Говорят, новое — это хорошо забытое старое. Многие из наших читателей, вероятно, помнят, что в «КиЯ» №13 за 1968 г. была представлена гребная лодка «Ботник» производства Городецкой судоверфи. Размерения «Ботника» — длина 4 м, ширина — 1,27, высота борта — 0,38 м — позволяли отправляться в плавание втроем, потребителей устраивали умеренный вес (76 кг) и особенно стоимость (62 руб. 30 коп.) лодки. «Ботник» нашел своего покупателя и долгое время пользовался спросом, пока не был по непонятным причинам снят с производства.
Конструкторы ЦКБ «Нептун» решили вернуть жизнь ныне забытой лодке, внеся в проект некоторые изменения. Прежде всего уменьшились размеры — длина и ширина «Ботника», на лодку разрешено теперь устанавливать маломощный подвесной мотор. Правда лодка не стала легче: ее вес со снабжением остался практически на том же уровне — 75 кг. Объясняется это в первую очередь применением для обшивки днища тяжелой бакелизированной фанеры вместо ФСФ. Снизились мореходные качества (на новой лодке можно выходить на воду при высоте волны 0,25 м) и пассажировместимость (до 2 чел.), вдвое возросла розничная цена.
Делаю ботник (долблёную лодку)
Дебют новой лодки состоялся в ленинградском универмаге «Спорт». Около полугода покупатели знакомились с выставочным образцом лодки «Ботник-2», которую представляла Свирская судоверфь, многие оставили свои впечатления в книге отзывов. В целом эти отзывы оказались не очень лестными. В первую очередь вызывает нарекания покупателей чрезмерный вес лодки, ее недостаточная ширина и высота борта, малая грузоподъемность, качество исполнения.
Не удалось конструкторам, по мнению покупателей, сделать внешний облик плоскодонки по-настоящему современным: унылой и некачественной оказалась окраска лодки, не радуют глаз немногие дельные вещи, доски бортов и банок имеют сколы, задиры, кое-где их покоробило из-за повышенной влажности древесины, применяемой для постройки. Все это должно серьезно насторожить конструкторов и будущих изготовителей лодки, которая должна пойти в серию уже с будущего года.
Основные данные лодки «Ботник-2»
Информация об изображении
Новая модель лодки «Ботник-2»
Длина наибольшая, м | 3,5 |
Ширина наибольшая, м | 1,23 |
Высота борта на миделе, м | 0,38 |
Вес укомплектованной лодки, кг | 75 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 2 |
Средняя скорость под мотором «Салют» с 2 чел., км/ч | 12 |
Ориентировочная цена, руб | 120 |
Несколько лет назад ПО «Городец» в Горьковской области выпускало гребную деревянную лодку «Ботник», которая с успехом использовалась рыбаками, охотниками, в системе проката. Созданный на основе лодок местного типа «Ботник» имел простую в изготовлении и неприхотливую в эксплуатации конструкцию. Плоскодонные обводы корпуса позволяли эксплуатировать лодку на мелководье, на заросших тростниками акваториях. Добавим, что «Ботник» пользовался спросом и благодаря весьма умеренной цене (62 руб. 30 коп.).
Лодка за десять минут.The boat is in ten minutes.
Учитывая повысившийся в последние годы интерес любителей отдыха на воде к гребным судам, конструкторы ЦК «Нептун» модернизировали проект, в ноябре 1986 г. представили головную лодку «Ботник-2» для межведомственных испытаний и передали документацию на Свирскую судоверфь в Ленинградской области для освоения в серийном производстве. Конструкция корпуса переработана с целью упростить технологию сборки. Днище обшивается листом бакелизированной фанеры толщиной 7 мм; из нее же сделаны транец, кормовая и носовая банки. Борта обшиты досками хвойных пород 1 сорта толщиной 16 мм. Средняя доска бортовой обшивки ставится внакрой, что обеспечивает надежное уплотнение пазов и простоту ремонта в случае повреждения обшивки.
Из сосны и ели изготовлены также средняя (гребная) банка, форштевень и весь набор. В соединении узлов использованы водостойкие клеи, герметики и оцинкованные шурупы.
Благодаря деревянной конструкции лодка обладает достаточным запасом плавучести — он составляет 85 кг, что значительно выше требуемого по ГОСТ 19105—79.
Информация об изображении
Общее расположение гребной лодки «Ботник-2»
В случае заполнения лодки водой слани не всплывают, но в то же время их очень легко снять. Способ фиксации сланей сделан с таким расчетом, чтобы люди, находящиеся в лодке босиком, не получали травм. Транец сделан с учетом установки подвесного мотора «Салют». Помимо сланей «Ботник-2» комплектуется стандартными веслами с уключинами и под-уключинами, черпаком, обухом-кольцом.
Эксплуатация лодки допускается при волне на акватории, не превышающей 0,25 м.
Свирская судоверфь уже приступила к серийному производству «Ботника-2». Планируется производство этой лодки также и на ПО «Городец».
Лодка может строиться большой серией, но это будет зависеть от спроса покупателей.
Источник: www.barque.ru
Лодка ботник своими руками
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Ботники Старой Рудки.
- Mar. 8th, 2010 at 9:52 PM
Ботники- долбленые из осины и разведенные на огне, лёгкие в управлении, ходкие и маневренные лодки: мечта рыболова и охотника: Еще одна утраченная страница культуры лесного Заветлужья.
Ботник Николая Торопова из Старой Рудки.
Долгое время я думал, что слово это пришлое, вероятно, завезенное царём Петром Великим из Голландиии и обозначает бот, что значит лодка, пока не добрался до трудов Л. П. Сабанеева. И вот что оказалось. Слово ботник произошло от слова ботать, т.е. бить в воду особой воронкой, укрепленной на шесте, так называемым боталом, с целью заганивания рыбы в специалные ботальные сети.
Для этого требовалась лёгкая маневренная лодка, получившая название ботник. Вообще — то ботники изготавливались разных размеров. Для увеличения грузоподъёмности к иным нашивались по бортам деревянные доски. Со слов моего деда Максима на таких лодках мои односельчане сплавляли льноволокно продавать на Макарьевскую ярмарку.
Лодок в Старой Рудке всегда было немного, 5- 6 не более, а мастеров и того менее. Делал лодки мой дед, а в Сысуях — Яков Ильич Целищев. Весною, когда наступала устойчивая оттепель, лодки начинали смолить нагретой до кипения смолой, полученной путем перегонки древесины выдержанных сосновых пеньков. За смолой ездили в Урень, где был смолокуренный завод, позднее лесохимический комбинат.
Смола пахла терпко и остро, её запах памятен мне до сих пор, он в неразрывное целое связан с запахом талого снега, будоражащего весеннего ветра и шумом волн весеннего половодья. Такою же смолою пропитывали свои кнорры скандинавские викинги, а славяне свои лодьи.
Аналогичные по исполнению лодки я встречал в 70е годы прошлого века на р. Керженец. Тогда же прочитал в популярном тогда журнале «Знание- сила» статью американского автора, в которой тот с восхищением отзывался о Керженских ботниках и отмечал их выдающиеся ходовые качества и превосходство над знаменитыми индейскими пирогами, воспетыми Ф. Купером. Если быть точным, то не над оригинальными пирогами, а над тем, что выпускает американская промышленность(и что, к сожалению, не выпускает наша).
Сейчас на Рудке в пределах Нижегородской области остался один исправный ботник у Николая Торопова и у него же еще один в стадии неполной готовности.
Дом Торопова Н. А. в Старой Рудке на Старой улице. Новая лодка почти готова.
Очень похожие лодки изготовляли и аборигены Восточной Сибири: Фото из журнала «Северные просторы» № 2 за 1988г. Автор И. Лебедев.
Источник: ozhiganov.livejournal.com
Лодка “Долбленка” по старинной технологии
Уважаемые посетители сайта “Самоделкин друг” из представленного материала вы узнаете старинную и почти уже забытую технологию изготовления лодок “Долбленок” из ствола целого дерева. В основном на Руси для этого использовали дерево мягкой породы, такое как (ива или осина) … Как вы знаете в старину практически все делалось из дерева, дома, мебель, посуда, орудия труда, охоты и ловли рыбы. Потому как материал был самый доступный для простого человека, а главное абсолютно бесплатный, дарованный человеку самой Матушкой Природой.
В стародавние времена существовали целые артели плотников и мастеров, занимавшихся изготовлением лодок “Долбленок” дело это очень непростое, трудоемкое, а так же занимающее очень много времени.
Лодки начинали делать именно в зимнюю пору, когда дерево еще спит. Выбиралось дерево прямое и имеющее как можно меньше ответвлений и сучков, дабы судно получилось ровное и правильной формы, без изъяна. Спиливали и вырубали топорами форму лодки, после чего оставляли в лесу и засыпали снегом, под снежком ладья оставалась вплоть до весны, дабы древесина как следует вымокла. А как сойдет снег мужички возвращались и доставали замоченные лодки из болота талой воды, просушивали на костре придавая форму вставляя распорки. А потом просто волокли до деревни.
Так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобится автору?
Материалы
- дерево мягкой породы (ива, осина)
Инструменты
Процесс изготовление лодки “Долбленки” по старинной технологии своими руками
И так, начал Иван Петрович с того, что выбрал подходящую по размеру (иву) спилил, а так же очистил ствол от коры. Затем приступил к формированию основания лодки. Все делается постепенно и расчетливо, сначала делается запил 10-15 см от края, а потом скалывается топором.
Закончив с верхней частью, мастер начал топориком придавать форму сужающуюся к основанию. Далее автор начинает при помощи топора и тесла выдалбливать внутреннюю часть лодки. Обратите внимание! мастер оставляет 2 перегородки, они будут служить некими “ребрами жесткости.
Вот таким образом, потихоньку, выдалбливалась внутренность. Главное в этом деле, по словам автора, “Не рубануть лишнего” Лучше делать медленно и аккуратно, не торопясь, расчетливо, ибо сильный удар по борту лодки, сможет привести всю работу в негодность.
Теслом обрабатывает внутренние края лодки. Готовую лодку потом еще следует обжечь на костре или опалить при помощи паяльной лампы, это нужно для того чтобы дерево во время эксплуатации не боялось воды. Вот собственно такая замечательная лодка получилась у Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской. Самое главное, что материал дан природой, абсолютно бесплатно и соблюдены все традиции наших предков. Большое Спасибо Вам дядь Ваня за ваш труд!
Если Вам понравился материал, то приглашаем в нашу группу ВКонтакте
Так же Вы можете посмотреть очень хороший и качественный фильм о мастерах и сделанных ими лодках, все снято профессионально и подробно, приятно смотреть . Вам покажут все этапы строительства лодки наглядно, что закрепит пройденный материал. Фильм “Сделай себе ботник” 2 серии
Большое Спасибо за Ваше внимание!
Источник: www.samodelkindrug.ru