-33 ХРАМЫ ВИМАН ВОЙСКА ВОИНОВ РЮРИКА, что на современном русском языке означает: СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЛАДОГИ ХРАМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОЙНОВ ВОЙСКА РЮРИКА. Получается, что севернее располагался общевойсковой храм, а южнее — храм ВВС и космических войск.

Ещё южнее я читаю в обращённом цвете слова: МАСКА МАРЫ, что означает: МЕМОРИАЛ ПАВШИМ ВОИНАМ. Тем самым, В Западно Чёрном море находилось три города: на широте Малороссии — ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ХРАМ РЮРИКА, на широте Болгарии — ОБЪЕДИНЁННЫЙ ХРАМ ВВС И ВКС 3-Х СТОЛИЦ и ещё южнее — МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ.

Продолжу цитирование: «Известно, что в устье Южного Буга примерно в 6 веке до нашей эры была основана колония Ольвия. В наше время рядом с ней построен город Николаев, но находится он гораздо выше по течению.Известно, что древняя Ольвия была развитым городом на протяжении тысячи лет — вплоть до того момента, когда на нее напали племена гуннов.

По этой причине древних артефактов здесь практически не обнаружили — от города мало что осталось. Еще в середине 19 столетия один из русских археологов (граф А.С. Уваров) заявил о том, что этот город нужно искать на дне Бугского лимана, на дне которого (при хорошей погоде) вы можете увидеть множество каменных плит.В 1930-е годы так и поступили — начали исследовать то место. Раскопки были прерваны Великой Отечественной войной, но после нее продолжились. И лишь в 60-е годы прошлого века удалось обнаружить остатки множества древних строений в той области.

Также в античных трудах есть информация о еще одном городе — Одессос. Находился он в устье реки Тилигула. Также есть упоминания о древнем городе тирагетов Кремниски, расположенном в устье Днестра. Ученые начали подводные исследования данных территорий и пришли к выводу, что еще 2 тыс. лет назад никакой воды здесь не было — были обычные устья рек, на которых и стояли поселения. Исследователи продолжают свои работы, надеясь найти на этой территории остатки еще одного древнего города — Тиры».

lodka9.jpg

Рис. 9. Моя реконструкция вида Чёрного моря в эпоху Рюрика

Далее я рассматриваю перешеек и Восточное Чёрное море, рис. 8. Сначала я рассматриваю остров между Крымом и Турцией. Его площадь из двух чатей (большой западной и малой восточной) примерно равна половине площади Крымского полуострова. В обращённом цвете на нём можно прочитать слова: МИМ ХАРАОН.

Источник: chudinov.ru

Древние лодки найденные под водой

В северной части Нижегородской области на берегу реки Ветлуга, туристами была обнаружена торчащая из воды массивная деревянная конструкция, это была гигантская лодка «Беляна» на которой сплавляли лес по Волге, Каме и Ветлуге.

Такие деревянные корабли строили с 19 по начало 20 века, и на них сплавляли лес, и после транспортировки леса они разбирались.

Этой находкой заинтересовались ученые, они–же, в дальнейшем начали проводить исследовательские археологические раскопки в ходе которых и выяснилось, что Беляна сгорела.

Раскопки затонувшего судна Беляна

Долблёнка — лодка и цельного дерева

На Волыни, в селе Староселье протекает река Стырь, на берегу которой, в 2015 году нашли это древнее чудо.

Из-за продолжительной засухи в летнее время, река обмелела, и в результате этого, местным рыбакам удалось случайным образом обнаружить бревно лежавшее на дне у самого берега наполовину погруженное в ил. После тщательного визуального осмотра, стало ясно, что это не просто бревно, а лодка — это была лодка долблёнка сделанная из многовекового дуба.

На место находки были вызваны работники местного музея, они смогли выяснить, что лодка относится к 11–14 векам.

Размер лодки впечатает, почти 12 метров в длину, вес 4 тонны, ширина 75 см., высота борта 95 см.

Древняя лодка долбленка найденная в реке Стырь

Источник: kop-nn.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...