Крепостной Ефим Никонов по приказу Петра I приступил к постройке «потаенного судна».
Идея кораблей, которые могли бы плавать под водой, появилась еще в античные времена. Существуют свидетельства, правда неточные, что еще на вооружении у Александра Македонского был подводный колокол. На исламской картине XVI века действительно изображен Александр Македонский, погружающийся в воду с корабля в чем-то похожем на прозрачный бидон.
В России первые попытки построить подводную лодку были предприняты, как ни удивительно, при Петре I (хотя, впрочем, неудивительно). Бывший крепостной Ефим Прокопьевич Никонов в 1718 году подал челобитную Петру I о постройке «потаенного судна».
Дело было как раз в разгар Великой Северной войны, Петр вовсю строил Балтийский флот. Поэтому к такому инновационному предложению отнесся весьма благосклонно. Указ, с которым Никонов отправился на верфь возле Сестрорецка, гласил: «Таясь от чужих глаз, построить опытное судно для испытания на реке».
Для начала Никонов построил модель судна длиной 6 метров. По форме оно напоминало бочку, а корпус из сосновых досок для герметизации обтянули шкурой тюленей. В проект данного судна Никонов добавил мелкокалиберные пушки, трубку для метания сосудов с зажигательной смесью и механические приспособления для уничтожения кораблей.
При первом же испытании произошла авария (видимо, Никонов не очень был в ладах с физикой): подводное судно сильно ударилось о дно и дало трещину. Царь Петр, несмотря на разочарование, проект не свернул.
Через год было произведено второе испытание, но снова неудачное. Лишь на третьем испытании в 1727 году судно было спущено на воду.
Никонов наверняка бы построил целую флотилию потаенных судов, но Петр I уже умер, и изобретателю пришлось отправиться в Астрахань на верфь простым плотником.
Источник: www.maximonline.ru
Из истории подводных сил России. Строительство первых подводных лодок для русского ВМФ
Конец XIX – начало XX веков характеризуется ростом заинтересованности военно-морских сил многих стран мира к подводным лодкам и, как следствие, развитием подводного кораблестроения. Главным инспектором кораблестроения Н.Е. Кутейниковым была проанализирована информация о состоянии подводного плавания в мире, собранная русскими военными и морскими агентами (атташе). По результатам проведенного исследования, в 1900 году был сделан вывод о возможности успешного проектирования и постройки подводных лодок русскими инженерами на русских заводах, что положило начало отечественному подводному кораблестроению.
Для прикладного решения данной задачи, 19 декабря 1900 года была создана комиссия по проектированию подводных судов в составе старшего помощника судостроителя И.Г. Бубнова, старшего инженер-механика И.С. Горюнова и лейтенаниа М.Н. Беклемишева.
Разместившись в здании Опытового бассейна, комиссия разработала и 03 мая 1901 года представила проект первой подводной лодки – «миноносца № 113» [в те годы в Русском ВМФ класс подводных лодок официально еще не существовал — прим.] (с марта 1902 года – «миноносец № 150», с мая 1904 года – «Дельфин»). Чертежи лодки были разработаны конструкторским бюро Балтийского завода, со временем преобразованное в отдел подводного плавания («Подпла») [ныне – Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — прим.].
Прочный корпус круглого сечения имел длину 19,6 м и диаметр 3,35 м, снаружи был обшит досками из лиственницы. В районе миделя была установлена небольшая прочная рубка цилиндрической формы, имевшая люк с крышкой.
Цистерны главного балласта размещались в носу и в корме, управление по ходу движения осуществлялось вертикальным рулем, по глубине – тремя парами горизонтальных рулей, установленных в носу, на миделе и в корме. Для надводного хода использовался 300-сильный бензомотор, для подводного – электродвигатель мощностью 120 л.с., приводившие в действие гребной винт. Скорость надводного хода составляла 8,5 уз., подводного – 5-6 уз. Вооружение составляли два торпедных аппарата Джевецкого [решетчатые пеналы, устанавливаемые снаружи прочного корпуса — прим.] для 381-мм торпед образца 1898 года. Водоизмещение миноносца составляло 113/124 т., глубина погружения – 50 м, экипаж – 10 человек (первоначально).
Заложенный на Балтийском заводе 05 июля 1901 года, в мае 1902 года «Дельфин» был спущен на воду и 06 июня 1904 года вошел в состав Русского ВМФ.
Успешное строительство и испытания «Дельфина» подтвердили возможность создания подводных лодок на отечественных заводах. Накопленный при этом опыт послужил основанием для разработки нового проекта – «подводного миноносца № 140», который был закончен И.Г. Бубновым и М.Н. Беклемишевым к декабрю 1903 года.
С января по март 1904 года Морское министерство заказало Балтийскому заводу шесть подводных лодок, вступивших в строй в течение этого года. В их числе – «Касатка», «Скат», «Налим», «Макрель», «Окунь» и «Фельдмаршал граф Шереметев» [построена на средства семьи графов Шереметевых, пожелавших таким образом увековечить память своего предка, одного из главных сподвижников Петра I — прим.].
По своим размерениям новые лодки были больше – 33,5 м длины и 3,35 м ширины, водоизмещением 140/177 т. Цистерны главного балласта (ЦГБ) располагались в оконечностях прочного корпуса и именовались: носовая – «черная», кормовая – «красная». Глубина погружения – 50 м. Для надводного хода использовался 400-сильный бензомотор, для подводного – электромотор 100 л.с., обеспечивавшие скорость 8,5 уз. и 5,5 уз., соответственно.
Дальность плавания составляла 700 миль в надводном положении и 70 миль в подводном. Вооружение лодки составляли четыре торпедных аппарата Джевецкого, размещенных снаружи прочного корпуса, побортно, в носу и в корме от миделя. Для придания лучшей мореходности лодки имели более развитую надстройку, форштевень был приспособлен для тарана малых судов.
Экипаж – 25 чел., в т.ч. два офицера. Первоначально, первая прочная рубка размещалась в носу лодки, а вторая – по середине, над выходным люком. На испытаниях «Касатки» проявился конструктивный недостаток – дифферент на корму, для устранения которого в задней части корпуса установили рубку-поплавок и увеличили площадь горизонтальных рублей. Перископы были размещены в носовой и средней рубках, при этом перископ в средней рубке был оснащен дальномером. Впоследствии (после Русско-японской войны) на лодках этого типа прочные рубки были заменены на одну – больших размеров, установленную на миделе.
Из числа зарубежных судостроительных фирм, наибольшего успеха в подводном кораблестроении достигла «Holland Torpedo Boot Company» (США), принадлежащая Дж. Ф. Голланду. С 1903 года представителем данной фирмы в России стал «Невский судостроительный и механический завод» (Санкт-Петербург), наделенный правом постройки подводных лодок по проектам этого конструктора.
10 февраля 1904 года Морское министерство признало желательным постройку одной – двух лодок по проекту «Holland-VIIR», а начавшаяся двумя неделями позже Русско-японская война потребовала экстренного усиления флота. В итоге Невский завод получил заказ на строительство пяти подводных лодок Дж. Ф. Голланда, Морское министерство приобрело готовую ПЛ «Fulton» (без торпедного оружия), получившую в Русском ВМФ наименование «Сом».
Подводные лодки типа «Сом» были однокорпусными, веретенообразной формы, с утолщенными обводами в носовой и зауженными в кормовой частях. Для улучшения мореходности применялась небольшая надстройка, прочная рубка размещалась посередине корпуса и имела восемь иллюминаторов для наблюдения в позиционном положении.
Водоизмещение – 105/120 т., длина – 19,8 м, ширина – 3,6 м. Для надводного хода использовался бензомотор мощностью 160 л.с., для подводного – электромотор на 70 л.с. Дальность плавания надводным ходом составляла 430-500 миль, в подводном – 30-40 миль, скорость полного надводного хода составляла 8,5 уз., подводного – 6,0 уз.
Управление осуществлялось крестообразными парами вертикальных и горизонтальных рулей, расположенных за винтом. Балластные цистерны располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом. Глубина погружения — 30 м. Экипаж – 18-20 чел. Вооружение – один 457-мм носовой трубчатый торпедный аппарат, размещенный в прочном корпусе, запас торпед – 3 шт.
Для наблюдения и управления стрельбой в подводном положении был установлен перископ. Подводные лодки этого проекта [начав опыты по строительству подводных лодок в 1875 году, к началу XX века Дж. Ф. Голланд создал удачный проект «Holland-VII», по которому были построены подводные лодки для США, Великобритании, Швеции, Японии, России и ряда других стран — прим.] положительно отличались от ПЛ своего времени, обладая сравнительно лучшими показателями скорости хода и быстроты погружения, продуманностью конструкторских решений и удобством размещения механизмов.
Закладка всех пяти лодок по проекту Дж. Ф. Голланда состоялась на Невском заводе в один день — 10 мая 1904 года, с плановым окончанием работ к концу этого года. Однако из-за отсутствия опыта, постройка подводных лодок продвигалась медленно, корабли вступили в строй уже после Русско-японской войны. До конца мая 1906 года в состав русского флота вошли «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга» и «Лосось». В 1907 году была построена еще одна ПЛ этого проекта – «Судак».
В условиях начавшейся Русско-японской войны и с целью усиления флота, в апреле 1904 года у фирмы «Lake Torpedo Boat Co» (США) была приобретена ПЛ «Protector» (в русском флоте – «Осетр») конструкции С. Лэка и заключен контракт на строительство еще пяти лодок, получивших общее наименование – типа «Осетр». При водоизмещении 153/187 т., лодки имели однокорпусную конструкцию длиной 22 м и шириной 3,6 м, вооружались 457-мм трубчатыми торпедными аппаратами – двумя в носу и одним в корме, запас торпед – 5 шт. Энергетическая установка – двухвальная, с двумя газолиновыми двигателями мощностью 120 л.с. каждый и двумя электромоторами по 65 л.с. Скорость – 8,3/5,0 уз., дальность плавания – порядка 250/17 миль. Экипаж – 12 чел., в т.ч. два офицера.
13 июня 1904 года «Осетр» был доставлен в Россию, окончательно собран и 28 сентября 1904 года закончил приемные испытания. Остальные лодки строились в США, доставлялись в разобранном виде в Либаву, где проводилась укрупненная сборка конструкций. Собранные лодки получили наименования «Кефаль», «Палтус», «Бычок», «Плотва» и «Сиг». Затем четыре лодки (за исключением ПЛ «Сиг») были перевезены по железной дороге во Владивосток, где были окончательно достроены. Сложный производственно-транспортный цикл, а так же скудость материально-технической базы владивостокских мастерских, обусловили вступление подводных лодок в строй только в октябре в 1905 года, уже после окончания Русско-японской войны.
«Экзотическим приобретением» для Русского флота стала подводная лодка «Forelle». Построенная германской фирмой Ф. Круппа, для демонстрации возможностей подводных лодок, «Forelle» была передана в июне 1904 года русскому правительству в подарок – как знак признательности за контракт на постройку трех подводных лодок типа «Е» (типа «Карп»). Лодка представляла собой небольшой и, по-сути, экспериментальный корабль, водоизмещением 17/18 т., однокорпусной конструкции, длиной 12,5 м и шириной 1,65 м. Вооружение составляли два трубчатых аппарата, размешенные вне прочного корпуса, побортно. Глубина погружения – 30 м. Энергетическая установка – электромотор мощностью 65 л.с., дальность плавания в надводном положении – 30 миль, в подводном положении – 18 миль, скорость хода – 4,5/3,5 уз. Экипаж – 3-4 чел.
14 июня 1904 года «Forelle», как «передвижной предохранительный буй», была привезена железной дорогой в Россию. 25 июня 1904 года лодка выполнила пробный выход в море, под управлением М.Н. Беклемишева, давшего высокую оценку новому кораблю. 21 августа 1904 года «Forelle» была принята в состав флота как миноносец «Форель».
Пополнение русского флота принципиально новыми кораблями обусловило необходимость подготовки кадров подплава — офицеров и команд для подводных лодок.
Первым командиром «Дельфина» стал капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев, команда лодки формировалась из «…людей технически образованных, здорового сложения, хорошего поведения, некурящих…». Являясь первой боевой подводной лодкой русского флота, «Дельфин» стал и первым учебным кораблем, начавшим с июня 1904 года систематичную подготовку кадров для подводного плавания.
Стремясь как можно быстрее подготовить большее количество моряков – подводников, на учебных погружениях «Дельфин» принимал от 30 до 45 чел., хотя штатный экипаж составлял всего 10-13 чел. Такая спешка привела к трагедии [14 июня 1904 года во время учебно-тренировочного погружения из-за перегрузки и конструктивного несовершенства ПЛ, и.о. командира лейт.
Черкасов не смог вовремя закрыть рубочный люк. Поступившая вода затопила лодку. 2 офицера и 7 чел. команды сумели всплыть из затонувшей ПЛ, Черкасов и 24 нижних чина погибли. Все спасенные изъявили желание продолжить службу в подплаве — прим.] – затоплению ПЛ, которую подняли и ввели в строй только в сентябре этого года.
С 05 июля 1904 года началась подготовка экипажа подводной лодки «Форель», с 10 октября 1904 года приступили к обучению экипажа ПЛ «Сом», которое проходило под руководством американских инструкторов. Спешность с отправкой подводных лодок на Дальний Восток не позволила качественно подготовить экипажи остальных лодок. Так, испытания подводных лодок «Налим», «Скат» и «Фельдмаршал граф Шереметев» ограничили всего двумя пробными погружениями.
Идущая Русско-японская война потребовала усиления русских военно-морских сил на Дальнем Востоке. Для решения этой задачи была предложена переброска подводных лодок по Транссибирской железной дороге. Результаты этого маневра и первый боевой опыт русского подплава мы рассмотрим в следующей статье.
Источники информации:
- Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть I. – СПб: Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», I Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (кораблестроения ВМФ). – 265 с.
- Тип «Осетр» («Protector» С. Лэка, США) // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/
- Тип «Сом», тип «Голланд-7Р» («Holland-VIIR», США) // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/
- Тип «Форель» (проект Р. Эрквилея, Германия) // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/
Источник: xn--80ajbfhekjdmntqs.xn--p1ai
Когда и кто построил в России первую подводную лодку?
Самым первым «строителем» подводных лодок ( точнее одной лодки) был плотник Ефим Никонов из Подмосковного села «Покровское» дело было аж в 1718-м, но первые испытания его лодки произошли на Неве в 1924-м году.
система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
charl e [14.8K]
9 лет назад
Первая русская подводная лодка.
Автором проекта №1 Русской подводной лодки был неграмотный изобретатель-самоучка Никонов Ефим Прокопьевич. Именно под его руководством на Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге в феврале 1720 года была заложена модель первой российской подводной лодки. В марте 1721 года модель была готова и этим же летом испытана. В августе 1721 года на стапеле Галерного двора было заложено «потаённое огненное судно большого корпуса»:
Осенью 1724 года прошли первые испытания, закончившиеся неудачей. При приёме «главного балласта» оно камнем пошло на дно и проломило днище. Последние испытания «потаённого судна»были проведены летом 1727 года и опять неудачно — корпус дал течь. Морское начальство приказало поместить недостроенное «потаённое судно» в амбар под замок подальше от «чужого глазу». Главного конструктора разжаловали до рядового плотника и отправили в ссылку на Астраханские верфи.
Несмотря на свою примитивную конструкцию, (трудно было ожидать от неграмотного крестьянина самоучки иного) подводная лодка проекта №1 имела все основные элементы современной подводной лодки — цистерну главного балласта, двигательную установку (гребную) и оружие — огненные трубы.
Источник: www.bolshoyvopros.ru