До появления железных и автомобильных дорог очень важную роль в доставке грузов и людей играли реки. В те времена по рекам доставляли все, а потому было великое множество разновидностей речных судов. Река Ветлуга прославилась особым видом кораблей – белянами, которые использовались для сплава леса. Беляны могли перевозить огромное количество леса, а потому и размеры их были колоссальными.
Беляны готовили к 600-километровому путешествию несколько дней, а то и недель. Бревна складывались особым способом, что позволяло им подсохнуть в пути и не испортиться из-за гниения. Длина судна могла достигать 120 метров, в то время как его ширина порой доходила до ширины реки в наиболее узких местах. На верхней кладке ставились избы для рабочих и вышка лоцмана.
Судно шло кормой вперед, а управлять им помогали кормовой руль и носовые лоты (чугунные отливы в форме пирамиды или овала, которые тянулись по дну и сдерживали скорость корабля). Вес лотов мог достигать 5 тонн. Менять направление также позволял небольшой якорь, который на лодке отвозили в нужную сторону и сбрасывали. Останавливали беляну тремя большими якорями. На месте прибытия беляна продавалась целиком.
Лодка из бревна за 6 часов
Использовались подобные суда с конца XVII и до начала XX века.
Источник: trinixy.ru
Лодка. История создания лодки
Можно выделить несколько причин, заставивших первого человека к освоению воды. Древние люди, как правило, вели кочевой образ жизни, и должны были во время своих переходов тащить на себе свои вещи.
Стараясь облегчить эту непростую работу, они научились использовать в своих интересах силу воды. Кроме того, жизнь людей была неразрывно связана с водой: реки и озера были одним из основных источников добычи еды, следовательно плавательные средства были необходимы и для рыбалки.
Первым плавательным средством древних был плот. Было замечено, что стволы деревьев не тонут в воде, а связав их между собой можно было не только передвигаться в доль берега реки, но и легче добывать себе пищу.
Хотя плот был плохо управляем и тяжелым, но при этом был достаточно удобен для транспортировки больших грузов, особенно если плаванье происходило вниз по течению. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, управление плотом производилось с помощью гребной доски (возможно, эту идею подсказали наблюдения за водоплавающими птицами). Конечно, плот не мог удовлетворить все потребности человека, очень часто требовалось небольшое, легкое и маневренное плавательное средство – первая лодка.
Деревянная долбленая лодка — ее прообразом также было бревно. Исследования в области преодоления водных преград отсталыми австралийскими племенами позволило в общих чертах восстановили основные этапы развития лодки из бревна. Таким образом, если туземцу требовалось переправиться через реку, он отрубал каменным топором часть ствола легкого дерева, очищал его от ветвей, потом ложился на бревно и плыл, работая ногами. Усовершенствованием этого простейшего плавательного средства стало заострение бревна, следующий шаг — стесывание горбыля, ведь на плоской стороне было удобнее лежать пловцу. Конечно, лодкой это назвать сложно, поэтому лодкой бревно стало после того, как люди начали выдалбливать или выжигать в нем углубление.
Мастер-класс «Лодка-долбленка» в рамках проекта «Ярмарка невест «Вычегодские приплывухи».
При этом стоит заметить, что изготовление даже небольшой долбленой лодки с помощью каменных инструментов требовало значительных и напряжённых усилий. Поэтому в тех местах, где от лодки не требовалось большой прочности и грузоподъемности, долбленки были вытеснены легкими лодками, сшитыми из коры. Строительство такой лодки было намного проще.
Аккуратно отделив кору от дерева, мастер тщательно выскабливал и конопатил ее. Далее концы куска сшивались и связывались корнями, а швы обрабатывались смолой. Для жесткости внутри корпуса устанавливали несколько распорок. Строительство такой лодки занимало всего несколько часов.
На севере, где не было дерева, подобные лодки научились делать из шкур, а в качестве остова применяли жесткий китовый ус. Таким образом около 12 тысяч лет назад в обиход наших предков вошла весельная лодка. Человек стал осваивать водную среду и получил в свое распоряжение первое в истории транспортное средство передвижения.
В производстве современных лодок используются различные материалы: дерево, метал, стеклопластик и т.д. Мы остановимся на самом современном материале – стеклопластике.
Нужно отметить, что в судостроении стеклопластик используется не только для производства лодок, но и для производства корпусов яхт, катеров, гребных лодок, гидроциклов, маломерных судов, спасательных шлюпок, мачт и надстроек, резервуаров, обтекателей, буев и др.
Стеклопластик интересен еще и тем, что позволяет сочетать в себе уникальные свойства:
- Высокое соотношение прочностных характеристик к массе;
- Долговечность и стойкость стеклопластиковых изделий к водной среде;
- Относительная простота эксплуатации и ремонта;
- Низкая (по сравнению с металлами) теплопроводность стеклопластика;
- Низкий тепловой коэффициент линейного расширения;
- Широкий диапазон рабочих температур;
- Хорошие электроизоляционные свойства.
Стоит отметить, что лодки из стеклопластика значительно дешевле алюминиевых. При этом такие судна не уступают алюминиевым лодкам, а по некоторым параметрам даже превосходят их. Лодки из стеклопластика будут идеальным вариантом, как для профессионалов, так и для любителей.
Наше предприятие ООО «Велес» г.Новосибирск ГАРАНТИРУЕТ вам строгое соблюдение технологий изготовления лодок из стеклопластика, а значит, и лодки вы получаете крепкие и надежные.
Рыбаки почувствуют, что их увлечение стало совместимо с понятием «комфорт». Туристы получат возможность забыть все неудобства, причиненные ранее используемыми плавсредствами. Любители отдыха на природе насладятся счастливыми моментами единения с настоящими чудесами – спокойной гладью озера и чистым воздухом
Полезная информация. К списку статей:
- Раздел 1О стеклопластике и искусственном камне Цветовая гамма
- Раздел 2Бассейны и водные аттракционы из стеклопластика
- Раздел 3Примеры применения стеклопластика и искусственного камня в различных областях промышленности
Источник: velessib.ru
ВЕСЛО И ЛОДКА
Можно назвать несколько причин, подтолкнувших человека к освоению водной стихии. Древние люди часто переходили с одного места на другое и должны были во время своих странствований тащить на себе свои пожитки. Стараясь облегчить эту непростую работу, они стали задумываться о средствах передвижения и прежде всего научились использовать в своих интересах силу воды. Кроме того, в местах, которые находились на берегу морей или больших рек, богатых рыбой, плавательные средства были необходимы для рыбалки.
Первым плавательным средством древних был плот. Люди давно заметили, что стволы деревьев не тонут в воде. Связав их между собой и вооружившись длинным шестом они отважились на первые плаванья вдоль берега. Плот был неповоротливым и тяжеловесным сооружением, но он вполне годился для транспортировки больших грузов, особенно если плаванье происходило вниз по течению. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, люди научились управлять плотом с помощью гребной доски (возможно, эту идею подсказали наблюдения за водоплавающими птицами).
Однако плот не мог удовлетворить все потребности человека, который очень часто испытывал нужду в небольшом, легком и маневренном плавательном средстве. Таким в конце концов стала деревянная долбленая лодка. Ее прообразом также было бревно.
Исследуя способы преодоления водных преград отсталыми австралийскими племенами, ученые в общих чертах восстановили основные этапы превращения бревна в лодку. Так, если туземцу требовалось переправиться через реку, он отрубал каменным топором часть ствола легкого дерева, очищал его от ветвей, потом ложился на бревно и плыл, работая ногами.
Некоторым усовершенствованием этого простейшего плавательного снаряда было заострение бревна. Следующим шагом может считаться стесывание горбыля, ведь на плоской стороне было удобнее лежать пловцу. Собственно лодкой бревно стало после того, как люди начали выдалбливать или выжигать в нем углубление для гребца. Одновременно шло развитие гребли.
Для перемещения вдоль берега человек мог пользоваться шестом, но для того чтобы плавать по глубоким местам, ему потребовалось особое приспособление — весло. Оно развилось постепенно из гребной доски и уже в очень древние времена приняло современный лопатообразный вид.
Изготовление даже небольшой долбленой лодки с помощью каменных инструментов требовало значительных и напряженных усилий. Поэтому в тех местах, где от лодки не требовалось большой прочности и грузоподъемности, долбленки были совершенно вытеснены из употребления легкими лодками, сшитыми из коры. Построить такую лодку было намного проще.
Аккуратно отделив кору от дерева, мастер тщательно выскабливал и конопатил ее. Потом концы куска сшивались и связывались корнями, швы обрабатывались смолой. Для жесткости внутри корпуса устанавливали несколько распорок. Умелый мастер мог изготовить такую лодку всего за несколько часов. На севере, где не было дерева, подобные лодки научились делать из шкур, а в качестве остова применяли жесткий китовый ус.
Таким образом около 12 тысяч лет назад в обиход наших предков вошла весельная лодка. Человек стал осваивать водную среду и получил в свое распоряжение первое в истории транспортное средство передвижения.
Источник: dmitrysmor.ru