Кто перевозит мертвых на лодке

Реки Аида Стикс и Ахеронт. — Перевозчик Харон. — Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина). — Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант. — Тройственная богиня Геката. — Богиня Немезида. — Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота. — Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона. — Бочка Данаид. — Миф об Елисейских полях (Элизиуме).

Реки Аида Стикс и Ахеронт

Согласно мифам древней Греции, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними. В такой стране поместили древние греки вход в Тартар — подземное царство бога Аида (Плутона), царство мертвых греческой мифологии.

Царство бога Аида орошали две реки: Ахеронт и Стикс. Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы. Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.

Река Стикс катила свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибала царство Аида.

Перевозчик Харон

Харон, перевозчик душ умерших, с веслом и в лодке. Древнегреческий лекиф, V в. до Р.Х., Лувр, Париж.

Короткометражный триллер «ХАРОН» 2019 (режиссер Александр Маслов)/ CHARON 2019 — Thriller Short Film


Фото: (Creative Commons license): mararie>

Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком Хароном. Мифы древней Греции описывают Харона в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, Харон одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения Харон безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий).

Античное искусство так редко изображало перевозчика Харона, что тип Харона стал известен только благодаря поэтам. Но в средние века мрачный перевозчик Харон фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил Харона в своем знаменитом произведении «День Страшного суда», изобразив Харона перевозящим грешников.

За провоз через реку Ахеронт надо было платить перевозчику душ. Верование это так укоренилось среди древних греков, что мертвым клали в рот мелкую греческую монету обол для платы Харону. Древнегреческий писатель Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве Аида, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их пес Аида Цербер (Кербер), обладающий тремя головами. Лай Цербера так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли.

Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина)

Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант

Затем тени умерших должны были предстать перед богом Аидом (Плутоном), царем Тартара, и богиней Персефоной (Прозерпиной), супругой Аида. Но бог Аид (Плутон) не судил мертвых, это исполняли судьи Тартара: Минос, Эак и Радамант. По словам Платона, Эак судил европейцев, Радамант — азиатов (Радаманта всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать сомнительные случаи.

Мир мёртвых — царство Аида

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида (Плутона). Посреди находится дом Аида. Сам бог Аид, властелин преисподней, сидит на троне, держа в руке скипетр. Подле Аида стоит Персефона (Прозерпина) с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дома Аида, изображены праведники, а ниже: направо — Минос, Эак и Радамант, налево — Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Тройственная богиня Геката

Богине Персефоне (Прозерпине) не было, по мифам древней Греции, дано активной роли в царстве Аида. Богиня Тартара Геката призывала богинь мщения Фурий (Эвменид), которые схватывали и овладевали грешниками.

Богиня Геката была покровительницей волшебства и заклинаний. Богиню Гекату изображали в виде трех соединенных вместе женщин. Этим как бы аллегорически поясняется, что власть богини Гекаты распространялась на небо, землю и царство Аида.

Первоначально Геката не была богиней Аида, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса (Юпитера). Ревнивая богиня Гера (Юнона) стала Гекату преследовать. Богиня Геката должна была укрыться от Геры под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Зевс приказал очистить богиню Гекату в водах реки Ахеронта, и с тех пор Геката стала богиней Тартара — подземного царства Аида.

Богиня Немезида

Немезида, богиня возмездия, исполняла в царстве бога Аида почти такую же роль, как богиня Геката.

Богиня Немезида изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть — меру длины в античности: «Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота

Древнегреческий автор Павсаний описывает картину художника Полигнота, изображающую царство мертвых: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт. Берега Ахеронта покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик Харон. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон.

Читайте также:  Лодка бестер 490 отзывы

Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в царстве Аида нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона

  • Иксион (колесо Иксиона),
  • Сизиф (Сизифов труд),
  • Тантал (Танталовы муки),
  • дочери Даная — Данаиды (бочка Данаид).

Иксион оскорбил богиню Геру (Юнону), за что в царстве Аида был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось (колесо Иксиона).

Танталовы муки, Сизифов труд, колесо Иксиона: мучения грешников античной мифологии в царстве Аида.

Разбойник Сизиф должен был вкатывать в царстве Аида огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник Сизиф, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу (Сизифов труд).

Тантал, царь Лидии, вздумал испытать всеведение богов. Тантал пригласил богов на пир, зарезал своего родного сына Пелопса и приготовил из Пелопса кушанье, думая, что боги не узнают, какое ужасное блюдо стоит перед ними. Но только одна богиня Деметра (Церера), удрученная горем вследствие исчезновения дочери Персефоны (Прозерпины), съела нечаянно кусок плеча Пелопса.

Зевс (Юпитер) приказал богу Гермесу (Меркурию) собрать куски Пелопса, соединить их вновь и оживить ребенка, а недостающее плечо Пелопса сделать из слоновой кости. Тантал за его каннибальский пир был приговорен в царстве Аида стоять по горло в воде, но — лишь только Тантал, мучимый жаждой, хотел напиться — вода уходила от него. Над головой Тантала в царстве Аида висели ветки с прекрасными плодами, но стоило Танталу, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес (Танталовы муки).

Бочка Данаид

Данаиды. Джон Уильям Уотерхаус, 1903 г.

Одна из самых интересных пыток в царстве Аида, которую придумало богатое воображение древних греков, — та, которой были подвергнуты дочери Даная (Данаиды).

Два брата, потомки несчастной Ио, Египет и Данай, имели: первый — пятьдесят сыновей, а второй — пятьдесят дочерей. Недовольный и возмутившийся народ, подстрекаемый сыновьями Египта, заставил Даная удалиться в Аргос, где он научил народ рыть колодцы, за что был избран царем. Вскоре в Аргос пришли сыновья его брата. Сыновья Египта стали добиваться примирения с дядей Данаем и пожелали взять его дочерей (Данаид) себе в жены. Данай, видя в этом возможность сразу отомстить своим врагам, согласился, но уговорил своих дочерей убить в брачную ночь мужей.

Все Данаиды, кроме одной, Гипермнестры, исполнили приказание Даная, принесли ему отрубленные головы мужей и похоронили их в Лерне. За это преступление Данаиды были приговорены в Аиде вечно наливать воду в бочку, не имеющую дна.

Полагают, что миф о бочке Данаид как бы намекает на то, что Данаиды олицетворяют реки и источники той страны, высыхающие там каждое лето. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает пытку, которой подвергаются Данаиды.

Миф об Елисейских полях (Элизиуме)

Противоположностью страшному царству Аида являются Елисейские поля (Элизиум), местопребывание безгрешных.

На Елисейских полях (в Элизиуме), по описанию римского поэта Вергилия, леса вечно зеленые, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен.

Одни блаженные тени на мягкой зеленой траве Елисейских полей упражняют свою ловкость и силу в борьбе и играх; другие, ритмично ударяя палками о землю, скандируют стихи.

Орфей, играя на лире в Элизиуме, извлекает из нее гармоничные звуки. Тени также лежат под сенью лавровых деревьев и прислушиваются к веселому журчанию прозрачных источников Елисейских полей (Элизиума). Там, в этих блаженных местах, находятся тени раненых воинов, сражавшихся за отечество, жрецов, сохранивших всю жизнь целомудрие, поэтов, которых бог Аполлон вдохновлял, всех, кто посредством искусства облагораживал людей, и тех, благодеяния которых оставили память о себе, и все они увенчаны белоснежной повязкой безгрешных.

Источник: www.zaumnik.ru

Харон – лодочник смерти

Какую бы религию мы не рассматривали, теме смерти и дальнейшей посмертной доле человека всегда уделяется большое внимание. Версии различаются в деталях, но сходятся в главном: смертью не заканчивается существование. Загробный мир ожидает нас, а судьба попавшего туда зависит от праведности или греховности его земного жития.

Правда, физическое тело в пути утрачивается, а дальнейшее движение осуществляет некий дух, душа, находящаяся в облике тела эфемерного. Но страдания от этого нисколько не умаляются. На знаменитых картинах художников прошлых веков мы часто видим библейские сюжеты, особенно сцены страшного суда. Лица, полные страданий и мук от ожидания своей участи — часть сюжета.

Рассматривая, например, фрески знаменитого итальянца Луки Джордано в галерее Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции и Микеланджело в Сикстинской капелле, а также картину фламандца Иоахима Патинира «Переправа через Стикс», мы встречаем изображение одного и того же странного персонажа: отвратительного вида старик на лодке с посохом в руках. В его лодке люди, больше похожие на тени и лица их тоже полны ужаса. Кто этот жуткий лодочник?

Читайте также:  Какой штраф без то на лодке

Ритуальные товары
Что делать, если умер близкий человек
Порядок действий
Похороны по религиозному обряду
Подготовка

Способ погребения

Античная мифология

Мифология античного мира – это литературные труды, описывающие живописные сюжеты о богах, похожих на людей, с их деяниями, страстями и пороками и людях, зависящих от воли богов и совершающих подвиги во имя жизни и любви. В этих древних мифах так же существует два мира, мир живых и мир мертвых. И в каждом из них свои законы и порядки и нарушать их нельзя.

Разделяет эти миры подземная река Ахерон, а перевозчиком, как раз, является тот самый персонаж в лодке, всклокоченный грязный старик со свирепым взглядом. И имя его Харон. С начала веков его описание встречается в поэтических сочинениях, а изображение на античных вазах. Миф о Хароне и участи умерших отражен и в обычае вкладывать усопшему в рот мелкую монетку.

Ей он, якобы, должен будет расплатиться с лодочником. Иначе шансов попасть в лодку нет, и страдалец будет сто лет бродить неприкаянно вдоль берега. Только после этого Харон позволит ему ступить на судно. Этот обычай, кстати, был широко распространен вплоть до нового периода греческой истории, кое-где встречается даже и сейчас.

Право на переправу в мир мертвых имели только те души, тела которых были погребены по всем канонам. В обязанности Харона входило не только переправлять души в загробный мир, но и зорко следить за тем, чтобы в его лодку не пробрались живые люди, иначе он сам будет наказан гневом Аида, повелителя царства теней. Для этого у него в руках был длинный жезл: отталкивать и лодку от берега и тех, кому «не положено». Но, все-таки несколько раз Харон нарушил свои жесткие правила.

Геракл

Геракл, сын Зевса, по приказу Еврисфея, должен был попасть в страну мертвых и привести оттуда пса Цербера, охранявшего души, дабы не покинули обманом загробный мир. Было у него три головы, а вместо хвоста – огнедышащий дракон. Страшен был этот пес и, страшно было живому войти в царство мертвых.

Но Геракл был героем и, когда старый Харон вознегодовал, он силой вырвал у него посох и приказал плыть. Отпустил Аид пса, покоренный силой и смелостью Геракла, покорился и пес. И только Харон был жестоко наказан за малодушие и целый год носил на себе тяжелые цепи.

Орфей и Эвридика

Харон был беспристрастен. Служа Аиду, он переправляет только души умерших через реку Ахерон, разделяющую миры живых и мертвых. Но что может победить истинную любовь. Так сильно любил сладкопевец Орфей свою красавицу жену Эвридику, что когда его любимая скончалась от укуса змеи, он не смог жить без нее и отправился искать ее в царстве теней.

Лодочник оттолкнул убитого горем влюбленного, но тогда Орфей запел свою песню любви и тоски. Не смог устоять перед чудесным пением мрачный перевозчик. Да и сам Аид не устоял перед пением юноши и, нарушив все правила, отпустил его возлюбленную жену. Не стал он наказывать и Харона. Только вот не смог удержать Орфей свою Эвридику, но это уже совсем другая история.

13.12.2022 09:00
https://mosritservice.ru/stati/kharon-lodochnik-smerti/
Харон – лодочник смерти
Харон – лодочник смерти

Харон – лодочник смерти: Какую бы религию мы не рассматривали, теме смерти и дальнейшей посмертной доле человека всегда уделяется большое.

Харон, –, лодочник, смерти

Какую бы религию мы не рассматривали, теме смерти и дальнейшей посмертной доле человека всегда уделяется большое внимание. Версии различаются в деталях, но сходятся в главном: смертью не заканчивается существование. Загробный мир ожидает нас, а судьба попавшего туда зависит от праведности или греховности его земного жития.

Правда, физическое тело в пути утрачивается, а дальнейшее движение осуществляет некий дух, душа, находящаяся в облике тела эфемерного. Но страдания от этого нисколько не умаляются. На знаменитых картинах художников прошлых веков мы часто видим библейские сюжеты, особенно сцены страшного суда. Лица, полные страданий и мук от ожидания своей участи — часть сюжета.

Рассматривая, например, фрески знаменитого итальянца Луки Джордано в галерее Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции и Микеланджело в Сикстинской капелле, а также картину фламандца Иоахима Патинира «Переправа через Стикс», мы встречаем изображение одного и того же странного персонажа: отвратительного вида старик на лодке с посохом в руках. В его лодке люди, больше похожие на тени и лица их тоже полны ужаса.

Кто этот жуткий лодочник? Ритуальные товары Выбрать Купить Подробнее Что делать, если умер близкий человек Порядок действий Помощь Подробнее Похороны по религиозному обряду Подготовка Способ погребения Подробнее Античная мифология Мифология античного мира – это литературные труды, описывающие живописные сюжеты о богах, похожих на людей, с их деяниями, страстями и пороками и людях, зависящих от воли богов и совершающих подвиги во имя жизни и любви.

Читайте также:  Электродвигатели для лодок характеристики

В этих древних мифах так же существует два мира, мир живых и мир мертвых. И в каждом из них свои законы и порядки и нарушать их нельзя. Разделяет эти миры подземная река Ахерон, а перевозчиком, как раз, является тот самый персонаж в лодке, всклокоченный грязный старик со свирепым взглядом. И имя его Харон.

С начала веков его описание встречается в поэтических сочинениях, а изображение на античных вазах. Миф о Хароне и участи умерших отражен и в обычае вкладывать усопшему в рот мелкую монетку. Ей он, якобы, должен будет расплатиться с лодочником. Иначе шансов попасть в лодку нет, и страдалец будет сто лет бродить неприкаянно вдоль берега.

Только после этого Харон позволит ему ступить на судно. Этот обычай, кстати, был широко распространен вплоть до нового периода греческой истории, кое-где встречается даже и сейчас. Право на переправу в мир мертвых имели только те души, тела которых были погребены по всем канонам.

В обязанности Харона входило не только переправлять души в загробный мир, но и зорко следить за тем, чтобы в его лодку не пробрались живые люди, иначе он сам будет наказан гневом Аида, повелителя царства теней. Для этого у него в руках был длинный жезл: отталкивать и лодку от берега и тех, кому «не положено». Но, все-таки несколько раз Харон нарушил свои жесткие правила.

Геракл Геракл, сын Зевса, по приказу Еврисфея, должен был попасть в страну мертвых и привести оттуда пса Цербера, охранявшего души, дабы не покинули обманом загробный мир. Было у него три головы, а вместо хвоста – огнедышащий дракон. Страшен был этот пес и, страшно было живому войти в царство мертвых.

Но Геракл был героем и, когда старый Харон вознегодовал, он силой вырвал у него посох и приказал плыть. Отпустил Аид пса, покоренный силой и смелостью Геракла, покорился и пес. И только Харон был жестоко наказан за малодушие и целый год носил на себе тяжелые цепи. Орфей и Эвридика Харон был беспристрастен.

Служа Аиду, он переправляет только души умерших через реку Ахерон, разделяющую миры живых и мертвых. Но что может победить истинную любовь. Так сильно любил сладкопевец Орфей свою красавицу жену Эвридику, что когда его любимая скончалась от укуса змеи, он не смог жить без нее и отправился искать ее в царстве теней.

Лодочник оттолкнул убитого горем влюбленного, но тогда Орфей запел свою песню любви и тоски. Не смог устоять перед чудесным пением мрачный перевозчик. Да и сам Аид не устоял перед пением юноши и, нарушив все правила, отпустил его возлюбленную жену. Не стал он наказывать и Харона. Только вот не смог удержать Орфей свою Эвридику, но это уже совсем другая история.

Источник: mosritservice.ru

Харон

– Харон Перси Джексону, в Похитителе молний.

Харон (др.-греч. Χάρων — «яркий») — перевозчик душ умерших через реку Стикс в Царстве Мертвых. Сын Эреба и Нюкты. По совместительству греческий даймон границ.

История [ ]

Харон был перевозчиком Аида и отвозил души недавно умерших через реку Стикс, которая отделяла мир живых от мира мертвых. Умершим людям клали в рот монетку, которую Харон брал как плату за перевозку. Иногда он разрешал живым пройти в Царство Мертвых, таким как Геракл, Дионис, Эней и Психея.

Перси Джексон и Олимпийцы [ ]

Похититель молний [ ]

Перси Джексон, Аннабет Чейз и Гроувер Ундервуд встретили его в «Звукозаписывающей студии ДОА» (вход в Царство Мертвых) и попросили разрешения пройти. Харон отказался пропускать их, но согласился когда Перси дал ему золотых драхм. Перевозя полукровок через Стикс, он попросил их упомянуть об увеличении его зарплаты с Аидом. Когда они сделали это, Аид разозлился и сказал, что Харон стал невыносим и постоянно просит прибавки после того, как узнал о шелковых итальянских костюмах.

Герои Олимпа [ ]

Сын Нептуна [ ]

После Военных Игр, когда Гвен вернулась к жизни, она сказала: «Была река и человек, просивший… монетку?» Это был Харон. Также Хейзел Левеск видит его в своем видении, он перевозит ее через реку после ее самопожертвования.

Внешность [ ]

Харон высокий и элегантный, с коричневой кожей и выцветшими блондинистыми волосами, стриженными коротко, по-военному. Он носит темные очки в черепаховой оправе, а шелковый итальянский костюм по цвету подходит к волосам. Под серебряной табличкой с именем к лацкану приколота черная роза. Вместо глаз у него пустые темные глазницы. В Царстве Мертвых, он носит черную хламиду.

Также он говорит с британским акцентом.

Характер [ ]

У Харона очень непростой характер. Его легко вывести из себя, и он становится страшен (недаром когда он злится, души начинают колотить в лифт). Но его легко умаслить, что и проделал Перси. Харон очень любит классическую музыку и дорогие итальянские костюмы. Очень не любит, когда его путают с Хироном.

Источник: riordan.fandom.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...