Швертбот «ЧИЖ-2» можно смело назвать многоцелевым. Несколько лодок, построенных по этому проекту, мы используем как для обучения детей (и взрослых) навыкам управления малым парусным судном, так и для участия в парусных гонках. На них совершаются и длительные семейные походы по многочисленным рекам, озерам и водохранилищам нашего северного края, и прогулочные выходы, в том числе на рыбалку. Швертбот приспособлен для движения не только под парусами, но и на веслах, и под мотором мощностью не более 5 л.с. Парусник можно легко перевозить в кузове грузовика и на прицепе за легковым автомобилем.
Во время прогулок на «ЧИЖ-2» спокойно помещаются трое взрослых. При необходимости прямо в кокпите можно поставить палатку. Для этого необходимо пайолы установить вровень с банками, положив их на специальные упоры.
Для размещения запасов и туристического снаряжения имеются объемистые рундуки. Вот поэтому проект «ЧИЖ-2» можно адресовать и тем молодежным организациям, которые планируют не только гоняться, но и ходить в дальние походы и целевые экспедиции для изучения своего края.
Лимузин на воде — деревянный катер своими руками! Часть первая
Заказать комплект чертежей можно у автора как для постройки на стапеле так и методом Сшей и Склей.
Источник: boatplans.ru
Небольшая легкая лодка «Чижик»
Информация об изображении
Общий вид лодки
Однажды меня попросили подобрать чертежи самой обычной гребной лодочки на два-три человека, подходящей для туризма, рыбной ловли, охоты. Она должна была быть легкой, дешевой, а главное — доступной для любительской постройки, фанерной. Я просмотрел все номера «Катеров и яхт» и еще кое-какую (довольно, впрочем, скудную) литературу, но к своему крайнему удивлению ничего готового не нашел. Да и на воде ничего не попадалось.
Традиционный дощатый «фофан» хотя и неплох, но для любительской постройки явно не приспособлен. Кроме того, он тяжел, да и с точки зрения безопасности плавания не на высоте: довольно часто фофаны переворачиваются или черпают бортом воду. Наш маленький швертботик «Кузя», чертежи которого были приведены в №13 сборника, тоже не подходил — маловат, да и вообще это чисто парусное судно.
Основные данные лодки
Информация об изображении
Сборка корпуса на стапеле
Длина наибольшая, м | 3,47 |
Ширина наибольшая, м | 1,47 |
Высота борта, м | 0,50 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Вес со снабжением, кг около | 70 |
В конце-концов мне не оставалось ничего другого, как попытаться самому спроектировать, построить и испытать легкую лодочку, которая могла бы ходить на веслах и с маломощным подвесным мотором. Так родился проект «Чижика».
Лодка из пенопласта (испытания)
По этому проекту в Ленинграде уже построено несколько лодок, которые неплохо показали себя в эксплуатации. Несмотря на малые размеры, на воде «чижики» ведут себя вполне солидно: по лодке можно спокойно ходить, не опасаясь перевернуться, она достаточно мореходна, неплохо идет на веслах и с подвесным мотором мощностью до 5 л. с. (включая «Прибой» и «Стрелу»), Лодку можно переносить на руках, перевозить на легковом автомобиле.
Носовая часть лодки закрыта палубой. Это несколько повышает мореходность, а главное — под палубой удобно хранить вещи, рюкзаки, палатку, и т. д. В корме расположена большая банка, в сухом рундуке под которой также можно разложить снаряжение и продукты.
В средней части установлена банка для гребца, расположенная не как обычно — поперек лодки, а вдоль нее. Такое расположение выбрано по следующим соображениям.
Информация об изображении
Конструктивный чертеж корпуса
1. Лодка сравнительно коротка, поэтому, чтобы сохранить оптимальную посадку при разной нагрузке (дифферентовку), приходится менять положение гребца. Для этой цели предусмотрены две пары гнезд для уключин и два положения по длине упоров для ног. Если на лодке всего один человек, уключины вставляются в кормовые гнезда, а гребец садится на кормовую часть продольной банки.
Если на лодке два человека, то один садится на кормовую банку, а гребец вставляет уключины в носовые гнезда и садится верхом уже на носовую часть продольной банки. В том случае, когда в плавание выходят три человека, уключины вставляются в кормовые гнезда, а третий человек садится лицом вперед на носовую часть продольной банки, спиной к гребцу.
2. По обеим сторонам продольной банки можно лечь на дно лодки. Это дает возможность вздремнуть сразу двоим, что на рыбалке нередко бывает весьма кстати.
3. Продольная банка, заполненная пенопластом, обеспечивает непотопляемость лодки.
«Чижик» имеет упрощенные остроскулые обводы шарпи, что дает возможность выполнять обшивку из водостойкой фанеры БС-1 толщиной 4 мм. Транец и банки вырезаны из фанеры той же марки, но толщиной 8 мм, полики — из 6-миллиметровой фанеры. Перед установкой листы обшивки по длине склеиваются между собой «на ус».
Весь набор нарезается из сосновых реек и досок, для лучшего прилегания обшивки очертаниям первых двух шпангоутов придана выпуклость. Форштевень склеивается из сосновых реек толщиной 5 мм. Собирается лодка на водоупорном клее с запрессовкой стальными оцинкованными шурупами.
После сборки полезно оклеить наружную поверхность корпуса одним слоем стеклопластика. Если же такой возможности нет, примените обычное защитное покрытие — горячую пропитку олифой, шпаклевку и окраску.
Источник: www.barque.ru
Швертботы «Чиж» и «Чиж-2»: Описание и принципы работы
VodaBereg повествует о швертботах — простых и недорогих суднах для отдыха пары-тройки человек.
Швертбот «Чиж» или «Чиж-2», предназначен для комфортного размещения двух или трех человек. Поэтому если вы задались целью найти простое и в то же время недорогое в постройке судно, то вам подойдет именно этот парусник. Проект швертботов «Чиж» является наиболее оптимальным. Плюсом является то, что его можно построить своими руками, не выходя из дома, имя чертежи швертбота «Чиж».
«Чиж-2»
На протяжении многих лет конструкция этого судна не менялась. Оно была протестировано в самых разных уголках России, а также за ее пределами. Если говорить о количестве таких собранных парусных лодок в домашних условиях, то швертбот типа «Чиж-2» — занимает лидирующие позиции.
Данную конструкцию можно смело назвать многоцелевой. Такой парусный швертбот способен осуществлять движение даже с помощью весел. В этом ему помогает мотор, мощность которого достигает 5 л.с. «Чиж-2» позволяет совершить, как кратковременную прогулку, отправиться на рыбалку, так и в более длительное путешествие по водохранилищам и всевозможным озерам. Любитель выходить под парусами сможет без проблем содержать швертбот, а уход за ним будет аналогичным, как и за обычной легковой машиной.
Последний проект швертбота «Чиж-2» был модернизирован в 2007 году. Тогда длина его корпуса стала больше на 14 см. Если говорить о грузоподъемности, то этот показатель увеличился на 40 кг.
В «Чиже-2» есть место для размещения запасов, а также снаряжения туристов. Ведь здесь имеются довольно объемные рундуки. Поэтому парусный швертбот можно с легкостью предлагать молодежным организациям, отправляющиеся в экспедиции, например по изучению своего края.
Кроме этого, соответствующий проект обязательно будет интересен тем, кто увлекается судостроением на уровне любителя. Ведь сборка швертбота осуществляется из легкодоступных материалов. Его можно сделать, придерживаясь традиционного способа, на стапеле, или же «сшить», следуя уникальной технологии «Stitch and Glue». Как именно методом воспользоваться, решает сам строитель судна.
Швертбот «Чиж»
Автором одного из последних проектов швертбота «Чиж» был Дмитрий Курбатов. Но на данный момент невозможно назвать точное число парусников, которое было построено. Данная лодка является многоцелевой. Ее можно применять, как картоп, так и так называемый яхтенный тузик.
Данную лодку разрешается эксплуатировать только на водоемах закрытого типа или речных плесах. При этом высота волна не должна превышать 0,3 метра, а скорость ветра – 0,6 м/с. Максимальная нагрузка на парусник составляет 200 кг, а нормальная, с учетом нахождения на нем двух человек – 160 кг.
На лодку можно установить подвесной мотор, мощностью в 2 л.с., который швертботу «Чиж» позволит развиваться до скорости 8 км/ч. Однако перед постройкой рекомендуется ознакомиться с чертежами швертбота «Чиж». После этого стоит ознакомиться с ходом данного процесса.
Особенности обработки деревянной лодки
Очень часто судостроители задаются вопросом: «Чем обработать деревянную лодку, чтобы она не сгнила?». С данным этапом нужно определиться с самого начала, после составления чертежей судов «Чиж» или «Чиж-2». А наиболее оптимальным вариантом является применение водостойкой пятислойной фанеры. В народе ее называют «авиационной».
Рекомендуется обратить внимание и на толщину материала. Он не должен превышать 6 мм. Такая фанера выпускается под следующими марками: БС-1, БП-1, БПС-1. В процессе строительства швертбота допускается применение декоративного материала. Однако показатель толщины должен оставаться неизменным.
Кроме этого судостроитель должен позаботиться о защите внешней поверхности судна от влаги. Особенно это касается открытых кромок, находящихся на пазах и стыках. Соответствующая функция обеспечивается за счет оклейки швертбота специальной стеклотканью. Обычно в своем составе она содержит эпоксидную смолу.
Для этого процесса подойдет и стандартная хлопчатобумажная ткань и на лаковой основе. А перед нанесением этих материалов, судно рекомендуется покрыть несколькими слоями эпоксидного клея.
Все вышеназванные мероприятия приведут к повышению стойкости к воздействию влаги на деревянный швертбот. Если говорить о том, из чего должны быть изготовлены детали набора корпуса, то специалисты рекомендуют использовать ель, сосну, лиственницу, то есть древесину хвойных пород. Другие материалы, такие как береза или же осина, являются малопригодными.
Источник: vodabereg.ru