Леонид Лысенко – личность среди российских яхтсменов легендарная. Именно его Федор Конюхов назвал в своей книге учителем. Трудно найти на карте Земли порт, где бы не побывал Леонид Константинович со своим экипажем, костяк которого обычно составляют курсанты Морского государственного университета.
В трудовой книжке Лысенко одна-единственная запись – “принят на работу преподавателем”. К этому давно следовало бы добавить – ” и профессиональным путешественником”.
По путям Беринга и Невельского
Счастливое обстоятельство для журналистов – о своих морских приключениях мой собеседник может рассказывать в деталях часами.
– Могу забыть, куда положил ключи пять минут назад, а вот все, что связано с морем, даже если было давно, помню прекрасно, – говорит Леонид Константинович. – Плавание запоминается по-особенному. Когда отрываешься от земли, уходит все мелкое, суета остается за бортом…
“Спортом для лордов”, яхтингом, Лысенко “заболел” сразу же, как только впервые, еще курсантом, ступил на палубу парусника. С тех пор и стал он человеком, напрочь потерянным для сухопутного общества. Не было ни одного отпуска в его жизни, который бы провел он на берегу, все – в плаваниях. Понятное дело, маршруты для своих путешествий он выбирал явно не курортного назначения.
В одиночку вокруг света. Golgen Globe Race 1968 года
– Наш морской университет носит имя адмирала Невельского, – рассказывает Леонид Константинович, – может быть, поэтому свои морские экспедиции мы начали с путей, проложенных этим русским мореплавателем. Прошли по всем маршрутам Невельского на Дальнем Востоке, нашли много исторических вещей, с ним связанных. Теперь все они в экспозиции университетского музея. И как бы в завершение нашей многолетней исследовательской работы в 1973 году мы собственными руками поставили памятник адмиралу в поселке Ноглики, на Сахалине, там, где Невельской в первый раз высадился на берег на дальневосточной земле.
Потом Лысенко задумал цикл плаваний по путям еще одного русского первопроходца, Витуса Беринга. Яхта с курсантами и их преподавателем уходила на Чукотку, Камчатку, в Берингов пролив. По этому поводу были написаны книги, защищены диссертации, велись археологические работы. Чувствуя ценность того, что находили участники экспедиции, на яхту стали брать профессиональных археологов. Именно тогда удалось точно установить место, где погиб Беринг…
Когда Леонид Константинович начинает рассказывать про исторические события, невольно забываешь, что по основной специальности он электромеханик. Историю русского мореплавания знает лучше любого судового механизма. Потому что прочитал это не в книжках, а, по большому счету, прожил с этим целую жизнь.
– Корабль Беринга не дошел до спасительной Камчатки совсем немного, людей косила цинга, надо было срочно сходить на берег. Пришлось зимовать на совершенно голом, пустынном побережье, где не было дров, только плавник, выброшенный морем. В этом адском месте и нашла свой последний приют большая часть экипажа корабля. Сам Витус Беринг умер от цинги в начале декабря.
Школьница 230 дней провела на лодке в ОКЕАНЕ… Вы удивитесь, когда узнаете ПРИЧИНУ…
Мы долго искали, но все-таки нашли расположение их последней стоянки. После того как все археологические работы были закончены, мы там тоже поставили памятник – пять деревянных досок с выгравированными именами погибших на зимовке. Помню, нам говорили – что вы делаете, да эти доски тут и месяца не простоят, сожгут! Ведь там для местных жителей-охотников каждая палка для костра на вес золота. Так ведь нет, десяток лет прошел, а доски целы! Значит, это все не зря…
О той золотой поре Леонид Константинович вспоминает с некоторой ностальгией. Хорошее все-таки было время для путешествий и путешественников, голого энтузиазма вполне хватало! Яхты стояли на балансе вуза, курсанты там же получали денежное и вещевое довольствие, по лету все пайки складывались в один общий яхтенный котел, и – поднять паруса.
По словам Леонида Константиновича, самое тяжелое в яхтинге, как ни странно, совсем не морской шторм, даже и в девять баллов Если море понимаешь, с ним всегда можно договориться. А вот оставаться два месяца в замкнутом пространстве, размером в два метра на десять, куда как сложнее.
– Капитан яхты, уходящей в долгое плавание, прежде всего должен быть классным педагогом, – утверждает Лысенко. – Ведь это как на подводной лодке, даже еще посложнее. Там хоть субординация есть, военная дисциплина. А тут человек пошел в свободное плавание под парусом, и, понятное дело, ему хочется слушать только себя.
А нельзя, потому что яхта управляется коллективом, и от действий каждого зависит общий результат. Есть такой закон в яхтинге – когда все делают так, как думает один, а не так, как думает каждый, тогда яхта идет туда, куда надо, и так быстро, как это надо. Иных вариантов нет. Но добиться этого капитану психологически очень тяжело.
Да и вообще, знаете, море для человека – это прежде всего тяжелый и опасный труд. Чужеродная, неестественная стихия. Бог создал человека для земли. В море люди мучаются…
Вот так раз! Очень забавно слушать подобное из уст человека, чей стаж яхтенного мореплавателя насчитывает более 40 лет…
– Так зачем тогда все эти путешествия? – спрашиваю. – Сидели бы на берегу с удочкой да исторические романы почитывали!
– Да как это зачем? – искренне возмущается Лысенко.- Чего стоит хотя бы то, что мы нашли по Берингу, по Невельскому! А сколько неизвестных страниц русской истории обнаружили в Русской Америке, на Аляске, в форте Росс. Знаете, я там познакомился с вождем индейского племени, которого зовут Викентий Квасников!
Следы наших соотечественников, русских моряков, я находил в Италии, в Панаме, да всех мест не перечислишь. Если хотите, это моя внутренняя потребность. Мне так жить интересно!
Один, совсем один!
Как уверяет Леонид Константинович, в одиночном кругосветном плавании он оказался… совершенно случайно!
– Я с удовольствием читал, как другие ходили в одиночку, но желания повторить никогда не испытывал! – говорит он. – И, как выяснилось, правильно делал! Что вы, я никому не пожелаю пережить такое…
“Кругосветка” с экипажем была запланирована на год. Чтобы получить “добро” от начальника морской академии на такой экстремальный, протяженный по времени вояж, Лысенко составил подробный “бизнес-план”, расписав в деталях цель захода в каждый порт. Например, на Алеутских островах предполагалось найти место гибели матроса Никиты Шумагина, участника экспедиции Беринга. Подобных задач было много. Но, наверное, самой заветной мечтой было попытаться найти зарытые на Аляске во времена Екатерины II металлические доски с гравировкой “земля российского владения”..
Из Владивостока вышли в 1992 году. Рассчитывали, как всегда, только на собственные силы. Самой большой проблемой, как и ожидалось, стала денежная. Передвигаясь из порта в порт, яхтсмены были вынуждены в прямом смысле зарабатывать себе на дорогу. Были докерами, рыболовами, даже на стройке успели поработать.
Нравилось это не всем. Сначала из экипажа ушел один, потом другой, и через год Лысенко остался в одиночестве. Было ему тогда 52 года. Хорошее время для мужчины, чтобы проверить себя на прочность и убедиться, что ты еще многого стоишь!
Лысенко находил то, чего и не планировал найти. Работал в библиотеке Гувера, университетских библиотеках США… Одна ниточка цеплялась за другую, вытаскивая на поверхность удивительные истории русских переселенцев, о которых в газетном материале не расскажешь. Впору книгу писать, что, впрочем, сейчас и делает Леонид Константинович…
Так, на Алеутских островах была встреча с семьей мормонов, которые построили на берегу моря театр, где вот уже 30 лет идет один-единственный спектакль со странным названием – “Крик дикого барана”. В роли актеров – жители селения. Оказалось, под “бараном” подразумевается знаменитый Александр Баранов, тот самый человек, который в свое время один управлял всей Русской Америкой! Его не забыли на той земле до сих пор…
Как я заставил американскую секретную базу мою мачту чинить
Шли годы плавания. Второй, третий. Это легко написать, но трудно себе представить, что мог чувствовать человек, выбравший для своих исторических поисков столь тяжкий путь…
– До сих пор ночью не могу спать, – признается Леонид Константинович. – Тогда, в плавании, спать ночью было просто опасно для жизни, мог наехать пароход. За четыре года испортил себе биологические часы на всю жизнь. Шторма? Куда же от них деваться, если до ближайшего порта, к примеру, десять-пятнадцать дней пути. То, что выдает море, нужно принимать.
Не надо сражаться с непогодой, море ты никогда не победишь, уйдешь, а оно останется. Надо подстраиваться, свою цель иметь, и так с морем вести переговоры, чтобы и оно тебя понимало…
Он мог в течение трех дней оказаться дома. Взять билет на самолет – и все. Однако упорно, милю за милей, преодолевал бесконечное морское пространство. На выходе из Красного моря пережил нападение пиратов. Жизнь тогда спасла счастливая случайность в виде проходившего мимо большого рыболовного судна из Саудовской Аравии.
Потом в ближайшем порту арабы рассказали Лысенко, что за месяц до него в том же районе пропал такой же яхтсмен-одиночка. Яхту позже видели, а человека – нет…
Очередной пункт назначения – Аден. Лысенко держал испытание, но вот яхта устала. Тот редкий случай, когда человек оказался крепче железа…
– На четвертом году стал рушиться такелаж, – продолжает свой рассказ путешественник. – Мачта чуть дышала, надо было ее подремонтировать. А у меня на пути оказалась Диего-Гарсиа, это суперсекретная база американцев, примерно, такая же, как была наша Гуантанама на Кубе.
Зашел на эту базу ночью, в бухту, американцы меня проворонили, несмотря на их аппаратуру и специальные посты наблюдения! Потом обращаюсь к ним по радио – мол, так и так, помогите, ребята, мачта вот-вот на голову рухнет! Они у меня спрашивают: “Вы где?” Отвечаю: “Да недалеко, буквально метров двести!” Что тут началось!
Катера от берега срываются, сирены воют, десантники на борт прыгают. Кино, да и только! Но когда документы проверили, запросы обо мне сделали, успокоились. А наутро мачту в порядок привели и денег, между прочим, почти не взяли. Наверное, я для них стал эдаким экзотическим “фруктом”.
Это же надо себе представить – русский яхтсмен в “малиннике” американских секретов!
Без руля и без ветрил
После Диего-Гарсиа яхта пересекла экватор и пошла в сторону Антарктиды, в ревущие сороковые широты, где море никогда не бывает спокойным. Течения западных ветров должны были вынести парусник к берегам Австралии, а оттуда до Владивостока уже рукой подать.
– И тут во время одного из жестоких штормов у меня обрывается перо руля, и яхта становится неуправляемой! – Даже сейчас, по прошествии стольких лет, заметно, что моряк не слишком любит вспоминать о тех кошмарных днях, когда жизнь его висела буквально на волоске и впрямую зависела от того, сколько времени на воде еще продержится беззащитное суденышко. – Еще одна деталь такелажа стала бить в корпус яхты, и дело шло к тому, что пробьет насквозь. В судно медленно, но верно стала поступать вода. Потом сломалась мачта. То есть я остался уже без руля и без ветрил…
И 25 суток после этого Лысенко дрейфовал в бушующем море. До последнего оттягивая момент, когда надо будет подавать единственно возможный в той ситуации спасительный сигнал бедствия.
– Наверное, в тот момент простились с жизнью?
– Как ни странно, нет. Ситуация была настолько напряженной, что включились в работу иные “колесики” мышления. Страха не было. Была одна задача – выжить! Более того, я даже опускался под воду, чтобы, насколько возможно, немного починить корпус.
Вот тогда действительно боялся, что акула сожрет! Эти твари за мной месяц шли, как чувствовали… Обошлось!
Тем временем до Австралии оставалось еще полторы тысячи миль. По-хорошему, еще месяц дрейфа в таком же режиме. Но, к счастью для Лысенко, на пути терпящего бедствие мореплавателя ночью встретился филиппинский теплоход.
– Давай к нам на борт! – предложили Лысенко.- Сейчас кинем конец, но учти, яхту поднять не сможем, нет грузовых устройств.
… Когда русский моряк отказался от помощи, филиппинцы покрутили пальцем у виска, но пообещали сообщить береговым службам спасения в Австралию. Обещание сдержали, и через пару дней Леонид Константинович увидел судно. Оказались свои, украинцы, под флагом Либерии. Везли зерно из Австралии в Африку, а по пути согласились помочь соотечественнику.
– Давай не дури, поднимайся на борт, а яхту, ничего не поделаешь, придется бросить. Ей от силы еще три дня на воде быть, потом ко дну вместе с ней пойдешь, – оценив ситуацию, сказал яхтсмену капитан украинского корабля. – Извини, друг, но поднять мы ее не сможем, крана нет…
Как выяснилось, австралийские спасательные службы связались с начальником владивостокской морской академии Вячеславом Седых, и тот приказал своему подчиненному оставить яхту. Выбора в этой ситуации просто не было. И, захватив с собой самое ценное – архив, Лысенко поднялся на борт корабля…
Сейчас на дворе зима, и яхты не выходят из гавани. Но вот наступит лето, и тогда…
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Источник: ug.ru
Люди, которые отправились в самые удивительные путешествия вокруг света
С появлением интернета и социальных сетей наблюдать за жизнь обычных путешественников – не проблема. Сегодня многие отправляют в кругосветку на автомобилях, самолетах или кораблях, чтобы запечатлеть эти моменты в своих онлайн блогах.
Но остались и такие люди, которым не интересно все обычное. Им хочется сделать что то неординарное, бросить вызов себе и окружающим. Например, кто отправляется в кругосветку на воздушном шаре, а кто то на маленькой лодочке. Вы скажите они сошли с ума? Да нет же, вот эти вполне обычные люди.
Путешествие Стива Фоссетта на воздушном шаре
Стив Фоссет житель США у которого есть свой прибыльный бизнес, увлекся хобби под названием “воздухоплавание”. Он не один раз пытался на воздушном шаре обогнуть Землю. Первый раз в 1996 году он вылетел из Южной Дакоты, но уже на границе с Канадой у него закончилось топливо и шар начал резко сбрасывать высоту.
Вторая попытка Фоссетта также не увенчалась успехом. На этот раз шар преодолел расстояние от штата Миссури до Индии. В третий раз он вылетел из Миссури и долетел до России. Спустя еще пару безуспешных полетов, включая перелет над водами Индийского океана в шторм, Фоссетт все же добился своего.
В 2002-м году он стартовал из Австралии, где совершил последнее вынужденное приземление, и спустя 14 дней 19 часов и 50 минут вернулся в отправную точку, став первым человеком в мире, облетевшим всю планету на воздушном шаре.
Стив Фоссетт жил делом, которое любил, но оно же его и сгубило. 3 сентября 2007-го года, осуществляя полет на одномоторном самолете, 63-летний путешественник попал в ветряной вихрь. Мощный встречный поток воздуха вызвал сбой в работе вращающихся винтов, и самолет потерпел крушение.
Путешествие вокруг света Роберта Гарсайда трусцой.
Первым человеком, который пробежал вокруг света трусцой, стал британец Роберт Гарсайд. Он выбежал из индийского Нью-Дели 20 октября 1997-го года и вернулся в исходную точку 13 июня 2003-го года, преодолев около 56-ти тысяч километров по суше.
Это достижение было зафиксировано комиссией из Ассоциации рекордов Гиннесса. Стоит уточнить, что англичанин пересекал трусцой только сушу, а моря и океаны он переплывал на попутных судах. Таким образом, утверждение, что Гарсайд совершил кругосветное путешествие пешком, ошибочно. Сертификат рекордсмена Роберт Гарсайд получил лишь в 2005-м году, поскольку его достижение тщательно проверялось независимыми экспертами.
40-летний бегун потратил на это путешествие 6 лет, и, как он утверждает, ни разу об этом не пожалел: он увидел весь мир, а в Венесуэле встретил настоящую любовь. «Бегущий человек» планировал написать книгу о своих приключениях: в Китае он угодил за решетку из-за отсутствия документов, в Мексике его пытались ограбить люди с оружием, а в Гималаях он едва не замерз от холода.
Путешествие вокруг света Бена Карлина на джипе-амфибии.
После окончания Второй Мировой войны австралиец Бен Карлин решился пересечь и сушу, и водные препятствия на одном автомобиле – джипе-амфибии марки Ford 1942-го года выпуска, который он приобрел за 900 долларов на аукционе в Вашингтоне. Он пытался найти спонсоров, которые профинансировали бы его путешествие, однако даже в компании «Форд» его затею посчитали немыслимой и отказали.
Официально путешествие совершила семейная пара, поскольку Карлин взял вместе с собой жену Элеонору – «кругосветка» стала их свадебной поездкой. 16 июня 1948-го года, спустя почти 1,5 года подготовки, они стартовали из американского Нью-Йорка. Первая попытка оказалась безуспешной, как и пять следующих. Когда путешествие вокруг света прервалось в шестой раз, Элеонора вернулась на родину и подала на развод.
12 мая 1958-го года путешествие вокруг света на джипе-амфибии все-таки было завершено. Оно обошлось Бену Карлину в 35 тысяч долларов и 10 лет жизни. В общей сложности путешественник преодолел порядка 62-х тысяч километров по суше и около 17-ти тысяч по воде.
Путешествие Тура Хейердала на папирусной лодке.
В начале 1969-го года Тур Хейердал, норвежский учёный и писатель, отправился в плавание от берегов Марокко по Канарскому течению. Он хотел доказать реальность трансатлантических путешествий на парусной лодке.
Первая лодка с символичным названием «Ра» развалилась в воде из-за сильного ветра. Хейердал и его команда едва не утонули. Вторую лодку «Ра-II» ждал успех – она достигла Барбадоса, тем самым доказав, что древние мореплаватели могли пересекать огромные расстояния, невзирая на несовершенные конструкции лодок и множество опасностей, подстерегавших их в море.
Свое путешествие Хейердал описал в книге «Экспедиции на Ра», а также в документальном фильме, снятом вместе с советским журналистом и путешественником Юрием Сенкевичем.
Путешествие вокруг света Джессики Уотсон на розовой яхте.
Это путешествие вокруг света не попало бы в разряд необычных, если бы его не совершила столь юная особа. Австралийке Джессике Уотсон было всего 16 лет, когда она решилась пересечь планету на яхте, причём – в одиночку. Занимаясь парусным спортом с детства, она владела всеми необходимыми навыками для такого опасного мероприятия.
Розовая яхта, носящая название «Ella’s Pink Lady», покинула Сиднейскую бухту 18 октября 2009-го года, спустя месяц пересекла экватор, а 13 января 2010-го года приблизилась к мысу Горн. 15 мая 2010-го года, спустя 210 дней с начала путешествия, девушка достигла исходной точки, преодолев почти 9800 морских миль (18 тыс. км).
Одиночное плавание вокруг света Федора Конюхова.
Федор Конюхов – российский путешественник, совершивший 5 плаваний вокруг света, включая первую в истории России одиночную «кругосветку» на парусной яхте без заходов к берегу. Тогда на 36-футовой яхте «Караана» он совершил маршрут Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней, занявший 224 дня. Плавание Конюхова началось осенью 1990-го года и подошло к концу в июне 1991-го.
Позже он пересек Атлантический океан за 160 дней (22 декабря 2013 – 31 мая 2014) на весельной лодке «Тургояк», установив рекорд по пересечению океана в одиночку. Таких высоких результатов Федор Конюхов, мастер спорта по спортивному туризму, достиг благодаря хорошей физической подготовке.
Помимо прочих достижений, Конюхов стал первым человеком, трижды побывавшим на Северном географическом полюсе, Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Полюсе высоты и на мысе Горн.
Самое необычное путешествие вокруг света.
Удивительное путешествие вокруг земного шара совершил экипаж американской атомной подводной лодки «Тритон» в 1960-м году. 15 февраля подлодка погрузилась в воды Атлантического океана и спустя 9 дней достигла острова св. Петра и Павла в территориальных водах Аляски, откуда и началось ее подводное плавание вокруг света.
В качестве точки прибытия был намечен мыс Горн. Лишь один раз, у побережья Уругвая, субмарина была вынуждена подняться на водную поверхность, чтобы передать в руки медработников заболевшего моряка. Подлодка отклонилась от заданного курса, из-за чего путешествие подводников вокруг света не было зафиксировано официально.
Маршрут, который избрала команда, полностью повторял кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1519 – 1522). Так, подлодка успешно прошла через Тихий и Индийский океаны, миновала мыс Доброй Надежды и пересекла воды Южной Америки. К 10 мая 1960-го года, за 60 дней и 21 час пути, подлодка добралась до мыса Горн, тем самым завершив первое путешествие вокруг света, совершенное под водой.
Будьте интересными вместе с Я и мир!
Источник: worldi.ru
Фёдор Конюхов преодолел половину пути в ходе первого в истории одиночного путешествия вокруг света на весельной лодке «АКРОС»
Стартовав 6 декабря 2018 из новозеландского города Данедин, российский путешественник за два месяца на веслах преодолел расстояние по Южному океану, как от Москвы до озера Байкал – 5 400 километров. За это время российский гребец установил несколько промежуточных рекордов: самое длительное пребывание в Южном океане на весельной лодке – 62 дня (предыдущее достижение было у француза Джозефа Ле Гуена – 59 дней), наибольшее пройденное расстояние, а также, Федору Конюхову в океане исполнилось 67 лет, и на сегодняшний день он — самый возрастной океанский гребец.
Во время экспедиции подписчики Фёдора в соцсетях задают много вопросов, путешественник ответил на некоторые из них. Есть ли пластик, мусор в Южном океане? Ф.К.: Нет, в Южном океане я не видел пластика, ни одной бутылки или целлофанового мешка, хотя я нахожусь близко к воде. Правда ли, что облака другие, не такие, как над сушей?
ФК.: В океане, конечно, другие облака, особенно в Южном океане. Здесь низкая облачность, низкое давление, постоянные циклоны. Самая большая волна величиной с какой этаж? ФК.: Я специально не измеряю высоту волн, но когда поднимаюсь на гребень, видно очень далеко, как будто я на капитанском мостике судна. Вам не страшно?
ФК.: Любому человеку страшно в таком безбрежном просторе и так далеко от цивилизации, но я привык и знаю, как себя вести в этих ситуациях. Зачем вам это? ФК.: Я так живу, это мой образ жизни – познавать нашу планету, себя, окружающий мир.
Как всего лишь сантиметр обшивки корпуса выдерживает удары? ФК.: Корпус лодки выполнен из композитного «сэндвича» (внешний слой карбонового волокна, пенопласт, внутренний слой карбона. Также подводная часть проклеена кевларом, который используется в бронежилетах. Пока лодка выдерживает нагрузки. Если лодка перевернётся, что будет?
ФК.: Лодка спроектирована так, чтобы вернуться на ровный киль после переворота. Мы специально проводили roll over тест в мае прошлого года в Англии. Другое дело, что тест мы проводили без всего оборудования, без антенн. Теоретически, должна встать на ровный киль, но лучше мне избежать переворота на этих широтах. Как сушить вещи?
ФК.: Никак. В каюте для сна оборудован тёплый пол, состоящий из нагревательных элементов, какие используются у нас в домах и квартирах, но они лишь подогревают пол, а не сушат вещи. У меня несколько комплектов вещей, упакованных в специальные мешки, когда одежда становится насквозь мокрая и пропитанная солью, я ее меняю на сухую.
В океане из-за соленой воды невозможно высушить вещи. Для этого нужно прополоскать в пресной воде, а у меня ее ограниченный запас. Как лодку во время шторма не сносит с курса? ФК.: Лодка оборудована пером руля и автопилотом, он держит заданный курс.
Когда ветер усиливается до 25 узлов и понимается волна 3 метра и больше, я вынужден держать лодку по волне и по ветру, курс уже не важен, главное — пережить усиление ветра или шторм. Если ветер встречный, лодка стоит на месте или, при усилении, я вынужден развернуть лодку и лечь на обратный курс. Главное, не поставить лодку бортом к волне и не получить Т-образный удар.
Есть ли интернет? Как выходите на связь? ФК.: На борту два типа спутниковой связи от компании Iridium. Стационарный телефон для голосовой связи и сообщения через Iridium GO. Стоит отметить, в этом году я тестирую спутниковый мессенджер Bysky.
Отправляю сообщения со смартфона, по принципу обычного популярного мессенджера. Вот только фотографии пока не проходят, но партнёры из Iridium работают над этой задачей. Звоню в штаб ежедневно, вечером по Москве. Если сильно штормит, то обмениваемся короткими СМС-сообщениями, читаю ваши вопросы и пожелания. Что вы кушаете?
Какой рацион питания? Ф.К.: На борту специальное сублимированное питание, разработанное новозеландской компанией Radix. Его разрабатывали специально для таких проектов. Есть ли связь с проходящими судами? ФК.: С момента старта разошелся только с одним судном — и то, у берегов Новой Зеландии. Вот уже 60 дней никого не наблюдаю в океане. Радиоэфир молчит, это очень необычно.
Как переносите качку? ФК.: Качка – это постоянна проблема, океан невозможно выключить, здесь все время болтает, поднимает на волнах, качает с борта на борт. Лодка находится в постоянном движении. У кого слабый вестибулярный аппарат или сердце – не стоит выходить в океан на весельной лодке. Как вы спите? ФК.: Урывками по 20-30 минут, и так набираю необходимое количество сна.
Я не могу лечь и проспать 7 часов. Лодку обязательно развернет бортом к волне, приходится все время быть начеку и смотреть за заходами ветра, за сменой направления волн. Нехватка сна тоже создаёт проблемы, есть опасность допустить ошибку, особенно в штормовую погоду. Иногда забываешь пристегнуться страховочным поясом.
Какие мысли приходят во время путешествия, удалось ли что-то переосмыслить? ФК.: Все время только и делаю, что переосмысливаю жизнь, здесь для этого есть все условия. Мне кажется, человечество идет по неправильному пути, по пути разрушения себя и планеты. Мы очень мало созидаем.
Сколько миль отнимает шторм, как удерживаетесь в дрейфе? ФК.: Если шторм попутный, то продвигаюсь по курсу, но в этом и есть одна из проблем похода в Южном океане, здесь практически не бывает больше 3-х дней попутного ветра в отдельной взятой точке. Например, в Пассатах ветер может дуть от Канарских островов до Антигуа в одном направлении и на протяжении месяца.
Соответственно, ветер, волна, течение – все в одну сторону. В Южном океане циклонические системы закручиваются по часовой стрелке — если ты идёшь на парусной яхте по 300-350 миль за сутки, ты можешь двигаться с этим циклоном с запада на восток. А на весельной лодке из-за низкой скорости циклон проходит через тебя. Какие у вас солнечные батареи?
ФК.: Еще в 2017 году при разработке систем жизнеобеспечения на лодке «АКРОС» предусматривались три источника выработки энергии: солнечные батареи, ветрогенератор и система топливных элементов (EFOY). Я очень доволен тем, насколько эффективными оказались российские гибкие солнечные модули, изготовленные НТЦ тонкопленочных технологий в энергетике по технологии компании ТЭЭМП.
Фактически, отсутствует необходимость использования других источников. На лодке всегда положительный энергобаланс. Более того, ветрогенератор оказался самым бесполезным в этих условиях.
Когда океан спокоен и ветер не превышает 15 узлов, ветрогенератор не заряжает бортовые аккумуляторы, а когда ветер усиливается за 25 узлов и больше, поднимается волна, лодку бросает с борта на борт и использование ветрогенератора становится просто опасным. Также дизайнер лодки Фил Моррисон рекомендовал убирать ветрогенератор при штормовой погоде.
Если лодка перевернется на волне, ветрогенератор будет препятствовать возврату лодки на ровный киль. Суммарная пиковая мощность фотоэлектрических элементов, установленных на весельной лодке «АКРОС», составляет 720 Ватт. Они питают навигационные приборы, спутниковую связь, опреснитель воды, систему обогрева каюты. Удаётся поймать что-то в океане?
ФК.: У меня есть рыболовные снасти и блесны, но ни одной рыбы я не поймал, а вот кальмаров ловил. За два месяца поймал 10 кальмаров, обычно на закате они попадаюсь на флуоресцентную блесну. Для меня это гастрономический праздник. Какая организация регистрирует переходы в океанах на вёсельных лодках?
ФК.: Как FAI в аэронавтике регистрирует все рекорды и достижения, ORS (Общество Океанских Гребцов) в Лондоне отслеживает и регистрирует переходы через океаны на вёсельных лодках. ORS напрямую получает данные со спутниковых трекеров и поддерживает свою карту маршрута.
Источник: www.akros-llc.com