Изобретателем лодочного мотора был американец норвежского происхождения Оле Эвинруд. Любитель прогулок по воде однажды он был озарен идеей: это случилось в погожий жаркий летний день когда Оле кушал мороженное, именно тогда ему в голову пришла идея не жаростойкого сорта пломбира или холодильника – а подвесного лодочного мотора.
Существовали прототипы лодочных моторов и до этого, но мотор Оле приобрел значительную популярность и оказался коммерчески востребованным, поскольку был гораздо совершеннее и надежнее конкурентов. С тех пор множество рыболовов и любителей отдыха на природе опускают в воду лодочный мотор и заводя его вспоминают Оле Эвинруда.
Какой же была жизнь этого изобретателя и как продвигалась его идея?
Родился Оле Эвинруд 19 апреля 1877 года в Норвегии, а когда он достиг пятилетнего возраста, то его семья перебралась в Соединенные Штаты Америки. Оле навсегда запомнился переезд в Америку, поскольку во время путешествия он был увлечен миром механизмов и практически не выходил и машинного отделения, где учился у матросов. В дальнейшем семья проживала на ферме в штате Висконсин. У Оле было 10 братьев и сестер, чтобы прокормить семью приходилось трудиться в поте лица, но все свободное время мальчик отдавал мечте – мастерил модели парусников, в нем навсегда осталась память о море. В 16 лет он решил посвятить свою жизнь механике и устроился подмастерьем в мастерскую Джонсона и Фуллера, затем переезжал в Питсбург и Чикаго, где учился работе на различных станках.
Всерьез заинтересовавшись безлошадными повозками и двигателями внутреннего сгорания, Оле Эвинруд возвращается в родной Висконсин, где открывает мастерскую Clemiek https://www.sport-weekend.com/kto-izobryol-lodochnyy-motor.htm» target=»_blank»]www.sport-weekend.com[/mask_link]
Водный Мир
Прогулки на катере,
водно-моторная техника,
запчасти ремонт.
Как выбрать лодочный мотор.
Новый или подержанный.
Двух или четырех тактный.
Как был создан лодочный мотор.
Кто и когда придумал лодочный мотор.
О компании
Как был создан лодочный мотор.
Кто и когда придумал лодочный мотор.
В море патентов, относящихся к концу прошлого и началу нынешнего веков, существует множество предложений по конструкции компактного механического привода, который должен был заменить древнее весло и притом мог быть применен на любой лодке.
В октябре 1866 г. американец Томас Рис получил патент № 59074 на изобретенный им «винтовой пропеллер» — навешиваемое на транец лодки съемное устройство с гребным винтом, приводимым во вращение. вручную через маховик с рукояткой. подобно приводу швейной машинки. Пятнадцатью годами позже француз Густав Труве продемонстрировал на Всемирной выставке в Париже первый подвесной электромотор. С появлением легких бензиновых двигателей предложения по использованию их на малых судах, в том числе и в универсальном, навешиваемом на транец варианте, посыпались одно за другим. Так что сейчас довольно трудно, а, может быть, и невозможно опреде лить, кто же именно по существу является изобретателем лодочного подвесного мотора?
Достоверно одно:первые промышленные образцы подвесных бензиновых моторов были созданы в 1909 г. Олом Эвинрудом — американцем норвежского происхождения. С тех пор началась цепная реакция широкой моторизации лодочного флота, сослужившая немалую службу в приобщении к технике многих народностей во всех частях света, где решающую роль играли и играют рыболовство, морские промыслы или перевозки по лесным рекам.
За прошедшие 90 лет было выпущено более 20 миллионов подвесных моторов сотен различных моделей. А о том, как все это начиналось, рассказывает известный английский летописец водно-моторного спорта Кевин М. Десмонд.
Среди нескольких создателей современного подвесного лодочного мотора наиболее яркой личностью был Ол Эвинруд. Он родился 19 апреля 1877 г. в Норвегии первым из одиннадцати детей Эндрю и Беаты Эвинрудов. В семье Эндрю мужчины из поколения в поколение были механиками и кузнецами, однако среди предков было немало и моряков — потомков викингов. Трое из них трагически погибли в море, и это заставило Эндрю выбрать сугубо сухопутную профессию — фермера и садовника.
Когда Олу исполнилось 5 лет, Эвинруды эмигрировали в США. В штате Висконсин близ озера Рипли Эндрю купил ферму. Здесь мальчик начал ходить в школу — восемь месяцев в году в английскую и три месяца в норвежскую. Любимым предметом стала математика, знание которой впоследствии ему очень пригодилось. В возрасте 10 лет Олу пришлось оставить школу, чтобы помогать отцу на ферме.
В это же время проявились его способности к механике. Он сберег много времени и отцу и соседям-фермерам, ремонтируя сломанные упряжки и оси повозок, поскольку обычно для этого приходилось ездить к кузнецу, жившему довольно далеко. Зато мальчик не мог терпеть сельскохозяйственные работы.
Когда Олу было 15 лет, он в тайне от родителей начал строить за амбаром маленький парусник. В один прекрасный день отец увидел еще недостроенную лодку. В ярости Эндрю схватил топор и разбил ее в щепки, а сыну приказал сжечь их.
В еще большем секрете мальчик стал строить вторую лодку. Закончив постройку, он показал свое детище отцу. На сей раз Эндрю не только сдался (он понял, что сын никогда не будет фермером), но и помог Олу довезти лодку до озера Рипли. С берега старший Эвинруд часто наблюдал, как его сын учится управлять парусом.
Этим же летом юный судостроитель заработал несколько долларов, катая по воскресным дням отдыхающих. Осенью 1893 г. 16-летний Ол проделал пешком 20-мильный путь до Мадисона. Здесь он устроился за 50 центов в день на работу в небольшую фирму, производившую сельскохозяйственные машины. За короткий срок юноша научился работать на различных станках.
По вечерам он изучал взятые в библиотеке книги по математике и инженерным наукам. После этого он работал еще на двух фабриках, где совершенствовал свои знания механики, затем отправился в Питтсбург изучать сталелитейное дело, а оттуда — в Чикаго, где освоил инструментальное дело.
Наконец, приехав в Милуоки, Эвинруд открыл собственную модельную мастерскую. Но довольно скоро мастерскую пришлось закрыть — не из-за отсутствия заказов, а просто потому, что ее владелец оказался совершенно неспособным бизнесменом. Ему пришлось наняться в небольшую компанию руководителем модельной мастерской и инженером-консультантом.
В свободное время Ол построил свой первый двигатель. Занимался он этим в подвале того дома (меблированные комнаты), в котором жил. Двигатель был двухтактным, одноцилиндровым, с воздушным охлаждением. Вскоре окрыленный успехом молодой изобретатель собрал и четырехцилиндровый двигатель, который поставил на свой автомобиль.
Он совершал на нем поездки как по Милуоки, так и по его окрестностям — на рыбалку. Этот автомобиль оказался настолько надежным, что Ол решил создать вместе с инженером Кломиком собственное небольшое автомобильное производство. В ведении счетов и переписки им стала помогать 18-летняя машинистка Бесс Кэрн.
Через короткое время между Эвинрудом и Клемиком стали возникать разногласия, и они расстались. Ол попробовал еще раз организовать собственную компанию, но опять потерпел неудачу. Тогда он снял помещение в кузнечной мастерской и снова занялся изготовлением литейных моделей, это приносило ему твердый заработок. Бесс Кэрн продолжала ему помогать.
Вскоре произошло событие, которое имело, можно сказать, историческое значение. Августовским воскресным днем Ол, Бесс и их друзья отправились отдохнуть на озеро Окочи, которое раскинулось недалеко от Милуоки. Они заканчивали ленч, когда Бесс заявила, что ей хочется мороженого.
Как настоящий кавалер, Ол прыгнул в лодку и поплыл в местечко Шатц, расположенное на противоположном берегу озера. Пока он плыл назад, мороженое растаяло. Компания посмеялась над незадачливым кавалером, и случай, казалось бы, забылся.
Однако через год после свадьбы 31-летний Эвинруд подошел к своей 22-летней жене, нянчившей новорожденного Ральфа, и заявил:
- Бесс, я сделал мотор, который можно подвесить к корме лодки. Мороженое можно будет довезти до желающих прежде, чем оно растает! Вот он. Тебе нравится?
- Ол, — вздохнула Бесс. — Сейчас у нас просто нет денег на твои изобретения. А вообще, он больше похож на мельницу для кофе!
Через несколько дней Ол и один из четырех братьев его жены — Рас Кэрн — прикрепили «кофейную мельницу» к корме нанятой за 50 центов старенькой лодки. Ол крутанул маховик, и лодка вошла в реку Киникиник.
Рас Кэрн вспоминал:»Был апрель 1909 г. Большие угольные баржи снаряжались перед началом навигации. Мы миновали с полдюжины таких барж. Находившиеся на них матросы подбегали к бортам, чтобы поглазеть на нас. Они махали руками и что-то кричали, но из-за сильного грохота мотора мы ничего не могли разобрать. Когда Ол прибавил скорость до 5 миль в час, их энтузиазм заметно возрос».
По совету Бесс, Ол поставил на «кофейную мельницу» глушитель. Затем купил и сделал 25 комплектов деталей для двигателей. Поставив двигатель на лодку, он дал ее одному из приятелей на выходные дни. Лодка показала себя превосходно! Приятель вернулся с озера Пиуоки с заказом на 10 моторов.
Все 10 моторов Эвинруд сделал вручную. (Каждый имел мощность 1,5 л. с., весил 28 кг и стоил 62 доллара.) Затем сделал еще 15. Бесс была уверена, что уж в этом-то деле ее муж будет более удачлив, чем в предыдущих. Она сочинила и поместила в городских газетах следующее объявление:»Грести больше не надо! Пользуйтесь подвесными лодочными моторами Эвинруда!
Прикрепляется к любой лодке с квадратной кормой за две минуты. Простые и компактные, надежные и долговечные, легко переносятся вручную. «Эвинруд Мотор Ко», Милуоки, США».
Бесс начала рекламную кампанию и в газетах других городов страны. Прежде всеми делами конторы ведала она и ее сестра Дороти, однако кампания оказалась столь успешной, что им пришлось нанять еще шестерых стенографисток. Ол тем временем нанял сотню рабочих для своей новой фабрики.
В 1911 г. Крис Мейер, президент компании «Мейерс Тагбоут Лайнз», вложив капитал в 5000 долларов, стал совладельцем компании Эвинруда. Это дало им возможность рекламировать свою продукцию за пределами США. Благодаря усилиям одного из сотрудников, датчанина Олафа Миккельсена, моторы стали покупать Норвегия и Швеция. Настал день, когда Эвинруд получил заказ на тысячу моторов, а еще через некоторое время заказы исчислялись уже десятками тысяч.
В течение трех лет Ол проверял в бассейне каждый мотор, Бесс вела всю деловую переписку — оба работали очень напряженно. Перенапряжение сказалось на хрупком здоровье Бесс, и ей пришлось отказаться от помощи мужу. Оставаясь бездарным бизнесменом и нуждаясь в отдыхе, Эвинруд в 1913 г. продал все дело Крису Мейеру.
Однако сидеть сложа руки он не умел; купил большой автомобиль фирмы «Паккард» и переделал его на свой вкус (в нем можно было даже обедать). На этой машине вместе с женой и сыном Ол объехал Соединенные Штаты. В 1915 г. Эвинруд купил крейсерскую яхту, на которой плавал вокруг Флориды. Почувствовав тягу к путешествиям, он спроектировал и построил 13-метровое судно «Бесс Эмили», на которое поставил восьмицилиндровый V-образный двигатель. На нем все лето 1917 г. семья Эвинрудов путешествовала по Великим озерам.
Однако забыть подвесные моторы Ол не мог. Той же зимой в одном из нью-орлеанских отелей он спроектировал облегченный двигатель, а вернувшись в Милуоки, продолжал совершенствовать его конструкцию.
Однако старый партнер Крис Мейер не проявил интереса к переходу на производство нового двигателя мощностью уже 3 л. с., но весившего всего 21 кг — он предпочитал сталь и бронзу, а не алюминий. Тогда Эвинруды организовали свою компанию, которая в 1921 г. начала выпускать облегченные двигатели. Их продавали тысячами, причем каждый двигатель снабжался комплектом инструментов. Летний дом Ола на озере Окономоуок стал по сути дела испытательной лабораторией фирмы. Почти каждый год на рынке появлялась новая модель подвесного двигателя.
В 1929 г. по инициативе промышленника Стефана Бригса старая и новая фирмы Эвинрудов были объединены; к ним присоединилась еще одна фирма по производству подвесных моторов. В результате образовалась компания «Аутборд Мотор Корпорейшн», президентом которой стал Ол.
От тяжелой работы снова заболела Бесс, и 52-летнему Олу пришлось опять везти ее на Великие озера. Но болезнь зашла слишком далеко. В мае 1933 г. Бесс скончалась. И хотя Ол перегружал себя разнообразными занятиями — занимался фотографией, стрельбой, постоянно путешествовал, жить без жены он не смог:умер через 14 месяцев после Бесс.
Джим Уэбб, работавший с Эвинрудом с 1926 г., вспоминал:»Ол Эвинруд был самым честным из всех, кого я знал. После общеамериканского финансового кризиса 1929 г. он продолжал помогать многим своим старым сотрудникам. Эвинруд был необычайно застенчив, но когда ему все-таки приходилось говорить, это звучало убедительно».
Подвесные моторы Эвинруда выпускаются до сих пор — в 26 модификациях мощностью от 2 до 450 л. с. А на озере Окочи все еще продают мороженое.
Кевин Десмонд, журнал «Катера и Яхты» № 115
Источник: www.water-world57.ru
Кто придумал лодочный мотор
Создание первых промышленных образцов лодочных моторов связано с именем Ола Эвинруда — американца норвежского происхождения. Потомок викингов, он с детства любил море, имел конструкторские наклонности и еще в подростковом возрасте начал строительство своих первых лодок. Свой первый двигатель он изобрел в 1905 году. Это был двухтактный одноцилиндровый мотор с воздушным охлаждением.
На волне успеха молодой изобретатель вскоре собрал четырехцилиндровый двигатель и поставил его на свой автомобиль, а затем совместно с инженером Клемиком открыл небольшое автомобильное производство. После возникновения разногласий с компаньоном, Ол вышел из дела, а при создании собственной компании его постигла неудача. Тогда, чтобы как-то прокормиться, он снял небольшое помещение в кузнечной мастерской, где занялся изготовлением литейных моделей.
В 1909 г. Ол Эвинруд собрал лодочный мотор, который подвешивался к корме лодки, и поставил на него глушитель. Прототип имел большой успех, и к Олу стали поступать заказы. Все лодочные моторы изготавливались вручную. Они имели мощность 1.5 л.с., вес 28 кг и стоимость 62 доллара. Благодаря удачной рекламной кампании в городских газетах, вскоре была открыта небольшая фабрика, на которой было занято около сотни рабочих.
В 1911 г. совладельцем компании Эвинруда стал президент компании Мейерс Тагбоут Лайнз Крис Мейер, вложивший капитал в 5000 долларов. Началась рекламная кампания за пределами США, и вскоре эти лодочные моторы стали продаваться в Норвегию и Швецию. Заказы стали исчисляться тысячами, а затем и десятками тысяч.
В течение трех лет Ол лично испытывал все лодочные моторы в бассейне, но вскоре отошел от дел и в 1913 г. продал свое дело Крису Мейеру.
Однако, жизнь без изобретений теряла для Ола всякий смысл, поэтому, почувствовав вкус к путешествиям, он построил 13-метровое судно, на которое поставил восьмицилиндровый V-образный двигатель, и продолжал конструировать подвесные лодочные моторы. В 1917-1918 годах он спроектировал облегченный двигатель из алюминия и усовершенствовал его конструкцию.
Мощность его составляла уже 3 л.с. и весил он 21 кг. Старый компаньон Крис Мейер не проявил интереса к новому двигателю, и тогда Эвинруд организовал собственную компанию, и с 1921 года начался выпуск облегченных лодочных моторов. Продажи шли очень успешно, к каждыму такому агрегату прилагался в виде бонуса комплект инструментов. Кроме того, почти ежегодно изобретатель создавал новую модель лодочного мотора.
В 1929 г. путем соединения нескольких фирм была образована компания Аутборд Мотор Корпорейшн, и Ол Эвинруд стал ее президентом. Лодочные моторыЭвинруда известны и по сей день – они выпускаются в 26 модификациях с мощностью от 2 до 450 л.с.
Важно: Перепечатка материала допустима только при наличии прямой индексируемой ссылки на источник
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 27.10.2011 Прочитано: 7068 |
Источник: www.vselp.ru