Со времен зарождения парового судоходства в XIX в. традиционная трасса грузопассажирских перевозок через Атлантический океан — между Старым и Новым светом — стала своеобразным полигоном, на котором испытывались новейшие достижения корабельной архитектуры и судовой механики. Сокращая время перевозок, делая трансокеанские переходы более комфортабельными, судостроители демонстрировали растущую мощь и надежность создаваемой ими техники, а судовладельцы привлекали и путешествиям через океан все большее количество пассажиров и фрахтователей грузов. До сих пор с интересом читаются рассказы о поединках суперлайнеров — обладателей Голубой ленты Атлантики (почетного приза за наивысшую среднюю скорость, достигнутую на переходе из Нью-Йорка до мыса Лизард в Англии).
В это соревнование включились и создатели катеров и подвесных моторов. Сейчас, вероятно, не многие помнят о первой попытке пересечь океан на катере, оснащенном подвесными моторами, без помощи вспомогательных парусов. В июле 1958 г. трое спортсменов — Джим Винн — американский инженер-механик, гонщик и сотрудник фирмы «Эвинруд»/«Джонсон», выпускающей подвесные моторы.
Одиночное плавание через Тихий океан — от Гавайев до Маршалловых островов — 21 день в одиночестве
Оле Ботвид — владелец датской катеростроительной верфи и его соотечественник Свен Одженгард рискнули покорить Атлантику на каютном 6,7-метровом катере типа «Коронет Эксплорер», оснащенном двумя подвесными моторами «Джонсон V-50». Переход был, конечно, предпринят в рекламных цепях — в интересах обеих фирм. Новый натер должен был открыть серию пластмассовых «Коронетов», которая в 60-е годы стала одной из самых популярных в Европе. Датские катеростроители одними из первых решились использовать для прогулочных катеров глиссирующие обводы с повышенной килеватостью днища, прошедшие испытания на дистанциях морских гонок на быстроходных гоночных катерах.
Информация об изображении
«Коронет Эксплорер» в Северной Атлантике
Разумеется, нечего было и думать разместить на столь маленьком катере 15 000 л бензина, которые были необходимы для преодоления 6400 км пути от Копенгагена до Нью-Йорка. Ежечасно «прожорливые» 50-сильные моторы сжигали около 60 л бензина! Поэтому запас горючего, расфасованный в удобные пластиковые емкости, был размещен на борту сухогрузного теплохода, который сопровождал «Коронет» в океане и по мере надобности снабжал спортсменов всем необходимым.
Хотя переход был тщательно подготовлен, попытка кончилась неудачно. За десять суток, что провели спортсмены в открытом океане, им пришлось выдержать два жестоких шторма и четыре дня свежих ветров, сопровождавшихся огромными волнами. В этих условиях скорость приходилось снижать до минимума, запас горючего катастрофически истощался и в конце концов капитан сопровождающего судна приказал поднять «Коронет Эксплорер» на палубу, несмотря на протесты путешественников. Пятьдесят четыре часа провел катер и его экипаж на борту судна, а средняя скорость катера, когда он шел самостоятельно, составила всего 30 км/ч — далеко от 65,6 км/ч, что развил последний рекордсмен Голубой ленты — 300-мет-ровый лайнер «Юнайтед Стейтс».
Тобби Грегори: «Пересечь Атлантику на гребной лодке»
После этого долгие годы никто не решался повторить попытку форсировать океан на лодке с подвесным мотором. Лишь в 1974 г. чемпион мира по океанским гонкам американец Боб Магун. совершив на 12-метровом катере «Сигаретт-40» переход из Майами в Нью-Йорк вдоль Атлантического побережья США (2033 км) со средней скоростью 91 км/ч, объявил о своем намерении побить рекорд «Юнайтед Стейтс». В пути Магун планировал сделать три остановки в океане для дозаправки горючим, поэтому для компенсации потерь времени его «Сигаретт» предстояло развить среднюю скорость не ниже 83 км/ч.
Для рекордного перехода американец избрал 36-футовый катер, оснащенный четырьмя подвесными моторами «Блэк Макс Меркюри» мощностью по 200 п. с.; еще два мотора находились на борту в качестве запасных. В случае серьезных поломок тратить время на ремонт не предполагалось: неисправный мотор должны были просто сбросить за борт. Запас горючего 7280 п, весящий столько же, что и весь катер с моторами, разместили в 9 бензобаках. Маршрут перехода был проложен от гавани Кубо-де-Сао в Португалии по северо-восточной границе Азорского архипелага к банке Нантакетт — всего 3735 статутных миль — около 6000 км.
Информация об изображении
Катер «Ситикорп Травеллер», оснащенный четырьмя 200-сильными «Меркюри»
Для выхода в точки рандеву с дозаправщиками топлива катер снабдили самыми надежными средствами радионавигации, какие имелись в то время. Кроме Магуна экипаж «Ситикорп Травеллера» составили штурман Джек Грин и механик фирмы «Меркюри» Рик Ламур. Для посменного отдыха в кокпите оборудовали две подвесные койки.
Планам американцев, однако, не суждено было сбыться. Выйдя в океан, «Ситикорп Травеллер» встретился с сильным встречным ветром и волной, экипаж не смог поддерживать достаточно высокую скорость, чтобы достичь первого пункта заправки горючим. Пройдя 750 миль, катер израсходовал весь запас бензина и в эфир полетели призывы о помощи.
Прошло еще 10 лет, прежде чем в очередное путешествие через Атлантику отправился ранее неизвестный Эл Гровер, владелец небольшой верфи во Фрипорте, штат Нью-Йорк. Его решение пересечь Атлантику на лодке длиной 7,92 м под подвесными моторами было совершенно неожиданным для хорошо знавших Эле друзей.
«Уже в 12-летнем возрасте я был фанатично влюблен в катера, особенно в нестоящие деревянные рыбацкие лодки, которые десятилетиями, как неутомимые рабочие лошади, несли свою службу на южном побережье Лонг Айленда, — начинает он свой рассказ. — Я купил одну из таких отслуживших свое лодок за сто долларов. К счастью, корпус оказался еще крепким, и позже я использовал его как образец для постройки новых катеров на своей верфи — правда, из стеклопластика».
Книги Джошуа Слокама и сэра Фрэнсиса Чичестера так взволновали Гровера, что он решился на переход Атлантики.
Три года ушли на подготовку одной из лодок к испытанию: Гровер понизил ходовую рубку на 35 см с тем, чтобы уменьшить ее сопротивление ветру, корпус разделил на несколько водонепроницаемых отсеков, сделав катер практически непотопляемым. На борту появилось написанное большими буквами название катера — «Тренсатлантик» и, разумеется, название фирмы-спонсора — «Эвинруд».
Напарником Гровер выбрал Теда Виркхарта, который только что закончил Морскую Академию США и слыл искушенным в судовождении. Ходовые испытания «Трансатлантика» намечено было провести а 100-мильном плавании от Фрипорт до Монтеун Пойнта, крайней точки Лонг Айленда. О том, как прошли эти испытания, рассказывает сам Гровер:
Информация об изображении
Катер Эла Гровера на пути в Европу
«Ни судно, ни Тед не оказались готовыми к длительному переходу через океан. В каждой портовой пивной Тед рассказывал, что утром мы отправляемся не прогулку в Европу. После этого каждый, естественно, считал своим долгом угостить нас. Тек проходили день за днем. Через пять дней мы оказались в Ярмуте (Новая Шотландия).
Это было на 300 миль дал не, чем мы первоначально запланировали. Было страшно холодно, и я позвонил домой, чтобы жена привезла нам теплую одежду. Мы, в общем-то, не планировали столь дальнее отклонение на север, поэтому одеты были в шорты и рубашки с короткими рукавами. Миссис Гровер привезла с собой пуловеры и длинные шерстяные носки, а также билет на самолет для Теда.
Она поняла, что он не может стать настоящим напарником для ее мужа. Ну, а если уж Эл действительно решил пересечь Атлантику, то и сопровождать его должен один из их сыновей».
Через год подготовка к путешествию была закончена: два катера и четыре члена экипажа (капитаном второго должен был идти 29-петний Эл Гровер-младший) отважились на переход через океан. Каждый катер был оборудован двумя подвесными моторами «Эвинруд» мощностью по 60 л. с. и одним вспомогательным 10-сипьиым мотором. Маршрут был проложен от Ньюфаундленда через Гренландию и Исландию до Норвегии. Тем самым Гровер хотел осуществить мечту изобретателя подвесного мотора Оле Эвинруда— американца норвежского происхождения — пройти по пути викингов, которые задолго до Колумба ходили из Норвегии в Америку и обратно.
Однако по дороге из Нью-Йорка в Ньюфаундленд машина с одним из катеров попала в аварию. Не оставшемся катере Эл Гровер не решился пересекать океан северным маршрутом, а предпочел идти до Португалии через Азорские остров . Половину пути отца сопровождал Эл Гровер-младший, затем его сменил второй сын — 25-петний Данте.
На этом маршруте предстояло пройти без остановки 1500 миль вместо 500 по северному маршруту. 2300 л бензина были помещены в 18 алюминиевых емкостях, уложенных в кокпите и на днище катере. Две пустые емкости были закреплены под палубой так, чтобы катер в случае опрокидывания вверх килем самостоятельно вернулся в нормальное положение. Были взяты также 400 л питьевой воды и 120 упаковок с саморазогревающейся пищей, так как пользоваться огнем на катере, превратившемся в мини-танкер, было категорически запрещено.
В первую же ночь после выхода из Сен-Пьера (Ньюфаундленд) налетел шторм. После 36 часов борьбы с порывистым ветром скоростью до 22 м/с и лавирования среди 5-метровых волн Гровер уже решил было возвращаться. В период короткого затишья ему удалось связаться по радио с французским яхтсменом Клодом, с которым они познакомились перед отходом в море.
Информация об изображении
Эл Гровер со своим экипажем
Клод тоже шел на своей парусной яхте в Европу. Он посоветовал Гроверу пойти гораздо южнее. И действительно, когда Трансатлантик» вошел в теплые воды Гольфстриме, погода значительно улучшилась.
После недели пребывания в океане оба, отец и сын, выглядели неплохо и продолжали двигаться вперед, однако легкой прогулкой это путешествие назвать было нельзя. Однажды Гровер, снимая с транца вспомогательный мотор, навалился всем телом на релинг, тот треснул и мотор пошел ко дну. Гровер также оказался в воде. «По собственной глупости я не обвязался спасательным линем. Когда в вынырнул, катер был уже в семи метрах и продолжал удаляться. Сын слегка испугался, но все закончилось благополучно — мне удалось быстро настичь катер».
А потом «Трансатлантик» оказался во впвсти шторма «Клодета», путешественники потеряли свое место в океане (навигационные приборы сильно пострадали в шторм) и вынуждены были запрашивать координаты у проходящих судов. Одно из португальских рыболовецких судов приняло их сигналы, и штурман по радио указал курс следование. На о-ве Флорес — на поп-пути из Америки в Европу — произошла смена экипажа (Эл Гровер-младший улетел домой, его место занял Данте) и были пополнены запасы горючего. Здесь же состоялась встреча с Клодом, который повсюду представлял Гроверов как «героев из Америки», особенно в многочисленных барах.
Информация об изображении
Эл Гровер с сыновьями и парой надежных «Эвинрудов»
Оставшиеся 800 миль до Португалии были пройдены спокойно. В Лиссабоне экипаж катера-трансатлантика был встречен с большими почестями. За 33 дня плавания (из них 26 в оке не) Эл с сыновьями прошел почти 3000 миль (5500 км). Они стали первыми, кто пересек Атлантику на катере с подвесным мотором; разумеется, их имена внесены в книгу рекордов Гиннесса, хотя рекорд Голубой ленты и не был побит. Путешественников поздравили президент США Рональд Рейган, его жена Нэнси и Ральф Эвинруд — президент фирмы «Эвинруд»/«Джонсон».
Через год «Трансатлантик» продолжил путешествие: Эл Гровер решил побывать на родине Оле Эвинруда — в Осло. Теперь его спутницей стала 16-летняя дочь Джоан. Гроверы из Лиссабона через Гибралтар прошли в Средиземное море, затем были Рона, канал Рона — Рейн и Рейн. Далее по Северному морю вдоль западного побережья Дании катер пришел в Осло-фьорд.
В «КиЯ» №147 сообщалось о переходе 12-метрового тримарана «Янмар Индево», оснащенного двумя дизельными подвесными моторами «Янмар» мощностью по 27 п. с., по маршруту Сан-Франциско — Гонолулу (2250 миль). В прошлом году Стив Шидлер и его помощница Карен Ли Тейлор продолжили плавание через Тихий океан. «Балтек Индево» (по имени нового спонсора — фирмы «Балтек корпорэйшн», поставщика дюракора, из которого изготовлены корпуса тримаране) вышел с Гавайских о-Wow 23 сентябре и. сделав две остановки для дозаправки топливом на островах, 21 октября финишировал в Сиднее, Австралия.
На этом этапе тримаран прошел 5113 миль за 497,41 ходовых часов и израсходовал 925 галлонов (42 000 л) топлива. Таким образом, средняя скорость составила 10,28 миль в час, не одном галлоне «Индево» проходил 5,5 мили. Напомним, что водоизмещение катера составляет 3,4 т. В пути тримарану пришлось испытать и сильные встречные ветры, когда высоте волны достигала 9м, и попутный шторм — отголосок урагана, пронесшегося над Гавайями. Фото тримарана.
Источник: www.barque.ru
Тайна экспедиции. Что Федор Конюхов увидел в «точке Немо»?
Федор Конюхов стал первым человеком в истории, которому удалось в одиночку пересечь на вёсельной лодке Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка, разделяющего Южную Америку и Антарктиду. Переход проходил в крайне суровых местах — «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах. Лодка не один раз переворачивалась во время шторма, но Конюхов выжил. Как ему это удалось, легендарный путешественник рассказал «АиФ».
154 дня одиночества
Владимир Кожемякин, «АиФ»: Федор Филиппович, перед экспедицией злые языки говорили, что вёсельная лодка не выдержит столь дальнего и сурового плавания в холодном Южном океане. Как она показала себя?
Фёдор Конюхов: Раз я тут, с вами, жив-здоров, значит, показала хорошо, выдержала натиск океана, доставила меня к намеченной цели и выполнила задачу, ради которой её проектировали. Ей досталось по полной программе — даже больше, чем мы рассчитывали. Вместо 100−120 дней я провёл в плавании на месяц больше — 154 дня, из которых 100 — это шторма. А каждый месяц в Южном океане, можно сказать, приравнивается к полугоду. Тем более что в этих широтах уже начиналась зима — снег, град и ощутимый холод.
— Вы сообщили из океана по спутниковой связи, что лодка трижды переворачивалась во время шторма. Как это произошло?
— Если быть точным, то 4 раза — три переворота подряд во время 12-балльного шторма и ещё один на подходе к архипелагу Огненная Земля, в проливе Дрейка. Там на мелководье поднялись крутые волны, метров по 8. Но хорошо, что каждый раз лодка опрокидывалась не через нос, а продольно, боком. Иначе она падала бы обратно в воду плашмя, и с корпуса наверняка сорвало бы антенны и оснастку. Но и без того к концу плавания из-за таких ударов отказало почти всё оборудование — слава Богу, работали рация и навигатор.
— Почему после подобных «кульбитов» лодка снова возвращалась на ровный киль? Что в эти минуты происходило с вами?
— Выручал математический расчёт, заложенный в конструкции: к примеру, в дно судна было заложено 100 кг свинцового балласта. Во время шторма я лежал в герметичном отсеке, в пологе, пристёгнутый на всю длину своего роста. Поэтому и не падал на крышу перевёрнутой лодки. Если бы упал, это не позволило бы ей вернуться в нормальное положение.
— Какой момент был самым тяжёлым?
— Когда на 106-й день путешествия лодку накрыла первая волна 12-балльного шторма. Океан слился с небом. Горизонт пропал. Не было ни океана, ни неба — сплошная летящая вода. Скорость ветра на порывах превышала 50 узлов (90 км в час).
Но самую большую опасность представляли волны высотой свыше 10 м, которые обрушивались на лодку четырежды за минуту. Длина таких волн — 300−350 м, я называю их «утюгами». Эти горы утюжат океан, оставляя после себя белый пенистый след. Раз в 15 секунд такая гора проходила под днищем и устремлялась в сторону мыса Горн на огромной скорости.
Лодка полностью утопала в ветровых пенистых гребнях. Этим штормом повредило ветроуказатель, контролировать лодку стало очень сложно, я боялся допустить ошибку и поставить судно бортом к волне — тогда переворот становился неизбежен.
И ещё одно сильное переживание, которое накрыло меня в этом плавании, — чувство полного одиночества. Не обычного, а какого-то космического, что ли. Миновав 48-й градус южной широты, я стал первым, кто на вёслах приблизился к океанскому полюсу недоступности — так называемой «точке Немо».
Рядом с ней находится кладбище космических кораблей, куда сводят с орбиты и затапливают отработавшие свой срок спутники и космические аппараты. Это место считается самой пустынной зоной в Мировом океане. Отсюда до любой суши одинаково — 2688 км и до ближайшего корабля, может, тоже тысяча километров. Выходит, что ближайшие люди — это космонавты на МКС, пролетавшей надо мной на высоте «всего» 400 км.
— Вам удалось запечатлеть 10-метровые волны на камеру?
— Хотел бы, но это было невозможно: я лежал в своём пологе и молился: дожить бы до утра! Вот о чём думает человек в таком жёстком шторме — а не о том, как бы развлечь аудиторию на Ютубе. Сын Оскар сказал мне после плавания: «У тебя на фото только закаты, восходы и альбатросы. А где жесткач?» Но в шторм лишний раз не возьмёшь камеру в руки, там уже не до неё.
Пропустит ли стихия?
— Вы сказали, что эта экспедиция была самой тяжёлой из всех, в которых вы до сих пор участвовали. Почему?
— Потому что она оказалась самой сложной. Поясню на примере. Скажем, восхождение на Эверест тоже имеет очень высокую категорию сложности, но время риска там спрессовано, штурм занимает несколько дней. Полёт вокруг света на воздушном шаре — риск и возможность погибнуть каждый день, но всё-таки не месяцы, а примерно две недели.
И даже когда ты идёшь на лыжах к Северному или Южному полюсу, поход продолжается 60 или 70 дней, но никак не 154 дня, из которых 100 дней — сплошные шторма. К тому же можно и в спокойную погоду получить травму или погибнуть. То есть получается 5 месяцев постоянного напряжения.
Я ходил вокруг света на яхте — но на таком судне тебя защищают прочный корпус, переборки, есть мачта и паруса. Даже если ты приболел, можно настроить их, и судно будет идти на автопилоте. А на вёсельной лодке ты совсем один на один с океаном, особо спрятаться некуда. Океаны под парусом в одиночку пересекли уже десятки людей, если не сотни.
Но никто не проходил Южный океан на вёсельной лодке, хотя попытки были. Это же неспроста. По сложности это всё равно что совершить восхождение на Эверест в полярную ночь.
— Что оказалось труднее — «ревущие сороковые» или «неистовые пятидесятые»?
— Конечно, пятидесятые, потому что это на 10 градусов южнее и ближе к Антарктиде, а значит, тяжелее климат, и температура воды там уже не 10 градусов тепла, как в сороковых широтах, а 5 градусов, а то и меньше, и более жестокие шторма. Из-за ледяной воды в лодке было холодно, аккумуляторы разряжались очень быстро. В первый месяц плавания всё казалось не так жёстко, но когда я пересёк 50-й градус широты, то сразу почувствовал перемену: воздух стал морозным, руки и лицо начали мёрзнуть.
— Сколько приходилось грести в этом плавании? Вы говорили, что проводили на вёслах по 18 часов в сутки…
— Это было сказано про переход на вёсельной лодке через Тихий океан — из Чили в Австралию в 2014 г. Там я проходил на вёслах подчас по 15−18 часов в сутки — днём и особенно ночью, потому что в это время нет палящего солнца. В целом в этом плавании было 70% гребли, 30% — отдыха и штормовой погоды, в Южном океане — наоборот.
Поэтому 5 лет назад я прошёл 9400 миль за 160 дней, а теперь 6400 миль фактически за тот же срок. Разница в 3000 морских миль — это целый Атлантический океан. Дни те же, а прошёл на целую Атлантику меньше. Именно потому, что не грёб, а штормовал: в шторм грести невозможно. Спал урывками по 4 часа в сутки.
— Говорят, что постоянно грести в таком плавании — выше человеческих сил.
— Я же не грёб всё время. Было так: 2 часа гребу, потом занимаюсь навигацией, снова гребу, посплю час-другой, гребу, приготовлю еду, гребу, ловлю рыбу… Кроме того, приходится всё время следить, чтобы не получить травму: удары волн такие, что весло может сломать ребро, выбить плечо, а если это произойдёт — ты окажешься нетрудоспособен и будешь лежать с переломом, беспомощный перед стихией. Стихия не пропустит тебя. А если рассчитать силы и не задаваться перед океаном, считая себя всемогущим, — тогда, может быть, и пропустит.
«Кому это нужно?»
— Еще говорят: мол, Конюхов совершил уже 50 экспедиций. Но кому это нужно? Зачем в 21 веке пересекать океаны на вёсельной лодке?
— Это нужно многим. Конкретные люди и компании спроектировали мою лодку, построили ее, оборудовали, предоставили экипировку для плавания, профинансировали его. Если проект выполнен — значит, он был нужен тем людям, которые в нем участвовали. Все мои путешествия, за редким исключением, финансировались частными лицами и компаниями, не государством.
Попробуйте убедить, скажем, какой-нибудь банк дать денег на предприятие, которое ему не интересно. У вас ничего не получится.
Я отвечаю критикам: «Это моя мечта». Я хотел пройти Южный океан на лодке, и я его прошел, увидел, почувствовал, прожил. Но если мне помогли, значит, это было необходимо не только Федору Конюхову… Так бывает не всегда: например, хочу начать новое дело — облететь два раза вокруг Земли на воздушном шаре, и не могу пока найти на него финансирование. «Не стреляет».
Мне говорят: «Ты уже облетел один раз, достаточно». С погружением в Марианскую впадину — то же самое. Частные инвесторы утверждают, что строить батискаф ради одного такого погружения — слишком дорого. Ученые тоже отказываются: «Там нет ничего такого уж интересного». Государству это тоже не надо.
Но если бы я все-таки погрузился, то вопрос «Кому это нужно?» сразу бы отпал — потому что по факту в эту экспедицию вложились бы многие люди.
В океане я плыву один. Но не один готовлю и осуществляю свои проекты. Вокруг меня команда, человек сто — людей, которые не за зарплату работают, а увлечены собственными проектами, реализуют их через мои экспедиции. Помогая им, они вкладывают силы и в собственное развитие. К примеру, судостроители решают задачу: как построить уникальную «всепогодную» лодку, которой еще не было?
Интересно же сделать такое, чтобы все обалдели. Они думают: «Для нас, как для верфи, это вызов». И все объединяются вокруг необычной задачи, потирают руки и говорят: «Ух ты!».
Кроме этого, я пересекаю не только океан, но и, образно говоря, границы человеческих возможностей, отодвигаю их еще дальше, за горизонт. И доказываю на своем примере, на что на самом деле способен человек. На самом деле, очень многие границы и барьеры — у нас в голове.
А вопрос «Кому это нужно?» задают люди, которые сами не смогли, или не захотели осуществить мечту, совершить в своей жизни что-то подобное — необыкновенное, выходящее за рамки привычного, и доказать, что они могут больше чем кажется. Они не решились сделать этот шаг — и поэтому завидуют тем, кто смог.
Источник: st-s.pro
Через Тихий океан на веслах
Самый отважный и неутомимый российский путешественник Федор Конюхов ставит новый рекорд. 62-летний мореплаватель готов в одиночку пересечь крупнейший водоем мира – Тихий океан – на весельной лодке. Символический старт путешествия был дан на челябинской земле. По словам великого путешественника, именно южноуральцы 10 лет назад легкой рукой проводили его в 46-дневную экспедицию по Атлантике, окончившуюся мировым рекордом.
Самый отважный и неутомимый российский путешественник Федор Конюхов ставит новый рекорд. 62-летний мореплаватель готов в одиночку пересечь крупнейший водоем мира – Тихий океан – на весельной лодке. Символический старт путешествия был дан на челябинской земле. По словам великого путешественника, именно южноуральцы 10 лет назад легкой рукой проводили его в 46-дневную экспедицию по Атлантике, окончившуюся мировым рекордом.
Федор Конюхов посетил Челябинск, чтобы рассказать уральским жителям о предстоящем ему путешествии из Чили в Австралию. На Южный Урал мореплаватель прилетел не случайно. Именно отсюда, а точнее от берегов Тургояка, Конюхова провожали в другое путешествие – через Атлантический океан.
11 лет назад российский путешественник установил мировой рекорд для этого маршрута, забрав лавры у французского мореплавателя Эммануила Каунда. Федор Конюхов переплыл Атлантику за 46 дней, опередив француза на 11 дней. Более 10 лет после этого никто не мог побить рекорд Конюхова, вплоть до марта этого года, пока англичанин Чарли Питчер, построивший лодку Конюхову для перехода через Тихий океан (!), не пересек Атлантику всего за 35 дней.
«Чарли, как и я в свое время, перебил рекорд на 11 дней! – улыбается Федор Конюхов. – Теперь надо делать лучше и больше. И вот я на Урале с надеждой! В прошлый раз при поддержке южноуральцев на лодке “УралАЗ” мне удалось пересечь океан. Надеюсь, что удастся снова с вашего благословения».
«Расстояние, которое предстоит преодолеть Федору, просто невозможно себе представить. По расчетам это 9 000 миль, или 16 800 км! Такая задача, на мой взгляд, посильна только одному человеку на Земле – Федору Конюхову!» – говорит один из инвесторов проекта, друг Федора Конюхова и наш земляк гендиректор автомобильного холдинга «СЕЙХО-МОТОРС» Сергей Ерёменко.
Проделать неблизкий путь Федор Конюхов собирается за полгода, а точнее за 200 дней. Согласно компьютерным расчетам, чтобы достичь поставленного результата, каждый день мореплаватель должен проплывать по 54 мили. Всего за время путешествия Федору Филипповичу предстоит сделать 4,5 миллиона гребков! Грести придется по 11 часов в день.
Стартует Конюхов из чилийского порта Вальпараисо в десятых числах декабря, в зависимости от погодных условий. Финиш предполагается на восточном побережье Австралии. До сих пор ни один мореход не рискнул на веслах пересечь самый большой океан нашей планеты. Федору Конюхову предстоит огибать острова Робинзона Крузо, Пасхи, Питкерн и др.
Финишировать путешественник будет в период штормов. За всё время плавания мореход не пристанет ни к одному участку суши.
Специально для этого проекта построена уникальная 9-метровая лодка «Тургояк». Она на 2 метра превышает длину лодки, на которой Федор Конюхов уже пересекал Атлантику. За счет новых технологий строителям удалось выиграть два метра, не увеличивая при этом вес новой лодки. Весит «Тургояк» столько же, сколько и 7-метровый «УралАЗ» – 250 кг.
Всё дело в том, что прошлое плавсредство было изготовлено из стеклопластика, нынешняя лодка – из более легкого, но не менее прочного углеволокна. Лодка изготавливалась в Англии командой Rannoch Group под руководством Чарли Питчера. Над дизайном лодки работал англичанин Фил Мориссон. Лодка оборудована солнечными батареями, опреснителем морской воды, навигационной системой и маяком спутникового слежения.
От первого лица. Федор Конюхов рассказывает о трудностях и романтике одиночного плавания
«Атлантический рекорд»
Когда я пристал на Барбадос, меня вынесли с лодки! Не знаю, насколько я похудел, но жена Ирочка когда глянула на меня – заплакала, говорит «у тебя ножки как зубочистки».
О подготовке
Времени на физические тренировки нет, тем более что я всё время в экспедициях, так что тренируюсь на практике. Недавно вернулся с Северного полюса. Гораздо важнее моральная подготовка. Так как я священник, каждый день с 2 до 4 я молюсь, в шесть утра уже встаю. Когда я дома, хочется просто отдохнуть, полежать у телевизора.
С 90-х лет не был в театрах, лет 15 не видел Красной площади, хотя живу в Москве.
6 тысяч калорий в день
Для плавания мне изготовили пакеты с едой, такие же, как для космонавтов. С одним исключением – для космонавтов делают продукты без калорий, а мне с калориями! Чтобы грести в день по 11 часов, надо употреблять продуктов на 6 тысяч калорий! Тогда я смогу выдержать такой ритм. На вкус эта еда противная!
Дома такое есть не будешь. На полное путешествие понадобится 600 пакетов с едой, но они не поместятся в лодку, поэтому решили взять только 400. Так что я еще возьму удочки, хотя рыбу можно будет добывать не всегда, она там, где есть течение, планктон, месяцами ее просто не будет!
Пить я буду только воду, для этого я беру опреснитель воды. При таких больших физических нагрузках нельзя употреблять кофе, чай, чтобы не нагружать сердце. Хотя я втайне возьму несколько пакетиков!
Южноуральские друзья и инвесторы проекта снабдили Федора Конюхова в дорогу волшебным пузырьком. «Это вода из озера Тругояк, набранная рядом с островом Веры, – рассказывает президент национального парка спорта и туризма “Тургояк” Олег Сиротин. – Будет сложно – глотни святой воды!»
200 дней одиночества
Есть молодые парни, которые могут лучше выдержать физически такое путешествие, но никто не решается и по другой причине – долгое одиночество, при котором ты совершаешь одну и ту же однообразную работу, ешь одну и ту же еду.
Молодым я находился в одиночестве и по 500 дней. Сейчас мне легче, я одиночества не боюсь, я знаю, что на земном шаре нет одиночества, всегда присутствует кто-то – дельфины, птицы, океан и Господь Бог, которому я молюсь.
Конечно, психологически будет сложно, хотя бы потому, что я буду постоянно привязан к лодке, в случае, если не дай Бог лодка перевернется, чтобы я не упал на крышу лодки. А вообще мне повезло: ночью плывешь – под тобой бездна, над тобой звезды. Смотришь на восходы, закаты.
Духовная пища
Я взял с собой книги – Евангелие, Библию, буду вести дневник, делать художественные зарисовки. Мне записали музыку, причем совершенно разных направлений. Ведь я не знаю, как я себя поведу в открытом море. Например, здесь мне нравится слушать классику, церковные песнопения, а там такая музыка вдруг мне будет в тягость. Я очень люблю бардов – Высоцкого, Митяева, Окуджаву, еще Талькова, Цоя.
Морские гады
Осталась еще одна нерешенная проблема. Через два месяца лодка начнет обрастать ракушками, их надо чистить, для этого я беру маску, ласты, но мешают акулы! Они плывут рядом. Чем больше лодка будет обрастать, тем медленнее я буду плыть, растягивая по времени свое плавание.
Конечно, как у любого человека, у меня есть страхи. Я не знаю, что мне встретится на пути – будут и ураганы, и гигантские спруты, но есть цель – значит страхи надо преодолеть.
Об экологии
В океане можно встретить много полиэтилена. Есть даже австралийская организация «Очистим планету от полиэтилена», которую я поддерживаю. Мы пытаемся доказать, что полиэтилен очень вреден, так как не оседает на дно, зачастую приводит к гибели китов.
Эти животные, как известно, плавают с открытым ртом, пропуская воду через ворсинчатые роговые пластины – китовый ус, собирая таким образом еду – планктон. Полиэтилен, попадая вместе с водой в рот китам, забивает пластину, животное погибает. Консервные банки, например, не несут угрозы, моментально разъедаются соленой водой. Я все упаковки от еды привезу назад с собой!
Сегодня лодка «УралАЗ», на которой Федор Конюхов совершил мировой рекорд через Атлантику, стоит в музее яхт-клуба «Тургояк» в Миассе. После путешествия новую лодку также планируют оставить в музее.
О науке
Представители медицинского сообщества попросили меня поучаствовать в их исследовании, им интересно, как я буду себя чувствовать на старте, и потом – на середине пути, в конце пути. Для этого они дали мне специальные приборы, которые будут замерять пульс и пр.
1,5 года заняло строительство лодки «Тургояк» от момента проектирования до спуска на воду
Стоимость инвестпроекта сопоставима со стоимостью премиального автомобиля
Справка:
Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря. Первую экспедицию осуществил в 15 лет – пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. К 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, выражая свое видение мира в картинах и книгах.
Почетный академик Российской академии художеств, член Союза писателей РФ. Капитан дальнего плавания. Заслуженный мастер спорта.
В 2010 году Федор Конюхов принимает сан священника, в 2012-м становится первым священником Русской православной церкви, совершившим восхождение на Эверест. Женат, трое детей.
Источник: gubernia74.ru