Капитан третьего ранга Александр Маринеско стал легендой не по своей воле. За всю войну подводные лодки под его командованием совершили всего пять боевых походов — но на счету их командира самый большой в советском подплаве суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Маринеско обожали подчиненные и недолюбливали командиры, а политработники практически ненавидели, и он отвечал им тем же. Он был представлен к званию Героя Советского Союза весной 1945 года, но получил его только в 1990 году, когда история «неудобного» подводника, совершенно не соответствовавшего лакированному образу советского военного моряка, стала достоянием гласности. И до сих пор сама фигура Александра Маринеско, его боевые подвиги и «подвиги» на суше, за которые он не раз получал строгие наказания, служат предметом дотошных исследований, авторы которых никак не могут прийти к единому мнению, кем же был знаменитый подводник — настоящим героем или просто любимцем фортуны.
Сын непокорного кочегара
Те, кто хорошо знал самого Александра Маринеско и его семью, единодушно говорили, что неудобный для начальства независимый характер и неумение покорно подчиняться легендарный подводник унаследовал от отца, румына Иона Маринеско. По молодости лет Ион служил кочегаром в румынском флоте, не раз и не два попадал в неприятные ситуации из-за своей непокорности.
Подводная лодка С-13 и торпедная атака на «Вильгельм Густлофф»
Последний случай был совершенно вопиющим: получив несправедливый, с его точки зрения, разнос от командира, Ион Маринеско ударил его лопатой по спине и вынужден был бежать не только с корабля, но и из страны. Осел бывший румынский кочегар в Одессе, где женился на украинке Татьяне Коваль, а 15 (2 по ст. ст.) января 1913 года у них родился первенец — Александр. Бредивший морем мальчишка стал юнгой, потом сумел поступить в Одесское мореходное училище и начал ходить помощником капитана на торговых судах. Именно об этом он и мечтал. Но судьба распорядилась иначе: в 1933 году по комсомольской путевке Александр Маринеско попал в военный флот и к маю 1939 года дорос до должности командира подводной лодки М-96, служившей на Балтике.
Александр Маринеско (на переднем плане) с родителями и сестрой Валентиной, 1910-е годы
Счастливая С-13
На «малютке» М-96 Александр Маринеско прослужил четыре года, успев заработать и свою первую награду — золотые часы, и свое первое взыскание — за недостойное поведение. 14 апреля 1943 года капитан-лейтенант Маринеско был назначен командиром другой подводной лодки — С-13, входившей в состав 1-го дивизиона подлодок бригады подводных лодок Балтийского флота.
К этому времени на счету лодки был всего один боевой поход, совершенный осенью 1942 года. Он оказался весьма результативным: С-13 сумела потопить два финских транспорта и один повредить. А во второй боевой поход лодка вышла только 1 октября 1944 года: два года ушли на ремонты, боевую подготовку и переоснащение. Этот выход тоже оказался удачным: был потоплен немецкий транспорт «Зигфрид».
Третий боевой поход зимой 1945 года сделал лодку самой результативной субмариной советского ВМФ, а четвертый был признан неудовлетворительным и стал одной из причин разжалования Александра Маринеско. Но при всем этом С-13 справедливо считалась самой счастливой лодкой серии «С» на Балтике: из десяти воевавших здесь субмарин этого типа до конца войны дожила только она одна.
Командир подводной лодки М-96 капитан-лейтенант Александр Маринеско (справа) и командир подводной лодки М-102 капитан-лейтенант Петр Гладилин (слева), 1941 год
Трагедия «Вильгельма Густлоффа»
Выйдя в третий боевой поход 11 января 1945 года, подлодка С-13 только через девятнадцать дней преследования немецких сторожевиков и неудачных попыток атаковать конвои обнаружила военный транспорт в сопровождении миноносца. Чтобы обмануть цель и ее охранение, Александр Маринеско приказал всплыть и зажечь ходовые огни.
Подлодка превратилась в «катер» и с минимального расстояния тремя торпедами поразила цель, которая через 40 минут затонула. Взбешенный противник четыре с лишним часа бомбардировал окрестности глубинными бомбами, но советской подлодке удалось уйти неповрежденной, маневрируя и укрываясь за обломками тонущего корабля.
Как выяснилось позднее, лодка потопила лайнер «Вильгельм Густлофф», служивший морским символом Третьего рейха. При спуске судна на воду в 1937 году присутствовал сам Адольф Гитлер, лайнер был флагманом круизного флота нацистской Германии, а потом превратился в плавучую казарму и учебное судно учебной дивизии подводного плавания. По официальным данным, в результате атаки С-13 вместе с «Вильгельмом Густлоффом» погибли 5348 человек, что превратило его потопление в крупнейшую морскую катастрофу в истории. Большинство погибших составляли беженцы из Восточной Пруссии, и потому некоторые исследователи обвиняют Александра Маринеско в военном преступлении. Но с точки зрения международного морского права судно являлось законной целью, поскольку несло на борту артиллерию, шло в сопровождении боевых кораблей и имело камуфляжную окраску.
Лайнер «Вильгельм Густлофф» в окраске плавучего госпиталя, 1939 год
Гибель «Штойбена»
Через одиннадцать дней, поздним вечером 9 февраля 1945 года командир С-13 обнаружил в перископ корабль, который идентифицировал как легкий крейсер типа «Эмден». В действительности это был плавучий госпиталь «Штойбен», который еще совсем недавно служил плавучей гостиницей для высших офицеров нацистского флота.
Судно, вооруженное зенитными орудиями и пулеметами, шло под конвоем миноносца и катера-торпедолова, и для выполнения атаки у С-13 была только одна попытка. Как и в предыдущий раз, Александр Маринеско отдал команду на всплытие. В два часа ночи 10 февраля из надводного положения по «Штойбену» были выпущены две торпеды. Обе попали в цель, и через пятнадцать минут судно затонуло, унеся с собой около 3600 человек — в основном раненых и беженцев. Потопленный лайнер имел водоизмещение в 14 660 брутто-регистровых тонн, и его уничтожение вкупе с потоплением «Вильгельма Густлоффа», имевшего водоизмещение в 25 484 тонны, разом сделало Александра Маринеско самым результативным советским подводником, а С-13 — рекордсменом советского флота по суммарному тоннажу потопленных судов.
Лайнер «Штойбен» в море, начало 1940-х
Герой со слабостями
После возвращения из столь удачного боевого похода С-13 была награждена орденом Красного Знамени. Такой же награды удостоился и ее командир, на груди которого к тому времени уже красовались орден Ленина и орден Красного Знамени, а также медали «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».
Первоначально за две сверхрезультативные атаки Александра Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, но представление «завернули». Причина была проста: в свой самый знаменитый боевой поход С-13 отправилась в статусе «штрафной» — единственная за всю историю ВМФ СССР.
В новогоднюю ночь незадолго до выхода Александр Маринеско на два дня пропал с лодки, а ее экипаж так активно праздновал, что затеял драку с населением финского города Турку, где в тот момент базировались балтийские подлодки. Так что командование выпустило подводников в море с неофициальным наказом без победы не возвращаться. И это был далеко не первый случай в карьере Маринеско.
В 1941 году он лишился статуса кандидата в члены партии за пьянство и организацию азартных игр в дивизионе подлодок, позднее не раз подвергался «проработке» за то же пристрастие к выпивке и красивым женщинам. В итоге именно за эти прегрешения 14 сентября 1945 года капитан третьего ранга Маринеско был разжалован в старшие лейтенанты и переведен командовать тральщиком, а через два месяца и вовсе уволен из ВМФ.
Три года легендарный подводник ходил старпомом на торговых судах, а потом окончательно списался на берег. В 1949 году замдиректора ленинградского НИИ переливания крови Александр Маринеско был осужден на три года за хищение социалистической собственности: по своей инициативе он раздал нуждавшимся сотрудникам института торфяные брикеты, валявшиеся без учета на заднем дворе института. Лишь незадолго до смерти, в самом начале 1960-х бывшие сослуживцы сумели добиться реабилитации моряка: ему вернули звание капитана третьего ранга и пересмотрели дело о хищении госсобственности. Но звание Героя Советского Союза, которого он безусловно заслуживал, Александру Маринеско было присвоено лишь посмертно, в 1990 году. Тогда же его история стала и широко известной: собственно, и представление к высшей награде страны было сделано после нескольких громких публикаций в центральных газетах.
Командир подводной лодки С-13 капитан третьего ранга Александр Маринеско, лето 1945 года
Обложка: Капитан-лейтенант Александр Маринеско на мостике подводной лодки. Источник: pinterest.com
Смотрите также:
Источник: histrf.ru
История одной легендарной лодки «С-13»
3аложена 19 октября 1938 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под заводским номером 263. 25 апреля 1939 года подводная лодка спущена на воду и 11 июня 1941 года начала переход на Балтику по Мариининской водной системе в Ленинград. 22 июня корабль встретил под командованием старшего лейтенанта Маланченко Петра Петровича в составе учебной бригады ПЛ. Начало войны застало «С-13» в городе Вознесенье. 25 июня субмарина прибыла в Ленинград.
До 31 июля подводная лодка проходила ходовые испытания, и только 14 августа 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского Флота. 30 августа «С-13» включена в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ. Подводную лодку предполагалось перебазировать на Север, для чего в первую половину сентября «С-13» прошла докование. Субмарина была готова к переходу, когда немцы блокировали Ленинград с суши, и субмарина осталась на Балтике.
Благополучно перезимовав первую блокадную зиму в Ленинграде, в свой первый боевой поход на позицию в Ботническом заливе (позиция № 8) «С-13» вышла только 2 сентября 1942 года. В этом году советские подводные лодки в этот район еще не проникали. Обеспечивать поход в море вышел командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Юнаков Евгений Гаврилович.
До точки погружения «С-13» сопровождали тральщики и сторожевые катера. В 2.30 эскорт оставил лодку, и она продолжила движение самостоятельно. Вечером 3 сентября у маяка Хельсинки произошла первая встреча с врагом. При подъеме перископа подводная лодка дважды обнаруживалась сторожевым катером противника, который сбросил на нее 7 глубинных бомб.
В ночь на 8 сентября «С-13» завершила форсирование Финского залива, и вечером следующих суток вышла в Аландское море. Днем 11 сентября подводная лодка была в Ботническом заливе.
Противник не ожидал действий советских субмарин в этом районе, поэтому возможность открыть счет представилась уже на исходе текущих суток, когда «С-13» обнаружила финский пароход «Гера» (1.379 брт) с грузом угля для Финляндии. Первая торпеда прошла мимо, и тогда подводная лодка открыла артиллерийский огонь (выпущено 13 100-мм снарядов).
Транспорт застопорил ход и, получив еще торпеду, скрылся под водой. Спустя три часа подводная лодка топит новую цель – финский транспорт «Юсси Х» (2.325 брт), перевозивший штучный груз в Кёнигсберг. Из 22 членов экипажа судна спасся лишь один матрос.
Патрулируя в заданном районе, «С-13» имела несколько шансов пополнить счет потопленных судов, но атаки срывались из-за ошибок личного состава, а утром 17 сентября при попытке атаковать «С-13» выбросило волной на мелководье. Наконец, вечером 17 сентября «С-13» выпустила торпеду по голландской парусно-моторной шхуне «Анна В» (290 брт). Торпеда прошла мимо цели.
От второй торпеды судно увернулось. Тогда в дело вступило 100-мм орудие подводной лодки (выпущено 24 снаряда). После того как транспорт загорелся, была выпущена еще одна торпеда, прошедшая под носовой частью судна. Горящая шхуна сдрейфовала к берегу, где спустя шесть дней полностью выгоревшей была обнаружена финнами, и в итоге была разобрана.
При атаке подводной лодки на судне погибло 5 человек. (Необходимо отметить, что в некоторых источниках эту победу относят на счет ПЛ «С-9»). Продолжая патрулирование «С-13» неоднократно обнаруживала как одиночные суда, так и конвои противника, но атаки по разным причинам срывались. Только 4 октября подводная лодка произвела торпедную атаку по конвою, но неудачно.
Вечером 10 октября «С-13» начала возвращение в базу. У острова Вайндло 15 октября подводная лодка подверглась атаке финских сторожевых катеров «VMV-13» и «VMV-15».
От близких разрывов глубинных бомб «С-13» получила повреждения: вышли из строя гирокомпас и эхолот, на 28° влево заклинило вертикальный руль, треснуло несколько баков аккумуляторных батарей, через выбитый штуцер глубиномера внутрь корабля стала поступать забортная вода. Подводная лодка легла на грунт, где на 60-метровой глубине в течение 6 часов проводила ремонт.
Ввести в строй руль так и не удалось, и оставшийся отрезок пути подводной лодке пришлось идти управляясь электромоторами. Вечером 17 октября на буксире катера «МО-124» и тральщика «№ 34» корабль был приведен на Лавенсари. 19 октября «С-13» благополучно прибыла в Кронштадт. 22 октября субмарина перешла в Ленинград для ремонта и зимовки. За успешный боевой поход все члены экипажа подводной лодки получили правительственные награды.
19 апреля 1943 года во время артиллерийских учений задрайка крышки кранца первых выстрелов случайно ударила по капсулю одного из снарядов. Порох в гильзе взорвался, один краснофлотец погиб. Результатом происшествия «за халатное исполнение служебных обязанностей» стало снятие командира «С-13» Маланченко с должности. На его место получил назначение ранее командовавший «М-96» капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович.
В 1943 году немцы надежно перекрыли Финский залив, нашпиговав его минами и перекрыв противолодочными сетями. 12 августа готовая к походу «С-13» перешла в Кронштадт, но поскольку прорыв в открытую часть Балтики был невозможен, поход отменили, а 6 ноября субмарина встала на ремонт.
Только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года подводные лодки КБФ финскими шхерными фарватерами вновь получили возможность выходить на коммуникации противника. До конца сентября 1944 года «С-13» проходила боевую подготовку. 1 октября субмарина вышла в свой второй боевой поход. Утром 8 октября подводная лодка заняла позицию севернее полуострова Хель (позиция № 5).
9 октября «С-13» обнаружила и атаковала траулер «Зигфрид» (563 брт), потратив на него впустую 4 торпеды. По докладу командира, заметив атаку (выпушено 3 торпеды), судно уклонилось от них резкой остановкой, четвертая торпеда прошла мимо, так как траулер увеличил ход. Подводники применили артиллерию (выпущено 39 – 100-мм и 14 – 45-мм снарядов), насчитав 11 попаданий.
По докладу командира цель начала быстро тонуть. Посчитав дело сделанным, подводная лодка удалилась, но поврежденное судно, несмотря на подводные пробоины и ранение одного из членов экипажа, все-таки сумело выброситься на отмель косы Хель, и вскоре снова введено в сторой. (По другим данным жертвой атаки «С-13» стало учебное судно «Нордпол» в 563 брт, которое погибло).
13 октября «С-13» перешла к мысу Брюстерорт, а 21 октября – к Виндаве. 25 октября подводная лодка получила приказ в светлое время суток находиться на юго-западных подходах к бухте Лыу, где накануне корабли 2-й боевой группы Кригсмарине (карманный линкор «Лютцов», эсминцы «Z-28» и «Z-35», 5 миноносцев) вели бомбардировку советских частей на полуострове Сырве. В связи с тем, что корабли противника уже покинули этот район, ни одной цели для атаки обнаружить не удалось. 11 ноября «С-13» благополучно вернулась в Ханко.
19 ноября «С-13» перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт. 22 декабря подводная лодка прибыла на Ханко, откуда 11 января 1945 года снова отправилась в боевой поход. Это был самый успешный поход «С-13» и звездный час ее командира. Лодке предстояло патрулирование района между маяком Риксхёфт и Кольбергом (позиция № 4 – новая).
Несколько раз лодка обнаруживала конвои, но каждый раз противодействие кораблей эскорта заставляло ее отступать. Наконец 21.10 (везде время московское) 30 января лодка обнаружила лайнер «Вильгельм Густлов» (25.484 брт), на борту которого находилось около 6.600 человек, в основном гражданских беженцев.
Его охранение состояло из миноносца «Лёве», который с подводной лодки не был обнаружен. (Назначенный в эскорт торпедолов «TF-1» из-за возникновения течи убыл в базу). Когда подводная лодка обнаружила судно, она двигалась в направлении 105° — почти строгим контркурсом относительно «Густлова». Скорость и лодки, и лайнера составляла 12 узлов.
Через 14 минут командир «С-13» определил элементы движения цели и начал сближение, а через две минуты подводная лодка перешла в позиционное положение. Цель начала удаляться. В 21.35. «С-13» всплывает и увеличивает ход. Курсовой угол лайнера на подводную лодку 120° с левого борта.
Поняв, что судно ускользает, подводная лодка выжимает из двигателей все возможное. В 21.55. «С-13» ложиться на курс 280°. Начинается часовая гонка за лайнером. Наконец, 23.04. подводная лодка ложится на боевой курс 15° – строго перпендикулярно левому борту «Густлова». 23.08. командир дает команду «Пли».
В момент, когда торпеды покинули торпедный аппарат, дистанция до цели составляла 4,5 кбт, расчетный угол встречи — 85°. Из четырех торпед подготовленных к пуску одна не вышла из-за неисправности автомата-коробки торпедного аппарата, зато три других попали в цель. Через час судно затонуло, унеся с собой жизни около 5,5 тысяч человек. (Сейчас немцы заявляют, что на борту лайнера находилось уже порядка 9.000 беженцев, что значительно увеличивает число погибших). Пока «Лёве» и суда шедшего следом конвоя занимались спасением людей с «Густлова», «С-13» покинула место катастрофы. Правда, миноносец «Т-36» сбросил 12 глубинных бомб, разрывы которых слышали на подводной лодке.
Заключительным аккордом стала атака 10 февраля. В 2.50 «С-13» выпустила две торпеды по легкому крейсеру типа «Эмден» в сопровождении двух миноносцев. Реально – госпитальное судно (бывший лайнер) «Генерал Штойбен» (14.660 брт) в охранении миноносца «Т-196» и торпедолова «TF-10».
На борту судна находились 2.680 раненных военнослужащих Вермахта, 270 человек медицинского персонала, 100 солдат, 285 членов экипажа и порядка 900 гражданских лиц, беженцев. Судно затонуло, став братской могилой для более 3,5 тысяч человек. Корабли эскорта, занятые спасением терпящих бедствие, не преследовали «С-13», и она благополучно покинула место катастрофы.
15 февраля подводная лодка прибыла в Турку, а 20 апреля 1945 года «С-13» награждена орденом Красного Знамени. В этот же день субмарина вышла в последний боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать южнее острова Готланд (позиция № 8). В качестве обеспечивающего на борту субмарины в море вышел начальник отдела подводного плавания Штаба КБФ контр-адмирал А.М. Стеценко.
Выйти в атаку ни разу не удалось, в то время как сама «С-13» несколько раз становилась объектом атаки подводных лодок и авиации противника. По заключению командира бригады подводных лодок капитана 1 ранга Александра Евстафьевича Орла о действиях командира «С-13» Маринеско в последнем боевом походе:
«1. За период нахождения в море, на позиции, в зоне интенсивного движения противника с 23.04.45 г. 7 раз обнаруживал цели, но атаковать не мог…
2. 24.04. в 23.38. по ШП обнаружил конвой, но, всплыв в надводное положение, не смог открыть люка… Атака сорвалась, так как в перископ ничего видеть в это время было нельзя.
3. 26.04 в 01.35 обнаружил работу поискового прибора…Возможность атаковать упущена из-за неправильных действий командира.
4. 27.04. в 22.46. по ШП обнаружила шум ТР и работу двух УЗПН. Через 7 мин в расстоянии 35 кбт визуально обнаружил ТР в охранении двух СКР и двух СКА. Командир от атаки отказался, ввиду большой видимости. Действия командира неправильные: до этого он вывел ПЛ в светлую часть горизонта, а потом не пошел за противником, не перешел в темную часть горизонта…
5. 28.04. в 16.41., находясь под водой, по ШП обнаружил шум ТР и работу двух УЗПН… Командир увеличил ход до 4 узлов и через 14 мин от атаки отказался, считая себя вне предельного угла атаки… Возможность атаки упущена по вине командира, который не стремился сблизиться с противником, а берег батарею, боясь что ее придется заряжать несколько ночей подряд.
6. 28.04. в 19.23. обнаружили шум ТР… В перископ противника не видел. Через девять минут командир якобы установил, не меняя трехузлового хода, что находится вне предельного угла атаки.
7. 02.05. по ШП обнаружили шум ТР… По-видимому, командир неправильно определил сторону движения и потому с противником не сблизился…
8. 03.05. в 10.45. в перископ обнаружил ТР в охранении двух СКР, но атаковать не сумел из-за неправильного маневрирования.
Вывод: Боевую задачу ПЛ не выполнила. Действия командира неудовлетворительные…»
Только 23 мая 1945 года «С-13» вернулась в базу.
14 сентября 1945 года приказом Наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность» А.И. Маринеско был отстранен от командования подводной лодкой, понижен в воинском звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика.
После войны «С-13» служила на Балтике. 7 сентября 1954 года корабль выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован в плавучий кабинет боевой подготовки 2-го ВВМУ (с 6 октября 1954 года «КБП-38»). 23 марта 1956 года судно переведено в группу плавсредств НИИ ВМФ №11, а 17 декабря 1956 года исключено из списков и сдано на разборку.
4 боевых похода
02.09.1942 – 19.10.1942
01.10.1944 – 11.11.1944
11.01.1945 – 15.02.1945
20.04.1945 – 23.05.1945
Потопила 5 транспортов (44.138 брт), 1 повредила (563 брт)
11.09.1942 ТР «Гера» (1.379 брт)
11.09.1942 ТР «Юсси Х» (2.325 брт)
17.09.1942 ТР «Анна В» (290 брт)
30.01.1945 ТР «Вильгельм Густлов» (25.484 брт)
10.02.1945 ТР «Штойбен» (14.660 брт)
Поврежден траулер «Зигфрид» (563 брт)
Источник: www.drive2.ru
Подводная лодка С-13: история, командир и экипаж, плавания, фото
Подводная лодка С-13 был построена в 1938 году на нижегородском заводе «Красное Сормово». Уже через год ее впервые пустили под воду. С 1941 года командиром подводной лодки С-13 стал старший лейтенант Маланченко. До начала войны она участвовала в учениях под городом Вознесенье. Уже через пару дней после ее начала она переместилась к Ленинграду.
История
Вплоть до конца июля судно проходило испытания, затем попало в состав Краснознаменного Балтийского Флота. Изначально ей было отдано распоряжение двигаться к Северу. Однако с блокадой Ленинграда на суше судно осталось в Балтике.
После первой своей зимы в блокадном городе С-13 выходит в бой у Ботанического залива в сентябре 1942 года. Это первая подводка, проникшая в эту область в том году. В этот период капитаном подводной лодки С-13 стал Юнаков. Из-за подъема перископов ее многократно вычислял вражеский катер под Хельсинки. Тогда она пережила атаку нескольких бомб.
К 9 сентября она была уже у Аландского моря, затем переместилась к Ботаническому заливу. Отсюда враг не мог ожидать появления советских сил. Обнаружив грузовой пароход, полный угля из Финляндии, С-13 потопила его. Затем ею же было утоплено финское транспортное средство, которое также перевозило груз. С него выжил лишь один матрос.
У судна были еще шансы уничтожить вражеский транспорт, однако этого не удавалось экипажу. Один раз в сентябре она вообще оказалась выброшенной на мелководье.
Уже с 17 сентября атаки возобновляются. На этот раз под удар попадает голландская шхуна Anna B. После выпуска нескольких торпед и 24 снарядов она загорается. Она успевает передвинуться на берег, спустя несколько дней выгорая дотла.Осваивая ближайшую область дальше, подводная лодка С-13 не раз находила вражеские цели, однако развернуть боевые действия не удавалось.
Первые повреждения
В начале октября состоялась неудачная атака торпедами на конвой. К вечеру 10 октября судно вернулось на базу. Спустя несколько дней лодка подвергалась атакам сторожевых катеров Финляндии. На нее были сброшены глубинные бомбы, из-за чего началось поступление воды внутрь. Помимо этого, ей было нанесено множество повреждений.
Произошла поломка гирокомпаса, эхолота, вертикального руля, батарей аккумулятора. Опустившись на дно, экипаж подводной лодки С-13 ремонтировал судно на протяжении 6 часов.
Смена руководства
При этом неисправность руля не была устранена. Весь дальнейший путь подлодка шла на управлении электромоторов. К 22 октября она уже была у Ленинграда, где зимовала и ремонтировалась. Тогда же экипаж подлодки С-13 был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу».
Когда в апреле 1943 года в ходе очередного учения произошел инцидент, и в результате удара по капсюлю снаряда задрайкой крышки кранца был убит один из членов команды, Маланченко был снят с командирской должности. Причиной происшествия объявили халатность. Капитаном подводной лодки С-13 Маринеско стал именно с этого момента.
В октябре 1944 года судно выходит от Кронштадта, занимая позиции вблизи полуострова Хель. Обнаружив наличие каботажного судна Zigfrid, подводная лодка С-13 повреждает его артиллерийской атакой. Поврежденный транспорт выбрасывается к берегу. Фиксируя в последующие дни наличие шумов вражеских кораблей, экипаж подлодки никого не атакует.
Проблемы с руководством
С 25 октября, находясь у Виндавы, подлодка получает распоряжение о нахождении днем на юго-западе бухты Лыу. В этой области тяжелыми кораблями врага велась атака на советские части полуострова Сырва. Однако командиром подводной лодки С-13 было отдано распоряжение оставаться там же и ночью. При стабилизации обстановки не было выявлено никаких целей.
К 11 ноября 1944 года судно швартовало к причалу Ханко. Тут было выражено недовольство командира Бригады подлодок Веховского капитаном С-13 из-за пассивной реакции на наличие шума, недоскональных поисков. Маринеско получил орден Боевого Красного Знамени вместе с оценкой «удовлетворительное».
Также возникли вопросы, связанные с поведением капитана. На него были донесения, повествовавшие о том, как он, не получив допусков командования, выходил в город Ханко. Дело шло к военному трибуналу.
Однако в дальнейшем он был оправдан в последующих донесениях, рассказывавших о смелости, проявленной командиром в ходе выполнения боевых задач.
Третий Боевой поход
11 января 1945 года ознаменовалось третьим Боевым походом судна. В тот период враг уже наладил работу противолодочной системы обороны. Тем не менее, ставка была на навыки Маринеско, проявляемые им в ходе работы. Были предприняты попытки атак конвоя. Они были прерваны, так как существовала опасность столкнуться с оборонными суднами, также не подходили погодные условия.
30 января подлодка встретила крупный лайнер Vilgelm Gustlov. На подлодке был пойман шум от него. Капитан подлодки среагировал тут же, оценив обстановку. Судно тут же было повернуто к противнику. Однако лайнер отплывал к западу на большой скорости, и стало невозможным догнать его на глубине.
Тогда Маринеско отдал приказ всплывать и произвести атаку на поверхности.
Прижавшись к берегам, подлодка шла одним курсом с врагом, догоняя его. Погодные условия не способствовали атаке, в условиях темноты и холода С-13 преследовала цель на протяжении двух часов. Скорость ее была максимальной, двигатели работали полным ходом. Но даже при этом расстояния до лайнера не сокращалось. Когда командир отдал распоряжение о развитии форсированного хода, на скорости 19 узлов началось сокращение расстояния.
Ситуацию усложнял налет снежных масс, скрывавших лайнер из вида. Как только подводная лодка С-13 поравнялась с целью, она повернула боевым курсом. Уже спустя пару минут прогремели взрывы. Торпеды были взорваны на фок-мачте, посередине лайнера, на грот-мачте. Четвертого залпа не состоялось.
Вражеское судно затонуло спустя пару минут.
Уже через тридцать минут на место прибыли немецкие сторожевых корабли в сопровождении миноносца, тральщиков, спасавших матросов. Начались поиски С-13, сбросы бомб. Капитан ее отдал приказ поворачивать к берегу и ложиться на дно вместо погружения глубже.
Для предотвращения атак подлодки на нее было выброшено около двенадцати бомб.
Этот эпизод впоследствии назовут «атакой века». Его и по сей день разбирают специалисты, а подсчеты жертв постоянно меняются. Сама операция отличалась высокой степенью рискованности, ее выполнение происходило на поверхности, около берегов. Там судно находилось долгое время, что было риском, так как ее легко могли обнаружить немцы.
Бухта, где располагалась С-13, была домашней для германцев. Присутствовала высокая вероятность того, что лодка окажется обнаруженной. Тогда бы ее быстро уничтожили. Важно учитывать и число потерь КБФ в Балтийском районе. Это был большой морской театр боевых действий, и за время Великой Отечественной войны в этой области было потеряно 49 из 65 подлодок, которые действовали до начала военных действий.
Результаты атаки
При потоплении крупнейшего лайнера жертвы составили около 5000 беженцев, 400 офицеров с матросами, 90 членов экипажа. Однако позднее один из пассажирских помощников потонувшего судна поменял данные о численности жертв. По последним данным, погибло около 9300 человек. Эта цифра на сегодняшний момент приводится немцами в качестве официальных данных.
Дальше подводная лодка С-13 продолжала свой путь, атакуя враждебные цели, подвергаясь нападениям немецких катеров. Стреляла в нее и германская подлодка.
Уничтожение «Генерала Штойбена»
В феврале поблизости маяка Ярославца командиром судна произошло обнаружение крупного судна General Shtoiben, который направлялся в сопровождении, охранявшим его. Движение было на выключенных ходовых огнях. На протяжении четырех часов капитан подлодки С-13 осуществлял маневры, наблюдая за врагом с помощь акустических станций. Началось преследование крупного вражеского транспорта.
Поскольку оно охранялось, существовали помехи. На расстоянии двенадцать кабельтов кормовыми торпедными аппаратами были произведены выстрелы. Две из двух выпущенных торпед достигли своей цели.
На «Генерале Штойбене» присутствовало больше 2500 военных вермахта, сотня солдат, 900 беженцев, медперсонал, экипаж в районе 300 человек. Спастись удалось лишь 659 жертвам атаки.
В феврале боевое судно было в Турке. Командиры КБФ уже получили известие об удачной операции, проведенной советскими краснофлотцами. Новость об уничтожении лайнера была опубликована в газетах Финляндии, а его описания совпадали с фото, напечатанными в СМИ. По результатам данных операций Марисенко был назван наиболее эффективным капитаном подлодки в Великой Отечественной войне в советском Военно-Морском Флоте, а подводная лодка С-13 – легендарная и по сей день.
Награды
В протоколах о ходе боевых действий сохранились записи, составленные капитаном А. Е. Орлом, о смелости состава С-13. Отмечается активность и грамотность в поисках врага. По результатам потопления подлодкой вражеского транспорта «Эмдена», «Вильгельма Густлова», полных пассажиров противника, Маринеско отмечается заслуживающим высшую правительственную награду – звание Героя СССР.
Тем не менее, командованием КБФ были предъявлены требования подтверждений от сил разведки. В их отсутствие данные атаки привели к награждению Маринеско вместе с лейтенантами подлодки орденом Красного Знамени. С апреля 1945 года судно стало Краснознаменным.
Окончание службы
20 апреля 1945 года состоялась последняя битва подводной лодки С-13 в плавании у Готланда. Тогда судно несколько раз попадало под атаки немецких подлодок, были на нее и авианалеты. Сама она из-за этого не выходила в атаку.
В конце мая 1945 года судно было возвращено к базе. В послевоенное время она плавала в Балтике. Спустя 9 лет ее разоружили, переоборудовав в водный Кабинет, предоставленный Высшему Военно-Морскому Училищу. В 1956 году ее разобрали.
Действия экипажа судна были по-настоящему героическими, они вносили неоценимый вклад в приближение победы в Wow. Подлодки СССР той эпохи не имели возможностей обнаруживать шумы с помощью радиоэлектроники. Ее тогда просто не было на борту. Все данные о том, что происходит на поверхности, получались посредством использования перископов.
Это был фактически единственный прибор, осуществляющий сбор данных. Также присутствовали приборы вроде «Марса», с помощью которых определялись источники шумов. Точность их была с погрешностью около двух градусов.
Существовали и ограничения в дальности всех этих приборов. Она достигала 40 кб.
В то время у немцев, британцев и американцев подлодки оснащались гидроакустическими станциями. Экипажи подлодок вермахта были способны обнаружить судна на расстоянии 100 кб. И было достаточно приблизиться на 20 кб для вычисления точного расстояния до судна посредством режима «Эхо».
Это оказывало влияние на работу и результативность подводных суден, защищавших СССР. Это повышало требования к экипажу, а в особенности к командованию. Им требовалось больше навыков и знаний.
Помимо этого, под водой как нигде руководит капитан. На его плечи возлагается вся ответственность, в замкнутом пространстве роль его становится необычайно важной.
Поэтому характер, фигура капитана и жизнь и результативность подлодки – это одно и то же. Из всех подлодок советского государства той эпохи лишь 65% удалось попасть в цель торпедой.
Память
В 2002 году вышла любопытная немецкая книга-бестселлер. Автором ее стал Гюнтер Грасс, в ней описывается потопленный Маринеско «Вильгельм Густлофф». Через всю книгу сквозит стремление автора поставить на одну тарелку СССР и Германию в ходе описания войны. Описываются трагичные сцены ухода из жизни жертв – беженцев, находившихся на борту судна.
Читающим внушается мысль, будто находившиеся на борту судна беженцы спасались от беспредела советских войск. А Маринеско предстает одним из надвигающихся варваров. Грасс постоянно характеризует Маринеско как слабого человека, вызывая эмоции от него как от совершившего преступление человека. Пусть для этого нет ни одного основания.
По свидетельствам знавших капитана лично, Александр Маринеско обладал прямым, пусть и не самым простым характером. Это передалось по наследству от отца, кочегара на военном судне, который когда-то дав пощечину офицеру, оказался на трибунале. Александр также был противоречивой фигурой. Тем не менее, все отмечали необычайную решительность, находчивость и сообразительность моряка. Благодаря своим качествам и их своевременному проявлению он и вошел в историю.
Маринеско потопил военный корабль, перевозивший военнослужащих вермахта, вторгшихся на территорию его страны. «Вильгельм Густлофф» был оснащен вооружением, флагом ВМС Вермахта, действовал в согласии с военной дисциплиной. По конвенции ООН, это военное судно.
И вина в смертях беженцев лежит на командовании Германии, не озаботившихся о судьбе гражданского населения. Оно плыло на военном судне, находившимся в зоне ведения военных действий. И было окружено вооруженными военными.
ТК-13
Атомная подводная лодка ТК-13 стала четвертой из серии «Акул». Она оказалась в составе Северного флота в 1986 году.
Уже в 1997 году раздались ее первые залпы полными боекомплектами для уничтожения устаревших ракет. Поскольку отсутствовали новые боезапасы, она была выведена из состава ВМФ, став частью резерва. Отстаивалась у города Заозерск.
В 2006 году был подготовлен план утилизации подводной лодки ТК-13. Спустя два года корпус был разделан. Процесс финансировали силы США и Канады. Разбор произошел в ходе реализации программы Глобального партнерства с целью понизить степень угроз. Уже в 2009 году процесс завершился, и блок из шести отсеков перевели на Кольский полуостров.
Источник: fb.ru