Научиться управлять парусником или яхтой — задача не из легких и требует времени и практики. Но все начинается с основ, а основы парусного спорта — это ключевые морские термины, которые необходимо выучить, чтобы уметь управлять лодкой в море. Первое, что приходит в голову начинающему моряку, — это то, как странно могут звучать термины.
Существуют специальные термины (общие для всех судов), которые используются для описания различных его частей. Каждый конец, сторона, длина и ширина лодки — и даже ее принадлежности — имеют свое специфическое название. Прежде чем приступить к управлению лодкой, яхтсмены должны ознакомиться со следующими терминами:
- корпус, или тело судна
- кили, или верхние края судна по бортам
- транец — поперечное сечение кормовой части судна
- колышек — это металлическая арматура, к которой можно прикрепить веревку или трос
- подфарники — красный для левого борта и зеленый для правого.
- также имеется круговой белый фонарь, расположенный в задней части судна.
Оптимист. Спортивная, детская яхта. Переворот.
В дополнение к предыдущим терминам, для описания различных частей судна используется следующая терминология:
- нос или передняя часть судна
- корма или задняя часть судна
- левый борт означает левую сторону судна
- правый борт — правая сторона судна.
Некоторые из дополнительных терминов, с которыми яхтсмены должны быть знакомы перед эксплуатацией лодки:
- корма — около или в кормовой части судна
- ширина — ширина судна, также направление под прямым углом к осевой линии судна
- трюм — самая низкая точка внутренней части корпуса лодки
- осадка — вертикальное расстояние от ватерлинии до самой нижней точки киля; минимальная глубина воды, на которой судно будет плавать
- нос — на борту судна, направление к передней части судна — к носу
- свободный борт — вертикальное расстояние от ватерлинии до киля
- киль — основной элемент конструкции судна; его остов. Боковая зона под корпусом, которая помогает обеспечить устойчивость и уменьшить боковой дрейф лодки.
- ватерлиния — точка пересечения корпуса лодки с поверхностью воды.
Существует еще много терминов, которые необходимо знать судоводителю, и тем более, если вы планируете управлять парусной лодкой. Однако при достаточном упорстве вы сможете запомнить их все, особенно если будете постоянно плавать на своей яхте.
Источник: dailyboats.com
Шкипер или Капитан?
Не каждый Шкипер, даже сертифицированный, становится Капитаном. И я постараюсь вам объяснить разницу.
Виды яхтенных прав — ISSA, IYT, RYA, ГИМС — как выбрать? #interparus
Если Вы прочитали мою предыдущую статью «Как стать капитаном яхты»……
то у вас уже должно появиться недоумение: почему в заголовке стоит вопросительный знак.
По моему твердому убеждению не каждый Шкипер, даже сертифицированный, становится Капитаном. И я постараюсь вам объяснить разницу.
Но сначала давайте представим, что Вы правильно и внимательно прочитали мою предыдущую статью. Правильно выбрали свою первую яхтенную школу, у вас был потрясающий инструктор, любящий и понимающий свое дело, и вы стали счастливым обладателем сертификата капитана парусной яхты, причем как мы уже знаем неважно какой системы.
Bareboat Skipper (IYT) или Inshore Skipper (ISSA).
Поздравляю Вас! Первый шаг на пути к морским просторам вы сделали. НО: Вы уже знаете, что первая ступень BBS и IS позволяет вам ходить на парусно-моторной яхте длиной до 24м, на удалении от берега 20 морских миль и в светлое время суток. Хорошо это или плохо? Достаточно или мало?
Давайте попробуем оценить…
Если вы собираетесь один-два раза в год покататься на парусной яхте со своими друзьями или семьей в южных морях вдоль берега, делая небольшие переходы между городами (маринами) и не собираетесь в дальние морские путешествия- то вам этого вполне достаточно.
Но если вы почувствуете, что вам уже мало дневного плавания вдоль берега, вам нужны уже дальние морские просторы и вы не собираетесь «прибить ваши права на стенку», то вам придется обучиться на следующий уровень, к которому приходят рано или поздно все начинающие яхтсмены.
YACHTMASTER COSTAL (IYT) который позволяет уже плавать на удалении до 60 морских миль, включая ночное время. Насколько это важно и насколько это далеко?
Начну с удаления 60 морских миль- например Адриатическое море шириной 100-120 миль, а это означает, что для того, чтобы его пересечь с Балкан в Италию вам уже нужен уровень COSTAL. Тем более что часть вашего пути пройдет в темное время суток.
Кстати, совсем недавно: 2-3 года назад некоторые чартерные компании Греции перестали выдавать лодки в чартер обладателям первой ступени сертификатов «дневных шкиперов», обосновывая свое решение тем, что они не могут проконтролировать, чтобы начинающие шкипера не плавали по ночам…
Контроль за соблюдением норм, правил безопасности и соответствия сертификатов лежит на чартерных компаниях, но в большей степени на Coast Guard (береговой охране). Хотя никаких особых наказаний, за несоблюдение норм и соответствий ваших сертификатов, к вам применено быть не может. В свое время, я умудрился с правами Inshore Skipper (ISSA) пройти по Атлантическому океану от Канарских островов до Балеар. И только возле острова Ибица меня остановила испанская береговая охрана и после проверки документов и заметив несоответствие документов капитана был выписан административный штраф, причем не на меня как шкипера, а на чартерную компанию.
Но этот пример не должен вас настраивать на нарушение международных норм и правил.
Да и я в свое время нарушил по причине того, что в свое время мне не рассказали всех этих тонкостей.
Итак внимательно изучив ниже приведенную таблицу совсем нетрудно сделать выводы и поставить себе цели: до какого уровня обучения Вы захотите дойти.
Это может быть Любительский (развлекательный) уровень RECREATIONAL до OCEAN MASTER
Так же, это может быть уровень Образовательный (инструкторский) – вдруг вы захотите стать инструктором
И в конце концов, это может быть уровень Профессиональный, где градацией является водоизмещение яхты – 200 БРТ
Но давайте вернемся к главной цели и попытаемся разобраться какая разница между Шкипером и Капитаном? И есть ли она?
Вообще-то если честно, то в переводе с английского Шкипер и есть капитан, но я вкладываю в слово КАПИТАН гораздо больше смысла… я выскажу вам свое мнение, а вы потом возразите … или согласитесь со мной.
Если кратко то любой Капитан – это Шкипер, но не каждый шкипер может стать Капитаном.
Шкипер – это человек который в пределах данной ему компетенции может управлять судном.
Капитан же это человек с гораздо бОльшим набором функций, прав, обязанностей, моральных принципов, опыта как морского так и жизненного. Капитан на борту отвечает за всех и за всё! Именно поэтому Капитан – первый после бога на судне.
Капитан, лично для меня, это в первую очередь ОРГАНИЗАТОР всех и всего.
Именно от капитана зависит внутренний мир, атмосфера и настроение команды.
И еще капитанство – это ответственность, причем ответственность не прописанная в твоих должностных инструкциях, а ответственность внутри тебя самого, в мозгах, в крови, в душе…
Ответственность постоянная и за все: за безопасность, за судно, за экипаж, за здоровье всех и каждого в отдельности, за атмосферу в экипаже и за жизнь!
Причем не следует забывать, что согласно МППСС-72, ответственность капитана «распространяется не только на действия, но и на бездействия, которые привели или могли привести к непоправимым последствиям».
Капитан просто обязан всегда помнить 7 правило МППСС, которое гласит, что «если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует.»
А хороший капитан должен экстраполировать это правило на всю свою деятельность и жизнедеятельность всего экипажа.
Хороший капитан всегда должен предвидеть возможные развития событий в любой обстановке и всегда иметь два, а лучше три, возможных варианта развития событий. Ведь море ошибок не прощает. И по своей сути – это не свойственная для человека среда обитания. Поэтому капитан должен быть всегда начеку. И запомните капитан не спит- капитан отдыхает.
Трудно найти определение НАСТОЯЩЕГО капитана, как и трудно дать определение ХМП (Хорошей морской практике), хотя именно эти два понятия неразделимы.
Хорошая морская практика – это как бы неписанный свод законов, морских обычаев, теоретических знаний, практического опыта, морской культуры, вопросов безопасности. Именно знание и выполнение всех заповедей Хорошей Морской Практики, на мой взгляд, и отличает обычного рядового шкипера от Капитана.
Капитан должен и обязан не только сам выполнять все требования ХМП, но и научить этому весь свой экипаж. Не только членов команды, но и пассажиров.
Хорошей морской практикой является:
- инструктаж по устройству судна и правилам техники безопасности перед каждым выходом в море,
- инструктаж по использованию спасательного оборудования и подгонка спасательных средств,
- рассказ и показ как пользоваться устройствами и механизмами на лодке,
- обязательный инструктаж о системах жизнедеятельности: водоснабжении, канализации, газовым оборудовании, купальной платформе и душем.
- инструктаж по размещению на лодке личных вещей и подготовка к выходу в море,
- рассказ всем о маршруте всего похода и о планах ежедневных переходов.
Источник: spbsail.com
Обучение навыкам управления парусной и моторной яхтой
Яхтенный капитан – это звучит гордо! Если вы хотите связать свою жизнь с морем и планируете самостоятельно брать яхту в чартер, то необходимо пройти обучение на Капитана парусной или моторной яхты.
Зачем нужны яхтенные права Капитана прибрежного плавания?
Совершенно свободно планировать маршруты и зафрахтовать яхту в любой точке земного шара, путешествовать с комфортом или участвовать в регате – все это возможно, если у вас есть права на управление яхтой.
С чего начать?
По возрасту, полу и прочим принадлежностям ограничений абсолютно нет! Яхтинг, как и парусный спорт – один из самых демократичных! Обучение управлению яхтой можно начинать как с нуля, так и с опытом. В любом случае знания будут систематизированы и проверены на экзамене.
Капитан парусной яхты
После прохождения полного курса практики и успешного экзамена вы сможете самостоятельно управлять чартерной яхтой до 15 м (47 футов) или собственной яхтой до 24 м (80 футов) на удалении до 25 миль от берега в дневное время суток.
Капитан моторной яхты
Получив права на управление моторной лодкой по международной системе International Yacht Training (IYT) вы сможете самостоятельно управлять собственной — до 24 м (80 футов) или чартерной моторной яхтой — до 10 м (37 футов) — на удалении до 25 миль от берега в дневное время суток.
Документы по окончании курса?
Прошедший курсы яхтенного Капитана получает сертификат, подтверждающий то, что его обладатель имеет базовые знания и навыки для управления чартерной или собственной яхтой на удалении до 25 миль от берега в дневное время суток.
Второй документ – сертификат радиооператора VHF, свидетельствующий о наличии базовых знаний и навыков для переговоров по VHF радиостанции.
Третьим документом является Паспорт яхтсмена (логбук). В него заносятся личные данные человека, информация о пройденных учебных курсах, нахоженности миль и типы судов, на которых ходил яхтсмен.
Что будет уметь выпускник по завершении курса Яхтенного Капитана?
Капитан сможет грамотно и по типовой схеме принять/сдать яхту, проверить работу всех систем судна и провести инструктаж по безопасности экипажа. Он может работать с компасом, картплоттером и вести переговоры по VHF радиостанции. Права Капитана подразумевают умение управлять яхтой под парусами и мотором, швартоваться, вставать на якорь и муринг. После курса обучения шкипер сможет анализировать погодные условия, прокладывать маршрут, подготавливать и осуществлять переход на 200 миль.
Источник: pavlin-travel.ru