Мне первому из россиян удалось переплыть Атлантику по программе «континент – континент» – из Европы в Южную Америку. Командой из шести человек из разных стран мы на весельной лодке проделали путь в 3300 морских миль за 50 дней 4 часа и 5 минут. Тем самым мы установили новый мировой рекорд скоростного пересечения Атлантического океана.
О решении отправиться в путешествие
В экстремальных путешествиях я не новичок. В 2006 году в составе команды Федора Конюхова прошел под парусом яхты от острова Антигуа в Карибском бассейне до порта Фалмут в Великобритании. А в 2009-м практически тем же составом мы проделали путь по маршруту Новая Зеландия – Фолклендские острова через мыс Горн*, где в прошлом утонула не одна тысяча кораблей, пытавшихся осуществить кругосветное плавание. Тогда Федор мне сказал, что после пересечения мыса Горн будет сложно найти следующую цель. Так и получилось: у меня был долгий перерыв.
* Мыс Горн – крайняя южная точка архипелага Огненная Земля. Расположен на берегу пролива Дрейка с самым мощным в мире течением западных ветров.
Француз Жан-Жак Савен решил переплыть Атлантический океан в бочке. Что было дальше?
С Федором Конюховым и командой мы штормовали в Атлантике, пробивались через айсберги в Южном океане
В 2019 году «каникулы» закончил все тот же Конюхов. При встрече он упрекнул, что я «дома сижу». Тогда я решил, что пора перейти Атлантический океан. Но не просто так, а на веслах.
Для путешествия мне нужно было попасть в международную команду. И тут мне очень повезло. Сын Конюхова – Оскар – познакомил меня с голландцем Ральфом Туйном – опытным гребцом и высококлассным моряком, который как раз собирал морскую дружину. Обычно люди тратят на подготовку к такому путешествию 2,5–3 года. Я же попал в действующую команду, у которой уже была готова лодка.
В мире даже проводятся гонки на веслах через океаны: Talisker Whisky Atlantic Challenge через Атлантический, Great Pacific Race – через Тихий.
Россияне, которые смогли пересечь Атлантический океан на веслах:
1. Федор Конюхов – 45 дней, Канарские острова – Барбадос.
2. Владимир Максимов – 119 дней, Португалия – Барбадос.
3. Денис Горбылев – 50 дней, Португалия – Французская Гвиана.
О команде
Нас было шестеро. Все с большим багажом опасных путешествий.
Норвежец Яков Ротинг всю жизнь занимается греблей, швед Никлас Перссон – профессиональный дайвер и яхтсмен, ирландец Джеймс Моррисси бегает марафоны в 72 километра по пересеченной местности, шведка Тереза Лундгрен на яхте пересекла океан. Самый титулованный – голландец Ральф Туйн. Он в одиночку пересек три океана – Атлантический, Тихий и Индийский. Причем однажды его реально спасали в Индийском океане, когда лодку переехал супертанкер.
Наше опасное путешествие началось в португальском городе Портиман 1 апреля 2019 года – в День дурака
В команде была одна женщина. Считается, что дама на борту – это плохая примета. Но мы не особо суеверные. Кроме того, Тереза выполняла всю ту же работу, что и остальные участники плавания, гребла на равных, никогда не просила себе послаблений.
Истринский житель переплыл Атлантический океан на гребной лодке
Времени на «притирку» у нас не было, что, конечно, опасно для команды. Отсутствие еды и сна сильно изматывает, поэтому даже невинная шутка может стать причиной серьезной ссоры. К тому же, мы были из разных стран, с разной ментальностью, общались на неродном для нас языке.
Два час гребли на свежем воздухе, два часа отдыха и так 50 дней, чтобы перейти Атлантический океан: Португалия-Французская Гвиана. Two hours on and two hours off and 50 days to row Atlantic ocean.
Posted by Denis Gorbylev on Thursday, April 16, 2020
Особенно тяжело грести в жаркую и безветренную погоду. Ждешь любого маленького облачка и начинаешь понимать, почему раньше люди, потерянные среди океана, сходили с ума, убивали друг друга.
Во время перехода нас консультировал норвежский профессор, который оказывает психологическую поддержку, в том числе, служащим национальной армии и флота. Он рекомендовал каждое утро устраивать небольшое собрание команды, на 5–10 минут, чтобы рассказать друг другу обо всех положительных и отрицательных моментах, произошедших в течение суток. Это сильно помогало, так как когда говоришь правду в глаза другу другу, весь негатив исчезает, появляется чувство локтя.
Трудности в пути
– Мозоли
Мозоли выскакивают на пятой точке, как попкорн. Но есть способ борьбы с ними, который уходит корнями еще во времена походов викингов. На сиденье укладывается несколько синтетических или плетеных матов, которые быстро сохнут, а поверх них кидается овчина – шкура, купленная в «ИКЕЕ». Также необходимо строго следить за гигиеной, использовать специальные крема и тальк, влажные салфетки.
– Туалет
Гальюн на лодке – это ведро. Чтобы адаптироваться к таким условиям жизни, организму требуется время. Поэтому первый раз в гальюн получилось сходить через неделю.
Кстати, большинство профессиональных яхтсменов также используют ведро для этих целей. Так как оборудование – это дополнительный вес, который в условиях гонки не нужен.
О быте и питании
Пятиметровая лодка стала кухней, спальней и местом работы для шести взрослых человек. Один из членов команды так описал нашу жизнь в лодке: возьмите двуспальную кровать, разрежьте пополам, сузив до 40 см у ее основания. Постройте над ней крышу на расстоянии метра в самой высокой точке, 50 см – в самой низкой. Замените матрас пенопластом толщиной 2 см.
Развесьте вдоль бортов вещи шести человек: солнцезащитные очки, фары, мокрые носки и нижнее белье. Прибавьте огнетушитель и лампу. Положите четыре спальных мешка, два из которых разорваны на куски, чтобы материал мог сохнуть.
Дополните все это остатками каши и консервов, случайно разлитых на полу. Поместите в это пространство двух людей весом 80–100 кг, которые не принимали душ в течение месяца. Добавьте еще одного человека в дневное время, когда корма слишком горячая, чтобы спать там. Все это про наш быт.
Одновременно гребли три человека. В это время кто-то один спал на корме, двое – на носу. Когда шли в тропиках, в носовую часть еще как-то задувал свежий океанский бриз, создавая прохладу, а на корме была всегда сауна.
Питались мы сублимированной экспедиционной едой (продукты, подвергнутые вакуумной сушке, которые необходимо разбавлять водой). Каждая пачка содержит 500 или тысячу калорий.
Еда – это топливо: поел – чувствуешь силы грести. Не поел – руки висят, сложно сделать любое движение
В день организму требуется 3–5 тысяч калорий. При этом в подобном путешествии важно выбрать максимально разнообразную линейку продуктов, чтобы иметь возможность изменить свой рацион. Есть одно и тоже в течение длительного времени практически невозможно, все надоедает. Но у меня, что называется, овсянка зашла, поэтому питался в основном ей. Сейчас даже дома ее ем, хотя раньше терпеть не мог.
На протяжении всего путешествия мы ели только холодную еду. Потому что время, необходимое для подогрева воды, лучше потратить на сон. Прием пищи выглядел примерно так: добавил холодной воды в пакет, съел пару ложек перед сном, поспал и еще пару ложек перед вахтой.
Во время вахты можно было использовать так называемый минибар; съесть батончик, аналог протеинового – с огромным набором витаминов. Еще мы брали с собой яблоки и апельсины. Что характерно, яблоки сорта Гренни вообще не портятся и в воде могут находиться неделями. То есть совершенно непонятно, из чего сделаны, но настроение поднимают очень эффективно!
Первыми, кто намеренно пересек Атлантический океан на весельном судне, были норвежцы Фрэнк Самуэльсон и Джордж Харбо. 6 июня 1896 года они стартовали из Бэттери-Парка (остров Манхэттен) и спустя 55 дней и 13 часов добрались до архипелага Силли (Великобритания). Их путь составил 3250 морских миль.
О мусоре в океане
Сознание сильно меняется и очищается, когда видишь Млечный Путь над головой, падающие звезды или подводных обитателей, плавающих в светящемся планктоне под лодкой.
Тем печальней видеть вред, который наносят планете попытки человечества покорить или перестроить природу. По пути мимо нас проплывали пустые аэрозольные баллончики, пластиковые бутылки и прочие отходы жизнедеятельности человека. Все это производило гнетущее впечатление. А в 2006 году единственная вещь, которую я встретил в океане, был пластиковый стул, видимо, смытый с борта яхты в шторм.
При этом наблюдая за морскими обитателями, я убеждался в том, что они более разумные существа, чем мы! Так как они не загрязняют свою среду обитания, а каждый из нас это делает ежедневно.
О сложностях в пути
На 13-й день плавания у нас вышла из строя одна из солнечных панелей. Мы были вынуждены отключить все источники электропитания на лодке. В том числе штатный электрический опреснитель, с помощью которого мы добывали себе питьевую воду.
Для нормального функционирования организма гребцу в океане требуется выпивать 2–2,5 литра пресной воды в сутки
Пришлось качать воду ручным опреснителем. 40 монотонных нажатий в минуту рычага, похожего на стоп-кран, – занятие изнурительное и муторное, особенно когда приходится это делать круглые сутки. И если с помощью электричества можно выработать до 20 литров за час, то вручную – примерно 5, при этом времени тратилось в три-четыре раза больше.
Через 9 дней ручной опреснитель тоже сломался. За сутки до Кабо Верде у нас оставалось по 1,5 литра воды на человека. Солнце палило нещадно, пить хотелось невозможно, а Джеймс при этом в красках описывал, как незадолго до нашего плавания он ходил на Килиманджаро и его буквально закармливали сочными, ароматными арбузами.
В океане средства персональной гигиены – на вес золота! Все влажные салфетки, крема, тальк посчитаны, их расход жестко контролируется. Наверное, они находятся на втором месте по значимости после пресной воды или еды.
Безумец на резиновой лодке доказал, что человеческая воля сильнее морской стихии
Ален Бомбар (справа) на своей лодке «Еретик»
Потерпевших кораблекрушение убивает не суровая морская стихия, а их собственные страхи и слабости. Чтобы доказать это, французский врач Ален Бомбар пересек Атлантику на надувной лодке, не имея запасов пищи и воды.
В мае 1951 года французский траулер «Нотр-Дам де Пейраг» вышел в море из порта Экием. Ночью судно сбилось с курса и волнами было отброшено на выступ мола Карно. Корабль затонул, но почти вся команда успела надеть жилеты и покинуть судно. Морякам оставалось вплавь преодолеть небольшое расстояние, чтобы добраться до лестниц на стене мола.
Каково же было удивление портового врача Алена Бомбара, когда утром спасатели вытащили на берег 43 трупа! Люди, оказавшиеся в воде, просто не видели смысла бороться со стихией и захлебнулись, оставаясь на плаву.
Запас знаний
Врач, ставший свидетелем трагедии, не мог похвастаться большим опытом. Ему было всего двадцать шесть лет. Еще обучаясь в университете, Ален интересовался возможностями человеческого организма в экстремальных условиях. Он собрал массу задокументированных фактов, когда смельчаки оставались в живых на плотах и шлюпках, в холоде и в жаре, с фляжкой воды и банкой консервов на пятый, десятый и даже тридцатый день после крушения. А потом выдвинул версию, что убивает людей не море, а собственный страх и отчаяние.
Морские волки над доводами вчерашнего студента только посмеивались. «Парень, ты море только с пирса видел, а лезешь в серьезные вопросы», — высокомерно заявляли судовые медики. И тогда Бомбар решил экспериментально доказать свою правоту. Он задумал плавание, максимально приближенное к условиям морского бедствия.
Прежде чем опробовать свои силы, Ален решил запастись знаниями. Полгода, с октября 1951 года по март 1952-го, француз провел в лабораториях Океанографического музея Монако.
Ален Бомбар с ручным прессом, которым он выжимал из рыбы «сок
Он изучал химсостав морской воды, виды планктона, строение морских рыб. Француз узнал, что морская рыба более чем наполовину состоит из пресной воды. А мясо рыб содержит меньше соли, чем говядина. Значит, решил Бомбар, утолять жажду можно соком, выдавленным из рыбы. Также он выяснил, что для питья пригодна и морская вода. Правда, в небольших дозах.
А планктон, которым питаются киты, вполне съедобен.
Один на один с океаном
Своей авантюрной идеей Бомбар увлек еще двух человек. Но из-за габаритов резиновой посудины (4,65 на 1,9 м) с собой взял лишь одного из них.
Резиновая лодка «Еретик» — на ней Ален Бомбар отправился покорять стихию
Сама лодка представляла собой туго накачанную резиновую подкову, концы которой соединялись деревянной кормой. Дно, на котором лежал легкий деревянный настил (елани), также было из резины. По бокам размещались четыре надувных поплавка. Ускорение лодке должен был придавать четырехугольный парус площадью в три квадратных метра. Название судна было под стать самому мореплавателю — «Еретик».
Позднее Бомбар писал, что причиной выбора названия являлось то, что большинство людей считали его задумку «ересью», не веря в возможность выжить, питаясь лишь дарами моря и соленой водой.
Впрочем, кое-что в лодку Бомбар все-таки прихватил: компас, секстант, навигационные книги и фотопринадлежности. На борту были также аптечка, ящик с водой и продуктами, которые были опломбированы, дабы исключить соблазн. Они предназначались на самый крайний случай.
Напарником Алена должен был стать английский яхтсмен Джек Пальмер. Вместе с ним Бомбар совершил пробное плавание на «Еретике» из Монако на остров Минорка продолжительностью семнадцать дней. Экспериментаторы вспоминали, что уже в том плавании испытывали глубокое чувство страха и беспомощности перед стихией. Но результат похода каждый расценил по-своему.
Бомбар был окрылен победой своей воли над морем, а Пальмер решил, что не будет испытывать судьбу дважды. В назначенное время отплытия Пальмер просто не явился в порт, и Бом-бару пришлось отправиться в Атлантику в одиночку.
19 октября 1952 года моторная яхта отбуксировала «Еретика» из порта Пуэрто-де-ла-Лус на Канарских островах на океанский простор и отцепила трос. Северо-восточный пассат дунул в маленький парус, и «Еретик» отправился навстречу неизвестности.
Маршрут «Еретика»
Стоит отметить, что Бомбар утяжелил эксперимент, выбрав средневековый маршрут плавания из Европы в Америку. В середине XX века океанские трассы пролегали в сотнях милях от пути Бомбара, и шанса подкормиться за счет добрых моряков у него просто не было.
Наперекор природе
В одну из первых ночей плавания Бомбар попал в страшный шторм. Лодка наполнилась водой, и только поплавки удерживали ее на поверхности. Француз пытался вычерпывать воду, но черпака у него не было, а ладонями это было делать бессмысленно. Пришлось приспособить шляпу. К утру море стихло, и путешественник воспрянул духом.
Через неделю ветер порвал парус, двигавший лодку. Бомбар поставил новый, но спустя полчаса ветер унес его в волны. Алену пришлось ремонтировать старый, причем под ним он проплавал два месяца.
Пропитание путешественник добывал так, как и планировал. Он привязал к палке нож и этим «гарпуном» убил первую добычу — рыбу дораду. Из ее костей он соорудил рыболовные крючки. В открытом океане рыба была непуганой и хватала все, что опускалось в воду. Летучая рыба и вовсе сама залетала в лодку, убиваясь при ударе о парус.
К утру француз находил в лодке до пятнадцати дохлых рыбин.
Другим «лакомством» Бомбара был планктон, который на вкус напоминал крилевую пасту, но имел неприглядный вид. Изредка на крючок попадались и птицы. Их путешественник ел сырыми, выбрасывая за борт только перья и кости.
За время плавания Ален семь дней пил морскую воду, а в остальное время — выжимал «сок» из рыб. Также удавалось собирать росу, оседавшую поутру на парусе. Спустя почти месяц плавания его ждал подарок небес — ливень, подаривший пятнадцать литров пресной воды.
Экстремальный поход давался ему тяжело. Солнце, соль и грубая пища привели к тому, что все тело (даже под ногтями) покрылось мелкими гнойниками. Бомбар вскрывал нарывы, но те не спешили заживать. Кожа на ногах тоже слезала клочьями, а на четырех пальцах выпали ногти. Будучи врачом, Ален отслеживал состояние своего здоровья и фиксировал все в судовом журнале.
Когда пять дней подряд шел дождь, Бомбар стал сильно страдать от избыточной влажности. Затем, когда установились безветрие и жара, француз решил, что это его последние часы, и написал завещание. И когда он уже собирался отдать Богу душу, на горизонте показался берег.
Потеряв за шестьдесят пять дней плавания двадцать пять килограммов веса, 22 декабря 1952 года Ален Бомбар достиг острова Барбадос. Помимо доказательства своей теории выживаемости в море, француз стал первым человеком, пересекшим Атлантический океан на резиновой лодке.
Ален Бомбар — первый человек, пересекший Атлантический океан на резиновой лодке
После героического плавания имя Алена Бомбара узнал весь мир. Но сам он главным итогом этого путешествия считал не обрушившуюся славу. А тот факт, что на протяжении всей жизни он получил более десяти тысяч писем, авторы которых благодарили его словами: «Если бы не ваш пример, мы бы так и погибли в суровых волнах морской пучины».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
«За бортом по своей воле». Как простой врач пересек Атлантику на надувной лодке и доказал всем свое бесстрашие
Цикл За горизонт
«Лента.ру» продолжает рассказывать о знаменитых путешественниках, землепроходцах и первооткрывателях. Новым героем стал молодой французский врач Ален Бомбар, переплывший Атлантический океан на резиновой шлюпке и доказавший, что выжить после кораблекрушения возможно. О сражениях любителя приключений с водной стихией и 65-дневной диете из планктона — в материале «Ленты.ру».
Благие намерения
Переплыть Атлантический океан на резиновой лодке без еды и воды француз Ален Бомбар решил неслучайно. Однажды в 1951 году, будучи еще никому не известным молодым врачом, Бомбар дремал во время ночного дежурства в госпитале в графстве Булонь. Внезапно раздался телефонный звонок. Траулер «Нотр-Дам-де-Пейраг» разбился после столкновения с молом Карно — гидротехническим сооружением, защищающим берег и порт от сильных волн.
Никто не ожидал катастрофы и серьезных последствий: ветра нет, море тихое, а значит эвакуироваться с промыслового судна не составит труда. Но, зайдя в приемный покой, Бомбард увидел ужасающую картину. «Сорок три человека, наваленные друг на друга, словно растерзанные марионетки, лежали передо мной — все босиком и все в спасательных поясах», — вспоминал мужчина. Несмотря на оперативную помощь, никого из членов экипажа не удалось вернуть к жизни. Просчет был ничтожным, но в результате привел к 43 трупам и 78 сиротам.
Почему эти люди погибли, находясь всего в сотне метров от суши? Почему им не помогли спасательные жилеты? Как тогда возможны истории знаменитых путешественников, которые могут неделями искать спасения в открытом море без пропитания? И это при том, что, согласно статистике, ежегодно умирают до 50 тысяч человек, уже находящихся в спасательных шлюпках.
Ален Бомбар и французский актер Жан Маре в надувной лодке на озере в Париже, 1953 год
Фото: Jean Jacques Levy / AP
Эти вопросы беспокоили молодого врача и стали отправной точкой для авантюры, изменившей его жизнь. Он предположил, что в кризисной ситуации человек способен выйти за грани физиологических рамок, которые медики определили как допустимые для выживания.
Тогда Ален Бомбар решил смоделировать ситуацию, максимально приближенную к кораблекрушению, и на собственном опыте доказать, что возможностей нашего организма хватит на длительное трансатлантическое плавание в экстремальных условиях.
Подготовка
Экспедиции предшествовала тщательная подготовка. Бомбар месяцами занимался лабораторными исследованиями в Океанографическом музее Монако, изучал химический состав морской воды, физиологию разнообразных рыб и виды планктона. Он выяснил, что большинство морских обитателей на 80 процентов состоят из пресной воды, так что выжатым из их тела соком можно утолить жажду. Также для питья в небольших количествах подходит морская вода.
Отдельной эпопеей в подготовке стало продумывание конструкции плота. Переговоры с инженером постоянно откладывались, в расчеты приходилось вносить многочисленные правки. Изготовление продлилось несколько недель. В итоге для плавания соорудили лодку с закругленным носом, длиной четыре с половиной метра, шириной — почти два.
Бомбар никак не мог найти попутчика среди знакомых и дал объявления в газетах. Однако его затею почти никто не воспринял всерьез, и чаще всего ему писали либо потенциальные самоубийцы, желающие обрести покой посреди Атлантики, либо шутники с просьбами взять на борт тещу или начальника. «Я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь», — писали ему в письмах. Но спустя некоторое время подходящая кандидатура была найдена в лице Джона Палмера, безработного яхтсмена из Панамы.
Для начала мужчины решили организовать пробное плавание из Монако на Майорку, однако спустя две недели эксперимента Палмер отказался принимать дальнейшее участие в экспедиции. До конца так и неясно, что остановило бывшего яхтсмена. Что бы это ни было, страх за свою жизнь или нежелание славы, но в назначенный день отплытия он так и не явился. Бомбар отправился в океан в одиночку.
Ален Бомбар погружается в лодку «Еретик», на которой он совершал плавание
Фото: Charles Hewitt / Picture Post / Hulton Archive / Getty
Вокруг затеи молодого врача был ореол скептицизма и легкой иронии. Его называли еретиком, пророчили смерть в первую неделю и советовали вместо морского справочника взять с собой молитвенник. А как еще охарактеризовать человека, возомнившего, что он сможет переплыть океан на неуправляемой посудине, питаясь одними дарами моря? Но это не останавливало воодушевленного француза, и в ответ на нападки он лишь назвал свое судно «Еретиком».
«Даже опытные моряки на кораблях не считают, что они всегда могут справиться с бушующим морем, ветрами и течениями. И в то же время какой-то новичок без колебаний доверяет свою жизнь и жизнь своего товарища обыкновенной ореховой скорлупке, которая не была даже осмотрена морским инспектором!» — писали в газетах.
Посреди океана
Утром 19 октября 1952 года Бомбар покинул столицу Канарских островов Лас-Пальмас. На торжественном отплытии его провожали жена с новорожденной дочерью.
Маршрут для путешествия был выбран неслучайно. Атлантический океан идеально подходил для планов Бомбара: он достаточно большой, чтобы наверняка доплыть до какой-нибудь суши за два месяца, но при этом на пути ему встретится минимум «соблазнительных» для остановки островов. Бомбар плыл по следам Христофора Колумба, который следовал из Испании в Гран-Канарию, а затем к островам Зеленого Мыса и Антильским островам. Ему помогали пассаты, которые несколько веков назад подгоняли каравеллы первооткрывателя в сторону Америки.
В первые же дни авантюриста настиг шторм. Все, что он мог делать в шлюпке, которую мотало из стороны в сторону, — это вычерпывать воду шляпой, так как взять черпак он забыл. Спустя несколько часов обессиленный Бомбар потерял сознание и очнулся уже в почти затопленном судне, которое всего лишь на пару сантиметров показывалось над поверхностью. Едва буря стихла, случилась новая беда.
У «Еретика» лопнул парус, который пришлось заменить на запасной. Но и он вскоре пришел в негодность из-за очередного порыва ветра. Оставшиеся 60 дней пути врач шел с зашитым вручную парусом.
Здесь не было ничего общего со Средиземным морем, этим часто посещаемым людьми цивилизованным озером, воды которого бороздят многочисленные суда. Покинув испытательную площадку Средиземного моря, я плыл теперь по бескрайнему океану
Ален Бомбар цитата из книги Бомбара
Помимо непогоды сохранности надувного плота угрожали морские обитатели. Резину могла запросто проткнуть рыба-меч, а как-то ночью неизвестное существо отгрызло часть тента. Однажды путешественнику пришлось отмахиваться веслом от акулы, так и норовившей вцепиться в него зубами. Еще более опасными оказались ракушки, которые гнездились на клееных швах лодки и стремительно прорастали, что неизбежно вело к разрыву резины. Понимая, что даже самая маленькая поломка может привести к концу не только его эксперимента, но и жизни, каждый день француз выделял час на осмотр и починку шлюпки.
На борту плота царила строгая дисциплина. Осознавая, что тянущееся бесконечно время стирает грань адекватного восприятия реальности, Бомбар придерживался заранее продуманных ритуалов: сверялся с системой навигации, отслеживал свое состояние, добывал пищу и читал книги. Он понимал: когда весь мир сужается до размеров лодки, в которой невозможно встать в полный рост, единственный способ не сойти с ума — упорядочить свой день.
Диета
Бомбар из принципа не взял с собой удочки и сети, а обходился подручными материалами и соорудил импровизированный гарпун из ножа и весла, для крючков использовал кости первой добытой рыбы. Поначалу ему не везло с рыбалкой — в прибрежных водах водится в основном всякая мелочь, которую довольно трудно поймать.
Но, отплыв дальше в открытый океан, мужчина поразился обилию абсолютно непугливой рыбы, которая легко клевала и была вполне съедобна в сыром виде. По утрам путешественник собирал урожай: за ночь на крохотный борт шлюпки выбрасывалось от пяти до 15 летучих рыб. Лучшие из них были лакомством на завтрак, остальные отправлялись в запас.
Ловил он и птиц, поедая их сырыми и обгладывая кости и хрящи. В новый рацион также вошел планктон, который, по мнению Бомбара, был способен уберечь от цинги. Взятая с собой коробка с аварийным запасом так и осталась нераскрытой.
В течение всего плавания мужчина придерживался строгого распорядка дня. Напрашивается вопрос: а какой смысл соблюдать расписание завтраков и ужинов посреди океана? По словам самого Бомбара, «каша» из приемов пищи — это лишняя нагрузка на желудок, который привык переваривать еду в определенное время.
Через некоторое время француз изучил повадки всех животных, которые встречались на его пути. Черная птичка качурка-буревестник обычно садилась с правой стороны кормы, а стайка из шести дорад всегда плыла рядом, но настороже — как бы не быть пойманной.
Проблемная высадка
Спустя месяц в открытом океане обессилевший Бомбар начал замечать признаки долгожданной земли: то по ветру пролетал лист с дерева, то паутинка, то бабочка! До суши оставалось всего несколько десятков миль, которые плот не мог преодолеть из-за штиля. Однако земля не спешила показываться, и мучительное ожидание растянулось на недели. Пусть и нескоро, но чудо случилось. Француз заметил землю на горизонте и поплыл навстречу спасению, однако высадиться сразу у него не вышло.
«Еретик» достиг острова Барбадос на 65-й день экспедиции, 22 декабря 1952 года. Бомбар преодолел 4400 километров в одиночку. Ценой за подвиг стало абсолютное физическое истощение. Бомбар похудел на 25 килограммов, заработал расстройство зрения, а уровень гемоглобина и эритроцитов в организме граничил со смертельным. У него отслоились ногти на пальцах ног, почти вся кожа разбухла и свисала красными высушенными лентами, а где чудом осталась на месте — покрылась сыпью.
Бомбар на своем опыте доказал, что в теории потерпевший кораблекрушение может выжить, если будет пить морскую воду и сок рыбы. Его плавание пытались повторить, но врачи пришли к выводу, что подобная «диета» крайне опасна.
Теперь я буду бороться за то, чтобы моя «ересь» была понята и стала христианской верой для всех, кто в будущем может потерпеть кораблекрушение
Ален Бомбар
Итогом этого приключения стала книга «За бортом по своей воле», собранная из заметок, которые путешественник вел непрерывно, даже если последние из них напоминали бредни умалишенного.
На своем примере мореплаватель продемонстрировал торжество разума и человеческих возможностей над отчаянием, губительным спутником кораблекрушений. Бомбар доказал, что любой бедствующий может выжить и достигнуть земли при должной подготовке и знаниях. Развивая свой успех, он обосновал необходимость обязательного оснащения всех судов спасательными шлюпками, которые в народе стали называть «бомбарами».
Источник: lenta.ru