100 лет минуло с того дня, как 09.02.1904 г. (н.ст.), на 30-мильном фарватере в шхерах корейского порта Чемульпо бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли бой с эскадрой контр-адмирала Уриу. Что приходится напоминать читателю в наше время.
Японский отряд состоял из 7 бронированных кораблей: четырех бронепалубных крейсеров отряда Уриу («Нанива», «Такочико», «Нийтака», «Акаси»), усиленных адмиралом Того — двумя броненосными крейсерами (тяжелый «Асама» и легкий «Чиода»), авизо (корабля-сигнальщика и связного) «Чихая», а также — двух минных отрядов в составе восьми миноносцев. Уриу имел задание: эскортировать конвой и обеспечить высадку с транспортных судов пехотного десанта — выдвигаемых на р. Ялу, к северной границе Кореи японских сухопутных войск (!), уничтожив отряд русских военных стационеров в Чемульпо. Эту подробность упоминают не часто — приходится вспоминать, что в аналогичном эпизоде 1950 г., во время Американской интервенции в Корее, Главнокомандующий войсками США и ООН на Тихом океане Дуглас Макартур — показал себя не столько «военным гением», сколько исправным плагиатором недавно «побежденных США» японцев. С существенной, правда, разницей — ему боевые корабли противника (в вооруженных силах КНДР просто отсутствовавшие) на фарватере Чемульпо не противостояли.
09 февраля Легендарное сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в бухте Чемульпо
Задача Уриу была предельно облегчена предательством. На самых верхах С.-Петербурга!
О предстоящем, официально, в по-восточному дипломатически-обтекаемой формулировке, объявленном (никакой «внезапности». для Петербурга по крайней мере!) открытии военных действий, Русские моряки на Дальнем Востоке НЕ ЗНАЛИ и превентивных мер против Японии предпринять не могли — имея строжайший запрет на то в мирное время, данный из Питера же. В правительственной телеграмме, сообщившей 25.01.1904 г. о разрыве Японией дипломатических отношений, по предложению Министра (ино)странных дел России Ламсдорфа (к слову — «голубой» был господин), из текста японского демарша — были ИЗЪЯТЫ слова, свидетельствующие об объявлении войны (т.е. смысл их в МИДе России прекрасно поняли!). Отозвать из Чемульпо «Варяга» и «Корейца» морскому командованию было из Петербурга запрещено также, а Российский посланник в Сеуле Павлов, несмотря на очевидные на месте событий — признаки начала Японией военных действий, взять на себя инициативу не решился и просьбу командира «Варяга» капитана 1-го ранга В.Ф. Руднева, командовавшего отрядом русских стационеров, — отослать вверенный отряд из мышеловки рейда Чемульпо в Порт-Артур, — отклонил.
Подробности сражения 1904 г. любителям истории известны давно (а не желающим видеть очевидное — что-либо доказывать бесполезно!), однако, некое «белое пятно» все же остается. Речь об уроне, понесенном кораблями Уриу от огня бронепалубного «Варяга» и безбронной канонерской лодки «Кореец». Любим мы быть обхитрёнными и битыми, «униженными и оскорбленными». А надо бы — наоборот!
Отечественные энциклопедические издания (МСЭ, 50-е г.г., БСЭ, 70-е гг., Военно-энциклопедический словарь, 1984 г. и т.д.) обыкновенно пишут об этом предельно лап@$&рно: «потопил миноносец, повредил два крейсера противника» — без раскрытия названий, без оценки тяжести ущерба. Однако, есть иная точка зрения. Вот что говорит (привожу с сокращениями, в скобках — мои комментарии) в статье «Тогда, под Чемульпо» («Техника молодежи», N31984 г.) инженер Виктор Катаев (г. Калининград МО): «. Объясняется это тем, что японское командование старательно замалчивает потери своего флота, к примеру, о гибели броненосца «Яшима» оно объявило спустя полгода, как он пошел на дно (т.е. уже после падения Порт-Артура; хотя это со стороны командования Японии — было как раз закономерно. странно, что историки становятся в тупик, встречая подобный факт: свои потери скрывают, в том числе и от штабов противника).
«Битвы и сражения: бой у Чемульпо»
Заинтересовавшись этой проблемой, я проанализировал почти все доступные (!) мне военно-исторические труды. . Надо сказать, факт потопления «Варяга» и «Корейца» своими командами, а не стараниями Уриу, был не в его пользу. Потому Уриу всячески отрицал любые сведения о повреждениях своих судов.
. В «Описании военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи» этому сражению посвящена объемная статья, согласно которой: «Крейсер «Асама», имея неприятеля по левому борту и идя на пересечение его курса, в 12.20 открыл огонь, стреляя по «Варягу». Так как в 13.15 неприятель подошел к якорной стоянке (после поворота в 13.00 от о. Иодольми, схему см.: Р.М. Мельников «Крейсер «Варяг», Ленинград, «Судостроение»), «Асама» прекратил огонь. Неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь».
Обратимся к свидетельствам другой стороны. Командир «Варяга» капитан 1-го ранга В. Руднев сообщал, что итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения (в Чемульпо стояли стационеры 6 стран, в т.ч. Италии), и команда английского парового катера, возвращавшегося от японской эскадры, утверждали, что на крейсере «Асама» был виден большой пожар и сбит кормовой мостик (при расхождении от о. Иодольми «Варяга» и «Корейца» (см. схему в указ. соч.), последний — развил предельный огонь, введя в действие оба 203-мм орудия в носовой части. после попаданий в крейсер «Асама» головной корабль противника замолчал, лишившись управления огнем; вода буквально кипела вокруг «Корейца», на нем, по выходе «Варяга» из строя, сосредоточился японский огонь, но «Кореец», со срубленным перед боем рангоутом, прямых попаданий не имел — возможно, из-за применения Уриу при стрельбе по старому и слабому кораблю устаревших вертикальных дальномеров вместо современных, предназначенных для мощного «Варяга», — горизонтально-базисных, на другом крейсере между двумя трубами наблюдался взрыв и что потоплен один миноносец. Это впоследствие подтвердилось.
«Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Асама», — сказано в рапорте командира «Корейца» капитана 2-го ранга Г. Беляева, — команда приветствовала громким «ура!». Был замечен взрыв и на четвертом по порядку строя японском крейсере («Акаси»)».
А теперь попробуем проследить за действиями Уриу после боя. Он сосредоточил эскадру за островом Иодольми. О состоянии кораблей авторы японского «Описания» умалчивают, но «Асама» упоминается снова лишь месяцем позже, при рассказе об очередной бомбардировке Порт-Артура (т.е. отсутствовал в составе японских сил в самые первые дни войны — дни ожесточенных боев на внешнем рейде Порт-Артура и Владивостока. ). Вероятно, в течении месяца «Асама» ремонтировался, устраняя повреждения.
На следующий день после боя испортилась погода, и Уриу отвел миноносцы в укрытие, оставив на рейде «Чихая», а «Чиоду» — на разведке в Чемульпо. Крейсер же «Ниитака» и миноносец «Цубами» он спешно отослал в японский порт Сасебо, куда после разведки отбыл и «Чиода». Одновременно Уриу запросил помощи (!!), и вскоре к нему присоединились канонерки «Осима» и «Акаши». Но позвольте, с какой стати Уриу, отряд которого не понес потерь, столь спешно отправил в Сасебо 3 боевых корабля, да еще и запросил помощи?
Не менее любопытно, что «Акаси» исчезает со страниц «Описания» вплоть до 1905 г., а его место в отряде заместил крейсер «Цусима». (Именно «Акаси» угодил под огонь тяжелых орудий неповрежденного японским огнем «Корейца»). . Кстати сказать, в иностранных источниках есть сведения, что один из японских крейсеров (миноносцев?), направлявшихся после боя в Сасебо, затонул на переходе.
Теперь обратимся к крейсеру «Чиода». В «Описании» сказано, что Уриу, не дожидаясь подкрепления, «крейсер «Чиода» по способности (!) отправил в Сасебо». Нелишне вспомнить — при преследовании подбитого «Варяга» этот крейсер, следуя вторым в строю, заметно отставал от «Асамы».
. Известно, что в бою участвовали 7 миноносцев кроме находившегося в дозоре «Касасаги». Если верить «Описанию», непосредственный огневой контакт с «Варягом» имели 3 миноносца ХIV отряда, а 4 миноносца IХ отряда перед боем были отправлены Уриу за углем и пресной водой. Право, сомнительно, чтобы японский адмирал (поставивший флагманский «Нанива», вместе с однотипным «Такачико», отдельной колонной, в бОльшем удалении от противника, чем «Асама», и 3 возглавлявшихся тем легких крейсера, т.е.серьезно опасавшийся боя на узком рейде) заведомо пошел перед сражением на ослабление эскадры.
. Итак, анализ действий адмирала Уриу позволяет сделать вывод, что огнем «Варяга» и «Корейца» были серьезно повреждены броненосные крейсера «Асама» и «Чиода», бронепалубные крейсера «Акаси» — вышел из строя на год, — и «Нийтака», потоплен или (и?) подбит один миноносец».
Т.е. «Варягом» и «Корейцем» выведены из строя 4 вражеских крейсера (включая оба броненосных, в т.ч. — единственный в отряде Уриу тяжелый), потоплен безусловно — один, предположительно выведен из строя (вероятно, также потоплен) — еще один миноносец. Такой урон — свидетельство об ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭФФЕКТИВНОМ применении нашими моряками вверенного им оружия. Невзирая на исключительно неблагоприятные условия боя — отсутствие защиты артиллерии на русских кораблях, подавляющее огневое преимущество противника, его превосходство в артиллерийской оптике и приборах управления огнем, невозможность маневра на фарватере, невозможность развития полного хода энергетической установкой «Варяга» (см. далее) и т.д..
Можно заметить, что названия кораблей, по которым вел огонь «Варяг», как и последовательность открытия огня (энергичные минные атаки против Русского отряда были предприняты Уриу лишь во время прохождения им о. Иодольми, после выхода из строя большей части артиллерии «Варяга», — см. указ. соч. Р.М. Мельников), отличаются от того, что имело место в снятом в 1954 г. кинофильме, где роль «Варяга» «играла» закамуфлированная под него «Аврора» — единственный корабль этого класса, оставшийся в строю к 1954 г. Хотя характерные особенности силуэта «Варяга»: эшелонированное расположение орудий в оконечностях корабля («. Орудия в ряд»), отсутствие броневых щитов на палубных орудиях (что, как и предвидел командир «Варяга» Руднев, серьезно осложнило действия их расчетов в бою и ускорил выход орудий из строя) в нем были соблюдены.
. После возвращения на рейд Чемульпо, ввиду тяжести потерь боевых средств: на «Варяге» потеряно 11 из 12 152-мм и 6 из 12 75-мм орудий, 4 из 5 торпедных аппаратов, разрушены оба горизонтально-базисных дальномера и большая часть вертикальных угломеров Люжоля-Мякишева, паровые катера-метатели мин и все гребные суда выведены из строя, рулевой привод не действует, часть котлов сдвинулась с фундаментов, остальные на полную мощность работать не могут, — военным советом было принято решение: во избежание пленения противником на рейде боевые корабли взорвать, стоящий в порту гражданский пароход «Сунгари» — сжечь, личному составу кораблей, русским гражданским служащим и дипломатической миссии в Корее — возвращаться на родину по способности.
После взрыва канонерской лодки «Кореец» по просьбе командиров все еще стоявших в порту иностранных стационеров, ввиду образования при взрыве мощной ударной волны в узкой акватории, «Варяг» было решено затопить. Команды «Варяга» и «Корейца» вместе с гражданским персоналом русских учреждений Сеула и Чемульпо были приняты на борт покидающими занятую японцами Корею иностранных военными кораблями во избежание пленения и доставлены в Россию, в Петербург морем.
Уходя из Чемульпо, русские моряки не думали, что оставляют эту землю противнику надолго — «Варяг» был затоплен на мелком месте с возможностью подъема в мирное время. Однако, после затопления Порт-Артурской эскадры, капитуляции Порт-Артура, гибели в Цусимском бою 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр, поражений сухопутной армии в Манчжурии и высадки японских войск на Сахалине был подписан позорный Портсмутский мирный договор, отдавший Корею, Квантунский полуостров и южную часть о. Сахалин в руки противника. Япония, истощившая свою, тогда слабую и полностью зависимую от морской торговли экономику, не могла продолжать войну — в условиях крейсерских действий сохранившего свои боевые средства Владивостокского отряда (даже усилившегося — введением в строй отремонтированного, после тяжелейшей аварии в начале 1904 г., крейсера 1-го ранга «Богатырь», прибытием из состава эскадры Рожественского — крейсера 2-го ранга «Алмаз» и трех эскадренных миноносцев) и продолжения боев на удлинявшейся после каждой новой «победы» операционной линии в Манчжурии. Но мир российским правительством был принят — начиналась, после «падения Порт-Артура» и Кровавого воскресения в С.-Петербурге, Первая русская революция — бороться уже надо было внутри страны.
. Поднят же и, перед тем, как вернуться в 1916 г. в состав Русского флота, «Варяг» был недавним противником, где он служил в составе флота Японского. Но это уже новая, отдельная история.
Широко известный гимн (неофициальный) Советского, а затем Российского флота «Наверх вы, товарищи, все по местам» — сложен под впечатлением боя «Варяга» и «Корейца» — по тогдашним (!) газетным сообщениям с места боя, нынешних россиянских его интерпретаторов не читавшим — немецким поэтом (в свое время довольно известным) Рудольфом Грейнцем (1866-1942), впервые опубликован уже в феврале 1904 г. Русский его перевод опубликован вместе с оригиналом в апреле 1904 г. Е.М. Студенской — дочерью петербургского преподавателя словесности.
Известный ныне напев объединяет мелодии нескольких авторов — А.Б. Виленской, И.Н. Яковлева, И.М. Корносевича, А.С. Турищева (сб. «Песни русских поэтов», Изд. «Художественная литература» (Ленинградское Отделение), 1973 г., сс. 217, 243).
Характерно, что на немецких гравюрах того времени, посвященных бою «Варяга» и «Корейца», первый несет на борту не просто транслитерированное, но и «переведенное» (неправильно, но в немецком духе!) — германизированное имя «Викинг», чем, видимо, объясняется его тогдашняя популярность в Германии. Возможно — не владея немецким языком и не имея доступа к германским изданиям, автор лишен возможности предположение проверить — это же имеет место и в стихах Грейнца.
Источник: militaryhistory.livejournal.com
Русско-японская война: беспечность и коварство
‘+ ‘ Русские корабли в Порт-Артуре после перекраски в боевой цвет.
05 февраля 2021, 10:54
9-го февраля (по новому стилю) 1904 года японский военно-морской флот атаковал русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо. Лишь после этого вероломного нападения посол Японии в Петербурге объявил о начале войны. Россия не была к ней готова. Как и почему это произошло «Армейский стандарт» уже разбирался в статье «Трагедия Цусимы».
В новой статье предлагаем читателям мысленно перенестись в начало прошлого века и почтить память героев «Варяга» и «Корейца». А еще извлечь важные уроки из прошлого.
Пока гром не грянет…
Русская Тихоокеанская эскадра к моменту нападения на нее уже пятые сутки стояла на внешнем рейде Порт-Артура. Она вернулась туда после короткого учебного похода к мысу Шантунг. К утру 9 февраля планировался следующий выход эскадры в море, поэтому команды нескольких кораблей ночью были заняты пополнением запасов угля для паровых котлов.
Приказ об обязательной светомаскировке (затемнении) в эту злополучную ночь фактически не соблюдался. Из-за спешности погрузки палубы крейсера «Диана» и броненосцев «Победа» и «Полтава» были ярко освещены. Что уж говорить о баржах, с которых перегружался уголь!
На всех крупных боевых кораблях русского флота имелись так называемые противоминные сети. Они крепились к расположенным по бортам штангам, поворотом которых сеть выносилась на несколько метров от борта. В случае попадания вражеской торпеды, взрыв в сети не приводил к повреждениям корпуса корабля.
Но сети в этот раз не поставили! Действительно, зачем их ставить? Время-то было еще мирное. И ничего, что войну ожидали со дня на день! Ведь начнется она или нет, было еще неизвестно.
А указания из столицы категорически запрещали любые действия, которые могут быть расценены японцами как враждебные или даже просто недружественные!
Что это было? Абсурд? Глупость? Или прямое провоцирование врага своей демонстративной беспечностью? Скажем сразу, что последнее маловероятно. Ведь и царь, и его министры, и командование военно-морскими силами прекрасно знали о нашей неготовности к войне и старались оттянуть ее начало всеми возможными способами.
Не все способы, однако, хороши!
Отправленные с вечера в дозор эскадренные миноносцы «Бесстрашный» и «Расторопный», по одним сведениям, не заметили движущиеся к Порт-Артуру японские миноносцы, по другим — заметили, но, не имея на то приказа, в бой с ними не вступили. В любом случае, какого-либо сигнала о приближении противника они не подали.
Зато японцы их заметили, решили, что раскрыты, и занервничали. Из-за этой нервозности возникло замешательство, в результате которого один японский миноносец налетел на другого. Оба на время вышли из строя и в ночной атаке участия не приняли. Остальные восемь продолжили путь к цели…
Ночная атака
…Около полуночи луч прожектора крейсера «Паллада» выхватил из ночной тьмы силуэты двух приближающихся японских миноносцев. На нескольких российских броненосцах и крейсерах их сразу же увидели и, подав сигнал к отражению торпедной (минной) атаки, открыли огонь. Но было уже поздно!
В первой волне атакующих было четыре миноносца. Они выпустили восемь торпед. Пять либо прошли мимо, либо не взорвались, но три все же попали в наши корабли. Огромные подводные пробоины получили «Паллада» и, что было гораздо хуже, новейшие броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич».
«Ретвизан» стал быстро крениться на левый борт. Электрическое освещение погасло. По сигналу «Терплю бедствие, имею пробоину!» к поврежденным кораблям устремились спасательные шлюпки со всей эскадры. Помощь их, к счастью, не понадобилась.
На «Палладе» возникший пожар помогла погасить хлынувшая внутрь вода, а затем под пробоину подвели «пластыри». На «Ретвизане» затопили патронные погреба со стороны правого борта и уменьшили крен с 11 градусов до безопасных 5 градусов.
А вот «Цесаревич» едва не перевернулся, его крен достиг критических 18 градусов. Только благодаря тому, что трюмный механик П.А Фёдоров верно оценил обстановку и приказал затопить не три, как это допускалось, а сразу девять отсеков противоположного пробоине борта, броненосец удалось спасти.
Со всех кораблей эскадры по японским миноносцам был открыт ураганный, но довольно беспорядочный огонь. И только на флагманском броненосце «Петропавловск» пушки молчали. Луч прожектора с него бил вертикально вверх. Это означало, что командующий эскадрой вице-адмирал О.В.Старк приказывает прекратить стрельбу!
На флагмане полагали, что попадание торпеды в «Ретвизан» произошло из-за оплошности при обращении с торпедным аппаратом на одном из наших миноносцев. Других взрывов на фоне начавшейся стрельбы там сначала не услышали. И только когда поступили сообщения о повреждениях «Паллады» и «Цесаревича», осознали, наконец, что началась война!
Вторая атакующая группа из четырех японских миноносцев тоже выпустила восемь торпед, но попаданий не добилась. Эффект внезапности был утерян, и огонь русских орудий всех калибров не позволил миноносцам подойти на удобную для торпедных пусков дистанцию.
Вообще-то японский командующий адмирал Хэйхатиро Того допустил явную ошибку, отправив в ночную атаку лишь десять миноносцев и предписав им атаковать наши корабли двумя волнами. Представьте, что могло случиться, брось он в бой сразу два-три десятка их! А Того такой возможностью располагал. Но и достигнутый японцами результат был весьма ощутим для нашей эскадры.
Запоздало отправленные в погоню за вражескими миноносцами крейсера «Аскольд» и «Новик» их, естественно, уже не настигли. Японцы не стали ждать, когда Старк наконец-то поймет, что русская эскадра атакована противником…
Первое утро войны
Еще ночью поврежденные корабли двинулись на внутренний рейд. Крейсер прошел без помех, но массивные броненосцы из-за принятой внутрь воды сели на мель. И если «Цесаревич» посредством внутреннего перемещения грузов удалось довольно быстро с мели снять, то «Ретвизан» сел плотно. Он надолго перегородил половину и без того узкого входа в гавань.
Ранним утром адмирал Того отправил в разведку отряд из четырех крейсеров. Основываясь на докладе командира отряда контр-адмирала Дэва Сигэто, посчитавшего Порт-Артурскую эскадру полностью дезорганизованной и увидевшего сильнейшие русские броненосцы еще сидящими на мели, японский командующий решился на атаку главными силами.
Он подошел к Порт-Артуру со всеми своими шестью броненосцами, а также пятью броненосными и четырьмя легкими крейсерами. Наша поредевшая эскадра приняла бой, находясь под прикрытием береговых батарей.
Пять оставшихся в строю броненосцев, броненосный крейсер «Баян» и четыре легких крейсера вступили с врагом в перестрелку, не давшую ни одной из сторон каких-то ощутимых результатов. Тем не менее Того понял, что доклад его подчиненного был слишком оптимистичным. Попадания в его корабли заставили японского командующего прекратить сражение.
«Баян» и, особенно, лёгкий крейсер «Новик» в ходе боя действовали очень дерзко, бросаясь на колонну вражеских броненосцев с демонстративными торпедными атаками и вызывая их огонь на себя. «Новик» получил-таки одно попадание тяжелым снарядом. В том числе благодаря действиям экипажей «Баяна» и «Новика», наши главные силы почти на равных противостояли вдвое превосходившему их числом противнику.
Но все же это утреннее сражение носило с обеих сторон нерешительный характер. Японцы стреляли немного лучше, однако каких-либо тяжелых повреждений нанести русским кораблям не смогли. Наши тоже добились нескольких попаданий, никак не повлиявших на боеспособность врага. На том и разошлись.
Вице-адмирал Старк утром действовал грамотно, гораздо увереннее, чем в злополучную ночь. Его, однако, сразу же «назначили» главным виновником случившегося. И совершенно несправедливо! Он только исполнял приказы и предписания, связывавшие его по рукам и ногам, и не обладал авторитетом Степана Осипович Макарова, который в те годы один лишь в русском флоте мог позволить себе игнорировать неразумные распоряжения начальства.
Подвиг у Чемульпо
В то время, когда у Порт-Артура шла вялая перестрелка между главными силами противоборствующих флотов, возле корейского порта Чемульпо разыгралась настоящая драма.
Легкий крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» оказались заперты в заливе эскадрой контр-адмирала Уриу Сотокити. Японцы располагали броненосным крейсером «Асама», вдвое превосходившим силой оба русских корабля. Еще у них были два новых и два старых легких крейсера, один хоть и устаревший, но формально броненосный крейсер третьего класса и восемь миноносцев.
Чтобы не допустить боя в нейтральном порту, командир «Варяга» капитан первого ранга Всеволод Федорович Руднев решил прорываться в Порт-Артур. Тихоходная (13,5 узлов полного хода) канонерка «Кореец» (командир — капитан второго ранга Григорий Павлович Беляев) шанса на прорыв не имела. Но в бою два его восьмидюймовых (203-мм) орудия могли оказать существенную поддержку быстроходному «Варягу», не располагавшему пушками такого большого калибра.
Вообще, конечно же, «Варягу» давно следовало покинуть корейский порт, где он выполнял миссию поддержки дипломатического представительства России в Сеуле. Обстановка давно уже требовала такого шага. Однако все из того же стремления «делать хорошую мину при плохой игре» ценный боевой корабль оставили в ловушке.
Построенный в Филадельфии новейший крейсер имел ряд конструктивных недостатков. Неудачно расположенные попарно на носу и корме четыре из двенадцати его шестидюймовых (152-мм) орудий ослабляли бортовой залп.
Но гораздо хуже было другое. Хотя на момент заводских испытаний «Варяг» установил мировой рекорд скорости для крейсера (24,59 узла), реально из-за относительной ненадежности паровых котлов развивать на нем скорость больше 20 узлов обычно не рисковали.
И все же в японском флоте не было легкого крейсера, равного «Варягу» (как, впрочем, и «Богатырю» с «Аскольдом»). При правильном его использовании «Варяг» мог принести Тихоокеанской эскадре большую пользу. Но…
Самым опасным противником наших кораблей в предстоявшем бою был броненосный крейсер «Асама». В его носовой и кормовой бронированных вращающихся башнях стояло четыре восьмидюймовых (203-мм) орудия. Из четырнадцати шестидюймовых (152-мм) пушек крейсера десять защищала броня казематов. Почти вдоль всей ватерлинии корабля тянулся броневой пояс толщиной до 178 мм. «Асама» мог развить скорость в 20,5 узла.
«Варяг» не предназначался для боя с таким мощным кораблем. Его пушки не были даже прикрыты щитами. Борта не были защищены броней. Только горизонтальная палуба на уровне ватерлинии была бронированной, что и относило «Варяг» к классу бронепалубных крейсеров.
Шансов на победу в бою даже против одного «Асамы» русский крейсер не имел. Единственная надежда была на то, что за счет лучших скоростных качеств «Варяг» сможет прорваться и уйти. Хотя и для этого нужно было немалое везение. Но был и еще один вариант — интернирование…
Интернирование предусматривало разоружение крейсера и сдачу его на хранение в нейтральном порту до конца войны. От команды оно требовало только обязательств не участвовать в последующих боевых действиях. То есть все наши моряки гарантированно остались бы живы и здоровы! И при этом даже не в плену. А оправдание у них было бы самое что ни на есть железное: окруживший враг в несколько раз превосходил силой.
И все же русские моряки предпочли интернированию бой! Именно в этом, прежде всего, их подвиг! Между риском бросить тень на свою личную честь, на честь русского Андреевского флага и риском погибнуть, они выбрали путь презрения смерти!
Честь и слава им за это во веки веков!
Иностранные военные моряки прекрасно понимали цену поступка русских. Когда «Варяг» и «Кореец» проходили мимо английского, французского и итальянского крейсеров, их команды провожали наши корабли громкими криками «ура!» и «вива!».
Сам бой длился недолго, около часа. Огонь русских кораблей был неточным. Дело в том, что попадание одного из японских снарядов в начале боя вывело на «Варяге» из строя дальномерный пост. Но еще более веской причиной стала плохая боевая подготовка команд кораблей Тихоокеанской эскадры, в том числе и комендоров орудий. Войну ожидали, но должным образом к ней не готовились!
Согласно рапортам Руднева и Беляева, удалось добиться попаданий в «Асаму» и некоторые другие японские крейсера. Японцы это отрицают. Кто из них прав — сейчас установить практически невозможно.
Наши корабли вели огонь бронебойными снарядами, не создававшими при попадании броского внешнего эффекта. А японцы на протяжении всей войны стремились скрыть или максимально занизить ущерб, нанесенный им нашим оружием. Так что особо доверять их данным не стоит.
Но все же можно уверенно заявить, что упомянутого в рапорте Руднева и растиражированного затем в разных источниках потопления огнем «Варяга» одного из японских миноносцев на самом деле не было. Возможно, наши моряки в него попали и, выдавая желаемое за действительность, решили, что отправили на дно хоть один маленький вражеский корабль.
Японцы стреляли фугасами. Их комендоры в этом бою были явно точнее, добившись трех попаданий восьмидюймовыми снарядами и шести или семи — шестидюймовыми. Все — в «Варяг». На крейсере противник сосредоточил почти весь свой огонь. Попаданий в «Кореец» не было (за исключением одного осколочного от взрыва японского фугаса при ударе о воду).
Непосредственно во время боя на «Варяге» погиб один офицер и двадцать два матроса. Позднее скончались еще десять наших моряков из числа нескольких десятков раненых.
Попытка прорыва не удалась. Русские корабли вернулись в порт. Дабы они не достались врагу, совет офицеров решил затопить «Варяг», а «Кореец» взорвать. Что и было сделано.
Цена беспечности
Россия не смогла в той войне наказать японцев за их коварное нападение. Нашему народу еще только предстояло пережить героическую оборону и позорную сдачу Порт-Артура, нелепое поражение при Мукдене и страшную катастрофу в Цусимском проливе, первую русскую революцию и поистине роковой для дальнейшей судьбы Российской империи Портсмутский мир.
Почему же, имея намного более сильную армию и в совокупности более многочисленный флот, наша страна проиграла ту войну? Разве русские солдаты и матросы воевали хуже, чем обычно? Разве не совершали они подвигов?
И воевали не хуже, да и подвигов было больше, чем достаточно! Только вот не готовилась по-настоящему страна к войне! И эта вопиющая беспечность обошлась России очень и очень дорого!
Ярким примером равнодушия к судьбе страны, уклонения от исполнения служебных обязанностей, преступной халатности и казнокрадства служит дядя императора Николая Второго, великий князь Алексей Александрович Романов. Он занимал пост главного начальника русского военно-морского флота, будучи его генерал-адмиралом. Но флот мало интересовал Алексея Александровича. Гораздо больше его занимали хорошенькие женщины и Париж, без недельных поездок в который он не представлял себе жизни.
Под стать ему были и некоторые высокопоставленные подчиненные. Контр-адмирал А.М.Абаза допустил продажу Японии двух итальянских крейсеров, которые должен был выкупить для России. Сорвали сделку его неуемные «аппетиты». В качестве «комиссии» (отката) он запросил у продавцов колоссальную по тем временам сумму в миллион рублей. И это случилось перед самой войной, когда на Дальнем Востоке уже сгустились грозовые тучи!
Кроме преступной коррупции и казнокрадства, были еще некомпетентность, расхлябанность, волокита в делопроизводстве, бюрократия, косность, надуманные предлоги и неуместное теоретизирование в условиях неизбежно надвигающейся войны и явная недооценка противника.
Все это, а также приоритет личной наживы у власть предержащих перед государственными интересами, наносящий стране ущерб, бессовестная торговля кровью будущих жертв, стали важнейшими составляющими позорного поражения!
И главное — в столь сложный период во главе России стоял человек, не вполне способный к той роли, которую должен был играть волею судьбы по праву рождения!
…Давно отгрохотали залпы русско-японской войны. Мы добились потом реванша в 1939-м на Халхин-Голе, и еще более убедительного — в 1945-м. Никогда, однако, нельзя забывать о поражениях! Анализ их причин позволяет не допускать подобных ошибок в будущем.
Великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал на этот счет: «история не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки!».
Источник: armystandard.ru
Прием императором НИКОЛАЕМ II моряков «Варяга» и «Корейца.
К началу ХХ века все ведущие мировые державы вступили в фазу империализма. Растущие империи стремились взять под свой контроль как можно больше территории и значимых пунктов на карте мира. Китай был ослаблен внутренними и внешними войнами, что привело к возникновению на его территории сфер влияния великих держав, в том числе и России.
Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии. С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония обратилась к Великобритании с просьбой о заключении союзного договора, в результате не долгих переговоров такой договор был подписан в 1901 году в Лондоне. Англия стремилась ослабить Россию, так как интересы этих империй сталкивались по всей Азии: от Черного моря и до Тихого океана.
В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднёва и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Г. П. Беляева.
Пощады никто не желает
Наверх, вы товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря подымают.
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!
Слова этой известнейшей песни посвящены самому знаменитому событию русско-японской войны 1904-1905 гг. – подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», вступивших в неравный бой с превосходящими силами японской эскадры в корейской бухте Чемульпо. Текст этой песни, находясь под впечатлением подвига крейсера, написал в 1904 году австрийский поэт Рудольф Грейнц. Стихотворение было напечатано в одном из журналов, а вскоре появились и его русские переводы, наиболее удачным из которых стал перевод Е. Студенской. Музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. С. Турищев положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».
Подвиг моряков «Варяга» и «Корейца» навсегда вошел в историю русского флота, явившись одной из героических страниц неудачной для нас русско-японской войны 1904-1905 гг. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки, не сдались врагу и сами потопили свой корабль.
В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура — военно-морской базы, арендованной Россией у Китая. Японская атака имела тяжелые последствия: были повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) японской эскадрой, состоящей из 1 броненосного крейсера, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев, были блокированы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
Капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» вышел из порта, в противном случае японские корабли дадут бой прямо на рейде. «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встречали проходившие русские корабли звуками оркестра.
Для того, чтобы прорвать блокаду, нашим морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Задача невыполнимая. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя. Русские проигнорировали сигнал. Японская эскадра открыла огонь…
Бой был жестоким. Под ураганным огнем противника (1 тяжелый и 5 легких крейсеров, 8 миноносцев) матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».
Согласно рапорту командира «Варяга», огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа «Варяга» — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.
Однако критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нем были по возможности уничтожены, сам он был затоплен в бухте. «Кореец» был взорван экипажем.
Ход боя
На рейд Чемульпо стояли итальянское, американское, корейское и английские суда, а также японский крейсер «Чиода». Ночью 7 февраля этот крейсер, не зажигая опознавательных огней, снялся с рейда и вышел в открытое море. На следующий день канонерская лодка «Кореец» около 16.00 вышла из бухты, где встретила японскую эскадру в составе 7 крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер «Асама» блокировал путь «Корейца» в открытое море, а миноносцы выпустили по канонерке три торпеды (2 прошли мимо, а третья затонула в нескольких метрах от борта «Корейца»). Беляев принял решение войти в нейтральную гавань и скрылся в Чемульпо.
9 февраля в 7.30 утра командующей японской эскадрой адмирал Урио Сотокити направил капитанам судов, стоящих в Чемульпо, телеграмму о состоянии войны меду Россией и Японией, в которой сообщал, что он вынужден атаковать нейтральную бухту в 16.00, если русские корабли не сдадутся или не выйдут в открытое море к полудню.
В 9.30 об этой телеграмме стало известно капитану 1-го ранга Рудневу на борту английского корабля «Talbot». После короткого совещания с офицерами было принято решение покинуть бухту и дать бой японской эскадре.
В 11.20 минут «Кореец» и «Варяг» покидали бухту. На иностранных судах нейтральных держав все команды были построены и провожали русских героев громким «Ура!» на верную смерть. На «Варяге» оркестр исполнял национальные гимны тех стран, моряки которых салютовали храбрости русского оружия.
Японские крейсера располагались боевым строем у о. Ричи, прикрывая оба возможных выхода в море. За японскими крейсерами располагались миноносцы. 11.30 минут крейсера «Асама» и «Чиода» начали движение навстречу русским кораблям, за ними следовали крейсера «Нанива» и «Ниитака». Адмирал Сотокити предложил русским сдаться, ни с «Варяга», ни с «Корейца» на это предложение не ответили.
11.47 минут на «Варяге» из-за точных попаданий японских снарядов начинается пожар на палубе, который удается потушить, повреждены несколько орудий. Есть убитые и раненые. Капитан Руднев контужен, тяжело ранен в спину, но остается в строю рулевой Снигирев.
В 12.05 на «Варяге» оказались повреждены рулевые механизмы. Было принято решение дать полный назад, продолжая вести огонь по японским кораблям. «Варягу» удалось вывести из строя кормовую башню и мостик крейсера «Асама», который вынужден был прекратить бой и начать ремонтные работы. Также были повреждены орудия на двух других крейсерах, а один миноносец был затоплен. Всего японцы потеряли убитыми 30 человек, русские убитыми 31 человека, ранеными 188.
В 12.20 «Варяг» получил две пробоины, после чего было принято решение вернуться в Чемульпо, исправить повреждения и продолжить бой. Однако уже в 12.45 надежды исправить повреждения большинства корабельных орудий не оправдались. Руднев решил затопить корабль, что и произошло в 18.05. Канонерская лодка «Кореец» была повреждена двумя взрывами и также затоплена.
Рапорт Руднева
«…В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама» был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь.
Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой.
После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по «Асама» с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты дальномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (по окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер)…
…Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы…
…Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер «Асама», который ушел в док. Также пострадал крейсер «Такачихо», получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер «Такачихо» затонул в море. Миноносец затонул во время боя.
Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.
Подписал: командир крейсера 1 ранга «Варяг» капитан 1 ранга Руднев. 6 февраля 1904 г.»
Почести героям
Матросы с русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В апреле 1904 года экипажи кораблей прибыли в Петербург, Моряков приветствовал Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.
Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. Отважный и отчаянный шаг моряков был отмечен учреждением специальной награды для матросов «Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо», а также бессмертными песнями «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и «Плещут холодные волны».
О подвиге моряков крейсера не забыли. В 1954 году в честь 50-летия боя у Чемульпо Главком ВМС СССР Н. Г. Кузнецов лично наградил 15 ветеранов медалями «За отвагу».
9 августа 1992 года был открыт памятник командиру крейсера В. Ф. Рудневу в селе Савине (Заокский район Тульской области), где он был похоронен после кончины в 1913 году. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг».
В 2009 г., после продолжительных переговоров с корейской стороной, в Россию привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», хранившиеся ранее в запасниках музея Ичхона, а 11 ноября 2010 г. в присутствии президента РФ Д. А. Медведева мэр Ичхона передал российским дипломатам гюйс крейсера. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.
Николай II — героям Чемульпо (Речь царя в Зимнем дворце)
«Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии»; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца».
Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»
Судьба корабля
В 1905 г. крейсер был поднят со дна бухты и использовался японцами как учебное судно под названием «Соя». Во время первой мировой войны Россия и Япония были союзниками. В 1916 г. крейсер был выкуплен и включен в состав российского ВМФ под прежним названием. В феврале 1917 г. «Варяг» ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку новое советское правительство отказалось платить за его ремонт, а затем был перепродан германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.
Отыскать место гибели легендарного крейсера удалось в 2003 г. В июле 2006 г. на берегу рядом с местом гибели «Варяга» была установлена мемориальная доска в его честь. В январе 2007 г. был учрежден фонд поддержки Военно-морского флота «Крейсер «Варяг». Его целью, в частности, стал сбор средств на строительство и установку в Шотландии памятника легендарному кораблю. Памятник легендарному русскому крейсеру открыли в сентябре 2007 г. в шотландском городе Ленделфут.
…Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За Родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!
Свистит и гремит и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снаряда, —
И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг»
Подобьем кромешного ада!
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Вкруг грохот и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня, —
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
В кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче уснем под волнами!
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят во век
Геройскую гибель «Варяга»!
Источник: www.hramstrastoterpcy.ru