Кто командовал подводной лодкой щ 215

Разведывательно-водолазная команда, действующая в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой победы», просканировав дно Балтийского моря у острова Большой Тютерс, обнаружила подлодку Щ-308. Почти 80 лет назад она пропала без вести. Сегодня специалисты могут рассказать, что случилось с ПЛ, и как погибли 40 подводников.

Геннадий Чародеев

Весной 1942 года Военный совет Балтфлота дал приказ экипажам подводных крейсеров: во что бы то ни стало сорвать поставки меди, леса и руды из Финляндии и Швеции в Германию. Но как прорваться в большую Балтику, если враги каждую неделю ставили в Финском заливе все новые и новые минные заграждения?

Военные историки считают, что немецкие мины были основным средством борьбы с подводными лодками в Балтийском море. К началу Великой Отечественной войны передовые технологии — в первую очередь «умные» морские мины и системы их установки — позволили гитлеровцам фактически запереть советских подводников в Финском заливе. Большинство потерь наших подлодок приходилось именно на морские мины.

Затонувшие: немецкая субмарина «U-215» и «Александр Макомб»

Советским ПЛ удалось нарушить планы немцев и бить врага по всему Балтийскому морю. Среди них — Щ-308, получившая при постройке прозвище «Семга». У этой лодки и ее экипажа, как выясняется, — непростая судьба.

Проблемы начались еще до войны

Нижегородский ВПК по праву гордится, какой прекрасной и качественной техникой военные заводы обеспечивали армию и флот. При этом о неприятных фактах начальники вспоминать не очень любят. По крайней мере, так считают местные исследователи — историки и журналисты. Вот что им удалось выяснить о Щ-308.

В ноябре 1932 года на заводе «Красное Сормово» была заложена вторая по счету дизель-электрическая торпедная подлодка серии V-бис проекта «Щ». Строительство ПЛ на предприятии № 112, как оно тогда именовалось, с самого начала столкнулось с большими трудностями. В первую очередь из-за нехватки рабочих, низкого уровня квалификации и общей культуры труда, недостатка производственных площадей. Скажем, большие листы металла с участка обработки до стапеля тащили более недели. Лодку приходилось строить практически вручную.

Значительные трудности вызвала транспортировка лодок в Ленинград. Волга в 1930-е годы соединялась только с Балтийским и Белым морями, да и то через сложную систему каналов и шлюзов, плавание по которым для неповоротливых доков было делом весьма сложным.

20 сентября 1934 года плавучий док с подлодкой «Семга» вышел из заводского затона на Волге и отправился в путь на север. Для команды Щ-308 это путешествие стало настоящей бедой. Переход занял 20 суток вместо 16 запланированных. Судно не было оборудовано габаритными огнями и вообще какой-либо электрикой.

Для освещения использовались керосиновые лампы, и потому было много простоев в тумане и в темное время суток. Док неоднократно садился на мель, например, 30 сентября застрял в районе Белого озера, серьезно погнув при этом руль.

Местные отделы Северо-западного речного пароходства предоставляли для дока слабые буксиры и в недостаточном количестве. Некоторые из них вообще не могли сдвинуть его с места, другие тянули со скоростью 5 км/ч. При прохождении шлюзов Мариинской системы и вовсе запрягли лошадей, которые, подобно бурлакам, тянули железную громадину вверх по течению.

Подводная война Щ 212

Проход в узких местах сопровождался многочисленными авариями и столкновениями со встречными судами: док с грохотом бился о баржи, получая все новые и новые вмятины, в том числе на корпусе Щ-308.

Читайте также:  Лодочный Сузуки 30 технические характеристики

Источник: newizv.ru

Кто командовал подводной лодкой щ 215

Боевой счет черноморских подводников открыла подводная лодка «Щ-211», потопив большой вражеский транспорт

Дата события:

Заложенная 3 сентября 1934 года в Николаеве на заводе N200 (имени 61-го коммунара) «Щ-211», имевшая заводской номер 1035, ровно через 2 года была спущена на воду, а 5 мая 1938 года вошла в состав Черноморского флота.

К началу войны Советский Союз имел на Черном море достаточно мощные подводные силы. Все черноморские подлодки были сведены в две бригады в составе 44 кораблей шести типов, в основном советской постройки. Лишь пять лодок типа «А» (именовавшиеся ранее «АГ» — «Американский Голланд») достались флоту в наследство от российского императорского флота. Первая бригада подводных лодок, которой командовал капитан I ранга П. Болтунов, состояла из четырех дивизионов и насчитывала 22 лодки. «Щ-211» входила в 4-й дивизион под командованием капитана III ранга Б. Успенского наряду с подводными лодками «Щ-212», «Щ-213», «Щ-214» и «Щ-215». Именно «Щуки» являлись основным типом лодок среднего тоннажа советского ВМФ (V-бис, V-бис-2, X, и Х-бис серий).

Подводную лодку Черноморского флота «Щ-211» можно было по праву называть удачливой. 15 августа 1941 года именно ее экипаж под командованием капитан-лейтенанта Александра Девятко открыл боевой счет черноморских подводников, потопив большой вражеский транспорт «Пелес», шедший из болгарского Бургаса в румынский порт Констанца с военным грузом на борту. В последующие 3 месяца войны «Щ-211», регулярно охотившаяся на конвои противника у берегов Болгарии, трижды попадала под мощные удары болгарских, румынских и немецких самолетов охранения, во время одного из которых на нее было сброшено 12 глубинных бомб. Однако непостижимым образом «Щуке» всегда удавалось уходить целой и невредимой из-под плотного вражеского огня, удачливо минуя минные ловушки и попутно добиваясь новых боевых успехов.

29 сентября на переходе Варна — Бургас от ее торпеды пошел на дно груженный нефтью итальянский танкер «Суперга», 14 ноября — державший курс на Варну румынский минный заградитель «Принц Карол» с недооборудованными минами на борту. В этот же день морская фортуна единственный и уже последний раз отвернулась от своих любимцев-подводников.

Источник: www-crimea.com

«Мефкуре» — малоприятный инциндент из истории советского подплава.

топ 100 блогов

olt_z_s — 05.08.2017 Сегодня очередная годовщина печально известной атаки советской подлодки Щ-215 турецкого судна «Мефкуре, произошедшая на Черном море и приведшая к многочисленным жертвам. 30 июля 1944 года Щ-215 вышла из Батуми в 21-00 в очередной поход, который был 14-м в за ее карьеру боевой субмарины. Лодку шла в поход с новым командиром — капитаном 3 ранга Стрижаком Александром Ивановичем, который был назначен на эту должность месяцем ранее, сменив прежнего командира — героя Совесткого Союза капитана 3 ранга Михаила Васильевича Грешилова.

Щ-215

Биографическая справка — Стрижак Александр Иванович

Родился 21 февраля 1908 года.
Капитан 2 ранга
Образование: Военно-морское училище (1933), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1936).
Карьера: штурман «А-1» (1933 – 1935), помощник командира «А-4» (1936 – 1938), командир «М-54» (февраль 1938 – 19 марта 1939). К началу Великой Отечественной войны капитан-лейтенант, командир ПЛ «Щ-201» (с 19 марта 1939). В сентябре 1942 года арестован и осужден военным трибуналом на 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора и посылкой на фронт.

Читайте также:  Как заспавнить лодку в half life 2

Командир ПЛ «М-113» (28 августа 1943 – 8 февраля 1944), «М-120» (3 февраля 1944 – 9 июня 1944), «Щ-215» (9 июня 1944 – 22 октября 1945). Подводные лодки под его командованием совершили 15 боевых походов, в двух торпедных а одной артиллерийской атаке потоплены болгарская и турецкая шхуны. После окончания войны – преподаватель школы Учебного отряда ЧФ (1945 – 1949), начальник полигона (1949 – 1953).
Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Схема нарезки позиций ПЛ ЧФ с 19 июня по 7 августа 1944 года

Изначально Стрижак получил приказ идти в район Босфора (позиция №23), однако 2 августа Щ-215 получила новый приказ изменить курс и идти в район Варны (позиция № 22), куда она прибыла в 03:22 4 августа 1944 года. В ночь на 5 августа, следуя вдоль побережья в районе болгаро-турецкой границы, подводная лодка обнаружила 500-тонную шхуну, буксировавшую за собой баркас.

После наблюдения за судном, командир субмарины установил, что на нем находились около двух сотен вооруженных людей. Не пытаясь установить флаг цели и её принадлежность к стране, Стрижак атаковал судно. С дистанции 5 – 7 кабельтовых Щ-215 открыла по цели огонь из артиллерии и стрелкового оружия. Обстрел длился с 01:20 до 01:57. за это время лодка израсходовала 90 45-мм снарядов, 100 патронов к ДШК и 650 патронов 7,62 мм. В результате атаки шхуна и баркас были потоплены.

Как оказалось, целью Щ-215 стало турецкое судно «Мефкуре», имевшее порт приписки Стамбул. Что именно из себя представляло это судно — непонятно. Несмотря на то, что оно было идентифицировано, как шхуна, то есть парусное судно, есть данные, что «Мефкуре» было деревянным моторным судном водоизмещением в 120 тонн, построенным в 1929 году. Было ли оно парусно-моторной шхуной или нет, не ясно.

«Мефкуре» было одни из трех судов («Мефкуре», «Бюльбюль» и «Морина»), покинувших Констанцу 3 августа с тысячью еврейских беженцев на борту и державших курс на Босфор. Точное количество людей на «Мефкуре» неизвестно: можно предположить, что там было от 310 до 320 человек с учетом экипажа. После обстрела с Щ-215 судно загорелось и начало тонуть.

Как утверждало в своем ежедневном бюллетене «Еврейское телеграфное агенство» (выходившее в США) от 22 августа 1944 года , первые снаряды поразили машинное отделение, что вызвало пожар. Люди на судне прыгали в воду под под огнем из пулеметов. В результате удалось спастись только шести членам экипажа, включая капитана и пяти пассажирам. Судя по всему, члены экипажа успели спустить шлюпку, которая и стала спасением для 11 человек.

Любопытно, что в 1944 году первоначально потопление «Мефкуре» приписывалось немцам, но годами позже стало известно, что виновницей гибели турецкого судна стала советская подлодка Щ-215. Стоит отметить, что атака Стрижака вызывает некоторые вопросы:
Неизвестно было ли освещено турецкое судно перед атакой, как положено нейтральному судну.
Неизвестно проводила ли Щ-215 поиск выживших
Неизвестно было ли в курсе турецкое правительство факта таких перевозок или это были частный фрахт.

Стоит отметить, что утверждение о намеренном потоплении судна с еврейскими беженцами, вряд ли соответствует действительности. Действия лодки скорее попадают под условия неограниченной подводной войны, где топится все в зоне блокады невзирая на флаги. Очевидно, что одной из причин, приведших к такому количеству жертв, стала ошибка в опознании цели. Не разобравшись толком с её идентификацией и, совершив ошибку в идентификации людей на судне в ночное время, Стрижак приказал открыть огонь, считая, что на судне находятся вооруженные люди.

Читайте также:  Деревянный подшипник на подводной лодке из какого дерева

Безусловно, что это страшная ошибка, но не единственная за историю Второй Мировой войны. Точно такая же ошибка стала причиной гибели около 300 человек в Арктике. 17 августа 1942 года в Печерском море немецкая подлодка U 209 разгромила караван НКВД, потопив баржу П-4, перевозившую три сотни заключенных.

Тогда командир U 209 Генрих Бродда принял зеков за солдат и расстрелял баржу, что привело к гибели почти всех на нее борту. Кроме этого, стоит отметить, что и союзнические подлодки также порой не особо церемонились с опознаванием целей в зоне боевых действий, что также приводило к трагедиям. Поэтому с точки зрения безжалостной статистики эпизод с «Мефкуре» не является чем-то ярко выделяющимся от других случаев в других флотах, несмотря, что с эмоциональной точки зрения — это трагедия, безусловно.

И тем не менее, сам эпизод с атакой «Мефкуре» не является приятным для советского подплава времен Великой Отечественной. Ошибка Стрижака привела к потоплению нейтрального судна с большим количеством жертв среди его пассажиров. Но называть это преднамеренным злодейством не стоит. Как справедливо отметил Мирослав Морозов в своей книге «Щуки» легенды советского подводного флота»: «Истинной причиной этих и других нарушений законов войны на море стали неудовлетворительная работа наше разведки и отсутствие какой-либо подготовки командиров в международно-правовых вопросах».

С этим сложно не согласится, так как несмотря на то, что фактически виновником трагедии стал Стрижак, но ответственность за его действия также лежит и на командовании советских ВМС, так и не сумевших грамотно подготовить своих командиров к условиям ведения ограниченной подводной войны. Стоит отметить, что инцидент с «Мефкуре» не первый случай, когда советские подводники нарушали правила ведения войны на море и подводной войны. К сожалению, такие инциденты, как случай с эстонским ‘пароходом «Кассари» в 1939 году ничему не научили, что привело к случившемуся 5 августа 1944 года.

В окончании хотелось бы отметить, что подводная война всегда была безжалостна к своим участникам. Здесь уместно было бы вспомнить английского писателя Н. Монсеррата:
«Никто, кроме маньяка, садиста или романтика моря, не может выступить в защиту подводной войны. Это жестокая и отвратительная форма человеческого поведения независимо от того, применяется ли она нами или немцами. Это предательство, под каким бы флагом оно ни выступало.

По известной англо-американской иллюзии, немецкие подлодки отвратительны, наши – совсем другие, даже чудесные. (Это самозаблуждение не подтверждается теми, кто сам побывал под прицелом торпеды.) Конечно, это оборотная сторона медали. Нельзя отрицать, что подводники любой страны – храбрые и умелые люди. Они приучены выполнять свое дело в условиях настоящей опасности, в чем, возможно, и проявляется настоящее мужество. Но то, что составляет дело их жизни, – убийство тайком, без предупреждения и без пощады – является злом в той же мере, как и мастерством».

С уважением к своим читателям.
Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Источник: yablor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...