Байдарки – это узкие гребные лодки с заостренными оконечностями, отличающиеся небольшим весом, высокой маневренностью, послушностью в управлении и способностью проникать в самые труднодоступные места водоемов. Они появились много веков назад у народов Севера, которые делали байдарки из костей или дерева, обтянутых шкурами животных. В те времена такие лодки использовались для охоты, рыбной ловли, походов и перевозки грузов.
Отличные ходовые характеристики и легкость сделали байдарки очень популярными и в наши дни. Сегодня лодки производят из стеклопластика, прочной ткани ПХВ, многослойного полиэтилена, прочного пластика, дюралюминия, композитных материалов. Их конструкция постоянно совершенствуется, но основывается на прежней удлиненной форме с заостренными оконечностями. Современные байдарки могут быть надувными, разборными, цельнолитыми, каркасно-надувными. Они используются для туристических путешествий, для экспедиций и рыбной ловли, для семейных прогулок и для спортивных мероприятий, частью которых является рафтинг.
5 Убийственно — Опасных Рек Для Рафтинга
Что такое рафтинг
По сути, рафтинг – это тот же сплав, однако он подразумевает использование определенного типа судов и обязательное присутствие экстрима. Сегодня рафтинг считается спортом или коммерческим типом сплава, который предлагают туристам. Он имеет шесть категорий сложности и проходит по рекам с большим количеством разнообразных порогов и перекатов с водопадами.
Туристические маршруты по рекам до третьей категории сложности не требуют какой-либо подготовки от туристов. Они практически безопасны и вызывают у новичков целый шквал эмоций. На маршруты более высоких категорий допускаются только опытные гребцы. Такой рафтинг проходит по рекам с очень крутыми порогами, высокими водопадами и требует определенных навыков.
Спортивный рафтинг подразумевает своего рода гонки по горным рекам, в которых спортсмены проходят естественные и искусственно созданные препятствия на время. По такому рафтингу даже раз в два года проводятся Чемпионаты мира. Это командный спорт, в котором у каждого спортсмена есть конкретные функции, а весь экипаж подчиняется указаниям капитана.
Байдарки для рафтинга
Для рафтинга используются одноместные, двухместные, трехместные и четырехместные надувные байдарки повышенной маневренности. Они обладают приподнятой носовой частью, усиленным корпусом и оснащаются ножными упорами. Такие байдарки изготавливаются из многослойного ПВХ и обладают различной конструкцией.
Они дополняются пяточными упорами, жесткими сиденьями, защитными фартуками и являются легкими, верткими и быстроходными. Такие байдарки укомплектовываются кольцами для крепления груза, страховочной обвязкой, надувными сиденьями-банками и обладают задранными вверх носом и кормой.
Они подходят для длительных походов по бурным рекам, могут перевозить много груза, выдерживают сильные удары и резкие перепады температур. Главное для рафт-байдарок – быть чуткими к каждому движению гребцов и очень поворотливыми. На реках с множеством порогов и перекатов именно эти качества играют самую важную роль. На реках выше третьей категории сложности для рафтинга можно использовать надувные модели с элементами каркаса, на реках до третьей категории обычно применяются безкаркасные байдарки.
Ремонт рафт байдарок
Конечно, в экстремальных условиях рафтинга байдарки могут получить повреждения в виде порезов или пробоин. Их можно устранить прямо на месте. Для этого понадобятся клей и куски ткани ПВХ, которые имеются в ремнаборе. Байдарку необходимо вытащить на берег, сдуть, хорошо высушить и тщательно очистить место повреждения от песка и грязи.
Затем его протирают растворителем и зачищают мелкой наждачной бумагой. Потом из куска ткани ПВХ вырезают латку с размерами, на два-три сантиметра превышающими размеры пореза или пробоины. Поверхность заплаты тоже обезжиривают растворителем и протирают наждачной бумагой.
После чего обе поверхности покрывают тонким и ровным слоем клея, дают ему просохнуть в течение примерно пятнадцати минут, опять накладывают тонкий слой клея и сушат его минут семь. Потом поверхности байдарки и заплаты немного нагревают и соединяют, плотно прижимая друг к другу. Лодку после такого можно спускать на воду через 24 часа. Если пробоина большая, заплаты на нее накладывают с двух сторон. Надо заметить, что отремонтированные надувные байдарки лучше не эксплуатировать для рафтинга выше четвертой категории сложности.
Источник: kayak-market.ru
Какие различия есть между рафтом и катамараном
Водный туризм относится к активным видам отдыха, который подразумевает под собой пересечение небольших водоёмов, рек или озёр на каком-либо плавательном средстве. Одной из самых экстремальных разновидностей водного туризма являются сплавы по рекам. Если река является небольшой и спокойной — доля риска в таком мероприятии небольшая, но вот если это горная река с быстрым и мощным течением — есть повод позаботиться о безопасности. Но в любом случае сплавы по воде являются отличным времяпрепровождением, дающим мощный заряд положительной энергии, который тянет на покорение новых водных преград.
Что же выбрать?
Как и в любом спорте, в сплаве по воде большую роль играет выбор инвентаря, который будет использоваться. Различают несколько видов: рафт, катамаран и байдарка.
Рафт представляет собой, в общих чертах, большую надувную лодку. Что интересно, переведя название с английского, слово «рафт» означает «плот». Так называемый плот изготовлен из высокопрочных тканей, которые выдерживают большие нагрузки на растяжение и разрыв.
Бывают модели, когда днище отдельно пришнуровывается к корпусу рафта и это способствует тому, что при прохождении речного порога вода, попавшая в рафт, самостоятельно выходит. Высота и размер баллонов обеспечивают «плоту» высокую плавучесть и непотопляемость. Всё это способствует более лёгкому прохождению серьёзных порогов и преград. Рафты могут быть десятиместные и спортивные шестиместные.
Надувной катамаран на сегодняшний день является самым популярным плавательным средством для «путешествий» по воде. А ведь в общем большинстве люди понимают, что катамаран — это небольшая лодочка с педалями, крутя которые можно отлично провести время в приятной компании на воде. Но на самом деле всё немного иначе.
Катамаран представляет собой два больших воздушных баллона, соединённых между собой крепкой жёсткой рамой. Внешняя оболочка воздушных баллонов выполнена из прочного водоотталкивающего материала (поливинилхлорид, авизент). Основное предназначение оболочки — поддерживать форму внутреннего баллона и защищать его от повреждений.
Материал внутренней оболочки — это, как правило, любой из материалов, сдерживающий и не пропускающий газ. Внутри баллон имеет интересную конструкцию: он разделен на секции. В случае повреждения одной секции воздух выйдет только из неё, другие останутся целые и катамаран останется на плаву. Лёгкость и быстроту разборки для рамы обеспечивает её конструкция.
Это чаще всего алюминиевые трубки, соединяющиеся между собой. На раму дополнительно можно натягивать сетку или прочную ткань, что впоследствии может послужить плотом для перевозки людей или грузов. Даже если катамаран перевернулся, его можно вернуть в исходное положение, перевернув обратно.
Надувные катамараны могут быть разной вместимости: шести-, двух- и четырёхместные. В спортивных мероприятиях обычно используются лёгкие четырёхместные надувные катамараны и так называемые двойки. Для водных походов, которые могут затянуться на длительное время, большим спросом пользуются шестиместные катамараны.
Во время прохождения препятствий спортсмены принимают коленное положение и фиксируют ноги. Для этого на катамаране есть надувные сидения. Если возникает какой-то аварийный случай, то на корпусе катамарана предусмотрены ручки. Плывя рядом в воде, за них можно держаться, а также использовать их при переноске катамарана по суше.
Целый катамаран непотопляем, и залить водой его невозможно. У него нет пола, где могла бы собираться вода.
Для большей манёвренности, повышенной скорости и независимости от скорости течения воды было предложено использовать парусные катамараны. Это тот же катамаран, только с немного усиленной рамой, на который устанавливался парус. Именно парусный катамаран принято использовать в современных международных спортивных соревнованиях.
Помимо рафта и катамарана, для сплавов по воде также используют байдарки или, как их ещё называют, каяки. Это лёгкие лодки, использующиеся в водном спорте и туризме. Сама по себе байдарка очень лёгкая и манёвренная, в воде сидит мелко, что способствует лучшему прохождению препятствий.
Рафт или катамаран?
Между представителями средств для сплавов по водным преградам много общего, но и различия также имеются. Попытаемся разобраться, какие плюсы и минусы есть у рафта по отношению к катамарану.
Первое, самое очевидное и главное различие между двумя плавательными средствами — это способ посадки. Если в рафте участники водного приключения усаживаются полубоком на баллон, при этом их ноги находятся внутри, то при посадке на катамаран любители водного спорта занимают позиции сверху, находясь в коленной позе на специальных надувных подушках. В этом случае их ноги находятся зафиксированными в оборудованных стременах. При нахождении в таком положении ноги, несомненно, начинают затекать и возникает надобность их выпрямить, что можно сделать только во время нахождения на спокойной воде. Здесь очевидное преимущество рафта.
Вторым отличием в двух моделях судов является их вместимость. В катамаран может сесть только чётное количество человек (2, 4 или 6). Обязательно одно место закреплено за инструктором. Но в качестве исключения может быть только вариант с двойкой, когда наличие инструктора не всегда обязательно.
В рафте же, даже если он нагружен вещами, можно спокойно разместить до 8 человек, несмотря на то, что главным управляющим в любом случае будет инструктор. Экипаж же будет отвечать за скорость судна. Ещё один показатель, по которому преимущество уверенно берёт на себя рафт.
Третьим показателем станет то, по каким рекам можно передвигаться на рафте и на катамаране. По посадке десятиместный рафт гораздо глубже, нежели катамаран. По этой причине мелководные реки рафту «не подойдут» или же будет масса случаев, когда придётся вытаскивать судно на воду вручную. Ввиду своей неповоротливости рафту сложнее преодолевать узкие пороги с массой поворотов.
На катамаране куда приятнее и легче преодолевать подобные препятствия. В виде исключения можно взять одну из моделей рафта, которая относится к категории небольших спортивных судов. Вместимость — шесть человек. Он обладает отличной управляемостью и высокой проходимостью.
Ещё один немаловажный момент, который необходимо рассмотреть — это ощущение спортсменов при прохождении водных препятствий. При преодолении сложных порогов с большими перепадами высот, а также тех, в которых «бочка» явно выражена, большой рафт имеет шансы быть сложенным пополам, а сидящие сверху тут же окажутся в воде. Из-за жёсткой конструкции, специфической посадки и закрепления ног участников водного путешествия в стремени парусный катамаран «проходит» сквозь бочку, но наездники после этого окажутся полностью сырыми.
И последнее, не очень значительное, но всё же отличие в том, что парусный катамаран проще разогнать до высокой скорости, нежели рафт. Это даёт возможность более комфортно себя чувствовать как на спокойной, так и на быстрой воде.
Подведём итоги
На небольшом рафте и на катамаране можно спокойно преодолевать мелководные реки, а также реки, на которых есть сложные пороги. Если водное приключение планируется на большом рафте — выбор лучше сделать в пользу несложных спокойных рек с небольшими порогами. Если же кто-то начинает самостоятельно обучаться водным экскурсиям, то лучше в качестве первой «машины» выбрать рафт, так как он более устойчив. Ну а вообще, лучше, конечно, пробовать самостоятельно, какой «аппарат» по душе, ведь пока сам не попробуешь — судить трудно.
Источник: aktsport.ru
Спортивный туризм
Рафтинг – это активный отдых и спортивный туризм по бурной воде. В настоящее время рафтинг обзавёлся специальными лодками – рафтами, рассчитанными на преодоление препятствий разного уровня сложности.
Рафты бывают однослойной конструкции и двухслойной. Лидером производства однослойного рафта считается фирма SOTAR, им первым принадлежит производство самоотливного рафта с надувным дном, пришнурованным к бортам. В настоящее время все рафты выпускаются с самоотливной конструкцией. SOTAR удалось убрать клеевые соединения за счёт использования новых технологий – полиуретан с капроновой основой (LEXATRON) и поливинилхлорид (POLYTRON). В наши дни SOTAR поставляет рафты для Международной Федерации Рафтинга на правах официального поставщика и выпускает 3 вида рафтов: Adventure, Elite, Professional.
Отечественный MNEVhttp://www.akademia-tur.ru/turistu/244″ target=»_blank»]www.akademia-tur.ru[/mask_link]