Покупкой «Мистралей» Россия планировала отблагодарить Францию за посредничество во время операции по принуждению Грузии к миру. Но с момента подписания контракта в 2011 году политическая ситуация радикально изменилась
Загадочные мечты ВМФ
Шестилетний сериал с покупкой Россией французских десантных вертолетоносцев типа Mistral заканчивается. Стороны по-тихому, без истерик, уважительно и кооперативно договорились о разрыве контракта. Как в сказке про вершки и корешки: Парижу остаются корабли, которые не нужны французским ВМС и которые будет очень непросто продать на экспорт. Москве возвращаются деньги, в которых она сейчас очень нуждается.
Причем, судя по сумме компенсации — до €1,2 млрд, возвращаются не только выплаченные авансы, но и косвенные расходы: затраты на пребывание во Франции и обучение экипажа, строительство инфраструктуры для базирования кораблей, инвестиции в ОКР по созданию корабельной версии боевого вертолета Ка-52К. Вся эта драматическая история заканчивается наилучшим для России образом: ВМФ РФ, российская судостроительная промышленность, торговцы вооружениями и политическое руководство страны получили все возможные в данных обстоятельствах выгоды и при этом избежали многочисленных технических и политических рисков, которые возникли бы в случае передачи кораблей.
Контракт на закупку Mistral в России изначально подвергался сильнейшей критике, а обстоятельства и мотивация этой сделки до сих пор остаются неясными. ВМФ России, который определенно был одним из главных инициаторов и лоббистов этого приобретения, никогда публично не объяснял, зачем флоту данные корабли. Поразительно, но похоже, сам флот не очень хорошо себе представлял, для чего ему нужны эти дорогостоящие и капризные «игрушки». Во всяком случае, один из самых авторитетных и опытных старших офицеров ВМФ, тесно работавший с промышленностью, однажды обмолвился, что после получения «Мистралей» флоту еще предстоит найти их место и предназначение.
Еще более удивительно, что действующая государственная программа вооружения до 2020 года предусматривала закупку аж четырех универсальных десантных кораблей иностранного производства. Если применение двух единиц еще можно было обосновать, то планы приобретения четырех таких кораблей не поддаются рациональному объяснению.
Жест благодарности
Кстати, вопреки распространенному мнению прежнее руководство Министерства обороны отнюдь не относилось к числу восторженных сторонников сделки. Тогдашний начальник вооружения ВС России Владимир Поповкин считал этот проект неприоритетным и намеревался затягивать переговоры, используя ценовые разногласия с французами. По слухам, из Кремля последовало указание подписать контракт в двухнедельный срок. Указание было в срочном порядке исполнено, и, естественно, контракт был подписан на французских условиях.
Если эта история верна, то лишь подтверждает преобладающую среди наблюдателей гипотезу, что доминирующей мотивацией при заключении контракта была внешнеполитическая. Россия таким образом отблагодарила Францию и лично бывшего президента Николя Саркози за посредничество во время и сразу после операции по принуждению Грузии к миру. Сделка имела и серьезное символическое значение, показывая, что, несмотря на устроенное Москвой выяснение отношений с Саакашвили, Запад по-прежнему видит в России своего партнера.
Однако с момента подписания контракта в 2011 году военно-политическая и экономическая ситуация радикально изменилась. Тогда существовали надежда и вероятность, что военное сотрудничество России и Запада, в том числе военно-морское, будет углубляться. Совместные учения флотов, противопиратские действия, операции по эвакуации беженцев и оказанию помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий, — эти и другие сценарии делали наличие «Мистралей» в российском флоте если не необходимым, то хотя бы минимально оправданным. Хотя и тогда лучше было бы использовать €1,12 млрд на ускорение строительства подводных лодок, корветов, фрегатов и тральщиков.
Спасибо Олланду
Но сегодня нет никаких сомнений, что дальние океанские экспедиции, для выполнения которых оптимизированы французские вертолетоносцы, уж точно не входят в число приоритетов ВМФ России. При этом как в 2011-м, так и сегодня есть многочисленные риски, связанные с использованием этих кораблей. Среди них — способность российского персонала, привыкшего к более грубой, но более надежной отечественной технике, грамотно эксплуатировать французское оборудование; зависимость от французов в части послепродажного обслуживания; возможность применения кораблей в холодных водах. Наконец, открытым оставался вопрос стоимости эксплуатации вертолетоносцев. При $100 за баррель [нефти] эта проблема виделась несколько иначе, нежели сегодня.
Наконец, экономика России находится сегодня в таком положении, что поступление в бюджет почти 100 млрд руб. станет гораздо более весомым вкладом в укрепление обороноспособности страны, нежели появление в ее флоте двух «белых слонов» с непонятной функцией, неясными перспективами эксплуатации и неизвестной стоимостью использования.
По всему выходит, что осторожный бюрократ Франсуа Олланд своим решением заблокировать передачу вертолетоносцев России ликвидировал все риски и обременения, связанные с обладанием ВМФ РФ этими кораблями. А все полезное, что можно было вытянуть из этого противоречивого проекта, Россия уже получила.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Источник: www.rbc.ru
masterok
Это очень давний спорт. Начинался он с того, что спорили о том, нужны ли вообще России авианосцы? Потом спорили нужны ли нам эти вертолетоносцы- «Мистрали». Уж очень дорогой был контракт и необычный по функциональности корабль для нашего флота. Посмотрите Как строили УДК «Владивосток» типа «Мистраль».
Однако, в процессе постройки все же большинство аргументов было за то, что такой корабль именно под нашу комплектацию и ледового класса нам нужен, В тот момент наши судостроители были загружены военными и гражданскими заказами чуть ли не на 100% и не обладали всеми технологиями (хотя и части корпусов строились на верфях России) для строительства таких кораблей.
Вскоре после присоединения Крыма к России начались известные проблемы.. До последнего я полагаю все верили, что Франция и в частности бизнес-круги не посмеют в угоду политическим разговорам пойти на срыв такого крупного международного заказа. Ведь предупреждали же, что деньги это ерунда, по сравнению с репутацией и прецедентом. Однако как мы знаем Франция зависимая страна и ей не просто дается независимая политика. Решение было принято не в пользу России и не в пользу Франции.
И вот к чему привела эта своеобразная «черная метка» судостроительную компанию STX France из Сен-Назера .
После срыва контракта по поставкам в Россию десантных кораблей «Мистраль» компании STX France из Сен-Назера (Франции) предрекали серьезные проблемы. Осложнения были связаны с трудностями продажи кораблей ледового класса и узкой специализацией под оборудование российского производства.
Если реализовать почти за себестоимость эти судна компании удалось, то репутационные риски оказались в данной ситуации более серьезны. После невыполнения российского заказа STX France получила «черную метку» от России. Это стало причиной тому, что остальные мировые заказчики резко сократили контакты с ненадежным судостроителем.
В итоге французская верфь впала в затяжную рецессию, долги по зарплатам накапливались, что поставило предприятие на грань банкротства. Решение было найдено в продаже компании. Однако после объявления торгов оказалось, что такие «токсичные активы», подпорченные скандалами с РФ не вызывают особого интереса у инвесторов.
На данный момент реальную заявку на покупку STX France подала лишь одна единственная компания. Руководство верфи, однако, заявило, что если цена сделки окажется слишком низкой, то торги могут быть отменены. Нынешнее положение дел является ярким свидетельством того, что невыполнение российского контракта фактически поставило на грань выживания французскую судостроительную компанию.
А что имеет в результате Россия? Россия вернула все деньги, потраченные на этот проект и получила большой контракт от Египта на поставку оборудования и вертолетов на «Мистрали» проданные в Египет. Операция в Сирии показала правильность расчетов в необходимости таких кораблей для России и получив документацию и опыт строительства корпусов судостроители России вполне теперь смогут сами построить подобные корабли.
Не даром уже звучали заявления о том, что Россия разрабатывает аналоги французских «Мистралей».
По его словам начальника Управления кораблестроения ВМФ России Владимира Тряпичникова, это будет океанский десантный корабль большого водоизмещения, который сможет перевозить большое количество боевой техники и личного состава. «На сегодняшний день наш ВПК вполне способен построить десантные корабли такого класса», — отметил Тряпичников.
Ранее о том, что Россия планирует сама построить вертолетоносцы типа «Мистралей», заявлял заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев. Однако он подчеркнул, что это будут не точные копии французских вертолетоносцев, а корабли с «другим подходом».
Источник: masterok.livejournal.com
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль», подробный обзор
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» представляют собой серию французских универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев 1-го ранга. У вертолетоносцев есть две главные задачи: производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.
Рассмотрим более подробно универсальные десантные корабли типа «Мистраль», их историю создания, особенности конструкции и эксплуатацию.
История создания
В октябре 2004 года на судоверфи во французском Бресте состоялся спуск на воду новейшего корабля типа “Мистраль” (“Mistral”). Внешне он похож на традиционные танкодесантные корабли-доки, но на самом деле обладает намного большим потенциалом. Поэтому не случайно французские адмиралы выделили его в отдельный класс – десантно-командный корабль (в зарубежных источниках используется термин “force projection Alstom (носовая часть), Сен-Назер; Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)
Водоизмещение вертолетоносца Мистраль:
- 21300 т (полное); 32300 т (предельное)
Размеры вертолетоносца Мистраль:
- Длина: 199 м (наибольшая)
- Ширина: 32 м (по ватерлинии)
- Высота: 64,3 м
- Осадка: 6,3 м (с ГАС)
Двигатели вертолетоносца Мистраль:
- 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
- 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
- 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
- Мощность: 20400 л. с. (15 MВт)
- Движитель: два пятилопастных гребных винта
- Скорость хода: 19 узлов (максимальная); 18 узлов (крейсерская)
- Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч); 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
- Автономность плавания: 30 суток
Экипаж вертолетоносца Мистраль:
- 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)
Вооружение вертолетоносца Мистраль:
- Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
- Артиллерия: АК-630
- Зенитная артиллерия: 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 × 12,7-мм пулемета «Браунинг»; «3М47» Гибка
- Ракетное вооружение: 2 × 2 — ПУ ЗРК Simbad
Авиационная группа:
- 16 тяжелых вертолетов или 32 легких вертолета;
- Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолетов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М
Особенности кораблей для РФ
В СМИ временами можно прочесть сообщения о тактико-технических характеристиках, имеющих отличия по сравнению с французским вариантом. Вот некоторые из них:
- Экипаж: 177 человек.
- Число пассажиров: 481 человек.
- Высота борта на уровне полетной палубы: 27 м.
- Максимальная скорость: 18,5 узлов (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
- Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22600 т).
Источник: army-today.ru
Франция продала «Мистрали» Египту
Построенный для ВМФ России на французском судостроительном предприятии STX France в Сен-Назере десантный вертолетный корабль-док «Владивосток» типа Mistral впервые выходит в море с российским экипажем на борту. Сен-Назер, 13.09.2014 (с).
Источник изображения: Кадр из видео AFPTV (via forums.airbase.ru )
Египет договорился с Францией о покупке «Мистралей»
Египет купит у Франции предназначавшиеся для России вертолетоносцы типа «Мистраль». Стоимость контракта между Францией и Египтом не разглашается, но французские власти уже заявили, что «финансовых потерь от продажи» не будет. Каир может использовать вертолетоносцы для стабилизации ситуации на Синайском полуострове и в приграничном с Ливией районе.
Президенты Франции и Египта Франсуа Олланд и Абдель Фаттах ас-Сиси договорились о продаже Египту двух вертолетоносцев типа «Мистраль». «Они пришли к соглашению относительно принципов и условий покупки», — говорится в официальном сообщении администрации французского президента. О том, что Египет продолжает обсуждать с Францией возможность покупки «Мистралей», ранее сообщило французское издание La Tribune. Но еще утром поступала информация о том, что официальный Каир не согласен с ценой, которую требует французская сторона, и считает ее чрезмерно высокой.
Официальных данных о том, по какой стоимости Египет покупает «Мистрали», нет. Представитель французского правительства подчеркнул, что «никаких финансовых потерь от продажи судов» Египту французская сторона не понесет, пишет Le Monde. По появлявшимся ранее данным в зарубежных изданиях, Париж запрашивал за вертолетоносцы от €1,1 млрд до €1,5 млрд. Помимо этих денег, Каиру придется еще вложить сотни миллионов евро в техническую модификацию кораблей для приведения в соответствие с национальными военными стандартами. Пока эти корабли полностью адаптированы под нужды российского военно-морского флота.
Вертолетоносцы «Мистраль» были построены по заказу России французской судостроительной корпорацией DCNS. Контракт на €1,2 млрд был подписан в 2011 году между Рособоронэкспортом и DCNS. Но после введения антироссийских санкций в 2014 году поставка «Мистралей» заказчику стала невозможна. В середине мая Франция предложила России расторгнуть контракт.
Главным камнем преткновения в обсуждении между российской и французской сторонами стали условия расторжения договора: размер компенсации за невыполнение контракта и возможность продажи кораблей третьей стороне, против которой долгое время выступала Россия.
В начале сентября Франция выплатила России почти €950 млн. При этом, как заявил позднее глава Минпромторга Денис Мантуров, обесценивание рубля увеличило компенсацию за непоставку вертолетоносцев типа «Мистраль» в два раза в рублевом выражении, ведь предоплату за корабли Россия производила по курсу до обвала.
«Мистрали» не только не принесли французской судостроительной DCNS прибыли, но и стали генерировать огромные убытки.
По данным источников Bloomberg, из-за простоя двух построенных по заказу России вертолетоносцев Франция ежемесячно теряет €3 млн.
Поэтому в последние месяцы, по сообщениям зарубежных СМИ, Франция провела переговоры с несколькими странами относительно продажи военных кораблей.
Ранее несколько иностранных изданий, в том числе французские Le Monde, Les Echos и La Tribune, сообщали, что к покупке «Мистралей» проявляли интерес власти Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Индии, Сингапура и Канады. Как сообщил газете Le Monde источник во французском правительстве, «Египет и Саудовская Аравия полностью готовы купить два «Мистраля». В начале сентября заинтересованность в покупке одного из «Мистралей», построенных для России, подтвердил и представитель правительства ОАЭ.
Российская сторона неоднократно заявляла, что отсутствие «Мистралей» в составе российского флота никак не скажется на его боеспособности.
Но в случае передачи вертолетоносцев третьей стороне Москва надеется на то, что Франция учтет российские интересы, заявил в начале сентября пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
«Насколько я пониманию, нигде не озвучивалась какая-то третья сторона, соответственно, и нет предметного разговора. Но мы исходим из того, что интересы России будут приниматься во внимание», — отметил Песков.
Об интересе Египта к покупке «Мистралей» ряд изданий сообщал еще летом, но тогда представители официального Каира опровергали эту информацию.
Ни Египет, ни Саудовская Аравия не нуждаются во французских десантных вертолетоносцах типа «Мистраль», поскольку эти военные суда предназначены для ведения боевых действий далеко от границ, заявил советник Военной академии Египта имени Гамаля Абдель Насера генерал Махмуд Халяф. По его словам, «очень сложно себе представить, что Египет будет вести военные действия где-либо, где потребуется использование вертолетоносцев». «На побережьях и Красного, и Средиземного морей есть арабские страны, поэтому Египту и Саудовской Аравии в этих акваториях не нужны такие суда», — пояснил Халяф.
Как пишет La Tribune, египетские власти в случае приобретения «Мистралей» намерены разместить по одному кораблю в Красном и Средиземном морях.
Тем самым Египет увеличил бы военное присутствие в регионе и помог контролировать ситуацию с боевиками на Синайском полуострове и в приграничном с Ливией районе.
Пока же Франции предстоит завершить переговоры с Москвой о демонтаже российского оборудования с вертолетоносцев. Как сообщало РИА «Новости» со ссылкой на источник в сфере военно-технического сотрудничества, переговоры между российской и французской делегациями прошли 21 сентября, демонтаж должен завершиться к 22 ноября — речь идет, в частности, о системах радиосвязи и управления.
Источник: vpk.name